Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Поделиться

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 09.01.16 19:30

     Тема очень деликатная, сложна и ответственная. Мы вспоминаем, вернее свидетели, которых уже нет, воспоминают свою жизнь после смерти их Государства, их жизни До..и После. Это - величайшая трагедия в жизни целого народа: жертв и убийц, живых и мёртвых, нищих и которых сделали нищими, злых и добрых, понявших всё и не понявших ничего, оставшихся и изгнанных, красных и белых, больших и маленьких.
    Будем же требовательны к себе и снисходительны к ним...

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 09.01.16 19:32

    Золотистого мёда струя из бутылки текла
    Так тягуче и долго, что молвить хозяйка успела:
    — Здесь, в печальной Тавриде, куда нас судьба занесла,
    Мы совсем не скучаем, — и через плечо поглядела.

    Всюду Бахуса службы, как будто на свете одни
    Сторожа и собаки, — идешь, никого не заметишь.
    Как тяжёлые бочки, спокойные катятся дни.
    Далеко в шалаше голоса — не поймёшь, не ответишь.

    После чаю мы вышли в огромный коричневый сад,
    Как ресницы на окнах опущены тёмные шторы.
    Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
    Где воздушным стеклом обливаются сонные горы.

    Я сказал: виноград, как старинная битва, живёт,
    Где курчавые всадники бьются в кудрявом порядке;
    В каменистой Тавриде наука Эллады — и вот
    Золотых десятин благородные, ржавые грядки.

    Ну, а в комнате белой, как прялка, стоит тишина,
    Пахнет уксусом, краской и свежим вином из подвала.
    Помнишь, в греческом доме: любимая всеми жена, —
    Не Елена — другая, — как долго она вышивала?

    Золотое руно, где же ты, золотое руно?
    Всю дорогу шумели морские тяжёлые волны,
    И, покинув корабль, натрудивший в морях полотно,
    Одиссей возвратился, пространством и временем полный.

    11 августа 1917, Алушта. И. Мандельштам

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15158
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  noname в 09.01.16 19:57

    Ничего не понял.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 09.01.16 21:24

    Русские поэты после 1917 года: эмигранты против оставшихся


    Как ни крути, но некоторый отрицательный оттенок в словах «эмигрант», «эмиграция» до сих пор слышится даже вполне нейтральным, неангажированным людям. Признаюсь, что к самой идее политической, а тем паче экономической эмиграции лично я отношусь, мягко говоря, настороженно, а к эмигрантам, даже лучшим из них – не без некоторого скепсиса. По большому счету это люди, которые поехали в готовое общество вместо того, чтобы в меру сил строить свое, родное.

    Но есть один случай, когда эмиграция не только оправдана, но и является, по сути, гражданским долгом человека. Это отъезд художника из страны, где невозможно свободно творить. Разумеется, я имею в виду сейчас так называемую «первую волну эмиграции», когда примерно половина поэтов, писателей, художников покинула Россию, по большей части навсегда. В каком-то смысле эти люди спасли русскую культуру, которая на русской почве была растоптана ленинской, сталинской и постсталинской цензурой, растоптана до такой степени, что и сейчас эхо советского наследия кричит со страниц «Нашего современника»: «Мы живы! Не задушишь, не убьешь!» Не больно-то и хотелось. Культура создана не для убийств, что бы ни думали по этому поводу бессмертные Куняевы.

    Самое время оговориться, что многие оценки могут показаться читателю излишне резкими. Прошу помнить, что это личное мнение – хоть и квалифицированное, но не претендующее на истину в конечной инстанции.
    До революции


    Спойлер:

    Поговорим о ситуации, сложившейся в русской поэзии к тому моменту, когда перед поэтами встал вопрос: уезжать или оставаться. Развал символизма как доминирующей художественной идеологии вызвал к жизни множество поэтических групп. Крупнейшие из них известны по школьному курсу: футуристы всех мастей (Хлебников, Маяковский, Бурлюки, Лившиц, Крученых, Северянин, Пастернак...), акмеисты и «цеховики» (Гумилев, Мандельштам, Адамович, Ахматова, Г. Иванов), имажинисты (Есенин и собутыльники). Многие поэты демонстративно держались в стороне от группировок, имея при этом свой ярко выраженный почерк, самыми интересными из этих одиночек были Кузмин, Ходасевич, Цветаева. Но в какой-то степени всё это воспринималось как «молодежная поэзия», независимо от возраста авторов. В обыденном же читательском сознании доминировали, конечно, всё ещё символисты (Вяч. Иванов, Мережковские, Сологуб, Бальмонт, Блок, Белый), а также поэты, которых условно можно назвать тридиционалистами (единственным большим автором в этой группе оказался аристократ Бунин).

    Всем этим и многим другим людям предстояло сделать свой выбор – уезжать или оставаться. Проследим же самые интересные судьбы.
    Старые поэты в России

    Разумеется, на сложившегося поэта, человека в возрасте, даже самые серьёзные бытовые передряги влияют меньше, чем на юношу: трудно ждать коренной ломки установившихся стиля и манеры письма только из-за того, что какая-то матросня обосновалась в Смольном дворце. Большинство поэтов старшего поколения сочли за благо уехать – но не всем это удалось. Из известных поэтов, которым к моменту революции было как минимум под сорок, в России остались лишь Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Кузмин и Волошин. При этом точно известно, что и Блок, и Сологуб также собирались покинуть Россию, ходатайствовали об этом: первому помешали запреты и ранняя смерть, второму – гибель жены: после этой трагедии он отказался от отъезда и, окаменевший от горя, остался доживать последние годы живой мумией, с которой его сравнивали и в более благополучные годы. Белый и вовсе уехал, но позже, после мучительных сомнений, вернулся в СССР – писать мемуары. Прожил он ещё десяток лет, репрессиям не подвергался, но был просто вычеркнут из литературной жизни. Никаких особенных поэтических достижений советский период творчества Белого не принёс – только болезненная, изломанная художественная и мемуарная проза.

    Волошин, который как поэт никогда не поднимался выше второго ряда, принципиально оставался жить в своем коктебельском доме, сколько бы властей над ним ни сменялось. Мужество и личная порядочность этого человека были неизмеримо выше его поэтических талантов. Самые яркие свои стихи он написал во время гражданской войны.

    Брюсов, с восторгом схватившийся за возможность государственного управления стихами, рьяно принялся за дело, но умер уже в 1924 году, успев, однако, погоревать в рифму о смерти Владимира Ильича. Его «советские» стихи несносны.

    Михаил Кузмин, всегда равнодушно, если не сказать легкомысленно относившийся к политическим треволнениям, успел умереть в аккурат перед разгаром репрессий, в 1936 году. Трудно сомневаться, что в противном случае он, со своими аполитичными стихами и личными слабостями, окончил бы жизнь на лесоповале. На его стихи советская власть, как ни странно, почти не повлияла, Михаил Алексеевич жил, казалось, в совершенно ином мире, где не было всей этой идеологической мишуры. Разумеется, печататься в последние свои годы он не мог.
    Старые поэты в эмиграции

    Что же произошло с теми «стариками», которые приняли решение покинуть страну?

    Вячеслав Иванов
    в 1924 году обосновался в любезной ему сердцу Италии, где вдали от эмигрантских дрязг прожил ещё четверть века. Стихи он писал прекрасные по форме, но пленяющие далеко не каждого читателя. Эмиграция, пожалуй, лишь придала дополнительного италийского благозвучия его холодным, как древний мрамор, стихам.

    Мережковский и Гиппиус приехали из России в парижскую квартиру, которую сняли ещё до войны. Эта квартира стала одним из центров эмигрантской литературной жизни – всегда беспокойные, амбициозные, самоуверенные, Мережковские обладали даром притягивать к себе интересных людей. Им удалось воссоздать в эмигрантском Париже атмосферу довоенного Петербурга – маленький неоцененный подвиг. Что до собственно поэзии обоих, то она мало изменилась, так и оставшись, увы, крепким вторым сортом.

    Бальмонт, который был выслан из России ещё в период первой революции, строго говоря, и не эмигрировал, так как не успел толком снова обосноваться на родине. Его писания к этому моменту уже выглядели ярко выраженной творческой деградацией, которая с годами лишь усиливалась по причинам алкогольно-возрастным, но никак не эмигрантски-политическим.

    Иван Бунин писал прекрасные стихи в России и не отступил от этой привычки и в Париже.

    Поэтическая молодежь

    В общем, трагических поворотов в судьбах поэтов старшего поколения революция не устроила, хотя, безусловно, ускорила смерть как минимум Блока и Сологуба. Куда жёстче она обошлась с молодыми людьми 1880–90-х годов рождения, которые, собственно, и определяли лицо русской поэзии вплоть до 60-х годов XX века. И ключевой фигурой в этой ситуации стал основатель акмеизма, самонадеянный мэтр, автор прекрасных статей, а попутно нескольких интересных и тонны никуда не годных стихов, Николай Гумилев.

    Как и Брюсов в Москве, Гумилев в Петербурге с готовностью ухватился за новые возможности, предоставленные Советской властью. Революция застигла его в Европе, но он добровольно помчался в Россию – навстречу усиливавшемуся потоку беженцев. В Петербурге Гумилев возобновил деятельность основанного ещё во время войны Цеха поэтов, возглавил (отодвинув самого Блока) новоорганизованный Союз поэтов, читал лекции, вел бесконечные занятия – словом, был человеком, вокруг которого так или иначе вращалась вся поэтическая жизнь. Об эмиграции, несмотря на голод, думали лишь немногие из «цеховой» молодежи. В Петербурге интереснее, полагали они. Что ж, особенно интересный оборот дело приняло после неожиданного расстрела Гумилева в августе 1921 года. По сути, именно это преступление положило начало феномену русской эмигрантской поэзии. Практически все лучшие ученики и просто друзья Гумилева вскоре оказались за пределами России.
    Молодежь в России

    Посмотрим же, как складывались судьбы двадцати-тридцатилетних поэтов. Крупнейшие фигуры из оставшихся на родине: Пастернак, Маяковский, Хлебников, Ахматова, Есенин, Нарбут, Мандельштам. Уехали Ходасевич, Цветаева, Г. Иванов, Адамович.

    Анна Ахматова идеологически обосновала свое присутствие на родине: «Не с теми я, кто бросил землю...», и с тех пор эти строки гордо цитируются теми, кто не захотел или, чаще, не смог эмигрировать. Коммунистическая власть тяжело повлияла на талантливую поэтессу. Ей пришлось написать немало чисто советских стихов: изредка, как во время войны, по зову сердца, чаще – по необходимости. Собственный стиль Ахматовой также «советизировался», даже бесстрашный «Реквием», если отвлечься от тематики, далёк от лучших образцов русской поэзии. И совершенно прав был товарищ Жданов, говоря о том, что Ахматова «мечется между будуаром и молельней» – другой вопрос, что хамский тон выступлений товарища Жданова и последовавшие оргвыводы не вполне укладываются в рамки приличного литературоведения. Да, на фоне бесконечных иосифов уткиных Ахматова выглядела великим поэтом. Но не более того.

    Велимир Хлебников умер в 1922 году от голода.

    Сергей Есенин уехал было из России, потом вернулся. Итог известен. Конечно, на его стихи советская власть всерьез повлиять не успела.

    Чего не сказать о Маяковском. Разрываясь между Парижем и Москвой, он строгал бесконечные поэмы-агитки, напрочь убив в себе тот маленький талант, который у него, возможно, всё-таки был. Итог, опять же, известен.

    Владимир Нарбут, плотный, «земляной» автор, чья поэзия немного напоминает прозу Ремизова, был репрессирован в 1936 году и погиб в колымских лагерях. Лучшие его стихи (из дошедших до нас) написаны между 1915 и 1925 годами.

    Осип Мандельштам. Один из самых невероятных русских поэтов. Кажется, ему было всё равно, в каких условиях писать свои гениальные стихи. Наверно, русской поэзии даже повезло, что этого человека вынудили жить буквально в аду, ведь иначе не было бы, к примеру, «Воронежских тетрадей». Но я не верю, что в более человеческих условиях Мандельштам стал бы писать хуже. А цена за эти и другие стихи оказалась для поэта максимальной: постоянные гонения, аресты и гибель в пересыльном лагере.

    Тем не менее самой трагической фигурой из оставшихся в России стал, быть может, Борис Пастернак. Не имея хоть сколько-нибудь значительного дара, он оказался вознесён на головокружительную высоту «первого поэта советской эпохи», а потом низвергнут после «Доктора Живаго». Блаженно-болтливый поток стихов Пастернака прерывался лишь потоком таких же переводов, но никак не творившимся вокруг него событиями. Пастернак никогда бы не мог сказать, что «после Аушвица нельзя писать музыку». Он умел закрывать глаза на что угодно, пока это было удобно ему. Что ж, это тоже дар, в тех условиях вполне заменявший поэтический, но тем больнее ударила по Пастернаку немилость Хрущева. Жить в опале Борис Леонидович не умел, потому и умер.
    Молодежь в эмиграции

    Обратимся к уехавшим. Хотя их судьбы сложились по-разному, все они за рубежом заметно выросли как поэты, и именно их эмигрантские стихи стали жемчужинами русской поэзии.

    Великолепный Владислав Ходасевич, совесть и сердце русской поэзии 1920-30-х гг. жил трудно, бедно, под конец жизни порой мечтал о возвращении на родину. Пережил и триумф «Европейской ночи», и молчаливый закат собственного дара.

    Цветаева не прижилась в эмиграции, как не приживалась никогда и нигде. Но за рубежом ей стало особенно плохо: всеми отверженная, не имеющая читателей, она писала зачастую «в стол»: ошибочно думать, будто в зарубежной нашей поэзии не существовало блата и негласной цензуры, а Марина Ивановна не проходила ни по одному из этих параметров. И всё же эмиграция продлила её жизнь: Цветаева, в отличие от своего романтического друга Пастернака, не смогла бы промолчать в 1937-м году – конечно, если бы дожила до него, ведь многих взяли и раньше. И в конце концов советская система, пусть и без участия карательных органов, все-таки расправилась с поэтом.

    Изящные «Жоржики», Адамович и Иванов, «птенцы гнезда гумилевского», как поэты оставили своего учителя далеко позади. Адамович стал в эмиграции замечательным эссеистом, видным организатором, воспитателем молодых стихотворцев. Он был невероятно строг сам к себе, опубликовал не более полутора сотен стихов, и некоторые из них – прекрасны. Георгий Викторович прожил в эмиграции долгую и относительно спокойную жизнь. Пожалуй, это единственный эмигрировавший поэт, которого можно представить себе более-менее сносно существовавшим и в сталинском СССР.

    Георгий Иванов, по моему убеждению, – единственный поэт в XX веке, чье имя можно поставить рядом с именем Мандельштама. Начав в России прекрасными, но неинтересными стихами, за рубежом он постепенно развил свой талант до той точки, за которой только смерть. И умер в 1958 году, едва успев собрать свою последнюю книгу «Стихи 1943–1958», книгу о жизни и смерти, наполненную райскими звуками и адской сутью. Невозможно представить себе это написанным в СССР. Даже гордившаяся собственной независимостью и тонким вкусом Ахматова в штыки приняла поздние стихи Иванова, назвав их невыносимо пошлыми. Хотя этот эпитет куда лучше подходит к её собственному старческому кокетству...
    * * *

    Я далёк от мысли идеализировать литературную эмиграцию. И там гибли поэты – в 30-х годах прошла целая волна самоубийств, чего стоит одна только гибель Поплавского. Но поэзию, это нелепое искусство говорить ритмично и в рифму, за то и любят, что она по каким-то необъяснимым причинам не терпит фальши и компромиссов. В СССР же без этого было просто невозможно существовать: единственный дерзнувший, Мандельштам, подвергся показательной травле, а затем и физическому уничтожению. Остальным пришлось платить по счетам: делить стихи на «настоящие» и «печатные», осваивать технику «социалистического реализма», изворачиваться, тоннами переводить никому не нужных вьетнамцев и чилийцев... Всё это не проходит бесследно. И низкий поклон тем, кто осмелился услышать «утешно звавший голос» и не «замкнуть слух». Конечно, они спасали свои шкуры. Но – пусть во вторую очередь, пусть заодно – и русскую поэзию тоже.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 09.01.16 22:42

    Анализ сух, критичен и категоричен. Но статистика собирательна. Картина - не объёмна...
    Душа живая не всегда выражается в творчестве до дна. И это естественно.
    Уверена, что каждый их них более полон и трагичен и прекрасен или наоборот, чем самовыражение в стихах...
    Об Аннне Ахматовой автор высказался так, как-будто она просто обязана была писать до самой смерти "блистательно, как жемчуга в короне под луною". Муза - и она ветшает, становясь с годами паутиной...
    Предлагаю форумчанам молиться за упокой поэтов-человеков и изучать их творчество и жизнь, насколько это нам дано. НО без выдумок и сплетен.

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23195
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Admin в 09.01.16 23:38

    В равной степени отрицаю как феврализм, так и большевизм.

    Что февральскую, что октябрьскую революцию, считаю их одинаковым и равнозначным злом.

    Россия была Россией до февраля 1917.

    Потом 1917-1991-2016 России не было, а были и есть руины, да пепелище, на котором в дикой вакхической пляске, балуясь ворованной царской короной, скипетром и державой, носились маньяки, евнухи и шуты, иногда одновременно, а иногда сменяя друг друга.

    Наша задача - восстановить субъектность русского народа и свершить Рисорджименто во всех смыслах и по всем позициям.


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15158
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  noname в 10.01.16 13:17

    В феврале 1917 Государя-Императора предали, в первую очередь - армия и силовики. Предатели все оказались. Все командующие фронтами выступили за отречение! Позор! И всех потом, кто не удрал за границу, убили большевики. Так и надо иудам.

    Бездомный
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 715
    Дата регистрации : 2012-10-17
    Вероисповедание : Православный неофит

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Бездомный в 10.01.16 13:43

    Россия не исчезла и не умерла, Она жива и в ее венах пульсирует Кровь Спасителя, иначе бы все уже давно закончилось.Просто Россеюшка приболела, и не в семнадцатом году...нет, много ранее.Просто, в семнадцатом году была прорвана некая невидимая, но реально существующая плотина и гнев вселенский смел прежнее.

    Или Господу было приятно Петровское вмешательство в старорусские, благочестивые традиции?Или Ему было приятно смещение патриарха?Или Ему было приятно онеметчивание православного народа, гнусное табакокурение, пиршества посвященные "бахусу", разврат всяческий?Или Ему было приятно снятие колоколов с церквей(на пушки то почти ничего не пошло, продали теперь и все, а что мудрить то...)

    Или Ему было приятно крепостное право(извращенное рабство), которое перекочевало после переворота семнадцатого года, организованного, масонами, англосаксами в колхозное и совхозное рабство?Или Ему было приятно то, что душу крещенную меняют на собаку?

    Или Ему было приятно снохачество в крестьянских семьях.Да и про разложение в некоторых монастырях тоже надо помянуть.

    Вот и хлынула страшная вода некого нашего, русского, личного потопа и смыла прежнее.Не о том ли предсказывал Отец Серафим Саровский?

    Но как сказал один их наших врагов, Наполеон:"Россия, это неопалимая купина".Живы мы, да, нет тех границ(но они в умах и сердцах людей), да, нет нашего царя(но мы можем молитвенно к нему обратиться).А главное, жива наша Мать Церковь, КРЕПОСТЬ НАША.

    "Деревянные Церкви Руси
    В этих срубах есть сердце и вены" Надо стремиться к Небу из воинствующего мира...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15158
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  noname в 10.01.16 14:05

    Москва - Третий Рим! Россия - великая православная Держава! Мы - русские! С нами Бог!

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 10.01.16 14:33

    Господи, помилуй! Тема о том, как в поэзии, в людях сохранялись или утрачивались идеалы добра, как менялось настроение души, как омрачались или просвещались люди в период смены строя и настроя.
    Если нечего сказать вам, Админ( а вы хвалились что вы есть литератор!) ничего кроме своего лозунга, то и не надо вообще эта тема, где нужно думать, сострадать и вникать сердцем.
    Нонейм, ты хоть открой школьную хрестоматию .

    Бездомный
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 715
    Дата регистрации : 2012-10-17
    Вероисповедание : Православный неофит

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Бездомный в 10.01.16 14:46

    Нюся пишет:Господи, помилуй! Тема о том, как в поэзии, в людях сохранялись или утрачивались идеалы добра, как менялось настроение души, как омрачались или просвещались люди  в период смены строя и настроя.
    Если нечего сказать вам, Админ( а вы хвалились что вы есть литератор!) ничего кроме своего лозунга, то и не надо вообще  эта тема, где нужно думать, сострадать и вникать сердцем.
    Нонейм, ты хоть открой школьную хрестоматию .

    Нюсь, поэт есть нерв общества, говорить о нерве игнорируя основной организм есть ошибка, да и воспевали поэты тех времен Россеюшку.Не ругайся зело на нас неразумных, прости великодушно))

    Лилия
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 387
    Дата регистрации : 2015-07-02
    Вероисповедание : Православие

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Лилия в 10.01.16 15:03

    Нюся пишет:Господи, помилуй! Тема о том, как в поэзии, в людях сохранялись или утрачивались идеалы добра, как менялось настроение души, как омрачались или просвещались люди  в период смены строя и настроя.
    Если нечего сказать вам, Админ( а вы хвалились что вы есть литератор!) ничего кроме своего лозунга, то и не надо вообще  эта тема, где нужно думать, сострадать и вникать сердцем.
    Нонейм, ты хоть открой школьную хрестоматию .


    Не всем же говорить стихами. "Глаголом жечь сердца людей" можно и в прозе Smile Нюся, попейте чайку

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15158
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  noname в 10.01.16 15:14

    Нюся пишет:Нонейм, ты хоть открой школьную хрестоматию .
    Нюся, с чем Вы не согласны? Давайте спорить тезисно.

    Бездомный
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 715
    Дата регистрации : 2012-10-17
    Вероисповедание : Православный неофит

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Бездомный в 10.01.16 16:34

    http://tv-soyuz.ru/peredachi/svet-nevecherniy77

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 10.01.16 16:45

    Н. Гумилёв.

    * * *

    Война

                 М. М. Чичагову

    Как собака на цепи тяжёлой,
    Тявкает за лесом пулемёт,
    И жужжат шрапнели, словно пчёлы,
    Собирая ярко-красный мёд.

    А «ура» вдали — как будто пенье
    Трудный день окончивших жнецов.
    Скажешь: это — мирное селенье
    В самый благостный из вечеров.

    И воистину светло и свято
    Дело величавое войны.
    Серафимы, ясны и крылаты,
    За плечами воинов видны.

    Тружеников, медленно идущих,
    На полях, омоченных в крови,
    Подвиг сеющих и славу жнущих,
    Ныне, Господи, благослови.

    Как у тех, что гнутся над сохою,
    Как у тех, что молят и скорбят,
    Их сердца горят перед Тобою,
    Восковыми свечками горят.

    Но тому, о Господи, и силы
    И победы царский час даруй,
    Кто поверженному скажет: «Милый,
    Вот, прими мой братский поцелуй!»

    <1914>
       ***

    Вероятно, в жизни предыдущей
    Я зарезал и отца и мать,
    Если в этой - Боже Присносущий!-
    Так позорно осуждён страдать.


    Ах, бежать бы, скрыться бы, как вору,
    В Африку, как прежде, как тогда,
    Лечь под царственную сикомору
    И не подниматься никогда....

    <1917>

    ***
    Оглушённая рёвом и топотом,
    Облеченная в пламя и дымы,
    О тебе, моя Африка, шёпотом
    В небесах говорят серафимы.

    И твое раскрывая Евангелье,
    Повесть жизни ужасной и чудной,
    О неопытном думают ангеле,
    Что приставлен к тебе, безрассудной.

    Про деянья свои и фантазии,
    Про звериную душу послушай,
    Ты, на дереве древней Евразии
    Исполинской висящая грушей.

    Обречённый тебе, я поведаю
    О вождях в леопардовых шкурах,
    Что во мраке лесов за победою
    Водят полчища воинов хмурых;

    О деревнях с кумирами древними,
    Что смеются улыбкой недоброй,
    И о львах, что стоят над деревнями
    И хвостом ударяют о ребра.

    Дай за это дорогу мне торную,
    Там, где нету пути человеку,
    Дай назвать моим именем чёрную,
    До сих пор не открытую реку.

    И последняя милость, с которою
    Отойду я в селенья святые,
    Дай скончаться под той сикоморою,
    Где с Христом отдыхала Мария.

    <1918>


    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 11.01.16 10:42

    Предлагаю два стихотворения Анны Ахматовой для сравнения ...настроений.  Художники искренние не могут играть на публику, из них помимо их воли их воля выходит из-под контроля и открывает душу, не заботясь о рецензиях. Особенно у молодых и горячих, и у тех, кому уже нечего терять. Последние строки я отношу к их временам последним...
           
               * * *

    А ты думал - я тоже такая,
    Что можно забыть меня,
    И что брошусь, моля и рыдая,
    Под копыта гнедого коня.

    Или стану просить у знахарок
    В наговорной воде корешок
    И пришлю тебе странный подарок -
    Мой заветный душистый платок.

    Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
    Окаянной души не коснусь,
    Но клянусь тебе ангельским садом,
    Чудотворной иконой клянусь,
    И ночей наших пламенным чадом -
    Я к тебе никогда не вернусь.

    Июль 1921, Царское Село

               * * *
    А ты теперь тяжёлый и унылый,
    Отрекшийся от славы и мечты,
    Но для меня непоправимо милый,
    И чем темней, тем трогательней ты.

    Ты пьёшь вино, твои нечисты ночи,
    Что наяву, не знаешь, что во сне,
    Но зелены мучительные очи,-
    Покоя, видно, не нашёл в вине.

    И сердце только скорой смерти просит,
    Кляня медлительность судьбы.
    Всё чаще ветер западный приносит
    Твои упрёки и твои мольбы.

    Но разве я к тебе вернуться смею?
    Под бледным небом родины моей
    Я только петь и вспоминать умею,
    А ты меня и вспоминать не смей.

    Так дни идут, печали умножая.
    Как за тебя мне Господа молить?
    Ты угадал: моя любовь такая,
    Что даже ты не смог её убить.

    22 мая 1917, Слепнёво


    Последний раз редактировалось: Нюся (11.01.16 11:12), всего редактировалось 1 раз(а)

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Нюся в 11.01.16 10:55

    или вот, её же:

    Август 1940    

    Когда погребают эпоху,
    Надгробный псалом не звучит,
    Крапиве, чертополоху
    Украсить её предстоит.
    И только могильщики лихо
    Работают. Дело не ждёт!
    И тихо, так, Господи, тихо,
    Что слышно, как время идёт.
    А после она выплывает,
    Как труп на весенней реке,—
    Но матери сын не узнает,
    И внук отвернётся в тоске.
    И клонятся головы ниже,
    Как маятник, ходит луна.
    Так вот — над погибшим Парижем
    Такая теперь тишина.


             * * *

              Памяти Ал.Блока

    А Смоленская нынче именинница,
    Синий ладан над травою стелется,
    И струится пенье панихидное,
    Не печальное нынче, а светлое.
    И приводят румяные вдовушки
    На кладбище мальчиков и девочек
    Поглядеть на могилы отцовские,
    А кладбище — роща соловьиная,
    От сиянья солнечного замерло.
    Принесли мы Смоленской Заступнице,
    Принесли Пресвятой Богородице
    На руках во гробе серебряном
    Наше солнце, в муке погасшее,—
    Александра, лебедя чистого.

    Август 1921

    Спонсируемый контент

    Re: Уже произошёл переворот, а время, видишь, не остановилось. Жизнь и смерть после Февраля 17-го

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 3:29


      Текущее время 05.12.16 3:29