Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор Нюся Сегодня в 22:52

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Сегодня в 19:00

» Общественные проблемы или "кучка предателей"?
автор Holder Вчера в 14:01

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Вчера в 12:05

» Юмор
автор мышкин Вчера в 12:00

» Гимн
автор Holder Вчера в 11:58

» Совок и постсовок, а есть ли различие?
автор мышкин Вчера в 9:54

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Елена Тельбукова Вчера в 0:19

» Плюшкин Игорек ДЦП Без помощи нам не справиться!
автор katerina.lipinskaya 14.12.17 13:49

» Мысли, что стали стихами...Нюся (Татьяна)
автор Нюся 12.12.17 13:21

» Русские праведники
автор Нюся 11.12.17 22:15

» Цензура толерастов или идиотов?
автор Holder 11.12.17 17:47

» Немцы на Руси
автор Holder 11.12.17 13:59

» Воля Божия: воля благая и воля попустительная
автор Holder 11.12.17 13:02

» Ложное и истинное добро
автор Бездомный 11.12.17 9:04

» Поэзия
автор Бездомный 11.12.17 2:22

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Раннее монашество и проблема институциализации

    Поделиться
    avatar
    alexis28-82
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 77
    Дата регистрации : 2011-03-11
    Возраст : 35
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : атеист

    Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  alexis28-82 в 18.05.11 21:42

    Вся история Церкви Христовой делится на два качественно различных периода: до Константина и после. Один мой знакомый как-то удачно выразился: "Церковь зарождалась как сетевая структура, а после Константина стала иерархической". Здесь дело не в том, что вообще не было иерархии. С апостольских времен были и епископы, и пресвитеры и диаконы. Но также очевидно, что союз Церкви и империи, не мог не привести к бюрократизации Первой. Епархиальное управление сегодня - это сложно организованная администрация. В моих словах нет ни доли осуждения и анархизма - таковы реалии существования в условиях падшего мира. Но вместе с тем, как только начинается процесс бюрократизации Церкви (а это уже 4-5 века), возникает и своеобразная духовная реакция (не оппозиция, не бунт, а именно реакция как реакция иммунитета) - монашество. Что такое первоначальное монашество? Это движение: а) мирянское (долгое время считалось несовместимым с принятием священного сана), б) индивидуалистическое (монах происходит от слова монос - одиночка), в) "демократическое" (признавая власть духовную, наличие сакральной иерархии, монахи уходили из мира, в том числе из мира бюрократических отношений). Египетская пустыня была местом поиска радикальной свободы и радикального равенства.
    Но шло время и монашество само стало эволюционировать в сложно организованную бюрократическую структуру. Могу ошибаться (я вовсе не знаток современной монашеской жизни), но думаю, что настоятель сегодня - это абсолютный монарх, администратор и менеджер.
    Возникает вопрос: не настало ли время для появления нового монашества, которое будет на самом деле хорошо забытым старым. Оно не будет отрицать неравенства в дарах апостольской благодати, оно не будет бунтовать против Церкви и ее иерархии. Но оно будет давать человеку возможность для поиска радикальной свободы и равенства. А значит, оно снова будет мирянским, индивидуалистическим и "демократическим".
    avatar
    Владимир Алексеев
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1949
    Дата регистрации : 2011-05-11
    Возраст : 48
    Откуда : Псков
    Вероисповедание : Православный

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  Владимир Алексеев в 18.05.11 21:55

    Возразить хотелось бы по двум пунктам:

    1. не "демократическим" (демократия - апогей атеизма, как учит нас товарищ раввин), а теократическим ("глава мужу - Христос").

    2.Монах и настоятель - изначально разные оперы. Канонически даже Епископом не должен становиться монах. В Русской Церкви просто сложилась такая благочестивая практика, что этот канон был предан забвению (и, вообще говоря, на "качестве" Епископов это не отразилось, вспомните сонм русских Святителей).

    Когда увидел тему, подумалось: речь идёт о "раннем монашестве" для безусых молодых юнцов, младостарцем же благословленных. Был у меня один знакомый ревнитель 21 года от роду, обличал во всех ересях, и, будучи отправлен за границу, пал в Гаване...

    Потом понял, что речь не о том...

    А в итоге - всё равно вспоминаются "юные ревнители", радеющие о "новом монашестве"...
    Монахом в единственном смысле этого слова не воспретит быть никакой администратор, никакая "структура"...
    Нужен только опытный духовный руководитель и неукоснительное соблюдение обетов, в том числе, и первее всего -
    отсечение собственной воли.
    А если наша воля побуждает создавать "новое монашество",
    то посмотрим, каковы плоды подобного обновления в иных сферах, не обязательно столь сурово аскетичных... Благими намерениями, да и за околицу...

    avatar
    alexis28-82
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 77
    Дата регистрации : 2011-03-11
    Возраст : 35
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : атеист

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  alexis28-82 в 18.05.11 22:14

    Что интересно: когда в самом монашестве начались тенденции к бюрократизации, то появились скиты как проявление желания ускользнуть от стихии власти. И вот неслучайна же нынешняя народная тяга к старчеству. Хотя и много лжестарцев, что опасно очень, но есть какая-то правда в желании какого-то интимного наставничества, стоящего по ту сторону иерархии.
    avatar
    Владимир Алексеев
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1949
    Дата регистрации : 2011-05-11
    Возраст : 48
    Откуда : Псков
    Вероисповедание : Православный

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  Владимир Алексеев в 18.05.11 22:22

    alexis28-82 пишет:Хотя и много лжестарцев, что опасно очень, но есть какая-то правда в желании какого-то интимного наставничества, стоящего по ту сторону иерархии.
    Старчество никогда не стояло по ту сторону иерархии. Инфернальное и потустороннее - от лукавого, воинство Христово - всё на одной стороне линии фронта!
    avatar
    alexis28-82
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 77
    Дата регистрации : 2011-03-11
    Возраст : 35
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : атеист

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  alexis28-82 в 18.05.11 23:10

    Владимир Алексеев пишет:
    alexis28-82 пишет:Хотя и много лжестарцев, что опасно очень, но есть какая-то правда в желании какого-то интимного наставничества, стоящего по ту сторону иерархии.
    Старчество никогда не стояло по ту сторону иерархии. Инфернальное и потустороннее - от лукавого, воинство Христово - всё на одной стороне линии фронта!
    Я ж опять-таки говорю не о духовной иерархии, а об администрации. Почему скиты всегда находились не в монастыре, а рядом? Почему Оптина пустынь - нечто отдельное от монастыря св. Иоанна Крестителя? Видимо, чтоб подальше от настоятелей, от начальства. Скит, пустынь - независимое братство. И более строгое в аскетическом отношении. Здесь прямая связь, ибо аскеза - это тоже путь радикальной свободы.
    avatar
    Владимир Алексеев
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1949
    Дата регистрации : 2011-05-11
    Возраст : 48
    Откуда : Псков
    Вероисповедание : Православный

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  Владимир Алексеев в 18.05.11 23:22

    alexis28-82 пишет:
    Я ж опять-таки говорю не о духовной иерархии, а об администрации. Почему скиты всегда находились не в монастыре, а рядом? Почему Оптина пустынь - нечто отдельное от монастыря св. Иоанна Крестителя? Видимо, чтоб подальше от настоятелей, от начальства. Скит, пустынь - независимое братство. И более строгое в аскетическом отношении. Здесь прямая связь, ибо аскеза - это тоже путь радикальной свободы.
    "Подальше от Архиерея - голова будет целее"...
    Речь-то о том, что ни один старец не скажет "поперек" Архиерея, если только тот не станет явно еретичествовать (но и тогда находится управа помимо старцев).
    В братстве тоже есть свои игумен, эконом, ключарь, вратарь, и прочие, в том числе "административные" послушания.
    Желающие отшельнического жития едут в ущелья Абхазии, Новый Афон, как некогда уходили в Фивейскую пустыню первые подвижники. Главное, чтобы такое желание не было продиктовано духовной прелестью новоначальных, к каковым и Вы себя, вполне, надо полагать, справедливо относите. Надо покачаться в колоске обычного монашества, чтобы потом, упав в благодатную землю затвора и умерев в ней для мира, принести сторицею духовное зерно. Так было со всеми великими подвижниками на Руси. Со скита никто не начинал. Не тот климат. Финики прямо над темечком не растут. Монашество у нас - строго общежительное, а значит и без оца-настоятеля, "администратора и модератора" не обойтись Surprised
    avatar
    alexis28-82
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 77
    Дата регистрации : 2011-03-11
    Возраст : 35
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : атеист

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  alexis28-82 в 18.05.11 23:48

    Владимир Алексеев пишет:
    alexis28-82 пишет:
    Я ж опять-таки говорю не о духовной иерархии, а об администрации. Почему скиты всегда находились не в монастыре, а рядом? Почему Оптина пустынь - нечто отдельное от монастыря св. Иоанна Крестителя? Видимо, чтоб подальше от настоятелей, от начальства. Скит, пустынь - независимое братство. И более строгое в аскетическом отношении. Здесь прямая связь, ибо аскеза - это тоже путь радикальной свободы.
    "Подальше от Архиерея - голова будет целее"...
    Речь-то о том, что ни один старец не скажет "поперек" Архиерея, если только тот не станет явно еретичествовать (но и тогда находится управа помимо старцев).
    В братстве тоже есть свои игумен, эконом, ключарь, вратарь, и прочие, в том числе "административные" послушания.
    Желающие отшельнического жития едут в ущелья Абхазии, Новый Афон, как некогда уходили в Фивейскую пустыню первые подвижники. Главное, чтобы такое желание не было продиктовано духовной прелестью новоначальных, к каковым и Вы себя, вполне, надо полагать, справедливо относите. Надо покачаться в колоске обычного монашества, чтобы потом, упав в благодатную землю затвора и умерев в ней для мира, принести сторицею духовное зерно. Так было со всеми великими подвижниками на Руси. Со скита никто не начинал. Не тот климат. Финики прямо над темечком не растут. Монашество у нас - строго общежительное, а значит и без оца-настоятеля, "администратора и модератора" не обойтись Surprised
    Вы про меня зря подумали. Я лично в монастырь не пойду, тем более в скит. Я себе девушку приглядел.
    avatar
    Владимир Алексеев
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1949
    Дата регистрации : 2011-05-11
    Возраст : 48
    Откуда : Псков
    Вероисповедание : Православный

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  Владимир Алексеев в 18.05.11 23:58

    alexis28-82 пишет: Вы про меня зря подумали. Я лично в монастырь не пойду, тем более в скит. Я себе девушку приглядел.
    А я про Вас ничего и не подумал. Обычное дело - монахи рассуждают о семье, семейные о монашестве. Хорошо там, где нас нет.
    Девушку приглядели - это хорошо, теперь только приглядитесь к будущей тёще повнимательнее. Это помогает заранее выстроить линию необходимой обороны, а может быть - и своевременно ретироваться Wink

    Спонсируемый контент

    Re: Раннее монашество и проблема институциализации

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 16.12.17 23:41