Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор Ingwar Сегодня в 7:26

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор мышкин Сегодня в 7:23

» О национальном чувстве
автор Ingwar Сегодня в 7:20

» РФ и Россия
автор Admin Вчера в 18:30

» Чин всенародного покаяния
автор Admin Вчера в 18:24

» ЧТО ТАКОЕ Псевдомонархизм?
автор Admin Вчера в 17:23

» Что это за такой "закон" о земельных участках?
автор Бездомный Вчера в 17:18

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Монтгомери Вчера в 16:10

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор Holder Вчера в 16:01

» Сталин-это
автор noname Вчера в 11:31

» Плоды демократии или нужен ли национализм?
автор Ingwar Вчера в 10:41

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Вчера в 5:25

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Монтгомери 07.12.16 19:39

» Фэнтази Ингвара
автор Ingwar 07.12.16 15:54

» Максимович Танечка, 3 года, ДЦП. Срочный сбор на лечение.
автор Всё будет хорошо 07.12.16 14:02

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Holder 07.12.16 10:44

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Поделиться

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Veronika в 26.05.14 12:04

    Иоанн Златоуст — величайший из отцов Восточной церкви, один из трех ее «вселенских учителей», озаривший вселенную светом православного учения. Его вдохновенное слово жгло сердца людей, а жизнь, исполненная трудов и испытаний, сделалась неистощимым источником назидания и укрепления для всех воинов Христовых, подвизающихся на поле духовной брани против мрачных сил злобы, тьмы и заблуждения.
    Святитель Иоанн ЗлатоустСлово Иоанна Златоуста «О том, как надлежит поступать с кощунниками»Раз у нас зашла речь о хуле, то я хочу просить вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, — именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутьи или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить, не отказывайся, — ударь его по лицу, сокруши уста его, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд — иди.
    Но раз у нас зашла теперь речь о хуле, то я хочу просить всех вас об одной услуге, взамен этой речи и рассуждения, – именно, чтобы вы унимали в городе тех, кто богохульствует. Если ты услышишь, что кто-нибудь на распутье или на площади хулит Бога, подойди, сделай ему внушение. И если нужно будет ударить его, не отказывайся, ударь его по лицу, сокруши уста, освяти руку твою ударом; и если обвинят тебя, повлекут в суд, иди.

    И если судья пред судилищем потребует ответа, смело скажи, что он похулил Царя ангелов, ибо если следует наказывать хулящих земного царя, то гораздо больше оскорбляющих Того (Царя). Преступление – одного рода, публичное оскорбление, обвинителем может быть всякий, кто хочет. Пусть узнают и иудеи и эллины, что христиане – хранители, защитники, правители и учители города; и пусть то же самое узнают распутники и развратники, что именно им следует бояться рабов Божиих, дабы, если и захотят когда сказать что-либо подобное, оглядывались всюду кругом и трепетали даже теней, опасаясь, как бы христианин не подслушал, не напал и сильно не побил. Ты слышал, что сделал Иоанн? Он увидел тирана, ниспровергающего брачные законы, и смело посреди площади заговорил: Не достоит тебе имети жену Филиппа брата твоего (Марк. VI, 18). А я привел тебя не к тирану, не к судье, и не за противозаконные браки, не за оскорбляемых сорабов, а удостаиваю тебя исправлять равного за бесчинное оскорбление Владыки. Не правда ли, ты счел бы меня сумасшедшим, если бы я сказал тебе: наказывай и исправляй царей и судей, поступающих противозаконно? И однако Иоанн сделал это; следовательно, это не свыше наших сил.

    Теперь же исправляй по крайней мере хоть сораба, хоть равного себе, и если даже надо будет умереть, не переставай вразумлять брата. Это будет для тебя мученичеством. И Иоанн ведь был мучеником. Ему не приказывали ни принести жертвы, ни поклониться идолу, но он сложил голову за святые законы, когда они подвергались поруганию. Так и ты до смерти борись за истину, и Господь будет поборать за тебя.

    И не говори мне таких бессердечных слов: что мне заботиться? У меня нет с ним ничего общего. У нас нет ничего общего только с дьяволом, со всеми же людьми мы имеем много общего. Они имеют одну и ту же с нами природу, населяют одну и ту же землю, питаются одной и той же пищей, имеют одного и того же Владыку, получили одни и те же законы, призываются к тому же самому добру, как и мы. Не будем поэтому говорить, что у нас с ними нет ничего общего, потому что это голос сатанинский, дьявольское бесчеловечие. Не станем же говорить этого, а покажем подобающую братьям заботливость. А я обещаю со всею уверенностью и ручаюсь всем вам, что если все вы, присутствующие здесь, захотите разделить между собою заботу о спасении обитающих в городе, то последний скоро исправится весь. И хотя здесь малейшая часть города, но малейшая по количеству, а по благочестию главная. Разделим между собой заботу о спасении наших братьев.

    Достаточно одного человека, воспламененного ревностью, чтобы исправить весь народ. А когда на лицо не один, и не два, и не три, а такое множество могущих принять на себя заботу о нерадивых, то не по чему иному, как по нашей лишь беспечности, а отнюдь не слабости, многие погибают и падают духом. Не безрассудно ли в самом деле, что если мы увидим драку на площади, то бежим и мирим дерущихся; да, что говорю я – драку? Если увидим, что упал осел, то все спешим протянуть руку и поставить его на ноги; а о гибнущих братьях не заботимся? Богохульник – тот же осел, не вынесший тяжести гнева и упавший. Подойди же и подними его и словом и делом, и кротостью и силой; пусть разнообразно будет лекарство. И если мы устроим так свои дела, будем искать спасения и ближних, то вскоре станем желанными и любимыми и для самих тех, кто получает исправление. И – что всего важнее – мы насладимся предстоящими благами, которые все мы да достигнем благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого и с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Святитель Иоанн Златоуст

    Источник: http://www.pravoslavie.ru/put/1862.htm
    © Православие.Ru


    Последний раз редактировалось: Ольга София (04.06.14 14:43), всего редактировалось 3 раз(а)

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15177
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  noname в 26.05.14 12:07

    Я ссылку на этот текст сто раз уже давал.

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Veronika в 26.05.14 12:17

    В сто первый раз, тоже не повредит Smile Это сейчас особенно актуально.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Елена-христианка в 26.05.14 15:53

    Ольга София пишет:В сто первый раз, тоже не повредит Smile Это сейчас особенно актуально.
    Спасибо, Оль! Ты права- об этом нужно помнить и сейчас. Как "Отче наш", знать и ограждать Церковь от кощунства. Idea

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Veronika в 27.05.14 9:07

    Елена-христианка пишет:Спасибо, Оль! Ты права - об этом нужно помнить и сейчас. Как "Отче наш", знать и ограждать Церковь от кощунства. Idea
    Да, Лен, перечитываю Иоанна Златоуста сейчас, такое ощущение, что Святитель для нашего времени написал.

    Или вот: Огласительное слово на Пасху
    Святитель Иоанн Златоуст«Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»Огласительное слово на ПасхуИ первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все!
    Или
    Святитель Иоанн ЗлатоустСлово на день усекновения главы Святого Предтечи Господня ИоаннаСнова Иродиада беснуется, снова смущается, снова пляшет, снова требует у Ирода беззаконного усечения главы Иоанна Крестителя. Опять Изавель умышляет восхитить виноградник Навуфеев и умышляет изгнать в горы святого Илию. И не только я один прихожу от сего в ужас, но думаю, что и вы все, слышавшие голос Евангелия, изумитесь вместе со мною дерзновению Иоаннову, неразумию Иродову и звероподобному неистовствованию безбожных женщин. Ибо что мы слышали? Ирод послав ят Иоанна, и связа его в темнице. За что? Иродиады ради, жены Филиппа брата своего.
    Воистину Златоуст и нашего времени тоже!

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма к разным лицам. 405 год. Из Кукуза

    Сообщение  Veronika в 30.05.14 13:31

    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма к разным лицам. 405 год. Из КукузаХотелось бы мне видеть вас здесь, потому что, представляя вас себе по слухам о вашем благоговении, я очень полюбил вас; но так как это пока невозможно — и по дальности пути, и по зимней поре года, и по страху, наводимому исаврийцами, то я возымел усердие прибыть письменно к вашей честности с изъявлением расположенности, которую мы питаем к вашему благоговению. В самом деле, можно дружески полюбить людей, которые далеко от нас и которых мы никогда не видали.

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма диакониссе Олимпиаде

    Сообщение  Veronika в 01.06.14 14:21

    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письмо первоеХочу излечить рану твоего уныния и рассеять мысли, собирающие это облако скорби. Что, в самом деле, смущает твой дух, почему ты печалишься и скорбишь? Потому что сурова и мрачна эта буря, которой подверглись Церкви? Потому что все превратила она в безлунную ночь и день ото дня все более усиливается, причиняя тяжкие кораблекрушения? Потому что растет гибель вселенной? Знаю это и я, да и никто не будет прекословить этому.
    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письмо второеХотя и того письма, которое недавно пришло к твоей благопристойности, достаточно было, чтобы успокоить горесть твоей скорби, но так как властная сила уныния весьма изнурила тебя, то я счел необходимым к первому письму присоединить и второе, чтоб ты могла воспользоваться изобильным утешением и чтоб твое здоровье на будущее время не подвергалось опасности.

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма диакониссе Олимпиаде

    Сообщение  Veronika в 02.06.14 14:20

    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письмо третьеВ самом деле, хотя предыдущими письмами мы и уничтожили власть уныния, и разрушили до основания ее крепость, но речь наша должна ревностно наблюдать за тем, чтобы приобрести для тебя и полный мир, уничтожить воспоминание о всех тревогах, происшедших от уныния, дать тебе чистый и постоянный покой и доставить тебе полную радость.
    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письмо четвертоеДля тех, кто благородно переносит что-нибудь, это, действительно, столь великое благо, что Бог, если найдет кого согрешившим весьма тяжко, освобождает от тяжелого бремени грехов; а если найдет украшенного добродетелями и праведного, то и для того делается прибавка не малого, но даже и очень великого дерзновения пред Ним. Так страдания плоти служат и блестящим венцом для праведных, сияющим гораздо светлее солнца, и величайшей очистительной жертвой для согрешивших.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Нюся в 02.06.14 14:40

    Когда моего мужа посадили в тюрьму, я и на Литургии становилась на колени ...Пока не пришла в себя постепенно...Однажды догоняет меня монахиня, Алевтина( Дай Бог ей тоже всегда Своего утешения благого!) и подаёт мне книгу, белую такую, красивую, с этими вот Иоанновыми письмами...И пригласила приходить к ней в келию, когда совсем мне одиноко и тяжко будет. Я приходила. Никогда не забуду.

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Veronika в 02.06.14 14:46

    Святитель и сейчас тебя не забывает, Таня. Давай не унывай, держись, птица певчая.
    Все образуется, с Божией Помощью, конечно!

    Открою сейчас тему про колени... (она была закрыта) и там пиши, если не все высказала. )

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма диакониссе Олимпиаде

    Сообщение  Veronika в 03.06.14 7:29

    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письмо пятоеТакова природа мучения: тех, кто кротко и благородно переносит его, оно делает выше несчастий, выше стрел диавола, и научает презирать злые козни. Так и деревья, растущие в тени, бывают слабее и меньше способны к рождению плодов; те же, которые испытывают разные перемены воздуха и подвергаются нападениям ветров и жару солнечного луча, становятся крепче, изобилуют листьями и гнутся под тяжестью плодов.
    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письмо шестоеТеперь я очень рад и весел, не потому только, что ты избавилась от болезни, но прежде всего потому, что так благородно переносишь приключающиеся скорби, называя все это пустяками, и что всего важнее, это то, что ты называешь этим именем даже и болезни тела, что свойственно душе, полной сил и изобилующей богатым плодом мужества.

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма диакониссе Олимпиаде

    Сообщение  Veronika в 04.06.14 7:11

    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письмо седьмоеКак скорпион или змея, когда получит сильный удар, поднимается, выпустив далеко свое жало против ударившего, … так точно и тот бесстыдный зверь, когда получил глубокие раны от твоей дивной и высокой души, напал сильнее и причинил большие искушения. Причинил их он, а не Бог; но Бог попустил, умножая твое богатство, увеличивая прибыль, доставляя более многочисленную награду, более изобильное воздаяние.
    Святитель Иоанн ЗлатоустПисьма диакониссе Олимпиаде. Письма восьмое, девятое и десятоеТот, кто делает здесь что-либо худое, и не потерпел за это наказания, наслаждается и честью со стороны людей, отойдет отсюда, имея почесть величайшим отягчающим наказание обстоятельством. Вот почему и богач был жестоко палим огнем, терпя наказания не из-за одной только жестокости в отношении к Лазарю, но и из-за благоденствия, постоянно наслаждаясь которым, он и благодаря ему не сделался лучшим.

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма диакониссе Олимпиаде

    Сообщение  Veronika в 04.06.14 7:24





    http://azbyka.ru/audio/zhitiya-i-tvoreniya-svyatyx/tvorenija-svyatyx-otzov/ioann-zlatoust/pisma-olimpiade.html

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  пинна в 04.06.14 8:46

    Недавно приобрела книгу свт.И.Златоуста"Толкование на пророка Исаию",но эта редакция не ограничилась изданием перевода той части толкования св.отца,которая сохранилась в греческих списках его творений,которая была издана Монфоконом,Минем и др.патрологами,а также сочла вполне целесообразным издать перевод и той(большей)части толкования,которая не сохранилась в греческом языке,но сохранилась в армянском переводе.

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Veronika в 04.06.14 9:06

    Инна, сильно отличается перевод, смысл не теряется?

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма диакониссе Олимпиаде

    Сообщение  Veronika в 04.06.14 14:18





    http://azbyka.ru/audio/zhitiya-i-tvoreniya-svyatyx/tvorenija-svyatyx-otzov/ioann-zlatoust/pisma-olimpiade.html

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  пинна в 04.06.14 15:27

    Ольга София пишет:Инна, сильно отличается перевод, смысл не теряется?
    Ольга,дело в том,что эти главы-добавлены.Вот что написано в предисловии к изданию:
    "Армянским учёным-богословам ещё XIII(Георгий Скевра)и XIV вв.(Георгий Татевский) было известно толкование св.Иоанна Златоуста не на первые только восемь глав книги пророка Исаии,а на всю книгу.Извлечения из этого толкования встречаются между прочим в армянских сборниках церковных поучений,известных под именем Гиарентир.Но,благодаря сравнительно весьма слабому знакомству европейских учёных-патрологов с армянской литературой,им почти до последних пор оставалось неизвестным продолжение толкования св.Иоанна Златоуста на книгу пророка Исаии,с гл.VIII,11-до LXIV гл.включительно,пока армянские монахи-мекитаристы не издали этого толкования в печати."
    От себя скажу,что нет никаких сомнений,что это свт.И.Златоуст.Просто я последнее время только его и читаю,так что характерный стиль его мне известен.
    Но каков экземпляр у меня в руках?...

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Veronika в 05.06.14 6:21

    пинна пишет:От себя скажу,что нет никаких сомнений,что это свт.И.Златоуст.Просто я последнее время только его и читаю,так что характерный стиль его мне известен.

    Я тоже, очень люблю святителя Иоанна читать. Правда, пока только проповеди, поучения, письма.
    Толкование на Евангелие, в основном, святителя Феофана Затворника читаю. Smile 

    Но каков экземпляр у меня в руках?...

    Инн, не поняла, так ты довольна? Почему, тогда -  Question Smile

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Письма диакониссе Олимпиаде

    Сообщение  Veronika в 05.06.14 6:29






    http://azbyka.ru/audio/zhitiya-i-tvoreniya-svyatyx/tvorenija-svyatyx-otzov/ioann-zlatoust/pisma-olimpiade.html

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Беседы о покаянии

    Сообщение  Veronika в 05.06.14 6:47

    Девять бесед о покаянии святителя Иоанна Златоуста сказанных им в Антиохии в разные годы.
    Всё несчастье состоит не в том, что ты пал, но что, павши, не встаёшь, не в том, что согрешил,
    но в том, что упорствуешь во грехе.


    ДЕВЯТЬ БЕСЕД О ПОКАЯНИИ

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  пинна в 05.06.14 8:11

    Ольга София пишет:

    Я тоже, очень люблю святителя Иоанна читать. Правда, пока только проповеди, поучения, письма.
    Толкование на Евангелие, в основном, святителя Феофана Затворника читаю. Smile 



    Инн, не поняла, так ты довольна? Почему, тогда -  Question Smile
    Ольга,довольна-не то слово!Уникальную редкость держу в руках,читаю и наслаждаюсь!Это же-Златоустый,-невозможно оторваться от его творений! study 

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Нюся в 05.06.14 16:55

    пинна пишет:
    Ольга,довольна-не то слово!Уникальную редкость держу в руках,читаю и наслаждаюсь!Это же-Златоустый,-невозможно оторваться от его творений! study 

    Ещё бы вместить...  

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Елена-христианка в 27.07.14 10:17

    Святитель Иоанн Златоуст
    Против еретиков

    Из творений, приписываемых святителю Иоанну Златоусту и в Патрологии Миня отнесенных к разряду Spuria
    Видя вас в лике торжествующих певцов добродетели и воинов ее, я предлагаю вам в одно время, как торжествующим певцам, сладкогласие нравственного учения, в другое время звучу вам, как воинам, наподобие трубы, суровыми речами догматического учения. Образ благочестия слагается из того и другого, причем нравственность представляет собою как бы тело, а соединенное с нею познание догматов занимает положение благоустроенной души. Подобно тому как в теле, когда оно разъединено с душой, состав членов бесполезен, хотя его и хвалят, так точно и красота нравственности мертва, если не одушевляется силой догматов. Что пользы в целомудренном образе жизни, когда целомудрствующий не знает хорошо Судии целомудрия?
    Спойлер:
    Какая прибыль от милостыни, когда Судия милостыни негодует, как отвергаемый? Какая выгода воинам в том, что они делают много доблестного, когда они враги царю? Все стяжание добродетели остается бесполезно, если в корне своем не имеет правых догматов. Плоды добродетелей должны происходить от корня, и нервы их отправляться из головы. Держась этой головы, и составляя с нею члены добрых дел, мы и совершаем все тело благочестия, объемля голову тела — Христа, потому что «Той есть», говорится, «глава телу Церкве» (Кол. 1, 18). Этой головы не удостоились иметь еретики. Подобает поэтому молиться, чтобы называющиеся христианами не поступали так безумно против Христа. Нам же теперь нужно и благодарить их за безумие, так как своим бешенством они заставляют нас пробудиться, побуждают нас к желанной битве. Люблю я битву, которая лучше мира, люблю войну, которая блаженнее любви, люблю состязаться с учением, которое, будучи обращено к эллинам, заслуживает уважения, потому что защищает Христа, а будучи обращено к нам, вызывает опровержение, так как мы мыслим выше о Христе. Таково было учение Ария. Когда он обращался с речью к эллинам, то говорил почтительно о Христе; когда же рассуждал с нами, то говорил против Христа. Таков был Евномий. Когда он порицал язычество, то выставлял на позор обоготворение твари; а когда говорил с нами, то утверждал такое боготворение, так как говорить, что Бог Слово — созданный Бог, значит признавать вид боготворения, поклонение твари. Что ты делаешь, слепотствующий еретик? Ты вводишь Христа, созидающего то, что Он разрушил; думаешь, что уничтожил боготворение и поклонение твари, а на самом деле насаждаешь его еще более. Не унижай высоты и чистоты христианства; не делай его сродным язычеству, потому что почитание твари, будет ли большим или меньшим почитаемое творение, родственно почитанию языческому. Вот почему Павел порицает эллинов не за то, что они мало почитали Создателя, а за то, что они вообще служили твари вместо Творца (Рим. 1, 25). В малом ли, или в великом служить твари, это все равно. Лучше же сказать, еретик погрешает против Божественного естества больше даже эллинов. Не так оскорбляет Божество тот, кто называет тварь Богом, как тот, кто именует Бога тварью. Первый, боготворя тварь, облекает раба в царскую порфиру, второй же, представляя Бога тварью, низводит Божество до положения частного лица. Язычник, который подозревает в твари Божество, всячески чтит Его; между тем Арий не чтит Его, потому что не выносит именования Его Богом. Он не отрицает почитания и поклонения Христу, но скорбит, когда Его почитают высшими почестями. Если кто-нибудь назовет Его несозданным, арианин тотчас гневается; если назовут неподвластным, сердится; если назовут соучастником Отеческого достоинства, выходит из себя, как будто получив еще большую рану; если назовут самовластным подателем даров, и против этого скрежещет зубами. По имени они христиане, по мыслям же ненавистники Христа. Смотри, Арий, какую власть отвергаешь ты; слушай, как Он владычественно различным образом повелевает то одному, то другому. «Дам ти», говорит, «ключи Царства Небеснаго» (Мф. 26, 29); или: «ты днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 43); или: оставь собирание податей и следуй за Мною (Мф. 9, 9); не бойся, но говори, потому что Я с тобою (Деян. 18, 9, 10); тебе говорю, прокаженный, очистись (Мф. 8, 3); иди и умойся в купели силоамской, и прозри (Иоан. 9, 7); отпускаются тебе, расслабленный, грехи твои (Мф. 9, 2); море, замолкни, перестань (Мк. 4, 39); идите за Мною и Я сделаю вас ловцами человеков (Мф. 4, 19); «разорите церковь сию и тремиденьми воздвигну ю» (Иоан. 2, 19); «научите вся языки; и се Аз с вами есмь вовся дни до скончания века» (Мф. 28, 19, 20). Не сказал Он таким образом: тебе даст ключи Царства Небесного Отец; тебя введет в рай Отец; прокаженный, волею Отца очистись; ты повелением Отца прикажи морю: умолкни, перестань; вы идите за Мною, и Отец сделает вас ловцами человеков, — но изрекает все это Собственною властию. Если же иногда Он говорит с меньшею властию, как напр.: «Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя», то указывает и причину такого смирения, говоря: «народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси» (Иоан. 11, 41, 42). И среди окружавших Его многие венчали Его самыми возвышенными словами хвалы. Так приступал к Нему с просьбой о слуге своем сотник и, насколько только мог, превозносил Его похвалами. «Господи», говорил он, «несмь достоин, да под кров мой внидеши, но токмо рцы слово, и исцелеет отрок мой», и с похвалою получил просимый дар: «аминь глаголю вам», сказал Христос, «ни во Израили толики веры обретох. Но иди, и якоже веровал еси, буди тебе» (Мф.8, 8, 10, 13). Равным образом кровоточивая жена, воздавшая честь и славу хитону Господа, не говоря уже о Божестве, с похвалами получила дар. И разбойник удостоен был рая за то, что назвал распятого Царем. Сравнительно с этими веровавшими, от нас, конечно, требуется тем более веры Владыке Христу, чем более получили мы ведения о Нем. Но пусть будет, Арий, хотя бы подобное тогдашнему. Ты не хочешь, чтобы я мыслил что-либо более высокое о Христе, чем позволяет вышесказанное. Желание, конечно, худое, но пусть остановится оно по крайней мере здесь. Зачем же ты влагаешь в уста призывавших Его более низкие речи? В их словах я имею примеры для молитвы. Не говорю Христу: Господи, вспомни о мне в служении Твоем, но возглашаю слова, ради которых услышан был разбойник: «Господи, помяни мя во Царствии Твоем» (Лк. 23, 42). Не говорю Богу Слову: Господи, распорядитель даров Отца, - потому что сотник не дозволяет мне этого, взывая: Господи, «токмо рцы слово и исцелеет отрок мой» (Мф. 13, 8). Не говорю Ему: Господи, если попросишь у Отца, то спасен буду, - я не приношу Божеству слов, выражающих меньшую веру, чем имела кровоточивая женщина, Арий. Называю Сына так, что Он радуется моему названию; приступаю к Нему с такими словами, с какими приходили получившие просимое от Него. Если же разбойник, женщина и верный воин кажутся тебе недостойными принятия как учители веры, то устыдись по крайней мере лика апостолов, призывавших Христа всякий раз, когда настояла нужда в сверхъестественных дарах. Что говорит Петр, исцеляя расслабленного? «Енее, исцеляет тя Иисус Христос» (Деян. 4, 12); равно как, совершая другое исцеление, говорит: нет ни в каком другом имени спасения (Деян. 4, 12). Что сказал Анания, исцеляя Павла? «Савле брате, Господь Иисус, явлейтися на пути, посла мя, яко да прозриши и исполнишися Духа Свята» (Деян.IX, 17). О чьей силе для себя молился Павел? «Сладце», говорит, «похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова» (2 Кор. 12, 9). Кого просили Иаков с Иоанном о наказании самаритян? «Господи», говорят они, «хощеши ли, речема, да огнь снидет с небесе и потребит их» (Лк. 9, 54)? А лик ангелов что возвестил о Нем людям? «Той», говорят, «спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21). И это было, однако, ниже Его достоинства, потому что это не гимн, восхваляющий Сына соответственно Его величию; и сколько бы ты ни простирал свои похвалы, сколько бы славы ни воздал Ему словами, ты в конце концов вместе с Давидом смиренно воскликнешь: «что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми» (Пс. 115, 3)? Если же, Арий, наименование «несозданный» превышает достоинство Сына, то измени, пожалуй, слова Давида и взывай: Господи, если я назову Тебя несозданным, чем воздашь Ты мне, почтившему Тебя большею честью, чем подобает? Но против таковых возвысит свой голос Иоанн и скажет: безумные и слепые, мы недостойны развязать ремня обуви Его. Итак, в виду всего этого, воспрянем к славословию Божественнаго естества; постараемся иметь высокие мысли в песнословиях Бога; всеми силами вознесем на высоту Того, Кому мы поклоняемся; изгоним убогую мысль во время богословия; почтим Отца высокими хвалами в честь Сына; прославим славу Родителя, воздав равную честь одинаковой с Ним природе Рожденнаго; исповедуем истину рождения; снищем себе любовь Отца через служение Рожденному из Него, потому что - говорит Христос, - если кто любит Меня, того возлюбит Отец Мой (Иоан. 14, 21). Ему слава и держава во веки веков. Аминь. 


    Спонсируемый контент

    Re: Слова и письма святителя Иоанна Златоуста

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 7:40


      Текущее время 09.12.16 7:40