Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Иисус (Илай) - Не Иегова, не Савооф и не Яхве. (Полный анализ с примерами)
автор Holder Сегодня в 11:15

» Времена года: Музыка, Поэзия, Картины...
автор WladiMir Вчера в 16:53

» Будет ли церковь обличать власть?
автор Викторыч Вчера в 14:30

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Викторыч 05.06.20 14:09

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Елена Тельбукова 04.06.20 20:19

» Юмор
автор Holder 02.06.20 11:05

» НАША ПОБЕДА!
автор Нюся 31.05.20 22:01

» Вирус - плюсы и минусы...
автор WladiMir 30.05.20 23:43

» Что сейчас смотрим
автор Нюся 30.05.20 22:28

» Наши любимые нерелигиозные книги
автор noname 30.05.20 4:46

» Мысли, что стали стихами...Нюся (Татьяна)
автор Нюся 29.05.20 22:59

» Всякая ли власть от Бога?
автор мышкин 29.05.20 18:58

» ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ! ПОЗДРАВЛЕНИЯ
автор noname 28.05.20 12:21

» Был ли красный террор?
автор мышкин 26.05.20 21:55

» Отречение, которого не было. 1917
автор мышкин 26.05.20 20:02

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 25.05.20 9:44

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 25.11.16 11:54

    Здесь на форуме некоторые писали, что уважаемый Николай Александрович был не православным философом. В доказательство приводили слова американского православного автора Серафима Роуза.
    Но у меня вопрос, как не православный (якобы) человек мог написать такие строки?

    «Но религиозный консерватизм совершает ошибку в отношении к времени, он противопоставляет текущему настоящему и будущему не вечное, а прошлое, т. е. такое же текучее время. Непонятно, почему прошлое — только потому, что оно прошлое, — лучше настоящего и будущего. Это столь же ошибочно, как и обратное утверждение. Вечное может прорываться в настоящем и будущем, как оно прорывалось и в прошлом. И прошлое грешило дурным человеческим, им грешит настоящее и будет грешить будущее. В традиции есть элемент вечного, но есть и слишком много временного, преходящего, человечески относительного. Византизм, как раскрывшийся во времени духовный тип, нисколько не лучше многих других духовных типов, а часто и хуже, он принадлежит историческому времени. Думаю, что русский духовный тип много выше византийского, потому что более человечен. Философские идеи патристики нисколько не более могут претендовать на абсолютное и вечное значение, чем философские идеи Канта или Гегеля. Вечное в духовном, а не в историческом».
    http://www.vehi.net/berdyaev/florovsky.html

    Только настоящий христианин может различать между вечной христианской Истиной и временными, историческими явлениями.
    Holder
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 10109
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Holder в 25.11.16 12:26

    Ни о чем.


    _________________
    Страх Божий, несомненно, спасителен. Но Бог хочет, чтобы мы Его любили.
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 25.11.16 12:31

    А по-моему прекрасные, глубокие строки!
    Holder
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 10109
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Holder в 25.11.16 12:33

    MaximSh. пишет:А по-моему прекрасные, глубокие строки!
    Эти строки - абсолютно пустая форма, не имеющая содержания.

    Потому что сказать "вечное выше временного" - это ничего не сказать, под этим подпишется приверженец вообще любой религии. Важно, что сказавший эти слова считает вечным, а что временным. Тогда форма наполняется содержанием.


    _________________
    Страх Божий, несомненно, спасителен. Но Бог хочет, чтобы мы Его любили.
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 25.11.16 12:44

    Holder пишет:
    Эти строки - абсолютно пустая форма, не имеющая содержания.

    Потому что сказать "вечное выше временного" - это ничего не сказать. Важно, что сказавший эти слова считает вечным, а что временным. Тогда форма наполняется содержанием.

    Эти строки содержат принцип, христианский принцип разделения плоти и духа, "буквы и духа", Бога и "мира". Благодаря этому принципу христиане получают спасение от язычества во всех его формах. Например если какой-то древний святой отец писал что земля плоская, и солнце вращается вокруг нее, то мы, опираясь на сей чудный принцип разделения говорим: "он писал это по плоти". Так сохраняется христианская свобода от всех идолов этого мира.
    Holder
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 10109
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Holder в 25.11.16 12:50

    MaximSh. пишет:Эти строки содержат принцип, христианский принцип разделения плоти и духа, "буквы и духа", Бога и "мира". Благодаря этому принципу христиане получают спасение от язычества во всех его формах. Например если какой-то древний святой отец писал что земля плоская, и солнце вращается вокруг нее, то мы, опираясь на сей чудный принцип разделения говорим: "он писал это по плоти". Так сохраняется христианская свобода от всех идолов этого мира.
    Вот Вы сейчас наполнили форму содержанием, но это - Ваше содержание, с которым я тоже соглашусь. И это наше с Вами христианское понимание этого принципа.

    Однако, поскольку иудей или мусульманин имеют свои "вечные ценности", то у них и содержание будет другим, противоположным христианскому. Хотя с "принципом" они тоже согласятся на все сто.

    Поэтому этот отдельно взятый "принцип" не значит ровно ничего.


    _________________
    Страх Божий, несомненно, спасителен. Но Бог хочет, чтобы мы Его любили.
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 25.11.16 13:13

    Holder пишет:
    Однако, поскольку иудей или мусульманин имеют свои "вечные ценности", то у них и содержание будет другим, противоположным христианскому. Хотя с "принципом" они тоже согласятся на все сто.

    Поэтому этот отдельно взятый "принцип" не значит ровно ничего.

    Простите, но с чего Вы взяли что иудеи и мусульмане имеют этот принцип? Они рабы буквы, в них нет Духа Божия, и они не в силах отделить Божие (духовное) от плотского, временного.

    1 Кор., Гл.2 Ст. 14
    Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
    Admin
    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23941
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : со дна
    Вероисповедание : православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Admin в 25.11.16 13:53

    Бердяев русских коммунизмом пытался зашкварить в "Истоках и смысле". Да еще и русофобскую гадость под названием "коммунизм" назвал русским.



    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 25.11.16 15:05

    Admin пишет:Бердяев русских коммунизмом пытался зашкварить в  "Истоках и смысле". Да еще и русофобскую гадость под названием "коммунизм" назвал русским.

    Зюганов русский? Русский. Коммунист? Да. Значит феномен русского коммунизма существует.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 25.11.16 17:08

    Почитаем, что пишут о творчестве этого человека более образованные люди, а не тех, кто что-то там прочитал и им что-то там показалось. Напомню, что антихрист будет очень тонко обольщать, смешивая ложь с правдой. Это смесь Бердяева сейчас активно используют враги православия. Будьте осторожны и думайте, кого прокачиваете. Rolling Eyes

    Серафим Роуз. "Православие и религия будущего"

    3. «Новый век Святого Духа»

    Николай Бердяев (1874–1949) ни в какое нормальное время не считался бы православным христианином. Его можно было бы охарактеризовать как гностика-гуманиста, философа, черпавшего свое вдохновение скорее от западных сектантов и «мистиков», чем из православных источников. То, что его до сих пор называют в некоторых православных кругах «православным философом» и даже «богословом» — всего лишь печальное следствие религиозного невежества нашего времени. Мы приведем несколько цитат из его сочинений[3]. Глядя свысока на отцов Православия, на «монашеский аскетический дух исторического Православия», по сути дела, на все «консервативное христианство, которое... устремляет все духовные усилия человека к покаянию и спасению», Бердяев искал вместо этого «внутреннюю Церковь», «Церковь Святого Духа», тот «духовный взгляд на жизнь, который в XVIII веке нашел себе приют в масонских ложах».

    Он считал, что «Церковь находится все еще в потенциальном состоянии», что «она несовершенна», и он ждал пришествия «экуменической веры», «полноты веры», которая объединит не только различные течения в христианстве (ибо «христианство должно быть способно существовать в разнообразных формах во Вселенской Церкви»), но также и «частичные истины всех ересей» и всю «гуманистическую творческую деятельность современного человека... как религиозный опыт, освященный в Духе». Приближается эра «нового христианства», «нового мистицизма», который будет глубже, чем все религии, и призван объединить их»; так как «существует великое духовное братство... к которому принадлежат не только Церкви Востока и Запада, но также и все те, чьи стремления направлены к Богу и Божественному, по существу, все те, кто уповает на какой-либо вид духовного восхождения» — иначе говоря, люди, принадлежащие к любой религии, секте, религиозной идеологии. Он предсказывает пришествие «нового и последнего откровения», «новой эры Святого Духа», возрождая пророчества Иоакима Флорийского, латинского монаха XII века, который видел, как два века — Отца (Ветхий Завет) и Сына (Новый Завет) — уступают дорогу последнему веку, «третьему веку Святого Духа». Бердяев пишет: «Мир движется к новой духовности и к новому мистицизму; в нем больше не будет места аскетическому мировоззрению». «Успех движения к единению христианства предполагает новую эру в самом христианстве, новую и глубокую духовность, то есть новое излияние Святого Духа».

    Совершенно ясно, что нет ничего общего между этими суперэкуменическими фантазиями и православным христианством, которое Бердяев в действительности презирал. Тем не менее всякий, кто чувствует религиозный климат нашего времени, увидит, что эти фантазии на самом деле совпадают с одним из основных течений современной религиозной мысли. Бердяев и вправду может показаться «пророком» — вернее говоря, он почувствовал то течение религиозной мысли и эмоций, которое в его дни было не столь уж явно, но в наши дни стало почти доминирующим. Повсюду только и слышишь, что о новом «движении Духа». И вот уже православный священнослужитель, д-р Евсевий Стефану, приглашает православных христиан примкнуть к этому движению, когда он пишет о «могучем излиянии Святого Духа в наши дни» («Логос», январь 1972 г.). В другом месте того же издания (март 1972 г., стр. 8) член редакции, Ашанин, воскрешает не только имя, но и самую программу Бердяева: «Мы рекомендуем сочинения Николая Бердяева, великого духовного пророка нашего века. Это духовный гений... великий богослов духовного творчества... Ныне кокон Православия разорван... Божественный Логос ведет Его народ к новому пониманию своей истории и своей миссии перед Ним. «Логос» — провозвестник этой новой эры, нового состояния Православия».

    http://www.verapravoslavnaya.ru/?Serafim_Rouz_Pravoslavie_i_religiya_budushego
    noname
    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 16601
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 42
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  noname в 25.11.16 19:19

    Бердяева я не читал. Ильин и Лосский рулят.
    Admin
    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23941
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : со дна
    Вероисповедание : православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Admin в 26.11.16 0:21

    MaximSh. пишет:
    Admin пишет:Бердяев русских коммунизмом пытался зашкварить в  "Истоках и смысле". Да еще и русофобскую гадость под названием "коммунизм" назвал русским.

    Зюганов русский?

    Не изучал ни его происхождение, ни самоидентификацию по политической нации.

    Коммунист? Да.
    Ну идеология КПРФ очень специфичная. Коммунявые образца 1937 года за такое и расстрЭлять могли. Laughing

    КПРФ и ПКПб это примерно как язычники древней Руси 9 века и "андроповские" роноверы.

    Значит феномен русского коммунизма существует.

    Коммунизм в своей сути явление антирусское.

    Советская власть - есть режим эксплуатации русского большинства национальными меньшинствами.

    Коммунизм-есть преступление против веры, нации и собственности.


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...
    Holder
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 10109
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Holder в 26.11.16 8:16

    Admin пишет:Коммунизм в своей сути явление антирусское.

    Советская власть - есть режим эксплуатации русского большинства национальными меньшинствами.

    Коммунизм-есть преступление против веры, нации и собственности.
    И это очень символично, что год 100-летнего юбилея "Великой Октябрьской Революции" по восточному календарю является "годом петуха":
    Laughing  Laughing  Laughing

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином 2drz1o4


    _________________
    Страх Божий, несомненно, спасителен. Но Бог хочет, чтобы мы Его любили.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 8:48

    noname пишет:Бердяева я не читал. Ильин и Лосский рулят.

    Да. Лучше этих богословов читать Idea
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 26.11.16 14:06

    Бердяев имел великий философский дар, талант. Он гордость русского народа. Критикуют его как правило с позиций узкого, провинциально понятого "православия", в духе сектантско-старообрядческом. Но мир духовный не сводится к аскетизму, с уклоном в манихейство.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 14:20

    Ну на счёт гордости - это конечно загнули. Нужно признавать, что правовославие он откровенно отвергал. И критика его трудов абсолютно справедлива. Там достаточно много заблуждений. А вот кто действительно является гордостью русского народа из более современных - это Тихон Задонский, Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник. Вот их нужно всем читать в обязательном порядке, а особенно первого.

    Религиозно-философские интуиции Н.А. Бердяева в свете православного богословия


    Шитиков Петр, диакон


    Апробационная статья соискателя ученой степени кандидата богословия студента Тобольской духовной семинарии диакона Петра Шитикова посвящена исследованию философского наследия Н.А. Бердяева и его соотношению с православным богословием. Статья публикуется в авторской редакции.

    Как и многие русские философы конца XIX — начала XX вв., Н.А. Бердяев пытался строить свою философскую систему на христианском, а точнее, на православном мировоззрении. Но православные догматы понимались им зачастую своеобразно, или вовсе отвергались. Приступая к анализу философии Бердяева с точки зрения православного богословия необходимо решить вопрос о возможности такого сопоставления. Была ли философия Бердяева собственно религиозной, и насколько приложимы к ней конфессиональные категории? Прот. В. Зеньковский, старается избежать богословского анализа мировоззрения Бердяева, ссылаясь на самоидентификацию мыслителя, как вольного философа. Выявив целый ряд внутренних и внешних противоречий религиозной концепции Бердяева, автор предпочитает считать их «вольностями», не считая их диалектику богословской.[1] Однако, позиция Бердяева не столь однозначна. На заре своего творчества, он неоднократно говорит о своём предвестии новой религии, что он делает философскими средствами, при этом неоднократно делая обмолвки, что его философия — теософия, а значит, содержит религиозный компонент. В средние периоды он, отвергая неоднократные упрёки в религиозном еретичестве, настаивает на философской проблематичности своего мышления, которое не утверждает новых религиозных истин, а всего лишь побуждает к выявлению новых проблем и поэтому не претендует на всеобщее принятие своих подходов. Эта позиция и была принята прот. В. Зеньковским. Однако, современный исследователь С. Титаренко указывает, что защита Бердяева от еретичества повторяет логику самооправдания любимого им Оригена. Опознавая в богословии философский компонент, Бердяев диспутирует именно с философскими аспектами богословия, не затрагивая глубинно-религиозной проблематики.[2] Однако, как в средний, так и в более поздний период творчества, Бердяев обращается к трактовке вопросов, прямо соотносящихся с догматической сферой. Понимание отдельных вопросов он характеризует, как исповедание веры, что означает их коррелятивность религиозной проблематике. Кроме того, Бердяев претендует на наличие в своем мировоззрении «христианского эзотеризма», дающего ему определенное превосходство в понимании вопросов религии. Он применяет свои философские прозрения непосредственно в теологических вопросах, что позволяет говорить об его ответственности, как богослова. Трактуя богословские темы, мыслитель выступает в роли религиозного учителя, претендуя на определенную легитимность своей концепции, терминология которой также ассоциируется с конкретными христианскими догматами. Нужно согласиться с канадским исследователем Дж.Вернхам, который доказывал, что Бердяев, несмотря на личную самооценку себя в качестве философа, тем не менее был богословом: «Его мысль была основана на приверженности Христу — и это делало её теологической, а не философской по смыслу».[3]

    Продолжение:
    Итак, сопоставление позиций Бердяева с православным богословием возможно. Поскольку мыслитель оперирует понятиями, близкими христианству, необходимо выяснить, насколько его идейное наполнение данных понятий соответствует их традиционному смыслу. Задачей данной статьи является не осуждение ошибок Н.А., но их презентация.

    В исследовательской традиции сложились противоречивые подходы к вопросу о соотнесении взглядов Бердяева с православным богословием. Была ли религиозная философия Бердяева собственно религиозной. В западной литературе сложилось достаточно позитивное отношение к религиозно-философским построениям Бердяева. Большинство исследователей высоко оценивали сам факт христианской направленности философских интуиций мыслителя, оставляя в тени вопрос о соответствии этих интуиций традиционному христианству. Для европейского читателя Бердяев долгое время служил воплощением русской религиозной культуры, что затрудняло постановку данного вопроса в принципе. Наиболее восторженные авторы признавали учение Н.А. эталоном спекулятивного решения теологических проблем. Так, М. Бергос обнаружил святоотеческие корни философии Бердяева, указывав на параллели со святителями Афанасием Великим и Григорием Нисским в вопросах антропологии. Автор считает, что Бердяев идеально подходит для философской оценки патристического богословия.[4] Переводчик трудов русского философа на английский язык Д.Кларк, в своем «Введении к Бердяеву», подчеркивает на христоцентричность его миросозерцания. В отличие от идеалистов и реалистов, претендующих на звание христианских философов, Бердяев ставит Христа в самое основание своей философии, в чем приближается к богословию ап. Павла.[5] Другие авторы, более сдержанно, но однозначно говорят о достоинствах религиозного учения Н.А. Известный французский исследователь О.Клеман, пришедший к вере под влиянием Бердяева, указывает в своей монографии, что тот «является главным представителем традиционного православия не только в нашем, но и наступающем веке».[6] Уже упоминавшиеся современники и биографы Бердяева Д.Лаури и Е.Порре, как и большинство других исследователей придерживаются той же тенденции, признавая его позицию, в целом, православной. Отдельные авторы, указывая на противоречия воззрений философа традиционному христианству, признают его право на новаторство. Так, современный англиканский богослов Дж.Маккуари, продемонстрировав несопоставимость отдельных идей Бердяева с классическим теизмом христианского богословия, неожиданно ставит вопрос об обновлении самого богословия.[7]

    С другой стороны, для целого ряда отечественных исследователей были очевидны гностические элементы учения Бердяева, выводящие его за пределы традиционных догматических представлений Православной Церкви. Одним из первых на гностические истоки мировоззрения Бердяева указал его друг Л. Шестов. В статье «Гнозис и экзистенциальная философия» он убедительно показал нехристианское происхождение бердяевского гнозиса. Устанавливая связь Бердяева с немецкой мистико-философской традицией, Шестов выявляет, что духовный приоритет познания отдаётся не богооткровению, а человеческому гнозису. Бердяев тем самым становится на позиции не религиозного философа, а «учителя и философа культуры».[8] В современной русскоязычной исследовательской литературе обозначился возврат к подобной оценке учения Бердяева. П.П. Гайденко назвала характер размышлений философа «люциферическим», указав на основные расхождения его учения с православной традицией.[9] И.И. Евлампиев, основываясь на мотивации Л. Шестова, выявил гностический характер основных построений Бердяева.[10] Последовательнее других специфику религиозной философии Бердяева разобрал С.А. Титаренко в своем основательном труде. Он пришел к выводу, что сама предпосылка философствования Бердяева — гностическая. «Как только опыт религии как опыт осмысления богоданных истин замещается опытом личного продуцирования божественного, так сразу же мы оказываемся в лоне того настроения мышления, которое исторически было проявлено как гностицизм».[11]

    На основании данной исследовательской традиции можно говорить о необходимости именно богословского анализа в оценке философских позиций Бердяева. Нужно согласиться с мнением последнего из названных авторов, что «только путём применения методов теологического анализа можно определить результаты философской модернизации теологических концептов».[12]

    В центре философии Бердяева, как известно, стоит человек и его свобода. «Всю свою жизнь я писал философию свободы, стараясь ее усовершенствовать и дополнить»[13], — свидетельствует он. С этой позиции он рассматривает не только социальные и политические вопросы, но смело приступает к размышлениям о предметах божественных.

    Бердяев проводит разделение между примордиальной, несотворенной свободой и свободой благодатной, исходящей от Бога. Первая приобретает у него абсолютный характер, являясь категорией, соотносимой с Богом. В онтологическом плане, иррациональная свобода имеет те же истоки, что и Бог. «Свобода не сотворена Богом-Творцом, она вкоренена в Ничто, первична и изначальна. Свобода не детерминирована Богом-Творцом, она в том ничто, из которого Бог сотворил мир»[14]. Для Бердяева это крайне важное утверждение. Учение о божественной бездне Ungrund, принятое от немецких мистиков, как аксиома, стало отправной точкой основных его построений. «Ungrund есть и Божество апофатической теологии и вместе с тем бездна, свободное ничто первичнее Бога и вне Бога»[15]. Укорененная в Ничто свобода изначально носит этически нейтральный характер, она «не есть ни свет ни тьма, ни добро ни зло». Поэтому нет оснований предполагать, что она должна склониться к добру. В действительности, зло получило основание именно в результате актуализации свободы Ничто.

    По мнению Бердяева, только утверждение вне Бога независимого меонического начала делает возможным теодицею. Он крайне трагично переживал присутствие в мире зла и несправедливости, и не мог допустить, что ответственность за них лежит на Благом Творце. Лишь кардинальное изъятие всего злого из области Его ведения, даже в ущерб идеи Его всемогущества, позволяет философу принять Бога. Творец не ответствен за зло. Поскольку оно укоренено в изначальной бездне, Божья сила не распространяется на него. Он не властен над небытием свободы, она непроницаема для Него, поэтому Бог бессилен предотвратить зло, возникающее из несотворенной Им свободы.[16]

    Неподвластным Творцу оказывается и человек. Как «дитя Божье и дитя свободы»[17], он несет в себе недоступное Богу меоническое начало, и в этом коренится его чрезвычайное величие. Следуя мистическим интуициям Я. Бёме и М. Экхарта, Бердяев утверждает, что человек определяет божественное бытие. Даже мистически истолкованные слова Ангелуса Силезиуса, «Бог без меня не может просуществовать ни одного мгновения»[18], не теряют своего буквального значения. Бог есть лишь постольку, поскольку есть человек. Он нуждается в своем свободном «другом», способном дать творческий ответ на Его любовь. Ему не угодна рабская пассивность. Малейшая степень зависимости, исключает творчество. «Человек предназначен быть свободным творцом, подобным Отцу-Творцу»[19]. Не спасение, а творчество является целью его жизни.

    Началом творчества в человеке является свобода. Процесс творения не был завершен, и человек призван продолжить дело Божьего творения[20]. По Бердяеву, материальный мир есть результат объективации, то есть актуализации свободы в злом выборе. Бог не является творцом окружающего нас космоса, миротворение совершено Им в духовной жизни, так же как и все прочие религиозные события[21]. Мир природный есть плод грехопадения, искажения духовного мира. Такая реализация свободы является ее самоуничтожением, поскольку в появившемся мире эта свобода заменяется закономерностью и необходимостью. Бог не имеет реальной власти над миром объективации, не будучи причастным ни к породившей его бездне, ни к самому процессу падения. Он остается вне категорий добра и зла в «посюстороннем» смысле.[22] Поэтому только человек, совмещающий божественное и свободное начало, может продолжить творческий процесс мироздания. Это и должно стать ответом человека на Божий зов. От результата его творчества зависит и Божественная жизнь, и преодоление темной иррациональной свободы. Человек должен вывести мир из состояния объективации, избавив свободу от искажения и «омертвления», в которые она сама себя ввергла.

    Однако грехопадение исказило природу человека, лишив изначальных возможностей. Дух оказался заброшенным в этот материальный, объектный мир. Здесь творческий огонь охлаждается и человек оказывается способным лишь на ответ в форме закона.[23] В попытках ориентироваться в мире противоречий рождается сознание, которому присуща вторая свобода, как возможность выбора между добром и злом, возможность сознательного стремления к добру. Ветхозаветное человечество не было способно к истинному творчеству, поскольку находилось в рабской зависимости материального мира, подчиняясь природной необходимости. Отпав от Бога, человек потерял свою духовную независимость, стал определяться извне, а не изнутри.[24] В таком состоянии, когда субъект подчинен «общеуниверсальной» этике, свободное творчество невозможно. В признании первенства бытия над свободой Бердяев видит первую причину рабства человека, корень ложной антропологии, унижающей его достоинство.[25]

    Истинная же антропология может быть основана только на Христе. Христос, по мысли Бердяева — это человек, в котором достигается наиболее полное осуществление творческой мощи свободы, нов котором одновременно проявляется и ее «меонический» характер, что приводит к величайшей трагедии, величайшему страданию и величайшей жертве — принесению в жертву самого Бога. Христос, таким образом, оказывается доказательством превосходства человека над Богом, поскольку Сам по себе Бог представляется мыслителю «ущербным» человеком, не обладающим всей полнотой свободы. Христос, соединяя в себе творчество и свободу, являет в историческом бытии всю глубину человеческой абсолютности, он есть человек par excellence, и каждый человек обязан стать таким, как Он, претерпеть муку от «неистинного» мира объективации, умереть в нем, чтобы прервать «неистинное» существование, и воскреснуть в истине, в преображенном мире. Это значит, что история Христа — это выражение личной истории каждого человека и «задание» для каждого человека. «Голгофа есть внутренний момент духовной жизни, духовного пути, — прохождение всякой жизни через распятие, через жертву. В глубине духа рождается Христос, проходит свой жизненный путь, умирает на кресте за грехи и воскресает. Это и есть внутренняя мистерия духа».[26] В итоге, в философии Бердяева Абсолютом является сам человек в полноте своей внутренней творческой энергии и неограниченной свободы, а освободить мир от зла должно Богочеловечество, а не Бог.

    Очевидно, что главным, принципиальным отличием бердяевской интерпретации христианства, которое имплицитно включало в себя и остальные разногласия является допущение в качестве основы философских построений существования добытийственной, меонической свободы. С необходимостью возникает вопрос, в какой мере бердяевское понимание свободы коррелятивно православному учению. И если существует отличия в понимании свободы у Бердяева и в святоотеческом учении, то в каких концептуальных положениях его философской системы можно зафиксировать эти отличия.[27]

    Свобода для Бердяева есть отсутствие какого бы то ни было ограничения — извне и изнутри, она не детерминирована ни снизу, ни сверху, она «нетварна»; самоограничение для него — такая же несвобода, как и внешне положенный запрет. Для подтверждения своей теории Бердяев обращался к свидетельству христианских источников. Он охотно цитировал все, что в Св. Писании говорилось о свободе: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5.13), «и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8.32), но придавал этому свой смысл, не связанный с воцерковлением и духовным подвигом. Бердяев неоднократно ссылался на свт. Григория Нисского, как на своего учителя в христианском мировоззрении. Можно согласиться с Н.Бердяевым, что существует призвание христианина к свободе, однако для свт. Григория было очевидно, что свобода, как образ Божий в человеке, является сокровенным таинством, даром Божиим, возлагающим на человека большую ответственность. Авторитетный исследователь указывает, что свт. Григорий связывал категорию свободы с обожением, которое принципиально не может быть делом рук самого человека, но указывает на его зависимость от благодати Божией.[28] Для Бердяева, напротив, свобода была категорией, освобождающей человека от этой зависимости и ставящей тварь на уровень с Творцом.

    Для характеристики абсолютной свободы, как было показано выше, Бердяев использовал понятие Бездны (нем. Ungrund) — изначальной запредельной Божественной реальности, «Ничто». Это изначальное «Ничто» совершенно самостоятельно и безначально, оно независимо от Бога и только оно и может быть гарантом человеческой свободы. Отмечая, что «...это чисто люциферианская свобода, и она не отличается от чистого произвола, хотя Бердяев и не хотел бы быть понятым таким образом», П.Гайденко обнаруживает подмену понятий в рассуждении Н.Бердяева, указывая на тождество понятий человеческой свободы в философии Н.Бердяева и материи (хаоса, небытия), чистой потенции в философии античной Греции.[29]

    Понимание свободы как «демонической» влечет за собой ряд принципиальных расхождений философских идей Бердяева с православной доктриной. Прежде всего, Бердяев отказался от догматического понимания Бога как полной актуальности, как того, что уже актуально во всех своих проявлениях («статическое понимание Бога»), представив его как потенциальность и возможность. В результате Н.Бердяев вплотную подошел к выводу, что христианский Бог, в сравнении с человеком, есть только некое идеальное представление о полноте творческой мощи самого человека. Очевидно, что использование Бердяевым в своих философских конструкциях понятия «Бездны» приводит к расхождению с Символом веры. С. Левицкий отмечал, что Бердяев позволил себе затемнить образ Божества: «Неизбежным результатом получается демонизация Божества, в недра которого вносится тогда темное начало непросветленной свободы».[30] Создается впечатление, что Бердяев понимал Бога и отношения с ним человека неопределенно широко, хотя в христианстве Бог не только трансцендентен, но и открывает Себя, как об этом свидетельствует Церковь, то есть не по гностическим схемам.

    Принятие меонической, добытийственной свободы в качестве основы своего философского дискурса привело Бердяева к серьезным возражениям и против Догмата о Божьем Промысле. Он задавался вопросом, как можно оправдать существование страдания на Земле, если Бог царствует в этом мире. Решение он находит в принятии добытийственной, несотворенной свободы как источника зла в «падшем мире». Философ писал, что в центре его «религиозного интереса всегда стояла проблема теодицеи» которая была «....прежде всего проблемой свободы, основной в моей философской мысли. Я пришел к неизбежности допустить существование несотворенной свободы».[31] Бог не несет ответственности за мировое зло, порождаемое этой свободой, и не в состоянии с ним справиться. Однако, решающим фактором для решения этой проблемы, по мнению отцов Церкви, является правильное понимание того, что такое зло. По этой причине сначала они подвергают анализу имеющиеся концепции зла. Среди них на первом месте стоит концепция, характерная для обыденного сознания. Зло здесь отождествляется с бедствиями человеческой жизни — войнами, болезнями, землетрясениями и т. п. явлениями. Анализируя указанное понимание зла, отцы Церкви отмечают, то хотя Бог действительно является причиной перечисленных бедствий, однако сами по себе они не есть зло, ведь бедствие и зло — это не одно и то же. Бедствие — это то, что неприятно для человека и субъективно воспринимается им как нечто отрицательное. Объективно же бедствие может быть и положительным явлением (например, как наказание за грехи, призванное отвратить от их дальнейшего совершения) и, поэтому, может происходить от Бога, в то время как подлинное зло никогда и ни при каких условиях не может быть ни положительным, ни происходящим от Бога (хотя Он и «попускает» зло, уважая свободу воли разумных существ).[32]

    Не совпадает позиция Бердяева с каноническим православием и по догмату о грехопадении. Ему было чуждо христианское убеждение в том, что источником зла в мире является человек, точнее его грехопадение. Грехопадение для Бердяева как раз свидетельствовало о мощи и высоте человека. Если бы грехопадение не произошло, считал Н.Бердяев, то свобода не раскрыла бы себя, и тем самым не могло быть реализовано творческое предназначение человека. Поэтому опасно для человека, утверждал философ, слишком переживать состояние греховности. Философ не рассматривал покаяние как постоянную константу духовного состояния верующего, о чем постоянно напоминают святые Отцы и что является основой святоотеческого духовного опыта. Догмат о грехопадении, подчеркивал Н.Бердяев, связан с иррациональной свободой, открытой только в эпоху христианства. «Принятие идеи грехопадения, — утверждал философ, — есть принятие той истины, что в основе мирового процесса лежит первая иррациональная свобода».[33]

    Очевидно противоречие данной позиции логике святых Отцов. До грехопадения, до появления ветхого человека, Адам не был отделен не только от Бога, но и от мира, не только обладал знанием сущности тварных предметов, но и был их хозяином, господином тварного мира, который не был для него чужим и враждебным. После грехопадения, «заключившись в себе», человек начинает воспринимать и Бога и окружающий мир как нечто чуждое, внешнее, «объективное». П. Гайденко верно указывает, что в очередной раз, здесь неявно происходит подмена: «сказать, что мировой процесс начался с грехопадения, значит, поставить последнее на место божественного творения: ведь все-таки с него начался мировой процесс. Мало того: это значит приписать Сатане... тот акт миротворения, который по праву принадлежит — Другому. И тут есть своя логика. Настаивать на само-законной свободе, которая в сущности своей есть Ничто и противостоит бы­тию, — значит настаивать не просто на человеческой, а скорее на люцифери-анской свободе, свободе Каина».[34]

    Наконец, Бердяев, в отличие от православной догматики, считал, что спастись можно только творчеством, не достигая при этом духовного преображения всего духовно-телесного состава человека. «Цель человека не спасение, а творчество», — неоднократно повторял философ. В одной из своих последующих работ он усилил этот тезис: «Спасаются вне церкви, спасаются отступники христианства, богоборцы, и уж конечно, Леонардо да Винчи, Гете или Ницше более излюбленные дети Божьи, чем множество служителей исторического христианства». Такое утверждение также основывается на допущении добытийственной несотворенной свободы, которая требовала представления о Боге-Отце как «ущербном» по сравнению с человеком, нуждающемся в человеке и в его творчестве. Философ мечтал соединить «культ святости» с культом «гениальности» и бесконечного величия человека, стремился к преодолению столкновения идеи «Богочеловека» и «Человекобога».

    Итак, все новое, вносимое Бердяевым в христианство, покоится на признании добытийственной свободы, а из этого уже следует ряд положений, отвергающих догматы христианства. П. Гайденко справедливо подытожила установку мировоззрения Бердяева: «Примат свободы над бытием в конце концов означает примат человека не только над миром, но и над Богом».[35] Парадокс мировоззрения Бердяева в том, что, при радикальном отступлении от основных положений традиционного христианского богословия, он стремится к сохранению связи именно с православным учением. По мысли С. Титаренко, эта симпатия к православию объясняется несколькими причинами: «Во-первых, он считал его менее теологически развитым, что осознавалось им как особое достоинство, поскольку в богословии или теологии он видел ограниченность человеческого мышления. Во-вторых, он видел в православии большее акцентирование внимания на феномене Духа. И в-третьих, он видел, что из этого исходил православный космизм, ори­ентированный на духовное преображение мира».[36]

    [1] Зеньковский В. прот., История Русской философии. - М.: Академический проект, Раритет, 2001. с. 729.

    [2] Титаренко С.А. Специфика религиозной философии Н.А. Бердяева. - Ростов-на-Дону, 2006., С. 215.

    [3] Wernham J.C. Two Russian thinkers: An essay in Berdyaev and Shestov. - Toronto, 1968, P.11.

    [4] BegzosM.P. Nikolaj Berdjajew und die Byzantinische Philosophie. Zur metaphysischen Tragweite der patristischen Theologie // Theologie 64. Jan.-Feb. 1993. URL: www.myriobiblos.gr/texts/german/begzos.html. (дата обращения: 10.02.09).

    [5] Clarke O.F. Introduction to Berdyaev. - London, Geofrey Bless, 1950, p. 16.

    [6] Clement O. Berdiaev, un philosophe russe en France. - Paris: Desclee de Brouwer, 1991., p. 241.

    [7] Macquarrie J. Stubborn Theological Questions. -London: SCM Press Ltd., 2003., p. 77.

    [8] Шестов Л.С. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия. // Бердяев: Pro et contra. Кн. 1 . Сост., вступит. ст. и прим. А.А. Ермичева.- СПб; РХГИ, 1994, с. 434.

    [9] См. Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века.- М: Прогресс - Традиция., 2001.

    [10] Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. - Спб: «Алетейя», 2000. - Т.1 - с. 297-303.

    [11] Титаренко С.А. Указ. соч., с. 224.

    [12] Титаренко С.А. Указ. соч., с. 224.

    [13] Бердяев Н.А. Самопознание., С. 52.

    [14] Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. - // в сб. Опыт парадоксальной этики. - М.: АСТ-Фолио, 2003, С. 57.

    [15] Бердяев Н.А. Творчество и Объективация. Опыт эсхатологической метафизики. // в сб: Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995., С 217.

    [16] Бердяев Н.А. О назначении человека., С.58.

    [17] Бердяев Н.А. О назначении человека., С. 57.

    [18] Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.194.

    [19] Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. С.362; 335.

    [20] Бердяев Н.А. Смысл творчества, С.363.

    [21] Бердяев Н.А. Философия свободного духа., с. 43.

    [22] Бердяев Н.А. О назначении человека., с.78; 81.

    [23] Бердяев Н.А. Творчество и Объективация., с.220.

    [24] Бердяев Н.А. Философия свободного духа, с. 200.

    [25] Бердяев Н.А О рабстве и свободе человека. // в сб. Опыт парадоксальной этики. - М.: АСТ-Фолио, 2003., С.497-498.

    [26] Бердяев Н.А. Философия свободного духа., С. 41.

    [27] Подробный анализ концепции свободы в свете православной антропологии произвела И.В.Евланникова: Евланникова И.В. Религиозные основания философской интуиции свободы Н. А. Бердяева в контексте православной антропологии: опыт реконструкции. / Дис. канд. филос. Наук. - Ростов н/Д, 2004, СС. 104-115.

    [28] Russell N. The Doctrine of Deification in the Greek Patristic Tradition. - New York, Oxford University Press, 2004. - p.227

    [29] Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века.- М: Прогресс - Традиция., 2001., С.312.

    [30] Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. - М.:Канон, 1996, С. 363.

    [31] Бердяев Н.А. Самопознание., С. 280.

    [32] См. Иоанн Златоуст, свт. Письма к Олимпиаде. - М., 1997.; Василий Великий, свт. О том, что Бог не виновник зла.// Творения. Спб.: изд-во П.П.Сойкина, 1911. - Т. 2. - С. 149-160.

    [33] Бердяев Н. А. Метафизическая проблема свободы // Путь. 1928. № 9. С. 59.

    [34] Гайденко П.П. Указ. соч., с. 321.

    [35] Гайденко П.П. Указ. соч. С. 318.

    [36] Титаренко С.А. Указ. соч., С. 224.

    Философия, Отечественная история, Русская религиозная философия
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 15:10

    Харизматическое “возрождение” как знамение времени


    Серафим Роуз

    ________________________________

    Духовное прельщение


    ПОНЯТИЕ ПРЕЛЕСТИ — ключевое в православном аскетическом учении — совершенно отсутствует в протестантско-католическом мире, который породил харизматическое движение. Именно этот факт проливает свет на то, почему такое явное заблуждение может настолько овладеть кругами, формально принадлежащими к христианству, и почему такой проповедник, как Николай Бердяев, происходивший из православных, мог считать абсолютно непреложным, что в “новую эру Святого Духа больше не будет аскетического мировоззрения.” Причина этого очевидна: православное аскетическое мировоззрение дает единственную возможность для того, чтобы люди, получившие Духа Святого при крещении и миропомазании, могли действительно продолжать стяжание Духа Святого в своей жизни; оно учит различать духовное заблуждение и хранить себя от него. “Новая духовность,” о которой мечтал Бердяев и которую осуществляет на практике харизматическое “возрождение,” имеет совершенно иные основы, а в свете православного аскетического учения является фальшивкой. Следовательно, для этих двух мировоззрений нет места в одной и той же вселенной; чтобы принять новую духовность харизматического “возрождения,” нужно отречься от православного христианства; и, наоборот, чтобы оставаться православным христианином, человек должен отречься от харизматического “возрождения” как от поддельного православия.

    Продолжение:
    Чтобы это стало совершенно ясно, мы далее представим учение Православной Церкви о духовном заблуждении в основном по сделанному в 19 веке общему изложению основ этого учения, автором которого был епископ Игнатий Брянчанинов, православный богослов нашего времени, и которое помещено в первом томе собрания его сочинений.

    Существуют две основные формы прелести, или духовного заблуждения. Первая, более наглядная, форма связана с тем, когда человек стремится к высокому духовному состоянию или духовным видениям, не очистившись от страстей и надеясь на собственное суждение. Таким людям дьявол посылает великие “видения.” Такие примеры есть в “Житиях святых,” одном из первоисточников православного учения. Так, св. Никита, новгородский епископ (память его 31 января), перешел к уединенной жизни неподготовленным и против воли своего духовного отца и вскоре стал слышать голос молившийся вместе с ним. Затем “Господь” стал, якобы, говорить с ним, и послал “ангела” молиться вместо него, и тот сказал ему, чтобы он вместо молитвы читал книги и поучал всех приходящих к нему. Это он и стал делать, всегда видя “ангела,” который молился рядом с ним, и люди поражались его духовной мудрости и “дарам Святого Духа,” которыми он будто бы обладал, в том числе пророчествами, которые всегда исполнялись. Заблуждение было открыто тогда, когда отцы из монастыря узнали о его отвращении к Новому Завету (Ветхий Завет, которого он никогда не читал, он цитировал наизусть), и по их молитвам он раскаялся, его чудеса прекратились, и впоследствии он обрел истинную святость. Также св. Исаак Киево-Печерский (14 февраля) увидел великий свет, как бы “Христа,” грядущего к нему с “ангелами”; когда Исаак, не перекрестившись, поклонился “Христу,” бесы получили власть над ним и после долгого танца вместе с ним бросили его еле живого. Он также впоследствии обрел истинную святость. Подобных случаев известно много, когда “Христос” и “ангелы” являлись отшельникам и давали им удивительную силу и “дары Святого Духа,” когда часто приводили заблудшего отшельника к безумию и самоубийству.

    Но есть и другая, более обычная, менее эффективная форма духовного заблуждения, которая предлагает своим жертвам не великие видения, а всего лишь экзальтированные, религиозные чувства. Это возникает, как писал епископ Игнатий, “когда сердце жаждет и стремится к наслаждению святыми и божественными чувствами, будучи совершенно к ним не подготовленным. Каждый, кто не имеет дух сокрушенный, кто видит в себе какую-либо добродетель или достоинство, кто не придерживается неукоснительно учения Православной Церкви, а на основе того или иного толкования придумал свое собственное своевольное суждение или последовал неправославному учению, находится в состоянии подобного заблуждения.” Римско-католическая церковь имеет целые духовные труды, написанные людьми в подобном состоянии: например, “Подражание Христу” Фомы Кемпийского. Об этом епископ Игнатий говорит: “В этой книге царит и дышит с ее страниц лесть злого духа, обольщающая читателя, опьяняющая его... Книга приглашает читателя к прямому слиянию с Богом, без предварительного очищения покаянием... Она вводит плотских людей в экстатический восторг и опьянение, достигнутое без труда, без раскаяния, без “распятия плоти со страстями и похотями” (Гал. 5, 24), с лестью их падшего состояния.” А результат, как писал И. М. Концевич, великий распространитель святоотеческого учения: “Аскет, стремясь разжечь в своем сердце любовь к Богу и пренебрегая покаянием, старается достичь чувства блаженства и получает в результате как раз противоположное: он вступает в союз с дьяволом и заражается ненавистью к Святому Духу” (епископ Игнатий, The Orthodox Word, 1955, # 4, с. 155-158).

    И это именно то состояние, в котором находятся, даже не подозревая этого, приверженцы харизматического “возрождения.” Это можно совершенно ясно видеть, сравнивая их переживания и взгляды пункт за пунктом с учением православных Отцов, как их излагает епископ Игнатий.

    "Новое христианство":
    МОГУТ НАЙТИСЬ ЛЮДИ, сомневающиеся в том, что харизматическое “возрождение” — это разновидность медиумизма; но этот вопрос второстепенный, касающийся средств или приемов, которые помогают вступить в контакт с “духом” харизматического “возрождения.” Но то, что сам “дух” не имеет ничего общего с православным христианством, как нельзя более ясно. Фактически этот “дух” почти буквально следует “пророчествам” Николая Бердяева о “новом христианстве.” Он оставляет позади весь “монашеский аскетический дух исторического православия,” что и обнаруживает с предельной наглядностью его фальшь. Он не удовлетворяется “консервативным” христианством, которое направляет духовные усилия человека только к покаянию и спасению,” но, очевидно, полагая, как и Бердяев, что такое христианство еще “неполно,” добавляет второй уровень “духовных” феноменов, ни один из которых не является христианским по своему характеру (хотя никому не возбраняется толковать их как “христианские”) к которым открыт доступ людям любого вероисповедания с покаянием или без оного, и все это без какой бы то ни было связи со спасением. Он ждет “новой эры христианства, новой и глубокой духовности, что означает новое излияние “Святого Духа” — в полном противоречии с православной традицией и пророчествами.

    Это поистине “новое христианство,” но специфический “новый” ингредиент в этом “новом христианстве” вовсе не представляет собой ничего оригинального или передового, а просто-напросто является старой, как мир, дьявольской религией шаманского язычества. Православный “харизматический” журнал “Логос” провозглашает Николая Бердяева “пророком” именно потому, что он был “величайшим богословом духовного творчества” (“Логос,” март 1972”с. 8). Действительно, именно шаманы во всех племенах умеют входить в контакт и использовать те первобытные “творческие” силы вселенной, тех “духов земли, и неба, и моря,” которых Церковь Христова называет демонами (бесами) и служа которым, можно действительно достичь “творческого” экстаза и счастья (“Ницшеанского восторга и экстаза,” который был так близок Бердяеву), неведомых усталым и нерешительным “христианам,” впавшим в “харизматическое” заблуждение. Но там нет Христа. Бог запретил контакты с этим творческим, оккультным царством, в которое христиане забрели благодаря невежеству и самообольщению. “Харизматическому возрождению” нет нужды вступать в “диалог с нехристианскими религиями,” потому что под именем “христианства” оно уже принимает нехристианскую религию и само становится новой религией, которую предсказывал Бердяев, странно совмещающий “христианство” и язычество.

    Странный “христианский” дух харизматического “возрождения” с полной ясностью определен в Священном Писании и писаниях Отцов православия. Согласно этим источникам, в кульминационной точке мировой истории стоит почти сверхчеловеческая фигура — лже-мессия, или “антихрист.” Он будет “христианином” в том смысле, что все его дела и само его существование будет сосредоточено на Христе, которому он будет подражать во всем, в чем возможно, и он будет не просто величайшим врагом Христа, но ради того, чтобы ввести в заблуждение христиан, будет принимать вид Христа, пришедшего на землю во второй раз и правящего из возрожденного храма в Иерусалиме. “Да не обольстит вас никто никак; ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся превыше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всякими неправедными обольщениями погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все неверовавшие истине, но возлюбившие неправду” (II Фес. 2:3-5; 2:9-12).

    Православное учение об антихристе — тема очень широкая, и здесь ее нет возможности обсудить. Но если, как верят приверженцы харизматического “возрождения,” последние дни и вправду наступают, для православного христианства необычайно важно знать, что Спаситель учил, что в то время, одновременно с появлением лжепророков, будут совершаться великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мт. 24:24). А “избранные” — это, конечно, не те толпы людей, которые спешат принять грубую и в высшей степени чуждую Писанию идею, что “мир стоит на пороге великого духовного пробуждения,” а скорее “малое стадо,” которому наш Спаситель обещал: “Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12:32). Даже истинно “избранные” подвергнутся великим искушениям “великими знамениями и чудесами” антихриста, но большинство “христиан” примут его без всяких сомнений, потому что его “новое христианство” именно то, чего они ищут.
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 26.11.16 15:12

    Монтгомери пишет:А вот кто действительно является гордостью русского народа из более современных - это Тихон Задонский, Иоанн Кронштадтский, Феофан Затворник. Вот их нужно всем читать в обязательном порядке, а особенно первого.

    А не из монахов и священников есть кто-то?
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 15:17

    MaximSh. пишет:

    А не из монахов и священников есть кто-то?

    Не из Святых писатели очень часто заблуждаются. Церковь так-то вообще учит читать только Святых и православных писателей. Из последних с глубоким уважением отношусь к трудам В.Н. Лосскоко.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 15:22

    Что касается трудов Св. Тихона Задонского, то их Св. Феофан Затворник назвал лучшими из всех.
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 26.11.16 15:26

    Монтгомери пишет:
    Харизматическое “возрождение” как знамение времени


    Серафим Роуз

    ________________________________

    Духовное прельщение

    Монтгомери, Вы можете хоть немного абстрагироваться от темы аскетики, "прелести" и бесов, и посмотреть на что-то просто? То есть не видеть во всем дуалистическую войну Света и Тьмы, а посмотреть на мир спокойно, как на место где есть любовь, радость творчества, свобода мыслить, исследовать мир, заниматься спортом, наукой, философией и т.д.

    В Новом Завета четыре Евангелия, и каждое описывает Христа Бога немного по своему. Есть еще богословие Павла. Короче - Бог предоставил нам свободу, а не тиранию одной, единственно верной "буквы". Вам Роуз по душе, мне Бердяев.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 15:34

    MaximSh. пишет:

    Монтгомери, Вы можете хоть немного абстрагироваться от темы аскетики, "прелести" и бесов, и посмотреть на что-то просто? То есть не видеть во всем дуалистическую войну Света и Тьмы, а посмотреть на мир спокойно, как на место где есть любовь, радость творчества, свобода мыслить, исследовать мир, заниматься спортом, наукой, философией и т.д.

    В Новом Завета четыре Евангелия, и каждое описывает Христа Бога немного по своему. Есть еще богословие Павла. Короче - Бог предоставил нам свободу, а не тиранию одной, единственно верной "буквы". Вам Роуз по душе, мне Бердяев.

    Как раз православный правильный взгляд и является простым, когда мысль не блуждает свободно, где хочет, впадая в помрачение, но покоится в Божьей истине. Это не одна только буква, а жизнь в духе, от которой и истина. Мне по душе все Святые Отцы, которые чужды и презирались Бердяевым.
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 26.11.16 15:38

    Монтгомери пишет:
    Не из Святых писатели очень часто заблуждаются.

    Кант был не святой, но его философия открыла что-то новое о человеке, разуме, науке. А святой пред Богом человек, не обязательно хороший богослов или философ.

    Церковь так-то вообще учит читать только Святых и православных писателей.

    Какой-то иудейский принцип: "Не читайте язычников, Бог дал нам Тору, в ней вся мудрость". Но почему-то если посмотреть на святых отцов, то читали они труды языческих философов будь здоров! Иной раз непонятно, где кончается Откровение о Христе и начинается эллинизм...
    Так что Вы не правы, конечно. Ибо церковь пошла по пути Юстина Мученика, Климента Александрийского и Оригена, а не по пути Татиана.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 15:43

    Игнатий Брянчанинов хорошо предостерегал от этой  лжеучительной гордыни

    Игнатий Брянчанинов об удалении от книг, содержащих в себе лжеучение.


    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином 35f199a1f3d7739da1eba3781d28450b

    Читающий книги лжеучителей, приобщается непременно лукавому. темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные — святые Отцы [1].

    Если ум твой и сердце ничем не исписаны, — пусть Истина и Дух напишут на них заповеди Божии и Его учение духовное.

    Если же ты позволил исписать и исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями; не разбирая благоразумно и осторожно — кто писатель, что он пишет: то вычисти написанное писателями чуждыми; вычисти покаянием и отвержением всего богопротивного.

    Писателем на твоих скрижалях да будет един перст Божий.

    Приготовь для этого писателя чистоту ума и сердца благочестивою, целомудренною жизнью: тогда при молитвах твоих и при чтении священных книг, неприметно, таинственно будет начертываться на скрижалях души закон Духа.

    Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми Отцами вселенской Восточной Церкви. Этого требует Восточная Церковь от чад своих [2].

    Если же ты рассуждаешь иначе, и находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою: то ты уже не сын Церкви, а судия ее.

    Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным, ригористом? — Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее, и потому позволять себе непослушание ей, и отделение от нее. Истинным чадам Восточной Церкви приятен будет голос мой.

    Они знают, что хотящий получить небесную премудрость, должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее, признать ее, какова она и есть, буйством [3].

    Земная мудрость — вражда на Бога: она Закону Божию не покоряется, и не может покоряться [4]. От начала таково ее свойство; такою останется она до конца своего, — когда земля и яже на ней дела, а с ними и земная мудрость, сгорят [5].

    ________________________________

    Святая Церковь позволяет читать книги лжеучителей только тем своим членам, которых мысль и сердечные чувства исцелены и просвещены Святым Духом, которые могут всегда отличить от истинного добра зло, притворяющееся добром и прикрытое личиною добра.

    Духоносные, святые пастыри и учители Церковные читали писания богохульных еретиков, вынуждаемые к такому чтению необходимою нуждою всего христианского общества. Они словом сильным словом духовным обличали заблуждения, возвестили всем чадам Церкви скрытую опасность в еретических писаниях, прикрытую великолепными наименованиями святости и благочестия.

    Но мне и тебе необходимо охраняться от чтения книг, сочиненных лжеучителями. Всякому, не принадлежащему Восточной церкви, единой святой, писавшему о Христе, о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лжеучителя.

    Скажи: как возможно позволить тебе чтение всякой книги, когда каждая, читаемая тобою книга, ведет тебя куда хочет, — убеждает соглашаться на все, на что нужно ей твое согласие, отвергать все, что ей нужно, чтоб ты отвергал?

    Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятой о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порицающих это святое учение, — понятий, усвоенных чтением книг еретических!

    Не оскорбись, друг мой, на мои предостережения, внушаемые желанием тебе истинного блага. Отец, мать, добрый воспитатель не будут ли страшиться за невинного, неопытного младенца, когда он захочет невозбранно входить в комнату, где между съестными припасами множество яду?

    Смерть души бедственнее смерти тела: умершее тело воскреснет, и часто смерть тела бывает причиною жизни для души; напротив того душа, умерщвленная злом — жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства, тонкий, вовсе не приметный для незнающих.

    Будет время, предвозвещал святой Апостол, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят и к баснем уклонятся [7].

    Не прельщайся громким заглавием книги, обещающим преподать христианское совершенство тому, кому нужна еще пища младенцев: не прельщайся ни великолепным изданием, ни живописью, силою, красотою слога, ни тем, что писатель — будто святой, будто доказавший свою святость многочисленными чудесами.

    Лжеучение не останавливается ни пред каким вымыслом, ни пред каким обманом, чтоб басням своим дать вид истины, и тем удобные отравить ими душу.

    Лжеучение само по себе — уже обман. Им обманут прежде читателя писатель [8].

    Признак книги истинно, существенно душеполезной — святой Писатель; член Восточной Церкви, одобренный, признанный святою Церковью. Аминь.
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 26.11.16 15:49

    Монтгомери пишет:[

    Как раз православный правильный взгляд и является простым, когда мысль не блуждает свободно, где хочет, впадая в помрачение, но покоится в Божьей истине.

    Вы замечаете,что у Вас крайность на крайности? Или платонически-аскетическое безмолвие и расстворение в Божестве, или помрачение.
    Но есть и другие варианты. Когда Бог благословляет человека, дает ему познание истины и без пустыни, постов, и прочей "борьбы со страстями".
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 15:55

    MaximSh. пишет:Вы замечаете,что у Вас крайность на крайности?

    Это не крайность, а сердцевина.

    MaximSh. пишет:Но есть и другие варианты. Когда Бог благословляет человека, дает ему познание истины и без пустыни, постов, и прочей "борьбы со страстями".

    Это не о Бердяеве. Борьба со страстями очищает око души и только после этого человек  может всё видеть правильно, а без этого, как пишет Симеон Новый Богослов, о чём не подумаем, как не посмотрим - всё будет не так. Такие добродетели, как милосердие, любовь и др. вне просвещающей благодати будут ложными, ибо не в Боге соделываются и легко расхищаются лукавым.

    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 26.11.16 16:05

    Позиция Игнатия Брянчанинова по книгам слишком радикальна, и Церковь Православная никогда ее не примет. Это как запретить людям жениться, разводиться, как запретить христианам служить в армии, или давать присягу и т.п. Короче это было бы насилием над духом. Это на самом деле ригоризм, который присущ и ваххабитам, и многим крайним течениям.
    Что монахи часто впадали в крайности, это так же известно.
    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 16:07

    А.И. Осипов, хоть и сам имеет заблуждения, но правильно охарактеризовал творчетво Бердяева.

    Монтгомери
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7208
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 32
    Вероисповедание : Православие

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Монтгомери в 26.11.16 16:14

    MaximSh. пишет:Позиция Игнатия Брянчанинова по книгам слишком радикальна, и Церковь Православная никогда ее не примет. Это как запретить людям жениться,  разводиться, как запретить христианам служить в армии, или давать присягу и т.п. Короче это было бы насилием над духом. Это на самом деле ригоризм, который присущ и ваххабитам, и многим крайним течениям.
    Что монахи часто впадали в крайности, это так же известно.

    Это не крайность,а сердцевина, которой нас учит придерживаться Дух Святой. Это может быть насилием над плотскими людьми, но уж никак не над духом, умному духу человеческому оно приятно. Не сочиняйте. Данная позиция является церковной, церковь её и не отвергала. Отвергается она умами некоторых современных православных христиан, но считаю, что меньшинством. Я в церкви, когда спрашивал прихожан на выходе, а их там много, как они относятся к различным еретическим, не православным книгам, так они все: "Да что ты! Да не в коем разе"

    И вообще: при совершении таинства исповеди положено спрашивать кающегося, не читает ли он книг еретических? Требник.


    Последний раз редактировалось: Монтгомери (26.11.16 16:17), всего редактировалось 1 раз(а)
    avatar
    MaximSh.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 457
    Дата регистрации : 2013-08-05
    Вероисповедание : Кафолик-ортодокс

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  MaximSh. в 26.11.16 16:16

    Монтгомери пишет:
    Это не о Бердяеве. Борьба со страстями очищает око души и только после этого человек  может всё видеть правильно, а без этого, как пишет Симеон Новый Богослов, о чём не подумаем, как не посмотрим - всё будет не так. Такие добродетели, как милосердие, любовь и др. вне просвещающей благодати будут ложными, ибо не в Боге соделываются и легко расхищаются лукавым.


    Простите, Монтгомери, я не хочу больше продолжать данную дискуссию.
    Если для Вас идеал позиция Игнатия Брянчанинова, то у нас настолько разные убеждения, настолько отличные взгляды на веру и Христа, что мы скорее принадлежим к каким-то разным религиям. Единство наше чисто внешнее. По сути же мы верим в разные вещи.
    Мне ближе христианство Бердяева, чем Роуза или Брянчанинова.

    Спонсируемый контент

    О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином Empty Re: О том что Н.А. Бердяев был истинным христианином

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 07.06.20 11:47