Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Зима наступила?
автор Admin Сегодня в 0:27

» Зилоты уже в Оптиной!
автор Монтгомери Вчера в 23:01

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор Монтгомери Вчера в 21:21

» Антихрист и его печати.
автор Holder Вчера в 19:21

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Монтгомери Вчера в 18:06

» О любви
автор Нюся Вчера в 13:00

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Вчера в 12:28

» Крым не наш?
автор Holder Вчера в 12:23

» Почему я — русский националист?
автор Монтгомери Вчера в 12:16

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Михаил_ Вчера в 10:58

» Дональд Трамп
автор Admin Вчера в 10:46

» Мои рассказы
автор Holder Вчера в 10:44

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik 02.12.16 18:11

» Старец Порфирий Кавсокаливит
автор Монтгомери 02.12.16 17:21

» Есть ли в России "общество"?
автор Монтгомери 02.12.16 16:55

» МУЧЕНИК или СТРАСТОТЕРПЕЦ?
автор Ingwar 02.12.16 16:14

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Проблема зла в православном богословии

    Поделиться

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23187
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Admin в 19.09.14 22:46

    Когда мы, христиане, обращаемся к проблеме зла, то оказываемся в парадоксальной ситуации. Ведь для того, чтобы понять, что такое зло, мы должны хотя бы умственно приобщиться злу. Но Св. Писание говорит нам обратное: отвращайтесь зла (Рим 12:9).
    А с другой стороны, как мы можем отвращаться от зла, если не знаем, от чего нужно отвращаться? Как мы можем стремиться к добру, если не знаем, чем оно отличается от зла?
    Этот парадокс указывает на то, что проблема зла не является чисто теоретической. Обращаясь к проблеме зла, мы особенно ясно сознаем, что в понимание требует вовлеченности в то, что мы хотим понять. Зло – это не нейтральный объект, если вообще существуют нейтральные объекты познания. Понимание зла само по себе является моральной, а лучше сказать, духовной проблемой.
    Можем ли мы понять, что такое зло, не приобщаясь в то же время злу как таковому? Или, если использовать выражение апостола Иоанна Богослова, не погружаясь в так называемые глубины сатанинские (Откр 2:24)?
    К проблеме зла можно подходить по-разному.
    Можно исследовать то зло, которое совершается в мире и последствия которого мы испытываем на себе. Это, так сказать, объективное зло, источником которого являются события и процессы, происходящие в природном и социальном мире. И тогда предметом нашего рассмотрения является сам порядок мироустройства. В этом случае возникает вопрос о том, не является ли причина зла онтологической, то есть, не заключено ли зло в самой бытийной основе мира и человека?
    Но в то же время мы видим, что зло творится – и творится самими людьми. А это значит, что нельзя обойти и другой вопрос – об истоках зла в самом этосе человека, в его намерениях и поведении. Есть что-то особенно противоречивое в том, что человек, который страдает от разного рода зла, сам творит зло. И творит его активно и даже изобретательно, как говорит апостол Павел (Рим 1:30).
    Проблема зла – это вопрос об источнике зла. И даже если мы ищем этот источник в объективном устроении мира и человеческой жизни, мы неизбежно приходим к человеку, о котором точно знаем, что он производит зло.
    Однако если человек – это один из источников зла в мире, сам человек не является источником своего собственного бытия. Следуя определенной логике, мы ищем источник зла там, откуда произошли и человек, и объективный мир, в котором он живет. И так мы приходим к вопросу о том, насколько Творец мира и человека виновен в существовании зла, – приходим к проблеме теодицеи, то есть «оправдания Бога».
    Это законный путь рассуждения – искать первопричину, порождающую определенные следствия. Но в данном случае такая логика не вполне соответствует предмету рассмотрения. Если причиной бытия человека является Бог, то причиной зла, творимого человеком, является сам человек. Ведь мы по опыту знаем, что зло совсем не только приходит к нам извне. Мы чувствуем, что сами производим зло, и не можем, уподобляясь Еве, «переложить» это зло на кого-то другого. Поэтому для нас разрешение проблемы существования зла обязательно связано и с самоиспытанием.
    Ведь, в конечном счете, проблема в том, как противостоять злу или, по крайней мере, ему не поддаваться. Но для этого нам необходимо прояснить статус зла с точки зрения богословской онтологии.
    Согласно древней церковной традиции, следует утверждать, что зло не есть. В бытии как таковом нет такой «части», которая сама по себе была бы злом. Всё сотворенное всеблагим Богом есть благо, «добро зело» (Быт 1), а потому у того, что благом не является, не может быть сущности, субстанции. Даже падшие ангелы по природе своей являются благими. Бог зла не сотворил.
    Автор книги «Премудрости Соломоновой» говорит: Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть (Прем 1:13-15). И в другом месте: Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем 2:23-24).
    Что же такое зло? Богословский ответ таков: зло – это не природа, не сущность. Зло – это определенное действие и состояние того, кто производит зло. Есть известное и часто цитируемое высказывание блаженного Диадоха Фотикийского (V век): «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают». В этой формуле выражена самая суть зла, но это не «сущность» в философско-богословском значении этого понятия.
    Другими словами, источник зла – не в устроении объективного мира, а в воле. Источником зла являются те существа, которые обладают волей. Те существа, которым Сам Творец дал возможность, но также и заповедь свободно относиться к Богозданному миру – к миру, дарованному Богом Своим творениям.
    Таким образом, с онтологической точки зрения зло – нереально, оно – не существует.
    Однако это с богословской точки зрения верное утверждение входит в очевидное противоречие с нашим опытом. То, что зло не существует онтологически и что оно коренится в свободной воле творений, не означает, что зла вообще не существует. Зло, конечно же, существует в мире, но не так, как существуют в нем вещи, организмы и всё, что имеет «сущность».
    Потому что мир, в котором живет человек, – это не только некое упорядоченное Богом целое. Это также и область деяний тех существ, которых Бог наделил волей. Причиной этих деяний являются не внешние объективные законы, а именно воля и свобода. Так мы приходим к главному выводу: источником зла в мире является не Бог, сотворивший мир, но Его свободные создания.
    В чем же реальность зла? – В его действенности. Зло происходит потому, что тварное бытие не является бытием, полностью зависимым от всеблагого Бога Творца.
    Отсюда и другое важное заключение, к которому нас приводит именно рассмотрение проблемы зла. Бытие, которое изучает философская и богословская онтология, не ограничивается миром сущностей, то есть, тех «идей» и «смыслов», которые являются основой объективного природного мира. Обладающие волей субъекты – тварные существа, также относятся к бытию, потому что они тоже существуют в мире.
    Что характеризует эти существа? – То, что они сами являются причиной и источником своих действий, несмотря на то, что существуют во внешнем для них мире, который ограничивает их свободу. Но свобода совсем не означает отсутствия ограничений. Напротив, свобода творений – это именно свобода в тех пределах, которые поставлены Творцом. Это свобода в условиях тварного бытия. А потому она по необходимости включает свободное отношение к Богу Творцу.
    Ошибка всех концепций зла гностически-манихейского толка состоит в том, что в них злу отводится место в самом бытии – или в тварном, или даже в нетварном. Подобный дуализм противоречит христианскому пониманию творения мира и происхождения зла.
    Но если мы утверждаем, что зло относится к сфере воли, тогда, безусловно, нужно говорить о дуализме. Только этот дуализм никоим образом не относится к Богу, а только к свободным тварям.
    Человек, действительно, внутри самого себя пребывает как бы в поле напряжения между двумя полюсами – добра и зла. Таково нынешнее состояние человека – после грехопадения Адама. И каждый из этих полюсов обладает притягательной силой. Но их соотношение – не симметрично, потому что на одном полюсе – именно плюс, а на другом – именно минус.
    То обстоятельство, что зло действует и в нас самих, и вне нас, что мы сами одновременно являемся и производителями зла, и его восприемниками, имеет серьезные последствия: пребывая в состоянии греха, мы, в сущности, не знаем, что есть добро. То есть мы знаем добро именно как нечто относительное, а не абсолютное. Абсолютным добром является только Сам Бог, как Он есть. В нашем же опыте «добро» и «зло» – соотносительны. И потому порой – взаимозаменяемы.
    Вспоминается высказывание великого русского христианского писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя: «Грусть оттого, что не видишь добра в добре». Здесь схвачена очень важная характеристика того, как зло действует в пространстве нашего человеческого добра.
    Зло – обманывает. И сила его такова, что оно превращает наше добро – в себя самого, то есть в зло. Это хорошо знают на опыте аскеты-подвижники, которые устремлены именно к абсолютному добру – Богу и противостоят искушающей силе богопротивника-сатаны. Но это знает, хотя и в меньшей степени, каждый христианин, который стремится творить добрые дела, но часто поддается искушению самолюбования и гордыни, когда ему удается сделать что-либо доброе.
    Другой образ добра и зла дает апостол и евангелист Иоанн Богослов: это образ света и тьмы. Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5). Свет – это абсолютный позитив, «плюс», а тьма – отсутствие света, тень, нечто внешнее по отношению к свету (как в выражении «тьма кромешная»), «минус». Свет – это излучение благодати Божией. А тьма – это отсутствие света.
    Зло как правило скрывается от света, оно – в тени. Но это не значит, что оно не активно. Зло обманывает и искушает нас изнутри, и особенно тогда, когда мы прилагаем усилия, чтобы творить не зло, а добро.
    Зло проявляется в нас самих и нередко овладевает нами. И потому теодицея связана с антроподицеей – «оправданием человека». Возникает вопрос о том, как оправдать наше собственное существование, потому что мы видим, что грех в нас почти всесилен, так что и добрые намерения и дела порой превращаются в зло. Потому что добро, нами творимое, мы можем обратить в источник собственной погибели, если оно станет в нас причиной тщеславия, лицемерия, жестокосердия, самопревозношения и гордыни.
    Понимание того, что зло – это не субстанция, а воля, что это не природа, а состояние природы, заставляет нас – прежде всего – исследовать зло в «пределах» собственной личности. Зло персоналистично.
    Но как возникло в человеке зло? – Не только потому, что человек захотел стать «как Бог» (и тем самым согрешил), но и потому, что человек, будучи не Богом, а тварью, обладает богоподобной свободой. Зло в форме греха возникает как бы в промежутке между ограниченной, тварной природой человека и – выходящей за пределы природного детерминизма богоподобной свободой. Или, другими словами, – в пространстве «между» природой и личностью в человеке.
    Свободная воля человека как тварного существа – это воля «гномическая», если воспользоваться терминологией преп. Максима Исповедника, то есть воля выбирающая. Она вынуждена выбирать потому, что человек поставлен в ситуацию выбора уже в силу того, что существует не по своей собственной воле. Человек свободен, но – в ситуации выбора. И главный выбор, который он должен сделать, – это выбор между следованием воле Божией и сопротивлением, отказом следовать Божественной воле.
    Свободный человек стоит перед выбором, как относиться к Богу: с доверием или, наоборот, с недоверием. Необходимость веры заложена уже в той ситуации, в которой человек обнаруживает себя, явившись в мир. В этом – парадокс свободы человека как существа тварного.
    Но Бог, как учит нас Евангелие, есть не только Творец, Который, как любой художник, отстранен от плода Своего творчества. В Богочеловеке Иисусе Христе Творец Вселенной открывается как любящий Отец, в творческом акте порождающий человека как своего сына.
    Человек, начиная с Адама, встречается с вызовом со стороны Бога, а точнее – с призывом доверять отчей любви Бога. Вера взывает к доверию и требует верности. Эти понятия указывают на межличностные отношения, а не на отношения между безличными объектами или вещами.
    Проблема происхождения и действования зла в мире, а потому и проблема свободы как источника зла относится к сфере существования личностей – ипостасей бытия. Мы ничего не сможем понять о зле, если будем размышлять о нем как о некоем объективном процессе, как о чем-то внешнем по отношению к личностям. И так же мы не сможем понять, что такое благо, если не будем помнить, что Бог – как высшее Благо – есть Триединство Божественных Лиц, а не безличный Абсолют.
    Есть еще один ракурс, в котором необходимо рассматривать проблему зла: это связь зла и смерти, которая по слову Апостола, есть последний враг человека (1 Кор 15:26).
    Смерть, действительно, есть последнее проявление зла в этом мире. И одновременно смерть – это изначальная перспектива существования человека, та «тень», которая лежит на человеческой жизни с момента рождения. А смертная агония – высшая степень страдания. И потому можно сказать, что проблема зла – это проблема смерти и смертности человека (недаром одним из величайших проявлений зла считается убийство человека человеком).
    Но христианское отношение к смерти коренным образом отличается от того понимания смерти, которое можно назвать языческим. Ибо мы спасены смертью – смертью Богочеловека. Мы спасены Крестом Христовым!
    А Крест Богочеловека – не только вершина Его земного пути, шествуя которым Он разделил судьбу человека – разделил с нами все последствия греха, кроме самого греха. Крест Христов – это переживание человеческой смерти как высшего зла и последнего врага человека. Митрополит Антоний Сурожский видел в смерти Христовой предельную солидарность Бога с человеком и считал, что подлинной «причиной» смерти Господа Иисуса Христа была та богооставленность, которую Он пережил на Кресте.
    Но Крест Христов – это символ не только смерти, но и символ любви. Это проявление божественной любви, торжествующей над человеческой смертью как предельным злом. А потому можно сказать, что Крест Богочеловека есть самая убедительная теодицея.
    Но о чем говорит богословие Креста? Оно говорит о том, что зло побеждается не просто через противостояние злу и не просто через делание добрых дел, но – через верность Богу, через стояние в устремленности к Нему и пребывание в единстве с Ним. То есть через любовь к Богу. Хотя, конечно, эта победа над злом невозможна без претерпевания зла – как в форме внутренних искушений, так и тех страданий, которые имеют внешний источник.
    Чем же должно быть добро в нашей ситуации – в состоянии греха?
    Добро – в том, чтобы решительно встать на сторону абсолютного добра, не удовлетворяясь его относительными вариантами, то есть на сторону Бога. Только вера и верность Богу может быть надежным путем, спасающим нас от зла, от его силы и его искушений. Думаю, именно это имеет в виду Св. Писание, когда говорит: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим 12:21).
    Международная богословско-философская конференция «ПРОБЛЕМА ЗЛА» Москва, 6–8 июня 2005 года
    Митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ,
    Патриарший Экзарх всея Беларуси,
    Председатель Синодальной Богословской комиссии
    Русской Православной Церкви


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...

    Монтгомери
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5732
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Монтгомери в 20.09.14 14:00

    Предатель Иуда еще в Великий Четверг был со Христом и с учениками. А благоразумный разбойник был тогда злодеем и человекоубийцей. Но настала пятница, и Иуда отправился во тьму внешнюю, а благоразумный разбойник поселился в Раю со Христом.

    Анастасий Синаит

    Erebus
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 77
    Дата регистрации : 2014-08-11
    Вероисповедание :

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Erebus в 03.11.14 0:30

    Интересно, что источником зла стал именно тот, кто обладал особыми преимуществами.

    Григорий Богослов: "...самый первый светоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественною славой, возмечтал о царственной чести великого Бога, – погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда, и, захотев быть богом, весь стал тьмою". (Об умных сущностях).

    Ефрем Сирин (комментируя слова Иезекииля о правителе Тира (Иез. 28)): "В духовном же и таинственном смысле слова эти могут быть приложены к диаволу, который украшен был всеми духовными лепотами, как самоцветными камнями, и с Херувимами помазан святостью, но, по гордости сердца своего, забыл Творца своего и ниспал с горы Божией".

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Мафусал в 03.11.14 7:40

    Admin пишет:
    Можем ли мы понять, что такое зло, не приобщаясь в то же время злу как таковому? Или, если использовать выражение апостола Иоанна Богослова, не погружаясь в так называемые глубины сатанинские (Откр 2:24)?

    Проблема зла – это вопрос об источнике зла. И даже если мы ищем этот источник в объективном устроении мира и человеческой жизни, мы неизбежно приходим к человеку, о котором точно знаем, что он производит зло.
    На вопрос, почему есть зло, сегодня не может ответить ни одна религия мира и ни одно учение. Для всех живущих на земле - это тайна беззакония. Мы имеем лишь внешний образ, притчу, предание о том, как возникло зло. В раю Господь в центре посадил древо жизни. Древо жизни - это образ Иисуса Христа. А Иисус Христос - есть путь, истина и жизнь. А Христос - образ Бога невидимого. Посему только через древо жизни можно открывать для себя истину. Только через него иметь истинное знание.

    А древо добра и зла было посажено где-то возле древа жизни. Посажено не для вкушения его плодов, а чтобы, видя его, проходить мимо к древу жизни. Чтобы его видеть, но не вкушать плодов. А что можно увидеть в древе добра и зла? Можно увидеть древо всех антиподов. Вплоть до антипода бытия - небытие.

    Как можно увидеть небытие? Увидеть то, чего нет? Только в образе. Невозможно видеть тьму. Ибо тьма - это то, что всё делает невидимым. Но Господь назвал тьму ночью, и теперь в образе ночи мы можем видеть тьму. Так через образы мы можем видеть и смерть, и небытие. Но только в образах.

    А как то, чего нет, может обрести видимость бытия? Только через иллюзию. Иллюзия может возникнуть только в сознании человека. То, чего нет в реальности, в сознании человека может обрести видимость бытия. Стать иллюзией. Как увидеть иллюзию? Очень просто - через наркотик. Наркотик - это и есть образ плодов древа добра и зла. С помощью плодов древа добра и зла Адам и Ева погрузились в иллюзорный мир.

    В чём проблема наркомана? В том, чтобы из мира иллюзий вернуться в реальность. Не просто переждать ломку, а обрести способность жить в реальности. Наркотик снова и снова влечёт наркомана погрузиться в иллюзию. И наркоман не может справиться с этим влечением. Так и мы все, уже рождаясь с сознанием, погружённым в иллюзию, не может обрести способность вернуться в реальность и жить в ней.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Нюся в 03.11.14 10:59

    Мафусал пишет:

    В чём проблема наркомана? В том, чтобы из мира иллюзий вернуться в реальность. Не просто переждать ломку, а обрести способность жить в реальности. Наркотик снова и снова влечёт наркомана погрузиться в иллюзию. И наркоман не может справиться с этим влечением. Так и мы все, уже рождаясь с сознанием, погружённым в иллюзию, не может обрести способность вернуться в реальность и жить в ней.
    Наркоману НЕОБХОДИМО помочь, Миша! Как тому, так и другому! Вот Бог и помог!

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Мафусал в 03.11.14 17:28

    Нюся пишет:
    Наркоману НЕОБХОДИМО помочь, Миша! Как тому, так и другому! Вот Бог и помог!
    Бог показал через Иисуса Христа путь спасения - из уничтожающей человека иллюзии в жизнь истинную и вечную. Но этим открытым для всех путём ещё нужно воспользоваться. Уверовать, пойти, преодолеть все испытания, дойти до конца и обрести спасение.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Нюся в 03.11.14 17:34

    Мафусал пишет:
    Бог показал через Иисуса Христа путь спасения - из уничтожающей человека иллюзии в жизнь истинную и вечную. Но этим открытым для всех путём ещё нужно воспользоваться. Уверовать, пойти, преодолеть все испытания, дойти до конца и обрести спасение.
    Ты опять упустил, что " Уверовать, пойти, преодолеть все испытания, дойти до конца и обрести спасение" тебе Невозможно сам-на сам! Хорошая Притча есть. "Следы" называется. Почти.

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Мафусал в 03.11.14 17:54

    Нюся пишет:
    Ты опять упустил, что " Уверовать, пойти, преодолеть все испытания, дойти до конца и обрести спасение" тебе Невозможно сам-на сам! Хорошая Притча есть. "Следы" называется. Почти.
    Я знаю, Нюся. Но есть формула: Бог не спасает человека без человека. Человеку в деле его спасения отводится, как это ни покажется странным, решающая роль. Человек бессилен перед злом и не может ровным счётом ничего сделать для своего спасения. Только Господь может спасти. Но за человека никто, и даже Бог, не может захотеть спасения. Захотеть святости, совершенства, чистоты и гармонии жизни, свободы, вечности и красоты может только сам человек. И это бесконечно трудно, но в этом вся ответственность человека и самый важный шаг к спасению. Ибо Бог всемогущ. Если человек хочет спасения, то для Бога уже нет никаких препятствий. А если человек не желает обрести жизнь вечную и истинную, Бог всем Своим могуществом это нежелание не пересилит.

    Нам открыта в Евангелии формула спасения: Отец избирает и приводит к Сыну, а Дух Святой в Сыне даёт увидеть Отца. Это делается без человека. Как и рождение человека происходит без его воли и предварительного согласия. Но захочет ли человек возлюбить Бога, когда Дух Святой даст Его узреть или почувствовать - это ответственность самого человека. Это его сфера влияния, его свобода и воля.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Нюся в 03.11.14 18:10

    Мафусал пишет:

    Нам открыта в Евангелии формула спасения: Отец избирает и приводит к Сыну, а Дух Святой в Сыне даёт увидеть Отца. Это делается без человека. Как и рождение человека происходит без его воли и предварительного согласия. Но захочет ли человек возлюбить Бога, когда Дух Святой даст Его узреть или почувствовать - это ответственность самого человека. Это его сфера влияния, его свобода и воля.  
    Есть великая Тайна Божия. Вернее, ВСЁ - есть Великая тайна Божия, дорогой Муфасал! И как бы люди не пытались пролезть Туда своим сотворённым умишком - Божья Премудрая Тайна не дастся этим богам( боги вы естЕ), как Радуга не уловляется, а только созерцается и частью испытуется наукою.
    Как я понимаю от Писания, и Псалтири в том числе - чтО я прошу для себя по вере в Него, то могу просить и для тебя, по вере той же! И дано тебе будет, хоть ты пока не хочешь, не знаешь, не понимаешь!
    Ибо я душу ( правда уже очищенную Богом во Христе покаянием и Благодатью в нашей с Ним воле в меру мою) кладу "за други своя", кладу и желаю тебе то, чего желаю себе - обращения к Богу в очищении сердца покаянном! ( Псалом 50-й не меня лично только касается). Хождение за Христом Хананеи- жены и молитва к Нему о дщери СВОЕЙ ...добрая надежда нам в деле спасения ближнего своего, а не только своей души.

    Спонсируемый контент

    Re: Проблема зла в православном богословии

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 0:50


      Текущее время 04.12.16 0:50