Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор Ingwar Сегодня в 1:45

» Дональд Трамп
автор Ingwar Сегодня в 1:39

» Крым не наш?
автор Ingwar Сегодня в 1:35

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik Вчера в 18:11

» Старец Порфирий Кавсокаливит
автор Монтгомери Вчера в 17:21

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Ingwar Вчера в 17:06

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Монтгомери Вчера в 16:59

» Есть ли в России "общество"?
автор Монтгомери Вчера в 16:55

» Почему я — русский националист?
автор Holder Вчера в 16:52

» МУЧЕНИК или СТРАСТОТЕРПЕЦ?
автор Ingwar Вчера в 16:14

» Православная Церковь - новости
автор мышкин Вчера в 14:49

» Православная Латвия
автор Нюся Вчера в 13:57

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Вчера в 12:22

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Елена Тельбукова Вчера в 0:52

» Украина и Православие.
автор Монтгомери 01.12.16 18:32

» Мои рассказы
автор Ingwar 01.12.16 18:16

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Поговорим о мистике

    Поделиться

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 03.06.16 19:01

    Я сейчас читаю Лосского "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". Так интересно! Тем более, что я и сам имею мистический религиозный опыт богообщения, но у меня это общение произошло не потому, что я использовал какую-то методику, а потому что Бог меня Сам вызвал. А в этой книге рассказывается, что надо сделать, чтобы соединиться с Богом. Почитайте! Вот отрывок:

    Лосский, о мистике:
    Дионисий различает возможность двух богословских путей: один есть путь утверждения (богословие катафатическое или положительное), другой — путь отрицания (богословие апофатическое или отрицательное). Первый ведет нас к некоторому знанию о Боге, — это путь несовершенный; второй приводит нас к полному незнанию, — это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий Непознаваемому, ибо всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть все, что ниже Его, то есть все существующее. Если, видя Бога, мы познаем то, что видим, то не Бога самого по себе мы видим, а нечто умопостижимое, нечто Ему низлежащее. Только путем неведения () можно познать Того, Кто превыше всех возможных объектов познания. Идя путем отрицания, мы подымаемся от низших ступеней бытия до его вершин, постепенно отстраняя все, что может быть познано, чтобы в мраке полного неведения приблизиться к Неведомому. Ибо, подобно тому, как свет — в особенности свет обильный — рассеивает мрак, так и знание вещей тварных — в особенности же знание излишнее — уничтожает незнание, которое и есть единственный путь постижения Бога в Нем Самом 15.
      Если перенести установленное Дионисием различие между богословием положительным и отрицательным на уровень диалектики, то оказываешься перед антиномией. И здесь, стараясь ее разрешить, пытаются синтезировать оба противоположных метода богопознания и свести их к единому. Так, святой Фома Аквинский сводит оба пути Дионисия к одному, превращая отрицательное богословие в корректив к положительному. Приписывая Богу совершенства, которые мы находим в существах тварных, мы должны, по мысли святого Фомы, отрицать модус нашего понимания этих ограниченных совершенств, но мы можем их утверждать по отношению к Богу модусом более высоким, modus sublimiori. Таким образом, отрицания будут относиться к modue significandi, модусу выражения — всегда неточному, а утверждения — к res significata, к вещам совершенным, которые мы желаем выразить и которые пребывают в Боге иным образом, чем в твари 16. Можно задать вопрос: в какой мере это столь остроумное философское измышление соответствует мысли Дионисия? Если для автора "Ареопагитик" между этими двумя и для него различными богословиями существует антиномия, то допускает ли он синтез обоих путей? И вообще возможно ли их противопоставлять, рассматривая с одного и того же уровня, ставя их на одну и ту же плоскость? Не говорит ли многократно Дионисий о том, что апофатическое богословие выше катафатического? Анализ трактата "О мистическом богословии", посвященного пути отрицания, покажет нам, что означает этот метод у Дионисия. В то же время этот анализ позволит нам судить об истинной природе апофатизма, являющегося основным признаком всей богословской традиция Восточной Церкви.
      Дионисий начинает свои трактат 17 с призывания Святой Троицы, Которую он просит вывести его "за пределы незнания до высочайших вершин Священно-тайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенные и нетленные тайны богословия". Он призывает Тимофея, которому посвящено это сочинение, к "мистическим созерцаниям" ( ): нужно отказаться как от чувств, так и от всякой рассудочной деятельности, от всех предметов чувственных и умопостигаемых; как от всего, что имеет бытие, так и от всего, что бытия не имеет, для того чтобы в полном неведении достигнуть соединения с Тем Кто превосходит всякое бытие и всякое познание. Мы сразу же видим, что речь идет не просто о какой-то диалектической процедуре, а о чем-то ином. Необходимо очищение, , надо отбросить все нечистое и даже все чистое; затем надо достигнуть высочайших вершин святости, оставив позади себя все Божественные озарения, все небесные звуки и слова. Только тогда проникаешь в тот мрак, в котором пребывает Тот, Кто за пределом всяческого 18.
      Этот путь восхождения, на котором мы постепенно освобождаемся от власти всего, что доступно познанию, Дионисий сравнивает с восхождением Моисея на гору Синай для встречи с Богом. Моисей начинает с очищения, затем он отделяет себя от нечистых; он слышит "звук труб весьма сильный, видит множество огней, бесчисленные лучи которых распространяют яркий блеск; затем, отделившись от толпы, он достигает с избранными священниками вершины Божественного восхождения. Однако и на этом уровне он еще не в общении с Богом, он не созерцает Его, ибо видит не Бога, а только то место, где Он пребывает. Мне кажется, это означает, что в порядке видимого и в порядке умопостижимого самое Божественное и высочайшее является одним только предположительным основанием свойств, действительно подобающих Тому, Кто абсолютно трансцендентен; оно лишь возвещает о присутствии Того, Кто совершенно не может быть объят умом, Кто пребывает превыше умопостижимых вершин святейших мест Своего пребывания. И только тогда, перейдя за пределы мира видимых и видящих (    ), Моисей проникает в истинно-мистический мрак неведения; только там он заставляет умолкнуть в себе всякое положительное знание; только там он всецело освобождается от всякого чувства и всякого видения, ибо он всецело принадлежит Тому, Кто за пределами всего, ибо он не принадлежит больше ни себе и ни чему-либо чуждому, ибо, соединившись тем, что в нем лучшего, с Тем, Кто не подлежит никакому познанию, он отказывается от всякого положительного знания и благодаря незнанию познает превыше ума познающего (,  ,   )" 19.
      Таким образом нам становится ясно, что апофатический путь или мистическое богословие (ибо таково заглавие сочинения, посвященного методу отрицания) имеет объектом Бога абсолютно непознаваемого. Было бы даже неточным сказать, что оно имеет Бога объектом: конец приведенного нами текста показывает, что, достигнув предельных вершин познаваемого, надо освободиться как от видящего, так и от видимого, то есть как от субъекта, так и от объекта нашего восприятия. Бог уже не представляется объектом, ибо здесь речь идет не о познании, а о соединении. Итак, отрицательное богословие есть путь к мистическому соединению с Богом, природа Которого остается для нас непознаваемой.

    Оказывается, есть методики, как соединиться с Богом! Может, у меня опять получится - теперь, по моей инициативе, а не по инициативе Бога? Как вы думаете?
    И было бы интересно, если бы кто-нибудь поделился своим опытом богообщения, своим мистическим опытом. Это так интересно!

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 03.06.16 19:08

    noname пишет:Я сейчас читаю Лосского "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". Так интересно! Тем более, что я и сам имею мистический религиозный опыт богообщения, но у меня это общение произошло не потому, что я использовал какую-то методику, а потому что Бог меня Сам вызвал. А в этой книге рассказывается, что надо сделать, чтобы соединиться с Богом. Почитайте! Вот отрывок:

    Лосский, о мистике:
    Дионисий различает возможность двух богословских путей: один есть путь утверждения (богословие катафатическое или положительное), другой — путь отрицания (богословие апофатическое или отрицательное). Первый ведет нас к некоторому знанию о Боге, — это путь несовершенный; второй приводит нас к полному незнанию, — это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий Непознаваемому, ибо всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть все, что ниже Его, то есть все существующее. Если, видя Бога, мы познаем то, что видим, то не Бога самого по себе мы видим, а нечто умопостижимое, нечто Ему низлежащее. Только путем неведения () можно познать Того, Кто превыше всех возможных объектов познания. Идя путем отрицания, мы подымаемся от низших ступеней бытия до его вершин, постепенно отстраняя все, что может быть познано, чтобы в мраке полного неведения приблизиться к Неведомому. Ибо, подобно тому, как свет — в особенности свет обильный — рассеивает мрак, так и знание вещей тварных — в особенности же знание излишнее — уничтожает незнание, которое и есть единственный путь постижения Бога в Нем Самом 15.
      Если перенести установленное Дионисием различие между богословием положительным и отрицательным на уровень диалектики, то оказываешься перед антиномией. И здесь, стараясь ее разрешить, пытаются синтезировать оба противоположных метода богопознания и свести их к единому. Так, святой Фома Аквинский сводит оба пути Дионисия к одному, превращая отрицательное богословие в корректив к положительному. Приписывая Богу совершенства, которые мы находим в существах тварных, мы должны, по мысли святого Фомы, отрицать модус нашего понимания этих ограниченных совершенств, но мы можем их утверждать по отношению к Богу модусом более высоким, modus sublimiori. Таким образом, отрицания будут относиться к modue significandi, модусу выражения — всегда неточному, а утверждения — к res significata, к вещам совершенным, которые мы желаем выразить и которые пребывают в Боге иным образом, чем в твари 16. Можно задать вопрос: в какой мере это столь остроумное философское измышление соответствует мысли Дионисия? Если для автора "Ареопагитик" между этими двумя и для него различными богословиями существует антиномия, то допускает ли он синтез обоих путей? И вообще возможно ли их противопоставлять, рассматривая с одного и того же уровня, ставя их на одну и ту же плоскость? Не говорит ли многократно Дионисий о том, что апофатическое богословие выше катафатического? Анализ трактата "О мистическом богословии", посвященного пути отрицания, покажет нам, что означает этот метод у Дионисия. В то же время этот анализ позволит нам судить об истинной природе апофатизма, являющегося основным признаком всей богословской традиция Восточной Церкви.
      Дионисий начинает свои трактат 17 с призывания Святой Троицы, Которую он просит вывести его "за пределы незнания до высочайших вершин Священно-тайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенные и нетленные тайны богословия". Он призывает Тимофея, которому посвящено это сочинение, к "мистическим созерцаниям" ( ): нужно отказаться как от чувств, так и от всякой рассудочной деятельности, от всех предметов чувственных и умопостигаемых; как от всего, что имеет бытие, так и от всего, что бытия не имеет, для того чтобы в полном неведении достигнуть соединения с Тем Кто превосходит всякое бытие и всякое познание. Мы сразу же видим, что речь идет не просто о какой-то диалектической процедуре, а о чем-то ином. Необходимо очищение, , надо отбросить все нечистое и даже все чистое; затем надо достигнуть высочайших вершин святости, оставив позади себя все Божественные озарения, все небесные звуки и слова. Только тогда проникаешь в тот мрак, в котором пребывает Тот, Кто за пределом всяческого 18.
      Этот путь восхождения, на котором мы постепенно освобождаемся от власти всего, что доступно познанию, Дионисий сравнивает с восхождением Моисея на гору Синай для встречи с Богом. Моисей начинает с очищения, затем он отделяет себя от нечистых; он слышит "звук труб весьма сильный, видит множество огней, бесчисленные лучи которых распространяют яркий блеск; затем, отделившись от толпы, он достигает с избранными священниками вершины Божественного восхождения. Однако и на этом уровне он еще не в общении с Богом, он не созерцает Его, ибо видит не Бога, а только то место, где Он пребывает. Мне кажется, это означает, что в порядке видимого и в порядке умопостижимого самое Божественное и высочайшее является одним только предположительным основанием свойств, действительно подобающих Тому, Кто абсолютно трансцендентен; оно лишь возвещает о присутствии Того, Кто совершенно не может быть объят умом, Кто пребывает превыше умопостижимых вершин святейших мест Своего пребывания. И только тогда, перейдя за пределы мира видимых и видящих (    ), Моисей проникает в истинно-мистический мрак неведения; только там он заставляет умолкнуть в себе всякое положительное знание; только там он всецело освобождается от всякого чувства и всякого видения, ибо он всецело принадлежит Тому, Кто за пределами всего, ибо он не принадлежит больше ни себе и ни чему-либо чуждому, ибо, соединившись тем, что в нем лучшего, с Тем, Кто не подлежит никакому познанию, он отказывается от всякого положительного знания и благодаря незнанию познает превыше ума познающего (,  ,   )" 19.
      Таким образом нам становится ясно, что апофатический путь или мистическое богословие (ибо таково заглавие сочинения, посвященного методу отрицания) имеет объектом Бога абсолютно непознаваемого. Было бы даже неточным сказать, что оно имеет Бога объектом: конец приведенного нами текста показывает, что, достигнув предельных вершин познаваемого, надо освободиться как от видящего, так и от видимого, то есть как от субъекта, так и от объекта нашего восприятия. Бог уже не представляется объектом, ибо здесь речь идет не о познании, а о соединении. Итак, отрицательное богословие есть путь к мистическому соединению с Богом, природа Которого остается для нас непознаваемой.

    Оказывается, есть методики, как соединиться с Богом! Может, у меня опять получится - теперь, по моей инициативе, а не по инициативе Бога? Как вы думаете?
    И было бы интересно, если бы кто-нибудь поделился своим опытом богообщения, своим мистическим опытом. Это так интересно!

    Лично я бы не искал каких-то дополнительных способов к богообщению, кроме молитвы: так можно слишком много о себе возомнить и впасть в прелесть. К тому же, исхожу из твёрдого убеждения, что человек в силу своей греховности вообще не достоин каких-либо откровений со стороны Бога. Мой Вам искренний совет: не ищите чудес и чувственных переживаний, а лучше думайте о спасении и вечных муках. Полезнее будет.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 03.06.16 19:22

    Georg Lenz пишет: Мой Вам искренний совет: не ищите чудес и чувственных переживаний, а лучше думайте о спасении и вечных муках. Полезнее будет.
    Да, это трезвый православный совет. Но ведь обожение, богоподобие - это цель жизни христианина? Соединение человека с Богом - это высшее счастье. К этому надо стремиться. Но не искать чудес и чувственности - это ложный путь католических мистиков. В Православии не так.

    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1972
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Михаил_ в 03.06.16 19:25

    noname пишет:... что надо сделать, чтобы соединиться с Богом...
    Оказывается, есть методики, как соединиться с Богом! Может, у меня опять получится - теперь, по моей инициативе, а не по инициативе Бога? Как вы думаете?
    И было бы интересно, если бы кто-нибудь поделился своим опытом богообщения, своим мистическим опытом. Это так интересно!
    «…не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» Лк. 17:20.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 03.06.16 19:28

    noname пишет:
    Да, это трезвый православный совет. Но ведь обожение, богоподобие - это цель жизни христианина? Соединение человека с Богом - это высшее счастье.

    Через исповедь и причастие, а не посредством мистических экспериментов. Зря Вы вообще о мистике читать начали: вижу, зацепило. Не нужно самому лезть в лепрозорий, если не хотите проказу подхватить...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 03.06.16 19:34

    Georg Lenz пишет:Через исповедь и причастие, а не посредством мистических экспериментов.
    Я пробовал - ничего не даёт это мне.
    Зря Вы вообще о мистике читать начали: вижу, зацепило. Не нужно самому лезть в лепрозорий, если не хотите проказу подхватить...
    Но я знаю вкус мистики. Книгу обязательно прочитаю, очень интересно. Тем более она не закрыта, для всех. Но не все поймут.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 03.06.16 19:39

    noname пишет:
    Я пробовал - ничего не даёт это мне.

    Ну так, может быть, в данном случае не Господь Иисус Христос виноват? Smile

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 03.06.16 19:42

    Georg Lenz пишет:Ну так, может быть, в данном случае не Господь Иисус Христос виноват? Smile
    Я Его и не виню.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 03.06.16 20:02

    noname пишет:
    Я Его и не виню.

    Как же не вините, если смеете утверждать, что Таинства Христовы на Вас никак не влияют и ничего Вам не дают?
    Зато общение с бесами (мистика) даёт отраду... правда? Smile

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 6:15

    Georg Lenz пишет:Зато общение с бесами (мистика) даёт отраду... правда? Smile
    Мистика - общение не с бесами, а с Богом. Неуч.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 04.06.16 7:45

    noname пишет:
    Мистика - общение не с бесами, а с Богом. Неуч.

    Ага, Вы ещё спиритический сеанс устройте и убеждайте меня, что с Богом и Ангелами на связь выходите. Smile

    Два способа общения с Богом у нас есть и без мистических вывертов - молитва и Таинства. Всё, что нам нужно для спасения, Он нам дал. А Вы дополнительных путей ищете. Ну-ну...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 8:00

    Georg Lenz пишет:Два способа общения с Богом у нас есть и без мистических вывертов - молитва и Таинства. Всё, что нам нужно для спасения, Он нам дал. А Вы дополнительных путей ищете. Ну-ну...
    А я хочу бОльшего. Имею право.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 04.06.16 8:11

    noname пишет:
    А я хочу бОльшего. Имею право.

    Денница тоже хотел большего. Имел право. Smile

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 8:15

    Georg Lenz пишет:Денница тоже хотел большего. Имел право. Smile
    Денница не хотел обожения, соединения с Богом. Он хотел сам стать как Бог.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 04.06.16 8:26

    noname пишет:
    Денница не хотел обожения, соединения с Богом. Он хотел сам стать как Бог.

    Я просто привожу параллели. В своём желании получить больше, чем дал нам Сам Спаситель, Вы рискуете оказаться в положении падшего ангела. Но дело Ваше. Можете эксперементировать, но не забывайте вот о чём:

    "Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя." (Втор. 28:15)

    "И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои." (Втор. 28:34)

    Зелёные человечки ещё по ночам не приходили к Вам?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 10:02

    Лосский:

           Все, что мы сказали об апофатизме, можно резюмировать в нескольких словах. Негативное богословие - не только теория экстаза в собственном смысле слова; оно - выражение совершенно определенной умонастроенности, превращающей каждую богословскую науку в созерцание тайн Откровения. Это не какой-нибудь богословский раздел, не какая-то глава, не неизбежное введение к понятию непознаваемости Бога, после которого можно спокойно перейти к изложению христианского учения в обычных выражениях, свойственных человеческому разуму и общепринятой философии. Апофатизм учит нас видеть в догматах Церкви прежде всего их негативное значение, как запрет нашей мысли следовать своими естественными путями и образовывать понятия, которые заменяли бы духовные реальности. Ибо христианство - не философская школа, спекулирующая абстрактными понятиями, но прежде всего общение с живым Богом. Вот почему, несмотря на всю философскую культуру и естественную наклонность к спекулятивному мышлению, отцы Восточной Церкви, верные апофатическому началу богословия, сумели удерживать свою мысль на пороге тайны и не подменять Бога Его идолами. Поэтому нет философии "более" или "менее" христианской: Платон не более христианин, чем Аристотель. Вопрос соотношения богословия с философией никогда не ставился на Востоке. Апофатизм сообщал отцам Церкви возможность свободно и естественно пользоваться философскими терминами, не рискуя быть плохо понятыми или впасть в какое-либо концептуальное богословие. Когда богословие превращалось в религиозную философию, как у Оригена, это всегда происходило вследствие отхода от апофатизма, подлинного основания всего богословского предания Восточной Церкви.
           Непознаваемость не означает агностицизма или отказа от Бого-познания. Тем не менее это познание всегда идет путем, основная цель которого - не знание, но единение, обожение. Потому что это вовсе не абстрактное богословие, оперирующее понятиями, но богословие созерцательное, возвышающее ум к реальностям "умопревосходящим". Поэтому догматы Церкви часто представляются нашему рассудку антиномиями, которые тем неразрешимее, чем возвышеннее тайна, которую они выражают. Задача состоит не в устранении антиномии путем приспособления догмата к нашему пониманию, но в изменении нашего ума для того, чтобы мы могли прийти к созерцанию Бого-открывающейся реальности, восходя к Богу и соединяясь с Ним в большей или меньшей мере.
           Вершина Откровения есть догмат о Пресвятой Троице, догмат "преимущественно" антиномичный. Для того, чтобы созерцать эту извечную реальность во всей ее полноте, нужно достичь предназначенной нам цели, нужно дойти до состояния обожения, ибо, по слову святого Григория Богослова, "будут сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы... те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом, и это будет, как я думаю, Царство Небесное" 52. Апофатический путь приводит не к отсутствию и не к абсолютной пустоте, ибо непознаваемый Бог христиан - не безличный "бог" философов. Ведь Святой Троице "Пресущественной, Пребожественной и Преблагой" 53 предает себя автор "Мистического богословия", вступая на путь, долженствующий привести ею к абсолютному присутствию и абсолютной полноте.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 04.06.16 10:05

    Нет, а чем Вас православные святые не устраивают? Книг духовных написано - тысячи. Так нет, лезете в какие-то оккультные дебри...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 10:16

    Georg Lenz пишет:Нет, а чем Вас православные святые не устраивают? Книг духовных написано - тысячи. Так нет, лезете в какие-то оккультные дебри...
    Лосский и ссылается на святых отцов, прежде всего на Григория Богослова и других. Никакого оккультизма, не путайте. Лосский - признанный православный богослов, а не оккультист. Не надо бояться мистики.

    Лосский:

    Потребовались нечеловеческие усилия таких отцов Церкви, как святые Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и еще многих других, чтобы очистить понятия, свойственные эллинскому образу мысли, разрушить их непроницаемые перегородки, вводя в них начало христианского апофатизма, преобразовавшего рационалистическое умствование в созерцание тайн Пресвятой Троицы. Надо было найти терминологическое различение, которое выражало бы в Божестве единство и различие, не давая преобладания ни одному, ни другому, не давая мысли уклониться ни в унитаризм савеллиан, ни в требожие язычников.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 04.06.16 10:20

    noname пишет:
    Лосский и ссылается на святых отцов, прежде всего на Григория Богослова и других. Никакого оккультизма, не путайте. Лосский - признанный православный богослов, а не оккультист. Не надо бояться мистики.

    Если он прибегает к мистическим способам богообщения и даже предлагает методики, чтобы достичь каких-то знамений со стороны Бога, то он - самый настоящий оккультист, а его ссылки на Святых Отцов, Писание и попытки богословствовать это лишь ширма, за которой кроется сатанизм. Не обманывайтесь.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 10:29

    Georg Lenz пишет:Если он прибегает к мистическим способам богообщения и даже предлагает методики, чтобы достичь каких-то знамений со стороны Бога
    Не Лосский, а святые отцы разработали методики богообщения. Лосский на них только ссылается. И не "знамения" со стороны Бога достигаются, а созерцание Бога, Богообщение, соединение с Богом.
    то он - самый настоящий оккультист, а его ссылки на Святых Отцов, Писание и попытки богословствовать это лишь ширма, за которой кроется сатанизм. Не обманывайтесь.
    Если Вы не понимаете мистики, это не даёт Вам право называть её сатанизмом и оккультизмом. Для меня лично сатанизм - это Ваш антисемитизм и сталинизм.

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 04.06.16 10:59

    Скажите, Вы часто бываете в церкви? Как часто причащаетесь? Исповедуетесь? Уверен, что это происходит очень нечасто, если вообще происходит. Так вот: прежде чем пытаться достичь каких-то высот, сердце от страстей очистить надо. А созерцание и духовные дары Бог даёт обычно к старости, святым подвижникам благочестия. И то не всегда и не всем. Пытаться достичь подобных вещей с чёрного хода - и есть оккультизм и сатанизм.

    А антисемитами многие святые были, начиная с Христа:

    "Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Матф. 23:33)

    Подпись мою прочтите...

    Так что, здесь я неоригинален. Smile

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 11:19

    Georg Lenz пишет:Скажите, Вы часто бываете в церкви? Как часто причащаетесь? Исповедуетесь?
    Нет, не вижу необходимости.

    Так вот: прежде чем пытаться достичь каких-то высот, сердце от страстей очистить надо.

    Я очищаю. Недавно вот избавился от одной страсти.
    А созерцание и духовные дары Бог даёт обычно к старости, святым подвижникам благочестия. И то не всегда и не всем.
    Не согласен. Уверен, что любой православный христианин может достичь этого - и вовсе не в старости. Христу было только 33 года. Я думаю, что христианин без личного религиозного опыта - не полноценный христианин.
    Пытаться достичь подобных вещей с чёрного хода - и есть оккультизм и сатанизм.
    Не с чёрного хода, а по методикам святых отцов-мистиков.
    А антисемитами многие святые были, начиная с Христа
    Ага, вот только Сам Христос был иудеем. Как и Его Мать и апостолы. Он Сам против Себя выступал по-Вашему?
    "Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Матф. 23:33)
    Это Он не о всех иудеях, а о тех, которые Его не принимали и не верили Ему.

    ----------------------------------
    Из книги Новосёлова "Забытый путь опытного богопознания":

    «Одно дело,— говорит Климент Александрийский,— что приобретено упражнением, и учением, и иное, что воспринято через откровение верою. Только последний путь ведет к познанию божественной Истины, и она очень близка от нас, даже в наших жилищах, как свидетельствует боговидец Моисей».

    «Научает нас,— утверждает блж. Августин,— внутренний Учитель, научает Христос, божественное вдохновение; где нет этого вдохновения и внутреннего просвещения, там тщетно действие слов извне».

    И если Духа Божия нет в сердце слушателя,— подтверждает также Григорий Богослов,— то напрасны рассуждения учителя, ибо, если Тот, Кто научает, не находится внутри, то язык учителя, который вне, трудится понапрасну.

    «Потому что,— заключает блж. Иероним,— закон духовен, и нужно откровение, чтобы понимать его».

    «Кто слышит только внешний и плотской голос,— поучает св. Лев Великий,— тот слышит тварь; Бог же есть Дух, и Его можно слышать только чрез Духа, так и Иисуса никто не может назвать Господом, как только Духом Святым».

    «Лучшее и вернейшее познание Бога не то, которое выработано усилиями рассудка и выпотением мозга, но то, которое возгорается от небесного огня в сердцах наших и вносит в душу божественный свет, свет,— как говорит Ориген,— более ясный и убедительный, чем все рассудочные доказательства. В этом то и состоит познание Истины, как она пребывает во Христе Иисусе,— в том сладостном, кротком, смиренном и любящем духе Иисуса, который, как утреннее солнце, сияет на злых и благих».

    «Искать же боговедения лишь в книгах и писаниях значит,— по словам блж. Августина,— искать живого между мертвыми. Intra te queer Deum! Он лучше всего распознается, так сказать, духовным осязанием. Мы должны стремиться видеть Его своими глазами, слышать своими ушами, и наши руки должны осязать Слово жизни. Ведь душа наша, как и тело, имеет свое чувство: вкусите и видите, как благ Господь!»

    Достаточно и сих свидетельств, утверждающих то положение, что божественное, внутреннее откровение Духа есть основной источник Богопознания.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 11:27

    Новосёлов, "Забытый путь опытного богопознания":

    Вот что говорит в одном из своих Писем о христианской жизни(4) известный подвижник и ученый доктор богословия епископ Феофан.

    «Всякому должно испытать и несомненно увериться, истинна ли та вера, которой он держится, и если она окажется не истинною, отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к истинному Богу и дарует, несомненно, вечное спасение. Это так обязательно и понудительно, как исхищать себя из огня. Господь …не переставал свидетельствовать о Себе (Деян. 15, 17), а равно, и о единой своей истинной вере; но когда Он попустил, чтоб близ нея на сей земле существовали другие веры и, как бы, вступали с нею в соперничество, то тем самым, на всех наложил обязательство не без смысла держаться веры Его, а по несокрушимым основаниям, ради которых с полным убеждением, отвергается все прочее. Этим испытанием воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера наша в нашу веру, т. е., убеждение в истине православного христианского исповедания должна быть разумная. Посему Господь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: исследуйте Писания (Ин. 5, 39), убеждал к тому проповедью Иоанна Крестителя и своими чудесами. Апостолы в проповеди тоже всех убеждали и только одним убеждением приучали к вере, а не насилием. Сама твердость исповедания зависит от сего убеждения, а далее и вся жизнь в духе своей веры. На это указывают бесчисленные опыты, от которых видно, как сильно иные возбуждаются к сообразной с верою деятельности, с минуты сознания её истинности единственной, и напротив, как многие спят в беспечности от того, что не привели в ясность сего сознания. Сколько оснований к тому, чтобы испытать и увериться, какая вера есть вера истинная!

    Как же увериться и каким путем испытать? К сему два способа: один внешний, научный, а другой внутренний, путь веры. Первый предлагается, обыкновенно, в систематическом изложении Богословия. Он действителен, и для ученых существенно необходим; но, очевидно, не всеобщ, ибо в основании своем содержит знания, не для всех доступные…. Нельзя (кроме того) не видеть, что сей путь очень, очень долог и труден, и, что особенно замечательно, помещаясь в голове, оставляет сердце самому себе, своему своенравию и свободе (т. е. тому, что главным образом разъединяет человека с Богом. Ср. св. Исаака: Сирина: «Вера по науке не освобождает человека от гордости и сомнения»). Путь веры искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее и общедоступнее. Это молитва к единому истинному Богу о вразумлении. Есть Бог истинный. Он сказал волю Свою нам в наше спасение, с желанием, чтоб она была понята и выполнена. Теперь мудрованиями людскими она скрыта, или запутана до того, что тот или другой не имеет достаточно сил найти исход из сего лабиринта. Когда, в чувстве сей кровной нужды, с воплем, стенанием, болезнью сердечною, обратится кто к Богу, истинному Отцу всех человеков, Богу, желающему, чтоб вера Его была действенною, может ли быть, чтобы Он не дал такому решительного указания к убеждению в истине её?… Примеры убеждения в вере сим путем почти повсюдны. Корнилий сотник испросил себе веру… Множество было таких, кои приходили к пустынникам вопрошать о вере, а они, вместо всех доводов, заставляли их молиться, и Бог открывал им истину, например святой великомученице Екатерине. В смутные времена ересей, Бог воздвигал людей с отличной святостью, облекал их силою чудодейственною и ставил на виду всех, как свечи на подсвечнике, да светят всем; так как они были сосуды веры и силы Божией, то и служили для всех сомневающихся решительными указателями истины. Все ожидали или желали знать, как исповедует тот и тот святой муж, и держались его исповедания…. Один говорил о себе: когда я смотрю на нетленные останки, источающие целебную Божественную силу, и помышляю, что дух, освятивший сие тело, исповедал именно ту веру, которую я содержу, то у меня исчезает всякое сомнение, которое иногда навевает враг истины, и я не могу не радоваться тому, что Богу угодно было дать нам такой решительный и вместе такой доступный способ убеждения в истине святой веры…. Так вот где успокоительная проповедь об истине веры!… Но блаженнее из всех тот, кто, вместе с Иеронимом Греческим, может сказать: «истинна вера, исповедуемая мною, ибо ею я сподобился принять Божественную некоторую силу, действующую во мне ощутительно. И язычники имеют писания и храмы, и жертвы, и учителей, и книги, и отчасти Боговедение, и некоторые добрые дела, и праздники, и перемену одежд, и молитвы, и всенощные бдения, и священников, и много другого; но сей сокровенной в сердце христианина благодати и действия Св. Духа никто в целом свете не получает. а получают верою только одни правильно крестившиеся в Отца, Сына и Святого Духа». Так вот прямейший путь к открытию истинной веры именно: вера же, молитва, непрерывность чудодейственности в церкви, и особенно, внутренняя сила, доставляемая в вере.

    Вот этот-то последний путь познания Истины Божией, отмеченный преосвященным Феофаном, путь внутреннего опыта и забыт нами, настолько забыт, что при указании на него многие, почитающиеся христианами, приходят в недоумение и так высказываются относительно этого пути, что, в свою очередь, приводят в недоумение говорящего. Да, и в самом деле, не мнение ли это одного или немногих лиц,— все эти ссылки на какие то неясные, таинственные переживания души, на эти ощущения, столь субъективные, что их и понять не может громадное большинство немудрствующих лукаво христиан? Не придаток ли это к христианству, насколько личный, настолько и не общеобязательный? Не есть ли это лишь для полноты изложения вставленное, не имеющее особенной цены, маленькое звено аргументации? Пусть умножится несколько блаженство человека, который ощутит в себе то, о чем свидетельствует блж. Иероним…. Но разве это уж так важно для христианина? Не довольно ли правого исповедания и тех добрых дел, на которые человек наталкивается на каждом шагу жизни? Даже философствующая и богословствующая мысль должна, кажется, быть удовлетворенной этим дружным сочетанием метафизики и морали, догмы и нравственности… Да! но нет ли в этом спасительном ковчеге отверстия, небезопасного для плывущих в царствие Божие?

    Georg Lenz
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 209
    Дата регистрации : 2016-05-31
    Возраст : 31
    Откуда : Мурманск
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Georg Lenz в 04.06.16 13:00

    noname пишет:
    Нет, не вижу необходимости.

    Я так и думал.

    Georg Lenz пишет:Так вот: прежде чем пытаться достичь каких-то высот, сердце от страстей очистить надо.
    Я очищаю. Недавно вот избавился от одной страсти.
    Самостоятельно? Бросаете вызов Богу? Он говорил: "без Меня не можете делать ничего." (Ин. 15:5)

    А созерцание и духовные дары Бог даёт обычно к старости, святым подвижникам благочестия. И то не всегда и не всем.
    noname пишет:Не согласен. Уверен, что любой православный христианин может достичь этого - и вовсе не в старости. Христу было только 33 года.
    Христос был Богом. А Вы кем себя возомнили?

    Georg Lenz пишет:А антисемитами многие святые были, начиная с Христа
    noname пишет:Ага, вот только Сам Христос был иудеем. Как и Его Мать и апостолы. Он Сам против Себя выступал по-Вашему?
    Иудеем Христос не был. Он был галилеянином и я уже приводил текст из Писания, подтверждающий, что иудеи и галилеяне имели разные языки, а, следовательно, принадлежали к разным этносам.

    Georg Lenz пишет:"Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Матф. 23:33)
    noname пишет:Это Он не о всех иудеях, а о тех, которые Его не принимали и не верили Ему.
    А сейчас они Его принимают и верят Ему?  

    Так может, антисемитизм Христа стал в наше время проявляться с ещё большей силой, не находите? Smile

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 13:26

    Georg Lenz пишет:
    Самостоятельно? Бросаете вызов Богу? Он говорил: "без Меня не можете делать ничего." (Ин. 15:5)
    С Божьей помощью, конечно.
    Христос был Богом. А Вы кем себя возомнили?
    Христос был и Богом и Человеком.
    Иудеем Христос не был. Он был галилеянином и я уже приводил текст из Писания, подтверждающий, что иудеи и галилеяне имели разные языки, а, следовательно, принадлежали к разным этносам.
    Чушь. Христос был иудеем.
    А сейчас они Его принимают и верят Ему?  

    Многие евреи приняли христианство. Для Вас это новость? Первые христиане были евреями.

    Так может, антисемитизм Христа стал в наше время проявляться с ещё большей силой, не находите? Smile
    Не приписывайте Христу свои бредовые фантазии.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 13:39

    Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
    Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
    Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
    Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
    Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
    Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
    Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
    Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
    Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
    Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
    Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
    По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
    Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
    Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
    Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
    Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. (Матфея 1:1-16).

    Библия чётко определяет Кем был Христос.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 14:30

    По теме - Лосский:

    Апостол Петр говорит определенно: divinae consortes naturae - "причастники Божеского естества". После таких слов не остается никакого сомнения в возможности реального соединения с Богом: оно нам обещано и возвещено как конечная цель, как блаженство будущего века. Было бы наивно и нечестиво видеть здесь только фигуральное выражение, метафору. Ведь пытаться устранять трудности, лишая собственного смысла те слова Откровения, которые могли бы противоречить нашему образу мыслей и не согласовываться с тем, что нам кажется подходящим, применительно к Богу, значило бы применять слишком уж простой экзегетический метод. Однако совершенно законно пытаться определить смысл какого-нибудь выражения, которое, как нам кажется, противоречит другим свидетельствам Священного Писания и предания отцов об абсолютной несообщаемости Божественного существа. Можно было бы установить два ряда противоречивых текстов, извлеченных из Священного Писания и святоотеческих творений, причем одни свидетельствовали бы о совершенной неприступности Божественной природы, другие утверждали бы, что Бог дает опытно Себя познавать и что Его действительно можно достичь в соединении. Святой Макарий Египетский (или, если угодно, - псевдо-Макарий, что отнюдь не изменяет величайшей ценности известных под этим именем мистических произведений), говоря о душе, входящей в единение с Богом, настаивает на абсолютной разнице природы Божественной и природы человеческой в этом единении: "Он - Бог, а она - не Бог. Он - Господь, а она - раба, Он - Творец, а она - тварь... ничего нет общего в Его и ее естестве" 96. Но, с другой стороны, тот же автор говорит о том, что "душам нашим должно измениться в Божественное естество" 97. Итак, Бог совершенно недоступен и в то же время Он может реально общаться с человеком; здесь нельзя ни устранять, ни в какой-либо мере ограничивать ни ту, ни другую сторону этой антиномии. Ведь если христианская мистика не может примириться с Богом трансцендентным, тем более не могла бы она примириться с Богом имманентным и доступным тварному. Жильсон прекрасно выражает этот основной принцип духовной жизни: "Устраните, - говорит он, - хотя бы на мгновение и только в одном пункте преграду, которую воздвигает между Богом и человеком случайность тварного бытия, и вы отнимете у христианского мистика его Бога и, следовательно, лишите его мистической жизни. Он может обойтись без всякого бога, который не неприступен, но только Бог, по Своей природе неприступный, и есть Тот Единственный, без Которого он обойтись не может" 98.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 15:35

    Очень важно! Лосский:
    Итак, богословие Восточной Церкви различает в Боге: три Ипостаси, происходящие личностно; природу или сущность; энергии, происходящие природно. Энергии неотделимы от природы, природа неотделима от трех Лиц. В предании Восточной Церкви это имеет особо важное значение для мистической жизни:
    1. Учение об энергиях, неизреченно отличных от природы, есть догматическая основа реальности всякого мистического опыта. Бог, неприступный по Своей природе, присутствует в Своих энергиях, "как в зеркале" оставаясь невидимым в том, что Он есть. "Так наше лицо делается видимым в зеркале, оставаясь невидимым для нас самих", - говорит святой Григорий Палама 133. Всецело непознаваемый в Своей Сущности, Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях, которые не разделяют Его природы на две части - познаваемую и непознаваемую, но указывают на два различных модуса Божественного бытия - в сущности и вне сущности.
    2. Это учение поясняет, каким образом Святая Троица может пребывать в Своей несообщимой сущности и одновременно может, по обетованию Самого Христа,сотворить в нас обитель (Ин. 14, 23). Это - не причинное присутствие, как Божественная вездесущность в творении; это также и не присутствие сущностное, ибо сообщность по самому своему определению - несообщима. Это некий модус, по которому Святая Троица пребывает в нас реально в том, что есть в Ней сообщаемого - в Своих энергиях, общих для трех Ипостасей, то есть по благодати; ведь именно так и именуются обожающие энергии, Святым Духом нам сообщаемые. Тот, кто имеет в себе Духа дарующего, имеет также и Сына, посредничеством Которого передается нам всякий дар, имеет также и Отца, от Которого "исходит всяк дар совершен" (Иак. 1, 17). Получая дар - обожающие нас энергии - мы становимся обителью Пресвятой Троицы, неотделимой от Своих природных энергий, присуствующей в них иначе, но столь же реально, как и в Своей природе.
    3. Различение между сущностью и энергиями - основа православного учения о благодати - позволяет сохранить подлинный смысл выражения апостола Петра: "причастники Божеского естества" (2 Пет. 1, 4). Соединение, к которому мы призваны, не есть ни соединение ипостасное, как для человеческой природы Христа, ни соединение сущностное, как для трех Лиц Пресвятой Троицы. Это соединение с Богом в Его энергиях, или соединение по благодати, "причащающей" нас Божественному естеству без того, чтобы наше естество стало от этого естеством Божественным. По учению святого Максима Исповедника 134, в состоянии обожения мы по благодати, то есть посредством Божественных энергий, обладаем всем тем, чем обладает Бог по Своей природе, кроме тождества с Его природой ( ). Становясь богами по благодати, мы остаемся тварными, так же как Христос, став человеком по воплощению, оставался Богом.

    Монтгомери
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5721
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Монтгомери в 04.06.16 18:27

    ...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15151
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  noname в 04.06.16 19:09

    Монтгомери пишет:...
    Ушли в астрал? Laughing

    Спонсируемый контент

    Re: Поговорим о мистике

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 7:38


      Текущее время 03.12.16 7:38