Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» О национальном чувстве
автор MaximSh. Сегодня в 12:43

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор Бездомный Сегодня в 12:38

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор мышкин Сегодня в 11:11

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Ingwar Сегодня в 11:08

» РФ и Россия
автор Admin Вчера в 21:30

» Чин всенародного покаяния
автор Admin Вчера в 21:24

» ЧТО ТАКОЕ Псевдомонархизм?
автор Admin Вчера в 20:23

» Что это за такой "закон" о земельных участках?
автор Бездомный Вчера в 20:18

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор Holder Вчера в 19:01

» Сталин-это
автор noname Вчера в 14:31

» Плоды демократии или нужен ли национализм?
автор Ingwar Вчера в 13:41

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Вчера в 8:25

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Монтгомери 07.12.16 22:39

» Фэнтази Ингвара
автор Ingwar 07.12.16 18:54

» Максимович Танечка, 3 года, ДЦП. Срочный сбор на лечение.
автор Всё будет хорошо 07.12.16 17:02

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Holder 07.12.16 13:44

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    О самарянке

    Поделиться

    Филипп.
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 184
    Дата регистрации : 2015-05-05
    Вероисповедание : православие

    О самарянке

    Сообщение  Филипп. в 10.05.15 14:12

    Иоанн Златоуст. О самарянке и на слова: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь». Spuria

    1. Сегодня возвестил нам Христос о подвигах самарянки, — и нашему скудному слову приходится пуститься в море ее добродетелей. Взирая на ее веру, я хочу посвятить ей похвальное слово и вместе с вами восхвалить ее — бедную и вместе богатую, блудницу и апостола, погибшую и верную, имевшую многих мужей и получившую много сил, многих осквернившую и Единородному Слову Божию послужившую, оскверненную и очищенную, возжаждавшую и возжелавшую живой воды и унаследовавшую благодать небесных источников.

    Что же говорит евангелист Иоанн, возгремевший об этих неизреченных тайнах? «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи» (Иоан. 4:5—8). «Иисус, утрудившись». Как же говорит пророк Исайя: «вечный Господь Бог... не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис. 40:28)? Между тем и евангелист Матфей в своем Евангелии о Нем пишет: «и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф. 4:2), и евангелист Иоанн, как ты только что слышал, говорит: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». Один говорит, что Он взалкал, а другой приписывает Ему и усталость. А пророк Исайя, вещая Духом Святым, ясно говорит: «Вечный Господь Бог... не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис. 40:28). Нет ли здесь противоречия между Евангелиями и пророчеством? Конечно, нет. Ни пророк не погрешил — да не будет! — ни апостолы не написали противного Духу Святому и пророчеству. Но дело в том, что домостроительство Спасителя нашего, великого Бога, имеет характер несколько двойственный и необычный — я разумею соединение в Нем божества и человечества, согласно Его воле и решению; и вот пророк возвещает могущество и величие Его божества, а апостолы и евангелисты изображают истинное Его домостроительство по плоти.

    Итак, «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Иоан. 4:6—9) Здесь необходимо, возлюбленные, исследовать, почему евангелист указал и место, где это происходило, и час, — и отсутствие учеников: место — в словах: «сел у колодезя», час: «было около шестого часа», а отсутствие учеников — замечанием, что «ученики Его отлучились в город купить пищи». Почему же указал он место? Сейчас объясню. Христос имел ввиду духовную ловлю; с этой целью Он и пришел туда, где Ему предстояла добыча. Знаешь, как делают рыбаки? Не на всяком месте в море закидывают они сети, а на таком, о котором они уже знают, что там водится рыба. Ведь в море есть много мест, которые преимущественно пред другими доставляют пищу рыбе. Так и Господь наш Иисус Христос, великий Бог — по пророчеству, знал как Бог, что здесь может Он встретить добычу, т. е. эту женщину самарянку. Именно как рыбаки выбирают те места, где надеются поймать рыбу, так и Христос пришел на то место, где мог Он поймать самарянку и через нее сделать великий улов людей. Вот, как объясняется причина, почему евангелистом указано место.

    Почему же указал он и час? Ведь он говорит: «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа». А вот слушай теперь и о времени. Самарянка была, очевидно, из бедных и снискивала себе пропитание постоянным трудом, — из бедных по телу и по имуществу, но не по благочестию души. Стоя у станка, она усердно занималась работой, которой и кормилась. В шестом же часу, когда все предавались отдыху, она, взявши водонос, носила воду. Всеведущий Господь знал, конечно, что то время, которым все пользуются для отдыха, она употребляет для ношения воды, отказываясь от отдыха. Поэтому в шестой именно час пришел Он сюда, зная, что в это именно время она приходит за водой и может для него послужить духовной добычей.

    Для чего, наконец, отослал Господь Своих учеников? «Ученики Его, — говорит Евангелие, — отлучились в город купить пищи». Эта бедная, как мы уже объяснили, женщина была робка, и не решилась бы поднять взоры при многочисленном собрании. Если бы она увидела учителя, окруженного учениками, учеников, толпу народа, вообще увидела что-нибудь особенное, важное, внушительное, блестящее, она тотчас бы убежала и, таким образом, добыча была бы потеряна. Не решилась бы она подойти — значит, рыба убежала бы из сетей, не была бы поймана, а выскочила бы. Вот почему и отослал Он учеников в город. Пойдите, говорит, купите пищи: вы — пойдите и купите себе, а Я имею другой обед: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Иоан. 4:34). У вас — плотская пища, а у Меня — духовная; вам нужно купить, а Мне — выкупить, — «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13), говорит сосуд избранный — Павел, — Я желаю водою уловить эту духовную добычу.

    Теперь ты знаешь, почему обращено здесь внимание и на место, и на час, и на отсутствие учеников; пора уже перейти и к дальнейшему. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды». Приходит самарянка за водой в шестом часу, оставивши работу у станка, чтобы в час отдыха запастись водой; это было, как не раз уже говорилось, в шестом часу. Когда Ева в раю преступила заповедь, был час шестой; а вот теперь самарянка получила спасение при источнике в том же самом шестом часу. Пришла самарянка за водою и видит Иисуса. Он произвел на нее впечатление простого странника, обыкновенного путника, искавшего отдыха и нашедшего для него место у источника. При виде столь ничтожного человека она не обратила на него внимания. Но Он — Бог, ведущий всяческая прежде бытия их, — усмотрев сокровище веры, говорит ей: «дай Мне пить». Источник жизни, сидя у источника, просит пить! Не пить Он хочет, но хочет сам дать пить. Дай Мне пить, и Я тебе дам пить воду бессмертия. Я жажду спасения людей, жажду не пить, но напоить. Я подражаю Своему Отцу. Он говорил Аврааму: дай Мне сына Твоего, вознеси Мне Исаака, сына твоего возлюбленного, единородного, во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе укажу (Быт. 22:2). Не его сына, конечно, желая взять, сказал это Бог, а Своего Сына желая пожертвовать для вселенной.

    Спойлер:
      2. Это самое говорит сын громов, божественный Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). Дай мне единородного твоего, чтобы я даровал миру Своего Единородного; принеси Мне в жертву сына твоего не для того, чтобы тебе принести, но чтобы Мне принести в жертву Сына Моего Единородного за спасение мира, жертву живую, угодную, святую. Так и здесь: «дай Мне пить», не для того, чтобы напиться Мне, но чтобы тебе от Меня получить питье. «Женщина Самарянская говорит Ему: Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Иоан. 4:7, 9). Строгая женщина! Вот чем тщеславится блудница! Вот как соблюдает она закон! Таков вообще род самарян: валяются в грязи блуда и хотят очиститься омовениями: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются». Душу наполняют скверной, а тело думают очистить. Так и самарянка: душа ее осквернена, а она препирается о питье воды.

    Что же Иисус? Не поразил ее? Не сказал ей: Я — Бог от Бога; Я основал и утвердил небо и землю, — о воде ли и питье споришь со Мною ты, женщина, смердящая грехами? Но что (сказал Он ей)? «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Иоан. 4:10). Видишь, как понемногу возбуждал Он любовь ее до страсти, сказав: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Что же отвечает ему на это женщина? «Господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоан. 4:11—12).

    Великое представление имела эта женщина о патриархе Иакове (слушайте, прошу вас, со всем вниманием), великое мнение имела об Иакове женщина самарянская и великую славу усвояла ему как патриарху, как праведнику, так как он был отцом двенадцати патриархов: двенадцать колен Израилевых ведут свое происхождение от Иакова. Знала она, конечно, и то, что он боролся с Богом и оказался столь сильным, что Бог сказал ему: «отпусти Меня, ибо взошла заря». Даже Бог, борясь с человеком, говорил: отпусти Меня, потому что ты друг мой, и взошла заря. А он отвечает: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» (Быт. 32:26). Что это за борьба у Бога с человеком и что она обозначает, как не то, что Бог имел облечься ради нас нашею плотью? Что же Бог сказал ему? Ты не будешь больше называться Иаковом, но будет имя твое Израиль: «ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Быт. 32:28). Вот почему самарянка имела об этом патриархе высокое мнение, вот почему она и сказала Господу: «Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его»?

    Что же на это Христос? Заметь мудрость Господа, заметь снисходительность наставника. Не сказал ей: да, Я — больше отца вашего Иакова. Не сказал ей и так, как сказал иудеям: «прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоан. 8:58), или еще так: «истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что́ вы видите, и не видели» (Мф. 13:17). Ничего подобного не сказал Он ей, но ведет борьбу с патриархом и наглядным способом борется весьма сильно. Конечно, если бы Он сказал ей: да, Я — больше Иакова: он ведь от Меня принял благословение, а Я преподал ему его, — то она не могла бы так скоро возвести своего взора на такую высоту откровения и ей оставалось бы убежать. Ничего подобного не сказал Он ей, но из явлений видимых представляет ей доказательство ясное и бесспорное. Что именно говорит Он ей? «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:13—14).

    Были лица, посредствующие между Иаковом и Христом, но Он оставляет прение о лицах и обращается к сравнению между водой видимой и невидимой — благодатью. Ведь если бы Он сказал: да, Я — больше Иакова, — она тотчас же удалилась бы, убежала бы в город, уклонилась бы от ответа и, не выслушав объяснения, стала бы говорить в городе: безумный Он, чтобы, или помешанный? Не то беснуется, не то бредит; странный и ничтожный человек, и вдруг говорит, что Он больше отца нашего или — лучше сказать — того, кто был отцом двенадцати колен Израилевых, получил благословение от Бога, ушел из своей страны бедным, а возвратился — по особому промышлению о нем Божию — богатым. Но Господь снисходил к женщине и, применяясь к ее слабости, мало-помалу возводил Свою собеседницу на высшую высоту. Рыболовы (как они поступают, слушай внимательно) бросают крючок в море, и когда заметят, что рыба взяла, не тотчас вытаскивают ее, но понемногу спускают ей, чтобы без помехи она проглотила приманку как следует, и когда почувствуют, что крючок проник в самые внутренности ее, тогда быстро без всякого колебания вытаскивают рыбу. Так и Христос поступил с женщиной. Не открыл ей с самого начала красоту Божества и не дал ей обещаний великих благ, ни возвестил о Себе, как Творце Иакова, но постепенно подготовляет ее душу к восприятию истины следующими словами: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:13—14).

    Не вдаваясь в сравнение лиц, Он указывает на обилие благодатных даров и таким образом на деле показывает Свое преимущество перед теми, т.е Иаковом и его сыновьями. Что же на это женщина? «Господин! — говорит она, — дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать» (Иоан. 4:15). Видишь, как скоро она поверила, что данная Христом вода уже не оставляет после себя места жажде? «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Постепенно Христос возбудил в ней сильное желание Его духовной воды. Она поверила, что есть вода, после питья которой уже не чувствуется более жажды, употребление которой уничтожает рукописание грехов. «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Иоан. 4:15—16). Если имеешь, говорит, общника по сожитию, пусть он разделит с тобою и веру; не одна прими дар духовной благодати, но «пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Не одну Еву пришел Я спасти через Приснодеву и Богородицу Марию, но и мужа хочу я воззвать опять в рай, ставши Сам мужем. «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Хорошо, возлюбленные, учитель вселенной Павел с тою же самою целью писал коринфянам: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа» (1 Кор. 7:16)?

    Но не будем уклоняться в сторону. «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа». Начала уже жена открывать грехи свои, начала исповедываться и говорить прежде всего: «у меня нет мужа». Я погружена в бездну блуда и невоздержания, и мужа не имею. «Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Иоан. 4:17—18). Что это значит: «Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе»? Необходимо объяснить. Пять мужей имела эта женщина и все они умерли; после этого она впала в блуд, и тогда никто уже не хотел вступить с нею в законный брак. Она же, не будучи в состоянии обуздать своих страстей, имела тайную связь. Таким образом, она не была ни явной блудницей, ни законной женой, имела мужа тайно: а Христа думала обмануть как человека, сказав Ему: «у меня нет мужа». На это Христос, знающий сокровенные тайны сердец и ведущий все прежде его совершения, говорит ей: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Иоан. 4:17—20). Какого пророка видишь ты в Нем, женщина? Того ли, о котором писал Моисей: «Пророка... из братьев... ваших, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог» ваш (Второз. 18:15), или другого какого? Его ли видишь ты в Том, Кому ведомы все тайны твоего сердца? Ведь именно указание Господа на ее тайный грех побудило ее к признанию Его пророком: «Господи! вижу, что Ты пророк»! Вместе с Давидом должна была она воскликнуть теперь: «От тайных моих очисти меня» (Пс. 18:13)!

       3. Так сидел Бог, беседуя с женщиной. О, великое человеколюбие! Сидящий на херувимах беседует с блудною женою. «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Блудница ведет речь о предметах веры; убедившись, что она беседует с пророком, она не спрашивает Его ни о чем житейском. Исповедала Его Господом, но не просит у Него богатства. «Господи! вижу, что Ты пророк». Исповедала Господом, но не спрашивает ни о чем, кроме учения отеческого. «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». [На этой горе Сомор Авраам собственного сына Исаака принес в жертву Богу, а в Иерусалиме Иаков, на пути в Месопотамию к Лавану сириянину, видел во сне лестницу, восходящую от земли до неба, и боролся с Богом, почему и говорил: «Бог Всемогущий явился мне в Лузе» (Быт. 48:3). Поэтому самарянка касается учения и говорит: «Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме»].

    Что же Господь? Опять Он отвечает с подобающею Ему мудростью. Так как она видела в Нем иудея, а сама была самарянка, то Господь не пожелал дать прямого ответа на ее вопрос, не желая огорчить ее, ни вводить в заблуждение. Ведь Он искал только одного — направить эту женщину на путь спасения, и ничто другое не входило в Его цели. Поэтому Он избегает всего, что могло бы ввести ее в заблуждение или пристыдить. Между тем, если бы Он сказал ей, что в Иерусалиме место, где должно поклоняться, как заповедал Моисее сынам Израилевым, то, конечно, возбудил бы в ней большое недовольство; тем более, что, — как мы уже сказали, — она имела за себя древнее предание о горе Сихемской, согласно которому на этой именно горе Авраам по повелению Божию должен был принести в жертву Исаака. С другой стороны, если бы Он, снисходя к ней, сказал, что эта именно гора, и что самаряне, кланяясь на ней, хорошо делают, то такие слова были бы, конечно, не истинны. Поэтому, земные споры предоставляя земле, Он возводит Свою собеседницу к мысли о духовном поклонении и говорит: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу»; «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан. 4:21, 23—24).

    Видишь лучшее наставление, видишь мудрость искусного Учителя? «Иисус говорит ей: поверь Мне». Смотри, как возбуждает Он веру женщины. Смотри, как душу ее понемногу возводит к небесам, не пристыжая ее за наружность блудницы, но служа спасению души ее. Почему? Потому что Он и «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Лк. 5:32), потому что за погибшей овцой, не отлучаясь от недр отеческих, снисшел Он к нам, преклонив небеса, и сделался совершенным человеком, пребыв тем, кем был. «Иисус говорит ей: поверь Мне, что настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Поклонение Богу не ограничивается местом, но повсюду распространяется познание божественной благодати; уже более не присвояют себе иудеи и самаряне символов закона. Кто клянется Богу духом и истиною, достойно кланяется. Отныне богопочтение не заключается уже в чужих всесожжениях, в тельцах и баранах; нет более обрезания и соблюдения субботы; нет ни храма, ни жертвенника, ни козла отпущения, ни святого святых; упразднена тень и служение и извращенные субботы. «Новомесячий и суббот, — говорит Бог через пророка, — праздничных собраний не могу терпеть; ...новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя» (Ис. 1:13—14). «Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Все это прошло как тень; древнее миновало; все стало новое. Благодать отвернулась от письмен. Я не требую уже, чтобы поклоняющиеся Богу собирались по закону в одно место; на всю вселенную хочу Я распространить благодатные дары спасения. «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Римл. 10:18).

    «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Иоан. 4:24—25). Вот блудница, любомудрствующая о духовном! Вот блудница, у которой Писание не сходит с языка! И хотя телом она была погружена в нечистоту блуда, но душа ее была очищена усердным чтением божественных писаний. «Знаю, что придет Мессия». Мессия в переводе значит помазанник. Поэтому самарянка и говорит: ожидаю помазанника, которого плоть будет помазана Божеством. «Когда Он придет, то возвестит нам все». О, духовная высота! О, женщина — блудница и все знающая! Смотри, как она устремлена от земного к небесному. Мессией называет посланника, ожидаемого Христа, приходящего для спасения всего мира. Опять пророк! Опять Господь! И Господа не называет уже более иудеем, не допытывается о даровании воды, не говорит уже Ему: «Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Иоан. 4:9). Но что? «Господи! вижу, что Ты пророк» (Иоан. 4:19), — и тотчас же о вере: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Иоан. 4:20). Заметь, как восхищает она добро духовных дарований. Заметь, как все у ней основано на Писании. «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Иоан. 4:25). Его я ищу, Его ожидаю, к Нему стремлюсь. «Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Иоан. 4:26). О, великое и необычайное чудо! Столь ясно открыл Господь блуднице то, что многим из апостолов еще не было открыто.

       4. Апостолам — Клеопе со спутником — не открылся Он сразу, а когда отверз очи их, тогда стал невидим для них, так что они потом уже говорили: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание» (Лк. 24:32)? Им не открылся, а самарянке говорит: «Это Я, Который говорю с тобою». Что сделал Он для одного только Павла, взошедшего на третье небо, восхищенного в рай и слышавшего неизреченные глаголы, уловившего вселенную, это самое гораздо раньше сделал для самарянки. Павлу Господь ясно открылся в словах, сказанных с неба: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна. Савл же сказал: кто Ты, Господи? Он сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 26:14—15, 9:4—5). Тоже самое теперь говорит Господь самарянке: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время приходят ученики и находят Его беседующим с женщиной: «и удивились, что Он разговаривал с женщиною» (Иоан. 4:27). Поклоняемый ангелами беседовал с блудницей; разделяющий с Отцом бесконечное царство наедине беседовал с женщиной. А она, оставив водонос, поспешила в город. Оставила водонос, так как насытилась водою живой, и придя к горожанам, громко восклицала: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос» (Иоан. 4:29)? «Пойдите, посмотрите человека». Не сказала: идите, смотрите Бога среди людей, — чтобы не приняли ее за безумную, чтобы не сказали люди: она в исступлении. В самом деле, видел ли когда-нибудь кто Бога ходящим по земле? Видел ли кто когда-нибудь Бога среди людей? «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала». Она возбуждала в них желание пойти и сделаться Его добычей; как сама она была уловлена, так уловляла и других. Сама начала с «иудея» и дошла до «Господа», а их от человека руководит к познанию Бога.

    О, блудница-проповедница! О, блудница, превзошедшая апостолов! Ведь только по исполнении всего домостроительства, только тогда апостолы начали апостольскую проповедь, а блудница и прежде страданий и искупления и воскресения благовествует Христа. «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала». Для вашей пользы я всенародно объявляю свои грехи; я разглашаю свои пороки, чтобы вы увидели Бога, пришедшего к людям, и поклонились Христу, не гнушающемуся грешников. «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос»? Видишь мудрость женщины? Видишь благомыслие блудницы? Об одном только грехе — именно о блуде — сказал ей Христос, и она оставила водонос, побежала в город, говоря: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала». Проповедует об Его всеведении, и ее проповедь превосходит проповедь апостолов. Она не видела Его воскресшим из мертвых, не видела, как Лазаря четверодневного возгласил Он из гроба, не видела его победы над смертью, не видела моря, укрощаемого словом, не видела, как создавший Адама брением восполнял недостаток творения у слепого, — и проповедовала о Том, Кто в раю словом творил из глины. «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала» (Иоан. 4:29, 39).

    Будем и мы подражать этой женщине — самарянке в том, чтобы не стыдиться своих грехов, но бояться Бога. А то ныне бывает, как я вижу, напротив: Грядущего судить нам мы не боимся, а тех, которые нисколько не могут повредить нам, мы боимся и стыдимся. И за то, чего стыдимся, за это несем наказание. Ведь тот, кто стыдится открыть человеку грехи, и не стыдится грешить перед очами Божиими, и затем не желает ни сознаться в своих грехах, ни покаяться, будет посрамлен в тот день не перед одним или двумя, а перед всей вселенной. Итак, побеседуем со Христом: Он ведь и теперь стоит среди нас и беседует с нами через пророков и апостолов. Будем же слушать Его и повиноваться Ему. Доколе будем мы жить суетно и напрасно? Если здесь данное нам время мы проведем без пользы, то отошедши отсюда подвергнемся тяжкому наказанию за неосмотрительную трату. Бог даровал нам эту настоящую жизнь и вдохнул в нас разумную душу не для того, чтобы мы пользовались только этой временной жизнью, но чтобы все получили и будущую жизнь. Неразумным животным предоставлена только настоящая жизнь, а мы для того и имеем бессмертную душу, чтобы готовиться к тамошней жизни, чтобы просиять там, чтобы ликовать с ангелами, чтобы Царю предстоять всегда — в бесконечные веки. Для того и душа наша бессмертна, и тело будет возвращено нам. Если же ты, когда перед тобой небесное, привязан к земле, — подумай какую обиду наносишь ты своему Благодетелю. Он предлагает тебе небесное, а ты, не обращая на это внимания, предпочитаешь землю? Пренебрегаемый, Он угрожал тебе и геенной, чтобы ты узнал отсюда, каких ты лишаешься благ. Но да избавит нас Бог от опасности испытать это наказание на деле! Благоугодивших же Ему да удостоит вечных благ благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава со Отцом и всесвятым и животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Владимир*
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 22
    Дата регистрации : 2011-04-22
    Вероисповедание : православный МП

    Re: О самарянке

    Сообщение  Владимир* в 04.01.16 19:22

    Филипп. пишет:Иоанн Златоуст. О самарянке и на слова: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь». Spuria

    Итак, «Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?» (Иоан.4:6-9). [/spoiler]

    В данном отрывке Евангелия от Иоанна хочется обратить внимание на то, как нам, христианам, надо общаться с людьми другой веры. А для этого посмотрим, как Господь Иисус Христос относился к людям другой веры.
    Мы помним, когда Христос встретился с самарянкой возле колодца, то ученики укоряли, что Он встретился с женщиной, да ещё и с самарянкой. Самаряне были люди другой веры.
    Женщина самарянка спрашивает у Христа: Как Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самарянки? (Ин.4:9). Почему делается такой акцент?
    Самаряне – это была классическая секта в иудаизме. У них была альтернативное Пятикнижие, другое место поклонения – гора Геразим. С ними не общались люди из традиционной религии того времени, потому что они считались осквернёнными, и у них произошло кровосмешение при пленении, что на самом деле и было.
    Однако, мы видим, что Иисус Христос не избегал, а общался с людьми из другой веры. Что делали и св. Отцы (Василий Великий, Афанасий Великий и др.). Они скорее указывали, в чём заключалось их лжеучение и заблуждение. Святитель Иоанн Златоуст говорит по поводу того, когда ему говорили, что у нас с еретиками нет ничего общего: «Не говори нам этих бездушных слов, у нас с ними общего много чего: у нас одно и то же солнце, мы пьём одну и ту же воду, одеваемся примерно в одинаковые одежды. У нас общего не может быть только с диаволом. Со всеми же людьми общего у нас очень много». Отцы Церкви брали вероисточник той или иной секты и опровергали его. Цель – уберечь свою паству от ереси, а также как профилактика различных еретических сект. Нужно людям указать в чём их неправота и помочь им выйти из того или иного сектантского заблуждения.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: О самарянке

    Сообщение  Нюся в 04.01.16 19:34

    Здравствуйте, Владимир. Вы хоть одного сектанта обратили? Я лично нет. Потому, что не каждому дано обращать. А вот прощать - каждый призван. Мы не идём на них с кольями, но и класть головы в пасть ко льву или шакалу - нас этому тоже не учили. Smile

    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1976
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    Re: О самарянке

    Сообщение  Михаил_ в 05.01.16 7:57

    Владимир* пишет:...мы видим, что Иисус Христос не избегал, а общался с людьми из другой веры. Что делали и св. Отцы (Василий Великий, Афанасий Великий и др.). Они скорее указывали, в чём заключалось их лжеучение и заблуждение. Святитель Иоанн Златоуст говорит по поводу того, когда ему говорили, что у нас с еретиками нет ничего общего: «Не говори нам этих бездушных слов, у нас с ними общего много чего: у нас одно и то же солнце, мы пьём одну и ту же воду, одеваемся примерно в одинаковые одежды. У нас общего не может быть только с диаволом. Со всеми же людьми общего у нас очень много». Отцы Церкви брали вероисточник той или иной секты и опровергали его. Цель – уберечь свою паству от ереси, а также как профилактика различных еретических сект. Нужно людям указать в чём их неправота и помочь им выйти из того или иного сектантского заблуждения.
    Не всякий сделает то же, что делали Христос и Его св. угодники. Мне кажется, что если нет благословения, лучше не вступать в богословские споры и не пытаться переубеждать. Если только в случае нападок на учение Церкви, святых Её, священноначалие.

    Владимир*
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 22
    Дата регистрации : 2011-04-22
    Вероисповедание : православный МП

    Re: О самарянке

    Сообщение  Владимир* в 05.01.16 11:11

    Нюся пишет:Здравствуйте, Владимир. Вы хоть одного сектанта обратили? Я лично нет. Потому, что не каждому дано обращать. А вот прощать - каждый призван. Мы не идём на них с кольями, но и класть  головы в пасть ко льву или шакалу - нас этому тоже не учили. Smile

    Я тоже нет. Правда, такие попытки делал неоднократно.

    Михаил пишет: Не всякий сделает то же, что делали Христос и Его св. угодники. Мне кажется, что если нет благословения, лучше не вступать в богословские споры и не пытаться переубеждать. Если только в случае нападок на учение Церкви

    Апостол Павел учит: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр.3:15). Прежде всего, мы, христиане, должны хорошо знать (по крайней мере, стремиться к этому) свою Православную веру! И если нас спрашивают, то мы должны всякому дать отчёт о своей вере с кротостью и благоговением. Я соглашусь с Михаилом в том, что мы не должны, без соответствующей подготовки и без благословения духовника, вступать в богословские споры с учителями  и старейшинами сектантов. Однако, рядовому сектанту мы должны дать отчёт в своей вере, если он нас спрашивает об этом (как учил апостол Павел).

    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1976
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    Re: О самарянке

    Сообщение  Михаил_ в 05.01.16 11:57

    Владимир* пишет:Апостол Павел учит: будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Петр.3:15). Прежде всего, мы, христиане, должны хорошо знать (по крайней мере, стремиться к этому) свою Православную веру! И если нас спрашивают, то мы должны всякому дать отчёт о своей вере с кротостью и благоговением. Я соглашусь с Михаилом в том, что мы не должны, без соответствующей подготовки и без благословения духовника, вступать в богословские споры с учителями  и старейшинами сектантов. Однако, рядовому сектанту мы должны дать отчёт в своей вере, если он нас спрашивает об этом (как учил апостол Павел).
    Согласен частично. Хотя бы указать, что являешься православным христианином МП, считаю себя обязанным, а сверх того — зависит от конкретной ситуации и конкретного вопрошающего и ещё... своего конкретного внутреннего состояния. Если Бог не указал сейчас и здесь ответа, значит, это не тот случай, когда следует отвечать. Иногда внутреннее состояние таково, что не то, что сектанту, а и своему брату или сестре лучше не отвечать сразу. Сделать паузу, чтобы не сделать соблазна ни спросившему, ни себе).

    Блаж. Феофилакт Болгарский

    "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами"

    Не довольно одной внутренней веры: требуется и исповедание уст. Ибо как человек двойствен, то двоякое должно быть и освящение, то есть освящение души посредством веры и освящение тела посредством исповедания. Итак, кто «постыдится» исповедать Распятого Богом своим, того и Он «постыдится», признает недостойным рабом Своим, когда «приидет» уже не в смиренном виде, не в уничижении, в котором являлся здесь прежде и за которое некоторые стыдятся Его, но «в славе» и с воинством Ангельским.

    Толкования на Мк. 8:38

    Владимир*
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 22
    Дата регистрации : 2011-04-22
    Вероисповедание : православный МП

    Re: О самарянке

    Сообщение  Владимир* в 05.01.16 12:54

    Михаил_ пишет:Если Бог не указал сейчас и здесь ответа, значит, это не тот случай, когда следует отвечать. Иногда внутреннее состояние таково, что не то, что сектанту, а и своему брату или сестре лучше не отвечать сразу. Сделать паузу, чтобы не сделать соблазна ни спросившему, ни себе).

    Согласен, Михаил, что в этом случае необходимо сделать паузу. Лучше честно сказать, что я сейчас не могу ответить на этот вопрос, но в следующий раз, если Бог даст, я постараюсь найти ответ на поставленный вопрос.
    По крайней мере, это послужит нам лишним стимулом познать слово Божие. Тогда это принесёт пользу нам и тому человеку, которому мы ответили. Правда, может оказаться, что мы не готовы на данном этапе дать ответ на поставленный вопрос. Будем надеяться, что Господь откроет нам это в дальнейшем.

    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1976
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    Re: О самарянке

    Сообщение  Михаил_ в 05.01.16 13:15

    Владимир* пишет:...может оказаться, что мы не готовы на данном этапе дать ответ на поставленный вопрос. Будем надеяться, что Господь откроет нам это в дальнейшем.
    В таком случае лично я перенаправляю вопросившего к священникам, чтобы было понятно, что только у меня ответа нет и не сложилось впечатления, что у Православного вероучения нет ответа.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: О самарянке

    Сообщение  Нюся в 05.01.16 13:24

    Я Магдалиною стою,
    в рассветный час в слезах о Гробе,
    я Самарянкою бегу,
    чтоб рассказать другим о Боге,
    то Хананеянкой кричу,
    моля и душу разрывая...
    Я так спасения хочу -
    грехом - в Аду, желаньем - к Раю!
    И ты, сквозь горечь, мрак и тьму,
    Моё истерзанное сердце,
    Стучись, не уставая, в дверцу,
    Взывая к Богу своему....

    Zar
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7801
    Дата регистрации : 2011-11-18
    Вероисповедание : Православие

    Re: О самарянке

    Сообщение  Zar в 05.01.16 14:22

    Владимир* пишет:Однако, рядовому сектанту мы должны дать отчёт в своей вере, если он нас спрашивает об этом (как учил апостол Павел).
    У апостола Павла, кстати, там стоит слово απολογίαν (вин.падеж от ἀπολογία) - апология, слово в защиту.

    Что касается эпизода с Самарянкой, то там ведь все очень конкретно написано:

    10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. (От Иоанна 4:10)

    Если нам и вступать в спор с представителями других религий, сект и т.п. по религиозным вопросам, то мы должны иметь то, что можем им дать. Воды живой. Если нет этого, то бесполезное препирательство, а то и ругань начнется. Или, в лучшем случае, - теоретическое богословие.

    16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
    17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
    18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
    19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. (От Иоанна 4:16-19)

    А вот здесь уже - совсем туго. Чудеса творить и пророчествовать не каждому дано.

    Петра
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2206
    Дата регистрации : 2012-10-15
    Возраст : 56
    Откуда : м.Свобода
    Вероисповедание : Православная христианка

    Re: О самарянке

    Сообщение  Петра в 05.01.16 18:04

    Андрей Зар пишет:
    У апостола Павла, кстати, там стоит слово απολογίαν (вин.падеж от ἀπολογία) - апология, слово в защиту.

    Что касается эпизода с Самарянкой, то там ведь все очень конкретно написано:

    10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. (От Иоанна 4:10)

    Если нам и вступать в спор с представителями других религий, сект и т.п. по религиозным вопросам, то мы должны иметь то, что можем им дать. Воды живой. Если нет этого, то бесполезное препирательство, а то и ругань начнется. Или, в лучшем случае, - теоретическое богословие.

    16. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
    17. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
    18. ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
    19. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. (От Иоанна 4:16-19)

    А вот здесь уже - совсем туго. Чудеса творить и пророчествовать не каждому дано.
    Прекрасное рассуждение! Спаси Господи!

    Петра
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2206
    Дата регистрации : 2012-10-15
    Возраст : 56
    Откуда : м.Свобода
    Вероисповедание : Православная христианка

    Re: О самарянке

    Сообщение  Петра в 05.01.16 18:12

    Нюся пишет:Я Магдалиною стою,
    в рассветный час в слезах о Гробе,
    я Самарянкою бегу,
    чтоб рассказать другим о Боге,
    то Хананеянкой кричу,
    моля и душу разрывая...
    Я так спасения хочу -
    грехом - в Аду, желаньем - к Раю!
    И ты, сквозь горечь, мрак и тьму,
    Моё истерзанное сердце,
    Стучись, не уставая, в дверцу,
    Взывая к Богу своему....
    На одно моё подобное стихотворение друг написал мне рецензию-пожелание. Думаю, и тебе подойдёт, дорогая Нюся:

    Пусть тишиною постоянства
    Жизнь сменит муку окаянства
    И пропадёт в духовном пьянстве
    Христолюбивая душа.



    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: О самарянке

    Сообщение  Нюся в 05.01.16 18:35

    Петра пишет:

    Пусть тишиною постоянства
    Жизнь сменит муку окаянства
    И пропадёт в духовном пьянстве
    Христолюбивая душа.



    Спасибо, Галя, за привет.
    Тебе отвечу я в ответ,
    Что я бываю очень разной:
    Когда гневлюсь - бываю красной,
    Когда  ж немного отойду -
    Водою голубой в пруду,
    И всё ж купаться там нельзя.
    Порою чёрная змея
    Пытается, разинув пасть,
    На мир душевный мой напасть,
    Но если, Галя, прозеваю -
    Я фиолетовой бываю...
    Однажды в страхе обмерла...
    И очень белою была.

    Но уверяюсь, отчего-то,
    Что бурой тиною болота
    Мне душу мрак не омрачал,
    И смерть из тьмы не призывал.

    Всеми этими стихами  хотела сказать, что стопроцентный покой души, видимо, не возможен при земной жизни, да и в будущей его надо ещё заработать, т. с.
    Он даётся от Бога по мере, от силы к силе  как-бы, если можно выразить силу покоя.
    В Тихом веянии ветра...
    Однажды я стояла близко около Рождественского Вертепа в храме. Люди подходили и отходили, дети и взрослые...
    Вертеп был очень хорошо исполнен. И не было ни одного беспокойного лица, хотя , отходя от видения Рождества Христова лица становились опять прежними, особенно глаза. У Вертепа, глядя на Младенца и Его Мать всё становилось особенным.
     Одна женщина тихо плакала, но не о умиления, а от какого-то своего личного тяжкого горя...Хотелось её догнать и спросить, утешить, но я понимала, что я ничего в этот момент не смогу сделать больше, чем Дух Святой, осеняющий всех и в храме, и на улице...

    Тогда впервые мне стала явно понятна сила Его, сила нашей молитвы в Родившемся Спасителе Господе нашем, всехнем Иисусе Христе,
    безпомощном Сем Младенце и Вселюбящем Всесильном Боге, какими бы мы разными не были...

    Спасибо за стихи про постоянство и окаянство, т.е наоборот Smile

    Ван Хукэнси
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 35
    Дата регистрации : 2015-12-25
    Вероисповедание : крещёный в православие

    О самаритянке

    Сообщение  Ван Хукэнси в 06.01.16 0:58

    Да будет вам! Воды из колодца Он бы и сам достал, кабы не шаббат. Для этого и шестой час указан ( Солнце село). А про "мужа" он ей напомнил, чтобы не путала брак и прелюбодеяние.

    Спонсируемый контент

    Re: О самарянке

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 14:36


      Текущее время 09.12.16 14:36