Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Поделиться

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 5:36

    Немного в деревне почитал всемирную историю (издание 2000-х годов Минск). Период XVII в. Россия
    Раньше как то не обращал на эту тему внимание. Приход к управлению РПЦ Никона. Уже до него начинались реформы - протопоп Аввакум, Неронов и др. обыденностью в церкви было многоголосие, в церкви каждый молился своей иконе и пр. Переписчики Писаний приглашались греки и много из Украины. Часть литературы приходила напечатанной на Западе. Думаю профессиональным историкам это и без меня все известно. Интересует их мнение, а также священников. Думаю не все так однозначно. Что то, наверное, стоит переосмыслить.


    Последний раз редактировалось: Михаил55 (22.09.11 6:08), всего редактировалось 1 раз(а)

    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 13:55

    Несколько лет назад я занималась этим вопросом по теме старообрядчества. Много русских историков читала.
    Не знаю, почему это время называют реформой Никона? Из реформы там было то, что он привел все богослужения к единому порядку. Остальное- это всего лишь восстановление первоначальных текстов церковных книг, переведенных с греческого.
    Вот это восстановление и стало камнем преткновения для небольшой части писцов во главе с протопопом Аввакумом. Рождение такого явление, как старообрядчество.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 14:58

    Елена, скажите, на Вас взгляд, во всем ли идеологи старообрядчества были не правы?
    Только, пожалуйста, что я выступаю в защиту старообрядчества. Интересна та эпоха.

    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 18:15

    Я, Михаил, совершенно не поддерживаю тот раскол, который спровоцировал Аввакум и увлек в него многих безграмотных людей.
    Если говорить с сегодняшней колокольни, то все это привело к насаждению сотен сект- безпоповцев. Вне Церкви благодати нет, что и подтверждают эти секты. Да и у поповцев тоже нет апостольского преемства.

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 18:17

    В семинарии как раз писал сочинение на эту тему. Прочитал тоже немало книг и пришел к выводу, что дать однозначную оценку реформе нельзя. Несомненно, многое исправлено верно, но были и очевидные ошибки. Например, появились следующие тексты: "Молимся тебе, дух лукавый", "Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех", "о еже быти воде сей, скачущей в жизнь вечную", "крестообразные моисеовые руки". Крестообразные руки существуют в богослужении до сих пор, скачущую воду упразднили кажется в 1971 году. И это только самые яркие примеры.
    Но главное даже не это, а как происходила реформа. Что скажет православный люд, когда на его глазах попирают и жгут "неканоничные" иконы, ссылают непокорных в монастыри?

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 18:28

    Наверное, чем то напоминало иконоборчество в Византии, отец Сергий? Извините, как Ваше здоровье?

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 18:35

    Михаил55 пишет:Наверное, чем то напоминало иконоборчество в Византии, отец Сергий?
    В том-то и дело... Я скажу прямо как думаю и пусть меня ругают кто и как хочет, но история старообрядческого раскола - это история столкновения двух гордынь: патр.Никона и прот.Аввакума.
    Михаил55 пишет:Извините, как Ваше здоровье?
    Об этом только в "моей" теме Smile

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 18:41

    Аввакум был за избрание Патриархом Никона. С Нероновым они надеялись играть ведущую роль в Реформах. Слишком яркие личности столкнулись, это всегда чревато.
    Еще вопрос - как крестились в Киевской Руси (двумя, тремя перстами)?

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 18:51

    Михаил55 пишет:Еще вопрос - как крестились в Киевской Руси (двумя, тремя перстами)?
    Двумя, надо полагать. Меня всегда умиляли жития святых времен реформы: "и, о чудо, пальцы его сами сложились в троеперстие..." Smile
    Вот, нашел интересный материал: http://blogs.privet.ru/community/drevlepravoslavie/45231034 В некоторых случаях смысл меняется на противоположный.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 18:58

    Отец Сергий, а эта тема не крамольная? Еще Вас вовлек. Вам то не попадет7 Спасибо за ссылку!

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 19:00

    Михаил55 пишет:Отец Сергий, а эта тема не крамольная? Еще Вас вовлек. Вам то не попадет7 Спасибо за ссылку!
    Ну почему крамольная-то? ))) Я в таком ключе тогда сочинение и написал. Даже хорошую оценку получил Smile Жаль, что не сохранилось...
    Самое занятное, что если сейчас затеять реформу с целью исправить "крестообразные руки" и т.п., то тут же начнется вой: ах, вы такие-сякие, нехорошие модернисты-обновленцы.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:04

    Успокоили Smile
    А остальным неинтересно? Думаю иногда, изучая историю можно ответить на сегодняшние проблемы.

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:13

    Если рассматривать геополитику того времени, то реформа Никона объясняется проще.Никон бы не смог провести реформу без поддержки царя Алексея Михайловича. Усиление Московского царства породило как территориальные претензии, так и амбиции стать наследницей Византии. После присоединения Богданом Хмельницким Украины ( Малороссии) к Московскому царству, приведение богослужения к греческому варианту уже стало политической необходимостью - население Малороссии было под юрисдикции Константинопольского патриархата, авторитет которого исторически был намного выше Московского.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:17

    Получается пошли на поводу? Ведь первоисточники были УЖЕ переделаны.

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:23

    Михаил55 пишет:Получается пошли на поводу? Ведь первоисточники были УЖЕ переделаны.
    А других вариантов не было. Византия олицетворяла колыбель православия. То что позволено ей, не сошло с рук Москве, что и проявилось в расколе. Преобладали политические интересы над религиозной традицией, которую пришлось поломать в угоду государственным интересам.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:32

    Если я не прав, поправьте - значит было 2 лагеря на начальной стадии Реформ: 1. Аввакуум, Неронов и др.
    2. Алексей Михайлович, Никон и др. Первые стремились только упорядочить Службу на местах (многоголосие, внятность чтения Писания, отмена практики молитв только перед своими иконами и т. п. - но основы не трогать; вторые - за коренную ломку в угоду, своим, далеко идущим планам.

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:39

    Михаил55 пишет:Если я не прав, поправьте - значит было 2 лагеря на начальной стадии Реформ: 1. Аввакуум, Неронов и др.
    2. Алексей Михайлович, Никон и др. Первые стремились только упорядочить Службу на местах (многоголосие, внятность чтения Писания, отмена практики молитв только перед своими иконами и т. п. - но основы не трогать; вторые - за коренную ломку в угоду, своим, далеко идущим планам.
    Да, планы привести русскую церковную обрядность в соответствие с греческой вынашивал сам Алексей Михайлович. Разумеется не обладая светской властью и военной силой, у первого лагеря не было шансов противостоять реформе.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:47

    Да, но есть и обратные примеры. Св. Серафим Саровский. Его деятельность по созданию женских монастырей Нижегородской губернии. Против его идей были и епископ и его собратья монахи. Только в XXв. (благодаря Николаю II) - был причислен к лику святых. Но ведь смог же!
    А тут непонятно..

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:50

    Михаил55 пишет:Да, но есть и обратные примеры. Св. Серафим Саровский. Его деятельность по созданию женских монастырей Нижегородской губернии. Против его идей были и епископ и его собратья монахи. Только в XXв. (благодаря Николаю II) - был причислен к лику святых. Но ведь смог же!
    А тут непонятно..
    Ну согласитесь, что цели совершенно разные по своей масштабности - быть центром православного мира и создание женских монастырей.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 20:04

    Но это только одна из сторон деятельности Св. Серафима Саровского.
    А Никон оставил о себе не слишком хорошую память, в отличии от протопопа Аввакуума.

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 20:21

    Михаил55 пишет:Но это только одна из сторон деятельности Св. Серафима Саровского.
    А Никон оставил о себе не слишком хорошую память, в отличии от протопопа Аввакуума.
    И тем не менее Вы принадлежите к церкви, оставленной после себя Никоном, а не Аввакумом.

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23195
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Admin в 11.04.11 20:28

    Насколько я знаю, Аввакум сам о себе написал житие... странно все это.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 20:41

    Это удар ниже пояса, Сумрак. Вы же, конечно, знаете, история не приемлет сослагательного наклонения.
    Лучше не будем отклоняться от темы (будем уважать взгляды оппонента).


    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 20:51

    Михаил55 пишет:Это удар ниже пояса, Сумрак.
    Ну что Вы. Это к вопросу о роли личности в истории. У меня нет оснований в чем то упрекать Вас или староверов.
    Михаил55 пишет:
    Вы же, конечно, знаете, история не приемлет сослагательного наклонения.
    Лучше не будем отклоняться от темы (будем уважать взгляды оппонента).

    Хорошо. Я буду участвовать в обсуждении только в рамках истории.

    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 20:54

    Admin пишет:Насколько я знаю, Аввакум сам о себе написал житие... странно все это.
    Да уж.. К сожалению, я не могу сейчас принять активное участие в этой теме, но хочу сказать, что смотреть нужно в целом, а не выдергивать отдельные ситуации.
    А в целом, русские православные историки нам говорят, что патриарх Никон сделал большое дело, приведя все богослужение к единому целому, а не как левая нога захотела. Это сейчас такая практика внедряется, в отрыве от канонов и традиций, а тогда все шло к тому, что изначально было принято на Руси от Византии.
    Говорить о том, что мы должны были идти своим путем, по меньшей мере глупо. Православие пришло к нам из Византии и именно этому нужно было следовать, а не изобретать свой велосипед. Это все равно, что необученный ученик возгордится и начнет учить своего учителя.
    Что касается двуперстия, трехперстия, то об этом даже смешно говорить. Это не догмат и не канон, это традиция, которая изменялась в Церкви с учетом появления различных ересей.
    Вот как раз старообрядцы показали, что для них важнее обряд, а не сама вера.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 21:01

    А почему ж их так боялись (раскольников)?

    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 21:13

    Михаил55 пишет:А почему ж их так боялись (раскольников)?
    Почему боятся смутьянов и провокаторов?
    Потому что они увлекают за собой неустоявшиеся личности, которые не могут определить сами, где истина, а где ложь.
    Поэтому в дальнейшем были жесткие меры для старообрядцев , чтобы они не ввергли всю Русскую Церковь в хаос из-за гордыни горстки раскольников. Хотя они в этом преуспели...
    Когда вера в опасности различных брожений ума, то это необходимо пресекать. Католики не пресекли, получили протестантов.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 21:23

    Даже на костер?

    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 21:23

    Хочу привести здесь статью о.Даниила Сысоева , которую полностью разделяю:


    Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине








    Священник Даниил СЫСОЕВ








    17.4.07


    14
    апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный
    проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым
    самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только
    апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило
    до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными
    христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума
    "неистовый" ("буйно-помешанный" - в переводе со славянского) многие
    считают, чуть ли не похвальным титулом. Почему-то, даже совершенно
    хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным
    пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху
    фелонь - и раздаётся восхищённый вздох: "какой подвиг!" Пастырь
    покрывает матерной бранью царя и епископов - "и какой он смелый!".
    Заключённый Аввакум сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не
    сошёлся в богословском споре - "ну устал человек, с кем не бывает!".
    Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради
    "линии партии" мы готовы оправдать даже явное преступление. - "Ведь
    Аввакум - первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа
    пострадал". Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника
    Божия.
    Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия.
    Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное Православие
    Это представление обычно звучит так: "Преподобный Сергий
    Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами,
    двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон
    и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих
    святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и
    сохранили только старообрядцы".
    На это должно ответить просто. - Ни преподобный Сергий
    Радонежский, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд -
    старый ли то, или новый. Изменения обряда в Богослужении Церкви
    происходили уже много раз. В том числе и в Русской Церкви богослужебные
    реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России
    произошла куда более радикальная реформа Богослужения - переход от
    Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону,
    действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у
    преподобного Сергия Радонежского и других святых не вызвала.
    Все святые Православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого
    Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны
    Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от
    них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть
    "уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии,
    двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Неслучайно
    Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и
    старых книг как суеверие.
    Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более
    древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например,
    Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность
    хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? С другой стороны, не
    стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался, в
    том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе
    в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной
    обидой за отстранение от дела исправления книг.
    Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на
    древность. Реально двойное пение "аллилуия" было принято в XIV веке, а
    уже в начале XV - с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие
    фиксируется в практике несториан XII века, а в России - только в XIV
    (думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на
    Русь от ислама). Добавление в Символ Веры (категорически запрещённое
    Вселенскими Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Ничего
    даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже
    если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали
    бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская
    Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и
    Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не
    делает её Православной.
    Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг.
    осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви. А
    Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование
    старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от
    Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала институт единоверия,
    где православные христиане могут служить по дореформенным книгам,
    пребывая в единстве с канонической церковной иерархией.
    Что до реальной веры староверов, то православной назвать её
    нельзя никак. Самое главное в Православии - это вера в Единосущную и
    Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в
    раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: "трисущную Тройцу,
    несекомую секи по равенству, - небось! - едино на три существа, тожде
    единства и образы три равны". В другом месте он же писал: "на Небе Три
    Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос". С точки
    зрения православного учения это - тягчайшая ересь, фактически вводящая
    многобожие и при этом по-несториански отделяющая Сына Божия от Человека
    Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением
    расколоучителя, но ради его "заслуг" в деле раскола Церкви ему прощают
    всё - даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи
    Вселенских Соборов.
    Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую
    Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного
    Серафима и Новомучеников – «вавилонской блудницей, изменницей,
    предавшейся антихристу». Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на
    святое Причастие, называя Его «пищей демонов». Как могут считаться после
    этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью
    богохульников?
    Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда
    ереси. Они утратили священство и после этого занялись "самоделками".
    Одни из них - "беспоповцы" стали обычными сектантами, со всеми
    особенностями протестантских сект - бесконечным дроблением, институтом
    наставников, включая "женское священство", введённое в старообрядчество
    на два столетия раньше, чем в самых радикальных сектах Европы;
    отвержением необходимости всех Таинств, кроме Крещения, хулой на
    Таинство Брака. Другие - "поповцы" попытались создать самочинное
    священство, воруя у Церкви запрещённых в служении или лишённых сана
    священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть "поповцев" за
    деньги сманила греческого митрополита Амвросия, который единолично
    (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им "епископов". Так
    возникло Белокриницкое согласие, а другие "поповцы" получили иерархию от
    обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое это Древнее Православие?
    Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св.
    Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России
    сохранилась вера? Нет.
    В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили
    противораскольнические полемисты XVII-XVIII вв. На самом деле
    старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической
    деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего
    историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых
    расколоучителей на бунт против Церкви.
    Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о
    "духовном антихристе", о "духовной печати антихриста" (староверы
    находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте,
    паспорте, новых деньгах, переписи и многом другом).
    Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России
    Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом
    старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой нравственностью,
    которая будто бы должна стать примером для современных граждан России.
    Но перед тем как восхищаться, надо всё же задуматься: почему староверием
    восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные исторической
    России силы.
    Утверждение о прирождённом патриотизме старообрядцев верно с
    точностью до наоборот. С начала раскола страну сотрясает ряд страшных
    восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были
    классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе.
    Староверами было инспирировано восстание Стеньки Разина, который убивал
    священников и грабил храмы под руководством раскольников. Но часто
    забывают, что он убил святителя Иосифа Астраханского. Неслучайно Разин,
    вместе с Пугачёвым, были преданы Церковью анафеме.
    Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачёском бунте. Они
    финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях.
    Неслучайно Пугачёв, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в
    храмах.
    Можно назвать и другие восстания, инспирированные раскольниками, -
    это Булавинское восстание (1707-1709 гг.), Московский холерный бунт
    (1771 г.) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.
    Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке
    русской революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не
    только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы,
    Рябушинские). Да и к отречению от престола Государя принудил старовер
    А.И. Гучков.
    Во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVII века,
    старообрядцы старались выступить против нашей страны. «Некрасовцы»
    воевали на стороне исламской Турции. Во время горской войны множество
    старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили
    особое подразделение его армии.
    В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их
    представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы
    помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право
    грабить московские храмы - многие старинные иконы были похищены из
    церквей и переместились к раскольникам.
    Староверы сотрудничали с враждебной России католической
    Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров староверия -
    Белая Криница.
    Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества
    Но и с личным благочестием у староверов было не всё так
    замечательно, как многие думают. Да, внешний быт у староверов поражает
    своей обрядовой цельностью: все дела делаются с молитвой, строго
    сохраняются все старые народные обычаи… Даже те, которые сохранять
    совсем не надо. Неслучайно этнологи, желающие изучить языческие
    пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там,
    где было сильно влияние т. н. "никонианской" Церкви (например, в Москве и
    Подмосковье), почти не осталось ничего связанного с древним
    демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был
    нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния. И
    это неслучайно! В корнях раскола таилась древняя ересь манихейства,
    поддерживавшего любой разврат.
    Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения.
    Страшный, непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом
    "самовольным мученичеством". В кострах конца XVII - начала XVIII века
    погибло более 20000 человек! Неслучайно миссионеры сообщали, что над
    гарями видели бесов, кричавших: "наши, наши есте!" До сих пор апологеты
    староверия утверждают, что таким образом староверы "спасались" от
    насилия православных. При этом игнорируются свидетельства очевидцев (как
    православных, так и раскольников), что идеологи самосожжения убегали из
    горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных.
    Что касается крепких староверческих семей, - то, ведь именно
    староверы впервые выступили против церковного брака. Ещё Аввакум называл
    венчавшихся в церкви «прелюбодеями». Его последователи утверждали, что
    лучше блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно.
    Неслучайно у "беспоповцев" возникла проблема - что делать с
    "новоженами". Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на
    них епитимии. Наконец, среди «федосеевцев» фиксировались страшные случаи
    детоубийства, когда ребёнка топили в купели ("чтобы праведником был").
    Как православным относиться к расколу?
    Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола.
    Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто
    пребывает вне Церкви. Спасение наше - не в обряде, а в Боге, и приводит
    нас к Нему не строгое следование обрядам, а Православная вера,
    действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в
    молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были
    мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).
    Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и
    мученической кровью - это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон
    Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников к примирению
    с Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей остережёмся
    страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну.
    Священник Даниил СЫСОЕВ, кандидат богословия
    http://www.otechestvo.org.ua/main/20074/1720.htm

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10617
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 22:18

    Спасибо Елена за статью.

    Спонсируемый контент

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 5:24


      Текущее время 05.12.16 5:24