Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Монтгомери Сегодня в 12:40

» Кому нужен Всемирный Совет Церкквей?
автор Нюся Сегодня в 12:14

» Украина и Православие.
автор Нюся Сегодня в 12:08

» Молитвенное правило
автор Монтгомери Сегодня в 11:59

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Сегодня в 11:39

» Госдума приняла закон об административной ответственности за гомо-пропаганду
автор Holder Сегодня в 11:35

» "Многонациональность": русским поднесли к носу котях, а они и съели
автор noname Сегодня в 11:25

» Красные и белые....
автор Holder Сегодня в 10:51

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Сегодня в 8:51

» Сталин и Россия объективный взгляд
автор мышкин Вчера в 12:02

» Тезисы о ВОВ и 9 мая
автор мышкин Вчера в 11:51

» Ювенальная юстиция – это зло. Кто продвигает это?
автор мышкин Вчера в 9:24

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Елена Тельбукова Вчера в 1:30

» Демократия и откуда она берется
автор Holder 25.05.17 21:17

» Многодетная семья. Шесть несовершеннолетних детей
автор Светлана Ярославцева 25.05.17 20:52

» Время мифов?
автор Монтгомери 25.05.17 20:32

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Читаем Библию. Книга Бытия

    Поделиться
    avatar
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6511
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 14.08.16 16:09

    Интересно, что содержание стиха 7 гл. 4 Бытия в церковнославянском тексте Библии и в русском синодальном переводе сильно отличается.

    Быт. 4,7 - ЦСЯ:
    еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси; умолкни; к тебе обращение его, и ты тем обладаеши.

    Быт. 4,7 - РСП:
    если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

    Это из-за различий Септуагинты и масоретских текстов?

    Кстати, где-то встречал такое мнение, что ископаемые неандертальцы (тупиковая ветвь человека) - суть потомки Каина...


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 14.08.16 17:45

    Holder пишет:Интересно, что содержание стиха 7 гл. 4 Бытия в церковнославянском тексте Библии и в русском синодальном переводе сильно отличается.

    Быт. 4,7 - ЦСЯ:
    еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси; умолкни; к тебе обращение его, и ты тем обладаеши.

    Быт. 4,7 - РСП:
    если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

    Это из-за различий Септуагинты и масоретских текстов?


    Видимо, да. Славянский текст следует LXX.
    Здесь еврейский и греческий текст сильно отличаются. Перевод П.А. Юнгерова тоже следует  LXX:

    Если ты правильно принес, то правильно ли отделил? чрез это не согрешил ли? успокойся: к тебе обращение его, и ты обладать им будешь.

    А современный перевод РБО - еврейскому тексту:

    Если делаешь добро — подними голову. А если нет, то у порога грех таится. Он тебя вожделеет, ты будешь владыкой его.

    Различие текстов сказывается и на толкованиях. Часть отцов, как уже отмечалось, считают, что Каин «неправильно разделил» жертву, принес плоды малоценные. А слова «к тебе обращение его, и ты тем обладаешь» Иоанн Златоуст понимает как относящиеся к Авелю, т.е. Каин, как старший брат, не лишается власти над младшим. Но, к примеру, блаженный Иероним отстаивает еврейский текст.
    avatar
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6511
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 14.08.16 17:57

    Макгрегор пишет:Видимо, да. Славянский текст следует LXX.
    Здесь еврейский и греческий текст сильно отличаются. Перевод П.А. Юнгерова тоже следует  LXX:

    Если ты правильно принес, то правильно ли отделил? чрез это не согрешил ли? успокойся: к тебе обращение его, и ты обладать им будешь.

    А современный перевод РБО - еврейскому тексту:

    Если делаешь добро — подними голову. А если нет, то у порога грех таится. Он тебя вожделеет, ты будешь владыкой его.

    Различие текстов сказывается и на толкованиях. Часть отцов, как уже отмечалось, считают, что Каин «неправильно разделил» жертву, принес плоды малоценные. А слова «к тебе обращение его, и ты тем обладаешь» Иоанн Златоуст понимает как относящиеся к Авелю, т.е. Каин, как старший брат, не лишается власти над младшим. Но, к примеру, блаженный Иероним отстаивает еврейский текст.
    А я вот только что подумал, что вторая часть стиха, может быть, и не сильно отличается, если под "его" понимать "грех".

    Если ты правильно принес, то правильно ли отделил? чрез это не согрешил ли? (не совершил ли грех?) успокойся: к тебе обращение его (т.е. греха - он, грех, манит тебя), и ты обладать им будешь (т.е. будешь владеть собой - господствовать над грехом).

    Тогда вторая часть имеет сходное содержание: он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним - близко по смыслу к "ты обладать им будешь", т.е. не будешь рабствовать греху, а будешь над ним господствовать.

    Такая вот гипотеза...


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 14.08.16 19:54

    В этой главе есть и другие заметные разночтения. Например, в Быт. 4: 12 в Синодальном переводе Бог говорит Каину: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле», а в славянском: «стеня и трясыйся будеши на земли» (т.е. «будешь стонать и трястись»).
    В Быт. 4:13 по синодальному переводу Каин говорит Богу: «наказание мое больше, нежели снести можно». А по славянскому: «вящшая вина моя, еже оставитися ми». Это связано с многозначностью употребленного здесь еврейского слова, которое может означать и грех, и наказание. В одном случае (СП) Каин, по сути, упрекает Бога в несправедливости, в другом говорит, что его вина непростительна. «…вина моя более, чем (возможно) простить мне» (пер. Юнгерова П.А.).
    avatar
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6511
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 14.08.16 20:55

    Макгрегор пишет:В Быт. 4:13 по синодальному переводу Каин говорит Богу: «наказание мое больше, нежели снести можно». А по славянскому: «вящшая вина моя, еже оставитися ми». Это связано с многозначностью употребленного здесь еврейского слова, которое может означать и грех, и наказание. В одном случае (СП) Каин, по сути, упрекает Бога в несправедливости, в другом говорит, что его вина непростительна. «…вина моя более, чем (возможно) простить мне» (пер. Юнгерова П.А.).
    Да, действительно, содержание и суть двух переводов противоположны...

    Ну, это мы еще до Псалтири не добрались - там расхождений с ЦС можно поболе найти Smile


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    VADIM2016
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 57
    Дата регистрации : 2016-08-21
    Вероисповедание : христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  VADIM2016 в 03.02.17 12:36

    Holder пишет:
    Да, действительно, содержание и суть двух переводов противоположны...

    Ну, это мы еще до Псалтири не добрались - там расхождений с ЦС можно поболе найти Smile

    Почему обсуждение приостановилось в теме или Библию уже не читаете?
    avatar
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6511
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 03.02.17 12:53

    VADIM2016 пишет:Почему обсуждение приостановилось в теме или Библию уже не читаете?
    Если есть что сказать - скажите Smile


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    VADIM2016
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 57
    Дата регистрации : 2016-08-21
    Вероисповедание : христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  VADIM2016 в 03.02.17 17:17

    Holder пишет:
    Да, действительно, содержание и суть двух переводов противоположны...

    Ну, это мы еще до Псалтири не добрались - там расхождений с ЦС можно поболе найти Smile

    Отличие LXX от МТ объесняеться не только что Септуагинта это перевод, но и тем что сам перевод Семидесяти переводился с другого прототекста чем Масоретский Текст.

    avatar
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6511
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 04.02.17 7:59

    VADIM2016 пишет:Отличие LXX от МТ объесняеться не только что Септуагинта это перевод, но и тем что сам перевод Семидесяти переводился с другого прототекста чем Масоретский Текст.
    Это действительно так.

    Как и то, что масоретский текст появился уже после Христа, что дает христианину основания сильно сомневаться в его аутентичности.


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    VADIM2016
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 57
    Дата регистрации : 2016-08-21
    Вероисповедание : христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  VADIM2016 в 05.02.17 14:00

    Holder пишет:
    Это действительно так.

    Как и то, что масоретский текст появился уже после Христа, что дает христианину основания сильно сомневаться в его аутентичности.

    Не согласен, протомасоретский текст существовал, как показывают рукописи мертвого моря, еще до Христа. Вот что по поводу Септуагинты говорил библеист Андрей Десницкий: "Но перевод Септуагинты... вот уж где текстологические проблемы встают во весь рост! по текстологии Септуагинты сделано ничтожно мало, там вообще не понятно, что брать за основу. Лес темный. "

    Источник: http://orthodoxy.cafe/index.php?topic=63760.0

    Посмотрите ещё то что говорил по этой теме библеист Михаил Селезнев:



    Вывод: слова про искаженность Масоретского Текста и то что он якобы белее поздний чем Септуагинта это все церковные байки. Laughing


    Последний раз редактировалось: VADIM2016 (05.02.17 17:04), всего редактировалось 1 раз(а)
    avatar
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6511
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 05.02.17 15:14

    VADIM2016 пишет:

    Не согласен, протомасоретский текст существовал, как показывают рукописи мертвого моря, еще до Христа. Вот что по поводу Септуагинты говорил библеист Андрей Десницкий: "Но перевод Септуагинты... вот уж где текстологические проблемы встают во весь рост! по текстологии Септуагинты сделано ничтожно мало, там вообще не понятно, что брать за основу. Лес темный. "

    Посмотрите ещё то что говорил по этой теме библеист Михаил Селезнев:

    Вывод: слова про искаженность Масоретского Текста и то что он якобы белее поздний чем Септуагинта это все церковные байки. Laughing
    Короче, полную ясность может внести только широкая публикация Кумранской находки, до этого все рассуждения библеистов слушать неинтересно. А этому, как я слышал, жестко противится иудейский раввинат.


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    VADIM2016
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 57
    Дата регистрации : 2016-08-21
    Вероисповедание : христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  VADIM2016 в 05.02.17 16:55

    Holder пишет:
    Короче, полную ясность может внести только широкая публикация Кумранской находки, до этого все рассуждения библеистов слушать неинтересно. .

    Это не рассуждение, а констатация факта. Вот вам ещё выдержка из слов Михаила Селезнева:

    "По подсчетам уже упоминавшегося мною проф. Эммануила Това, ведущего на сегодняшний день специалиста в области текстологии Ветхого Завета, около 20-25% библейских свитков из Кумрана демонстрируют своеобразные орфографические черты, роднящие их с сектантской литературой из Кумрана, для них характерны частые ошибки, и частые попытки поправить текст, но, по мнению Това, писцы могли опираться на прото-масоретские рукописи; примерно 40-60% кумранских библейских свитков относятся к протомасоретскому типу, около 5% относятся к протосамаритянскому типу, около 5% близки к еврейскому прообразу Септуагинты, остальные вообще не поддаются классификации."

    Источник: http://www.pravmir.ru/pochemu-evreyskaya-bibliya-otlichaetsya-ot-grecheskoy-videolektsiya/

    Как видно из цитаты, большинство рукописей Мертвого Моря представляют "протомасоретский текст". Протомасоретский текст это тот же масоретский текст, только огласованый.

    Holder пишет:.А этому, как я слышал, жестко противится иудейский раввинат.

    "Слушай, слышал, под землёю город строят,
    А говорят на случай ядерной войны,
    Да вы слыхали, скоро бани
    Все закроют повсеместно
    Навсегда и эти сведенья верны.

    И словно мухи тут и там
    Ходят слухи по домам,
    А беззубые старухи
    Их разносят по умам,
    Их разносят по умам."

    Владимир Высоцкий.

    Замете, в отличии от вас, я всегда указываю источник цитат. Smile


    Последний раз редактировалось: VADIM2016 (05.02.17 17:32), всего редактировалось 3 раз(а)
    avatar
    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6511
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 05.02.17 17:22

    VADIM2016 пишет:

    Это не рассуждение, а констатация факта. Вот вам ещё выдержка из слов Михаила Селезнева:

    "По подсчетам уже упоминавшегося мною проф. Эммануила Това, ведущего на сегодняшний день специалиста в области текстологии Ветхого Завета, около 20-25% библейских свитков из Кумрана демонстрируют своеобразные орфографические черты, роднящие их с сектантской литературой из Кумрана, для них характерны частые ошибки, и частые попытки поправить текст, но, по мнению Това, писцы могли опираться на прото-масоретские рукописи; примерно 40-60% кумранских библейских свитков относятся к протомасоретскому типу, около 5% относятся к протосамаритянскому типу, около 5% близки к еврейскому прообразу Септуагинты, остальные вообще не поддаются классификации."

    Источник: http://www.pravmir.ru/pochemu-evreyskaya-bibliya-otlichaetsya-ot-grecheskoy-videolektsiya/

    Как видно из цитаты, большинство рукописей Мертвого Моря представляют "протомасоретский текст". Протомасоретский текст это тот же масоретский текст, только огласованый.



    "Слушай, слышал? Под землею город строят, Говорят, на случай ядерной войны... - Вы слыхали? Скоро бани все закроют Повсеместно. Навсегда." Владимир Высоцкий.

    Замете, виотличии от вас, я всегда указываю источник цитаты. Smile
    Неинтересно. Вот когда будут публично поставлены вопросы, непосредственно касающиеся догматики и, следовательно, спасения души, тогда мне станет интересно. А пока я совсем не настроен копаться в аргументах всяких библеистов, да еще к тому же иудеев Laughing


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    VADIM2016
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 57
    Дата регистрации : 2016-08-21
    Вероисповедание : христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  VADIM2016 в 05.02.17 17:29

    Holder пишет:
    Неинтересно. Вот когда будут публично поставлены вопросы, непосредственно касающиеся догматики и, следовательно, спасения души, тогда мне станет интересно. А пока я совсем не настроен копаться в аргументах всяких библеистов, да еще к тому же иудеев Laughing

    1) Это не догматика, а библейская текстология. (Одна из областей библеистики).

    2) Михаил Селезнев и Андрей Десницкий - православные учёные.

    В этой теме вы разговаривали про переводы Библии, это библеистика, а не догматика.


    Последний раз редактировалось: VADIM2016 (06.02.17 18:20), всего редактировалось 2 раз(а)
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7034
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Монтгомери в 05.02.17 17:46

    Как правильно читать Библию


    Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)


    — Нередко нас, православных, упрекают в том, что мы не так часто читаем Библию, как это делают, к примеру, протестанты. Насколько подобные упреки справедливы?

    — Православная Церковь признает два источника богопознания — Священное Писание и Священное Предание. Причем первое является неотъемлемой частью второго. Ведь первоначально проповеди святых апостолов произносились и передавались в устной форме. Священное Предание включает в себя не только Священное Писание, но и богослужебные тексты, постановления Вселенских Соборов, иконографию и целый ряд других источников, которые занимают важное место в жизни Церкви. И все, что сказано в Священном Писании, есть и в Предании Церкви.

    Начиная с древности, жизнь христианина была неразрывно связана с библейскими текстами. А в XVI в., когда возникла так называемая «реформация», ситуация изменилась. Протестанты отказались от Священного Предания Церкви и ограничились лишь изучением Священного Писания. И поэтому в их среде появился особый род благочестия — чтение и изучение библейских текстов. Еще раз хочу подчеркнуть: с точки зрения Православной Церкви, Священное Предание включает в себя весь объем церковной жизни, в том числе и Священное Писание. Более того, даже если кто-то не читает Слово Божие, но регулярно посещает храм, то слышит, что все богослужение пронизано библейскими цитатами. Таким образом, если человек живет церковной жизнью, то он находится и в атмосфере Библии.
    Продолжение:

    — Сколько всего книг входит в Священное Писание? В чем отличие православной Библии от протестантской?

    — Священное Писание — это собрание книг, разных книг и по времени их написания, и по авторству, и по содержанию, и по стилю. Они разделены на две части: ветхозаветную и новозаветную. В Православной Библии насчитывается 77 книг, а в протестантской — 66.

    — Чем вызвано такое разночтение?

    — Дело в том, что в православной Библии, точнее в Священном Писании Ветхого Завета, кроме 39 канонических книг насчитывается еще 11 неканонических: Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, Варуха, вторая и третья книги Ездры, три Маккавейские книги. В «Пространном христианском катехизисе» святителя Филарета Московского сказано, что деление книг на канонические и неканонические вызвано отсутствием последних (11 книг) в еврейских первоисточниках и наличием их только в греческих, т. е. в Септуагинте (переводе 70-ти толковников). В свою очередь, протестанты, начиная с М.Лютера, отказались от неканонических книг, ошибочно присвоив им статус «апокрифических». Что же касается 27 книг Нового Завета, то их признают как православные, так и протестанты. Речь идет о христианской части Библии, написанной после Рождества Христова: новозаветные книги свидетельствуют о земной жизни Господа Иисуса Христа и первых десятилетиях существования Церкви. К ним относятся четыре Евангелия, книга Деяний апостольских, послания апостолов (семь — соборных и 14 — апостола Павла), а также Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

    — Как правильно изучать Библию? Стоит ли начинать познание с первых страниц Бытия?

    — Главное — иметь искреннее желание познавать Слово Божие. Начинать лучше с Нового Завета. Опытные пастыри рекомендуют знакомиться с Библией через Евангелие от Марка (т. е. не по порядку их изложения). Оно — самое короткое, написано простым и доступным языком. Прочитав Евангелия от Матфея, от Луки и от Иоанна, переходим к книге Деяний, апостольским посланиям и Апокалипсису (самая сложная и самая таинственная книга во всей Библии). И лишь после этого можно приступать к ветхозаветным книгам. Только прочитав Новый Завет, легче понять смысл Ветхого. Ведь апостол Павел не зря сказал, что ветхозаветное законодательство было детоводителем ко Христу (см.: Гал. 3: 24): оно ведет человека, как будто ребенка за руку, чтобы дать ему понять по-настоящему, что же произошло во время боговоплощения, что такое в принципе боговоплощение для человека...

    — А если читатель не понимает какие-то эпизоды Библии? Что в таком случае делать? К кому обращаться?

    — Желательно иметь под рукой книги, которые изъясняют Священное Писание. Можно порекомендовать творения блаженного Феофилакта Болгарского. Его объяснения короткие, но очень доступные и глубоко церковные, отражающие Предание Церкви. Классическими также являются беседы святителя Иоанна Златоуста на Евангелия и послания апостольские. Если возникают какие-то вопросы, неплохо было бы посоветоваться с опытным священником. Необходимо понимать, что чтение Священного Писания — это часть духовного подвига. И очень важно молиться, очищать свою душу. Ведь еще в Ветхом Завете было сказано: в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху, ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды (Прем. 1: 4–5).

    — Значит, к чтению Священного Писания нужно готовиться особым образом?

    — Опытные старцы в монастырях давали послушнику правило: прежде чем изучать Священное Писание, сначала нужно ознакомиться с творениями святых отцов. Библейские чтения — это не просто изучение Слова Божия, это как молитва. Я вообще бы рекомендовал читать Библию утром, после молитвенного правила. Думаю, несложно выделить 15–20 минут, чтобы прочитать одну–две главы из Евангелия, посланий апостольских. Так можно получить и духовный заряд на весь день. Очень часто таким образом появляются ответы на серьезные вопросы, которые ставит перед человеком жизнь.

    — Иногда бывает и такая ситуация: прочел, понял, о чем речь, но тебе это не подходит, поскольку ты не согласен с тем, что написано...

    — По словам Тертуллиана (одного из церковных писателей древности), наша душа — христианка по природе. Таким образом, библейские истины даны человеку изначально, они заложены в его природу, его сознание. Мы иногда называем это совестью, т. е. это не что-то новое, которое несвойственно человеческой природе. Основные постулаты Священного Писания — глас Божий, звучащий в природе каждого из нас. Поэтому нужно, прежде всего, обратить внимание на свою жизнь: все ли в ней согласуется с заповедями Божиими? Если человек не хочет слушать голос Бога, то какой еще голос ему необходим? Кого же он послушает?

    — Однажды у святителя Филарета спросили: мол, как можно верить в то, что пророк Иона был проглочен китом, у которого очень узкое горло? В ответ он сказал: «Если бы в Священном Писании было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона — кита, я бы и этому поверил». Разумеется, сегодня подобные высказывания могут воспринять с сарказмом. В связи с этим возникает вопрос: почему Церковь так доверяет Священному Писанию? Ведь библейские книги написаны людьми...

    — Главное отличие Библии от других книг — богооткровенность. Это не просто творчество какого-то выдающегося человека. Через пророков и апостолов на доступном языке воспроизводится голос Самого Бога. Если к нам обращается Творец, то как же мы должны к этому относиться? Отсюда такое внимание и такое доверие к Священному Писанию.

    — На каком языке были написаны библейские книги? Как их перевод повлиял на современное восприятие священных текстов?

    — Большинство ветхозаветных книг написано на древнееврейском языке (иврите). Некоторые из них сохранились только на арамейском. Уже упомянутые неканонические книги дошли до нас исключительно на греческом: к примеру, Иудифи, Товита, Варуха и Маккавейские книги. Третья книга Ездры в своей полноте известна нам только на латыни. Что же касается Нового Завета, то он в основном был написан на греческом — на наречии койнэ. Некоторые библеисты полагают, что Евангелие от Матфея было написано на еврейском, но никаких первоисточников до нас не дошло (есть только переводы). Конечно, лучше было бы читать и изучать библейские книги, опираясь на первоисточники, оригиналы. Но так сложилось еще с древних времен: все книги Священного Писания переводились. И поэтому в большинстве своем люди знакомы со Священным Писанием в переводе на их родной язык.

    — Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?

    — Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

    — Все ли народы сегодня могут читать Библию на своем родном языке?

    — По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.

    — Какой язык для нас предпочтительнее: русский, украинский или церковнославянский?

    — Главный критерий — Библия должна быть понятной. Традиционно за богослужением в Церкви используется церковнославянский язык. К сожалению, в общеобразовательной школе он не изучается. Поэтому многие библейские выражения требуют пояснения. Это, кстати, касается не только нашей эпохи. Такая проблема возникала и в XIX в. Тогда же появился и перевод Священного Писания на русский язык — Синодальный перевод Библии. Он прошел проверку временем, оказал огромное влияние на становление русского языка в частности и русскую культуру в целом. Поэтому для русскоязычных прихожан я бы рекомендовал использовать для домашнего чтения именно его. Что же касается украиноязычных прихожан, то здесь ситуация немного сложнее. Дело в том, что попытка первого полного перевода Библии на украинский язык была предпринята Пантелеймоном Кулишом в 60-х годах XIX в. К нему присоединился Иван Нечуй-Левицкий. Завершил перевод Иван Пулюй (уже после смерти Кулиша). Их труд был издан в 1903 г. библейским обществом. В XX в. наиболее авторитетными стали переводы Ивана Огиенко и Ивана Хоменко. В настоящее время очень многие предпринимают попытки перевести всю Библию или частично. Есть и положительный опыт, и сложные, спорные моменты. Так что, наверное, было бы некорректно рекомендовать какой-то конкретный текст украинского перевода. Сейчас Украинская Православная Церковь осуществляет перевод Четвероевангелия. Надеюсь, что это будет удачный перевод и для домашнего чтения, и для богослужебного (на тех приходах, где употребляется украинский).

    — На некоторых приходах во время богослужения прочитывается библейский отрывок на родном языке (после прочтения на церковнославянском)...

    — Эта традиция характерна не только для наших, но и для многих зарубежных приходов, где есть верующие из разных стран. В таких ситуациях богослужебные отрывки из Священного Писания повторяют и на родных языках. Ведь духовная пища должна быть дана человеку в том виде, в котором она может принести духовную пользу.

    — Время от времени в СМИ появляется информация о какой-то новой библейской книге, которая якобы ранее была утрачена или хранилась в тайне. В ней обязательно обнаруживаются какие-то «сакральные» моменты, противоречащие христианству. Как относиться к таким источникам?

    — В последние два столетия было открыто немало древних рукописей (манускриптов), что позволило скоординировать взгляд на изучение библейского текста. В первую очередь, это касается Кумранских рукописей, обнаруженных в районе Мертвого моря (в Кумранских пещерах). Там было найдено много рукописей — как библейских, так и гностических (т. е. текстов, искажающих христианское учение). Не исключено, что и в дальнейшем будет найдено немало манускриптов гностического характера. Следует напомнить, что еще на протяжении ІІ и ІІІ вв. Церковь вела борьбу с ересью гностицизма. А в наше время, когда мы наблюдаем повальное увлечение оккультизмом, эти тексты появляются под видом некой сенсации.

    — По каким критериям можно определить положительный результат от регулярного чтения Священного Писания? По количеству заученных цитат?

    — Мы читаем Слово Божие не для заучивания. Хотя бывают ситуации, например в семинариях, когда именно такая задача ставится. Библейские тексты важны для духовной жизни, чтобы почувствовать дуновение Самого Бога. Таким образом, мы приобщаемся к тем благодатным дарам, которые есть в Церкви, узнаем о заповедях, благодаря которым становимся лучше, приближаемся к Господу. Поэтому изучение Библии — важнейшая часть нашего духовного восхождения, духовной жизни. При регулярном чтении многие отрывки постепенно запоминаются и без специального заучивания.

    http://www.pravoslavie.ru/82616.html
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7034
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Монтгомери в 05.02.17 21:09


    Молитва перед чтением Святаго Евангелия

    Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи, во Евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти, вся поправше, духовное жительство пройдем, вся яже ко благоугождению Твоему и мудроствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    В Книге Жизни следует искать только пути жизни

    «Есть три способа читать книгу, – пишет один мудрец, – можно читать ее для того, чтобы подвергнуть ее критической оценке; можно читать, ища в ней утех для своего чувства и воображения и, наконец, можно читать совестью. Первые читают, чтобы судить, вторые – чтобы развлечься, третьи – чтобы совершенствоваться. Евангелие, не имеющее себе равной между книгами, нужно читать сначала только простым разумом и совестью. Читаемое так, оно заставит трепетать вашу совесть на каждой странице пред добром, пред высокою прекрасною моралью».
       «Для меня, как и для всякого верующего, – говорит Н. Н. Неплюев, – Библия есть Книга Жизни, непреложное Слово Божие, неисчерпаемый источник воды живой; заключенная в ней вечная истина правды Божией имеет вечное и общее значение для всех времен и для всего человечества».
       «Кто был орудием воли Божией, как звали того, кто удостоился поведать миру то или другое слово Божие, когда и по какому поводу прозвучало это слово для человечества, – все это для нас второстепенно. Что наполняет нас верою, любовию и радостью светлою – это внутренняя правда, несравненная убедительность для разума и сердца каждого слова Книги Жизни, это чудо гармонии, это дивное единство, это божественная стройность вечной истины правды Божией, поведанной миру на протяжении многих веков и через посредство многих людей Божиих».1
        Цель чтения Библии – познание воли Божией
    Продолжение:
       «Чего хочет верующий? – продолжает Н.Н. Неплюев. – Он верит, что Книга Жизни содержит в себе вечную истину правды Божией, главная цель его не может быть иною, как познать святую волю Бога Живаго, во всей ее вечной неизменной стройности. Для него Божественное Откровение содержит все то, что исходящий от Отца Дух Святый благоволил открыть людям ради их духовного воспитания и вечного спасения, чтобы они могли разумно жить, согласно правде воли Отца Небесного».
       «При чтении Евангелия, – внушает еп. Игнатий (Брянчанинов), – не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.
       Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это Книга Жизни, и надо читать ее жизнию.
       Раскрывая для чтения книгу – св. Евангелие, вспомни, что она решит твою вечную участь. По ней мы будем судимы, и, смотря по тому, каковы были здесь по отношению к ней, получим в удел или вечное блаженство, или вечные казни. Бог открыл свою волю ничтожной пылинке – человеку! Книга, в которой изложена эта великая и всесвятая воля – в твоих руках. Ты можешь и принять, и отвергнуть волю Создателя и Спасителя твоего, смотря по тому, как тебе угодно. Твои вечная жизнь и вечная смерть в руках твоих: рассуди же, насколько нужно тебе быть осторожным, благоразумным. Не играй своей участью вечною!»

    Исторические подробности – дело второстепенное; долго останавливаться на них, особенно при самом начале чтения Библии, не полезно

    Вопросы о том, когда, кем и по какому поводу было изречено то или другое слово Божие, не могут иметь для верующего, относительно познания вечной истины правды Божией, ровно никакого значения. Для верующего, – через кого, когда и по какому поводу ни снизошел на землю тот или другой луч Божественного света, – все Откровение исходит от Духа Святого, Господа Животворящего, и, исходя от Бога Неизменного, в Котором нет «ни тени перемены», оно не может не иметь всеобщего и вечного значения, как непреложная воля Бога Живого, земной отблеск неизменной вечной истины правды Божией.
       Исторические события имеют сами по себе второстепенное значение для христианского мировоззрения; всего важнее и в них внутренний, непреходящий смысл, который могут только затемнить выдвигаемые на первый план исторические подробности.
       Большая часть этих исторических исследований способна удовлетворить не разумную потребность сознания, а скорее бесцельное любопытство. Легкомысленные увертки так свойственны воле грешного человечества, что всякая новая историческая подробность дает повод превращать сокровища Божественного Откровения в никому не нужные исторические справки.
       Необходимо ясно понимать, что Книга Жизни есть Слово Божие, имеющее значение не местное и не временное, а общечеловеческое и вечное; что это общечеловеческое, вечное значение присуще всякому лицу, о котором говорит Библия, и всякому слову Откровения.
       «Евангелие, – пишет Н.А. Астафьев, – не есть история событий, раз случившихся, давно прошедших; оно всегда современно, оно вечно, как вечны истины, в нем заключающиеся и непрерывно осуществляющиеся в жизни людей, из рода в род».2
       Именно понимание этого внутреннего смысла Библии и затемняется для многих историческими подробностями, отвлекающими внимание от вечного к временному, преходящему.
       Вот почему и возможно всем нам знакомое прискорбное явление, что люди, обладающие обширными познаниями в области богословия и истории Церкви, могут не уметь ни думать, ни чувствовать по-христиански.

    В Библии следует искать уяснения смысла жизни, а не разрешения научных вопросов

    «Некоторые, – говорит один писатель, – обращаются к Слову Божию, думая найти в нем исторические сведения о древних веках, и действительно находят; но это не есть цель Слова. Другие ищут сведений относительно геологии и усердно стараются привести или геологию к Писанию, или Писание к геологии. Мы можем всегда быть вполне уверены, что истина никогда не противоречит себе; но, так как никто еще пока не может вполне знать геологии – потому что ее факты не были еще объяснены удовлетворительной теорией, – мы подождем, пока философы разрешат свои вопросы, и мы уверены, что, когда они найдут истину, она будет вполне согласна с тем, что Бог открыл. Во всяком случае, мы можем предоставить науки ученым. Главное учение Св. Писания – о спасении людей, о рае, о падении первых людей, о повреждении природы человеческой и о средствах искупления. Прочтите все Писание, и вы найдете, что его главный предмет – все, что относится к самым важным интересам людей, и не как евреев или язычников, но как всех людей одной крови, – не как варваров и скифов, или греков, или рабов, или свободных, но как людей, которые все призваны на праздник благодати. И тот неправильно читает Слово Божие, кто не слышит его говорящим о том, что более всего касается его и его ближних.
       Это Книга, которая говорит лично нам. Она говорит не о том, что на луне или на планете Юпитере, не о том только, что было в давно прошедшее время, и не о том, главным образом, времени, которое настанет; но она касается нас, наших настоящих обязанностей, – говорит о том, как грех может быть сегодня прощен, и как наши души могут быть приведены в единение со Христом».
       Упомянутый нами мудрец в одном своем сочинении указывает, что христианин должен читать Евангелие не как поэт, не как ученый профессор, не как толкователь, историк: «Читайте его, – пишет он, – как человек. Есть нечто выше воображения, науки, ума, гения, хотя бы это был ум всего мира или величайший гений; есть нечто, стоящее выше всего этого, и вы не станете возражать мне, что это нечто есть совесть, которою и нужно читать Евангелие».
       В самом деле, было бы грубою ошибкой с нашей стороны, если бы мы искали в Библии разрешения всех вопросов, какие ставит нам ненасытная пытливость нашего ума. Из вечной истины правды Божией Господь благоволил открыть человечеству именно то, что необходимо для понимания смысла земной жизни и разумного выполнения на земле воли Божией. Не будем же искать удовлетворения прихотей разума там, где содержится вечная истина правды Божией в размере насущного хлеба для человеческого сознания.
       Не будем искать в Библии ответов на те вопросы по астрономии, геологии, физиологии или анатомии, которые не имеют никакого значения для понимания смысла земной жизни человека, и будем уверены, что найдем ответы на все те вопросы из области этих наук, которые нужны для понимания смысла земной жизни и разумного выполнения воли Божией. Зато будем твердо помнить, что все то, что поведало нам Божественное Откровение, есть абсолютная истина, что не сравнивать с нею, а проверять ею мы должны те научные гипотезы, которые так часто основаны на наивных, нелепых научных сказочках, не имеющих часто ни малейшего научного основания, как произведения самонадеянной фантазии какого-либо ученого авторитета.
       Не будем искать в исторической части Библии подробного изложения развития исторических событий, согласно требованиям «современной научной мысли», требований, основанных на теории постепенного развития и полной зависимости духовной жизни человека от породившей его среды и окружающих его обстоятельств. Библия не знает наших временных увлечений и порождаемых ими гипотез.
       Признавая свободу воли человека, Библия постоянно помнит, что жизнь человеческая зависит от настроения духа миллионов живущих, разумных и свободных людей, а не настроения духа – от роковой деятельности машинообразного общественного организма. Библия показывает, что ни среда, ни обстоятельства не заставили св. пророка Моисея ни чувствовать, ни думать, ни жить так, как жили современные ему евреи и египтяне; она говорит, что, если Савл мог обратиться в апостола Павла, возможны и другие духовные преображения наперекор измышленным законам постепенной эволюции духа, столь удобным для усыпления совести и безмятежного выполнения собственных прихотей.

    О понимании Св. Писания и руководстве Св. Отцов

    Понимание Библии в общем не представляет собою непреодолимых трудностей. Говоря вообще, нет такого человека, для которого эта Книга была бы совершенно недоступна и непонятна. «Благодать Св. Духа, – справедливо замечает Иоанн Златоуст, – для того и употребила мытарей, рыбарей, скинотворцев и пастырей, простых и неученых людей, к написанию сих книг, чтобы никто из неученых не жаловался на трудность уразумения, чтобы все понимали, что эти книги говорят, чтобы ремесленник и слуга, вдова и самый необразованный человек получали от слушания пользу и назидание».
       Тем не менее, нельзя сказать, чтобы в Библии все было понятно, и для каждого. Не следует забывать, что Священные книги писались при известных исторических условиях, на протяжении более полутора тысяч лет, и имеют свойственные известному времени особенности речи. Затем, в Библии, как откровении Бога, заключаются столь возвышенные истины, что для правильного понимания их нужно особое руководство.
        Необходимо руководство при изучении Библии
       Все это предполагает в читателе, желающем уразуметь глубокий смысл этой Книги, и некоторые специальные познания, и некоторую особую осторожность, а главное – руководствование такими пособиями, которые помогали бы ему непогрешительно уразумевать глубокий и таинственный смысл Св. Писания. Где же искать такие пособия? Чтобы понимать поэта, нужно, говорят, идти в страну поэта. Чтобы правильно понимать Библию, нужно идти в Церковь, потому что эта Книга явилась в недрах Церкви и в ней всегда хранилась. Поэтому Церковь и является первой и единственной истолковательницей Библии. Каждый, желающий правильно понимать ее, должен прежде всего обращаться к церковной сокровищнице, к дошедшей до нас святоотеческой литературе.
       «Самым важным, незаменимым пособием при чтении Слова Божия, для правильного понимания его, должно служить для православного христианина, – пишет Н.А. Астафьев – объяснение Слова Божия, святого, непогрешимого, Православной Церковью, объяснение, предлагаемое ею в творениях Св. Отцов Церкви. Почти нет места в Писании, на которое нельзя было бы найти объяснения у того или иного Отца. К этим-то объяснениям и нужно обращаться, чтобы не впасть в заблуждение при чтении Слова Божия. В случае надобности нужно обращаться к живым учителям Церкви – пастырям».
       «Благоговейно читая словеса Духа Божия, помни, христианин, что не нашему бедному, грешному уму исчерпать всю глубину премудрости Божией, сокровенной в слове Божием, – говорит епископ Игнатий (Брянчанинов). – Сказано: «в злохудожну душу не внидет премудрость» (Прем. 1:4), ибо сама премудрость для человека есть прежде всего – благочестие (Иов. 28:28)».
        Достоинство Св. Отцов и их толкований на Св. Писание
       Были люди святые, сердцем чистые, духом смиренные и к Богу близкие; они читали Слово Божие и просили у Бога вразумления, как понимать Книгу словес Его; и Бог просвещал их Своею благодатию, и они, умудренные благодатию Духа Божия, оставили нам в своих писаниях толкования на Слово Божие. К сим богомудрым толковникам обращайся и ты, смиренный читатель Слова Божия; не мудрствуй сам паче меры ума твоего; безопаснее довериться в уразумении тайн Божиих тому, кто святою жизнию очистил свое сердце от страстей и сам стал обителию Духа Божия; безопаснее вопросить такового богопросвещенного мужа, нежели самому, одним своим умом, пускаться в неисследимую глубину Божией премудрости. Слово царское лучше понимает и объясняет царский слуга; Слово Божие лучше разумеет и разъясняет близкий Богу муж. А таковы и были богомудрые пастыри и учители Церкви Божией, которая, по слову апостола Христова, сама есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3:15). Они сами изъясняли Св. Писание, руководствуясь преданием, от св. апостолов к ним дошедшим. Так, св. Златоуст в одном месте говорит: «Не смущайтесь, если сказанное мною для вас странно; я говорю здесь не свои слова, но слова отцов наших, чудных и знаменитых мужей».
       Так Дух Божий, пребывая согласно Христову обетованию в Церкви, избирал святых мужей, и чрез них сохранял и хранит доселе чистоту истинного истолкования Св. Писания. Их толкование есть разумение самой Церкви. «Только в Церкви, – говорит Климент Александрийский, – хранится истинное ведение; кто толкует Писание вопреки церковному преданию, тот потерял правило истины». «Кто не в Церкви, – говорит св. Иларий, – тот вовсе не может разуметь Божественного Слова». После этого нам ли грешным, со своим близоруким умом, со своим нечистым сердцем браться за такое великое дело?» ...
       «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Св. Писания, – внушает тот же епископ-подвижник. – Святый Дух, произнесший через Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез Святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада! Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его Святыми Отцами, Св. Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
        Для понимания Слова Божия необходимо исполнение его – исправление жизни
       Оставь греховную жизнь, оставь пристрастия и наслаждения, отрекись души своей: тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие. «Ненавидяй души своея в мире сем, – сказал Господь, – души, для которой от падения грехолюбие сделалось как бы природным, как бы жизнью, – в живот вечный сохранит ю» (Ин. 12:25). Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву, но слово жизни, как дух, остается для него под непроницаемой завесой.Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели его – и вместе не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души – умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его.
       «Евангелие, – сказал преподобный Марк Подвижник, – умом чистым читается; понимается по мере исполнения заповедей его самым делом. Но точного и совершенного раскрытия Евангелия невозможно стяжать в себе собственными усилиями: это дар Христов.
       Дух Святый, вселившись в верного и истинного служителя Своего, соделывает его и совершенным читателем, и истинным исполнителем Евангелия».

    https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chitat-bibliyu/#0_2

    Спонсируемый контент

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 27.05.17 12:58