Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Зима наступила?
автор Михаил55 Сегодня в 13:16

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Ingwar Сегодня в 13:06

» Антихрист и его печати.
автор Holder Сегодня в 11:36

» Коммунисты и леволибералы
автор Ingwar Сегодня в 11:19

» Зилоты уже в Оптиной!
автор Ingwar Сегодня в 11:10

» Многодетная семья. Шесть несовершеннолетних детей
автор Светлана Ярославцева Сегодня в 6:19

» Красиво
автор Монтгомери Вчера в 22:00

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор Holder Вчера в 14:58

» О любви
автор Нюся 03.12.16 13:00

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder 03.12.16 12:28

» Крым не наш?
автор Holder 03.12.16 12:23

» Почему я — русский националист?
автор Монтгомери 03.12.16 12:16

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Михаил_ 03.12.16 10:58

» Дональд Трамп
автор Admin 03.12.16 10:46

» Мои рассказы
автор Holder 03.12.16 10:44

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik 02.12.16 18:11

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    «Частичные» христиане. Как относиться?

    Поделиться

    Dum
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 255
    Дата регистрации : 2011-03-14
    Вероисповедание : Агностик

    «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Dum в 06.04.11 19:15

    Когда-то один хоть и иудей, но очень неглупый человек сказал, что верить надо не В Бога, а Богу. Не очень давно столкнулся я с тем, что кое-кто верит Богу «частично».
    По этому поводу уже говорил. Но вопрос не снят. Заново не переписываю. Фрагмент разговора в другом месте.

    Ваше мнение?

    (…)
    М.А. Б.-О. Мне кажется, что если бы мы могли определять 'настоящесть' христианства в людях, как того хотели бы Вы, то избежали бы многих крупных ошибок. По-моему, в этом деле нет рецептов и не работают тесты. Наверное, православность так же подвижна в человеке, как сама его душа... Сегодня человек глубоко верует, завтра сомневается, и это борьба и труд души, которому нет конца. 'Помоги, Господи, моему неверию', думали наверняка все и даже, как мы знаем, святые.
    Dum Не знаю, как Вы отнесётесь к моему небольшому наблюдению... В конце 2010 начале 2011 мне случилось полежать в разных больницах. Двое моих товарищей по несчастью радовались частичному выздоровлению, тревожились о полном. Решили, что надо в храм сходить и там выполнить максимум, чтобы основания были тревоги на надежды сменить.
    - Верите? - спрашиваю.
    - Верим!
    - А как насчёт 'Ударившему тебя по щеке подставь и другую...'?
    - Э-э, нет. Это перебор.
    - Ладно. Снижаем планку. 'Возлюби ближнего твоего, как самого себя'.
    - А я и люблю ближних своих – жену и сына – как самого себя.
    - Погоди, но ведь значение слова 'ближний' в русском языке шире, чем жена и сын. (Даже в англоязычной библии, которую лютеране в США читают, написано 'возлюби СОСЕДА, как самого себя'.)
    - Не надо выдумывать. Мне жены и сына для того чтобы любить, как себя, достаточно...

    Кажется мне, Марина Андреевна, проблема не в том, что колеблются люди в вере своей, а в том, что позволяют себе, скажем так, верить хоть постоянно, но 'избирательно'.
    Это уже не столько православие, но ближе к психологии. Если познакомиться с азами этой дисциплины, в первую очередь видишь психологические приёмы защиты личности. Самый известный - 'зеленвиноград' (многие так и пишут - в одно слово). А есть ещё конструктивизм и отстранение.
    Конструктивизм (или объективизм) - это когда, совершив гадостный поступок, человек в мыслях своих ищет объективные причины для совершения именно такого поступка, а не иного. И тем спасает свою психику от совести.
    Отстранение позволяло персоналу фашистских концентрационных лагерей тысячами загонять людей в газовые камеры: 'А что их жалеть, этих узников? Они ведь - нелюди'.
    Нечто похожее (Избави Бог, я не считаю это столь же одиозным) вижу в Православии: это и особое отношение к определению понятия 'ближний', а именно, во-первых, стремление сократить до минимума круг ближних, во-вторых, стремление таким образом определить условия 'включения' отношения к ближнему по заповеди, чтобы ограничить необходимость такого включения случаями каких-то радикальных бедствий.
    Это просто: хочется, нарушая заповеди, представать перед собственной совестью, прежде всего, человеком не нарушающим.
    (...)

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 06.04.11 19:28

    Беда даже не в том, считает ли сосед соседа ближним, беда в полной мере в том, что за ближних не считают православные самих же православных, ну кроме очень близких. А ведь мы все одно Тело во Христе, и любой православный, если он себя олицетворяет с Православием для каждого из нас должен быть братом или сестрой в зависимости от пола. К какому брату или сестре даже по плоти нельзя придти без приглашения, а здесь духовное родство, которое превыше родства плотского, только как это открывается такое только в декларации, а по сути его (духовного родства) нет. Ибо и столы трапезные разные, у архиерея свой, у священников свой, у служителей храма свой, а у прихожан и вовсе никакого стола… Вот и вся любовь….))


    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  loretta в 06.04.11 20:17

    Зачем определять чью-то настоящесть? За собой прежде надо смотреть, а не сторожить соседа. Относиться же ко всем нужно хорошо, по-людски.

    Dum
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 255
    Дата регистрации : 2011-03-14
    Вероисповедание : Агностик

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Dum в 06.04.11 21:13

    loretta пишет:Зачем определять чью-то настоящесть?
    Отвечаю: из практических соображений.

    Из предыдущего постинга в том разговоре.

    Восхищаюсь Вашей дипломатичностью, Марина Андреевна. В принципе удовлетворён ответом.
    Если бы я формулировал вопрос специально для разговора с Вами, звучало бы примерно так.
    Можно ли, подходя с мерками универсальной светской нравственности, или, если угодно, интернациональной и межконфессиональной нравственности, той, которая признаётся от христианской Исландии до синтоистской Японии (как с запада на восток, так и с востока на запад) и нашла отражение в литературе и кинематографе, определить, выделить православных из числа прочих, без представления, без декларирования вероисповедания.
    Попробую пояснить примером. Лучше бы поближе к бытовым отношениям, но что есть.
    Некогда мне случилось участвовать в переговорах по заключению многосторонней сделки, а потом и исполнять эту сделку, контача со всеми участниками переговоров. Представительство было таково:
    - индус (индуист),
    - японец (синтоист),
    - хорват (католик),
    - два моих вышестоящих товарища, позиционирующих себя в качестве православных и известных не только посещениями храма, но и не малыми там пожертвованиями.
    Ну и я, мелкий, пожалуй, агностик.
    Можно ли было, зная заранее, кто есть кто по конфессии, спрогнозировать степень следования участниками сделки принципу 'Не делай другому, чего себе не желаешь' в ходе её исполнения?
    loretta пишет:За собой прежде надо смотреть, а не сторожить соседа.
    У меня достаточно чёткий и, как мне кажется разумный, кодекс чести. Главное – он выполнимый. В нём нет «подставления щеки». Я не именую себя христианином. Есть другое: пытаться иногда оставлять зло по отношению к себе безответным, но, как правило, отвечать на зло меньшим злом. По-моему лучше принять такой принцип и чётко ему следовать, чем неосуществимый, «щековой». Но КСС в своё время его отверг, как недостаточный с т.з. христианства.
    loretta пишет:Относиться же ко всем нужно хорошо, по-людски.
    За то, что попытался потом, в ходе исполнения сделки, отнестись к индусу по-людски, я был снят с занимаемой должности.
    loretta пишет:Зачем определять чью-то настоящесть? За собой прежде надо смотреть, а не сторожить соседа.
    А в принципе, согласен. Но тут уж "баш на баш". Я не определяю настоящесть христиан, а христиане отказываются от своего права "обличать" бездуховность и аморальность (априори) атеистов и агностиков. Угу?

    Алекс@ндр
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 449
    Дата регистрации : 2011-02-12
    Откуда : Подмосковье
    Вероисповедание : Православие

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Алекс@ндр в 06.04.11 22:12

    Dum пишет: Есть другое: пытаться иногда оставлять зло по отношению к себе безответным, но, как правило, отвечать на зло меньшим злом. По-моему лучше принять такой принцип и чётко ему следовать, чем неосуществимый, «щековой». Но КСС в своё время его отверг, как недостаточный с т.з. христианства.
    Я бы уточнил: недостаточный для совершенства. Вообще, заповеди блаженства изложены Христом от меньшей к большей и "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" - это вершина любомудрия, которую надо иметь перед собой и к которой стремиться. (это я не сам придумал, прочитал у Иоанна Златоуста). Так что Ваш принцип тоже подходит вполне, просто он не должен быть верхней планкой. А ещё Иоанн Златоуст говорил, что если мы злословим или проклинаем обидчика (даже мысленно), то тем самым уничтожаем всю нашу награду за то, что терпим от него. (это так, на заметку )

    Dum
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 255
    Дата регистрации : 2011-03-14
    Вероисповедание : Агностик

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Dum в 07.04.11 6:39

    Семёнов Алексей пишет:Вот и вся любовь….))
    Не спится…
    Ваше сообщение наводит…
    Знаете, давным-давно прочитал в Литературной газете статью мудрого человека, талантливого публициста Леонида Жуховицкого. Уж лет двенадцать как его нет в живых. Ту его статью я вырезал ножницами из газеты, чего вообще-то практически никогда не делал. Храню уже десятки лет. И с тех пор помню о так мною для себя названном Законе Жуховицкого. Этот Закон совершенно объективен и работает всегда. Сформулировать можно так
    Любая Идея являет собою Добро, пока воплощением её в жизнь занимаются волонтёры-любители. И та же Идея приобретает черты Зла, как только она обретает силу, и поддержанием её начинают заниматься профессиональные функционеры, кормящиеся от этой Идеи.
    Этой участи не избежала ни одна великая Идея. Ни Религиозная, ни Коммунистическая, ни Нацонально-Освободительные, Ни Идея Оппозиции, Борющейся за права человека, ни «Зелёная»… И слава Богу, что не один лишь Закон Жуховицкого определяет судьбу Идеи, но есть ещё иной закон, о котором мне поведал другой мудрый человек. На мой вопрос он поделился со мною своими мыслями на выпускном ВУЗовском банкете в ресторане, очень давно. Взял салфетку нарисовал на ней простенький рисунок и пояснил. С тех пор называю это Законом Ассистента. Он является логическим продолжением Закона Жуховицкого.
    Костры инквизиции запылали в своё время по Закону Жуховицкого. По этому же закону заработал ГУЛАГ. А по Закону Ассистента костры погасли, произошла Реформация и наступила Хрущёвская оттепель.
    Семёнов Алексей пишет:Вот и вся любовь….))

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 10:09

    Dum пишет:
    Любая Идея являет собою Добро, пока воплощением её в жизнь занимаются волонтёры-любители. И та же Идея приобретает черты Зла, как только она обретает силу, и поддержанием её начинают заниматься профессиональные функционеры, кормящиеся от этой Идеи.
    Этой участи не избежала ни одна великая Идея. Ни Религиозная, ни Коммунистическая, ни Нацонально-Освободительные, Ни Идея Оппозиции, Борющейся за права человека, ни «Зелёная»…
    C этим невозможно не согласиться, когда я задал священникам на одном из форумов вопрос, сколько бы их(священников) осталось в Церкви, если бы Церковь не платила им ни копейки, но всё служение Богу они бы проводили во слава Божию и только во имя её, то священник мне ответил, что не осталось бы пожалуй никого и он сам бы ушёл. То есть во славу Божию служить не станут, ну а где перераспределение доходов и притом неправое, там и зло, а зло отторгает от Церкви. Вот и получается, что во славу Божию служат только прихожане не получая за Литургию ни копейки, а сами жертвуя, как продуктами, вещами, так и деньгами, и даже не участвуя в послелетургических трапезных столах, вот они и чисты перед Богом и их служение на порядок выше всякого иного служения и Бог им воздаст во Царствии Своём более тех, кто уже получает награду свою в Церкви.

    lelik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1648
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 32
    Откуда : Раменский р-он
    Вероисповедание : неофит

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  lelik в 07.04.11 15:05

    Семёнов Алексей пишет:
    Dum пишет:
    Любая Идея являет собою Добро, пока воплощением её в жизнь занимаются волонтёры-любители. И та же Идея приобретает черты Зла, как только она обретает силу, и поддержанием её начинают заниматься профессиональные функционеры, кормящиеся от этой Идеи.
    Этой участи не избежала ни одна великая Идея. Ни Религиозная, ни Коммунистическая, ни Нацонально-Освободительные, Ни Идея Оппозиции, Борющейся за права человека, ни «Зелёная»…
    C этим невозможно не согласиться, когда я задал священникам на одном из форумов вопрос, сколько бы их(священников) осталось в Церкви, если бы Церковь не платила им ни копейки, но всё служение Богу они бы проводили во слава Божию и только во имя её, то священник мне ответил, что не осталось бы пожалуй никого и он сам бы ушёл. То есть во славу Божию служить не станут, ну а где перераспределение доходов и притом неправое, там и зло, а зло отторгает от Церкви. Вот и получается, что во славу Божию служат только прихожане не получая за Литургию ни копейки, а сами жертвуя, как продуктами, вещами, так и деньгами, и даже не участвуя в послелетургических трапезных столах, вот они и чисты перед Богом и их служение на порядок выше всякого иного служения и Бог им воздаст во Царствии Своём более тех, кто уже получает награду свою в Церкви.
    Ну,священникам-то детей кормить надо и самим как-то жить.Разве нет?Кто из прихожан готов положась на волю Божью оставит полностью попечение о материальном?
    А что касается мысли ДУМа-разделяю.Репрессии,инквизиции,казни,преследования на религиозной и политической почве-следствия неизбежного искажения главенствующей(хорошей ) идеи.

    Артемолег
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2926
    Дата регистрации : 2011-02-22
    Возраст : 37
    Откуда : БОЛЬШОЙ СЕКРЕТ
    Вероисповедание : православный

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Артемолег в 07.04.11 15:42

    О.СЕМЕНОВ АЛЕКСЕЙ! ТЕПЕРЬ Я ВАС ПОНЯЛА...
    ВАС ЧТО ЖАБА ДАВИТ,ЧТО БАТЮШКА ЧТО-ТО ИМЕЕТ ИЗ ПОДАЯНИЙ В ЦЕРКВИ?
    БАТЮШКАМ ПЛАТЯТ ЗАРТПЛАТУ МАЛЕНЬКУЮ.А ТАК ОН ЖИВЕТ НА СРЕДСТВА ЧТО ЛЮДИ В ЦЕРКОВЬ ПРИНЕСУТ.И ВООБЩЕ:ГРЕШНО БАТЮШЕК ОСУЖДАТЬ.ЛУЧШЕ О НИХ МОЛИТЕСЬ,НО НЕ ОСУЖДАЙТЕ.
    ПОЧИТАЙТЕ НУЖНУЮ ЛИТЕРАТУРУ,ПОЖАЛУЙСТА.

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  иерей Сергий в 07.04.11 16:36

    Семёнов Алексей пишет:когда я задал священникам на одном из форумов вопрос, сколько бы их(священников) осталось в Церкви, если бы Церковь не платила им ни копейки
    Мдааа... Вспоминается поговорка: "Кто о чем, а вшивый о бане". Алексей, придумали бы уже что-нибудь поактуальнее что-ли...

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 16:39

    lelik пишет:
    Ну,священникам-то детей кормить надо и самим как-то жить.Разве нет?Кто из прихожан готов положась на волю Божью оставит полностью попечение о материальном?
    А что касается мысли ДУМа-разделяю.Репрессии,инквизиции,казни,преследования на религиозной и политической почве-следствия неизбежного искажения главенствующей(хорошей ) идеи.
    Всем надо кормить своих детей, жён и родителей, все работают и все служат, и на Литургии все одинаково стоят, как епископ, так и священник, так и дьякон, так и мирянин, у Бога нет лицеприятия. Только если одни, как то епископы, священники, дьякона и прочие клирики, а так же служащие храма уже получают награду свою за служение Богу, кто куском хлеба, кто серебром, то прихожанин получит свою награду на Небесах, которая уже от него не отнимется. А из этого следует, что прихожанин в отличие от тех, кто уже получает свою награду, одни в виде почести, другие виде пищи насущной или денег более богат в Царстве Небесном, и слава Богу.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 16:43

    Артемолег пишет:О.СЕМЕНОВ АЛЕКСЕЙ! ТЕПЕРЬ Я ВАС ПОНЯЛА...
    ВАС ЧТО ЖАБА ДАВИТ,ЧТО БАТЮШКА ЧТО-ТО ИМЕЕТ ИЗ ПОДАЯНИЙ В ЦЕРКВИ?
    БАТЮШКАМ ПЛАТЯТ ЗАРТПЛАТУ МАЛЕНЬКУЮ.А ТАК ОН ЖИВЕТ НА СРЕДСТВА ЧТО ЛЮДИ В ЦЕРКОВЬ ПРИНЕСУТ.И ВООБЩЕ:ГРЕШНО БАТЮШЕК ОСУЖДАТЬ.ЛУЧШЕ О НИХ МОЛИТЕСЬ,НО НЕ ОСУЖДАЙТЕ.
    ПОЧИТАЙТЕ НУЖНУЮ ЛИТЕРАТУРУ,ПОЖАЛУЙСТА.
    Ваш тон и дух сказанного говорит только о Вашем неправом обо мне суждении. Я рассуждаю не в осуждение, ибо за что же осуждать, если человек Богу служит хотя бы и за деньги или кусок хлеба, но говорю о том, кто более в Царстве Небесном и почему. Так что Вы свои лукавые возмущения оставьте для себя.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 16:45

    иерей Сергий пишет:
    Семёнов Алексей пишет:когда я задал священникам на одном из форумов вопрос, сколько бы их(священников) осталось в Церкви, если бы Церковь не платила им ни копейки
    Мдааа... Вспоминается поговорка: "Кто о чем, а вшивый о бане". Алексей, придумали бы уже что-нибудь поактуальнее что-ли...
    Я ничего и никогда не придумываю, перед Богом стою, а не перед Вами, что бы мне что – то выдумывать запомните это раз и навсегда и если я что – то говорю, то так и было.

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  иерей Сергий в 07.04.11 16:54

    Семёнов Алексей пишет:Я ничего и никогда не придумываю, перед Богом стою, а не перед Вами, что бы мне что – то выдумывать запомните это раз и навсегда и если я что – то говорю, то так и было.
    Любезнейший Алексей, проработка Ваших комплексов в отношении священнических зарплат стала меня слегка утомлять. По сему я намерен обратиться к Админу форума с просьбой, чтоб эта тема была закрыта раз и навсегда.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 17:04

    иерей Сергий пишет:
    Семёнов Алексей пишет:Я ничего и никогда не придумываю, перед Богом стою, а не перед Вами, что бы мне что – то выдумывать запомните это раз и навсегда и если я что – то говорю, то так и было.
    Любезнейший Алексей, проработка Ваших комплексов в отношении священнических зарплат стала меня слегка утомлять. По сему я намерен обратиться к Админу форума с просьбой, чтоб эта тема была закрыта раз и навсегда.
    Я не говорю о зарплате священства в этой теме, а говорю о тех, кто уже получает свою награду здесь и сейчас, и о тех, кто получит её в Царстве Небесном в веке будущем, не путайтесь сами и людей не путайте.

    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  loretta в 07.04.11 17:19

    Семенов, совесть поимейте. Мы же договорились не говорить на провокационные темы, пока о. Сергий нездоров.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 17:28

    loretta пишет:Семенов, совесть поимейте. Мы же договорились не говорить на провокационные темы, пока о. Сергий нездоров.
    Я ни с кем и не о чём не договорился, и в моём слове нет ничего провокационного, не клевещите в очередной и "сто пятый раз", поимейте совесть.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10618
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Михаил55 в 07.04.11 17:42

    Отец Сергий, лучше "забаньте" себя на время болезни! Ваше здоровье нам дороже выяснения истины!

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 17:45

    А лучше всего, если мои рассуждения кого – то раздражают, поставьте мой ник в игнор, я вас не буду видеть вы меня и слава Богу.

    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10618
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 61
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Михаил55 в 07.04.11 17:48

    Не обижайтесь, Алексей, просто речь идет о здоровье человека...

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 17:55

    Михаил55 пишет:Не обижайтесь, Алексей, просто речь идет о здоровье человека...
    О здоровье и говорю. Если мои рассуждения кого - то раздражают, то что проще поставить мой ник в игнор, пытаться заставить меня не рассуждать всё – равно как просить Солнцу не всходить. Только меня Солнцу не уподобляйте, я не Солнце.

    Сергей КСС
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1803
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Откуда : Украина-Крым-Керчь
    Вероисповедание : Христианское

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Сергей КСС в 07.04.11 18:45

    Думаю, что все мы являемся частичными Христианами. Меру нашей частичности никто кроме Господа видеть точно не может. И только исполнение или отвращение от заповедей Его, является для нас подобием зеркала, и мерой самооценки. Полагаться в оценке себя на людей, крайне опасно.


    Помилуй Господи.

    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  loretta в 07.04.11 19:42

    Михаил55 пишет:Отец Сергий, лучше "забаньте" себя на время болезни! Ваше здоровье нам дороже выяснения истины!
    Лучше Семенова забанить на время. Больше пользы для форума, раз человек не понимает.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Семёнов Алексей в 07.04.11 20:25

    loretta пишет:
    Михаил55 пишет:Отец Сергий, лучше "забаньте" себя на время болезни! Ваше здоровье нам дороже выяснения истины!
    Лучше Семенова забанить на время. Больше пользы для форума, раз человек не понимает.
    Желчью исходить не надо и будет Вам благо. Не хотите читать Семёнова, ставьте в игнор, всего и делов то. Или вы тут собираетесь устроить ещё одну очередную компанию против Семёнова, вы гонениями, клеветой, подлогом и лжесвидетельством свою веру греете что ли? Ну не нравятся мои сообщения, не читайте, что мешает, а? )))

    Dum
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 255
    Дата регистрации : 2011-03-14
    Вероисповедание : Агностик

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Dum в 07.04.11 20:40

    Алекс@ндр пишет:
    Dum пишет: Есть другое: пытаться иногда оставлять зло по отношению к себе безответным, но, как правило, отвечать на зло меньшим злом. По-моему лучше принять такой принцип и чётко ему следовать, чем неосуществимый, «щековой». Но КСС в своё время его отверг, как недостаточный с т.з. христианства.
    Я бы уточнил: недостаточный для совершенства. Вообще, заповеди блаженства изложены Христом от меньшей к большей и "кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два" - это вершина любомудрия, которую надо иметь перед собой и к которой стремиться. (это я не сам придумал, прочитал у Иоанна Златоуста). Так что Ваш принцип тоже подходит вполне, просто он не должен быть верхней планкой. А ещё Иоанн Златоуст говорил, что если мы злословим или проклинаем обидчика (даже мысленно), то тем самым уничтожаем всю нашу награду за то, что терпим от него. (это так, на заметку )
    Александр, Ваш коммент мне понравился. Я не много общался на православных форумах. Почти ничего. Но в иных местах у меня опыт не малый. Беседы об этой заповеди (хотя вообще-то заповедью, кажется, не считается) Христа заходили не раз. Однако на святоотеческий источник не ссылался никто и никогда. Это мнение Иоанна Златоуста, похоже, вообще мало кому известно. Мой товарищ по палате, обратите внимание, ответил очень просто: «Э-э, нет. Это перебор». Если бы он сказал: «К этому надо стремиться, но мне это недоступно», - мы бы с Вами сейчас об этом не разговаривали (повода для открытия темы не было бы). А ведь в храме-то он, видимо, не раз бывал. Значит, плоховато с верующими работают, кому положено.
    И кажется мне, что таких верующих, как мой больничный собеседник очень-очень много. У них не осознание своей «недотяжки» до новозаветных требований, а убеждение, что многое из этих требований можно даже не пытаться выполнять, ни в каком компромиссном варианте. И без вреда для здоровья.
    Алекс@ндр пишет:А ещё Иоанн Златоуст говорил, что если мы злословим или проклинаем обидчика (даже мысленно), то тем самым уничтожаем всю нашу награду за то, что терпим от него. (это так, на заметку )
    С возрастом это злословие обидчика понемногу сходит на нет. Просто уже часто понимаешь, почему обидчик поступил так, а не иначе. А понять человека, значит его простить. И к себе относишься критичнее.
    И еще, оставили бы Вы ссылку на текст Иоанна Златоуста в теме о ссылках http://www.predanieneo.com/t591-topic. Желательно с припиской: (в ч. разъясняет 'Ударившему тебя по щеке подставь и другую...')
    Остаётся выяснить, «недотяжка» до подобных требований Нового Завета пресекает возможность спасения или нет?

    С уважением,

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23199
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Admin в 07.04.11 22:05

    иерей Сергий пишет:
    Семёнов Алексей пишет:Я ничего и никогда не придумываю, перед Богом стою, а не перед Вами, что бы мне что – то выдумывать запомните это раз и навсегда и если я что – то говорю, то так и было.
    Любезнейший Алексей, проработка Ваших комплексов в отношении священнических зарплат стала меня слегка утомлять. По сему я намерен обратиться к Админу форума с просьбой, чтоб эта тема была закрыта раз и навсегда.
    Тема закрыта.

    Алекс@ндр
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 449
    Дата регистрации : 2011-02-12
    Откуда : Подмосковье
    Вероисповедание : Православие

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Алекс@ндр в 07.04.11 23:00

    Dum пишет:Это мнение Иоанна Златоуста, похоже, вообще мало кому известно.
    Ну вообще я немного переврал конечно. Embarassed Иоанн Златоуст не говорил ничего вроде "это пока не для вас, но имейте в виду", однако он довольно часто, разъясняя большие заповеди, затем убеждает исполнить хотя бы меньшее, поэтому у меня сложилось такое мнение. Вот, прочитайте лучше сами:
    Спойлер:
    Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение. В самом деле, если ты размыслишь, кто были слышавшие это повеление, каково было расположение их духа, и в какое время они приняли этот закон, то признаешь мудрость Законодателя и увидишь, что как закон о мщении, так и закон о незлобии даны одним и тем же Законодателем, и оба предписаны вполне своевременно и с величайшею пользою. Если б эти высокие и великие заповеди Законодатель предложил с самого начала, то люди не приняли бы ни этих заповедей, ни прежних. Теперь же, те и другие предложив в приличное время, Он исправил ими всю вселенную. С другой стороны, Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным. Таким образом Законодатель мало-помалу посеивает в сердцах благочестие, когда повелевает, чтобы обиженный за причиненное ему зло платил равным, хотя, по требованию правосудия, зачинщик преступления достоин был бы большего наказания. Но так как Ему угодно было правосудие растворить человеколюбием, то учинившего большее преступление Он осуждает на наказание гораздо меньшее, нежели какого он достоин, желая тем самым научить нас и среди самого страдания показывать великую кротость. Итак, приведя постановление ветхого закона и прочитав его от слова до слова, Спаситель опять показывает, что не брат учиняет обиду, но лукавый. Поэтому и присовокупляет: “А Я говорю вам: не противься злому”. Не говорит: “не противься брату”, но: злому, показывая тем, что обидчик все делает по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого, весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Что же, скажешь ты: ужели нам не должно противиться лукавому? Должно, но не так, а как повелел сам Спаситель, то есть, готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого. Не огнем ведь погашают огонь, а водою. А чтобы знать тебе, что и в Ветхом завете победа и венец остаются на стороне претерпевшего обиду, рассмотри, что происходит в этом случае, и увидишь, что преимущество остается на стороне обиженного. В самом деле, кто первый поднимает руку на совершение неправды, тот вырывает два глаза, — и у ближнего и у себя. Поэтому Он справедливо подвергается общей ненависти и бесчисленным обвинениям. Между тем обиженный, хотя и воздаст за причиненное ему зло равным, не сделает никакого зла, почему многие даже и сожалеют о нем, так как он чист от греха в этом деле, хотя и воздал равным за равное. И хотя несчастие у обоих одинаково, но суждение о них не одинаково, как у Бога, так и у людей, а следовательно, уже и несчастие не одинаково. Итак, Спаситель сначала сказал: “Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, …а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной”; здесь же требует еще высшего любомудрия, повелевая обиженному не только молчать, но и подставлять обижающему другую щеку, и таким образом еще сильнее побороть его своим великодушием. И это говорит Он не только для того, чтобы дать закон, повелевающий переносить обиды, но чтобы и во всех других случаях научить нас незлобию.

    2. Подобно тому, как в том случае, когда Спаситель говорит, что “кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной”, разумеет не одно только это обидное слово, но и вообще всякое поношение, так и здесь Он не только предписывает, чтобы мы переносили великодушно одни заушения, но чтобы мы не смущались и всяким другим страданием. Вот почему, как и там Он избрал обиду самую чувствительную, так и здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду. Давая эту заповедь, Спаситель имеет в виду пользу и наносящего удары, и терпящего их. В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя. Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых. Оно не только удерживает их от дальнейших порывов, но еще заставляет раскаяться и в прежних, и делает то, что они отходят от обиженных, удивляясь их кротости, и наконец, из неприятелей и врагов делаются не только их друзьями, но даже самыми близкими людьми и рабами. Наоборот, мщение производит совершенно противные следствия. Оно обоим причиняет стыд, ожесточает их и еще больше воспламеняет гнев, и зло, простираясь далее, доводит нередко до смерти. Вот почему Спаситель заушаемому не только запретил гневаться, но и повелел насытить желание ударяющего так, чтобы вовсе и неприметно было, что ты первый удар претерпел невольно. Действительно, таким образом ты поразишь бесстыдного гораздо чувствительнее, чем в том случае, если бы ты ударил его рукою, и из бесстыдного сделаешь его кротким. “Кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду”. Спаситель хочет, чтобы мы показывали такое же незлобие не только, когда нас бьют, но и когда хотят отнять от нас имение. Потому опять предлагает столь же высокое правило. Как там Он повелевает побеждать терпением, так и здесь уступкою большего, чем ожидает любостяжатель. Впрочем, Он не просто предложил это последнее правило, а с оговорками, — он не сказал: “Отдай ему и верхнюю одежду”, но — “и кто захочет судиться с тобою”, т. е. если он влечет тебя в суд и хочет завести с тобою дело. И, подобно как после заповедей — не называть брата безумным и не гневаться на него напрасно, в последней Своей проповеди Он потребовал большего, повелев подставлять и правую щеку, так и теперь, после высказанного уже повеления — мириться с соперником, опять простирает Свое требование еще далее, предписывая не только отдать сопернику то, что он хочет взять, но и оказать большую щедрость. Что ж? Неужели скажешь, мне ходить нагим? Не были бы мы наги, если бы в точности исполняли эти повеления; напротив, еще были бы гораздо лучше всех одеты. Во-первых, потому, что никто не нападет на человека, имеющего такое расположение духа, а во-вторых, если бы и нашелся кто настолько жестокий и немилосердный, что дерзнул бы и на это, то без сомнения еще более бы нашлось таких, которые человека, восшедшего на такую степень любомудрия, покрыли бы не только одеждами, но, если бы было возможно, и самою плотью своею.

    3. А если бы кому довелось и нагим ходить ради такого любомудрия, то и в этом не было бы стыда. Адам в раю был наг и не стыдился (Быт. 2:25). И Исайя, ходивший нагим и без обуви, был знаменитее всех иудеев (Ис. 20:3). Иосиф тогда особенно просиял (добродетелью), когда оставил одежду. Нимало не худо так обнажаться, но постыдно и смешно так одеваться, как мы одеваемся ныне, т. е. в драгоценные одежды. Вот почему тех Бог прославил, а нас осуждает и через пророков, и через апостолов. Итак, не будем почитать невозможными повеления Господни. Они и полезны, и весьма удобны к исполнению, если только мы будем бодрствовать. Они так спасительны, что не только нам, но и обижающим нас приносят величайшую пользу. Особенное же достоинство их состоит в том, что они, убеждая нас терпеть обиды, тем самым научают любомудрствовать и причиняющих их. В самом деле, когда обижающий важным почитает отнимать собственность других, а ты на самом деле покажешь ему, что для тебя легко отдать и то, чего он не просит, и таким образом противопоставишь его нищенствованию и любостяжанию свою щедрость и любомудрие, то представь, сколь сильное получит он вразумление, не словами, но самыми делами научаясь презирать злые склонности и любить добродетель! Бог хочет, чтобы мы были полезны не только для самих себя, но и для всех ближних. Итак, если ты отдашь требуемое без всякого спора и суда, то приобретешь пользу только себе. Если же сверх требуемого отдашь и другое что-нибудь, то и соперника отпустишь от себя лучшим. Вот что значит та соль, каковою Спаситель желает быть ученикам Своим; она и саму себя сберегает, и сохраняет другие тела, ею осоленные. Вот что значит и тот свет; он светит и самому себе, и другим. Итак, поелику Господь и тебя поставил в число учеников Своих, то просвети сидящего во тьме; научи его, что он и то, чего от тебя требовал, взял у тебя не насильно; убеди его, что ты не считаешь себя обиженным. Таким образом, и сам заслужишь большее уважение и почтение, когда уверишь его, что он ничего у тебя не отнял, а ты сам подарил ему. Своею кротостью обрати грех его в повод к проявлению твоего благородства. Если это кажется тебе очень высоким, то подожди, — ты еще увидишь, что это не есть верх совершенства. Спаситель не останавливается еще здесь, предписывая тебе правила терпения обид, но простирается далее, говоря: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два” (Мф. 5:41). Видишь ли, на какую высоту любомудрия возводит тебя Спаситель? Он говорит, что и тогда, когда отдашь своему врагу и верхнюю и нижнюю одежду, ты не должен противиться ему, если бы он и обнаженное тело твое захотел подвергнуть страданиям и трудам. Он хочет, чтобы все было общим — и тела, и имущество, и чтобы мы служили ими как бедным, так и тем, кто обижает нас. Последнее — долг мужества, а первое — человеколюбия. Поэтому-то Он и сказал: “И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два”, возводя тебя еще выше, и повелевая оказывать новые опыты равного прежним великодушия. Если прежние Его предписания, которые требуют гораздо меньшего, доставляют исполняющим их столь великое блаженство, то подумай, какой жребий ожидает тех, кто исполняет эти последние, и каковыми еще прежде наград являются те, которые в человеческом и страстном теле показывают совершенное бесстрастие. Если они не только не оскорбляются обидами, ударами, отнятием имущества, не только не побеждаются ничем другим тому подобным, но еще жаждут больших страданий, то представь, какова у них делается душа. Потому-то Христос, как повелел поступать при нанесении ударов и при лишении имущества, так точно повелевает поступать и в этом случае. Что я говорю, — как бы так говорит он, — об обидах и отнятии имущества? Если бы кто захотел и само тело твое подвергнуть тяжким и изнурительным трудам, и притом несправедливо, то и тогда ты должен победить его несправедливое желание, и стать выше его. “Принудить силой” — значит влечь кого неправедно, без всякой причины и с обидою. Но ты и на это будь готов; будь готов потерпеть даже больше, нежели, сколько тот хочет причинить тебе. “Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся” (ст. 42). Этими словами Спаситель требует меньшего, нежели прежними, но не удивляйся этому. Спаситель обыкновенно так делает: Он всегда к великому присоединяет малое. Если же слова эти и малы в сравнении с первыми, пусть, однако, внимают им те, которые берут чужое, а собственное имущество раздают блудницам, и таким образом возжигают для себя сугубый огонь чрез неправедный прибыток и пагубное расточение. Предписывая здесь давать в заем, Спаситель разумеет не отдачу денег в рост, но простое одолжение. А в другом месте требует еще большего, говоря, чтобы мы давали и тем, от кого не надеемся получить. “Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (ст. 43-45). Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, — даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но — возлюби; не сказал: не обижай, но — и благотвори.

    4. Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой: первая степень — не начинать обиды; вторая — когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья — не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая — предавать себя самого злостраданию; пятая — отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая — не питать к нему ненависти; седьмая — даже любить его; восьмая — благодетельствовать ему; девятая — молиться о нем Богу. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда. Так как повеление велико и требует мужественной души и великого подвига, то и мзду за исполнение его Спаситель обещает такую, какой не соединял ни с одною из прежних заповедей. Он обещает здесь не землю, как кротким, не утешение и помилование, как плачущим и милостивым, но царствие небесное, но, что они будут подобны Богу, насколько то возможно для людей: “Да будете сынами, — говорит, — Отца вашего Небесного” (у Златоуста — "будете подобны Отцу Небесному" — прим. и.Н.).. Заметь, что Он ни здесь, ни прежде не называет Бога Отцом Своим; но там, когда говорил о клятвах, называл Его Богом и Царем великим, а здесь называет Отцом нашим. Он делает так потому, что беседу об этом хочет оставить до приличного времени. Объясняя, затем, в чем состоит богоподобие, Он говорит: “Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных”, то есть, Бог не только не ненавидит оскорбляющих Его, но даже благодетельствует им. Конечно, здесь нет равенства ни по чему, так как не только благодеяния Божии, но и величие Его достоинства превосходит все, что только вообразить можно. Тебя оскорбляет подобный тебе, а Его — раб, и притом такой, который получил от Него бесчисленные благодеяния. Ты, молясь за врага, благодетельствуешь ему словами, а Бог благодетельствует ему весьма великими и чудными делами, освещая его солнцем и ежегодно посылая дожди в определенное время. И при всем том я допускаю твое богоравенство, какое только возможно для человека. Итак, не питай ненависти к человеку, делающему тебе зло, когда ты через него приобретаешь такие блага и достигаешь столь великой чести. Не кляни обижающего тебя; иначе ты оскорбление претерпишь, а плода лишишься, — понесешь вред, а награды не получишь. А это крайне безумно — претерпевши труднейшее, не перенести легчайшего. Но как это возможно, скажешь ты? Ты видишь, что Бог для тебя сделался человеком, что Он так уничижил Себя и так много пострадал за тебя, и еще ли спрашиваешь и недоумеваешь, как можешь ты прощать обиды равным себе? Не слышишь ли, что говорит Он на кресте: “Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34)? Не слышишь ли, что говорит Павел: восшедший на небо, и седящий “одесную Бога, Он и ходатайствует за нас” (Рим. 8:34)? Не видишь ли, что Он и после распятия и вознесения на небо послал к умертвившим Его иудеям апостолов, принесших им бесчисленные блага, и вместе потерпевших от них бесчисленное множество зол? Но ты весьма много обижен? Что же такое потерпел ты, что было бы подобно страданию твоего Владыки, Который после оказанных Им бесчисленных благодеяний был связан, претерпел заушения, бичевания, оплевания от рабов, и наконец претерпел смерть — и смерть поноснейшую из всех смертей? Если же ты и много обижен, то по тому-то самому и должен еще более благодетельствовать, чтобы и для себя самого получить блистательнейший венец, и брата избавить от крайне жестокой болезни. Когда больные, находящиеся в сумасшествии, наносят удары и обиды врачам своим, то последние в это-то время особенно и жалеют о них и стараются об их излечении, зная, что дерзость их происходит от чрезмерной болезни. Подобным образом и ты имей такое же расположение духа к злоумышляющим против тебя, и таким же образом поступай с обижающими тебя, потому что они совсем больные и делают все совершенно невольно. Итак, освободи врага своего от тяжкой его гордости, заставь его бросить гнев, и избавь от лютого демона — ярости. Видя беснующихся, мы проливаем слезы, а не думаем сами подобно им бесноваться. Будем поступать также и с гневающимися, потому что и они подобны бесноватым, или даже несчастнее их, потому что хотя они и беснуются, но еще не лишились ума. Потому-то и бешенство их непростительно.

    5. Итак, не нападай на лежащего, но жалей о нем. Когда мы видим, как человек, страдающий желчью, мучится головокружением и силится изблевать эту вредную мокроту, то тотчас подаем руку, поддерживаем терзаемого, и не отвращаемся от него, хотя бы замарали и одежду, но о том только и стараемся, чтобы как-нибудь избавить его от такого тяжкого положения. Подобным образом станем поступать и с разгневанными, станем помогать им, как изрыгающим из себя желчь и терзаемым, и не будем оставлять их до тех пор, пока они не извергнут всей горечи. И когда такой человек успокоится, то воздаст тебе величайшую благодарность. Тогда он ясно узнает, от какого расстройства ты его избавил. Но что я говорю о его благодарности? Сам Бог тотчас же тебя увенчает и наградит бесчисленными благами за то, что ты освободил брата своего от жестокой болезни. Да и тот будет почитать тебя, как своего господина, будет всегда с благоговением взирать на твою кротость. Не видишь ли, как мучащиеся родами кусают стоящих около них женщин, и между тем последние не ощущают боли? Вернее же сказать: они ощущают ее, но только мужественно переносят, соболезнуя о мучащихся и терзающихся болезнями рождения. Поревнуй и ты их великодушию и не будь слабее женщин. Когда родят эти жены, — а гневающиеся малодушнее самих жен, — тогда они узнают в тебе мужа. Если же эти повеления кажутся тебе тяжкими, то помысли, что Христос для того и пришел, чтобы насадить их в наших сердцах, и чтобы сделать нас полезными как для врагов, так и для друзей. Поэтому Он и повелевает заботиться о тех и других; о братиях — когда говорит: “Если ты принесешь дар твой”; о врагах же — когда приказывает любить их и молиться за них. И побуждает к исполнению этого, не только указывая на пример благости Божией, но и на противное: “Ибо если вы будете любить, — говорит Он, — любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари”(ст. 46)? То же самое подтверждает и Павел: “Вы еще не до крови сражались, — говорит он, — подвизаясь против греха” (Евр. 12:4). Итак, если ты исполняешь заповедь любви ко врагам, то пребываешь с Богом; если же оставляешь ее, то с мытарями. Видишь ли, что эти заповеди еще не так велики, как велико различие между мытарями и Богом? Итак, не станем помышлять о трудности повеления, но представим награду, и подумаем, кому соделаемся подобными, когда исполним это повеление, и с кем сравнимся, когда не будем исполнять. Спаситель повелевает нам мириться с братом, и до тех пор не отходить от него, пока совершенно не истребим вражды. Когда же говорит о всех вообще, то не налагает на нас такой обязанности, но только требует того, что от нас зависит, и таким образом облегчает трудность закона. Выше сказал Он: “Так гнали [и] пророков, бывших прежде вас” (Мф. 5:12); теперь, желая, чтобы ученики Его за то же самое не досадовали на своих гонителей, повелевает им не только терпеть так поступающих с ними, но и любить их. Видишь ли, как Он с самым корнем истребляет гнев, пристрастие к плоти, к богатству, к славе и к настоящей жизни? Это уже сделал Он и в начале Своей проповеди, но гораздо более теперь. Действительно, нищий духом, кроткий и плачущий изгоняет из себя гнев; праведный и милостивый истребляет в себе пристрастие к богатству; чистый сердцем свободен от злой похоти; гонимый, претерпевающий обиды и злословимый приучается к совершенному презрению вещей временных, и пребывает чист от надменности и тщеславия. Освободив, таким образом, слушателя от всех этих уз и приготовив к подвигам, Христос опять иным образом и с большим тщанием исторгает из его сердца указанные страсти, начиная с гнева, и уничтожая всю силу этой страсти, когда говорит, что гневающийся на брата своего, называющий его безумным и пустым человеком, заслуживает наказания; что принесший дар не должен приступать к трапезе, пока не прекратит вражды; что имеющий соперника, прежде нежели увидит судилище, должен сделать его из врага другом. Потом опять переходит к похоти и говорит, что воззревший любострастными очами заслуживает наказание как прелюбодей; соблазняющийся любострастною женою или мужем или другим кем-либо из близких к нему должен отсечь от себя всех таковых; имеющий законную жену не должен никогда удалять ее от себя и обращать взоров к другой. Этими внушениями Спаситель исторгает корни злой похоти. Вслед за тем Он обуздывает любовь к богатству, запрещая клясться, лгать и удерживать даже рубашку, какую кто имеет на теле; повелевает отдавать верхнюю одежду и не жалеть даже тела для услуг требующему. Так истребляет Он в конец пристрастие к богатству.

    6. Наконец, все эти повеления Спаситель украшает прекраснейшим венцом, говоря: “Молитесь за обижающих вас и гонящих вас”, — и таким образом возводит учеников Своих на высочайший верх любомудрия. Как терпеть заушения есть высший подвиг, нежели быть кротким; отдавать рубашку и верхнюю одежду есть дело более важное, нежели быть милостивым; переносить обиды есть высшая добродетель, нежели быть праведным; сносить побои и не противиться, когда понуждают идти, значит больше, нежели быть миротворцем, — так, и среди гонений благословлять гонящего — гораздо важнее, нежели быть гонимым. Видишь ли, как Он мало-помалу возводит нас на самое небо? Итак, чего будем достойны мы, которые получили повеление ревностно стараться об уподоблении себя Богу, и между тем, может быть, еще не сравнялись и с мытарями? В самом деле, если и мытари, и грешники, и язычники любят любящих, а мы и этого не делаем (а не делаем мы этого, когда завидуем доброй славе наших братьев), то какому не подвергнемся наказанию, будучи ниже язычников, тогда как должны быть превосходнее книжников? Как же, скажи мне, мы можем узреть царство? Как взойдем в его священные преддверия, будучи ничем не лучше мытарей? На это и указывает Спаситель, говоря: “Не то же ли делают и мытари”? Что особенно удивительно в учении Христа, так это то, что награды за подвиги Он предлагает повсюду в великом множестве: обещает подвизающимся, что они и узрят Бога, и царствие небесное наследят, и будут сынами Божиими и подобными Богу, и помилованы будут, и утешатся, и получат многую мзду на небесах; а если где нужно было упомянуть о прискорбном, то упоминает об этом кратко, так что имя геенны, например, Он употребил в столь продолжительной беседе всего лишь один раз. В других случаях Он исправляет слушателя кроткими вразумлениями, убеждая его более увещаниями, нежели угрозами, например, когда говорит: “Не то же ли делают и мытари”? Или: “Если же соль потеряет силу”; Или: “Малейшим наречется в Царстве Небесном”. Иногда полагает Он вместо наказания грехи, предоставляя самому слушателю заключать из тяжести последних о тяжести наказания, например, когда говорит: “прелюбодействовал с нею в сердце своем”; или: “кто разводится с женою своею, …тот подает ей повод прелюбодействовать” . Для вразумления имеющих ум не нужно упоминать о наказании, а довольно только представить тяжесть греха. Вот почему и в настоящем случае Он представляет в пример язычников и мытарей, чтобы ученики Его устыдились, видя, с какими людьми Он их сравнивает. Тоже делал и Павел, когда говорил: “Дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды” (1 Фес. 4:13), и “как и язычники, не знающие Бога” (ст. 5). Кроме того, слова эти: “Не так же ли поступают и язычники?” (Мф. 5:47) Спаситель сказал и для того, чтобы показать, что Он не требует ничего чрезмерного, но немного больше обыкновенного. Этим, однако, Он не заключает Своего слова, но оканчивает его указанием на награды и благими надеждами, говоря: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (ст. 48). Часто упоминает Он во всей беседе Своей о небе, чтобы представлением самого места возбудить сердца учеников Своих, так как в это время они были еще довольно слабы и грубы. Итак, представляя все доселе сказанное, будем оказывать всякую любовь ко врагам. Отвергнем то смешное обыкновение, которым страдают многие неразумные люди, дожидающиеся, чтобы встречные предупреждали их своим приветствием, и таким образом не ревнуют о том, что заключает великое блаженство, но гоняются за тем, что достойно смеха. Почему же ты не приветствуешь его прежде? Потому, скажешь ты, что он ожидает этого. Но потому-то самому и надлежало поспешить тебе, чтобы венец достался тебе. Нет, — скажешь, — я потому именно и не приветствую его, что ему сильно этого хочется. Что может быть хуже такого безумия? Так как, говоришь ты, он сильно желает доставить мне случай к награде, по тому самому я не хочу этим случаем воспользоваться. Если он тебя предупреждает своим приветствием, то ты не получишь никакой пользы, хотя после и ответишь ему тем же; если же ты поспешишь прежде выразить ему приветствие, то ты, как бы торгуясь с его гордостью, получишь себе большую выгоду и соберешь обильный плод с его надменности. Итак, не крайне ли мы будем безумны, когда, имея случай двумя словами приобрести столь великую пользу, выпустим ее из рук, и сами впадем в то же безрассудство, за которое осуждаем другого? Если ты обвиняешь его в том, что он прежде ожидает приветствия от другого, то зачем подражаешь тому, что охуждаешь сам, и стараешься как доброе перенимать то, что сам называешь злом? Видишь ли, что нет ничего безумнее человека, живущего в злобе? Поэтому умоляю вас, будем избегать этой злой и достойной посмеяния привычки. Болезнь эта расторгнула бесчисленное множество дружеских союзов и произвела многие раздоры. Будем же, поэтому, приветствиями предупреждать других. Если нам заповедано терпеть и тогда, когда враги нас заушают, насильно заставляют провожать себя и обнажают, то заслужим ли мы какого-нибудь прощения, если с таким упорством будем отказываться от простого приветствия? Ты скажешь: я подвергнусь презрению и буду как оплеванный, когда окажу ему такую честь. Итак, чтобы не презирал тебя человек, ты оскорбляешь Бога? Чтобы не презирал тебя беснующийся равный тебе раб, ты презираешь Владыку, Который столь много тебя облагодетельствовал? Ежели неразумно, что презирает тебя человек равный тебе, то еще более неразумно, что ты презираешь Бога, Который сотворил тебя. Сверх того, заметь и то, что презирающий тебя тем самым доставляет тебе случай к получению большей награды, поскольку ты терпишь это для Бога, повинуясь Его законам. А с этою наградою какая честь, какие венцы сравниться могут? Я готов лучше терпеть всякие обиды и презрение — для Бога, нежели у всех царей быть в почтении, так как ничто, ничто не может сравниться с этою славою. Будем же искать этой славы так, как повелел сам Спаситель, и нимало не заботясь о суждениях человеческих, но во всем показывая истинное любомудрие, по нему будем устроять жизнь свою. Таким образом, еще здесь мы будем предвкушать блага небесные и славу венцов райских; будем обращаться с людьми — как ангелы, и обитать на земле — как силы небесные, освободившись от всякой похоти и всех земных страстей; а вместе со всем этим восприимем и неизреченные блага, которых да сподобимся все мы благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, держава и поклонение со безначальным Отцом и Святым и благим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
    Dum пишет:И еще, оставили бы Вы ссылку на текст Иоанна Златоуста в теме о ссылках http://www.predanieneo.com/t591-topic. Желательно с припиской: (в ч. разъясняет 'Ударившему тебя по щеке подставь и другую...')
    Очень рекомендую прочитать его толкование на Евангелие от Матфея.
    Беседы Иоанна Златоуста можно найти на огромном количестве сайтов в сети, например на православном торрент трекере, на который в этой теме была ссылка. Кстати, там же есть полное собрание сочинений, 12 томов, в fb2 и pdf. (толкование на Евангелие от Матфея - это 7-й том) Там же есть и аудиовариант этого толкования(правда, все цитаты из Писания в нём на церковнославянском).
    Dum пишет:Остаётся выяснить, «недотяжка» до подобных требований Нового Завета пресекает возможность спасения или нет?
    А нет такого человека, который мог бы сказать "я дотянул" или "я всё исполнил", точнее был один сын человеческий (сам Христос то есть). Наше дело - прилагать все наши старания (и каяться), а оценивать себя - дело не наше.

    Спонсируемый контент

    Re: «Частичные» христиане. Как относиться?

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 13:25


      Текущее время 05.12.16 13:25