Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Монтгомери Сегодня в 1:19

» Размышления нонейма о вечности, мистике, Боге, жизни...
автор Монтгомери Вчера в 20:32

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор Монтгомери Вчера в 20:25

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор vlad4484 Вчера в 20:02

» О национальном чувстве
автор Admin Вчера в 19:49

» Чин всенародного покаяния
автор Виктор48 Вчера в 19:37

» Украина и Православие.
автор Монтгомери Вчера в 19:32

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор Монтгомери Вчера в 19:24

» Красиво
автор Бездомный Вчера в 17:25

» РФ и Россия
автор Admin 08.12.16 21:30

» ЧТО ТАКОЕ Псевдомонархизм?
автор Admin 08.12.16 20:23

» Что это за такой "закон" о земельных участках?
автор Бездомный 08.12.16 20:18

» Сталин-это
автор noname 08.12.16 14:31

» Плоды демократии или нужен ли национализм?
автор Ingwar 08.12.16 13:41

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder 08.12.16 8:25

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Монтгомери 07.12.16 22:39

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Читаем Библию. Книга Бытия

    Поделиться

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 25.06.16 10:45

    Хотелось бы рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся толкования избранных мест Св. Писания и, в частности, Книги Бытия.


    В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт. 1: 1)

    «Причина творения есть Бог. В сем месте еврейского текста слово םיהלא Элогим, собственно Боги, выражает некую множественность, между тем как речение ארב сотворил показывает единство Творца. Чтобы изъяснить сей необыкновенный состав слов, некоторые доразумевают пред словом םיהלא слово הלא, но сия догадка опровергается тем, что сии слова и в совокупности употребляются во множественном числе: והלא אוה םכיהלא םיהלא הוהי יכ ибо Иегова Боги ваши есть Боги Богов (Втор. X. 17). Другие производят сей образ выражения от язычников, но сие мнение основывается на недоказанном предположении, будто язык еврейский не есть первоначальный язык патриархов, а заимствованный ими от язычников. Иные принимают сие за выражение благоговения или относят просто к свойству языка еврейского, но в обоих сих случаях можно снова сделать вопрос: откуда происходит сей род почтительного выражения или сие особенное свойство языка? Итак, догадка о указании сим образом выражения на таинство Св. Троицы заслуживает уважения. Да и почему бы Моисею в изображении столь величественного действия, как сотворение мира, предпочесть другим употребляемым евреями наименованиям божества слово םיהלא, которое означать может богов, ангелов и вельмож, если бы он не находил в сем слове того преимущества, что под покровом его мог прозорливым показать высочайшую тайну Божества, не ослепляя светом ее зараженных многобожием времен и народов?». (Святитель Филарет Московский (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия).

    Кому принадлежит эта догадка, о которой говорит св. Филарет? У каких толкователей она встречается?

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 25.06.16 22:45

    Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. (Быт. 1: 2)

    Некоторые авторы видят в тьме и бездне намек на некую изначальную катастрофу или демонические силы, вкравшиеся в творение.

    «…в Библии говорится о том, что Творец одобряет Свет, который Он создал, одобряет мир, который Он создал. Это "тов", "тов", значит "прекрасное", "доброе", а в конце говорится: "тов неод", то есть "весьма доброе", "весьма прекрасное" и "совершенное".
    Но не сказано это о тьме. Бог разделяет свет и тьму. И впервые появляется намек на то, что в Мироздании есть некая тень, которая отбрасывается предметами. Разумеется, священный автор имел в виду вовсе не ту тень, которую сейчас, допустим, я отбрасываю на стене, а тень в мистическом смысле, во внутреннем смысле, если хотите, в этическом смысле: в Мироздании появляется нечто, какая-то нота фальшивящая, то, о чем Творец не может сказать, что это есть "тов", "тов", то есть "добро".
    Таким образом, уже в Шестодневе мы находим первый намек на какое-то катастрофическое, неблагополучное развитие Мироздания. Но этот катастрофизм не мешает осуществлению высшей задачи, мир идет к некой цели». (Священник Александр Мень. Шестоднев).

    «Бездна здесь (древнеевр. техом), несомненно, как-то перекликается с вавилонской богиней Тиамат, существом, олицетворявшим страшные первобытные океанские воды... Библейский автор не случайно использовал образ страшной Тиамат. Он писал свои строки вскоре после возвращения иудеев из длительного вавилонского плена. Плен позволил евреям соприкоснуться с новой для них религиозной культурой. Соприкоснуться и усвоить некоторые образы, мифологемы. Но это соприкосновение с язычеством подчеркнуло и различие представлений носителя Божественного откровения – Израиля и культуры языческого народа. Поэтому говорить о Тиамат нейтрально, скажем, бесстрастно Священный автор не может. С одной стороны, Тиамат для него – лишь образ, наименование таинственной бездны вод, существовавшей при начале мира. Но, с другой стороны, упоминая богиню хаоса, Библейский автор намекает нам на демонизм, вкравшийся в мир уже при самом истоке его бытия». (Священник Константин Пархоменко. Сотворение мира и человека).

    Неясно, каков источник такого понимания. Ведь древние отцы считали по-другому.

    «…бездна – не множество сопротивных сил, как представляли себе некоторые, и тьма – не первоначальная какая-нибудь и лукавая сила, противопоставляемая добру». (Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев).

    «И никто да не подумает о мне, будто бы сим в моем воззрении на речения, понимая оные иносказательно, ввожу смешение понятий, и чрез это соглашаюсь с мнениями тех, которые прежде нас имели подобный взгляд, и говорю: бездною называются отпадшие силы, а под тьмою верху бездны разумеется миродержитель тьмы. Никогда не соглашусь на такую беззаконную мысль, чтобы злобу представлять себе Божиим созданием, когда Божие слово вкратце изрекло ясно: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1: 31). Если добро все, что сотворил Бог, бездна же, и что около нее, не вне созданного Богом; то следует, что и она, хотя есть бездна, в собственном смысле добра, хотя и не сияет еще около сей бездны вложенный в существа свет». (Святитель Григорий Нисский. О Шестодневе).

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 26.06.16 10:45

    И был вечер, и было утро: день один. (Быт. 1: 5)

    Встречается утверждение, что суточный круг православного богослужения потому начинается с вечера, что в описании шести дней творения вечер упоминается раньше утра.

    «Богослужебные сутки начинаются с вечера. (По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера – вечернею)». http://azbyka.ru/days/p-bogosluzhebnye-krugi

    Однако:

    ««И бысть вечер, и бысть утро, день един» (Быт. 1: 5). Вечер есть общий предел дня и ночи, подобным образом и утро есть смежность ночи со днем. Посему, чтобы старейшинство бытия приписать дню, Моисей сперва наименовал конец дня, а потом конец ночи, так как ночь следует за днем. Ибо состояние в мире, предшествовавшее сотворению света, было не ночь, но тьма, а что стало отлично от дня, то названо ночью, сему и наименование дано после дня…». (Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. II).

    ««И виде, — сказано, — Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий» (Быт.1:12—13). Видишь, как (Моисей) частым повторением учения хочет вкоренить в нашем уме значение того, о чем говорится? Надлежало бы сказать: и был день третий. Но вот он о каждом дне говорит так же, как и здесь: «и бысть вечер: и бысть утро, день третий», это не без причины и не без цели, но чтобы мы не нарушали порядка и не думали, будто с наступлением вечера оканчивается уже день, но знали бы, что вечер есть конец света и начало ночи, а утро конец ночи и полнота дня. Это именно хочет внушить нам блаженный Моисей словами: «и бысть вечер, и бысть утро, день третий». И не удивляйся, возлюбленный, что божественное Писание многократно повторяет это. Если и после такого повторения, объятые еще заблуждением и ожестевшие сердцем иудеи пытаются спорить и считают вечер началом наступающего дня, обольщая и обманывая сами себя, продолжают сидеть в тени, когда истина сделалась столь ясною для всех, и пользуются свечою, когда солнце правды повсюду разливает лучи свои, то кто мог бы вынести упорство неблагодарных, если бы (Моисей) предложил это учение не с такою точностью?». (Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. V)

    «Итакъ, послѣ того, какъ сказано уже о произведеніи дня посредствомъ свѣта, благовременно было сказать и о томъ, что явился вечеръ и утро, т. е. одинъ день; такъ что одинъ день [считается] отъ начала дня до начала [другого] дня, т. е. отъ утра до утра, каковые дни, какъ я сказалъ, мы называемъ со включеніемъ ночей». (Блаженнаго Августина, епископа иппонійскаго, О книгѣ Бытія, буквально. Книга неоконченная).

    «И не ночь была названа первою, но день, так что день прежде, а ночь потом. Таким образом, ночь следует за днем; и от начала дня до другого дня – одни сутки; ибо в Писании сказано: «и бысть вечер, и бысть утро, день един» (Быт. 1: 5)». (Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. 2, 7).

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 27.06.16 17:15

    И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
    И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. (Быт. 1: 6 – 7)


    Не так легко найти ясное толкование понятия «твердь».

    В Толковой Библии Лопухина утверждается:

    «Твердь — буквально с подлинника «распростертие», «покрышка», ибо таковой евреи представляли себе небесную атмосферу, окружающую земной шар, как это особенно ярко выражено в известных словах Псалмопевца: «простираешь небеса, как шатер» (Пс. 103:2, 148:4; ср. Ис. 40:22). Эта твердь или атмосферическая оболочка земли, по общебиблейскому воззрению, считается местом рождения всяких ветров и бурь, равно как и всевозможных атмосферических осадков и перемен погоды (Пс. 148:4—8, 134:7; Иов. 28:25—26, 38:24—26; Ис. 55:10; Мф. 5:45; Деян. 14:17; Евр. 6 и др.)».

    Подобную картину Толковая Библия относит на счет архаичных представлений древних евреев:

    «Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву святых Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (святой Иоанн Златоуст, Феодорит и др.)».

    Иудейские авторы нередко понимали твердь как свод или купол над землей. В Берешит раба приводятся разные мнения по поводу толщины тверди: «какова толщина земли, такова и толщина небосвода», или  толщина небосвода равна толщине листа металла, или же «как два или три пальца».

    ***

    Св. Василий Великий  о смысле слова στερέωμα (твердь):

    «…думаем, что и теперь употреблено сие слово о каком-нибудь твердом естестве, достаточном к удержанию воды, которая удобно скатывается и разливается». (Беседы на Шестоднев. III).

    «…представь себе какое-то место, в котором отделяются влаги, и тонкая, процеженная влага пропускается вверх, а грубая и землянистая отлагается вниз, чтобы, при постепенном истреблении влажностей, от начала до конца сохранялось то же благорастворение». (Беседы на Шестоднев. III).

    Св. Иоанн Златоуст: «Что значит: «да будет твердь?». Это то же, как если бы кто сказал на языке человеческом: да будет некая стена и ограда, которая бы, находясь посреди, делала собою разделение». (Беседы на Книгу Бытия. IV).

    По св. Ефрему Сирину, твердь отбрасывает тень:

    «…тьма есть произведение тварей (ибо она есть тень тверди)».

    Согласно св. Феофилу Антиохийскому, на тверди хранится половина вод:

    «В самом начале повествования о сотворении мира священное Писание говорит не об этой тверди, которую мы видим, но о другом небе, для нас невидимом, по которому это видимое нами небо названо твердью и на котором хранится половина вод, чтобы служить человечеству для дождей, ливней и рос. Другая часть воды оставлена в земле для рек, источников и морей». (Послание к Автолику)

    Св. Кирилл Иерусалимский пишет о том, что Бог сотворил твердое небо из «водного существа». При этом в воде движутся огненные светила.

    «Созерцая пространство небес, они должны были бы поразиться удивлением, они должны бы поклониться Тому, Который поставил небо, «яко камару» (Ис. 40:22), и из жидкого водного существа соделал твердый состав небесный; ибо сказал Бог: «да будет твердь посреде воды» (Быт. 1:6). Однажды сказал Бог, и стала твердь и не разрушается; небо из воды составлено, а солнце, луна и звезды, находящиеся в нем, суть огненного естества; и как сии огненные вещества в воде совершают течение свое?». (Поучения огласительные. 9)

    ***

    Некоторые авторы пытаются понимать твердь не как свод, а как пространство.

    «Самое действие Творца при сотворении тверди можно представить в следующем виде — Господь обращается со Своим всемогущим словом к тому первозданному веществу, которое выше названо «землею», «бездною» и «водою» (1—2 стихи). По творческому слову Господа это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образовавшееся между этими массами, и явилось «твердию»». (Прот. Владимир Иванов. Священное Писание Ветхого Завета).

    Однако еще св. Филарет писал:

    «Предмет творения второго дня есть твердь רקיע. Некоторые новейшие толкователи прелагают: простертие, или пространство, выводя сие понятие из употребления слова רקע (Ис. XL. 19), но семьдесят толковников, сообразно как с знаменованием и употреблением слова רקע (Пс. CXXXV. 6. Ис. XLII 5. XLIV. 24), так и с понятиями древних о небе, постоянно переводят: στερέωμα — твердь, которая как бы силою существа своего дает твердость и прочность образованиям небесных и земных тел. Твердью называет Моисей не только воздух, окружающий землю (20), но и небо звездное (14)». (Толкование на Книгу Бытия).

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 28.06.16 10:50

    И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. (Быт. 1: 8)

    Немало суждений высказано о небе, его строении и о числе небес.

    Св. Иоанн Златоуст в толковании на Евр. 8: 2:

    ««Скинией истинной» Он называет здесь небо, и, желая показать отличие её от иудейской, присовокупляет: «которую воздвиг Господь, а не человек». <…> Где те, которые говорят, что небо движется? Где те, которые утверждают, что оно шаровидно? То и другое здесь опровергается». (Толкование на Послание к евреям).

    Св. Василий Великий:

    «…попытаемся решить возражение, какое делают другие. Ибо спрашивают у нас: если «тело» тверди шарообразно, как показывает зрение, а вода текуча и скатывается с возвышенностей, то как было возможно утвердиться воде на кривой окружности тверди? Что будем отвечать на сие? — То особенно, что, ежели видим какую вещь с внутренней вогнутости кругообразною, нет еще необходимости заключать, что и внешняя ее поверхность сделана шаровидно, вся выточена на станке и гладко выведена. Иногда видим каменные потолки в банях и постройку пещеровидных зданий, которые, если смотреть изнутри, выведены полукружием, а сверху строения имеют часто ровную поверхность. Посему ради таких причин не должны и сами они затрудняться в деле, и нас затруднять, как будто не можем удержать воды вверху». (Беседы на Шестоднев. III).

    Преп. Иоанн Дамаскин приводит различные мнения о небе.

    «Так как Писание говорит о небе и «небе небесе» (Пс. 113: 24, 23), и о «небесах небес» (Пс. 148: 4), и блаженный Павел говорит, что он «восхищен был до третьяго небесе» (2 Кор. 12: 2), то мы утверждаем, что при общем начале мира, как предано нам, сотворено то небо, которое языческие мудрецы, присвоив себе учение Моисея, называют беззвездным шаром. Бог назвал небом и «твердь (Быт. 1: 6 – 8), которой повелел быть посреде воды», назначив ей «разлучать между водою, яже бе над твердию, и между водою, яже бе под твердию». Божественный Василий, по наставлению Св. Писания, говорит, что естество этого неба тонко, как дым. Другие же говорят, что оно имело вид воды, так как было помещено «посреде воды». Иные говорят, что оно составлено из четырех стихий. Некоторые говорят, что оно пятое тело, отличное от прочих четырех...
    Небом неба называется первое небо, находящееся над твердию. Таким образом получается два неба, так как и твердь Бог назвал небом (Быт. 1: 8). Священное Писание и воздух обыкновенно называет небом, так как он видим вверху, ибо Писание говорит: «благословите вся птицы небесные» (Дан. 3: 80), разумея при этом птиц воздушных, ибо путем для птиц служит воздух, а не небо. Так получаются три неба, о которых говорил Божественный Апостол (2 Кор. 12: 2). А если бы кто захотел и семь поясов принимать за семь небес, то он нисколько бы не погрешил. И на еврейском языке небо обычно называется во множественном числе – небесами. Поэтому Священное Писание, имея в виду сказать о небе неба, говорит: «небеса небес» (Пс. 148: 4), что означает небо неба, т. е. небо над твердию. И в словах: «вода, яже превыше небес», небеса означают или воздух и твердь, или семь поясов тверди, или одну твердь, которая на еврейском языке обыкновенно называется во множественном числе небесами».
    (Точное изложение Православной Веры. 2, 6).


    ***

    В Шестодневе Иоанна, экзарха Болгарского, говорится о шарообразности неба и земли:

    «…не подобает принимать мнения тех, кто считает и проповедует, что небо касается своим краем земного края и что оно связано с прочной основой и только сверху с обоих концов висит и принимает от Творца вид, подобный комаре (своду), поскольку говорит Исаия: «Утвердивший небо, как шатер». Они не знают, что то, что видимо над землей, то есть половину круга, Исаия хитроумно назвал сводом, так как обе эти половины подобны комаре. И если бы кто-то сложил две комары (своды) своими концами, то верхняя видимая часть была бы названа полукружием, а невидимая нижняя представляла собой другое полукружие. Тогда, если сложить оба полукружия комарных, то будет целый шар. Так и великий Исаия видимую половину небесного тела, которую языческие философы назвали полукружием, назвал комарой. Если кто-то действием или мысленно разделит шар на две равные части, то от такого деления получится две полусферы. Это показывает круг видимых звезд, движение и обхождение звезд по небесному своду и явление равноденствия. Ибо два есть полукружия, один круг — тот, который проходит над землей, совершая движение вместе с шестью зодиакальными созвездиями, а другой — под землей, двигаясь вместе с остальными шестью созвездиями. Этого же никогда бы не было, если бы земля была плоской и имела бы вытянутую и удлиненную форму, как считают другие, говоря, что вода стоит на ней, или если бы она была четырехугольной. Звезды, которые нам видны, не позволяют считать, что земля имеет такую форму». (Слово второго дня).

    Но в другом месте того же сочинения говорится:

    «Бог сотворил небо, но не круглое, как говорят эллины. Он сотворил его не вращающимся шаром, но как сказал пророк: «Поставил небо, как комару, и простер его, как шатер».
    Из нас нет никого, кто был бы так нечестив, чтобы верить тем, а не пророкам, которые говорят, что небо имеет начало и конец. Поэтому и солнце, говорят они, не восходит, но исходит. Как говорит Писание, солнце вышло на землю, а не взошло. И еще говорится: «От края небесного исход его, а не восход его». Если же оно имеет форму шара, то не имеет края. Ибо если всюду круглое, то где у него край? Один ли только Давид говорит это? Или и Спаситель тоже? Слушай и Господа, говорящего: «Когда придет Сын человеческий во славе Своей, и пошлет ангелов Своих с трубою и гласом великим, и соберут избранных Его от края небес до края их»». (Слово четвертого дня).

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 28.06.16 11:00

    Св. Иоанн Златоуст отвергает идею о множестве небес.

    ««И нарече, – говорит, – твердь небо», – это видимое небо. Как же, скажешь, некоторые утверждают, что создано много небес? Они учат так не из божественного Писания, но по собственным соображениям. Блаженный Моисей ничему больше этого не учит нас. Сказав: «в начале сотвори Бог небо и землю», потом показав причину, по которой земля была невидима, т. е. что покрыта была тьмою и бездною вод, (Моисей) после сотворения света, соблюдая известный порядок и последовательность, говорит: «и рече Бог, да будет твердь». Далее, объяснив с точностию назначение этой тверди и сказав: «да будет разлучающи посреде воды и воды», эту самую твердь, производящую разделение между водами, он назвал небом. Кто же, после такого объяснения, может согласиться с теми, которые говорят решительно от своего ума, и осмеливаются, вопреки божественному Писанию, утверждать, будто много небес?». (Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. IV).

    Блаж. Феодорит Кирский насчитывал два неба.

    «Одно ли небо, или их два? Поскольку Божественное Писание учит, что «в начале сотвори Бог небо и землю», потом говорит, что, по создании света, во второй день сотворена твердь, то вопрос сей показывает великое неразумие спрашивающих. И по времени и по способу сотворения должно было уразуметь различие небес: одно создано прежде света, другое – после света; одно – из ничего, другое из вод. Ибо сказано: «да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды» (Быт. 1: 6). Потом, сказав, что слово стало делом (ибо это обозначается словами: «и бысть тако») писатель учит, как оно стало. Ибо говорит: «и сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже над твердию. И нарече Бог твердь небо» (Быт. 1: 7 – 8). Первое небо не названо твердью, но с самого начала наименовано небом. А сие получило наименование от самой вещи. Поскольку составилось из текучей сущности вод, и жидкое вещество стало непроницаемым и твердым, то наименовано твердью. А потом, поскольку оно вверху, и заменяет для нас первое небо, то наименовано небом. Водное же естество Бог всяческих разделил на две части: и одну часть поместил над твердью, а другую оставил внизу, чтобы воды, которые вверху, своей влажностью и холодностью препятствовали огню светил причинять вред тверди, а воды, оставшиеся внизу, своими испарениями питали воздух, согреваемый и иссушаемый огнем, который вверху. Посему, кто не допускает второго неба, тот идет не правым путем; а кто покушается насчитывать много небес, тот следует басням, пренебрегая учением Божественного Духа. Божественное же Писание именует небеса во множественном числе, говоря: «небеса небес» (Пс. 148: 4), потому что на еврейском языке ни небо, ни вода не именуются в единственном числе». (Толкование на Книгу Бытия).

    Св. Василий Великий говорит о трех небесах.

    «…мы столько далеки от мысли не верить второму небу, что взыскуем и третьего неба, видеть которое удостоен был блаженный Павел (2 Кор. 12: 2). Псалом же, наименовывая «небеса небес» (Пс. 148: 4), подал мне мысль и о большем числе небес». (Беседы на Шестоднев. III).

    Некоторые отцы упоминают семь небес. Например, святые Ириней Лионский и Викторин Петавийский говорят о семи небесах, соответствующих семи дарам Святого Духа.

    «…мир окружен семью небесами, на которых обитают силы и ангелы и архангелы, совершая служение поклонения Богу Вседержителю и Творцу всего, не потому, что Он будто бы нуждается в этом, но чтобы они не были праздными и бесполезными и безблагодатными. И поэтому Дух Святый обилен при Своем вселении и пророком Исаиею исчисляется в семи образах служения, которые почили на Сыне Божием, т. е. на Слове, когда Он пришел, как человек. Ибо «Дух Божий, — говорит Он, — почиет на Нем: дух премудрости и разума, дух совета и крепости (дух ведения) и благочестия, дух страха Божия исполнит Его» (Ис. 11. 2—3). Итак, первое небо сверху, которое обнимает прочия, есть мудрость, и второе за ним — небо разума, а третье — совета, и четвертое, считая сверху, — небо крепости, и пятое — небо ведения и шестое — небо благочестия, и седьмое — эта твердь над нами, которая полна страхом озаряющего это наше небо Духа (ср. Прем. 1:7). Ибо Моисей отсюда взял образец светильника с семью ветвями, который непрерывно светил во святилище; потому что он устроил это богослужение по небесному образу, как Слово говорит к нему: «Ты должен изготовить его точно по тому образцу, который ты видел на горе» (Исх. 25. 40)». (Св. Ириней Лионский. Доказательство апостольской проповеди).

    «Семь также небес, которые соответствуют семи дням. Ибо истинно сказано: Словом Господним небеса утвердились и Духом уст Его все воинство [букв. сила] их (Пс. 32: 6). Эти небеса — семь духов. Имена этих духов, которые почили на Христе Божием, написаны у пророка Исаии: И почиет на Нем дух мудрости и разума, дух совета и крепости, дух знания и благочестия, и исполнит Его Дух страха Божия (Ис. 11: 2 – 3). Вследствие этого самое высокое — небо мудрости, второе — разума, третье — совета, четвертое — крепости, пятое — знания, шестое — благочестия, седьмое — страха Божия. Оттуда гремят громы, распространяются молнии, образуя шары огня, являются раскаленные глыбы, сияют созвездия, мерцают удивительные лучи света, иногда даже солнце и луна приближаются, совершая попеременно встречу, порождая внезапно огромный свет, сияния которого вызывают остроту зрения». (Св. Викторин Петавийский. О сотворении мира (De fabrica mundi)).

    Семь небес упоминает и св. Епифаний Кипрский («Похвальное слово Пресвятой Богородице»).

    Св. Феофан Затворник говорит о восхищении апостола Павла до третьего неба (2 Кор. 12: 2):

    «Небеса сии сокровенны, хотя для способного видеть различны одни от других, разные содержат предметы и разное имеют значение. Внутри, или во глубине, видимого нами мира, сокрыт другой мир, столько же действительный, как и этот, — духовный, или тонко вещественный, Бог весть; но то несомненно, что в нем витают Ангелы и святые. По степени сих последних и степени небес. Как этих степеней много, то и небес, вероятно, много. Апостол был восхищен до третьего неба; но не говорит, что оно последнее. Притом смысл его слов такой, что он миновал два неба и на третьем остановился; но возможно миновать не только два, а пропустить десятки и остановиться на двадесятом». (Толкование на Второе послание коринфянам).

    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 5597
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Holder в 28.06.16 13:58

    Макгрегор, спаси Христос. Не оставляйте, пожалуйста, Ваше изложение. Очень даже есть над чем поразмыслить.


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 28.06.16 17:17

    Holder пишет:Макгрегор, спаси Христос. Не оставляйте, пожалуйста, Ваше изложение. Очень даже есть над чем поразмыслить.

    Благодарю за внимание. Пока есть некоторое время и желание, буду понемногу излагать.

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 28.06.16 22:50

    И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] (Быт. 1: 9)

    Этот стих интересно сравнить с 3 Езд. 6: 42, где говорится, что вода покрыла 1/7 часть земли.

    В третий день Ты повелел водам собраться на седьмой части земли, а шесть частей осушил, чтобы они служили пред Тобою к обсеменению и обработанию. (3 Езд. 6: 42)

    О сотворении суши и морей сообщается до рассказа о сотворении светил. Св. Василий Великий замечает в связи с этим:

    «…чтобы причину осушения земли не приписали мы солнцу, Создатель произвел сухость земли до сотворения солнца. Вникни же в смысл написанного: не только излишек вод стек с земли, но даже вода, смешанная с землею во глубине, вышла из нее, повинуясь непреложному повелению Владыки». (Беседы на Шестоднев. IV).

    «О том, каким путем и как долго происходил этот процесс обособления воды от суши и самообразование земной коры, Библия не говорит нам ничего, открывая тем самым полный простор научным изысканиям», - говорит Толковая Библия А.П. Лопухина.

    Однако св. Ефрем Сирин подчеркивает, что отделение суши от вод было мгновенным:

    «…в ту же ночь, как скоро изрек Бог, воды собрались воедино, и поверхность земли во мгновенье ока осушилась». (Толкование на Книгу Бытия).

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 29.06.16 10:45

    И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
    И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
    И был вечер, и было утро: день третий.
    И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
    и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
    И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
    и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
    и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
    И был вечер, и было утро: день четвёртый. (Быт 1: 11 - 19)


    По Книге Бытия, растения сотворены на третий день, а светила – на четвертый. Таким образом, не только Земля, но и жизнь на Земле появляются, по Библии, раньше Солнца и светил.

    Некоторые авторы пытаются обойти этот момент (надо сказать, довольно неуклюже).

    «Поначалу толстый покров паров и газов окутывали Землю плотной, непрозрачной атмосферой. Когда её поверхность достаточно остыла, пары стали оседать, потекли ручьи и реки, стали образовываться озера и первобытные моря-океаны. Вода — необходимое условие для жизни. При наличии воды и солнечного света, велением Творца воды наполнились первобытными микроорганизмами, водяными растениями, а позже и суша — первобытными тогда еще бессемянными растениями. Все это входит в третий “день” творения. <…> Водяные микроорганизмы совместно с первобытными растениями очищают атмосферу от тяжелых газов, выделяя кислород. До этого времени, если бы кто-нибудь с поверхности земли смотрел в верх, он не видел бы ничего, кроме размытого света. Очертания Солнца, Луны и звезд скрывались за плотной пеленой, окутывавшей землю. В подобном состоянии находится соседняя с нами планета Венера. Если стоять на ее поверхности, то тоже не увидишь ни Солнца, ни неба, а только размытый желтоватый свет. Когда же очищенная от уплотненных газов атмосфера Земли сделалась прозрачной, “вдруг” стало видным небо. Вот почему “создание” Солнца, Луны и вообще звездного неба Моисеем приурочено к периоду после возникновения растений, т.е. к четвертому “дню”. Не зная этого факта, безбожники высмеивали библейское повествование о сотворении Солнца после растений, упрекая составителя Библии в незнании простейшего факта, что растения живут фотосинтезом. Однако, согласно Библии, свет освещал землю еще с первого дня творения (“да будет свет!”). Только очертания его источника было сокрыто от зрителя, смотрящего с поверхности Земли». (Епископ Александр (Милеант). Возникновение мира и человека. Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями).

    Напротив, св. отцы как всегда следуют тексту Писания.

    «В четвертый день созданы светила. Бог в Своем предведении знал бредни суетных философов, которые в отвержение Бога станут говорить, что произведения на земле рождаются от светил; посему чтоб явна была истина, сотворены были растения и семена прежде светил; ибо позднейшее не может произвести того, что ему предшествует. Это заключает в себе изображение великого таинства. Ибо солнце есть образ Бога, а луна — человека. И как солнце превосходит луну могуществом и славою, так Бог далеко превосходит человека; и как солнце всегда бывает полно и не уменьшается, так Бог всегда пребывает совершен, полный всякого могущества, разума, мудрости, бессмертия и всякого блага. Луна же образ человека, каждый месяц умаляется и как бы умирает, потом нарождается и увеличивается, представляя будущее воскресение. Подобным образом те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости. А четвертый день — образ человека, нуждающегося в свете, так что существуют Бог, Слово, Премудрость, человек. Потому и созданы светила в четвертый день. И расположение звезд представляет экономию и порядок праведных, благочестивых и соблюдающих закон и заповеди Божии. Ибо самые светлые и блестящие звезды суть образы пророков; почему они и пребывают неподвижны и не переходят с места на место. Другие звезды менее светлые суть образ народа праведных. Блуждающие же и двигающиеся с места на место, так называемые планеты, представляют собою тех, которые отпадают от Бога и оставляют Его закон и повеления». (Феофил Антиохийский. Послание к Автолику).

    (Как известно, считается, что это первое упоминание термина «Троица»).


    «Земля сама собою должна произвести прозябение, не имея нужды ни в каком постороннем содействии. Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни. Посему, если убедятся, что вся земля украшена до сотворения солнца, то уменьшат безмерное к нему удивление, рассудив, что оно по бытию позднее травы и зелени». (Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 5).

    «…исправляя и впоследствии неразумие людей, божественное Писание обстоятельно излагает нам все по порядку, как что было, дабы устранить пустые толки тех, кои по своим соображениям утверждают, будто для спелости плодов требуется только действие солнца. Есть и такие, которые осмеливаются приписывать это даже некоторым звездам. Поэтому Св. Дух научает нас, что до сотворения этих стихий земля, повинуясь слову и повелению Его, произращает всякие семена, не нуждаясь ни в каком другом содействии. Для нее вместо всего довольно было одного этого слова Божия: «да произрастит земля былие травное». Итак, будем следовать руководству божественного Писания, и никогда не станем слушать тех, которые без разбора говорят все, что только им вздумается». (Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. V).

    «Рассматривая творения третьего дня в отношении к общему порядку шестидневного творения, можем приметить, что образование тварей идет от единообразного к разнообразному и от грубейшего к тончайшему. Что растения производятся прежде солнца, толико нужного для бытия их, да явится всемогущество Творца, и прежде животных, потому что приготовляются сим последним в пищу». (Св. Филарет, митр. Московский. Толкование на Книгу Бытия).

    pokrov
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 33
    Дата регистрации : 2016-06-26
    Вероисповедание : православный (РПЦ)

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  pokrov в 29.06.16 21:19

    Макгрегор пишет:Хотелось бы рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся толкования избранных мест Св. Писания и, в частности, Книги Бытия.



    Последний раз редактировалось: pokrov (12.07.16 12:11), всего редактировалось 1 раз(а)

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 29.06.16 22:12

    pokrov пишет:То, что Бог - Троица, это главный догмат Церкви. Но в частности такой вывод делается в более широком корнтексте Шестоднева, нежели просто делать такое заключение из первого стиха. Святитель дает толкование стих за стихом, но отсюда не следует, что все что он здесь говорит вытекает непосредственно из того или иного стиха. Ведь очевидно, что из того, что о Творце говорится в единственном и множественном числе, еще не следует, что множественное число есть именно 3. Но о Троице можно догадатся из дальнейшего повествования, поскольку Бог творит Словом Своим, а над всем тварением витает Его Дух.)

    Выражение «догадка … заслуживает уважения» наводит на мысль, что св. Филарет опирался на какое-то толкование, а не исходил из общих соображений. (Подобно тому, как он говорит: «некоторые доразумевают…»).  Поэтому возник вопрос, высказывалась ли такая догадка ранее и кем?

    pokrov
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 33
    Дата регистрации : 2016-06-26
    Вероисповедание : православный (РПЦ)

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  pokrov в 29.06.16 23:28

    Макгрегор пишет:


    Последний раз редактировалось: pokrov (12.07.16 12:12), всего редактировалось 1 раз(а)

    pokrov
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 33
    Дата регистрации : 2016-06-26
    Вероисповедание : православный (РПЦ)

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  pokrov в 29.06.16 23:49

    Макгрегор пишет:




    Последний раз редактировалось: pokrov (12.07.16 12:12), всего редактировалось 1 раз(а)

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 29.06.16 23:53

    pokrov пишет:
    И если Вы согласны с тем, что именно из этого общего контекста святитель исходил, говоря о Творце, толкуя 1-й стих, то кто до него говорил о том же, - это надо перечислять и перечислять. Все православные говорили об этом, кто брался толковать кн.Бытия.

    Мы, по-моему, о разных вещах говорим. Св. Филарет пишет: «В сем месте еврейского текста слово םיהלא Элогим, собственно Боги, выражает некую множественность, между тем как речение ארב сотворил показывает единство Творца. <…> догадка о указании сим образом выражения на таинство Св. Троицы заслуживает уважения». Т.е. догадка состоит, конечно, не в той общей идее, что мир сотворен Святой Троицей, а в том, что конкретно слово «Элохим» в этом стихе указывает на Триединство Бога.  Кто об этом до него говорил? Вы можете кого-то назвать?

    pokrov
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 33
    Дата регистрации : 2016-06-26
    Вероисповедание : православный (РПЦ)

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  pokrov в 30.06.16 0:58

    Макгрегор пишет:


    Последний раз редактировалось: pokrov (12.07.16 12:13), всего редактировалось 6 раз(а)

    pokrov
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 33
    Дата регистрации : 2016-06-26
    Вероисповедание : православный (РПЦ)

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  pokrov в 30.06.16 3:52

    Вы предлагаете создать здесь КОЛЛЕКТОР подобный "Толковой Библии" Лопухина?


    Последний раз редактировалось: pokrov (05.07.16 21:36), всего редактировалось 1 раз(а)

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 30.06.16 11:35

    pokrov пишет:

    Ну, а сами Вы знаете, как показать, что само слово «Элохим» уже указывает на Св.Троицу?

    Если бы я знал ответы, стал бы я задавать вопросы.

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 30.06.16 11:36

    pokrov пишет:Если мы здесь намерены собирать различные комментарии к Библии  наших современников, то следует сразу разделить их на тех, кто нарочито следует св.Отцам, а кто ищет иных путей и не этого не стесняется.

    Если есть желание, Вы можете представить подобный анализ. Но я не претендую на какие-то глобальные обобщения. Тему открыл, чтобы затронуть отдельные моменты толкований (не обязательно современных), которые вызвали какой-то вопрос или просто заинтересовали.

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 30.06.16 11:48

    И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов... (Быт. 1: 14)

    Толковая Библия Лопухина:

    «и для знамений,
       Под этими знамениями отнюдь не следует разуметь какого-либо суеверного почитания небесных светил или подобных же астрологических гаданий, бывших в широком распространении у народов древнего Востока и жестоко осуждаемых в избранном народе Божьем (Втор. 4:19, 18:10). Но это, по толкованию блаженного Феодорита, значит то, что фазы луны, равно как время восхода и захода различных звезд и комет, служили полезными руководственными указаниями для земледельцев, пастухов, путешественников и моряков (Быт. 15:5, 37:9; Иов. 38:32-33; Пс. 103:14-23; Мф. 2:12; Лк. 21:25). Очень рано фазы луны и положение солнца стали служить знаками разделения года на месяцы и объединения последних во времена года — весну, лето, осень и зиму (Пс. 73:16-17). Наконец, впоследствии фазы луны, в особенности новолуние, стали играть очень видную роль в цикле священных библейских времен или древнееврейских праздников».

    Но все не так просто. Смотрим текст блаж. Феодорита:

    «Что значит сказанное: «в знамения, и во времена, и в лета, и во дни» (Быт.1.14)?
       Солнце своим восхождением и захождением производит дни, совершая же течение южной и северной сторонами, описывает годовой круг. Оно же делает повороты, которые Божественное Писание наименовало временами. Ибо, от равноденствия переходя на север, производит весну, потом, начиная возвращаться оттуда к сему же пределу, совершает летний поворот, а когда от равноденствия переходит на юг, тогда бывает осень, возвращением же с юга производит зиму. А по течению луны узнаем число месяцев, ибо луна совершает свое течение в тридцать дней без шести часов; посему такое число дней называем месяцем, потому что и луну называют месяцем. Речение же «в знамения» мы понимаем не в одном смысле с людьми неразумными. Ибо ни Пифагор, ни Сократ, ни Платон, ни Стоики не принимали суесловия о стечении звезд во дни рождения. Если же воспитанные в баснословии гнушались нечестием этой басни; кто из верующих Божественным словесам потерпит это учение, не только злочестивое, но и крайне несмысленное? Итак, Божественное Писание называет знамениями то, с помощью чего познается время, когда сеять, сажать, рубить деревья, годные для постройки кораблей и домов. Отсюда и занимающиеся мореходством научаются, когда надо давать ладье ход, и когда причаливать ее к берегу, когда собирать и когда распускать ветрила; потому что опыт научил их замечать восхождение и захождение звезд. Нередко и мы, увидев комету, или косматую или с длинным хвостом, предузнаем или нашествие неприятелей, или нападение саранчи, или мор скотов и людей. И сие-то писатель наименовал знамениями, а не гадания, исполненные всякого неразумия и нечестия».

    Иоанн Дамаскин:

    «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. <…>
       Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире — ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством.
       Часто появляются также кометы, которые служат некоторыми знамениями, возвещающими, например, о смерти царей. Кометы не принадлежат к тем звездам, которые были сотворены в самом начале, но, по божественному повелению, образуются в соответствующее время и опять распадаются; ибо и звезда, явившаяся волхвам во время человеколюбивого и спасительного ради нас рождения по плоти Господа, не принадлежала к числу тех звезд, которые были сотворены в начале. Это ясно из того, что она совершала свое течение то от востока на запад, то с севера на юг, что она то скрывалась, то показывалась. Все это не соответствует законам и природе звезд». (ТИПВ. 2. 7)

    Все-таки у отцов речь не только о сезонных наблюдениях за звездами.

    pokrov
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 33
    Дата регистрации : 2016-06-26
    Вероисповедание : православный (РПЦ)

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  pokrov в 30.06.16 12:56

    Макгрегор пишет:


    Последний раз редактировалось: pokrov (12.07.16 12:14), всего редактировалось 1 раз(а)

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 01.07.16 11:51



    День пятый. Мозаика собора св. Марка (Венеция).

    И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
    И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
    И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
    И был вечер, и было утро: день пятый. (Быт. 1: 20 – 23)


    Третья книга Ездры о пятом дне:

    В пятый день Ты сказал седьмой части, в которой была собрана вода, чтобы она произвела животных, летающих и рыб, что и сделалось.
    Вода немая и бездушная, по мановению Божию, произвела животных, чтобы все роды возвещали дивные дела Твои.
    Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом, а другое левиафаном.
    И Ты отделил их друг от друга, потому что седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе.
    Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день, да обитает в ней, в которой тысячи гор.
    Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его, чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь. (3 Езд. 6: 47 – 52)


    Толковая Библия Лопухина:

    «В Вульгате и славянской Библии бегемот ошибочно назван Енохом. Легенда о двух гигантских животных - бегемоте и левиафане, сотворенных Богом в пятый день, возникла в иудействе вследствие неправильного понимания слов Бытописателя: χήτη τά μεγάλα (Быт I: 21). Иерусалимский таргум объясняет их таким образом: «В пятый день Бог сотворил громадные водяные чудовища Левиафана и его самку, которые берегутся ко дню утешения». Прор. Исаия называет их безразлично левиафанами (XXVII: 1). Бегемот и левиафан отчетливо различаются в книге Иова (XL: 10; XLI: 26). Во всех легендах, сложившихся о бегемоте и левиафане в послепленный период, отражается удивление перед их необычайными размерами и силой. Гункель видит здесь отголосок древних мифологических представлений океана. Первоначально для бегемота и левиафана назначена была водная стихия, но так как седьмая часть всей земли, занимаемая водою, не могла вместить их, то Бог разлучил их друг от друга. Бегемот живет на суше, левиафан в водах. Бегемот иначе называется диким быком, который лежит на тысяче гор (Пс XLIX: 10). Ежедневно он истребляет на них всю растительность, но ночью трава вырастает снова, как будто бы ее совсем не трогали, по слову Писания (Иов XL: 15): «горы приносят ему пищу». Этот бык предназначается для пышного пиршества праведников, почему о нем и говорится: «Тот, Кто сотворил его, занесет на него свой меч» (Иов XL: 14)».

    Подробное описание бегемота и левиафана есть в Книге Иова. Нередко они трактуются как символ сатаны.

    «Ибо через «змия» (Левиафана), который называется дополнением их (притеснителей), обозначается оный кит — пожиратель рода человеческого. Он, обещав человеку сообщить Божественность, уничтожил бессмертие. Он и вину преступления, которую поднес первому человеку, увеличивает скверным убеждением последующих ему, и собирает для них наказания... На «удице» же пища показывается, а острие скрывается. Поэтому Всемогущий Отец начал дело удицей; потому что послал на смерть Единородного Своего Сына, в Котором и плоть могла бы казаться страдательной, и нестрадательное Божество не могло бы быть видимым. И когда оный змий руками гонителей сожрал в нем пищу плоти, тогда острие Божества насквозь пронзило его самого». (Св.  Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. 25).

    Но такое толкование,  глубокое и вполне логичное в контексте Книги Иова, в данном случае (когда речь идет о пятом дне творения) едва ли подходит.

    Иоанн Златоуст допускал, что бегемот и левиафан – это реальные животные.

    «Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол (Но убо се зверие у тебе траву аки волове ядят).
       Возможно, что в этом стихе говорится о чувственных диких зверях, которые часто, по воле Божией, изменяют свою природу — ведь удивительно, что дикий зверь не кровожаден, а питается пищей вола. Так как это необычайно, то и спрашивает Иова, может ли он сделать, чтобы звери ели траву, а не мясо. Потом говорит о двух из них, один из которых живет на суше, другой — в воде, в море. Не безызвестно нам, что многие разумеют в этих словах диавола, понимая в иносказательном смысле. Однако нужно наперед заботиться об истории, а когда можно принести пользу слушателю и иносказательным объяснением, то не следует пренебрегать и им». (Св. Иоанн Златоуст. Отрывки на (книгу) блаженного Иова).

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 01.07.16 22:30

    И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
    И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. (Быт. 1: 24 – 25)


    Можно заметить, что здесь  не сказано о благословении Богом животных, созданных в шестой день, хотя животные, сотворенные в пятый день, были благословлены (Быт. 1: 22).

    Мнения об этом:

    «В пятый день созданы животные из воды и чрез них также открывается многоразличная премудрость Божия. Ибо кто может исчислить их множество и разнообразие родов? Притом были благословлены Богом созданные из воды, чтобы и это служило знамением того, что люди, которые приступают к истине, возрождаются и благословляются Богом, примут покаяние и отпущение грехов посредством воды и бани возрождения. А киты и хищные птицы представляют подобие людей алчных и преступных. Ибо как между тварями плавающими и летающими, хотя они одного происхождения, есть такие, которые живут сообразно с своею природой и не обижают слабейших себя, но соблюдают закон Божий и питаются земными произрастениями, а некоторые из них преступают закон Божий плотоядением и обижают слабейших себя; так и люди праведные, сохраняющие закон Божий, никому не досаждают и не наносят обиды, но живут свято и праведно, а люди алчные, убийцы и безбожники подобны китам, зверям и птицам плотоядным, ибо они некоторым образом пожирают слабейших себя. Впрочем, род рыб и гадов хотя причастен благословения Божия, но не получил никакого особенного преимущества.
       В шестой день Бог сотворил животных четвероногих, зверей и гадов, но не произнес благословения на них, сохраняя его для человека, которого намерен был создать в шестой день. Животные четвероногие и звери суть также образ людей, которые не знают Бога, живут нечестиво, помышляют о земном и не раскаиваются. Ибо обращающиеся от беззаконий и праведно живущие подобно птицам взлетают душою, помышляя о горнем и угождая воле Божией. Незнающие же Бога и нечестиво живущие подобны птицам, которые имеют перья, но не могут взлетать и носиться в высотах Божиих. Такие люди имеют имя человеков, но мудрствуют о дольнем и земном, будучи отягчены грехами». (Феофил Антиохийский. Послание к Автолику).

    «Спрашивают также, почему только одни водные твари сподобились, как и человек, благословения. Ибо благословил Бог и их, говоря: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Быт. 1:22). Возможно, достаточно было благословить лишь один вид животных, чтобы затем (это благословение) распространилось на всех, размножающихся путем рождения (себе подобных)? О деревьях же и травах, сотворенных раньше других, (Бог не сказал) ничего такого, посчитав недостойным благословения то, что не испытывает в себе стремления к этому и рождает безо всяких ощущений. Но относительно человека необходимо было повторить благословение, дабы никто не подумал, что в деторождении, а не в похоти блуда, заключается грех». (Блаж. Августин. О книге Бытия буквально. 3. 13)

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 02.07.16 10:55

    И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт. 1: 26)


    Для объяснения этого стиха написано множество толкований. Для краткости выдержка из св. Филарета:

    «Совет Божий о сотворении человека имеет у Моисея некоторый вид множества советующих. Сей образ выражения или заимствован из уст сильных земли (3 Цар. 13: 9, 1 Езд. 4: 17 - 18), или вообще произошел из свойства языка (Иов. 18: 2 - 3, Дан. 2: 36), или вводит Ангелов в участие совета Божия (3 Цар. 22: 20, Иов. 2: 1, Дан. 4: 14), или относится к трем лицам Св. Троицы. Поелику Св. Писание изъясняется таким образом только в важных и решительных случаях, как то: при изгнании человека из рая (Быт. 3: 22), при смешении языков (Быт. 11: 7), при избрании пророка о падении народа избранного и о Мессии (Ис. 6: 8), то надобно, чтоб сей образ выражения имел некоторое особенное и величественное знаменование. Собеседования Бога с Ангелами нельзя воображать там, где собеседующим приписывается единый образ и образ Божий и где дело идет не о служении каком-либо, а о содействии Богу. Итак, советника или советников Божества должно искать внутри Самого Божества. И мы находим их, когда видим в Св. Писании, что Бог Творец имеет Слово, или Премудрость, и Духа, что Отец любит Сына, который есть образ ипостаси Его (Евр. 1: 3), и показывает Ему все, что творит Сам (Ин. 5: 20), кольми паче показывает то, что творит по образу Своему; ибо что творит Он, то и Сын творит также (Ин. 5: 19). <…>
    Образ и подобие Божие не нужно изъяснять как две различные между собою вещи, поскольку в слове Божием часто употребляется одно из сих имен в такой же силе, как и оба вместе, (Быт. 1: 27, Быт. 5: 1, Быт. 9: 6, Иак. 3: 9, Кол. 3: 10). <…>
    Так как Моисей не изъясняет, в чем состоит образ Божий, то для уразумения сего прибегнуть можно к сравнению сотворенного по образу с Первообразным. Итак, образа Божия можно искать:
    в существе человеческой души духовном и бессмертном. Однако сии черты кажутся слишком общими;
    в силах или способностях души. Амвросий, Августин и Дамаскин находят образ Св. Троицы в памяти, разуме и воле или любви;
    в действительном совершенстве духовных сил, устремленных к Богу и от Него непосредственно приемлющих впечатления истины и блага, или, по Апостолу (Еф. 4: 24), в праведности и в святости истины;
    в соединении души с телом. Душа в теле, подобно как Бог в природе, будучи невидима, вся во всем присутствует, действует в нем, оживляет его, правит им и сохраняет его;
    в теле, сообразном телу славы Богочеловека (Флп. 3: 21). Но Апостол не относит сии черты к первоначальному образу Божию, когда полагает его в духе ума (Еф. 4: 23) и когда понятие образа Божия употребляет как доказательство бестелесности Божества (Деян. 17: 29);
    в отношении человека к миру. Бог есть владыка всего, и человек поставлен владыкою видимого мира. Сею чертою описывают образ Божий Златоуст и Феодорит, которые слова совета Божия о владычестве человека принимают за объяснение образа Божия, что сомнительно". (Свт. Филарет. Толкование на Книгу Бытия).

    Современные авторы стараются находить какие-то нюансы.

    «Мне не приходилось встречать, чтобы кто-либо обращал внимание на определенную параллель между первым и последним днем творения, но с учетом особенностей композиции библейского повествования, где конец может возвращать нас к началу (выше мы уже упоминали о хиазме), такая соотнесенность представляется достаточно очевидной: в первый день безвидность и пустота (евр. тоху вавоху), а венчает творение образ и подобие Божие (евр. бэцальмэну кидмутэну). Повествование о творении начинается с описания земли, которая была безвидна и пуста, а заканчивается человеком. Но он также взят от земли (Быт 2:7), и именуется земнородным (Прем 7:1), однако теперь эта земля несет на себе совершенный образ. Вместо безвидности появляется образ Божий, и вместо пустоты – подобие Божие. Так что, с одной стороны, человек обитает в храминах из брения (Иов 4:19), его основание прах (Иов 4:19), он прах и пепел (Быт 18:27), а с другой, он мало чем уступает Богу (Пс 8:6, евр. элохим ‘Бог’, возможно – ‘боги’; в греч. переводе ‘ангелы’), Который славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Своих (см. Пс 8:6–7).
    Вопрос о том, что именно составляет образ и подобие Божие в человеке, породил обширную богословскую литературу. Их усматривали в разуме, слове, свободе, в особом духовном устроении человека и т. д. Но ближайший контекст, то есть сам текст Библии, как указывали уже древние экзегеты (напр., преподобный Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст), предлагает нам видеть образ Божий во власти: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными <...> и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт 1:26)». (Протоиерей Леонид Грилихес. Шестоднев в контексте Священного Писания).

    Критическое замечание другого автора:

    «Наблюдение, на первый взгляд, любопытное (лично мне понравилось такое косвенное подтверждение библейского антропоцентризма). Но, для признания его объективным, хотелось бы убедиться в наличии доказательств этой «параллели». Однако первая пара древнееврейских слов никак – ни общностью корней, ни звучанием – не соответствует второй паре. Добавим к этому, что «безвидность» и «образ» вполне могут восприниматься как смысловые антонимы, но трудно признать это за понятиями «пустота» и «подобие» («пустоте» соответствовала бы «наполненность», а «подобию» – «непохожесть»). Если бы пророк Моисей действительно хотел указать на эту «определённую параллель», он сделал бы это более явным и очевидным образом либо грамматически, либо фонетически». (Протоиерей Константин Буфеев. Шестоднев в контексте Священного Предания. О докладе протоиерея Леонида Грилихеса)

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 04.07.16 11:00

    И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Быт. 1: 27)

    ««И создал Бог человека; по образу Божиему создал его». Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? «Создадим человека по образу Нашему и по подобию». Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент. <…>
    «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию». Одно мы имеем в результате творения, другое приобретаем по своей воле. При первоначальном творении нам даруется быть рожденными по образу Божиему; своей же волею приобретаем мы бытие по подобию Божиему. <…>
    «Сотворим человека по образу». Пусть он с момента создания владеет тем, что «по образу», и пусть (сам) становится тем, что «по подобию». Бог дал ему для этого силу. Если бы Он создал тебя и «по подобию», то в чем была бы твоя заслуга? Ради чего ты увенчан? Если бы Создатель все тебе даровал, то как бы открылось тебе Царство Небесное? И вот одно тебе дано, а другое оставлено незавершенным, дабы ты совершенствовался и стал достойным исходящего от Бога воздаяния.
       — Каким же образом мы достигаем того, что «по подобию»?
       — Через Евангелие.
       — Что такое христианство?
       — Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа». (Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Х).


    ***

    Слова «мужчину и женщину сотворил их» дали повод некоторым утверждать, что первый человек был андрогином.

    Митрополит Сурожский Антоний приводит следующие сведения: «В Ветхом Завете мы читаем, что изначально был сотворен человек, человеческое существо (Быт. 1: 26). Некоторые отцы Церкви говорят, что Адам, взятый из земли, созданный из персти земной, из основного как бы вещества тварного мира, содержал в себе все возможности человека. Он не имел пола, он был “всечеловеком”, и постепенно, по мере того как он созревал от невинности к святости, от младенческого состояния к взрослости, в нем происходила поляризация, потребовавшая разделения двух элементов. И пришел момент, когда Бог разделил это единое человеческое существо на два, но они оставались в полном единстве. В Ветхом Завете мы видим этот момент, когда Бог разделил первосозданного человека на мужчину и женщину. Переводы, и английский, и славянский, неудовлетворительны. Мы читаем, что Бог взял ребро у Адама (Быт. 2: 21). Одного раввина как-то спросили: почему Бог взял ребро, а не голову, что могло бы быть полезнее, или руку, что также полезно? И раввин ответил: потому что ребро — та часть, которая ближе всего к сердцу. Так, что, согласно такой терминологии, женщина была создана из того, что ближе всего к сердцу мужчины, но  я не считаю это блестящим или единственно возможным объяснение! Очень часто в древних языках, во всяком случае в славянском, “ребро”, “ребра”, означает “бок”. Это выражение понималось в том смысле, что Бог разделил надвое первоначально единое существо, разделил две половины. Те, кто знает французский язык, уловят, что можно говорить о côte и côté: côte означает “ребро”, côté — бок, сторона. И когда Адам видит Еву лицом к лицу, он восклицает: это кость от костей моих, плоть от плоти моей. И дальше в переводе текст не ясен; там говорится: она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2: 23). Но в еврейском тексте употреблено слово, которое одинаково в мужском и женском роде: иш и иша. Она — женская часть меня, я — ее мужская часть»». (Цит. по: П.В. Добросельский. Супружеские отношения и грань греха).

    Спрашивается, какие отцы Церкви говорят, что Адам не имел пола?

    Блаж.  Августин прямо отклоняет идею о двуполом первом человеке.

    «Но поскольку (бытописатель) хотел подчеркнуть единство союза (мужчины и женщины), он и сказал: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». А чтобы никто не подумал, что был сотворен один только дух человека, он прибавил: «Мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27), давая понять, что были сотворены и тела. А так как кто-либо мог заподозрить, что изначально был сотворен один человек, который заключал в себе оба пола, (бытописатель), употребив вначале единственное число, дабы подчеркнуть единство союза, затем употребляет множественное: «Сотворил их. И благословил их» (Быт. 1:27-28)». (Блаж. Августин. О книге Бытия буквально. 3. 22)


    У Григория Нисского говорится, что деление на мужской и женский пол не относится к образу Божьему в человеке.

    «Сказано: Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, творение созданного по образу приводится к окончанию. Потом делается повторение сказанного об устроении и говорится: Мужа и жену сотвори их. Для всякого, думаю, понятно, что это следует разуметь, не относя к Первообразу, ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, несть мужеский пол ни женский (Гал. 3, 28). Однако же слово сказывает, что человек разделен на эти полы. Поэтому устроение естества нашего есть некое двоякое: одно уподобляемое естеству Божественному и другое разделяемое на разные полы. Нечто подобное этому дает подразумевать Писание словосочинением написанного, сперва сказав: Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его — и потом присовокупив к сказанному: Мужа и жену сотвори их, что чуждо умопредставляемому о Боге». (Об устроении человека).

    Но из этого еще не следует андрогинность первочеловека.

    Правда, у Ефрема Сирина читаем, что Ева уже была в Адаме:

    «Словами же: «мужа и жену сотвори их» (Быт. 1: 27), — Моисей дает знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: «мужа и жену сотвори их»».

    pokrov
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 33
    Дата регистрации : 2016-06-26
    Вероисповедание : православный (РПЦ)

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  pokrov в 04.07.16 19:55

    Макгрегор пишет:


    Последний раз редактировалось: pokrov (12.07.16 12:15), всего редактировалось 1 раз(а)

    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3521
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 52
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Ingwar в 04.07.16 20:33

    Когда Господь сотворял Адама, Он уже знал, что из его ребра будет сотворена и жена ему.
    Например, соски мужчине не нужны.
    Не функциональны.
    Но не будь их у Адама, откуда бы они взялись у его жены, сотворённой из его ребра и по сути соответствующей облику Адама? А Господь знал, что они потребуются женщинам для воскормления и, соответственно, создал их и для мужчины.
    Господь не переделывает по сто раз. Он сразу знает.

    А называть Адама андрогином неверно.
    Сказано: "Давайте и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отмерится и вам". А даёт-то Бог.
    Вот из этой меры "доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной" и отсыплено было от Адама жене Адама.
    От Адама не убыло. Из его плоти была сотворена новая плоть - жена ему. Она и стала той самой дарованной Богом мерою доброю, утрясённою, нагнетённою и переполненною.
    И детишки пошли ))))))))))))))))

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 04.07.16 22:00

    pokrov пишет:
    Думаю Вы ошибаетесь. Вряд ли именно эти слова "дали повод" к тому, чтобы называть Адама "андрогином". Ведь по гречески эти слова звучит как "ἄρσεν καὶ θῆλυ" (LXX, два прилагательных: Мужское и Женское). "Сотворил его (как) Мужское и Женское".


    Имелось в виду, что эти слова так были поняты некоторыми иудейскими толкователями.

    «Сказал рабби Ирмея бен Эльазар: «Когда Святой, благословен Он, создавал первого человека, Он создал его андрогином, как сказано: Мужчину и женщину сотворил их {и нарек им имя Адам [человек]}». (Берешит раба 8: 1).

    Думается, в данном случае греческий текст ни при чем.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15184
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  noname в 05.07.16 6:16

    Ingwar пишет:
    И детишки пошли ))))))))))))))))
    Ага, Каинуля, например, детишка такая хорошая.

    Макгрегор
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 113
    Дата регистрации : 2016-04-18
    Вероисповедание : христианство

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Макгрегор в 05.07.16 11:03

    И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1: 28)

    У св. отцов, как известно, присутствует мысль, что если бы не грехопадение, был бы возможен другой способ размножения.

    «Приводящий все в бытие и целого человека по собственной своей воле соделавший Божиим образом не хотел бы видеть, чтобы число душ достигало своей полноты постепенным приращением рождаемых, но силою предведения мгновенно представив мысленно в этой полноте всю человеческую природу и почтив ее высоким и равноангельским жребием, поскольку прозреваемой силой предусмотрел, что произволение человеческое не пойдет прямым путем к прекрасному и потому отпадет от равноангельской жизни, то, чтобы не сделалось малым число душ человеческих, утратив тот способ, каким ангелы возросли до множества, поэтому самому примышляет для естества способ размножения, сообразный для поползнувшихся в грех, вместо того что прилично ангельскому величию, насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства». (Григорий Нисский. Об устроении человека. 17)

    (Интересно, что по св. Григорию есть некий ангельский способ размножения.

    Спойлер:
    В то же время блаж. Феодорит пишет:

    "Для естества же бессмертного излишне разделение полов, потому что, как не умаляющиеся в числе, не имеют нужды в размножении и, как не облеченные телом, в совокуплении. И учителем сему Божественное Писание. Ибо не двух только Ангелов, как двух человек, создал Бог в начале, но произвел многие тьмы, сколько Ему было угодно, потому что не подлежащее тлению естество не требует размножения. Люди же, имея смертное тело и подлежа смерти, необходимо имеют нужду в женском поле". (Сокращенное изложение Божественных догматов)).

    «Ибо хотя сказанного: раститеся и множитеся и наполните землю, по-видимому, и нельзя выполнить иначе, как путем соития мужчины и женщины, в чем лежит уже признак смертных тел; однако, можно сказать, что в бессмертных телах мог быть другой способ, чтобы дети рождались от одного действия благочестивой любви, помимо всякой поврежденной похоти, не преемствуя умирающим родителям, и сами не умирая; и этот способ деторождения мог продолжаться дотоле, пока земля наполнилась бы бессмертными телами, а отсюда праведным и святым народом, какого мы верою чаем после воскресения мертвых». (Блаженный Августин. О Книге Бытия буквально. III. 21).

    Преп. Максим Грек даже написал особое сочинение «Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотского совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы».

    Спонсируемый контент

    Re: Читаем Библию. Книга Бытия

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 4:04


      Текущее время 10.12.16 4:04