Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Украина и Православие.
автор Монтгомери Вчера в 23:07

» Сталин-это
автор Holder Вчера в 23:02

» Чин всенародного покаяния
автор Holder Вчера в 22:58

» НАРОД и его песни!
автор Монтгомери Вчера в 16:45

» Мысли, что стали стихами...Нюся (Татьяна)
автор Holder Вчера в 13:50

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Монтгомери Вчера в 1:19

» Размышления нонейма о вечности, мистике, Боге, жизни...
автор Монтгомери 09.12.16 20:32

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор Монтгомери 09.12.16 20:25

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор vlad4484 09.12.16 20:02

» О национальном чувстве
автор Admin 09.12.16 19:49

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор Монтгомери 09.12.16 19:24

» Красиво
автор Бездомный 09.12.16 17:25

» РФ и Россия
автор Admin 08.12.16 21:30

» ЧТО ТАКОЕ Псевдомонархизм?
автор Admin 08.12.16 20:23

» Что это за такой "закон" о земельных участках?
автор Бездомный 08.12.16 20:18

» Плоды демократии или нужен ли национализм?
автор Ingwar 08.12.16 13:41

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Поделиться

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 19:59

    Нахожу много критики этому творению Фомы Кемпийского. Начал его читать и не нахожу никакого криминала.

    Прошу всех интересующихся исследовать его со мной.

    Итак:

    ГЛАВА I. О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ И О ПРЕЗРЕНИИ МИРА И ВСЕЙ СУЕТЫ ЕГО.
    1. [1]. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. VIII, 12), глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак да будет нам главное попечение - поучаться в жизни Христа Иисуса.  

    2. [2]. Его учение превосходнее вся кого учения святых, и кто имел бы духа в себе, тот нашел бы в том учении манну сокровенную (Апок.11,17). Но со многими бывает, что они и часто слышат Евангелие, однакоже мало чувствуют желания, потому что Духа Христова не имеют. А кто хочет в полноте и сладости уразуметь слова Христовы, тот пусть постарается всю свою жизнь сообразить со Христом.  

    3. [3]. Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета (Еккл. 12), - разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие - вот в чем состоит верховная мудрость.  

    4. [4]. Суета - искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета - гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета - прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после надо понесть тяжкое наказание. Суета - желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета - о настоящей только жизни заботиться, а в грядущий век не прозирать нисколько. Суета - возлюбить, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость.  

    5. [5]. Попекись же отвлечь свое сердце от любви к видимому, ибо кто слушает своих чувственных желаний, тот оскверняет совесть и теряет благодать Божию.

    ------------------

    Есть возражения?


    Последний раз редактировалось: Горюшкин (15.08.13 20:11), всего редактировалось 1 раз(а)

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  пинна в 15.08.13 20:05

    Есть.Фома Кемпийский-еретик,и все его измышления суть от лукавого.Не советую тебе его читать,а то умом повредишься ненароком.Very Happy 

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:08

    пинна пишет:Есть.Фома Кемпийский-еретик,и все его измышления суть от лукавого.Не советую тебе его читать,а то умом повредишься ненароком.Very Happy 

    А в чем ересь? Я больше стремлюсь узнать у человека хорошего, чем плохое.

    Как говорится "и у дурака есть чему поучиться, а дурак и у умного не научится".

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:10

    пинна пишет:Есть.Фома Кемпийский-еретик,и все его измышления суть от лукавого.Не советую тебе его читать,а то умом повредишься ненароком.Very Happy 
    Возражения по первой главе есть?

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24450
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Нюся в 15.08.13 20:12

    Горюшкин пишет:
    Нахожу много критики этому творению Фомы Кемпийского. Начал его читать и не нахожу никакого криминала.

    Прошу всех интересуюшихся исследовать его со мной.

    Итак:

    ГЛАВА I. О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ И О ПРЕЗРЕНИИ МИРА И ВСЕЙ СУЕТЫ ЕГО.
    1. [1]. Ходяй по Мне не имать ходити во тьме (Иоан. VIII, 12), глаголет Господь. Сими словами зовет нас Христос подражать жизни и нравам Его, если хотим воистину просветиться и избавиться от всей слепоты сердечной. Итак да будет нам главное попечение - поучаться в жизни Христа Иисуса.  

    2. [2]. Его учение превосходнее вся кого учения святых, и кто имел бы духа в себе, тот нашел бы в том учении манну сокровенную (Апок.11,17). Но со многими бывает, что они и часто слышат Евангелие, однакоже мало чувствуют желания, потому что Духа Христова не имеют. А кто хочет в полноте и сладости уразуметь слова Христовы, тот пусть постарается всю свою жизнь сообразить со Христом.  

    3. [3]. Что пользы тебе высоко мудрствовать о Троице, когда нет в тебе смирения, и оттого ты Троице не угоден? Истинно, не высокие слова творят святым и праведным, а жизнь добродетельная творит угодным Богу. Пусть не умею определить, что есть благоговение: лишь бы я его чувствовал. Если знаешь всю Библию и все изречения мудрецов, что пользы во всем том, когда нет любви и благочестия? Суета суетствий, и все суета (Еккл. 12), - разве любить Бога и служить Ему Единому. Презирая мир, взирать на небесное царствие - вот в чем состоит верховная мудрость.  

    4. [4]. Суета - искать богатства гибнущего и на него возлагать упование. И то суета - гоняться за почестями и подниматься на высоту. Суета - прилепляться к желаниям плоти и того желать, от чего после надо понесть тяжкое наказание. Суета - желать долгой жизни, а о доброй жизни мало иметь попечения. Суета - о настоящей только жизни заботиться, а в грядущий век не прозирать нисколько. Суета - возлюбить, что скоро проходит, и не спешить туда, где пребывает вечная радость.  

    5. [5]. Попекись же отвлечь свое сердце от любви к видимому, ибо кто слушает своих чувственных желаний, тот оскверняет совесть и теряет благодать Божию.

    ------------------

    Есть возражения?

    Твой Фома, к сожалению великому, обошёл первую , необходимую ступень - сокрушение о гресех. Дальше можно не читать: умом повредишься.

    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 5601
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Holder в 15.08.13 20:12

    Горюшкин пишет:Нахожу много критики этому творению Фомы Кемпийского. Начал его читать и не нахожу никакого криминала.
    Вроде как Свт. Игнатий Брянчанинов его по кочкам разнес - сплошной "криминал" с точки зрения Православия. Я сам не читал, но наверняка в сети есть, если интересуетесь.


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  пинна в 15.08.13 20:13

    Горюшкин пишет:А в чем ересь? Я больше стремлюсь узнать у человека хорошего, чем плохое.

    Как говорится "и у дурака есть чему поучиться, а дурак и у умного не научится".
    Не советуют св.Отцы.Вот,что пишет свт.И.БРЯНЧАНИНОВ:http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=129

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:15



    А что, Фома Кемпийский такой злонамеренный сатанист? Он же тоже - христианин. А ошибки у всех можно найти.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:17

    Нюся пишет:Твой Фома, к сожалению великому, обошёл первую , необходимую ступень - сокрушение о гресех.
    Докажите, Нюся.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24450
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Нюся в 15.08.13 20:20

    Горюшкин пишет:Докажите, Нюся.
    Ты и доказал. читай свой первый пост: должны, должны и должны...во Христа. Должны. Но путём истинным.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:21

    Нюся пишет:Ты и доказал. читай свой первый пост: должны, должны и должны...во Христа. Должны. Но путём истинным.
    Это все эмоции, Нюсенька.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:21

    Holder пишет:Вроде как Свт. Игнатий Брянчанинов его по кочкам разнес - сплошной "криминал" с точки зрения Православия. Я сам не читал, но наверняка в сети есть, если интересуетесь.
    А в чем конкретно он виноват?

    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 5601
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Holder в 15.08.13 20:28

    Горюшкин пишет:А в чем конкретно он виноват?
    Насколько я помню из изложения, Свт. Игнатий показывает, что путь Фомы Кемпийского, как и путь других латинских подвижников - это дорога к духовной прелести. Поищите в сети, если интересуетесь.


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:30

    Holder пишет:Насколько я помню из изложения, Свт. Игнатий показывает, что путь Фомы Кемпийского, как и путь других латинских подвижников - это дорога к духовной прелести. Поищите в сети, если интересуетесь.
    Я привел оригинальный текст. Покажите мне ересь.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:33

    Нюся пишет:Твой Фома, к сожалению великому, обошёл первую , необходимую ступень - сокрушение о гресех. Дальше можно не читать: умом повредишься.
    А разве он не подразумевает сокрушение о грехах? Или все тексты св.Отцов должны начинаться с предложения "сокрушайтесь о гресех своих"? Это новый канон, Нюся?

    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  loretta в 15.08.13 20:40

    пинна пишет:Есть.Фома Кемпийский-еретик,и все его измышления суть от лукавого.Не советую тебе его читать,а то умом повредишься ненароком.Very Happy 
    Вот они, страхи, от неумения различать, но желания поучать. Так начинается фанатизм. Между тем, свт. Димитрий Ростовский говорил: «Фома Кемпийский хотя иностранный купец, но приносит добрый товар».

    Вы бы сначала хоть почитали то ,что чем ставите ярлык еретичества.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:40

    Итак, возражений по существу не наблюдаю.

    Вперед, господа критики, хайте на здоровье, чтобы ваши мозги совсем повернулись на критике, а не на поиске разумного, доброго, вечного:

    ГЛАВА II. О СМИРЕННОМ ЧУВСТВЕ

    1. [6]. Всякий человек по природе желает знать; но в знании без страха Божия какая важность? Лучше, поистине, смиренный поселянин, кто Богу служит,чем гордый мудрец, кто, о се6е не помышляя, исследует ход не6есных светил. Кто се6я самого в правду знает, тот о се6е самом низко думает и не услаждается человеческими похвалами. Если знаю все, что есть во вселенной, а в лю6ви не пре6ываю, что пользы мне в том пред Богом? Бог поделам будет судить меня.

    2. [7]. Успокой в себе излишнее желание знаний; от него тебе прибудет великое рассеяние и обольщение. Знающие любят, чтоб их почитали мудрецами. Много есть такого знания, от которого мало пользы душе или никакой пользы не бывает, и весьма безумен, кто наиболее печется о том, что не служит к его спасению. Множеством слов не насытится душа, а благою жизнью мысль освежается, и чистая совесть дает крепкую уверенность в Боге.

    3. [8]. Чем больше и чем совершен нее знаешь, тем строже судим будешь от знания, если не прибудет тебе от него святости в жизни. Не превозносись-же никаким искусством и никаким знанием, а скорее убойся данного тебе ведения. Если кажется тебе, что многое знаешь и разумеешь достаточно, уверься, что несравненно больше еще того, чего не знаешь. Не высоко мудрствуй (Рим.Х11 16), но лучше признавай свое неведение. К чему желаешь превозноситься пред кем-либо, когда столько найдется людей ученее тебя и искуснее в законе? Если хочешь что на пользу знать и на пользу чему научится, желай, чтоб не знали тебя и ни во что вменяли.

    4. [9]. Себя самого в правду знать и презирать себя - вот выше всего и всего полезнее знание. Себе самому ничего не присваивать, а о других всегда думать доброе и высокое - вот великая мудрость и совершенство. Когда видишь, что другой явно согрешает или что тяжкое совершил, не думай, что ты лучше его. все мы бренные, а ты ни о ком не думай, что он тебя слабее.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15186
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  noname в 15.08.13 20:52

    Фома Кемпийский-еретик и находится в прелести. Не читайте латинскую ересь!

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 20:55

    noname пишет:Фома Кемпийский-еретик и находится в прелести. Не читайте латинскую ересь!
    Опять эмоции. По существу есть что?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15186
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  noname в 15.08.13 21:01

    Горюшкин пишет:Опять эмоции. По существу есть что?
    Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинских подвижниках:
    http://apologet.in.ua/apologetika/inoslavie/rimo-katolitsizm/svyatye-ottsy-o-rimo-katolitsizme/1966-svt-ignatijj-bryanchaninov-o-latinskich-podvizhnikach.html

    Спойлер:
    Святитель Игнатий (Брянчанинов) жил в то время, когда в обществе было широко распространено увлечение различными мистическими течениями, в том числе и западными духовными писателями. Их книги тысячами привозились в Россию из-за границы, прерводились и печатались здесь огромными тиражами. Отношение святителя Игнатия к западной духовной литературе было крайне негативным. Он не отрицал, что в подобных книгах могут содержаться хорошие и правильные мысли, но общий дух такой литературы, по его мнению, не соответствует преданию Православной Церкви. Причиной тому является неправильное направление аскетики латинских подвижников. Вследствие этого и сочинения таких авторов наряду с истинными содержат и ложные мнения. Неразборчивое чтение подобного рода книг вредит человеку, приводит его на путь лжи. «Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порицающих это святое учение, - понятий, усвоенных чтением книг еретических!»[9] - с горечью восклицает святитель Игнатий. И поэтому он неоднократно в своих творениях и письмах предостерегает от подобного увлечения. «...Познакомимся с вечностью, - обращается святитель к своей сестре, - не по романтическим иностранным книжонкам, ведущим в непременное самообольщение читателей своих, но по руководству Святых писателей нашей Церкви, в которых нет ничего романтического, мечтательного, льстящего и обманывающего ум и сердце. Чтение писателей нашей Церкви сообщает положительное познание отношений человека к Богу, Творцу и Искупителю и научает приближаться к Нему покаянием, а не льстить себя сладостными чувствованиями мнимой духовной любви, к чему привлекают сумасбродные Фомы Кемпийские, Франсуа де Саль и тому подобные лжеучители»[10].

    «У Игнатия, - пишет о нем протоиерей Георгий Флоровский, - всегда чувствуется противоборство с мистическими влияниями Александровской эпохи, которые были сильны и в его время. Для него это была прелестная и мнимая духовность, не трезвая, отравленная гордыней, слишком торопливая, и он не одобрял вовсе чтения инославных книг, в особенности же «Imitation» (Фома Кемпийский, «О подражании Христу» - прот. Д.М.)»[11]. Поскольку эта книга была очень популярна в светском хорошо образованном, но мало сведущем в религиозных вопросах высшем обществе того времени, неоднократно переводилась и переиздавалась в России, то и святитель часто упоминал ее в своих творениях, естественно, в отрицательном контексте. В подтверждение своего взгляда на трактат Фомы Кемпийского святитель Игнатий приводил высказывания и других православных подвижников, чей духовный опыт прямо свидетельствовал о явной неприемлемости рекомендаций латинского автора. Вот достаточно обширная цитата из «Беседы старца с учеником о молитве Иисусовой», где звучат слова нескольких известных православных наставников: «В противоположность ощущению плотских людей, духовные мужи, обоняв воню зла, притворившегося добром, немедленно ощущают отвращение от книги, издающей из себя эту воню. Старцу Исаии иноку, безмолвствовавшему в Никифоровской Пустыни, преуспевшему в умной молитве и сподобившемуся благодатного осенения, был прочитан отрывок из «Подражания». Старец тотчас проник в значение книги. Он засмеялся и воскликнул: «О! это написано из мнения. Тут ничего нет истинного! тут все - придуманное! Какими представлялись Фоме духовные состояния и как он мнил о них, не зная их по опыту, так и описал их». Прелесть, как несчастье, представляет собой зрелище горестное; как нелепость, она - зрелище смешное. Известный по строгой жизни архимандрит Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан, занимавшийся в простоте сердца почти исключительно телесным подвигом, и о подвиге душевном имевший самое умеренное понятие, сперва предлагал лицам, советовавшимся с ним и находившимся под его руководством, чтение книги «Подражание»; за немного лет до кончины своей он начал воспрещать чтение ее, говоря со святой простотою: «прежде признавал я эту книгу душеполезною, но Бог открыл мне, что она - душевредна». Такого же мнения о «Подражании» был известный деятельной монашеской опытностью иеросхимонах Леонид (преп. Лев Оптинский - прот. Д.М.), положивший начало нравственному благоустройству в Оптиной пустыни. Все упомянутые подвижники были знакомы мне лично.

    Некоторый помещик, воспитанный в духе Православия, коротко знавший, так называемый, большой свет, то есть, мир, в высших слоях его, увидел однажды книгу «Подражание» в руках дочери своей. Он воспретил ей чтение книги, сказав: «Я не хочу, чтоб ты последовала моде, и кокетничала перед Богом». Самая верная оценка книге»[12]. Чуть ранее в этой же беседе святитель Игнатий (Брянчанинов) дает собственную оценку книги Фомы Кемпийского. Он утверждает, что книга «О подражании Христу» написана автором, находившимся в состоянии прелести. С точки зрения Православной аскетики, такой род прелести именуется «мнением». Это «мнение», по словам святителя Игнатия, состоит «в присвоении себе достоинств, данных Богом, и в сочинении для себя достоинств несуществующих. Оно соединено с надеждой на себя, с хладным, поверхностным исповеданием Искупителя... Одержимые «мнением» по большей части преданы сладострастию, несмотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном православном подвижничестве; немногие из них воздерживаются от грубого порабощения сладострастию, - воздерживаются единственно по преобладанию в них греха из грехов - гордости»[13]. Очень часто такое «мнение» приводит прельстившегося и к видимым несчастным последствиям. Вот один из примеров, который приводит святитель Игнатий. «На Валаамском острове, в отдаленной пустынной хижине, жил схимонах Порфирий, которого и я видел. Он занимался подвигом молитвы. Какого рода был этот подвиг, - положительно не знаю. Можно догадываться о неправильности его по любимому чтению схимонаха: он высоко ценил книгу западного писателя Фомы Кемпийского, о подражании Иисусу Христу, и руководствовался ею. Книга эта написана из «мнения». Порфирий однажды вечером, в осеннее время, посетил старцев скита, от которого невдалеке была его пустыня. Когда он прощался со старцами, они предостерегали его, говоря: «Не вздумай пройти по льду: лед только что встал, и очень тонок». Пустыня Порфирия отделялась от скита глубоким заливом Ладожского озера, который надо было обходить. Схимонах отвечал тихим голосом, с наружною скромностью: «Я уже легок стал». Он ушел. Чрез короткое время усльсшался отчаянный крик. Скитские старцы встревожились, выбежали. Было темно; не скоро нашли место, на котором совершилось несчастье, не скоро нашли средства достать утопшего, вытащили тело, уже оставленное душою»[14]. В этом примере святитель Игнатий упоминает чтение прельщенным схимонахом книги Фомы Кемпийского в качестве одного из показателей ложности его духовного подвига. В ответ на возможное возражение, что книга «О подражании Христу» имеет много почитателей среди верных чад Православной Церкви, святитель Игнатий (Брянчанинов) утверждает, что подобные почитатели высказываются о ее достоинстве, не понимая того. «В предисловии русского переводчика к книге «Подражание» - издание 1834 года, напечатанное в Москве - сказано: «Один высокопросвещенный муж» - русский, православный - «говаривал: ежели б нужно было мое мнение, то я бы смело после Священного Писания поставил Кемписа «О подражании Иисусу Христу»... Очевидно, что книга «Подражание» привела упомянутого мужа в то настроение, из которого он выразился так опрометчиво, так ошибочно, так грустно. Это самообольщение! Это - прелесть!»[15]

    Подобным образом выражается святитель Игнатий и в статье «Христианский пастырь и христианин-художник», написанной по мотивам беседы с известным русским композитором М. И. Глинкой: «Книга «Подражание» есть не что иное, как роман, подыгрывающийся под тон Евангелия и ставимый наряду с Евангелием умами темными и не отличившими утонченного сладострастия от Божественной благодати»[16].

    Массовое увлечение книгой Фомы Кемпийского святитель Игнатий (Брянчанинов) объяснял оскудением подлинной духовности в современной ему Русской Церкви. Неоднократно сетовал он на это обстоятельство в своих трудах. Вот одна их характерных выдержек на эту тему: «Проехал я довольно пространства, видел людей набожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями, а оттого, что в мед подливают деготь, т.е. читают святых Отцов Православной Церкви, да не оставляют и поддельных святых темного Запада»[17].

    Осознавая опасность книги «О подражании Христу» для неискушенного читателя, святитель объясняет механизм воздействия ложных идей, содержащихся в творении Фомы Кемпийского. Он пишет: «В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям, упоевающего их отравой лжи, услажденной утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сладострастия. Книга ведет читателей своих прямо к общению с Богом, без предочищения покаянием, почему и возбуждает особенное сочувствие к себе в людях страстных, незнакомых с путем покаяния, не предохраненных от самообольщения и прелести, не наставленных правильному жительству учением святых Отцов Православной Церкви. Книга производит сильное действие на кровь и нервы, возбуждает их, - и потому особенно нравится она людям, порабощенным чувственности; книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственности. Высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгой за действие благодати Божией. Обоняв блуд свой в его утонченном действии, плотские люди приходят в восторг от наслаждения, от упоения, доставляемых беструдно, без самоотвержения, без покаяния, без распятия плоти со страстьми и похотьми (Гал. 5.24), с ласкательством состоянию падения. Радостно переходят они, водимые слепотою своею и гордостью, с ложа любви скотоподобной на ложе любви более преступной, господствующей в блудилище духов отверженных. Некоторая особа, принадлежавшая по земному положению к высшему и образованнейшему обществу, а по наружности - к Православной Церкви, выразилась следующим образом о скончавшейся лютеранке, признанной этой особою за святую: «Она любила Бога страстно; она думала только о Боге; она видела только Бога; она читала только Евангелие и «Подражание», которое - второе Евангелие». Этими словами выражено именно то состояние, в которое приводятся читатели и чтители «Подражания»»[18].

    Подобным же образом святитель Игнатий (Брянчанинов) рассуждает и в книге «Приношение современному монашеству». В главе «Советы относительно душевного иноческого делания» он пишет о книге Фомы Кемпийского, что она дышит утонченным сладострастием и высокоумием. Люди, преисполненные страстями, читая ее, принимают наслаждение сладострастием за вкушение благодати, не понимая, что к духовному наслаждению способны лишь святые, очистившие себя от страстей покаянием. Грешники же должны сознавать себя неспособными к такому наслаждению, а если оно начнет приходить к ним, то отвергать его, как несвойственное себе, как пагубное самообольщение[19].

    В одном из примечаний к своей статье «Зрение греха своего» святитель Игнатий сравнивает образ молитвы, описанный в книге Фомы Кемпийского с православной традицией молитвы. Анализируя слова пророка Самуила «говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар., 3.9), святитель показывает разницу в их понимании между Священным Писанием и книгой «О подражании Христу». Если юный пророк Самуил счел себя недостойным беседы с Господом и испрашивал совета у своего престарелого наставника, и только с его повеления произнес такие слова, то западный подвижник, дерзая самостоятельно говорить то же самое, оказывается сладострастным и надменным мечтателем, сочиняющим себе гласы и утешения, и обманывающим себя и своих легковерных читателей.

    Вот фрагмент текста Фомы Кемпийского (книга 3, глава 2), приведенный в качестве иллюстрации своих слов святителем Игнатием (Брянчаниновым) по Московскому изданию книги «О подражании Христу» 1834 года (перевод С.И. Соколова): «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Я - раб Твой! Вразуми меня, да познаю свидетельства Твои. Приклони сердце мое к словам уст Твоих, и да снидет, как роса, глагол Твой. Сыны Израилевы говорили некогда Моисею: «Говори ты к нам, и мы будем слушать; Господь же да не говорит к нам, дабы нам не умереть». Не так, Господи, не так молю я! Но паче с пророком Самуилом смиренно и ревностно умоляю: «Говори, Господи, ибо раб Твой слышит. Да не говорит мне Моисей или другой кто из пророков, но паче говори Ты, Господи Боже, дарующий вдохновение и просвещение всем пророкам. Ты один, без них, можешь совершенно научить меня; они же без Тебя не могут иметь никакого успеха. Могут звучать слова их, но Духа не сообщают! Они изящно говорят, но, когда Ты молчишь, не воспламеняют сердца! Они передают буквы, но Ты отверзаешь смысл! Они изрекают таинства, но Ты отверзаешь разум иносказаний! Они объявляют Твои веления, но Ты подаешь силу к исполнению! Они показывают путь, но Ты даешь крепость проходить его! Они действуют только извне, но Ты наставляешь и просвещаешь сердца! Они орошают внешне, но Ты даруешь плодоносие! Они взывают словами, но Ты даешь слуху разумение! И потому да не говорит мне Моисей! Говори Ты, Господи, Боже мой, вечная Истина. Да не умру и останусь бесплодным, если буду наставляем только наружно, внутренне же не буду воспламенен, и да не будет мне в суд слово слышанное и неисполненное, - познанное, и любовью не объятое, - уверованное, и не соблюденное. Итак, говори, Господи, ибо раб Твой слышит: Ты имеешь глаголы жизни вечной»[20].

    Дерзостью напыщенного велеречия и пустословия называет эти слова западного подвижника святитель Игнатий (Брянчанинов). Он замечает, что на человека, воспитанного православным учением, это пустословие наводит ужас и печаль. «Устранено тут покаяние! - восклицает святитель, - Устранено сокрушение духа! Тут решительное стремление к ближайшему и теснейшему соединению с Богом!»[21]

    Подобное велеречие святитель Игнатий считает характерным для западных аскетических писателей. «Один из них, выражая свое неправильное понимание достоинства Божией Матери, заключает исступленное велеречие следующим образом: «Итак! Кинемся в объятия Богоматери!»»[22]

    В отличие от этого западного настроения, Святая Восточная Церковь учит своих чад совсем другому. Святитель Игнатий (Брянчанинов) приводит в подтверждение своих слов такие православные песнопения, как тропарь на Великом Повечерии «Аще не быхом святые Твоя имели молитвенники, и благостыню Твою милующую нас, како смели быхом, Спасе, пети Тя, Его же славословят непрестанно Ангели», или же тропарь Богородице из последования молебного канона к Ней «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши! Потщися: погибаем от множества прегрешений! Не отврати Твоя рабы тщи: Тя бо и едину надежду имамы».

    Для тех же, кто не был воспитан духовным подвигом по преданию Православной Церкви, состояние самообольщения и бесовской прелести, по словам святителя Игнатия, является непонятным. Это бедственное состояние они признают правильным и благодатным. «Потрудившийся перевести «Подражание» с латинского языка на русский поместил в конце книги свои наставления для читателя. Указывая на 2-ю главу 3-й книги, на эту живопись самообольщения и самомнения, он советует перед всяким благочестивым чтением приводить себя в настроение, изображенное в этой главе. Очевидно, что таким настроением предоставляется свобода объяснять Священное Писание по произволу, снимается обязательство последовать объяснению, сделанному святыми Отцами и принятому Церковью. Это - догмат протестантизма,»[23] - выносит свой вердикт святитель Игнатий.

    Свою позицию в отношении книги Фомы Кемпийского святитель Игнатий отстаивал и перед влиятельными людьми, не согласными с его точкой зрения. Сохранились письма святителя Филарета (Дроздова), в которых он упоминает о дискуссии между ним и святителем Игнатием, в ту пору еще архимандритом, на тему книги «О подражании Христу». Вот что писал московский святитель наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Вот еще письмо, которое... дошло до меня через год, и, конечно, оставило писавшего в неудовольствии на мое молчание. Видите что, о. архимандрит Сергиевой пустыни Игнатий написал книгу против книги Фомы Кемпийского и желает, чтобы я ее видел, и побудил его к изданию ее в свет. Не надеясь, чтобы, если прочитаю книгу, мог и написать о ней то, что понравилось бы ему. Мне странною кажется мысль писать назидательную книгу именно против книги Фомы Кемпийского. Мне кажется, всего удобнее продолжить молчание, в котором я до сих пор оставался невольно. Но сим дается ему причина к неудовольствию. Не читав книгу, если скажу, что не надеюсь быть с нею согласен, это будет жестко, а, может, еще менее могу сказать мягко, когда прочитаю книгу»[24]. Спустя пять лет, в другом своем письме к тому же архимандриту Антонию, святитель Филарет Московский высказывает более конкретные претензии к святителю Игнатию: «...Вспоминаю разговор мой с пустынским архимандритом Игнатием. Книгу о подражании Христу он так не одобрял, что запрещал читать. Я возразил ему, что святитель Димитрий приводит слова сей книги, оговариваясь, что Фома Кемпийский хотя иностранный купец, но приносит добрый товар. Архимандрит отвечал мне: мы не знаем, когда святитель Димитрий введен был в благодатное достоинство святого отца, и, может быть, указанное мною написал еще тогда, когда был просто благочестивым писателем или проповедником.

    И св. Варсонуфий Великий говорил, что Святые Отцы под охранением благодати Божией писали чистую истину; однако между тем иногда, не оградив себя молитвою, писали мнения, слышанные от наставников, не строго испытанные, которые читающий без оскорбления Святых Отцов может и должен отложить в сторону, не обязываясь принять оные»[25].

    Исследователь творчества святителя Игнатия (Брянчанинова) игумен Марк (Лозинский) отмечает, что такое негативное отношение святителя к книге Фомы Кемпийского и к другим духовным творениям западных авторов было основано не на предвзятом мнении недоверия ко всему инославному подвижничеству, а на тщательном многолетнем опыте изучения подвига отцов Восточной Церкви, в сравнении с которым направление западных аскетов оказывалось ложным. «Отцы ведут читателя своего к покаянию и плачу о себе, а западный писатель ведет к наслаждению и довольству собою»[26].

    В письме к А. М. Горчакову святитель Игнатий, говоря о неприятии сочинения Фомы Кемпийского, свидетельствует: «...мнение мое основано на долговременном изучении отцов Православной Церкви»[27].

    В одном из примечаний к «Беседе старца с учеником о молитве Иисусовой» святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что книга Фомы Кемпийского при своем появлении была осуждена даже Католической Церковью и преследовалась инквизицией. Это преследование сменилось покровительством тогда, когда было усмотрено, что «книга служит хорошим орудием для пропаганды в среде людей, утративших истинное понимание христианства и сохранивших к нему поверхностное отношение»[28]. Под пропагандой святитель понимает здесь распространение того учения о Папе, которое сам Папа желает внушить о себе людям, то есть понятия о нем, как об обладателе неограниченной власти над миром. И ради достижения этой цели пропаганда использует все, что только можно, невзирая на качество, даже веру во Христа без отвержения веры в идолов.

    Таким образом, причиной такого коренного изменения основ духовной жизни на Западе, по учению святителя Игнатия, было отпадение этой части Церкви от Вселенского Православия, приведшее к тому, что западные подвижники перестали руководствоваться в своей жизни наставлениями древних святых неразделенной Церкви и увлеклись собственными ощущениями и мнениями. Это привело к распространению ложных, ведущих к прелести аскетических упражнений и книг. И поскольку догматика Западной Церкви также была повреждена различными нововведениями, в том числе и наиболее пагубным, по словам святителя Игнатия, еретическим нововведением - возникновением папизма, то эта Церковь постепенно утратила возможность отличать ложь от истины и прелесть от подлинной духовности. Употребление католической духовной литературы, последование ее советам и рекомендациям непременно приведет подвижника к прелести, поэтому православные христиане должны всячески избегать чтения подобных вещей, руководствуясь в своей духовной жизни только теми святыми отцами, которые признаются таковыми Православной Церковью.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 21:07

    noname пишет:Свт. Игнатий (Брянчанинов) о латинских подвижниках:
    http://apologet.in.ua/apologetika/inoslavie/rimo-katolitsizm/svyatye-ottsy-o-rimo-katolitsizme/1966-svt-ignatijj-bryanchaninov-o-latinskich-podvizhnikach.html
    Что Вы мне все о Брянчанинове толкуете?

    Давайте о Фоме Кемпийском. Что в нем хорошего и плохого Вы наблюдаете.?


    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15186
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  noname в 15.08.13 21:08

    Горюшкин пишет:
    Что Вы мне все о  Брянчанинове толкуете?

    Давайте о Фоме Кемпийском. Что в нем хорошего и плохого Вы наблюдаете.?

    Понятно, еретик для Вас дороже православного святого - епископа. Вы предатель.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  пинна в 15.08.13 21:17

    Горюшкин пишет:Что Вы мне все о  Брянчанинове толкуете?

    Давайте о Фоме Кемпийском. Что в нем хорошего и плохого Вы наблюдаете.?

    Паша,человек находился в прелести,можно только сочувствовать,он -то думал,что Богу служит,но служил сатане.И что тут "хорошего или плохого"можно сказать?Да ничего.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 21:18

    noname пишет:Понятно, еретик для Вас дороже православного святого - епископа. Вы предатель.
    Для меня дороже Истина живая.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 21:19

    пинна пишет:Паша,человек находился в прелести,можно только сочувствовать,он -то думал,что Богу служит,но служил сатане.И что тут "хорошего или плохого"можно сказать?Да ничего.
    А в чем сатанизм?

    Holder
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 5601
    Дата регистрации : 2013-07-15
    Вероисповедание : православный христианин

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Holder в 15.08.13 21:28

    Горюшкин пишет:Я  привел оригинальный текст. Покажите мне ересь.
    Более разумно вначале познакомиться с точкой зрения авторитетного богослова, на которого здесь ссылаются, и высказать свою точку зрения: вот, я сомневаюсь, что здесь и здесь Свт. Игнатий прав. А потом уже спрашивать мнения обыкновенных людей, ничем в богомыслии не отметившихся.


    _________________
    Cum principia negante non est disputandum.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  пинна в 15.08.13 21:29

    Горюшкин пишет:А в чем сатанизм?
    Ну понятие прелесть и сатанизм несколько различаются.
    Прелесть-это заблуждение,а сатанизм-это уже одержимость,принимающая агрессивную форму.

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 21:32

    пинна пишет:Ну понятие прелесть и сатанизм несколько различаются.
    Прелесть-это заблуждение,а сатанизм-это уже одержимость,принимающая агрессивную форму.
    Пинна... Тебе так идет этот платок. Разве я не в меру агрессивный?

    Горюшкин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7765
    Дата регистрации : 2012-08-20
    Откуда : с планеты Земля
    Вероисповедание : захожанин православный

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Горюшкин в 15.08.13 21:34

    Holder пишет:А потом уже спрашивать мнения обыкновенных людей, ничем в богомыслии не отметившихся.
    Несмысленные мне неинтересны.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  пинна в 15.08.13 21:35

    loretta пишет:Вот они, страхи, от неумения различать, но желания поучать. Так начинается фанатизм. Между тем, свт. Димитрий Ростовский говорил: «Фома Кемпийский хотя иностранный купец, но приносит добрый товар».

    Вы бы сначала хоть почитали то ,что чем ставите ярлык еретичества.
    Опять у вас выдёргивание фраз не к селу ни к городу?Вы ещё напишите,что Св.Отцы его считали святым праведником.Rolling Eyes 

    Спонсируемый контент

    Re: О ПОДРАЖАНИИ ХРИСТУ

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 9:07


      Текущее время 11.12.16 9:07