Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Пост. Для чего он нужен.

    Поделиться

    proxogy
    Гость

    Сообщения : 1973
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Вероисповедание : orthodox

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  proxogy в 06.02.11 21:38

    miha61 пишет:
    Создается такое впечатление, что вы желаете не общаться, а наоборот, этому помешать.
    Чем? Тем что в каждом посте стараюсь писать по обсуждаемой теме и избегаю навешивать ярлыки на форумчан?

    иерей Рустик
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 211
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Возраст : 33

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  иерей Рустик в 06.02.11 21:40

    proxogy пишет:
    иерей Рустик пишет:Пост нужен для тренировки,и в направлении своей воли к благоугождению воле Божьей.
    то есть мы можем сказать что : Пост является волевым тренировочным упражнением. так?
    В каком-то смысле можно и так выразиться.
    Пост - это возможность выбрать вместо служения желаниям своего тела,желание служить Богу.
    Вспомните,что первый пост был дан Адаму для возможности выбрать добро вместо зла и тем самым начать стяжание благодати Св.Духа.

    proxogy
    Гость

    Сообщения : 1973
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Вероисповедание : orthodox

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  proxogy в 06.02.11 21:47

    иерей Рустик пишет:
    Вспомните,что первый пост был дан Адаму для возможности выбрать добро вместо зла и тем самым начать стяжание благодати Св.Духа.
    И он его нарушил и желаемого не достиг... Sad
    То есть пост предпологает и обретение, чего -то лучшего, путём утеснения каких-то своих хотелок.
    разве нет?

    иерей Рустик
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 211
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Возраст : 33

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  иерей Рустик в 06.02.11 22:01

    proxogy пишет:
    иерей Рустик пишет:
    Вспомните,что первый пост был дан Адаму для возможности выбрать добро вместо зла и тем самым начать стяжание благодати Св.Духа.
    И он его нарушил и желаемого не достиг... Sad
    То есть пост предпологает и обретение, чего -то лучшего, путём утеснения каких-то своих хотелок.
    разве нет?
    Да.

    proxogy
    Гость

    Сообщения : 1973
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Вероисповедание : orthodox

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  proxogy в 07.02.11 0:05

    Так постепенно мы и доберёмся до приемлемой краткой и обьёмной формулировки...
    а пока надо отметить, что воздержание от того или иного вида пищи, не более чем средство. Ибо после обильной пищи и в спорте не приступают к тренировкам. Никому, плотно пообедав, не придёт в голову идти на турник подтягиваться двадцать раз ... По сему: род и обьём пищи в контексте поста - вторичны и индивидуальны. Кто возмётся кратко и складно это выразить или может я не прав???

    Георгий Вигант
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3214
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 52
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  Георгий Вигант в 07.02.11 8:13

    proxogy пишет:Так постепенно мы и доберёмся до приемлемой краткой и обьёмной формулировки...
    а пока надо отметить, что воздержание от того или иного вида пищи, не более чем средство. Ибо после обильной пищи и в спорте не приступают к тренировкам. Никому, плотно пообедав, не придёт в голову идти на турник подтягиваться двадцать раз ... По сему: род и обьём пищи в контексте поста - вторичны и индивидуальны. Кто возмётся кратко и складно это выразить или может я не прав???
    Я попытался выше пояснить кратко. Прочтите.
    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение Георгий Вигант Вчера в 11:11 am

    мрачный
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 136
    Дата регистрации : 2011-02-04
    Возраст : 34
    Откуда : Иркутск
    Вероисповедание : православный

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  мрачный в 07.02.11 18:24

    Пост - способ достижения свободы человеком.Тело часто приказывает нам, мол хочу того, хочу сего, а это вообще мне лень делать.Вот для того что бы научиться приказывать своему телу, заставить беспрекословно подчиняться разуму и нужен пост.Точнее он покажет направление, а быть свободным или быть рабом тела выбирает каждый сам.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  noname в 07.02.11 18:25

    А я никогда не постился.

    Саккoс
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 489
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Вероисповедание : православие

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  Саккoс в 07.02.11 18:28

    noname пишет:А я никогда не постился.
    А хотел бы попробовать?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  noname в 07.02.11 18:35

    Саккoс пишет:
    noname пишет:А я никогда не постился.
    А хотел бы попробовать?
    Нет, я люблю покушать.

    proxogy
    Гость

    Сообщения : 1973
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Вероисповедание : orthodox

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  proxogy в 07.02.11 23:33

    noname пишет:А я никогда не постился.
    noname пишет: я люблю покушать.
    А причём тут "покушать" , смысл поста заключается не в пищевых ограничениях.
    Или вы настолько раболепствуете своей плоти, что готовы пред ней унизить свою душу и дух ?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  noname в 08.02.11 3:21

    proxogy пишет:
    noname пишет:А я никогда не постился.
    noname пишет: я люблю покушать.
    А причём тут "покушать" , смысл поста заключается не в пищевых ограничениях.
    Или вы настолько раболепствуете своей плоти, что готовы пред ней унизить свою душу и дух ?
    Я просто люблю покушать.

    proxogy
    Гость

    Сообщения : 1973
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Вероисповедание : orthodox

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  proxogy в 08.02.11 6:57

    noname пишет:
    Я просто люблю покушать.
    Да да! Чужой моск... он такой ффкусный Razz

    Георгий Вигант
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3214
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 52
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  Георгий Вигант в 08.02.11 8:03

    noname пишет:
    Я просто люблю покушать.
    И на здоровье, Серёжа! И на здоровье!

    faith
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 208
    Дата регистрации : 2011-03-05

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  faith в 06.03.11 20:21

    Прохожий пишет:
    proxogy пишет:Может прежде чем обсуждать "для чего", кто нибудь даст хотя б определение : ЧТО такое ПОСТ?
    А вообще хороший вопрос. Действительно, можно ли в двух словах сказать, что такое пост?
    Давайте попробуем сформулировать.
    Вот что говорится о посте в Библии: "И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле" (2 Цар.12:16), "И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?" (2 Цар.12:22), ""Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"... вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте... Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя." (Ис.58:5-8), "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф.6:16-18) и т.п. Вспомните, как постились за Есфирь - не ели и не пили три дня, и Бог их услышал. Вообще, Бог говорил, что мы постимся не для Него, а для себя, так как пост - умоление своего тела, желаний, предание его, как бы в жертву (жертвуем желаниями пить, есть, другими телесными похотями), чтобы Господь, увидев на сколько мы "сокрушились, отказались от всего" ради какой-то нужды, вышел навстречу. Но, прежде чем поститься, как уже цитировано, нужно примириться, подготовиться. И это не значит, что поститься нужно только в определенные дни. Совсем нет. Давид, Есфирь, апостолы, Даниил и др. не ждали установленой даты (если тогда такая была). Видишь проблему, нет выхода, сил - давай, трудись - пост, молитва.И правда, искренний пост многое дает, если он, конечно, с верой.

    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6870
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 55
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  miha61 в 06.03.11 21:23

    faith пишет:
    Прохожий пишет:
    proxogy пишет:Может прежде чем обсуждать "для чего", кто нибудь даст хотя б определение : ЧТО такое ПОСТ?
    А вообще хороший вопрос. Действительно, можно ли в двух словах сказать, что такое пост?
    Давайте попробуем сформулировать.
    Вот что говорится о посте в Библии: "И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле" (2 Цар.12:16), "И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?" (2 Цар.12:22), ""Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"... вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте... Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя." (Ис.58:5-8), "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф.6:16-18) и т.п. Вспомните, как постились за Есфирь - не ели и не пили три дня, и Бог их услышал. Вообще, Бог говорил, что мы постимся не для Него, а для себя, так как пост - умоление своего тела, желаний, предание его, как бы в жертву (жертвуем желаниями пить, есть, другими телесными похотями), чтобы Господь, увидев на сколько мы "сокрушились, отказались от всего" ради какой-то нужды, вышел навстречу. Но, прежде чем поститься, как уже цитировано, нужно примириться, подготовиться. И это не значит, что поститься нужно только в определенные дни. Совсем нет. Давид, Есфирь, апостолы, Даниил и др. не ждали установленой даты (если тогда такая была). Видишь проблему, нет выхода, сил - давай, трудись - пост, молитва.И правда, искренний пост многое дает, если он, конечно, с верой.
    Спасибо уваж Faith. А можно услышать ваше мнения, изходя из выше изложенного.
    Спасибо.


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    faith
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 208
    Дата регистрации : 2011-03-05

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  faith в 06.03.11 22:34

    miha61 пишет:
    faith пишет:
    Прохожий пишет:
    proxogy пишет:Может прежде чем обсуждать "для чего", кто нибудь даст хотя б определение : ЧТО такое ПОСТ?
    А вообще хороший вопрос. Действительно, можно ли в двух словах сказать, что такое пост?
    Давайте попробуем сформулировать.
    Вот что говорится о посте в Библии: "И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле" (2 Цар.12:16), "И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?" (2 Цар.12:22), ""Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?"... вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте... Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя." (Ис.58:5-8), "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно." (Мф.6:16-18) и т.п. Вспомните, как постились за Есфирь - не ели и не пили три дня, и Бог их услышал. Вообще, Бог говорил, что мы постимся не для Него, а для себя, так как пост - умоление своего тела, желаний, предание его, как бы в жертву (жертвуем желаниями пить, есть, другими телесными похотями), чтобы Господь, увидев на сколько мы "сокрушились, отказались от всего" ради какой-то нужды, вышел навстречу. Но, прежде чем поститься, как уже цитировано, нужно примириться, подготовиться. И это не значит, что поститься нужно только в определенные дни. Совсем нет. Давид, Есфирь, апостолы, Даниил и др. не ждали установленой даты (если тогда такая была). Видишь проблему, нет выхода, сил - давай, трудись - пост, молитва.И правда, искренний пост многое дает, если он, конечно, с верой.
    Спасибо уваж Faith. А можно услышать ваше мнения, изходя из выше изложенного.
    Спасибо.
    Я, вообще-то его высказала, да и думаю, что касается духовного важнее излагать по Библии. Но, повторюсь. Пост для меня - это умоление своей плоти, которое проявляется в отказе от чего-то важного и даже необходимого (на первый взгляд) для меня. Ведь поститься не означает только не есть, можно ограничить себя от чего-то, очень "любимого". Если полный пост, так это отказ от пищи, плотских похотей полностью на определенный строк (Давид, Даниил, например, молились семь, три дня, до заката солнца, Иисус вообще месяц, в Писании множество примеров). Это зависит от веры, сил человека, даже от веры больше! Но прежде должна быть цель: за спасение кого-то, за исцеление, за укрепление (духовное, физическое), за силы простить, за помощь в преодолении препятствий или каких-то проблем, за устройство и т.д. Пост есть якобы подкрепление к молитве. Но, опять же, идти в пост нужно в смирении, просить у Господа поддержки и подкрепления, благословения (Без Бога, впереди творящего, ничего не делаю). Иметь мир со всеми, ведь это же есть и жертва, а написано, что если что имеешь против кого-то - пойди, примирись, а тогда и жертву приноси. Бог видит сердце постящего, и воздаст по искренности. То не есть пост, если поститься как бы "за компанию", или не имея определенной цели, подготовки, веры. Для меня - это не определенные дни, а время нужды: я могу брать пост тогда, когда имею потребность (как уже говорила, это может быть день, два, три и более, можно определить, например: каждый понедельник - за спасение родных, среда - за исцеление и т.д., можно раз, два, три раза на месяц, это не закрепленные времена, не грех и не поститься), ведь написано, что постимся мы не для Господа. Все это переживала и не раз, получала ответ от Бога, и, поверьте, если пост Богу угоден - человек это ощутит и переживет, получит ответ (положительный или отрицательный - но получит!!!). Вот что еще - если пост благословен Богом человеку не трудно будет и неделю, и месяц быть без пищи и др., это 1000000% (но нужно помнить и о том, как выйти из длительного поста и не навредить организму)

    teacher-organizer
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2162
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  teacher-organizer в 06.03.11 22:46

    Может прежде чем обсуждать "для чего", кто нибудь даст хотя б определение : ЧТО такое ПОСТ?

    Пост и его значение

    архимандрит Рафаил (Карелин)

    Спойлер:
    Древнехристианский апологет Афиногор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.

    Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.

    Иерархия психофизической природы человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз, где тело давит на душу, а душа поглощает дух. Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Пост является важным фактором сохранения и восстановления единства души и тела.

    Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы, об этом учили еще древние философы: «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – говорил Сократ. Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.

    Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.

    Христос сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далекие звезды, а не реальным содержанием жизни человека.

    Христианская любовь – это особая, жертвенная любовь. Пост учит жертвовать сначала малым, но «великое начинается с малого». Эгоист же требует жертв от других – для себя, причем чаще всего отождествляет себя со своим телом.

    Древние христиане соединяли заповедь поста с заповедью милосердия. У них был обычай: деньги, сбереженные на пище, откладывать в особую копилку и по праздникам раздавать нищим.

    Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.

    Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.

    Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.

    Христианство требует от нас беспрерывного совершенствования. Евангелие открывает человеку бездну его падения, как вспышка света – мрачную пропасть, разверзшуюся под ногами, и в то же время Евангелие открывает человеку бесконечное, как небо, Божественное милосердие. Покаяние – это вИдение ада в своей душе и любви Божией, воплощенной в лице Христа Спасителя. Между двумя полюсами – печали и надежды – проходит путь духовного возрождения.

    Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа.

    Святые говорят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – подчиняться наезднику, иначе оба полетят в пропасть. Чревоугодник меняет дух на чрево и приобретает жир.

    Пост – универсальное явление, существовавшее у всех народов и во все времена. Но христианский пост нельзя сравнить с постом буддиста или манихея. Христианский пост основан на других религиозных принципах и идеях. Для буддиста нет принципиальной разницы между человеком и насекомым. Поэтому употребление мяса для него – трупоядение, близкое к каннибальству. В некоторых языческих религиозных школах употребление мяса было запрещено, так как теория перевоплощения душ (метампсихоза) заставляла опасаться, что в гусе или козле заключена душа предка, попавшего туда по закону кармы (возмездия).

    По учению же зороастрийцев, манихеев и других религиозных дуалистов, в сотворении мира принимала участие демоническая сила. Поэтому некоторые существа считались порождением злого начала. В ряде религий пост был основан на ложном представлении о человеческом теле как темнице души и средоточии всякого зла. Это порождало самоистязания и изуверства. Христианство считает, что такой пост приводит к еще большему расстройству и распаду «тримерии человека» – духа, души и тела.

    Современное вегетарианство, проповедующее идеи сострадания к живым существам, основано на материалистических представлениях, стирающих грань между человеком и животным. Если же быть последовательным эволюционистом, то следует признать живыми существами все формы органической жизни, в том числе деревья и траву, то есть обречь себя на голодную смерть. Вегетарианцы учат, что растительная пища сама по себе механически изменяет характер человека. Но вегетарианцем был, например, Гитлер.

    По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей. В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной.

    Христианский пост имеет несколько видов – в зависимости от степени строгости. К посту относятся:

    * совершенное воздержание от пищи (по Уставу Церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы, в первый день поста святых Апостолов);
    * сыроядение – пища, не приготовленная на огне;
    * сухоядение – пища, приготовленная без растительного масла;
    * строгий пост – без рыбы;
    * простой пост – употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи.

    Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи (например, до двух раз в день); сократить количество пищи (приблизительно до двух третей от обычной нормы). Пища должна быть простая, не изысканная. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время – после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы.

    Надо иметь в виду, что к нарушению христианского поста относится не только вкушение скоромного, но также поспешность в еде, пустые разговоры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе».

    Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть.

    При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником.

    В прессе и других средствах массовой информации против поста нередко выступали медики – с устрашающими заявлениями. Они рисовали, в духе Гофмана и Эдгара По, мрачную картину малокровия, авитаминоза и дистрофии, которые, как призраки мщения, ожидают тех, кто доверяет Церковному Уставу больше, чем руководству по «Гигиене питания» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так называемым «старым вегетарианством», которое исключало из пищи все продукты животного происхождения. Они не давали себе труда разобраться в элементарных вопросах христианского поста. Многие из них даже не знали, что рыба – постная пища. Они игнорировали факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся преимущественно растительной пищей, отличаются выносливостью и долголетием, первые места по продолжительности жизни занимают пчеловоды и монахи.

    При этом, публично отвергая религиозный пост, официальная медицина вводила его в лечебную практику под названием «разгрузочных дней» и вегетарианских диет. Вегетарианскими днями в санаториях и армии были понедельник и четверг. Исключалось все, что могло напомнить о христианстве. По-видимому, идеологи атеизма не знали, что понедельник и четверг – это дни поста древних фарисеев.

    В большинстве протестантских конфессий календарных постов не существует. Вопросы о посте решаются индивидуально.

    В современном католичестве пост сведен до минимума; яйца и молоко считаются постной пищей. Разрешается прием пищи за один-два часа до причащения.

    У монофизитов и несториан – еретиков – пост отличается продолжительностью и строгостью. Может быть, здесь сказываются общие восточно-региональные традиции.

    Важнейшим постом ветхозаветной Церкви был день «Очищения» (в сентябре месяце). Кроме того, существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма. Своеобразным видом поста служили пищевые запреты, которые имели воспитательно-педагогический характер. Нечистые животные олицетворяли собой грехи и пороки, которых следовало избегать (заяц – боязливость, верблюд – злопамятство, медведь – ярость и т. д.). Эти запреты, принятые в иудаизме, перешли отчасти и в ислам, где нечистые животные воспринимаются как носители физической скверны.

    В Грузии народ тщательно соблюдал посты, что зафиксировано в агиографической литературе. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) составил ценное руководство о постах. А в «Описании Колхиды» доминиканского монаха А. Ламберти сообщается, в частности, что «мингрельцы следуют греческому обычаю (то есть Православию – Авт. ) – Великий пост соблюдают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблюдают обряд поста, что, как бы больны или стары, или расслаблены ни были, никаким образом в это время мяса не станут есть. Некоторые по пятницам вовсе воздерживаются от еды: на последней неделе не пьют вина, а в последние три дня никакой пищи не принимают».

    По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным.

    Вера – это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира. Говоря образно, сердце верующего человека похоже на особый локатор, который воспринимает информацию, идущую из духовных сфер. Пост способствует более тонкому и чуткому восприятию этой информации, этих волн духовного света. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва – обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва – два крыла, поднимающие душу к небу.

    Если сравнить христианскую жизнь со строящимся храмом, то его краеугольными камнями будут борьба со страстями и пост, а вершиной, венцом – духовная любовь, которая отражает в себе свет любви Божественной, как золото церковных куполов – лучи восходящего солнца.



    из книги "Христианство и модернизм"

    teacher-organizer
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2162
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  teacher-organizer в 06.03.11 22:52

    О посте

    Очень полезная и точная статья. хотела сократить, но тогда она бы потеряла кое какие духовные поучения.

    игумен Иларион (Алфеев)

    Спойлер:
    Для чего мы постимся? В чем смысл поста для нас - и с духовной точки зрения, и с точки зрения телесного воздержания?

    Если мы обратимся к истокам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жизни. Постились люди в знак покаяния, постились пророки и учители Израилевы перед выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь.

    Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в посте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Воплотившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке духовной, душевной и телесной к Своему служению. И именно поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пустыню и там постился - ничего не ел и не пил.

    В Евангелии есть моменты, которые могут заставить нас думать, что Христос не очень высоко ценил пост. Например, когда фарисеи приступали к Христу и спрашивали: "Почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся?" И Господь ответил им: "Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни" (Мк. 2:18-20).

    Представим себе на минуту жизнь Христа и Его учеников. Это была жизнь странствующего Учителя - Человека, Который вместе со Своими учениками переходил из города в город, из селения в селение. Где-то Его принимали с любовью, где-то - недоброжелательно. Иногда Он разделял трапезу с людьми богатыми и влиятельными, с фарисеями и книжниками, но чаще оказывался в домах людей бедных. И когда Христос приходил в чей-то дом, Он не требовал для Себя особой еды, а ел то, что Ему предлагали. Проходя через засеянные поля, Его ученики срывали колосья, разминали их руками и ели зерна, нарушая тем самым иногда и субботу. Время, отпущенное Христу для Его служения народу израильскому, было слишком коротким, поэтому Он был сосредоточен на главном и как бы оставлял в стороне все второстепенное. Именно потому традиционные предписания о посте и о субботе Им и Его учениками не всегда исполнялись. Мы вообще не находим в Евангелии указаний на то, что Христос соблюдал какую-то особую диету. Он ел мясо (иначе Он бы не вкушал пасхальную трапезу со Своими учениками), ел рыбу, ел то, что было доступно для Него и Его учеников.

    Но все это вовсе не означает, что Христос пренебрегал постом. Мы помним, что, когда Его ученики не смогли исцелить бесноватого отрока и спрашивали, почему они не могут этого сделать, Господь ответил им: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17:21). А потом пришло время, когда у сынов чертога брачного отнялся Жених, когда Христа уже не было с учениками, и тогда ученики возродили традицию поста - поста, соединенного с молитвой. Мы знаем, что в ранней Церкви ученики Христа вернулись к традиционным иудейским установлениям о посте. В Деяниях святых апостолов мы встречаем упоминания о том, что апостолы соблюдали пост.

    Что же такое пост? Если говорить о внешней стороне, то пост - это телесное воздержание, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это прежде всего воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, молочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов, разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержанием в брачных отношениях.

    Но все это - лишь внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь высот на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Ведь существует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, - например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать предписания врачей.

    Нельзя, кроме того, налагать узы поста на маленьких детей. Со временем, по мере того, как они растут, мы должны воспитывать в них сознательное отношение ко всему, что существует в Церкви, - к богослужению, к молитве и к посту. Можно приучать детей к некоторым ограничениям в еде, но это должно осуществляться постепенно и не в ущерб здоровью.

    Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например, во время путешествий. Христос, переходя из селения в селение, не соблюдал посты - возможно, именно потому, что это не позволял Ему избранный Им образ жизни. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. То же самое - когда мы живем у других людей или приходим в гости. Как известно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Иногда меня спрашивают: "Что делать, если в постный день приглашают на день рождения, празднование какого-либо события? Можно ли есть то, что предложат хозяева, или надо отказываться от скоромной пищи?" Думаю, вопрос должен ставиться иначе: идти или не ходить? Если мы приняли решение пойти, то сидеть среди радующихся, веселящихся людей с постным лицом, отказываться от предлагаемой пищи, служа молчаливым укором для всех непостящихся, думаю, будет неправильно. Господь Иисус Христос говорил: "Когда вы поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим" (Мф. 6:16-18). Этими словами Христос показывает, что у поста есть внешняя сторона и внутренняя. И об этой внутренней стороне я хотел бы теперь сказать несколько слов.

    Прежде всего, прочитаю небольшой отрывок из Книги пророка Исаии:

    Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "Вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают (Ис. 58:3-11).

    Как видите, уже в ветхозаветные времена существовало ясное представление о том, в чем должен заключаться пост. "Почему мы постимся, а Ты не видишь?" - вопрошает Бога постящийся. Это происходит потому, что на первое место поставлено не главное. Пророк говорит, что если человек постится "для ссор и распрей, и для того, чтобы дерзкою рукою бить других", то такой пост не угоден Богу.

    Нередко в христианской среде можно наблюдать такую картину. Люди живут весело, дружно, но наступает пост - и они озлобляются, раздражаются, ссорятся друг с другом. Происходит это отчасти потому, что, воздерживаясь от пищи, люди тем самым смиряют свое физическое естество, приглушают телесные страсти. А страстная энергия требует какого-то выхода; и вот, она выплескивается на других людей. Если такое происходит, постящийся должен понимать: его пост - именно тот неугодный Богу пост, о котором говорит пророк Исаия. Мы должны поститься не для "распрей и ссор", но для того, чтобы примириться с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел.

    По словам пророка, пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить голодного, разделить хлеб свой с ближними. Сущность поста выражена в словах: "отдай голодному душу твою". Пост - это время, когда мы должны забыть о себе, научиться жертвовать собою ради других. Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспективе. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправдание (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоящему над своей душой, над своим сердцем, нам нет извинения.

    О смысле постного подвига напоминают нам также стихиры, которые поются в начале Великого поста:

    Братие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развяжем всякие союзы неправды, расторгнем препятствия к необходимым изменениям, разорвем неправедные писания, дадим алчущим хлеб и приютим нищих и бездомных, дабы получить от Христа великую милость... Придите, верующие, и будем во свете делать дела Божии, как днем, будем ходить честно, благообразно, избавимся от несправедливого обвинения ближнего, не стараясь столкнуть его с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, возрастим данные нашей душе дарования, и приступим ко Христу, в покаянии взывая: Боже наш, помилуй нас.

    Церковь призывает нас отнестись к посту творчески: "возрастим данные нашей душе дарования". Пост - это время, когда мы высвобождаем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отношению к Богу, к Церкви и к людям. Великий пост этому особенно помогает. Не случайно он по времени выпадает на весну. В течение года природа проходит определенный цикл: возрастание, затем цветение, зрелость, увядание и долгая изнурительная зима. Это можно сравнить с состоянием нашей души. Бывают времена, когда душа наша возрождается, расцветает, но потом снова охладевает, мы становимся равнодушнее, погрязаем в наших земных делах: наступает осень, затем зима души. Но всякий раз Великий пост приходит как новая духовная весна, давая нам возможность духовно обновиться, процвести цветами добродетелей, принести плоды покаяния.

    Великий пост готовит к Страстной седмице, к встрече со Христом. Смысл, цель и сердцевина поста заключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, чтобы, очищая душу и тело, мы оказывались все более способными воспринять в себя ту духовную Весть, - преображающую, исцеляющую и воскрешающую, - которую приносит нам Господь Иисус Христос. В пасхальную ночь мы услышим слова Иоанна Златоуста о том, что и постившиеся, и не постившиеся должны насладиться духовным пиром и напитаться от духовного Агнца, Который есть Христос. Но я думаю, что многие из вас по собственному опыту знают, насколько полнее бывает восприятие служб Страстной седмицы и радость праздника Пасхи, если мы достойно и по-христиански провели пост; насколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то, что слышит в Церкви в страстные и пасхальные дни, если мы прошли через подвиг поста.

    В Великом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе зарок в течение поста никого вслух не осуждать. Если нам удастся шесть недель продержаться, никого не осуждая, это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воздерживаться от осуждения лишь во время Великого поста, но поскольку мы осуждаем друг друга ежедневно, дадим себе шанс и возможность хотя бы на время замкнуть уста для всякого слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отношение к другим людям после нескольких недель такого духовного упражнения.

    Можно также дать себе зарок в течение поста ни с кем не ссориться, никого не обижать. Это бывает очень трудно - не раздражиться на наших ближних или на сослуживцев. Но если мы сможем хотя бы в дни поста воздержаться от раздражения - это будет драгоценнее и для Бога, и для каждого из нас, чем воздержание от той или иной пищи. Господь сказал: "Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что исходит из уст, оскверняет человека… Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:11, 19).

    У нас есть сердце и уста, то есть наш внутренний человек и то орудие, через которое этот внутренний человек себя проявляет. И если нам не удается сразу же преобразить нашего внутреннего человека, то нужно хотя бы поработать над его орудием. Часто люди спрашивают, как справиться с раздражением, как сделать, чтобы не позволить себе выплеснуть гнев на другого человека. Один из способов - в тот момент, когда гнев подступает к вашему сердцу, уже захлестнул его и готов вылиться в слова, - замкнуть свои уста и не дать им раскрыться до тех пор, пока приступ гнева не пройдет. Подавить в себе гнев, "проглотить" его - это, быть может, процедура неприятная и болезненная, но если научиться хотя бы этому, то затем можно переходить и к работе над собственным сердцем. И время Великого поста идеально подходит для того, чтобы сделать первый шаг. Это то самое время, когда, если мы еще не начали работу над собой, мы можем ее начать.

    В Великом посту можно взять себе и другие делания, например, прочитать все четыре Евангелия. Нередко мы, православные христиане, думая, что Священное Писание мы знаем едва ли не наизусть, неделями и месяцами его не открываем. И не замечаем того, что, даже если и сохраняются в нашей памяти какие-то евангельские эпизоды, Евангелие все меньше и меньше становится книгой нашей собственной жизни, мы все реже видим в нем отражение собственного духовного опыта. Поэтому, если нам не хватает времени в обычные дни читать Евангелие, то хотя бы в дни Великого поста перечитаем эти страницы, на которых Сам Господь обращается к нам, дает нам пример подлинно христианской жизни.

    В дни Великого поста полезно также читать Ветхий Завет. Не случайно на великопостных богослужениях читаются и Книга Бытия, и Книга Иова, и Книга Притчей Соломоновых. Церковь избрала эти книги потому, что они имеют особое назидательное значение. Из Книги Бытия мы узнаем о сотворении мира, о смысле его существования. Книга Иова говорит нам о том, как Бог утешает человека в страданиях и скорбях. Из Книги Притчей мы можем получить множество полезнейших нравственных уроков. И если обычно мы не находим время, чтобы перечитать эти книги, то в Великом посту нужно найти для этого и силы, и время.

    В течение Великого поста полезно обратиться и к духовной святоотеческой литературе. Не случайно во вторую неделю поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, в четвертую неделю - преподобного Иоанна Лествичника, в пятую - преподобную Марию Египетскую. Опыт, отраженный в житии Марии Египетской, в книгах Иоанна Лествичника и Григория Паламы, а также других Отцов Церкви может стать и нашим опытом, если мы будем вчитываться в их слова и стараться воплощать в жизнь то, что они говорят.

    Конечно, открывая "Лествицу", многие из нас понимают, что это книга, которую не каждый может вместить, так как она говорит о слишком высоких вещах. "Лествица" начинается с отречения от мира - это первая ступень духовного восхождения. Боюсь, что никто из нас даже на эту первую ступень не взошел. Помню, когда я был маленьким мальчиком, меня поражали пожарные лестницы на старых московских домах, начинавшиеся примерно на уровне третьего этажа. Взобраться на первую ступень можно было только при помощи пожарной машины, а подняться на эту ступень прямо с земли было невозможно. И когда мы читаем "Лествицу" преподобного Иоанна, может показаться, что это именно такой род лестницы, предназначенной не для нас, на земле живущих. Но давайте вообразим, что Великий пост - это та пожарная машина, которая помогает нам взобраться на первую ступень лестницы и начать бороться с тем, что богослужебные тексты называют "мрачным разжжением (то есть пожаром) греха".

    Для людей семейных пост предполагает, помимо всего прочего, еще и воздержание от брачного общения. Из этого правила, впрочем, могут быть исключения. Например, верующая жена хочет соблюдать пост и воздерживаться от брачного общения, а неверующий муж не хочет. Нельзя допустить, чтобы пост разрушил семью. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, "та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому, что она лишает его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства". В каких-то случаях человеку приходится жертвовать собственным благочестием и своими аскетическими правилами, чтобы сохранить целость семьи.

    О том, каким должно быть наше отношение к посту, хорошо говорит отец Александр Шмеман в одной из лучших своих книг - "Великий пост", которую я всем вам рекомендую прочитать:

    Серьезное отношение к посту означает прежде всего, что мы отнесемся к нему, по возможности, на самом глубоком уровне нашего сознания - воспримем его как духовный призыв, требующий ответа, решения, постоянного усилия. Мы знаем, что именно для этой цели Церковь установила приуготовительные недели к Великому посту. Это и есть время для ответа и решения. И лучший, и самый легкий способ для этого - отдаться руководительству Церкви, хотя бы размышлением над пятью евангельскими чтениями, которые Церковь предлагает нам в течение пяти недель, предшествующих посту: желание (Закхей), смирение (Мытарь и фарисей), возвращение из изгнания (Блудный сын), суд (Страшный суд) и прощение (Прощенное воскресение). Эти евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой домой и сопоставить с моей жизнью, моим семейным положением, моими профессиональными обязанностями, моей заботой о материальной стороне жизни, моим отношением к определенным людям, с которыми я живу.



    Вопросы и ответы

    - Можно ли во время Великого поста смотреть телевизор?

    - Некоторые вообще не включают телевизор во время поста. Другие смотрят только религиозные передачи и новости. Но если вы живете в семье, где ваши близкие хотят смотреть те или иные программы, то в большинстве случаев ничего с этим поделать нельзя. Сохранять мир в семье гораздо важнее, чем исполнять те или иные аскетические предписания. Если выключенный телевизор становится источником ссор, вражды, то это неправильно. Когда верующий человек приходит в дом, где все смотрят телевизор, и выключает его с негодованием и со словами о том, что, мол, сейчас пост, вы должны каяться, а вы развлекаетесь и т. д., то, думаю, это принесет обратный результат: это может отвратить людей не только от поста, но и вообще от Церкви. Нередко верующие родители, чтобы наставить своих детей на путь истинный, запрещают им смотреть телевизор. И в душе ребенка может постепенно вырасти сильный и горький протест не только против родителей, но и вообще против Церкви, против всего церковного уклада. Ребенок не должен чувствовать себя лишенным того, что доступно другим детям. Гораздо важнее постепенно вводить ребенка в смысл того, что происходит в Церкви, раскрывать ему смысл поста так, чтобы пост для него был радостью, чтобы он сам стремился его соблюдать.

    - Преподобный Макарий Египетский, когда к нему приходили гости, нарушал пост и предлагал есть все, что у него было. Правильно ли он поступал?

    - Гостеприимство важнее поста. Если мы налагаем на себя бремя поста, то мы это делаем для своего духовного развития, для своего духовного совершенствования. Но мы не должны налагать бремя поста на других людей, тем более на тех, кто нуждается в гостеприимстве. Если приходит к нам верующий человек, о котором мы знаем, что он соблюдает пост, естественно, что тогда мы готовим и для него и для себя соответствующую трапезу. Но если приходит кто-то, кто не постится, или человек, которого нужно накормить чем-то более существенным, чем, скажем, картошка или капуста, тогда, наверное, греха в нарушении поста не будет.

    - Как быть с "проглоченным гневом", который потом, после поста, прорывается еще сильнее?

    - "Проглоченный гнев" - это лишь первый этап, когда мы учимся не позволять своему гневу выплескиваться наружу. За этим должен следовать второй этап, когда человек начинает работать над своим сердцем и ставит не только свое внешнее поведение, но и свои внутренние движения перед судом Евангелия. Если гнев подступает к сердцу, вспомните о Христе, Которого пригвождали ко кресту, а Он молился за своих мучителей. Вспомните о святых, в жизни которых происходило что-то совершенно несопоставимо более страшное и трагическое, чем то, что происходит с нами, но они принимали это со смирением и с любовью. Вспомните Иоанна Златоуста, который был смещен с архиепископского престола, сослан в изгнание, которого избивали стражники и который дошел до последней степени истощения от голода. Когда он, всеми оставленный и преданный, умирал, он сказал: "Слава Богу за все". Подобных примеров немало. Надо вспоминать их в тот момент, когда мы готовы разразиться гневом по какому-то пустячному поводу - когда, например, нам подали недостаточно подогретый суп, или кто-то опоздал на встречу с нами, или нам представили на подпись плохо составленный документ.

    Еще один момент. У нас часто бывает, что раздражение возникает по одной причине, а изливается на какого-то человека по совершенно другому поводу. Например, вы опоздали на автобус, двери захлопнулись перед самым носом, потом проехавшая машина обдала вас грязью. И когда вы пришли на работу, легче всего излить накопившийся гнев на сослуживцев. Ведь автобус и машина ушли, то есть объектов, которые вызвали ваш гнев, уже нет, а сотрудник оказался рядом. Но машина уехала, а человек остается, и с ним вы можете из-за пустяка вступить в длительную, иногда, быть может, многолетнюю войну. Никакие внешние факторы не должны владеть нами настолько, чтобы стать причиной гнева или раздражения.

    - Как отделить человека от его поступка?

    - Как это сделал отец в притче о блудном сыне. Сын поступил гадко, но отец продолжал его любить.

    - Как научиться не гневаться на детей?

    - Надо помнить, что дети беззащитны, однако внешние впечатления в них накапливаются. Сколько раз бывает, что ребенок до какого-то возраста терпит, а потом вдруг взрывается, и все, что накопилось за прежние годы, вырастает в активное противление родителям. Иногда это заканчивается разрывом с родителями, иногда отчужденностью между родителями и детьми. Вообще к ребенку нужно относиться тонко и деликатно. Мне кажется, что ребенку можно сказать все, с ним можно прямо говорить о его недостатках, ему можно давать уроки, которые запомнятся на всю жизнь. Но воспитание не должно строиться на гневе: всякое слово, сказанное в состоянии раздражения, теряет свой смысл и имеет противоположный эффект. Даже если то, что вы говорите, правильно по существу, оно может быть неправильно по форме. И ребенок этого существа уже никогда не запомнит, а запомнит только, что на него была излита какая-то порция гнева.

    - Как научиться сдерживаться, не выплескивать свои эмоции?

    - Всякое слово, как хорошее вино, должно отстояться и приобрести зрелость. Чаще всего мы раскаиваемся в тех своих словах, которые выпалили как первую реакцию на что-то. Кто-то нас обидел - и мы в ответ грубим. А надо было бы, прежде, чем говорить грубые слова, взвесить все на весах рассудка, на весах правды, на весах соответствия наших действий евангельскому учению. И, если после этого у нас еще остается что-то сказать человеку, мы можем это ему сказать, но по-дружески, мягко, так, что человек нас услышит, но не обидится.

    В течение Великого поста мы призваны следить за собой, не давать своим эмоциям выплескиваться в тот момент, когда они появились, давать возможность чувствам отстояться. И если мы научимся реагировать на внешние раздражители взвешенно, спокойно, значит мы поднялись выше хотя бы на одну ступеньку той лестницы, которая ведет в Царство Небесное.

    Сергей КСС
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1803
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Откуда : Украина-Крым-Керчь
    Вероисповедание : Христианское

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  Сергей КСС в 07.03.11 1:44

    Саккoс пишет:Предлагаю здесь обсудить вопрос о посте.
    Вот пост, который Я избрал:
    Ис 58.6

    faith
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 208
    Дата регистрации : 2011-03-05

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  faith в 07.03.11 1:51

    к сожалению сектант пишет:
    Саккoс пишет:Предлагаю здесь обсудить вопрос о посте.
    Вот пост, который Я избрал:
    Ис 58.6
    А где, как не в Слове Божьем искать этот ответ??!!!! Это чистое словесное молоко, открывает истину всем, кто желает ее черпать. Каждый избирает то, что приятно глазам, плоти, а нужно то, что приятно духу, угодно Господу.

    footloose
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1301
    Дата регистрации : 2011-02-07
    Вероисповедание : православие

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  footloose в 07.03.11 2:07

    «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
    Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
    Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
    будем так молиться и соблюдать пост по мере сил

    faith
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 208
    Дата регистрации : 2011-03-05

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  faith в 07.03.11 2:13

    footloose пишет:«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
    Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
    Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
    будем так молиться и соблюдать пост по мере сил
    Подскажите, пожалуйста, где в Библии написаны эти слова, не могу найти? Sad

    Сергей КСС
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1803
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Откуда : Украина-Крым-Керчь
    Вероисповедание : Христианское

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  Сергей КСС в 07.03.11 2:54

    Это не из Писания, это из Православного предания. Молитва такая.

    faith
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 208
    Дата регистрации : 2011-03-05

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  faith в 07.03.11 3:02

    к сожалению сектант пишет:Это не из Писания, это из Православного предания. Молитва такая.
    Понятно... Слава Богу, что Он подарил нам Слово Свое, живое и действенно, то есть - Библию, и научил Он нас молиться...

    Спонсируемый контент

    Re: Пост. Для чего он нужен.

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 0:50


      Текущее время 07.12.16 0:50