Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Митюхляева Вероника 20 лет, Митюхляева Анна10 лет, ДЦП, Сбор средств на 6-й курс лечения в ЕДКС.
автор oksanamit Сегодня в 5:25

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Елена Тельбукова Вчера в 23:51

» Еще раз о прощении
автор vlad4484 Вчера в 21:12

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Вчера в 9:58

» Чудеса и знамения
автор Монтгомери 25.04.17 16:50

» Всегда ли антисоветчик русофоб?
автор Holder 25.04.17 12:42

» Украина и Православие.
автор Монтгомери 24.04.17 17:21

» Многодетная семья. Шесть несовершеннолетних детей
автор Светлана Ярославцева 24.04.17 17:08

» Юмор
автор Holder 24.04.17 12:24

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik 23.04.17 22:55

» 1-я Мировая, Революция, Запад
автор Монтгомери 23.04.17 11:25

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Монтгомери 22.04.17 18:17

» РЕАЛЬНОСТЬ БЫВАЕТ РАЗНОЙ
автор Нюся 22.04.17 12:04

» Барановская Вероника. Помогите встать с инвалидной коляски
автор baranovskaya_v 22.04.17 11:22

» Владимир Ильич Ленин
автор noname 22.04.17 10:17

» Кошки и прочие забавные животные
автор Монтгомери 22.04.17 7:40

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Поделиться

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 5:36

    Немного в деревне почитал всемирную историю (издание 2000-х годов Минск). Период XVII в. Россия
    Раньше как то не обращал на эту тему внимание. Приход к управлению РПЦ Никона. Уже до него начинались реформы - протопоп Аввакум, Неронов и др. обыденностью в церкви было многоголосие, в церкви каждый молился своей иконе и пр. Переписчики Писаний приглашались греки и много из Украины. Часть литературы приходила напечатанной на Западе. Думаю профессиональным историкам это и без меня все известно. Интересует их мнение, а также священников. Думаю не все так однозначно. Что то, наверное, стоит переосмыслить.


    Последний раз редактировалось: Михаил55 (22.09.11 6:08), всего редактировалось 1 раз(а)
    avatar
    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 13:55

    Несколько лет назад я занималась этим вопросом по теме старообрядчества. Много русских историков читала.
    Не знаю, почему это время называют реформой Никона? Из реформы там было то, что он привел все богослужения к единому порядку. Остальное- это всего лишь восстановление первоначальных текстов церковных книг, переведенных с греческого.
    Вот это восстановление и стало камнем преткновения для небольшой части писцов во главе с протопопом Аввакумом. Рождение такого явление, как старообрядчество.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 14:58

    Елена, скажите, на Вас взгляд, во всем ли идеологи старообрядчества были не правы?
    Только, пожалуйста, что я выступаю в защиту старообрядчества. Интересна та эпоха.
    avatar
    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 18:15

    Я, Михаил, совершенно не поддерживаю тот раскол, который спровоцировал Аввакум и увлек в него многих безграмотных людей.
    Если говорить с сегодняшней колокольни, то все это привело к насаждению сотен сект- безпоповцев. Вне Церкви благодати нет, что и подтверждают эти секты. Да и у поповцев тоже нет апостольского преемства.

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 18:17

    В семинарии как раз писал сочинение на эту тему. Прочитал тоже немало книг и пришел к выводу, что дать однозначную оценку реформе нельзя. Несомненно, многое исправлено верно, но были и очевидные ошибки. Например, появились следующие тексты: "Молимся тебе, дух лукавый", "Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех", "о еже быти воде сей, скачущей в жизнь вечную", "крестообразные моисеовые руки". Крестообразные руки существуют в богослужении до сих пор, скачущую воду упразднили кажется в 1971 году. И это только самые яркие примеры.
    Но главное даже не это, а как происходила реформа. Что скажет православный люд, когда на его глазах попирают и жгут "неканоничные" иконы, ссылают непокорных в монастыри?

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 18:28

    Наверное, чем то напоминало иконоборчество в Византии, отец Сергий? Извините, как Ваше здоровье?

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 18:35

    Михаил55 пишет:Наверное, чем то напоминало иконоборчество в Византии, отец Сергий?
    В том-то и дело... Я скажу прямо как думаю и пусть меня ругают кто и как хочет, но история старообрядческого раскола - это история столкновения двух гордынь: патр.Никона и прот.Аввакума.
    Михаил55 пишет:Извините, как Ваше здоровье?
    Об этом только в "моей" теме Smile

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 18:41

    Аввакум был за избрание Патриархом Никона. С Нероновым они надеялись играть ведущую роль в Реформах. Слишком яркие личности столкнулись, это всегда чревато.
    Еще вопрос - как крестились в Киевской Руси (двумя, тремя перстами)?

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 18:51

    Михаил55 пишет:Еще вопрос - как крестились в Киевской Руси (двумя, тремя перстами)?
    Двумя, надо полагать. Меня всегда умиляли жития святых времен реформы: "и, о чудо, пальцы его сами сложились в троеперстие..." Smile
    Вот, нашел интересный материал: http://blogs.privet.ru/community/drevlepravoslavie/45231034 В некоторых случаях смысл меняется на противоположный.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 18:58

    Отец Сергий, а эта тема не крамольная? Еще Вас вовлек. Вам то не попадет7 Спасибо за ссылку!

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  иерей Сергий в 11.04.11 19:00

    Михаил55 пишет:Отец Сергий, а эта тема не крамольная? Еще Вас вовлек. Вам то не попадет7 Спасибо за ссылку!
    Ну почему крамольная-то? ))) Я в таком ключе тогда сочинение и написал. Даже хорошую оценку получил Smile Жаль, что не сохранилось...
    Самое занятное, что если сейчас затеять реформу с целью исправить "крестообразные руки" и т.п., то тут же начнется вой: ах, вы такие-сякие, нехорошие модернисты-обновленцы.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:04

    Успокоили Smile
    А остальным неинтересно? Думаю иногда, изучая историю можно ответить на сегодняшние проблемы.
    avatar
    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:13

    Если рассматривать геополитику того времени, то реформа Никона объясняется проще.Никон бы не смог провести реформу без поддержки царя Алексея Михайловича. Усиление Московского царства породило как территориальные претензии, так и амбиции стать наследницей Византии. После присоединения Богданом Хмельницким Украины ( Малороссии) к Московскому царству, приведение богослужения к греческому варианту уже стало политической необходимостью - население Малороссии было под юрисдикции Константинопольского патриархата, авторитет которого исторически был намного выше Московского.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:17

    Получается пошли на поводу? Ведь первоисточники были УЖЕ переделаны.
    avatar
    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:23

    Михаил55 пишет:Получается пошли на поводу? Ведь первоисточники были УЖЕ переделаны.
    А других вариантов не было. Византия олицетворяла колыбель православия. То что позволено ей, не сошло с рук Москве, что и проявилось в расколе. Преобладали политические интересы над религиозной традицией, которую пришлось поломать в угоду государственным интересам.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:32

    Если я не прав, поправьте - значит было 2 лагеря на начальной стадии Реформ: 1. Аввакуум, Неронов и др.
    2. Алексей Михайлович, Никон и др. Первые стремились только упорядочить Службу на местах (многоголосие, внятность чтения Писания, отмена практики молитв только перед своими иконами и т. п. - но основы не трогать; вторые - за коренную ломку в угоду, своим, далеко идущим планам.
    avatar
    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:39

    Михаил55 пишет:Если я не прав, поправьте - значит было 2 лагеря на начальной стадии Реформ: 1. Аввакуум, Неронов и др.
    2. Алексей Михайлович, Никон и др. Первые стремились только упорядочить Службу на местах (многоголосие, внятность чтения Писания, отмена практики молитв только перед своими иконами и т. п. - но основы не трогать; вторые - за коренную ломку в угоду, своим, далеко идущим планам.
    Да, планы привести русскую церковную обрядность в соответствие с греческой вынашивал сам Алексей Михайлович. Разумеется не обладая светской властью и военной силой, у первого лагеря не было шансов противостоять реформе.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 19:47

    Да, но есть и обратные примеры. Св. Серафим Саровский. Его деятельность по созданию женских монастырей Нижегородской губернии. Против его идей были и епископ и его собратья монахи. Только в XXв. (благодаря Николаю II) - был причислен к лику святых. Но ведь смог же!
    А тут непонятно..
    avatar
    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 19:50

    Михаил55 пишет:Да, но есть и обратные примеры. Св. Серафим Саровский. Его деятельность по созданию женских монастырей Нижегородской губернии. Против его идей были и епископ и его собратья монахи. Только в XXв. (благодаря Николаю II) - был причислен к лику святых. Но ведь смог же!
    А тут непонятно..
    Ну согласитесь, что цели совершенно разные по своей масштабности - быть центром православного мира и создание женских монастырей.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 20:04

    Но это только одна из сторон деятельности Св. Серафима Саровского.
    А Никон оставил о себе не слишком хорошую память, в отличии от протопопа Аввакуума.
    avatar
    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 20:21

    Михаил55 пишет:Но это только одна из сторон деятельности Св. Серафима Саровского.
    А Никон оставил о себе не слишком хорошую память, в отличии от протопопа Аввакуума.
    И тем не менее Вы принадлежите к церкви, оставленной после себя Никоном, а не Аввакумом.
    avatar
    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23388
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Admin в 11.04.11 20:28

    Насколько я знаю, Аввакум сам о себе написал житие... странно все это.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 20:41

    Это удар ниже пояса, Сумрак. Вы же, конечно, знаете, история не приемлет сослагательного наклонения.
    Лучше не будем отклоняться от темы (будем уважать взгляды оппонента).

    avatar
    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Сумрак в 11.04.11 20:51

    Михаил55 пишет:Это удар ниже пояса, Сумрак.
    Ну что Вы. Это к вопросу о роли личности в истории. У меня нет оснований в чем то упрекать Вас или староверов.
    Михаил55 пишет:
    Вы же, конечно, знаете, история не приемлет сослагательного наклонения.
    Лучше не будем отклоняться от темы (будем уважать взгляды оппонента).

    Хорошо. Я буду участвовать в обсуждении только в рамках истории.
    avatar
    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 20:54

    Admin пишет:Насколько я знаю, Аввакум сам о себе написал житие... странно все это.
    Да уж.. К сожалению, я не могу сейчас принять активное участие в этой теме, но хочу сказать, что смотреть нужно в целом, а не выдергивать отдельные ситуации.
    А в целом, русские православные историки нам говорят, что патриарх Никон сделал большое дело, приведя все богослужение к единому целому, а не как левая нога захотела. Это сейчас такая практика внедряется, в отрыве от канонов и традиций, а тогда все шло к тому, что изначально было принято на Руси от Византии.
    Говорить о том, что мы должны были идти своим путем, по меньшей мере глупо. Православие пришло к нам из Византии и именно этому нужно было следовать, а не изобретать свой велосипед. Это все равно, что необученный ученик возгордится и начнет учить своего учителя.
    Что касается двуперстия, трехперстия, то об этом даже смешно говорить. Это не догмат и не канон, это традиция, которая изменялась в Церкви с учетом появления различных ересей.
    Вот как раз старообрядцы показали, что для них важнее обряд, а не сама вера.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 21:01

    А почему ж их так боялись (раскольников)?
    avatar
    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 21:13

    Михаил55 пишет:А почему ж их так боялись (раскольников)?
    Почему боятся смутьянов и провокаторов?
    Потому что они увлекают за собой неустоявшиеся личности, которые не могут определить сами, где истина, а где ложь.
    Поэтому в дальнейшем были жесткие меры для старообрядцев , чтобы они не ввергли всю Русскую Церковь в хаос из-за гордыни горстки раскольников. Хотя они в этом преуспели...
    Когда вера в опасности различных брожений ума, то это необходимо пресекать. Католики не пресекли, получили протестантов.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 21:23

    Даже на костер?
    avatar
    Елена христианка
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1000
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Москва. РПЦ МП
    Вероисповедание : православие

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Елена христианка в 11.04.11 21:23

    Хочу привести здесь статью о.Даниила Сысоева , которую полностью разделяю:


    Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине








    Священник Даниил СЫСОЕВ








    17.4.07


    14
    апреля 1682 года в огне закончил своё земное странствование огненный
    проповедник антицерковного восстания, призывавший и других к массовым
    самоубийствам. Его имя до сих пор с благоговением повторяется не только
    апологетами бесчисленных староверческих сект (бывало, число их доходило
    до 800!), но и многими, искренно считающими себя православными
    христианами, патриотами России. Даже презрительное прозвище Аввакума
    "неистовый" ("буйно-помешанный" - в переводе со славянского) многие
    считают, чуть ли не похвальным титулом. Почему-то, даже совершенно
    хамское поведение бывшего протопопа воспринимается с трогательным
    пиететом. Священник во время службы кидает в лицо законному Патриарху
    фелонь - и раздаётся восхищённый вздох: "какой подвиг!" Пастырь
    покрывает матерной бранью царя и епископов - "и какой он смелый!".
    Заключённый Аввакум сдаёт на избиение своего же сотоварища, с которым не
    сошёлся в богословском споре - "ну устал человек, с кем не бывает!".
    Удивительное у нас отношение к людям и к Заповедям Божиим! Ради
    "линии партии" мы готовы оправдать даже явное преступление. - "Ведь
    Аввакум - первый русский диссидент. Ему всё прощено. Он же за Христа
    пострадал". Но пострадал он не за Христа, а за оскорбление Помазанника
    Божия.
    Сейчас, по прошествии стольких лет, рассмотрим мифы, которые окружают и казнённого расстригу, и само явление староверия.
    Миф первый. Аввакум и другие староверы стояли за исконное Православие
    Это представление обычно звучит так: "Преподобный Сергий
    Радонежский и все другие святые Древней Руси крестились двумя перстами,
    двоили аллилуию, Христа именовали не Иисусом, а Исусом, а патриарх Никон
    и Московский Собор 1666-1667 гг., осудив эти обряды, осудил и этих
    святых и таким образом отпал от веры. Древнее Православие отстаивали и
    сохранили только старообрядцы".
    На это должно ответить просто. - Ни преподобный Сергий
    Радонежский, и никто из других святых Древней Руси не верил в обряд -
    старый ли то, или новый. Изменения обряда в Богослужении Церкви
    происходили уже много раз. В том числе и в Русской Церкви богослужебные
    реформы происходили неоднократно. При том же преподобном Сергии в России
    произошла куда более радикальная реформа Богослужения - переход от
    Студийского устава и устава Великой Церкви к Иерусалимскому Типикону,
    действующему и поныне. Но никакого протеста богослужебная реформа у
    преподобного Сергия Радонежского и других святых не вызвала.
    Все святые Православной Церкви верили не в обряд, а в Триединого
    Бога, исповедали воплощение Господа Иисуса Христа и были верны
    Вселенской Православной Церкви. А вот как раз староверы, в отличие от
    них, верят в земные вещи. Вера, по словам апостола Павла, есть
    "уверенность в невидимом" (Евр. 11, 1). А что невидимого в двоеперстии,
    двойной аллилуие и в неверном написании имени Господа? Неслучайно
    Катехизис определяет убеждение старообрядцев в спасительности обрядов и
    старых книг как суеверие.
    Мы можем сказать, что старые книги сохранили некоторые более
    древние обряды, которые исчезли из практики новейшей Церкви (например,
    Чин отречения от дьявола в Великую Пятницу). Но разве такая точность
    хоть как-то оправдывает смертный грех раскола? С другой стороны, не
    стоит забывать, что факт ошибок в старопечатных книгах не отвергался, в
    том числе и лидерами староверия. Сам Аввакум участвовал в книжной справе
    в Вонифатьевском кружке, и раскол во многом объясняется его личной
    обидой за отстранение от дела исправления книг.
    Сами пресловутые обряды тоже никак не могут претендовать на
    древность. Реально двойное пение "аллилуия" было принято в XIV веке, а
    уже в начале XV - с ним боролся святитель Московский Фотий. Двоеперстие
    фиксируется в практике несториан XII века, а в России - только в XIV
    (думаю, что не без влияния центрально-азиатских еретиков, бежавших на
    Русь от ислама). Добавление в Символ Веры (категорически запрещённое
    Вселенскими Соборами) было сделано во второй половине XVI века. Ничего
    даже особо древнего в обрядах староверов нет. Я уже не говорю, что даже
    если бы эти обряды и были реально древними, то они никак не оправдывали
    бы раскола и не делали староверов православными. Например, Армянская
    Церковь до сих пор сохраняет практику празднования Рождества и
    Богоявления в один день, как это было до IV века, но этот обычай не
    делает её Православной.
    Да и сами обряды никто не осуждал. Московский Собор 1666-1667 гг.
    осудил не обряды, а тех, кто следует им вопреки воли Церкви. А
    Поместный собор 1971 года подтвердил, что само по себе следование
    старому обряду не является грехом, если оно не отторгает человека от
    Церкви. Неслучайно ещё в 1800 году Церковь создала институт единоверия,
    где православные христиане могут служить по дореформенным книгам,
    пребывая в единстве с канонической церковной иерархией.
    Что до реальной веры староверов, то православной назвать её
    нельзя никак. Самое главное в Православии - это вера в Единосущную и
    Нераздельную Троицу. Но Аввакум, почитаемый за великого святого в
    раскольных согласиях, проповедал трибожие. Он писал: "трисущную Тройцу,
    несекомую секи по равенству, - небось! - едино на три существа, тожде
    единства и образы три равны". В другом месте он же писал: "на Небе Три
    Царя сидят на трёх престолах, а одесную их Иисус Христос". С точки
    зрения православного учения это - тягчайшая ересь, фактически вводящая
    многобожие и при этом по-несториански отделяющая Сына Божия от Человека
    Христа. Это не было случайной оговоркой, а внутренним убеждением
    расколоучителя, но ради его "заслуг" в деле раскола Церкви ему прощают
    всё - даже то, что своими выступлениями он подпал анафемам всех семи
    Вселенских Соборов.
    Но и другие старообрядцы тяжко согрешили, похулив Вселенскую
    Православную Церковь. До сих пор они считают Церковь преподобного
    Серафима и Новомучеников – «вавилонской блудницей, изменницей,
    предавшейся антихристу». Чудовищные хулы воздвигают раскольники и на
    святое Причастие, называя Его «пищей демонов». Как могут считаться после
    этого православными те, кто сочувствуют или восторгаются деятельностью
    богохульников?
    Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда
    ереси. Они утратили священство и после этого занялись "самоделками".
    Одни из них - "беспоповцы" стали обычными сектантами, со всеми
    особенностями протестантских сект - бесконечным дроблением, институтом
    наставников, включая "женское священство", введённое в старообрядчество
    на два столетия раньше, чем в самых радикальных сектах Европы;
    отвержением необходимости всех Таинств, кроме Крещения, хулой на
    Таинство Брака. Другие - "поповцы" попытались создать самочинное
    священство, воруя у Церкви запрещённых в служении или лишённых сана
    священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть "поповцев" за
    деньги сманила греческого митрополита Амвросия, который единолично
    (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им "епископов". Так
    возникло Белокриницкое согласие, а другие "поповцы" получили иерархию от
    обновленцев (Новозыбковское согласие). Какое это Древнее Православие?
    Разве Сергий Радонежский был трибожником? Разве он отвергал св.
    Причастие? Разве русские святые утверждали, что только в России
    сохранилась вера? Нет.
    В XX веке архивные исследования подтвердили то, о чём говорили
    противораскольнические полемисты XVII-XVIII вв. На самом деле
    старообрядческий раскол обязан своим существованием еретической
    деятельности манихея Капитона, хулившего материальный мир и осуждавшего
    историческую Церковь. Именно идеи Капитона и подвигли первых
    расколоучителей на бунт против Церкви.
    Да и сейчас разве не появляются вновь в церквах идеи Капитона о
    "духовном антихристе", о "духовной печати антихриста" (староверы
    находили антихристову печать в двуперстии, четырёхконечном кресте,
    паспорте, новых деньгах, переписи и многом другом).
    Миф второй. Все старообрядцы были патриотами России
    Среди патриотов почему-то принято восхищаться бытом
    старообрядцев, их крепким хозяйством и якобы образцовой нравственностью,
    которая будто бы должна стать примером для современных граждан России.
    Но перед тем как восхищаться, надо всё же задуматься: почему староверием
    восхищаются не только патриоты, но и явно враждебные исторической
    России силы.
    Утверждение о прирождённом патриотизме старообрядцев верно с
    точностью до наоборот. С начала раскола страну сотрясает ряд страшных
    восстаний, почему-то называемых классовыми, хотя на самом деле это были
    классические религиозные войны, такие же как в Западной Европе.
    Староверами было инспирировано восстание Стеньки Разина, который убивал
    священников и грабил храмы под руководством раскольников. Но часто
    забывают, что он убил святителя Иосифа Астраханского. Неслучайно Разин,
    вместе с Пугачёвым, были преданы Церковью анафеме.
    Огромную роль сыграли старообрядцы в Пугачёском бунте. Они
    финансировали восстание и активно участвовали в боевых действиях.
    Неслучайно Пугачёв, захватив город, первым делом уничтожал антиминсы в
    храмах.
    Можно назвать и другие восстания, инспирированные раскольниками, -
    это Булавинское восстание (1707-1709 гг.), Московский холерный бунт
    (1771 г.) и многие другие, начиная со знаменитого Соловецкого сидения.
    Колоссальную роль сыграл старообрядческий капитал и в подготовке
    русской революции. Известно, что финансирование боевиков осуществляли не
    только еврейские банки, но и старообрядцы (например, Морозовы,
    Рябушинские). Да и к отречению от престола Государя принудил старовер
    А.И. Гучков.
    Во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVII века,
    старообрядцы старались выступить против нашей страны. «Некрасовцы»
    воевали на стороне исламской Турции. Во время горской войны множество
    старообрядцев из казаков перешли на сторону Шамиля и даже составили
    особое подразделение его армии.
    В 1812 году только старообрядцы поддержали Наполеона, и их
    представители преподнесли ему ключи от города Москвы. Старообрядцы
    помогали Наполеону печатать фальшивые деньги. Взамен он дал им право
    грабить московские храмы - многие старинные иконы были похищены из
    церквей и переместились к раскольникам.
    Староверы сотрудничали с враждебной России католической
    Австро-Венгрией, где и находился один из главных центров староверия -
    Белая Криница.
    Миф третий. Старообрядцы всегда стремились к укреплению моральных устоев общества
    Но и с личным благочестием у староверов было не всё так
    замечательно, как многие думают. Да, внешний быт у староверов поражает
    своей обрядовой цельностью: все дела делаются с молитвой, строго
    сохраняются все старые народные обычаи… Даже те, которые сохранять
    совсем не надо. Неслучайно этнологи, желающие изучить языческие
    пережитки, едут именно в старообрядческие районы. Дело в том, что там,
    где было сильно влияние т. н. "никонианской" Церкви (например, в Москве и
    Подмосковье), почти не осталось ничего связанного с древним
    демонопоклонством. А в староверческих деревнях вплоть до революции был
    нормой блуд в день Ивана Купалы, гадания и прочие богопротивные деяния. И
    это неслучайно! В корнях раскола таилась древняя ересь манихейства,
    поддерживавшего любой разврат.
    Именно оттуда возникла страшная язва самосожжения и самоуморения.
    Страшный, непрощаемый грех самоубийства был объявлен Аввакумом
    "самовольным мученичеством". В кострах конца XVII - начала XVIII века
    погибло более 20000 человек! Неслучайно миссионеры сообщали, что над
    гарями видели бесов, кричавших: "наши, наши есте!" До сих пор апологеты
    староверия утверждают, что таким образом староверы "спасались" от
    насилия православных. При этом игнорируются свидетельства очевидцев (как
    православных, так и раскольников), что идеологи самосожжения убегали из
    горящих изб, прихватив с собой имущество несчастных.
    Что касается крепких староверческих семей, - то, ведь именно
    староверы впервые выступили против церковного брака. Ещё Аввакум называл
    венчавшихся в церкви «прелюбодеями». Его последователи утверждали, что
    лучше блудить, чем повенчаться. И делали это староверы весьма охотно.
    Неслучайно у "беспоповцев" возникла проблема - что делать с
    "новоженами". Одни выступали за полное безбрачие, другие накладывали на
    них епитимии. Наконец, среди «федосеевцев» фиксировались страшные случаи
    детоубийства, когда ребёнка топили в купели ("чтобы праведником был").
    Как православным относиться к расколу?
    Думаю, что всего вышесказанного достаточно, чтобы мы береглись раскола.
    Не надо обольщаться мнимыми подвигами и строгой жизнью тех, кто
    пребывает вне Церкви. Спасение наше - не в обряде, а в Боге, и приводит
    нас к Нему не строгое следование обрядам, а Православная вера,
    действующая любовью. Хорошо молиться по новым книгам, нет греха и в
    молитвах по старым, лишь бы не было среди нас разделения, но чтобы были
    мы соединены в одном Духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10).
    Одно является непрощаемым злом, которое не смывается и
    мученической кровью - это грех раскола, разрывающего нешвенный хитон
    Христов. Будем беречься его, призывать живущих раскольников к примирению
    с Богом и Церковью, а на примере умерших расколоучителей остережёмся
    страшного греха гордыни, увлекающего в сатанинскую бездну.
    Священник Даниил СЫСОЕВ, кандидат богословия
    http://www.otechestvo.org.ua/main/20074/1720.htm

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10638
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 62
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Михаил55 в 11.04.11 22:18

    Спасибо Елена за статью.

    Спонсируемый контент

    Re: ИСТОРИЯ. Патриарх Никон и реформы в РПЦ

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 27.04.17 6:18