Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Зилоты уже в Оптиной!
автор Монтгомери Сегодня в 16:15

» Зима наступила?
автор Михаил55 Сегодня в 16:14

» Антихрист и его печати.
автор Holder Сегодня в 15:52

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор Holder Сегодня в 14:58

» Красиво
автор Монтгомери Сегодня в 14:15

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Монтгомери Вчера в 18:06

» О любви
автор Нюся Вчера в 13:00

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Вчера в 12:28

» Крым не наш?
автор Holder Вчера в 12:23

» Почему я — русский националист?
автор Монтгомери Вчера в 12:16

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Михаил_ Вчера в 10:58

» Дональд Трамп
автор Admin Вчера в 10:46

» Мои рассказы
автор Holder Вчера в 10:44

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik 02.12.16 18:11

» Старец Порфирий Кавсокаливит
автор Монтгомери 02.12.16 17:21

» Есть ли в России "общество"?
автор Монтгомери 02.12.16 16:55

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Помни о смерти!

    Поделиться

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15154
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Помни о смерти!

    Сообщение  noname в 30.10.14 16:48

    Я начал перечитывать книгу архимандрита Рафаила (Карелина) "Умение умирать или искусство жить". Эта книга о памяти смертной, о времени, о смерти. Так интересно! Вот отрывок:

    Чтобы увидеть, каков человек, надо начать с ним разговор о смерти. Для кого смерть – великая тайна и предмет для глубоких размышлений, тот имеет религиозные чувства, основа которых – благоговение. Тот, кто готов закрыть уши руками при одном лишь напоминании о смерти, не имеет в своем сердце веры, хотя бы и считал себя христианином. А кто при словах о смерти становится похожим на зверя или отвечает насмешками, кривляется, точно клоун, подражая диаволу, которого называют шутом,– тот в душе своей сатанист. Поэтому память о смерти как бы приоткрывает полог человеческого сердца: кто он и с кем.

    А вы помните о смерти? А?

    Пентесилея
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2014-10-13
    Вероисповедание : православие

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Пентесилея в 30.10.14 17:26

    noname пишет:Я начал перечитывать книгу архимандрита Рафаила (Карелина) "Умение умирать или искусство жить".

    Помнится, читала давненько. Отличная книга. Надо бы тоже перечитать.

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Мафусал в 30.10.14 17:47

    noname пишет:Я начал перечитывать книгу архимандрита Рафаила (Карелина) "Умение умирать или искусство жить". Эта книга о памяти смертной, о времени, о смерти. Так интересно! Вот отрывок:

           


    А вы помните о смерти? А?
    Я с ней живу.

    Пентесилея
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2014-10-13
    Вероисповедание : православие

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Пентесилея в 30.10.14 18:31

    В живописи есть интересные жанры - Memento mori и Vanitas.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Елена-христианка в 30.10.14 20:16

    Мафусал пишет:
    Я с ней живу.
    Согласна. У каждого христианина должна быть память смертная. Иначе он никогда не станет христианином.

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Мафусал в 31.10.14 8:51

    Елена-христианка пишет:
    Согласна. У каждого христианина должна быть память смертная. Иначе он никогда не станет христианином.
    Именно так, Елена! Иисус Христос через смерть и воскресение показал принцип вечной жизни. Кто отрицает смерть, отрицает и этот принцип. А значит и христианином быть не может.

    Смерть - это достигнутая мера в неисчерпаемом бытии. За смертью наступает покой. Мера - это корень слова смерть. Покой - корень слова покойник. В покое человеку открывается новый уровень полноты и совершенства бытия. Силой воскресения он рождается, чтобы достичь новой меры своего совершенства. И, достигнув его, снова умирает, чтобы увидеть в покое другой, высший уровень и родиться на этом уровне силой воскресения.

    Рождение, всегда перетекающее в смерть, и смерть, всегда переходящая силой воскресения в новое рождение - это принцип жизни человека. Человек носит в себе смерть, как условие нового рождения и принцип вечной жизни. Потому он и называется смертным. Ангелы не имеют в себе механизма смерти и нового рождения. Духовный мир каждого Ангела растёт равномерно, по мере усвоения благодати Божьей. Как воздушный шарик, который надувают воздухом. Поэтому Ангелы и называются бессмертными. Это не добро и зло. Это просто два разных принципа и способа бытия.

    В этом мире мы живём по-преимуществу по принципу дурной бесконечности. Мы насыщаемся едой, вином, сексом, книгами, музыкой, фильмами... и, пресытившись, чувствуем, что всё надоело. Но через какое-то время снова начинаем чувствовать голод и возвращаемся к старому - к той же еде, вину, сексу, книгам, музыке, фильмам...

    До поры до времени мы меняем еду, партнёров, читаем новые книги, слушаем новую музыку, смотрим новые фильмы. А потом перестаём получать радость от нового. Потому что оно нам кажется плохим, грубым, примитивным, грязным. Несовершенным. Не тем, к чему мы привыкли. Но найти что-то высшее уже не можем. И начинаем ностальгировать по прошлому. Но ностальгия не даёт покоя, а лишь мучает душу тоской. Тогда приходит понимание, что в этом мире мы достигли своей меры и пришло время умереть. Чтобы родиться в ином мире и на ином уровне бытия.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 31.10.14 12:14

    Мафусал пишет:

    В этом мире мы живём по-преимуществу по принципу дурной бесконечности. Мы насыщаемся едой, вином, сексом, книгами, музыкой, фильмами... и, пресытившись, чувствуем, что всё надоело. Но через какое-то время снова начинаем чувствовать голод и возвращаемся к старому - к той же еде, вину, сексу, книгам, музыке, фильмам...
    Но ностальгия не даёт покоя, а лишь мучает душу тоской. Тогда приходит понимание, что в этом мире мы достигли своей меры и пришло время умереть. Чтобы родиться в ином мире и на ином уровне бытия.  
    Это всё До привлечения человека Духом Святым в Церковь Христову. Теперь же нет ностальгии никакой, ибо сбылось непреложное: оставляя прошлое - простирайтесь вперёд.
    Бывает желание чего классического послушать или кино с детьми посмотреть поучительное, с добром. Но без ностальгий.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 31.10.14 12:27

    Невер, слушай внимательно :

    Святитель Феофан Затворник. "Мысли на каждый день года"
    31 октября 2014 г. (18 октября ст.ст.), Пятница. Седмица 21-я по Пятидесятнице.

    (Лк. 10, 1-15).
    Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая "семьдесят" на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: "и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие"; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага - как хотите; мы идем далее. Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? "Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому". Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа - Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Мафусал в 31.10.14 17:46

    Нюся пишет:
    Бывает желание чего классического послушать или кино с детьми посмотреть поучительное, с добром. Но без ностальгий.
    Добре, Нюся! Idea

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Veronika в 31.10.14 22:58

    Память смертная – часть умственного аскетического подвига христианина, памятование и размышление о конце его земной жизни,  смерти тела, исходе души, неизбежно грядущих  мытарствах и частном и затем Страшном суде Божием. Память смертная – это не панический страх, но покаянное, неприкрашенное суетой,  воззрение на свою жизнь с надеждой на милосердие Божие, что привлекает к подвижнику Божию благодать.

    «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир. 7, 39) – говорит Слово Божие («Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь»).

    И святые отцы учат, что память смертная – это надёжная ограда от любого греха. Она сохраняет от смерти души и, таким образом, и от второй, вечной, смерти в будущем веке.

    Св. Феофан Затворник:

    Храните память Божию и память смертную. От них страх Божий будет в силе. От страха - внимание к себе и всем делам своим, мыслям и чувствам. От сего трезвенная благоговейная жизнь. От сей - страстей подавление. От сего - чистота. От чистоты - с Богом пребывание, не мыслями только, но и чувствами.
    Трудитесь. Труд все преодолевает с Божией помощию.

    Св. Игнатий (Брянчанинов):

    «Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти. …Святые иноки с особенною тщательностию возделывали эту часть умственного подвига. В них размышление о смерти, осененное благодатию, обращалось в живое созерцание смертного таинства, а такому созерцанию сопутствовала горячая молитва с обильными слезами и глубокими сердечными стенаниями. Без постоянного памятования о смерти и суде Божием они признавали опасным самый возвышенный подвиг, как могущий дать повод к самомнению».

    Авва Евагрий:

    Постоянно содержи в памяти предстоящие тебе кончину и Суд - и сохранишь душу от согрешения.

    Преподобный Антоний Великий:

    При наступлении каждого дня держи себя так, как бы этот день был последним в твоей жизни, и сохранишь себя от грехов.

    Святитель Иоанн Златоуст:

    Всегда ожидай, но не бойся смерти, то и другое - истинные черты мудрости.

    Спойлер:
    Преподобный Ефрем Сирин:

    Придите, смертные, обратим внимание на род наш, который истребляет и губит рука, человекоубийцы - смерти. У Господа нашего будем просить щедрот, пока мы еще здесь, в стране кающихся, потому что там уже нет места покаянию.

    Великий между святыми иноками, Арсений, во все время жития своего, когда занимался рукоделием, полагал на колени платок, по причине слез, изливавшихся из очей его. Он скончался. Авва Пимен, Отец, особенно обиловавший даром духовного рассуждения, услышав о кончине его, сказал: «Блажен Арсений: ты оплакал себя в течение земной жизни? Не оплакивающий себя здесь будет плакать вечно. Невозможно избежать плача: или здесь — произвольного, или там, в муках, невольного». Услышал об этой смерти Феофил, патриарх Александрийский, и сказал: «Блажен, авва Арсений! ты непрестанно помнил час смертный»

    Св. Игнатий (Брянчанинов):

    "К смертной памяти – полезно принуждать себя, хотя бы сердце и отвращалось от нее. Она – дар Божий, а понуждение наше к ней – только свидетельство искренности нашего желания иметь этот дар. При понуждении себя нужно и молиться: «Господи, даждь ми память смертную».
    Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевной".

    Святитель Тихон Задонский:

    Поверь несомненно и твердо, что будет вечная мука грешникам, не кающимся истинно и не имеющим сердечной веры во Христа. Утвердись в том, и как видишь огонь в печи, так смотри умным оком на вечный огонь, и тогда почувствуешь все новое в сердце твоем. Тогда истинное покаяние, воздыхание и молитва породятся внутри тебя; тогда не будешь много говорить, но станешь всегда внимать себе и часто па дать перед Богом со смирением и сокрушением, говоря из глубины сердца: "Господи, помилуй. Господи, пощади. Господи, избави имени Твоего ради!"

    Преподобный Антоний Великий:

    "Пробуждаясь от сна, будем думать, что не доживем до вечера, и, опять ложась спать, будем помышлять, что не доживем до утра, всегда помня о безвестном пределе жизни нашей. Живя так, мы не будем ни грешить, ни иметь похотения к чему-нибудь, ни воспламеняться гневом на кого-либо, ни собирать себе сокровищ на земле, но, каждый день ожидая смерти, будем презирать все тленное. Тогда остынет в нас и похоть плотская, и всякое нечистое желание, все будем прощать друг другу и будем предочищать себя, всегда имея перед очами ожидание последнего часа и борьбы. Ибо сильный страх смерти и Суда, опасение мучений поднимают душу, клонящуюся в пропасть погибели.

    Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии".

    Преподобный авва Исаия:

    Ежедневно имейте смерть перед очами. Да объемлет вас непрестанное попечение о том, каким образом вы будете разлучаться с телом, каким образом сможете пройти через область властей тьмы, которые встретят вас на воздухе, как благополучно предстать перед Богом. Готовьтесь к страшному дню ответа на Суде Божием, как бы уже видя Его. Тогда получат воздаяние свое все дела, слова и помышления каждого из вас, ибо все обнажено и открыто пред очами Того, Кому мы должны представить отчет о нашей земной жизни.

    Изречения безымянных старцев:

    Сказал старец: человек, имеющий постоянно смерть перед очами, побеждает уныние.

    Святитель Василий Великий:

    Кто имеет перед глазами смертный день и час и всегда помышляет об оправдании на непогрешимом Суде, тот или вовсе не согрешит, или согрешит весьма мало, потому что грешим мы по отсутствию в нас страха Божия.

    Святитель Григорий Нисский:

    После смерти уже никому не будет возможности уврачевать памятью о Боге болезнь, причиненную грехом, потому что исповедь имеет силу на земле, а в аду этого нет.

    Святитель Иоанн Златоуст:

    Не случайно учителем мудрости вошла в нашу жизнь смерть, воспитывая ум, укрощая страсти души, утишая волны и водворяя тишину.

    Святитель Тихон Задонский:

    Возлюбленный! Непрестанно вспоминай, постоянно помни час смерти твоей; страшен этот час не только для грешных, но и для святых. Святые проводили всю жизнь свою в размышлении о смерти; взоры ума и сердца их то устремлены были во врата вечности, в необъятное пространство, начинающееся за этими вратами, то обращались к греховности своей, смотрели туда, как бы в темную бездну. Из сокрушенного сердца, из сердца скорбящего проливали они теплейшие и непрестанные молитвы к Богу о помиловании.

    Святитель Иоанн Златоуст:

    "Диавол для того убеждает некоторых думать, что нет геенны, чтобы ввергнуть в нее.

    И Христос постоянно беседовал о геенне, потому что хотя это и опечаливает слушателя, однако и приносит ему величайшую пользу".

    Святитель Тихон Задонский:

    Снисходи ныне умом в ад, чтобы потом не сойти туда душою и телом. Память геенны не допустит пасть в геенну.

    Святой Исаак Сирин говорит:

    «Кто достойно именуется разумным? Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни; тот может положить предел своим согрешениям».

    Преподобный Филофей Синайский свидетельствует, что память смертная (так вообще святые Отцы называют воспоминание и размышление о смерти) очищает ум и тело.

    Святитель Феофан Затворник даёт нам пример смертной памяти:

    «Святая Церковь переводит ныне наше внимание за пределы настоящей жизни, к отшедшим отцам и братиям нашим, надеясь напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению сырной седмицы и следующего за нею Великого поста. Послушаем матери своей Церкви и, поминая отцов и брати наших, позаботимся приготовить себя к переходу на тот свет. Приведем на память свои грехи и оплачем их, положив далее хранить себя чистыми от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на Суде никто из нечистых не оправдается. После же смерти не жди очищения. Каким перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить это очищение. Поспешим же, ибо кто может предсказать себе долголетие? Жизнь может пресечься в этот час. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцов и братий наших, которые встретят нас? Что ответим на их вопросы: "Это что у тебя нехорошее? А это что? И это что?" Какой срам и стыд покроет нас! Поспешим же исправить все неисправное, чтобы явиться на тот свет хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми».

    Святитель Феофан Затворник советует:

    "Очень много зла от мысли, что смерть за горами. Извольте приблизить её и помните, что ей из-за гор ничего не стоит прискочить… Пересмотрите-ка все роды внезапных смертей и решите, какой из них не может повториться и над вами сейчас же, когда вы читаете эти строки? От беспечности нет мысли возбудительнее, как мысль о внезапной смерти".

    Святой Симеон Новый Богослов объясняет, как спасительна смертная память и как она привлекает к человеку Божию благодать, очищающую и утешающую духовной радостью душу кающегося:

    «Всякому начинающему жить по Боге, полезен страх муки и рождаемая от него болезнь. Мечтающий положить начало без такой болезни и уз, не только полагает основание на песке своих деяний, но и подобен покушающемуся построить храмину на воздухе, вовсе без основания, что невозможно. От этой болезни вскоре рождается всякая радость; этими узами растерзываются узы всех согрешений и страстей; этот мучитель бывает причиною не смерти, но жизни вечной. Кто не захочет избежать болезни, рождающейся от страха вечных мук, и не отскочит от нее, но произволением сердца предастся ей и возложит на себя ее узы, тот, сообразно этому, начнет скорее шествовать, и она представит его Царю царствующих. Когда же совершится это, и подвижник отчасти воззрит к славе Божией, тогда немедленно разрешатся узы, отбежит мучительный страх, болезнь сердца преложится в радость, явится источник, точащий чувственно приснотекущие слезы рекою, мысленно же тишину, кротость, неизреченную сладость, мужество, устремляющееся свободно и невозбранно ко всякому послушанию заповедям Божиим».

    Преп. Филофей также говорит о духовной сладости истинной смертной памяти и о её помощи в духовной борьбе:

    «Всегдашняя и живая память смерти рождает плач, соединенный с радостию и сладостию, и трезвение ума».

    «Искупующий искусно жизнь свою, непрестанно пребывающий в памятовании смерти и размышлении о ней, этим премудро отвлекающий ум от страстей, яснее видит ежечасные пришествия бесовских прилогов, нежели тот, кто хочет проводить жизнь вне смертной памяти, очищая сердце ради единого разума и не соблюдая своей мысли всегда плачевною и печальною. Таковой, думая побеждать остроумием все губительные страсти, связан, не ведая того, худшею из них и часто уклоняется далеко от Бога своим высокомудрием. Такому должно строго наблюдать за собою, чтоб не возгордиться и по этой причине не сойти с ума. Обычно душам, говорит Павел, собирающим познания оттуда и отсюда, кичиться на меньших, каковыми эти кажутся: в них нет искры назидающей любви, как я думаю. Напротив того, имеющий память смерти, видя, яснее других, нашествия бесов, каждый вечер низлагает их и прогоняет».

    Св. Игнатий (Брянчанинов) также призывает стяжать смертную память, говоря, что она привлекает благодать Святого Духа:

    «…отвратим мысленные очи наши от пристального зрения на обманчивую и обворожительную красоту мира, удобно уловляющую слабое сердце человеческое в любовь к себе и в служение себе; обратим их к страшному, но спасительному зрелищу, — к ожидающей нас смерти. Оплачем себя благовременно; омоем, очистим слезами и исповеданием грехи наши, записанные в книгах Миродержца. Стяжем благодать Святого Духа — эту печать, это знамение избрания и спасения: оно необходимо для свободного шествия по воздушному пространству и для получения входа в небесные врата и обители. … Употребим земную жизнь нашу, этот великий дар Божий, соответственно назначению, указанному ей Богом, на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи. Не будем терять времени; воспользуемся им правильно: в другой раз оно не дается; потеря его невознаградима».

    Св. Исаак Сирин пишет, что истинная память смертная – это «духовное видение и дивная благодать. Это видение облечено в светлые мысли»:

    «Первая мысль, посылаемая человеколюбием Божиим человеку и напутствующая его душу в живот вечный, есть западающая в сердце мысль об исходе. Этой мысли естественно последует презрение к миру; ею начинается в человеке всякое благое движение, наставляющее его в живот. Божественная сила, содействующая человеку, когда восхощет явить в нем живот, полагает в нем эту мысль в основание, как мы сказали. Если человек не угасит ее житейскими заботами и суесловием, но возрастит в безмолвии, углубляясь в себя и занимаясь ею, то она поведет его к глубокому видению, невыразимому словом. Эту мысль крайне ненавидит сатана и употребляет всю силу, чтоб исторгнуть ее у человека. Если бы можно было, он отдал бы человеку царство целого мира, только бы посредством развлечения изгладить эту мысль в уме человека; он сделал бы это охотно, если б мог. Коварный! он знает, что если помышление о смерти укоренится в человеке, то ум его не остается уже более в стране обольщения, и бесовские хитрости к нему не приближаются. Не подумайте, что мы говорим о первом помысле, пробуждающем в нас напоминанием своим памятование смерти; мы говорим о полноте дела, когда непрестанно приходит человеку воспоминание и размышление о смерти, его всегда утверждающее и приводящее в удивление. Первый помысл телесен, а второе состояние — духовное видение и дивная благодать. Это видение облечено в светлые мысли. Имеющий его не обращает внимания на мир и не заботится о теле своем».

    «Как хлеб нужнее всякой другой пищи, — говорит святой Иоанн Лествичник, — так размышление о смерти нужнее всех деланий. Памятование о смерти рождает в общежительных иноках усердие к трудам и непрестанное приобучение себя к исполнению евангельских заповедей, особливо же к перенесению бесчестий с сладостию, а в безмолвниках отложение попечений, постоянную молитву и хранение ума. Эти добродетели — вместе и матери и дщери памятования смерти. Живое памятование смерти отсекает излишество в пище; когда ж со смирением отсечено будет это излишество, — с отсечением его отсекаются страсти. Как, по определению отцов, совершенная любовь не падает, так я утверждаю, что истинное предощущение смерти не страшится падений. Как некоторые признают бездну бесконечною, говоря, что это место не имеет дна, так и памятование о смерти доставляет чистоту и делание, не имеющие пределов. Невозможно, невозможно настоящий день провести благочестиво, если не будем считать его последним днем нашей жизни. Уверимся, что памятование смерти, как и всякое благо, есть дар Божий; потому что часто при самых гробах не проливаем слез и пребываем равнодушными; напротив того, часто приходим в умиление и без этого зрелища».

    Великий Варсонофий утверждает, что человек, отсекающий свою волю во всем, имеющий смиренное сердце и всегда смерть пред глазами, может спастись благодатию Божией и, где бы он ни был, им не овладеет боязнь: такой «задняя забывает, а в предняя простирается» (Флп. 3, 13):

    «Да укрепит мысль твою, воспоминание о пришествии смерти, которой час неизвестен никому из людей. Постараемся делать добро, прежде нежели прейдем из этой жизни. Не знаем, в какой день будем позваны, чтоб не оказаться нам некоторыми и не остаться вне чертога с пятью юродивыми девами, которые взяли светильники, но не взяли елея в сосудах своих».

    «Уразумей, что время не медлит, и, когда настанет час, вестник смерти неумолим. Кто молил его и был услышан? Он есть истинный раб истинного Владыки, в точности исполняющий повеление Его. Убоимся страшного дня и часа, в который не защитит ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава: но будет лишь человек и дело его».

    «Хорошо человеку помнить смерть, чтоб навыкнуть знанию, что он смертен; смертный — не вечен; невечный же и по неволе оставит век сей. Чрез непрестанную память о смерти человек начинает и произвольно делать добро».

    Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет, что память смерти нужна не только монахам-подвижникам, но решительно всем христианам:

    «Этим наставлением святых Отцов, как извлеченным из блаженного опыта, полезно и должно пользоваться всем, желающим приучиться к памятованию смерти, желающим освободиться от обольстительного и обманчивого мысленного состояния, при котором человек представляется сам себе как бы вечным на земле, а смерть считает уделом только других человеков, отнюдь не своим. После понудительного приобучения себя к воспоминанию о смерти милосердый Господь посылает живое предощущение ее, — и оно приходит помогать подвижнику Христову при его молитве. Оно благовременно восхищает его на Страшный Суд Христов; благовременно на этом суде человек умоляет человеколюбивого Господа о прощении своих грехов, и получает его. Потому-то святой Иоанн Лествичник назвал «молитву истинно молящихся — судилищем, судом, престолом Господа, предваряющими общий будущий суд».

    Воспитывая в себе память смертную, надо, как и при стяжании любой добродетели, остерегаться крайностей, которые всегда вредны и не спасительны. Помнить о смерти – не значит панически, отчаянно бояться смерти, забывая о милосердии Божием и поддаваясь малодушию и отчаянию. Святые отцы учат и здесь идти средним, царским, спасительным путём:

    Преподобный Иоанн Лествичник:

    «Не всякое желание смерти достойно одобрения. Некоторые люди, насилием привычки увлекаемые в согрешения, желают смерти по чувству смирения; другие не хотят покаяться и призывают смерть из отчаяния; иные же не боятся ее потому, что в превозношении своем почитают себя бесстрастными; а бывают и такие (если только в нынешнее время найдутся), которые, по действию Духа Святаго, желают своего исшествия отсюда».

    Св. Феофан Затворник:

    Страх смерти - спасительный страх; но у вас спасительность сия уничтожается отсутствием упования спасения. Надежда на Господа Спасителя, не уничтожая страха смерти, уничтожает убийственную его болезненность, растворяя отрезвляющее его действие на душу преданностью в волю Божию. Думайте чаще о смерти и о всём, что сопутствует ей и что последует за нею, и от всего заимствуя себе уроки, питайте свою сердечную преданность в волю Божию".

    Пр. Макарий Оптинский:

    Сердечно прискорбно читать о частых твоих недугах... Да ты же еще стала так малодушна и боязлива смерти; милостив Господь, ты еще поживешь с нами, не устрашайся так, как ты боишься смерти. Истинная память смерти не имеет такого малодушного страха, какой вижу в тебе, но оная побуждает к любомудрию и к доброму жительству.

    ...Сердечно жаль, что ты, М. М., все болишь; а еще больнее, что малодушествуешь — боясь смерти… Если же приносится помысл, что мы грешны, — то возуповаем на милосердие нашего Искупителя, Господа Иисуса Христа, пострадавшего и пролиявшего кровь Свою пречистую за грешников, и Ходатая к Отцу Небесному, любвеобильному, не хотящему смерти грешникам, но обращения их ожидающему.

    Ты пишешь, что, помышляя о смерти, чувствуешь страх; страх смерти естествен, но нам не должно бояться паническим страхом, а ободрять себя верою и надеждою на благость Божию и на заслуги Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Это всем нам известно, что каждому из нас должно умереть; но когда, Единому Богу известно. И в этом есть предопределение Божие, когда кому умереть. Если кто умирает, в каких бы то ни было летах, в младости, или в старости, или в среднем возрасте, то ему так от Бога назначено; то о сем надобно быть спокойными, токмо примирять свою совесть покаянием и благонадежием. Сколько бы мы ни жили, а все надобно умереть; кто умирает в молодости, то надо полагать, что Богу так угодно, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его; рачение бо злобы помрачает добрая и парение похоти помрачает ум незлобив (Прем. 4, 11—12), — говорит Писание.

    Смерть не представляй себе в ужасном виде, но веруй, что она служит токмо преселением от времени в вечность; а время Господь положил во Своей власти.

    Ты боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ил. 11, 25), ибо Он несть Бог мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть (Лк. 20 38).

    http://verapravoslavnaya.ru/?Pamyatmz_smertnaya

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Veronika в 31.10.14 23:01

    Святые отцы говорят, что память смертная - это та добродетель, которая необходима нам, как хлеб. Но что понимать под этой добродетелью? В чем она заключается? В наше время очень многие, как мне кажется, в основном неопытные, христиане рассуждают о кончине мира, о том, что касается Апокалипсиса; о пришествии антихриста, о грядущих бедствиях и, в конечном счете, о Страшном Суде. При этом они позволяют себе высказывать весьма произвольные мнения - иногда свои, иногда людей, не имеющих в данном отношении совершенно никакого авторитета. Конечно, древние христиане, как мы знаем из Священного Писания, в особенности из посланий апостола Павла, размышляли о грядущей кончине мира. Но апостол Павел предостерегал их, чтобы они не думали, что день этот уже наступает. В то же самое время в Священном Писании говорится о том, что истинный христианин жаждет дня пришествия в мир Христа. Как же совместить эти две вещи: во-первых, благоразумное отношение к размышлению об этом неизвестно когда последующем событии, во-вторых, необходимость все же о нем думать? Как раз память смертная является той добродетелью, которая; заменяет нам бесплодные и иногда опасные рассуждения о кончине мира. Когда человек думает, помнит о смерти, он тем самым мобилизуется, заставляет себя к ней готовиться и гораздо более внимательно относится к своей жизни, чем бы он ни занимался, какой бы образ жизни ни вел. Так он готовит себя не только к частному суду, бывающему над всяким христианином по разлучении души его с телом, но и к Суду всеобщему. Таким образом, человек, упражняющийся в этой великой добродетели - памяти смертной, по-настоящему, действительно готов к Страшному Суду, и он не нуждается в том, чтобы специально о нем думать, для него это не является обязательным. Я думаю, что учение о добродетели памяти смертной, в оформленном, разработанном виде, изложено святыми отцами в связи с тем, что они вынуждены были, как и всякий истинный христианин, применять к жизни Священное Писание. И они выработали именно такой безопасный подход к размышлению о будущей участи человека, как память смертная. Этот подход был противопоставлен ненужным, опасным размышлениям о кончине мира.

    Многие святые отцы с разной степенью подробности писали о памяти смертной, и о ней можно было бы говорить очень много. ...

    http://www.pagez.ru/olb/157_4.php

    Артемолег
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2926
    Дата регистрации : 2011-02-22
    Возраст : 37
    Откуда : БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ
    Вероисповедание : православный

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Артемолег в 06.11.14 12:01

    noname пишет:Я начал перечитывать книгу архимандрита Рафаила (Карелина) "Умение умирать или искусство жить". Эта книга о памяти смертной, о времени, о смерти. Так интересно! Вот отрывок:

           


    А вы помните о смерти? А?
    каждую минуту.
    СЕРАФИМ САРОВСКИЙ как говорил:ДЕРЖИ ОДНУ НОГУ ВО АДЕ,И СПАСЕШЬСЯ.
    однажды одна женщина внезапно умерла в чужой стране без покаяния и св.причастия.Умершая приснилась одному родичу.Так он узнал о ее смерти.Приснилась несчастной черной,она просила о помощи.Незнаю какие у них там трудности были с деньгами,на панихиду родич отнес одну гречку.И вот через время снится эта умершая соседке.Говорит:мне здесь хорошо,меня тут одевают,обувают,и даже гроечку дают.
    Быть беспечным в наше время-крайне безрассудно.
    смотрите как время летит:только проснулся,все,закат,вечер.
    какие тряпки,какой курорт,может сегодня к тебе придет ГОСПОДЬ,а ты готов его встретить Question
    с чем,с тряпками,с побрекушками Question
    ЕМУ это не надо,ОН ждет нас,и наши добрые дела.
    мне вот страшно.я ничего доброго не делаю.
    надеюсь на милость БОЖИЮ.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 06.11.14 12:19

    Артемолег пишет:
    мне вот страшно.я ничего доброго не делаю.
    надеюсь на милость БОЖИЮ.
    Не прибедняйся, дараженькая, Laughing делаешь, делаешь. Только сама того не замечаешь.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Елена-христианка в 06.11.14 21:16

    мне вот страшно

    Как говорится, не страшно только идиотам, т.ч. не переживай ,Вика!
    Это нормально, особенно в вероисповедании- грехов много, а покаяния мало. Наше дело- покаяние, тогда и Господь будет милостив к нам. Idea

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Мафусал в 07.11.14 16:50

    Артемолег пишет:
    ЕМУ это не надо,ОН ждет нас,и наши добрые дела.
    мне вот страшно.я ничего доброго не делаю.
    надеюсь на милость БОЖИЮ.
    Святые отцы говорят: живём между адом и надеждой. Так что очень правильное переживание в душе твоей, Артемолег. Оно и выведет на путь праведный. А слёзы претворятся в радость. Сеющие слезами пожнут радость.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 23.03.15 13:33

    Не камнями нас Бог побивает
    Ранней смертию наших детей:
    К Покаянию Он призывает
    Своей Милостью, Правдой Своей.

    Мать оденет платок чёрный-чёрный,
    Вспомнит Бога и жизнь, как жила,
    И отец, горем в душу пронзённый,
    Сокрушится, забыв про дела...

    Смерть детей - не кончина, но память,
    И молитва и боль до конца.
    Убивает она в нас, не ранит -
    Нерадивых и мать, и отца.

    И идём мы с мечтою убитой,
    Что хотелось - уже не сбылось,
    И рождаются к Богу молитвы,
    Чего раньше у  нас не велось...

    В смерть не хочется верит упрямо.
    Но сквозь горькие слёзы и боль
    Слышим мы:"Не печалуйся, мама:
    Я воскресну и буду с тобой!"


    Последний раз редактировалось: Нюся (25.03.15 10:10), всего редактировалось 1 раз(а)

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Мафусал в 24.03.15 11:33

    Нюся пишет:

    В смерть не хочется верит упрямо.
    Но сквозь горькие слёзы и боль
    Слышим мы:"Не печалуйся, мама:
    Я воскресну и буду с тобой!"
    А как вы понимаете, Нюся, эти слова Иисуса Христа: От Матфея 10:34-36.?

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 24.03.15 11:43

    Мафусал пишет:
    А как вы понимаете, Нюся, эти слова Иисуса Христа: От Матфея 10:34-36.?
    Понимаю по святым отцам.
    А для матери смерть сына - не разделение с ним, а соединение во Христе, молитвою и надеждой.
    Но пока она этого ещё не понимает. Сегодня она - бОлит. И не трогайте вы их, Христа ради, "благодетели".

    Упокой, Господи, душу новопреставленного

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 24.03.15 14:02


    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Мафусал в 24.03.15 15:05

    Нюся пишет:
    А для матери смерть сына - не разделение с ним, а соединение во Христе, молитвою и надеждой.
    Но пока она этого ещё не понимает.
    Это верно, но только соединение во Христе - это уже не соединение матери с сыном. Заповедь говорит: возлюби Бога всем умом и всем сердцем и ближнего как самого себя. И: почитай отца и мать.

    Любовь детей к родителям и родителей к детям - это любовь по плоти. Так любят и истинно верующие, и язычники, и атеисты, и даже животные. А в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж. Там каждый видит в ближнем друга. То есть, другой образ и подобие Бога. И все - дети одного Отца Небесного.

    Кто в земной жизни не сможет от любви к своим плотским родителям перейти к их почитанию, тот и в Царство Божье войти пока не может. Потому и говорит Иисус Христос: от Матфея 10:37.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 24.03.15 15:17

    Тебе сказано плакать с плачущими? Ну и плачь, если сердце имеешь человеческое. Для начала. Чего пристал...

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 26.03.15 15:26


    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 05.03.16 11:31



    Успели....

    Он умирал мучительно, ужасно,
    Но вздох последний странно задержал
    И прошептал :"Священника..."так ясно,
    Чего вокруг никто не ожидал.
    Священника? Да где же тот священник!
    Уже и служба, видимо, прошла...
    Да и к тому же, нынче понедельник,
    Да и метель дорогу замела!
    - Звони!
    - Куда? Сломался мой мобильник!
    - И я свой, надо ж, где-то потерял...
    А стон тянулся медленно и длинно,
    И страх и ужас комнату объял.
    Но чей-то взгляд упал на календарик
    Наклеенный, церковный над отцом,
    Наверно, внучки праздничный подарок,
    На нём - Лик Божий с кровью и венцом.
    ...И два здоровых, молодых верзилы,
    Не ожидая, видно, от себя,
    Отца уже увидевши в могиле,
    В поклон упали, руки теребя,
    Что видя батьки тяжкое страданье,
    Они, столпы, хозяева земли,
    Боль облегчить, последнее желанье
    В предсмертный час исполнить не могли!
    И вспомнили, как отрицали Бога,
    Всесильный Промысел, Христа и Божью Мать.
    ...А снег всё шёл и заметал дорогу,
    Да так, что тына стало не видать.
    Уткнувшись головами в одеяло,
    Два взрослых сына плакали навзрыд.
    А от шипа кровиночка стекала,
    И Лик Христа был мученика лик.
    Вдруг тихий стук. Открылись настежь двери
    И в дом вошёл священник молодой -
    Снег на скуфье, и полное доверие
    В глазах, с ним тихость и покой.
    Не задавая праздные вопросы,
    Сыночки в ноги бросились ему,
    Ладонями размазывая слёзы
    От радости, не зная почему.
    ...И был тот час наполнен странным счастьем,
    И каждый стал из них уже другой.
    И время стало. Исповедь. Причастье.
    И тихий вздох, и отпуст,...и покой.
    ...Такой вот случай был у них в деревне.
    Прошу поверить в подлинный рассказ.
    Слова Христа: " Да будет вам по вере"
    Проверим в жизни нашей, и не раз!

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Нюся в 05.03.16 14:15

    Синаксарь в субботу мясопустную

    anat-kinari.cerkov.ru/files/2013/07/57105537_0_d5fb_bc4db019_XL-150x150.jpg

    В этот день божественные отцы установили совершать память всех от века во благочестии скончавшихся людей по таковой причине.
    Поскольку многие умерли внезапно во время странствия, в море или непроходимых горах, в бурных потоках, пропастях, от болезней и голода, от пожара, во льдах, на войне, от холода или претерпев какую-либо другую смерть, они, так же как нищие и убогие, не были отпеты. Божественные отцы, движимые человеколюбием, постановили Соборной Церкви совершать общую память всех усопших, приняв это от святых апостолов, чтобы ныне помолиться и о тех, кто по какой-либо причине не получил установленного поминовения, являя, что это (церковное поминовение) приносит им великую пользу. Так Божия Церковь совершает память одновременно всех душ (усопших).

    Спойлер:
    Во-вторых, поскольку в завтрашний день будет вспоминаться Второе Христово Пришествие, то уместно сотворить и память душам (всех некогда живших), умоляя Страшного и нелицеприятного Судию явить им обычную милость и сподобить их обетованного блаженства.

    С другой стороны, святые отцы, желая в следующую неделю изложить историю Адамова изгнания, прежде помышляют о неком упокоении, чтобы, закончив сегодня этим завершающим историю, окончательным упокоением, начать потом как бы с начала (от Адама), а тем последним испытанием от неподкупного Судии, которое будет в конце веков, устрашив людей, побуждать их к подвигам поста.

    В субботу же мы всегда поминаем души (усопших), потому что суббота означает у евреев покой. И за умерших, как упокоившихся от житейских и всех прочих забот, мы творим молитвы в день покоя. Сложилась традиция творить это каждую субботу, а в нынешнюю, вселенскую, — молиться соборно, поминая всех православных.

    Божественные отцы, зная, какое великое облегчение и пользу приносит усопшим поминовение, то есть милостыня и молитвы, поучают Церковь совершать его и за некоторых особо, и за всех вместе, что приняли от святых апостолов, как говорилось выше.

    И Дионисий Ареопагит говорит, как полезно душам умерших поминовение. Это подтверждено и многими другими, и повестью о святом Макарии (Великом), который, найдя череп язычника, вопросил его: «Имеют ли хоть иногда какое-нибудь утешение находящиеся во аде?» И тот отвечал: «Великое облегчение имеют они, когда ты, отче, молишься за усопших». (Макарий) Великий долгое время делал так — молился Господу — и желал узнать, бывает ли от этого какая польза прежде усопшим. И Григорий Двоеслов[1] своей молитвой спас царя Траяна, хотя и услышал от Бога повеление никогда больше не молиться за нечестивого. Даже богомерзкого Феофила царица Феодора[2] избавила от мучений и спасла молитвами святых мужей и исповедников, как об этом повествуется[3]. И Григорий Богослов в надгробном слове брату Кесарию[4] представляет милостыню за усопших как благое дело.

    Великий Иоанн Златоуст говорит (в беседе на Послание) к Филиппийцам: «Помыслим о пользе усопших, дадим им приличествующую помощь, то есть милостыню и приношения[5], ибо это приносит им великую отраду и наибольшее приобретение и пользу. Ведь не случайно так установлено и предано Божией Церкви от премудрых апостолов Христовых, чтобы священники при совершении Страшных Таин поминали усопших в вере». И еще: «В завещании твоем вместе с детьми и родственниками в списке твоих наследников да будет и имя судьи; не оставляй без части наследства и нищих, — и я за них ручаюсь».

    И Афанасий Великий говорит: «Если и богат был скончавшийся во благочестии, то не пренебрегай елеем и свечами, чтобы возжечь на гробе, молясь Христу Богу, потому что это приятно Богу и приносит большое воздаяние. Если умерший грешен — разреши его прегрешения; если же праведен — пусть его награда умножится; а если кто, может быть, странник или нищий, о котором некому позаботиться, — то Праведный и Человеколюбивый Бог, по всеведению Своему, за нищету воздаст и этому равную (с другими) милость». Кроме того, и делающий приношения за усопших получает награду от Бога, ибо являет любовь к ближнему, как и повелено, и заповедано об этом. Как помазывающий кого-то миром, он и сам испускает благоухание. Не исполняющие же (этой заповеди) будут осуждены до Второго Пришествия Христова. Бывающее за усопших (приношение) доставляет им пользу, как говорят божественные отцы, и особенно сделавшим хоть какое-нибудь малое добро при своей жизни. Если даже и есть у них много грехов против целомудрия, говорит Божественное Писание, то Божие человеколюбие намного побеждает. Если окажется равный вес добра и мерзости, — побеждает человеколюбие. Если же и слегка перевешивает зло, — снова превозмогает благо.

    Да будет же известно, что там все узнают друг друга: те, кто знали уже, и те, кто никогда друг друга не видели [так говорит святой Златоуст, показывая это из притчи о богатом и Лазаре], но только не телесным каким-нибудь образом, а созерцательным духовным оком. Ибо все примут один возраст и приобретут познание бытия, как говорит и (Григорий) Богослов в надгробном слове Кесарию: «Тогда увижу Кесария светлого, славного, каковым он, из братий любезнейший, мне многократно являлся во сне». Афанасий Великий, если и не говорит так в словах к правителю Антиохии, то в слове об усопших говорит, что даже до общего воскресения почившим святым дано общаться друг с другом и сорадоваться, а грешные этого лишены. Святым же мученикам дано и наблюдать за нашими делами, и посещать нас.

    Тогда же (в конце веков) все узнают всё о всех, и всё тайное станет явным.

    Да будет же известно, что души праведных ныне пребывают в неких особых местах, отдельно от душ грешных: первые — радуются в надежде (блаженства), другие — скорбят в ожидании вечных мук. Ибо святые еще не получили обещанного (блаженства), как говорит божественный апостол, ибо Бог предопределил нечто лучшее для нас, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11: 39—40).

    Следует также знать, что не всякий, кто погиб в пропастях земли, в огне, в море, от упомянутых бедствий, от стужи, от голода, — претерпел это по повелению Божию. Ибо это судьбы Божии, которые бывают или по Его благоволению, или по попущению; иные же для вразумления, или устрашения, или для обращения других. Предвидящим умом (Бог) ведает всё и знает, и по воле Его это всё бывает, как и о птицах говорит Святое Евангелие (Лк. 12, 6—7). Не предопределяет же будущего, за некоторыми исключениями, сразу для всех случаев: что один удавится, другой умрет, и один старым, другой — молодым; но один раз определил общее время человеческой (жизни) и многие виды смертей; и в определенные сроки приходят разные виды смертей. Итак, не изначально повелевает Бог, но, смотря по жизни каждого в отдельности, Промысел Божий изменяет время и образ смерти его.

    Василий Великий говорит: хотя и было предопределение к жизни (бессмертию), но предсказывается: прах ты, и в прах возвратишься (Быт. 3, 19). Апостол же в Послании к Коринфянам пишет: поскольку недостойно причащаетесь, то из-за этого многие из вас немощны и больны, и спят довольно, то есть умирают многие (ср.: 1 Кор. 11: 27—30). И Давид говорит: Не восхити меня в половине дней моих (Пс. 101, 25), и: Ты отмерил дни мои (Пс. 38, 6). И Соломон: Сын, чти отца своего и мать, и долголетен будешь. И еще: Да не умрешь не вовремя. А в книге Иова Господь говорит Елифазу: «Истребил бы вас всех, если бы не Иов, раб мой» (ср.: Иов. 42, 8). Все это показывает, что не существует предела жизни. Если же кто так и говорит, то подразумевается предел Божий — воля Его: ибо кому хочет, тому Он прибавляет дней, другому же дни убавляет, устраивая все к пользе, и определяет образ и время (смерти) тогда, когда Ему угодно. Итак, предел жизни каждого есть, как пишет Афанасий Великий, воля и смотрение Божие, — Своим словом и премудростью судеб Твоих, Христе, Ты изменяешь его. И у Василия Великого, говорящего, что когда кончаются пределы жизни, то приходит смерть, — под пределами жизни понимаем волю Божию. Ведь если есть предел жизни, то зачем мы просим Бога (о продлении ее), обращаемся к врачам и молимся за детей?

    Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие — не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную).

    Поистине, отходящая от тела душа вовсе не помышляет о здешнем, но только о тамошнем печется.

    В третий день мы совершаем поминовение, потому что в третий день вид человека изменяется. В девятый день поминаем, ибо тогда разрушается телесное здание сохраняется только одно сердце. В сороковой же день поминаем, ибо разлагается и самое сердце. И рождение человека происходит следующим образом: в третий день обозначается сердце, в девятый — образуется плоть, а в сороковой день человек преображается в совершенный вид. Посему мы и совершаем память усопших (в эти дни).

    В селениях святых Твоих всели их, Владыка Христе, и помилуй нас, ибо Ты один бессмертен. Аминь.

    [1] Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский (+ ок. 604 г., память 12 марта). В некоторых ранних житиях свт. Григория Двоеслова имеется рассказ о том, как душа императора Траяна была «крещена» в аду слезами святителя. Траян был гонителем христиан, однако он совершил одно дело милосердия (заступился за вдову), о чем стало известно святителю. Преисполненный жалости, он пошел в церковь и молился со слезами за душу гонителя до тех пор, пока не был услышан. «Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он (Траян) был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения — это крещение слезами», — говорят авторы жития.

    [2] Праведная Феодора, царица Греческая (+ ок. 867 г., память 11 февраля) — супруга императора-иконоборца Феофила, не разделявшая иконоборческой ереси своего мужа и после его смерти восстановившая почитание святых икон. Ее житие повествует о том, что «по совещании со всем святым собором отцов Феодора помолилась Богу о муже своем, чтобы изъял его от вечной муки, дабы он мог получить жизнь неизреченную».

    [3] См. синаксарь в Неделю Православия.


    Монтгомери
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5742
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Монтгомери в 05.03.16 14:17








    Спонсируемый контент

    Re: Помни о смерти!

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 17:19


      Текущее время 04.12.16 17:19