Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Мысли, что стали стихами...Нюся (Татьяна)
автор Нюся Сегодня в 1:08

» Русские герои
автор noname Вчера в 19:52

» Юмор
автор Holder Вчера в 14:25

» Протоиерей Андрей Ткачев заболтался слишком и понес несусветицу
автор Михаил_ Вчера в 13:57

» Неизвестная народная война за трезвость
автор Holder Вчера в 13:49

» Нонейм читает "Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского
автор noname Вчера в 12:11

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 11.11.18 23:41

» Вопрос о семи степенях жизни человека.
автор noname 09.11.18 20:36

» Сто лет без Ятя. Но при чем бы здесь укаиньська мова?
автор Ingwar 09.11.18 20:35

» Польский совок. Интересно сравнить
автор Holder 09.11.18 16:39

» Троцкизм (точнее ведь это сатанизм!) в МП РПЦ
автор Holder 09.11.18 16:34

» Общественно-политические новости
автор мышкин 09.11.18 11:56

» Стамбул. Фанар. И страшный сон....
автор Holder 09.11.18 11:09

» Про винтик М4, санкиции и пр. (ответ Керзону)
автор Перестукин 09.11.18 8:23

» Почему правда голая (не по Высотскому)
автор мышкин 09.11.18 8:21

» Неделимая мудрость времён . Восточные и прочие притчи
автор Владимир Шебзухов 08.11.18 18:07

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Святитель Иоанн Златоуст и его эпоха

    Поделиться
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 25809
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Святитель Иоанн Златоуст и его эпоха

    Сообщение  Нюся в 23.07.15 7:55

    10 (23) июля день памяти:


    Прподобные пустынники египетские, огнем и дымом уморенные

    День празднования: 10 июля
    http://days.pravoslavie.ru/name/6927.htm

    Преподобные пустынники египетские, огнем и дымом уморенные
    Дни памяти:
    23 июля
    Житие

    Де­сять ты­сяч оби­та­те­лей пу­стынь бы­ли об­ви­не­ны в ори­ге­низ­ме и за­му­че­ны око­ло 398 го­да при Алек­сан­дрий­ском Пат­ри­ар­хе Фе­о­фи­ле. Ре­аль­ной при­чи­ной их убий­ства счи­та­ют то, что они предо­ста­ви­ли убе­жи­ще свя­щен­ни­ку Ис­и­до­ру.
    http://azbyka.ru/days/sv-prepodobnye-pustynniki-egipetskie-ognem-i-dymom-umorennye

    Справка:

    Феофил I (+ 412), патриарх Александрийский (385 - 412)

    Став патриархом, в жесткой форме требовал беспрекословной покорности от епископов, а непослушных подвергал тюремному заключению или изгнанию. Для поддержания своей власти Феофил Александрийский создал сеть осведомителей, имел также шпионов при императорском дворе в Константинополе; умело подкупал императорских чиновников. За единовластие в двух сферах одновременно – светской и духовной – Феофил получил отнюдь не почетное звание христианского фараона.

    Выстроив таким образом свою власть в Египте и в Ливии, Феофил желал распространить свои полномочия на всю территорию Восточно–Римской империи, по аналогии с папой в Риме.

    Борьба со свт. Иоанном Златоустом

    Во властолюбии кроется причина и многочисленных интриг Феофила против константинопольского архиепископа св. Иоанна Златоуста.

    Среди близких Феофилу людей был свящ. Исидор, которого он прочил в Константинопольские патриархи по смерти Нектария (397). Однако позже Исидор, осуждавший сребролюбие Феофила и его страсть к строительству, впал в немилость. Изгнанный из Александрии, он нашел прибежище у Иоанна Златоуста в Константинополе. Вместе с Исидором там же укрылись преследуемые со стороны Феофила четверо «долгих братьев». Вызванный в Константинополь для объяснений, Феофил объединился с противниками Златоуста во главе с императрицей Евдоксией. Результатом был печально знаменитый Собор «при Дубе» 403 года.

    Отношение к оригенизму

    В 394 г. Феофил вместе с Иоанном Иерусалимским и Руфином еще защищал Оригена от обвинений блж. Иеронима и св. Епифания. Вскоре, однако, патриарх Феофил изменил свое мнение, созвав в 399 году Собор в Александрии против приверженцев идей Оригена, которых было немало среди противостоявших патриарху нитрийских монахов.

    Патриархом Феофилом по подозрению в оригенизме были преданы мученической смерти десять тысяч отцов из обителей и пещер Скитских, тогда как истинная причина этих гонений состояла в том, что они укрывали священника Исидора от патриаршего гнева.

    Борьба с язычеством

    На всём протяжении всего IV века язычники оставались многочисленной и влиятельной силой в Александрии. Юлиан Отступник попытался было вернуть престиж вере предков, издав в столице Египта эдикт (4 февраля 362) об открытии языческих храмов [1]. В такой обстановке выступления александрийских христиан против язычества могли стоить им жизни [2]. Сохранились сведения о христианских мучениках, которых язычники подвергали пыткам в храме Сераписа на александрийском акрополе; император Феодосий Великий, не принимая суровых мер против виновных, все же приказал разрушить все языческие святилища — очаги беспорядков. В 389 г. Александрийский патриарх Феофил с изволения императора превратил в христианский храм святилище Вакха [3]. После кровавого столкновения христиан и язычников по указанию императора в 391 году были закрыты александрийский храм Сераписа и святилище того же бога в предместье Александрии Канопе, где патриарх основал монастырь Покаяния.

    Оценки

    Несмотря на многие неблаговидные поступки, Феофил почитался как святой в Египте, а на III Вселенском (431 г.) и V Вселенском (553 г.) Соборах он был назван в числе авторитетных отцов Церкви. Св. папа Лев I (440-461) причислял его вместе со святителями Афанасием и Кириллом I к наиболее выдающимся пастырям Александрии.

    Вместе с тем, патриарх Феофил заслужил негативные отзывы Сократа Схоластика, Созомена и Исидора Пелусиота, а Римский папа Иннокентий I (401-417) отлучил патриарха Феофила от Церкви [4].

    http://drevo-info.ru/articles/26781.html
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 25809
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Святитель Иоанн Златоуст и его эпоха

    Сообщение  Нюся в 20.03.18 12:44

    Из Бесед святителя Иоанна Златоуста... ( см. Азбука веры)
    И Молитве и чудесах рождения....

    5. Мы говорили вам вчера о силе молитвы. Я показал, как злобный диавол тогда строит козни. Так как он ви­дит, что молитва доставляет нам величайшую пользу, то осо­бенно тогда и нападает, чтобы отнять у нас защиту, чтобы от­пустить нас домой с пустыми руками. И как у начальствую­щих приближённые и находящееся подле самого начальника, взирая враждебно на приходящих к нему, далеко прогоняют их палками, не дозволяя приблизиться, высказать свою скорбь и получить милость, так и диавол, видя приступающих к Судии, далеко прогоняет их, не палкою, а нерадением. Он знает, хорошо знает, что если они приступят бодрственно, и выскажут свои грехи, и возрыдают пламенною душою, то отой­дут, получив великое прощение, – потому что человеколюбив Бог; вот он и предупреждает их и отклоняет от собеседования с Богом, чтобы они не получили ничего, в чём нуж­даются. Воины начальствующих с насилием отгоняют прихо­дящих, а этот – не делая насилия, но обольщая нас и ввергая в нерадение. Поэтому мы и недостойны прощения, добровольно лишая благ сами себя. Молитва, совершаемая с усердием, есть свет для ума и души, свет неугасаемый и постоянный. Поэтому диавол влагает тысячи нечистых помыслов в наши умы, и о чём мы никогда не думали, то, собрав во время молитвы, вливает в наши души. И как ветры, часто стремясь с противных сторон, погашают своим дуновением зажжен­ный огонь светильника, так и диавол, видя зажженным в нас пламень молитвы, навевает отсюда и оттуда тысячи забот и не отстаёт до тех пор, пока не погасит света. Но что де­лают зажигающие те светильники, тоже будем делать и мы. Что же они делают? Когда они видят, что устремляется силь­ный ветер, то, закрыв пальцем отверстие светильника, заграж­дают вход ветру. Пока диавол нападает извне, мы будем в состоянии противиться; когда же откроем ему двери души и примем врага внутрь, то уже не сможем нимало противиться ему, но, со всех сторон помрачив нашу память, как бы дымящийся светильник, он оставит только уста – произносить пустые слова. Но как те закрывают пальцем отверстие све­тильника, так и мы оградим разумом нашу душу, заградим вход злому духу, чтобы он не погасил света нашей мо­литвы. Помните ли тот и другой пример, – воинов и началь­ника, и светильника? Для того мы предлагаем вам примеры из предметов, с которыми мы обращаемся, которые близ­ки к нам, чтобы, вышедши отсюда и находясь дома вы возобновляли в памяти сказанное чрез предметы, которые находятся в наших руках. Молитва – великое оружие, великая защита.

    6. Вы слышали вчера, как три отрока связанные сокру­шили силу огня, как попрали пламень, как превзошли печь и восторжествовали над действием стихии? Послушайте сегодня опять, как доблестный и великий Исаак молитвою преодолел сам природу тела. Те сокрушили силу огня, а этот сегодня рас­торг оковы поврежденной природы. Узнай же, как он сде­лал это. «И молился , – говорит Писание, – Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна» (Быт.25:21). Об этом сегодня прочитано вам: вчера было слово о молитве, и сегодня опять доказательство силы молитвы. Видите ли, как благодать Духа устроила, чтобы сегодняшнее чтение соответствовало сказанному вчера? «И молился , – говорит Писание, – Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна» . Прежде всего, нужно узнать, почему она была неплодна. И сама она, и муж её были жизни дивной и исполненной великого целомудрия. Мы не можем сослаться на жизнь этих правед­ных и сказать, что неплодие было следствием грехов. И не она одна была бесплодною, но и мать его Сарра, которая родила его; и не только мать его была неплодного и жена, но и невестка, жена Иакова, Рахиль. Что же значит этот сонм бесплодных? Все они были праведны, все жили доброде­тельно, все получили одобрение от Бога, потому что об них Он говорил: «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Об Них и Павел говорит так: «посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16). Много сказано им похвал в Новом завете, много им похвал и в ветхом. Во всех отношениях они были славны и превосходны, и все имели жен бесплодных и долгое время жили бездетными. Итак, когда ты видишь, что муж и жена живут добродетельно, когда видишь, что они любят Бога, пре­даны благочестию, и, однако, страдают бесчадием, то не думай, что бесчадие есть непременно воздаяние за грехи. Много путей домостроительства Божия, нам неизвестных, и за все надобно благодарить, и жалеть только о тех, которые живут в нечестии, а не о тех, которые не имеют детей. Часто Бог делает полезное, но мы не знаем причины того, что делается. Поэтому во всём нужно удивляться Его премудрости и прославлять Его неизреченное человеколюбие.

    7. Эти слова могут назидать нас в нравственном отно­шении. Но надобно сказать и о причине, по которой те жены были бесплодными. Какая же это причина? Та, чтобы ты, когда увидишь Деву, рождающую нашего общего Господа, не был неверующим. Таким образом, ты упражняй свой ум, размыш­ляя об утробе бесплодных, чтобы после того, как уви­дишь, что поврежденная и заключенная утроба отверзается бла­годатиею Божиею для деторождения, ты не удивлялся, слыша, что родила Дева; или лучше сказать – удивляйся и изумляйся, но не неверуй чуду. Когда скажет тебе иудей: как родила Дева? – ты скажи ему: как родила бесплодная и состарившаяся? Тогда было два препятствия: преклонность возраста и неспособность при­роды; а в Деве было только одно препятствие, то, что она была непричастна браку. Так бесплодная предуготовляет путь Деве. А дабы ты убедился, что для того предшествовали бесплодные, чтобы верили рождению Девой, выслушай слова Гавриила, сказан­ные к ней. Когда он пришел и сказал ей: «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:31), то Дева изумилась и удивилась, и сказала: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34)? Что же ангел? «Дух Святый найдет на Тебя» (Лк.1:35).

    Не требуй, говорит он, естественного порядка, когда это событие сверхъестественное; не думай о браке и болез­нях рождения, когда этот способ рождения выше брака. «Как будет это , – говорит она, – когда Я мужа не знаю?»

    Но потому и «будет это» , что ты не знаешь мужа. Если бы ты познала мужа, то не удостоилась бы послужить этому делу; таким образом, по­чему ты не веришь, потому самому и веруй; не удостоилась бы ты послужить этому делу не потому, чтобы брак был зло, но потому, что девство лучше; а пришествию Господа следовало быть торжественнее нашего, потому что оно – царское, царь же входит путём торжественнейшим. Ему надлежало и приоб­щиться рождению, и отличаться от нашего. Потому и устрояется то и другое: родиться из чрева, это – общее с нами; а родиться без брака, это – выше того, что бывает с нами; быть зачатым и носимым во чреве, это свойственно человеческой природе; а произойти зачатию без совокупления, это превосходнее челове­ческой природы. То и другое совершилось для того, чтобы ты знал превосходство рождающегося и общение Его с тобою.

    8. И смотри, какая мудрость в том, что совершилось: ни превосходство (Его рождения) не повредило сходству и сродству Его с нами, ни сродство с нами не помрачило превосходства; но то и другое открылось во всех делах Его, и одно у Него было вполне наше, а другое – отличное от нашего.
    Но, как я сказал, для того предшествовали бесплодные, чтобы поверили рождение Девой, чтобы и она сама была приведена к вере в благовестие и то обетование, которое услышала от ангела, ска­завшего: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк.1:35). Так, говорит он, ты имеешь родить; не смо­три на землю; действие приходит с небес; это событие от благодати Духа; не спрашивай у меня о природе и законах брака. Но так как эти слова превышали её разумение, то он хочет представить и другое доказательство. Заметь, как бесплодная руководит её к вере в это. Так как это доказа­тельство превышало разумение Девы, то послушай, как он обращает речь к предметам низшим, руководя её посред­ством чувственного. «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (Лк.1:36). Видишь ли, что неплодная была для Девы? Иначе для чего указал он ей на рождение родственницей? Для чего сказал: «в старости своей» ? Для чего прибавил: «называемая неплодною» ? Очевидно, всем этим он руководил её к вере в благовестие. Для того он указал и на возраст и на недостаток природы; для этого ожидал и времени, протекшего от зачатия, – потому что не тотчас с самого начала он благо­вестил ей, но дождался, пока исполнилось у неплодной шесть месяцев, чтобы увеличение чрева свидетельствовало о беремен­ности и было несомненным доказательством зачатия. И по­смотри опять на мудрость Гавриила. Он не напоминал ей ни о Сарре, ни о Ревекке, ни о Рахили, хотя и они были бесплодные и престарелые, и то, что совершилось с ними, было чудо; но это были древние события. А новое и недавнее, и совершающееся в нашем роде, обыкновенно более приводит нас к вере в чудеса, нежели древнее. Вот почему, оставив тех, он пред­ложил ей уразуметь имеющее быть с нею из примера род­ственницы ее Елисаветы, чтобы из этого примера возвести ум ее к собственному ее рождению, страшному и превосходному. Таким образом, между нашим рождением и Господним было рождение бесплодной, которое ниже девственного, но выше на­шего. Вот почему чрез Елисавету, посредницу, как бы чрез какой-нибудь мост, он возводить ум Девы от рождения есте­ственного к сверхъестественному.


    9. Хотел я сказать больше и изложить вам другие при­чины, по которым была бесплодною Ревекка и Рахиль; но не позволяет время, заставляя поспешить речью о силе молитвы. И это всё я говорил для того, чтобы вы знали, как молитва Исаака разрешила бесплодие жены, молитва столь продолжи­тельная. «И молился , – говорит Писание, – Исаак Господу о [Ревекке] жене своей,... и Господь услышал его» (Быт.25:21). Не думай, что он призвал Бога и тотчас был услышан; он провёл много вре­мени в молитвах к Богу. Если хотите знать, сколько именно, я скажу вам и это в точности. Двадцать лет провёл он, молясь Богу. Откуда это видно? Из самой последовательности речи. Писание, желая показать веру, терпение и любомудрие пра­ведника, не умолчало об этом времени, но и об нем сказало нам, – хотя прикровенно, чтобы пробудить нас от нерадения, а всё же не оставило его неизвестным. Послушай же, как оно прикровенно показало нам время. «Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина» (Быт.25:20). Видишь ли, сколько ему было лет, когда он женился? Сорока лет, говорит Писание, был он, когда взял Ревекку. Узнав, сколько лет было ему, когда он женился, посмотрим затем, когда он сделался отцом, и сколько было ему лет, когда он родил Иакова; и таким образом, можем видеть, сколько времени жена его оставалась бесплодною, и то, что во всё это время он молился Богу. Сколько же было ему лет, когда он родил Иакова? «Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет» (Быт.25:25–26).

    Итак, если он, когда взял Ревекку, был сорока лет, а когда родил сыновей, был шестидесяти лет, то очевидно, что жена его оставалась бесплодною в те­чение двадцати лет, и что во всё это время Исаак молился Богу.

    10. Мы же не стыдимся и не смущаемся, видя, как пра­ведник двадцать лет ждал и не переставал молиться, а сами после первого или второго прошения часто оставляя молитву и приходя в негодование? Притом он имел великое дерзновение пред Богом, и, однако, не негодовал на медленность дара, но оставался терпеливым, а мы, будучи обременены бесчисленным множеством грехов, имея нечистую совесть и не оказывая никакого благорасположения к Господу, если не будем услышаны прежде, нежели выскажем просьбу, падаем духом, унываем, оставляем молитву: оттого всегда мы и отходим с пустыми руками. Кто из нас двадцать лет молил Бога об одном предмете, как этот праведник, или – лучше – кто только двад­цать месяцев?

    Вчера я говорил, что многие молятся небрежно, зевают, потягиваются, непрестанно оборачиваются во все стороны и вы­казывают всякое неуважение к молитве; а сегодня я нашёл и другое зло, присоединяющееся к молитвам, ещё более пагубное, нежели то. Многие, повергаясь ниц, ударяя челом в землю, проливая горячие слёзы, горько из глубины вздыхая, простирая руки и показывая всю ревность, употребляют эту горячность и усердие против собственного спасения. Они молят Бога не о своих грехах и прося не о прощении своих прегрешений, но всю эту ревность возбуждают в себе против врагов, делая то же, как если бы кто, изострив меч, не против неприятелей употребит это оружие, но поразил им собственную шею. Так и они возносят молитвы не об отпущении собственных гре­хов, а о наказании врагов; это и значит направлять меч про­тив самих себя. И это придумал лукавый, чтобы мы губили себя всеми способами, и нерадением и ревностью. Одни своею невнимательностью к молитвам оскорбляют Бога, показывая своею небрежностью неуважение к Нему; а другие, оказывая рев­ность, оказывают её также против своего спасения. Такой-то, го­ворит диавол, небрежен: этого достаточно для меня, чтобы он не получил ничего; а этот ревностен и внимателен: что же делать? Я не могу уничтожить его ревности и произвести в нём небрежность; устрою же погибель его иначе. Как? Сделаю, чтобы он употребил ревность свою на беззаконие, потому что молиться о вреде врагов – дело беззаконное. Таким образом, он отойдёт, не только не получив никакой пользы от своей ревности, но потерпев вред больше происходящего от небреж­ности. Таковы козни диавола: одних он губит чрез небреж­ность, а других чрез саму ревность, когда она бывает не по заповедям.


    _________________
    Ничто не вечно под Луной...

      Текущее время 13.11.18 2:04