Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Автокефализм....
автор Нюся Сегодня в 14:46

» Оптинские старцы, спешащие нам на помощь...
автор Нюся Сегодня в 13:31

» Общественно-политические новости
автор Holder Сегодня в 13:06

» Как советская власть сжигала дома крестьян в 1941 году
автор Holder Сегодня в 12:23

» Стамбул. Фанар. И страшный сон....
автор Нюся Сегодня в 1:15

» Как это было.... Обратный отсчёт...
автор Нюся Сегодня в 1:13

» Юмор
автор Holder Вчера в 18:51

» Вопрос о семи степенях жизни человека.
автор Бездомный Вчера в 18:40

» О нищете...
автор Holder Вчера в 12:31

» мысли о вере, нравственности И другие спасительные мысли.
автор Holder Вчера в 12:27

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Вчера в 12:21

» Петиция
автор мышкин Вчера в 10:42

» Вбросы и отбросы...
автор Ingwar Вчера в 1:53

» Интриги вокруг церковных престолов. История
автор Нюся Вчера в 0:39

» РУСЬ СВЯТАЯ И НЕДЕЛИМАЯ
автор Нюся Вчера в 0:02

» Мысли, что стали стихами...Нюся (Татьяна)
автор Нюся 18.11.18 19:27

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Гнев

    Поделиться
    avatar
    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6917
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 57
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Гнев

    Сообщение  miha61 в 13.10.15 9:29

    Нюся пишет:

    Да...Серёга, ты опасно ходишь...Ну, помолится он о тебе? И что скажет Богу? Мол, слаб и нЕмочен сей Нонем был? Но это же не есть правда. Ибо ты здоров и зело учён на всех Православных Форумах! И? Где плоды твоего учения? Красуешься страстями,Таню вон, измучил поклонениями вместо увещеваний!
    Нет, не поможет тебе даже брат наш Монтгомери, думаю...
    Чем больше мы согрешаем сами,  тем лучше видим грехи других.
    Мф 7.5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.


    _________________
    Русь святая, храни веру православную
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 25854
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Гнев

    Сообщение  Нюся в 13.10.15 11:16

    miha61 пишет:
    Чем больше мы согрешаем сами,  тем лучше видим грехи других.
    Мф 7.5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

    Это касается и вас, Миша, и нас. Вольное поведение Нонейма на Форуме должно иметь определение. Неприлично уже, в конце концов. Думаю, чтобы не было ему нареканий со стороны взрослых , он сам должен подумать, а не вы за него. Правда, Сергий?
    avatar
    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6917
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 57
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Гнев

    Сообщение  miha61 в 13.10.15 11:57

    Нюся пишет:

    Это касается и вас, Миша, и нас. Вольное поведение Нонейма на Форуме должно иметь определение. Неприлично уже, в конце концов. Думаю, чтобы не было ему нареканий со стороны взрослых , он сам должен подумать, а не вы за него. Правда, Сергий?
    Если это касается нас, то при чем здесь Нонейм? Smile


    _________________
    Русь святая, храни веру православную
    avatar
    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 16264
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 40
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Гнев

    Сообщение  noname в 13.10.15 17:13

    А Нюся ко мне пристаёт!
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 25854
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Гнев

    Сообщение  Нюся в 13.10.15 21:29

    Я взяла тебя на поруки, Серёжа. Буду твоей форумской тётушкой. Будем учиться жить.

    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2251
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    Re: Гнев

    Сообщение  Михаил_ в 14.10.15 12:15

    noname пишет:А Нюся ко мне пристаёт!
    Нюся пишет:Я взяла тебя на поруки, Серёжа. Буду твоей форумской тётушкой. Будем учиться жить.
    Поздравляю, ноунейм, Вы стали первым форумским племянником).
    avatar
    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6917
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 57
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Гнев

    Сообщение  miha61 в 14.10.15 13:21

    Нюся пишет:Я взяла тебя на поруки, Серёжа. Буду твоей форумской тётушкой. Будем учиться жить.
    Это Вы хорошо очень подметили - не учить, а учиться вместе Smile


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2251
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    Re: Гнев

    Сообщение  Михаил_ в 14.10.15 13:28

    Нюся пишет:Я взяла тебя на поруки, Серёжа. Буду твоей форумской тётушкой. Будем учиться жить.
    miha61 пишет:Это Вы хорошо очень подметили - не учить,  а учиться вместе Smile
    Так на форуме может ещё и первая племянница появиться, если найдётся форумский дядюшка, готовый взять на поруки?).
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 25854
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Гнев

    Сообщение  Нюся в 14.10.15 15:23

    miha61 пишет:
    Это Вы хорошо очень подметили - не учить,  а учиться вместе Smile

    Там написано : Жить вместе Smile А жизнь пройти - не поле перейти. Даже в поле кто-то тропинку тропит, кто-то следом сопит. Мне 60 лет - Ненейму 40. У меня ест имя, Нюся. А он вовсе без имени - ноу нейм. Будет старших послухивать - Бога не оскорбит. Idea Он умный - он поймёт.Smile
    avatar
    Sevlagor
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4852
    Дата регистрации : 2011-09-11
    Откуда : С-Пб.
    Вероисповедание : Православие

    Re: Гнев

    Сообщение  Sevlagor в 14.10.15 19:17

    noname пишет:А Нюся ко мне пристаёт!
    Она ко всем пристает.) У меня за окном стреляют. А-а это салют.
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7219
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 31
    Вероисповедание : Православие

    Re: Гнев

    Сообщение  Монтгомери в 25.05.16 21:58

    Admin пишет:Как человеку бороться с этим грехом в повседневной жизни? Как можно научиться не обращать внимания на чужие недостатки и промахи и не гневаться?


    Причина гнева, как и многих других страстей - гордость. И нужно бороться именно с ней.

    Вот есть даже целая книга, посвящённая этому недугу и борьбе с ним: http://azbyka.ru/strast-gordosti-i-borba-s-nej#ref4

    прот. Сергий Филимонов «Страсть гордости и борьба с ней»
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7219
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 31
    Вероисповедание : Православие

    Re: Гнев

    Сообщение  Монтгомери в 10.08.16 21:38

    Абай Кунанбаев

    Кричащий в гневе — смешон,
    молчащий в гневе — страшен.

    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7219
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 31
    Вероисповедание : Православие

    Re: Гнев

    Сообщение  Монтгомери в 10.08.16 21:50

    Марина Бойкова

    Следите в гневе за собой,
    Не допускайте перегибов…
    Порой такой душевный сбой
    Страшнее ссадин и ушибов…

    А те потоки бранных слов
    В неадекватном состояньи
    Сотрут с лица земли любовь,
    И не поможет покаянье…


    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7219
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 31
    Вероисповедание : Православие

    Re: Гнев

    Сообщение  Монтгомери в 05.04.17 17:52

    О незлобии

    Преподобный Антоний Великий: "Кто незлобив, тот совершен и богоподобен"


    Святитель Филарет Московский: "Какое жалкое состояние – платить ненавистью за ненависть и обидою за обиду. Что если враг сильнее тебя? К чему тогда послужит твоя любомстительность? Разве к ускорению твоей погибели? И при равных силах чего ожидать, если не взаимного падения и бедствия? Наконец, хотя бы он был и не в состоянии противостоять тебе, – разве менее страшны тайные ковы, нежели открытое нападение? А терзающие заботы, а ухищрения, а замыслы, а предприятия, обращающиеся на собственный вред, а мучительные мысли даже о невозможной удаче своей и еще мучительнейшие об удаче противника, а, наконец, самые удачи, сопровождаемые самыми великими угрызениями совести, а иногда всеобщим презрением? Ах, сколько терзаний для сердца ненавидящего, – оно есть ад на земле, пламя геенское".

    Святитель Феофан Затворник: "Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица... Это всегда унижает и показывает, что ты не умеешь владеть собою".

    Преподобный Антоний Великий: "Кто незлобив, тот совершен и богоподобен, он исполнен радования и есть покоище Духа Божия. Как огонь сожигает большие леса, когда пренебрежешь о нем, так злоба, если допустишь ее в сердце, погубит душу твою и тело твое осквернит, и много принесет тебе неправых помышлений, возбудит брани, раздоры, молвы, зависть, ненависть и подобные злые страсти, отягчающие самое тело и причиняющие ему болезни. Поспешите стяжать незлобие и простосердечие святых, чтобы Господь наш Иисус Христос принял вас к Себе и каждый из вас мог с радостью сказать: мене же за незлобие приял, и утвердил мя еси пред Тобою в век (Пс. 40, 13)".

    Святитель Григорий Богослов: "Как скоро обида разжигает твое сердце, вспомяни о Христе и о Его язвах, рассуди, что претерпеваемое тобою весьма маловажно в сравнении со страданиями Владыки: и тогда, как водою, угасишь свою скорбь".

    Преподобный Нил Синайский: "Не говори: «Отомщу врагу» – есть у нас Праведный Судия на Небе".

    Святитель Иоанн Златоуст:"Будем снисходительны к своим врагам, чтобы и нам Таким же обрести Бога в отношении нас".

    Преподобный Феофил Киево-Печерский : "Молиться надо и за врагов: они большею частью сами не видят, что творят, да они даже благодетели наши: нападками своими укрепляют нас в добродетели, смиряют дух наш на земли, а на Небеси соплетают нам венцы райские".

    Как научиться незлобию


    Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский: "Без всепрощения, без искоренения злопамятства невозможен душевный покой! Потому что злоба производит в уме бурю помыслов против ближнего – бурю страстей, которая переворачивает все внутри нас, вырывает с корнем все доброе, разрушает почти до основания все ростки добродетелей. Мы и сами бываем не рады этой злосчастной буре, происходящей из обиды на ближнего. А если возникает эта буря – можем ли мы тогда совершать какие-либо благочестивые подвиги? Хотя бы подвиг воздержания в пище, хотя бы молитвенный подвиг, хотя бы вспомоществование ближним своим, хотя бы великодушие и смирение? Нет. Невозможен тогда никакой подвиг, потому что буря злобы в нашем сердце будет отметать вон все наши благие намерения, и никакое добро не будет нам подвластно.

    Таков закон греха, и особенно греха злопамятства, раздражения.

    Вот почему великие подвижники Христовой Церкви старались уничтожать даже малейшее проявление греха злобы. Потому что если дать простор его движению, то он, повторюсь, разрушит до основания все наше доброе устроение. Кроме того, преподобные отцы памятовали и заповеди Божии: Блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем, ибо они сынами Божиими нарекутся и Бога узрят. Чтили они и заповедь апостольскую: Да не зайдет солнце во гневе вашем. Вот почему они стремились искоренять грех злобы в самом его зародыше.

    Мне хочется, чтобы эти благочестивые правила подвижников стали бы руководством и в нашей жизни. И если кто-либо из ближних причинит нам обиду – не допустим мы в своем сердце господствовать злобе! Помните, что в ином случае нашими слабостями сразу же воспользуется враг человеческого рода. Он будет, несомненно, внушать нам, что обида слишком велика и непростительна; станет раздувать, как говорится, малое в большое, представлять из мухи слона.

    Злоба же, войдя в сердце, не даст нам покоя ни днем, ни ночью, ни на молитве, ни на работе. Она будет точить наше сердце, да так сильно, что мы, как говорится, выбьемся совершенно из колеи.

    Смотрите же, не давайте места диаволу! И если заметим в своем сердце обиду на ближнего, то поспешим к примирению, если только это возможно.

    Бывает, правда, и так, что человек просит прощения, а обиженный не прощает. В таком случае, оставляя все на совести ближнего, станем очищать самих себя пред Богом и пред людьми".

    http://www.pravoslavie.ru/1680.html


    avatar
    Бездомный
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 775
    Дата регистрации : 2012-10-17
    Вероисповедание : Православный неофит

    Re: Гнев

    Сообщение  Бездомный в 05.04.17 21:55

    Admin пишет:Как человеку бороться с этим грехом в повседневной жизни? Как можно научиться не обращать внимания на чужие недостатки и промахи и не гневаться?

    Всегда надо себя контролировать, иначе до беды недалеко.Это как огонь, если раздувать,то все дотла сгорит.

    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2251
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    Re: Гнев

    Сообщение  Михаил_ в 06.04.17 22:24

    Admin пишет:Как человеку бороться с этим грехом в повседневной жизни? Как можно научиться не обращать внимания на чужие недостатки и промахи и не гневаться?
    Страсть гнева
    http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=strastgneva
    avatar
    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4098
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 54
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Re: Гнев

    Сообщение  Ingwar в 12.04.17 3:30

    Надо больше о своих грехах думать.
    Тогда и гнева на других не будет.
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 25854
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Гнев

    Сообщение  Нюся в 31.03.18 11:52

    ПО Теме:


    Иоанн Кассиан Римлянин

    Борьба с духом гнева (Кн. 8-я)
    1. В четвёртой брани предлежит нам с корнем исторгнуть из глубины нашей души смертоносный яд гнева. Ибо доколе он гнездится в сердцах наших, и ослепляет око ума нашего пагубным мраком, дотоле мы не можем ни стяжать правильного различения добра и зла, и остроты досточестного созерцания, ни обладать зрелостью совета, ни быть причастниками жизни, ни держаться неуклонно правды, ни даже воспринимать истинный духовный свет; ибо сказано: «смятеся от ярости око мое» (Пс. 6, 8 ); не можем сделаться причастниками мудрости, хотя бы мнением всех были провозглашаемы премудрыми, так как
    «ярость почивает в недре безумных» (Еклез. 7, 10); не можем достигнуть и жизни долговечной, хотя бы по определению людей почитаемы были разумными, потому что «гнев губит и разумных» (Прит. 15, 1 ); не сможем всегда добре держать весы правды по указанию сердца, ибо «гнев мужа правды Божией не соделовает» (Иак, 1, 20); никоим образом не можем обладать и важною почтенностью, так обычною даже и между людьми века сего, хотя бы по преимуществам рождения почитаемы были знатными и почтенными, так как «муж ярый не благообразен» (Прит. 11, 25 ), никак не можем обладать и зрелостью совета, хотя бы казались стяжавшими обширные познания, ибо «острояростный без совета всё творит»
    (Прит. 14, 17 ); не можем быть покойны от тревог и смущений, и свободны от грехов, хотя бы от других вовсе но было нам причиняемо беспокойств, так как «муж гневливый» (сам после) «воздвигает свар: муж же ярый открывает» (обнаруживает не стыдясь) «грехи» (Прит. 29, 22 ).
    Спойлер:

    2. Некоторые, усиливаясь извинить эту пагубную болезнь души, покушаются умалить её (непотребность) при помощи непотребнейшего толкования Писаний, говоря: не беда, если гневаемся на братий погрешающих, так как и Сам Бог воспламеняется гневом и яростью против тех, которые или не хотят знать Его, или зная не чтут как должно, – как например: «и разгневася яростью Господь на люди Своя» (Пс. 105, 40 ), или как в другом месте, где Пророк молится, говоря: «Господи, да не яростью Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» (Пс. 6, 2 ). – И не разумеют они, что вместе с тем, как чрез это дают людям свободу действовать по сей страсти на пагубу себе, ещё и Богу беспредельному, источнику всякой чистоты, нечестиво приписывают нечистую плотскую страсть.
    3. Если эти и подобные места Писания понимать буквально, в грубом чувственном значении; то выйдет, что Бог спит и пробуждается, сидит и ходит, обращается к кому и отвращается от него, приближается и удаляется, – и члены телесные имеет – главу, очи, руки, ноги и под. – Как этого всего без крайнего святотатства нельзя буквально разуметь о Том, Кто, по свидетельству Писания же, невидим, неописуем, вездесущ: так без богохульства нельзя приписывать Ему и возмущение гневом и яростью. Под названием телесных членов и движений обозначаются Божественные свойства и промыслительные о нас действия, которые мы удобнее можем понять под сими уподобительными названиями: очи означают Божие всевидение и всеведение; руки и ноги – Его творчество и промышление, мышцы – силу и вседержительство и проч. Так и о гневе или ярости Божией, когда читаем, должны разуметь то не человекообразно, но достойно Бога, чуждого всякого возмущения, – именно под этим понимать, что Он есть Судья и праведный воздаятель за все, не право делаемое в мiре сем, и устрашаясь, при чтении такого рода изречений, праведного наказания Божия, всячески остерегаться делать что либо противное воле Его.
    4. Да будет убо монах, стремящийся к совершенству и подвигом духовным законно подвизаться желающий, чужд всякого движения страсти гнева и ярости, слыша, что заповедует ему избранный сосуд:
    «всякая горесть, и гнев, и ярость, и клич, и хула, да возмется от вас со всякой злобою» (Еф. 4, 31 ), – который, говоря: «всякий гнев да возмется от вас» , не изъял из-под такого приговора никакого движения гнева, будто необходимого или полезного. Почему монах и поспешая, если необходимо, врачевать согрешающего брата, пусть делает это так, чтоб, когда заботится подать лекарство страждущему очень лёгкой, может быть, лихорадкой, разгневавшись, не ввергнуть себя самого в худшую того болезнь ослепления. Ибо тому, кто хочет залечить рану другого, надо самому быть здоровым и свободным от всякой болезни, чтоб не сказано было ему оное Евангельское слово: «врачу, исцелися сам»
    (Лук. 4, 23 ), – также: «что видиши сучец, иже во оце брата твоего, бервна же, еже есть во оце твоем, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучец из очесе твоего, и се бервно во оце твоем»
    (Мф. 7, 3. 4 )!
    5. От какой бы причины ни возгоралось движение гнева, оно ослепляет очи сердца, и налагая покров на остроту умного зрения, не даёт видеть Солнца правды. Всё равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза, ценность металлов не делает разности в ослеплении. – Бывает впрочем от гнева и услуга нам очень пригодная, когда рассерживаемся, досадуя на сладострастные движения нашего сердца и негодуем, что в тайниках нашей груди поднимается то, что делать, или о чём даже говорить, стыдимся пред людьми, трепеща от страха при мысли о присутствии Ангелов и Самого Бога, везде и всё проницающего, и о всевидящем Оке Божием, от Которого никак не могут укрыться никакие тайны нашей совести. Или когда против этого самого гнева рассерживаемся, зачем он вкрался, возбуждая нас против брата, и с гневом извергаем пагубные его внушения, не давая ему на зло нам укрываться в тайниках груди нашей. Так гневаться научает нас и Пророк, который столь решительно отревал от своих чувств эту страсть, что и врагам своим явным, даже от Бога преданным в руки его, не хотел воздавать воздаяние. Так, когда Семей, бросая камни в Царя Давида, в слух ему злословил его пред всеми, и Авесса, сын Саруин, в отмщение за такое оскорбление Царя, хотел отъять его голову, блаженный Давид, подвигшись благочестивым негодованием против такого его внушения, сохранил непоколебимою свою кротость, и показал образец смирения и твердого терпения, говоря: «что мне и вам, сынове Саруины? Оставите его, и тако да проклинает, яко Господь рече ему проклинати Давида: и кто речет: почто сотворил еси тако? Се сын мой, изшедший из чрева моего, ищет души моея, а кольми паче сын Иеминиев; оставите его проклинати мя, яко рече ему Господь. Негли призрит Господь на смирение мое, и возвратит ми благая, вместо клятвы его в днешний день» (2Цар. 16, 10–12 ).
    6. Таким образом нам разрешается гневаться, но спасительно, т.е. на себя самих, и на привходящие худые помыслы, – «гневаться» на них, и «не согрешать» , т.е. не приводить их в дело на пагубу себе. Этот же самый смысл яснее выражает и следующий стишок: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4, 5 ), т.е. что помышляете вы в сердцах своих, по причине вторжения внезапных удобосмутительных внушений, то, после того, как мирным рассуждением успеете утишить всякий шум и бурность гнева, и как бы на покойное возлечь ложе, исправляйте и заглаждайте спасительным сокрушением. И блаженный Павел, воспользовавшись указанием этого стишка, после того как сказал:
    «гневайтеся и не согрешайте» , прибавил: «солнце да не зайдет во гневе вашем: ниже дадите место дьяволу» (Еф. 4, 26. 27 ). Если пагубно допускать, чтоб солнце правды заходило во гневе нашем, и если мы, разгневавшись, тотчас даём место дьяволу в сердце своем, то как пред этим повелел гневаться, говоря: «гневайтеся и не согрешайте» ? Не явно ли он выражает сим следующее: гневайтесь на свои страсти и на самый гнев ваш, чтоб иначе, при вашем потворстве, не начало в омраченных гневом умах ваших заходить Солнце правды – Христос, и с отхождением Его не дали вы места в сердцах ваших дьяволу.
    7. В иносказательном смысле, под солнцем можно понимать разум, который справедливо называется солнцем, ради того, что освещает все помышления и стремления сердца нашего, – и под запрещением гнева видеть заповедь не погашать сего светила страстью гнева; чтоб, с захождением его, не занял всего сердца нашего мрак бурного смятения с производителем его дьяволом, и мы, объятые тьмою гнева, не остались, как бы в тёмную ночь, в неведении, что нам делать. В таком смысле понимать это место Апостола предано нам в наставлениях старцев, которые не дозволяют нам допускать даже на один момент вкрадываться в сердце наше гневу, всевозможно блюдясь попасть под кару, изреченную на это в Евангелии: «всяк гневаяйся на брата своего, повинен есть суду» (Мф. 5, 22 ). – Притом, если бы позволительно было продолжать гневаться до захождения солнца, страсть гнева, пользуясь таким разрешением, всегда спешила бы удовлетворять своему мщению, будто законно, прежде, чем солнце познает запад свой.
    8. Что же сказать о тех, коих неумолимости не полагает предела даже само – заходящее солнце; но которые многие дни держат злобу на тех, против коих рассердились? Пусть они на словах иногда говорят что не гневаются, но дела нередко явно обличают в них сильное негодование, когда, например, они не обращаются к ним с приличною речью и не разговаривают с обычною ласковостью. Им думается, что они при этом не грешат, потому что не ищут отмщения своему раздражению. Но они только не смеют, или не могут обнаружить его, в сердце же кипят им, и молча переживают его, и чрез то обращают яд гнева в свою пагубу; они не изгоняют тотчас силою души горечь досады, но переваривают её в течение многих дней, и кое как со временем немного укрощают.
    9. Как будто не удовлетворяет уже своему мщению и досаде тот, кто из внушаемого гневом исполняет только что может! Так и делают те, которые сдерживают гневные движения не по желанию миролюбия, а по немощи мщения, срывая его однако чем могут. Ибо не имея возможности причинить тем, на коих рассердились, ничего более, как чтоб не говорить с ними с обычною ласковостью, этим и срывают своё на них сердце. Как будто довольно умерять гнев в обнаружении его делом, а исторгать его из тайников сердца нет нужды, – чтоб, омрачившись его тьмою, не лишиться здравой рассудительности и света ведения, и не перестать быть храмом Духа Святого, при обитании в нас духа гнева. Ибо затаённый в сердце гнев, хотя людей предстоящих не оскорбляет, но светлейшее сияние Духа Святого выживает всё равно как и гнев обнаруженный.
    10. И как можно думать, что Бог послабляет нам хоть одну минуту держать гнев, когда Он не дозволяет приносить жертвы духовных молитв наших, если сознаем не то, что мы гневаемся на другого, а что другой имеет нечто на нас, говоря: «аще принесеши дар твой ко алтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред алтарем, и шед прежде смирися с братом твоим и тогда пришед принеси дар твой» (Мф. 5, 23. 24 )? – Как же думать, что нам дозволяется держать скорбь на брата, не говорю, многие дни, но хоть бы до заката солнца, если, даже тогда как он имеет нечто на нас, не дозволяется нам приносить молитвы свои Богу, – нам, которым от Апостола заповедуется:
    «непрестанно молитеся» (1Сол. 5, 17 ), и: «хощу, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления» (1Тим. 2, 8 )? – Итак, если будем держать такой яд в сердцах своих, то нам остаётся – или никогда не молиться, и таким образом быть виновными пред Апостольской и Евангельской заповедью, коею повелевается нам непрестанно и на всяком месте молиться, – или, – если как-нибудь обморочивая себя дерзнем изливать молитву свою, не смотря на запрещение её, – знать, что в таком случае не молитву Господу приносим, а изъявляем гордую непокорность, в духе бунта против Него.
    11. Но что нам долее останавливаться на Евангельских и Апостольских заповедях, когда и Ветхий закон, который, кажется, несколько послабляет немощам нашим, тоже предостерегает от него, говоря:
    «да не возненавидиши брата твоего во уме твоем» (Лев, 19, 17), – и опять: «путие злопомнящих в смерть»
    (Притч. 12, 28 ), – и ещё: «да не отмщает рука твоя, и да не враждуеши на сыны людей твоих» (Лев. 19, 18 )? – Видишь, что и там не благорасположенность к братиям отсекается не в деле только, но и в тайных помышлениях, когда повелевается с корнем извергать из сердца ненависть, и за обиду не только не воздавать, но даже и не помнить о ней.
    12. Иногда побеждённые гордостью или нетерпением, когда чувствуем особое внутреннее понуждение исправить свой нестройный и беспорядочный нрав, жалуемся в себе, что не достает нам пустыни, в том, подразумевается, чаянии, что там, не будучи никем тревожимы, тотчас приобрели бы мы добродетель терпения, извиняя очевидно тем свое нерадение (об укрощении порывов гнева), и причину возбуждения их не своему приписывая нетерпению, а слагая на братий. Но если мы будем таким образом на других слагать причины нашей в сем неисправности, то никогда не возможем придти в должную меру терпения и совершенства. Дело исправления и умирения сердца нашего не помещай в руках произволения другого, нашей власти ни мало не подлежащего, но соблюдай его в благонастроении нашего произволения. Чтобы нам не приходить в гнев, это должно зависеть не от совершенства другого, но от нашей добродетели, стяжаемой не чужим терпением, а собственным великодушием.
    13. К тому же искать пустыни следует совершенным и очищенным от всякой страсти, или по выварении на чисто всех страстей в обществе братий, и вступать в неё не по малодушному бегству, а по желанию достигнуть высоты Божественного созерцания, которая и совершенными не может быть иначе приобретена, как в пустыне. Ибо какие страсти перенесём мы в пустынь не уврачеванными, те будут чувствоваться скрытыми в нас, а не истребленными. И пустынь как для очищенных сердцем приберегает чистейшее созерцание и в приискреннейшем видении открывает ведение духовных тайн, так обыкновенно и страсти тех, кои не очистились от них, не только сохраняет, но ещё усиливает. В таком случае иной дотоле кажется себе терпеливым и смиренным, пока ни с каким человеком не видается и не входит в сношение; но тотчас возвращается к прежнему своему нраву, как только какой-либо случай вызовет его к движению: тогда тотчас выникают из него страсти, которые скрывались и, как необузданные кони, откормленные в долгом бездействии, с большим стремлением и неистовством вырываются из своих затворов на погибель своего всадника. Ибо страсти, не будучи наперед очищены, более неистовыми делаются в нас, когда пресекаются случаи обнаружения и обуздания их среди людей. И самую тень терпения, которым, как воображалось, мы, живя в смешении с братиями, по-видимому обладали, и которое проявляли, по крайней мере из уважения к ним и стыда показаться пред всеми малодушными, теряем мы в беззаботной пустыне беспечности.
    14. Подобно это тому, как все роды ядовитых змей или зверей, пока укрываются в пустыне и в своих норах и логовищах, не вредят, – и однако не провозглашаются из-за того безвредными, что никому в таких случаях не вредят: ибо это бывает тогда не по доброкачественности их, а потому что такими быть необходимо вынуждает их пустыня; как же скоро улучат они возможность вредить, тотчас износят и обнаруживают скрывающиеся в них яд и зверство. – Так-то и ищущим совершенства не довольно не гневаться на людей (когда нет с ними сношений и столкновений. Гнев при этом жив, только притаился, и готов тотчас обрушиться на что ни попало). Припоминаю, как, живя в пустыни, рассерживался я иногда на писчую трость, если не нравилась толстота или тонкость её, – иногда на ножичек, если, когда режешь им, он затупившись, не скоро резал, – иногда на кремень, если не скоро вылетала из него искра огня, когда спешишь к чтенью; и движение негодования при этом вторгалось иногда такое, что невольно вырывалось из уст проклятие на бездушную вещь, или уж непременно на дьявола: чем и испарялось смущение, – и душа успокаивалась. Таким образом в деле совершенства мало принесёт пользы отсутствие людей, на которых возбуждался бы гнев, когда, если наперёд не будет приобретено терпение, страсть гнева может упражнять свои силы и на вещах немых и на безделицах; ибо оставаясь в сердце нашем она не даёт нам ни достигнуть мирного устроения, ни освободиться от прочих страстей.
    15. Почему, если желаем достигнуть того высшего Божественного блага, о коем говорится: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8 ); то не только из действий наших должны отторгнуть сию страсть, но и с корнем исторгнуть её из глубин души. Ибо не слишком – то много будет пользы подавлять неистовство гнева в слове и не обнаруживать его в действии, если Бог, от Которого не укрываются тайны сердечные, будет видеть его в сокровенностях сердца. Евангельское слово и заповедует иссекать паче корни страстей, чем плоды их, которые по исторжении корней конечно не будут уже более распложаться, – а душа получит таким образом возможность постоянно пребывать во всяком терпении и святости, когда гнев не только будет устранен с поверхности нашей деятельности и наших поступков, но и исторгнут из сокровенностей помышлений. И потому надо убивать гнев и ненависть, чтоб не впасть в грех человекоубийства, которое без них не может быть допущено. «Ибо всяк гневаяйся на брата своего всуе, повинен есть суду» (Мф. 5, 22 ); и – «всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть» (1Иоан. 3, 15 ). Поелику он в сердце желает погибнуть тому, на кого серчает; то, хотя у людей не признаётся он пролившим кровь собственной рукой или мечем, но страсти же гнева провозглашается убийцею от Господа, Который не за производство только действия, но и за намерение воли воздаст каждому или наградою, или наказанием, как Сам Он говорит чрез Пророка: «Аз дела их и помышления вем, и гряду собрати вся народы..» . (Ис. 66, 18 ). И Апостол: «между собою помыслом осуждающим или отвещавающим в день, егда судит Бог тайная человеком» (Римл. 2, 15. 16 ).
    16. Итак подвижнику Христову, законно подвизающемуся надлежит с корнем вырвать из себя страсть гнева. Для совершенного же уврачевания этой болести потребно такое лечение: прежде всего уверовать, что гневаться не подобает ни под каким видом, ни по праведным ни по неправедным причинам, – зная, что коль скоро источный наш свет, свет нашего сердца будет помрачен тьмою его, то мы тотчас потеряем и свет различения вещей, и твердость благоразумия и благопристойность, и мерило правды; потом держать убеждение, что если дух гнева замедлит в нас, то вследствие того неизбежно помутится чистота духа нашего, и он никак уже не может быть храмом Духа Святого; наконец помышлять и о том, что нам, пока пребываем в гневе, никак нельзя будет молиться и изливать пред Богом прошения свои. Паче же всего, имея пред очами неизвестность предела человеческой жизни, будем постоянно думать, что мы можем преселиться из тела каждый день, и что нам нимало не помогут там ни соблюдение чистоты целомудрия, ни отречение от всех имуществ, ни презрение богатства, ни труды постов и бдений, когда за один гнев и ненависть Судья вселенной угрожает вечными муками. (Добротолюбие)


    _________________
    Ничто не вечно под Луной...

    Спонсируемый контент

    Re: Гнев

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 20.11.18 21:16