Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Почему Россия попала в АД?
автор Нюся Сегодня в 11:24

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Сегодня в 10:15

» Экуменизм
автор Перестукин Сегодня в 8:49

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Admin Сегодня в 1:12

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Елена Тельбукова Вчера в 23:09

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Holder Вчера в 21:18

» Общественные проблемы или "кучка предателей"?
автор Holder Вчера в 12:29

» Искажение русской истории (пример и развенчание)
автор Admin 16.11.17 21:54

» И Слово стало плотию
автор ) 25·ый ( 16.11.17 19:01

» "Дух дышит, где хочет" (Ин 3:8)
автор ) 25·ый ( 16.11.17 18:02

» Фильмы просвещающие. История
автор мышкин 16.11.17 16:09

» Праведность vs. безгрешность
автор Holder 15.11.17 11:54

» Свидетельства жизни
автор Нюся 14.11.17 23:50

» К 100-летней годовщине национально-государственной катастрофы
автор Holder 14.11.17 14:59

» Убийство царской семьи
автор мышкин 14.11.17 8:25

» Наше Достояние
автор Нюся 13.11.17 21:04

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Пост и его значение

    Поделиться
    avatar
    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23673
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Пост и его значение

    Сообщение  Admin в 13.08.13 10:34

    Древнехристианский апологет Афинагор на вопрос своего оппонента-язычника о том, как телесная болезнь может отражаться на деятельности бестелесной души, приводит такой пример. Душа – музыкант, а тело – инструмент. Если инструмент поврежден, музыкант не в силах извлечь из него гармоничных звуков. С другой стороны, если болен музыкант, то инструмент безмолвствует. Но это только образ. На самом деле связь между телом и духом неизмеримо больше. Тело и душа составляют единую человеческую личность.
    Благодаря посту тело становится утонченным инструментом, способным улавливать каждое движение музыканта – души. Образно говоря, тело из африканского барабана превращается в скрипку Страдивари. Пост помогает восстановить иерархию душевных сил, подчинить сложную психическую организацию человека высшим духовным целям. Пост помогает душе побеждать страсти, извлекает душу, как жемчужину из раковины, из плена всего грубо чувственного и порочного. Пост освобождает дух человека от влюбленной привязанности к вещественному, от постоянной обращенности к земному.
    Иерархия психофизической природы человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз, где тело давит на душу, а душа поглощает дух. Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Пост является важным фактором сохранения и восстановления единства души и тела.
    Сознательное самоограничение служит средством достижения духовной свободы, об этом учили еще древние философы: «Человек должен есть, чтобы жить, но не жить, чтобы есть», – говорил Сократ. Пост увеличивает духовный потенциал свободы: делает человека более независимым от внешнего и способствует сведению к минимуму его низших потребностей. При этом освобождается энергия, возможность и время для жизни духа.
    Пост представляет собой волевое действие, а религия во многом – дело воли. Тот, кто не сможет ограничить себя в пище, не сможет победить и более сильные и утонченные страсти. Распущенность в еде ведет к распущенности и в других областях человеческой жизни.
    Христос сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12). Без постоянного напряжения и подвига воли Евангельские заповеди останутся только идеалами, сияющими в недосягаемой высоте, как далекие звезды, а не реальным содержанием жизни человека.
    Христианская любовь – это особая, жертвенная любовь. Пост учит жертвовать сначала малым, но «великое начинается с малого». Эгоист же требует жертв от других – для себя, причем чаще всего отождествляет себя со своим телом.
    Древние христиане соединяли заповедь поста с заповедью милосердия. У них был обычай: деньги, сбереженные на пище, откладывать в особую копилку и по праздникам раздавать нищим.
    Мы коснулись личностного аспекта поста, но есть еще и другой, не менее важный – церковный. Посредством поста человек включается в ритмы храмового богослужения, становится способным реально переживать через священные символы и образы события библейской истории.
    Церковь – это духовный живой организм, и, как всякий организм, она не может существовать вне определенных ритмов.
    Посты предшествуют великим христианским праздникам. Пост – одно из условий покаяния. Без покаяния и очищения человеку невозможно пережить радость праздника. Вернее, он может испытать эстетическое удовлетворение, подъем сил, экзальтацию и т. д. Но это – только суррогат духовности. Истинная, обновляющая радость, как действие благодати в сердце, останется для него недоступной.
    Христианство требует от нас беспрерывного совершенствования. Евангелие открывает человеку бездну его падения, как вспышка света – мрачную пропасть, разверзшуюся под ногами, и в то же время Евангелие открывает человеку бесконечное, как небо, Божественное милосердие. Покаяние – это вИдение ада в своей душе и любви Божией, воплощенной в лице Христа Спасителя. Между двумя полюсами – печали и надежды – проходит путь духовного возрождения.
    Ряд постов посвящен скорбным событиям библейской истории: в среду Христос был предан Своим учеником – Иудой; в пятницу претерпел Распятие и смерть. Тот, кто не постится в среду и пятницу и говорит, что любит Бога, обманывает себя. Истинная любовь не будет насыщать свое чрево у гроба любимого. Те, кто постится в среду и пятницу, получают как дар способность более глубоко сопереживать Страданиям Христа.
    Святые говорят: «Отдай кровь, прими дух». Покори свое тело духу – это будет благо и для самого тела, как для коня – подчиняться наезднику, иначе оба полетят в пропасть. Чревоугодник меняет дух на чрево и приобретает жир.
    Пост – универсальное явление, существовавшее у всех народов и во все времена. Но христианский пост нельзя сравнить с постом буддиста или манихея. Христианский пост основан на других религиозных принципах и идеях. Для буддиста нет принципиальной разницы между человеком и насекомым. Поэтому употребление мяса для него – трупоядение, близкое к каннибальству. В некоторых языческих религиозных школах употребление мяса было запрещено, так как теория перевоплощения душ (метампсихоза) заставляла опасаться, что в гусе или козле заключена душа предка, попавшего туда по закону кармы (возмездия).
    По учению же зороастрийцев, манихеев и других религиозных дуалистов, в сотворении мира принимала участие демоническая сила. Поэтому некоторые существа считались порождением злого начала. В ряде религий пост был основан на ложном представлении о человеческом теле как темнице души и средоточии всякого зла. Это порождало самоистязания и изуверства. Христианство считает, что такой пост приводит к еще большему расстройству и распаду «тримерии человека» – духа, души и тела.
    Современное вегетарианство, проповедующее идеи сострадания к живым существам, основано на материалистических представлениях, стирающих грань между человеком и животным. Если же быть последовательным эволюционистом, то следует признать живыми существами все формы органической жизни, в том числе деревья и траву, то есть обречь себя на голодную смерть. Вегетарианцы учат, что растительная пища сама по себе механически изменяет характер человека. Но вегетарианцем был, например, Гитлер.
    По какому принципу отбирается пища для христианского поста? Для христианина нет чистой и нечистой пищи. Здесь учтен опыт воздействия пищи на организм человека, поэтому такие существа, как рыбы и морские животные, являются постной пищей. В то же время к скоромной пище, кроме мяса, относятся также яйца и молочные продукты. Всякая растительная пища считается постной.
    Христианский пост имеет несколько видов – в зависимости от степени строгости. К посту относятся:

    • совершенное воздержание от пищи (по Уставу Церкви такое строгое воздержание рекомендуется соблюдать в первые два дня святой Четыредесятницы, в Пяток Страстной седмицы, в первый день поста святых Апостолов);
    • сыроядение – пища, не приготовленная на огне;
    • сухоядение – пища, приготовленная без растительного масла;
    • строгий пост – без рыбы;
    • простой пост – употребление рыбы, растительного масла и всех видов растительной пищи.

    Кроме того, во время поста рекомендуется ограничить число приемов пищи (например, до двух раз в день); сократить количество пищи (приблизительно до двух третей от обычной нормы). Пища должна быть простая, не изысканная. Во время поста следует принимать еду позже, чем в обычное время – после полудня, если, конечно, позволяют обстоятельства жизни и работы.
    Надо иметь в виду, что к нарушению христианского поста относится не только вкушение скоромного, но также поспешность в еде, пустые разговоры и шутки за столом и т. п. Пост должен быть строго соразмерен со здоровьем и силами человека. Святитель Василий Великий пишет, что несправедливо для крепкого и для слабого телом назначать одну и ту же меру поста: «у одних тело подобно железу, а у других – соломе».
    Пост облегчается: для беременных, рожениц и кормящих грудью матерей; для находящихся в пути и попавших в экстремальные условия; для детей и престарелых, если старости сопутствуют немощь и слабость. Пост отменяется в тех условиях, когда физически невозможно добыть постной пищи и человеку грозит болезнь или голодная смерть.
    При некоторых тяжелых желудочных заболеваниях в диету постящегося может быть включен определенный вид скоромной пищи, необходимой при этой болезни, но лучше всего предварительно обсудить это с духовником.
    В прессе и других средствах массовой информации против поста нередко выступали медики – с устрашающими заявлениями. Они рисовали, в духе Гофмана и Эдгара По, мрачную картину малокровия, авитаминоза и дистрофии, которые, как призраки мщения, ожидают тех, кто доверяет Церковному Уставу больше, чем руководству по «Гигиене питания» Певзнера. Чаще всего эти медики путали пост с так называемым «старым вегетарианством», которое исключало из пищи все продукты животного происхождения. Они не давали себе труда разобраться в элементарных вопросах христианского поста. Многие из них даже не знали, что рыба – постная пища. Они игнорировали факты, зафиксированные статистикой: многие народы и племена, питающиеся преимущественно растительной пищей, отличаются выносливостью и долголетием, первые места по продолжительности жизни занимают пчеловоды и монахи.
    При этом, публично отвергая религиозный пост, официальная медицина вводила его в лечебную практику под названием «разгрузочных дней» и вегетарианских диет. Вегетарианскими днями в санаториях и армии были понедельник и четверг. Исключалось все, что могло напомнить о христианстве. По-видимому, идеологи атеизма не знали, что понедельник и четверг – это дни поста древних фарисеев.
    В большинстве протестантских конфессий календарных постов не существует. Вопросы о посте решаются индивидуально.
    В современном католичестве пост сведен до минимума; яйца и молоко считаются постной пищей. Разрешается прием пищи за один-два часа до причащения.
    У монофизитов и несториан – еретиков – пост отличается продолжительностью и строгостью. Может быть, здесь сказываются общие восточно-региональные традиции.
    Важнейшим постом ветхозаветной Церкви был день «Очищения» (в сентябре месяце). Кроме того, существовали традиционные посты в память разрушения Иерусалима и сожжения храма. Своеобразным видом поста служили пищевые запреты, которые имели воспитательно-педагогический характер. Нечистые животные олицетворяли собой грехи и пороки, которых следовало избегать (заяц – боязливость, верблюд – злопамятство, медведь – ярость и т. д.). Эти запреты, принятые в иудаизме, перешли отчасти и в ислам, где нечистые животные воспринимаются как носители физической скверны.
    В Грузии народ тщательно соблюдал посты, что зафиксировано в агиографической литературе. Евфимий Мтацминдели (Святогорец) составил ценное руководство о постах. А в «Описании Колхиды» доминиканского монаха А. Ламберти сообщается, в частности, что «мингрельцы следуют греческому обычаю (то есть Православию – Авт. ) – Великий пост соблюдают очень строго, даже рыбы не едят! И вообще едят только раз в день при закате солнца. Они так твердо соблюдают обряд поста, что, как бы больны или стары, или расслаблены ни были, никаким образом в это время мяса не станут есть. Некоторые по пятницам вовсе воздерживаются от еды: на последней неделе не пьют вина, а в последние три дня никакой пищи не принимают».
    По учению Церкви, телесный пост должен быть соединен с постом духовным: воздержанием от зрелищ, от пустых, а тем более нескромных разговоров, от всего, что возбуждает чувственность и рассеивает ум. Пост должен сопровождаться уединением и молчанием, размышлением о своей жизни и судом над самим собой. Пост по христианской традиции начинается взаимным прощением обид. Пост со злобой в сердце похож на пост скорпиона, который может оставаться без пищи дольше всех существ на земле, но при этом вырабатывает смертельный яд. Пост должен сопровождаться милостью и помощью бедным.
    Вера – это непосредственное свидетельство души о существовании Бога и духовного мира. Говоря образно, сердце верующего человека похоже на особый локатор, который воспринимает информацию, идущую из духовных сфер. Пост способствует более тонкому и чуткому восприятию этой информации, этих волн духовного света. Пост должен быть соединен с молитвой. Молитва – обращенность души к Богу, мистическая беседа творения со своим Создателем. Пост и молитва – два крыла, поднимающие душу к небу.
    Если сравнить христианскую жизнь со строящимся храмом, то его краеугольными камнями будут борьба со страстями и пост, а вершиной, венцом – духовная любовь, которая отражает в себе свет любви Божественной, как золото церковных куполов – лучи восходящего солнца.
     
    Архимандрит Рафаил (Карелин). Отрывок из книги "Христианство и модернизм"


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7234
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 30
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Монтгомери в 31.07.14 21:27

    Авва Исаак

    Спойлер:
    Пост и бдение есть основа всех добродетелей: если соблюдать их с рассуждением, то они содействуют человеку во всем благом. Потому что начало всех бед — в избалованности чрева и чрезмерном сне. Это они разжигают блудную страсть, притупляют ум и делают его грубым и помраченным. Как здоровое зрение стремится к свету, так и пост, если он с рассуждением, стремится к молитве. И когда начинаешь поститься, то твой ум пробуждается и ищет беседы с Богом. А тело, если оно постится и не отягощено сытостью, не в силах целую ночь спать в постели и охотно встает на служение Богу.

    По мере того, как узы поста налагаются на тело человека, его ум пребывает в сокрушении, сердце источает молитву, на лице видна печаль, дурные помыслы бегут от него прочь, и сам он — враг злых вожделений и праздного общения. Пост — это главный путь ко всякому благу, и кто пренебрегает им, вред всем добродетелям. Потому что пост был первой заповедью, данной для хранения нашему естеству, и отход от него стал причиной нашего падения.

    С тех самых пор, как было первое падение, вновь и вновь подвижники соблюдают закон воздержания, чтобы воскресит в себе страх Божий и исполнить все заповеди. Даже Сам Искупитель нашего рода начал борьбу с диаволом с этого: после крещения Дух возвел Его в пустыню, и там Он постился сорок дней и сорок ночей. Соответственно и все те, кто собирается следовать за Ним, с этого и должны начинать свое внутреннее о Господе созидание. Если постится даже Тот, Кто утвердил закон спасения, — кто из хранящих этот закон не нуждается в посте? И в самом деле: до тех пор человеческий род не знал побед и диавол никогда не терпел поражения от нашей природы. А это оружие сразу лишило его силы — и наш Спаситель, Который первым победил диавола, увенчал нашу природу первым венцом победы.

    С тех пор, лишь завидит враг это оружие у кого–либо из людей, тотчас приходит в ужас: он вспоминает о поражении, которое Спаситель нанес ему в пустыне. И силы его слабеют пред тем оружием, что дал нам Начальник нашего спасения.

    Пост — это самое сильное оружие против стрел, которые мечет враг, к тому же оно придает немалое мужество в брани. Когда человека осаждает полчище бесов, чем больше страдает и мучается его тело — тем больше мужества и стойкости в его сердце. Так он смелее отражает противников и борется с ними мужественней и тверже — он пылает к ним непрестанной ненавистью. И он не может ни остановиться, ни успокоиться, пока не обратит их в полное бегство и не рассеет — с помощью Божией и исполняя прочие заповеди.

    И ревнитель Илия, когда возревновал о законе Божием, обратился к тому же подвигу поста: ведь пост, если его правильно соблюдать, внушает веления Духа. Это — посредник между ветхим законом и той благодатью, которую даровал нам Христос. Поэтому, кто пренебрегает постом, тот слаб и немощен во всех остальных подвигах: оставив пост, он выказывает врагу свою душевную слабость и то, что он вышел на брань без оружия. Тогда враг смело нападает на него, без малейшего труда одерживает верх над беззащитным и робким, а вскоре и вовсе сокрушает его. Причина же в том, что человек не облекся в ту прочную броню поста, что мы приняли от Господа, — и все члены его тела уязвимы для стрел врага.

    Из Патерика

    Спойлер:
    1. Один из братьев был голоден с самого утра. Он боролся со своим помыслом, чтобы не есть, пока не настанет третий час. Наступил третий час, и он снова удержал себя от еды, пока не наступил шестой час. Пришел и шестой час. Он размочил хлеб и сказал помыслу:

    — Подождем до девятого часа.

    Настал девятый час, и он сотворил молитву. И увидел, как бесовское действие, словно дым, выходит из рукоделия и поднимается в воздух. И тотчас же пропал его голод.

    2. Один старец рассказывал, как один брат, живший в Египте, был однажды в пути. Застиг его вечер. Было холодно, и он остановился на ночлег в какой–то гробнице. Тут пришли два беса и один говорит другому:

    — Смотри, сколько у этого монаха наглости: даже ночует в гробнице! Давай–ка его испугаем!

    — Да что его пугать! — отвечал второй. — Он и так наш — делает все, что захотим: ест, пьет, болтает, правило оставил — будем еще тратить на него время! Идем лучше, помучим тех, кто мучит нас, кто день и ночь борется против нас молитвой и разными подвигами.
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24859
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Нюся в 01.04.15 13:10

    Пост и его ЗНАЧЕНИЕ

    Мысли свт. Феофана Затворника

    (Ис.58:1–11)

    «Взывай громко, – говорит Господь св. пророку Илии, – не удерживайся, обличая беззакония людей Моих» (Ис.58:1). Что же сделали? «Они ищут Меня,.. желают приближения к Богу» (Ис.58:2). Но разве в этом есть грех? Ведь это и должны они делать. Да, должны, но дело в том, что они делают это не так, как должно. :
    Чают успеть в своём искании одним постом, не ратуя о делах правды и любви. И пост Мне приятен, говорит Господь, но такой, когда смиряя тело своё, прощают обиды, оставляют долги, алчущих питают, беcкровных вводят в дом, нагих одевают.

    Когда всё это будет при посте, тогда искание Меня и приближение ко Мне будет успешно; «тогда откроется, как заря, свет твой... и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!... И будет Господь вождем твоим всегда» (Ис.58:8–9, 11).
    avatar
    nichar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3003
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 51
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  nichar в 02.04.15 0:37

    Если углубиться в суть духовного поста, то понимаешь, что всё тут не так просто.
    Молитва должна идти из глубины души, а она часто просто прочитывается формально. Добрые дела не всегда делаются от чистого сердца, а как бы для галочки, чтобы отделаться. Сердце часто молчит, а добрые помыслы большей частью реализуются только на словах.

    Хотела написать больше, подробнее, отвлекли надолго, мысль ушла...

    Димас
    Гость

    Сообщения : 885
    Дата регистрации : 2014-01-13
    Откуда : Белоруссия
    Вероисповедание : .

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Димас в 02.04.15 9:11

    nichar пишет:Если углубиться в суть духовного поста, то понимаешь, что всё тут не так просто.
    Молитва должна идти из глубины души, а она часто просто прочитывается формально. Добрые дела не всегда делаются от чистого сердца, а как бы для галочки, чтобы отделаться. Сердце часто молчит, а добрые помыслы большей частью реализуются только на словах.

    Хотела написать больше, подробнее, отвлекли надолго, мысль ушла...
    СпасиБог за исренность!
    avatar
    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24859
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Нюся в 02.04.15 9:52

    nichar пишет:Если углубиться в суть духовного поста, то понимаешь, что всё тут не так просто.
    Молитва должна идти из глубины души, а она часто просто прочитывается формально. Добрые дела не всегда делаются от чистого сердца, а как бы для галочки, чтобы отделаться. Сердце часто молчит, а добрые помыслы большей частью реализуются только на словах.
    Это если углубляться, Нина и остаться тем же. У Пророков ясно показаны действия: покайся в грехах своих нарушения Заповеди любви и сотвори благо. Благо для ближнего: не обижай сира и убога( не безчинствуй, не обирай, не раздевай), твори правду и суд ( не называй зло добром, не суди за мзду,защити гонимого от гонителя, не наводи сплетни наговоры, введи странника в дом, если он гол - одень из своего хорошего, если кто в тюрьме или болен - сделай всё для него, что от тебя зависит).....Эти действия люди делают или не делают, мы делаем или не делаем. И долго размышлять порядочный человек не может, не говоря уже о верующем, Христа ради. Пока не войдём в привычку доброделания с рассуждением - будем себя ПОНУЖДАТЬ. А не сделал - опять грех на душу...
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7234
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 30
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Монтгомери в 12.02.16 17:40

    Игнатий Брянчанинов:

    И ныне пища продолжает сильно действовать на душу, что особенно заметно при употребле­нии вина. Такое действие пищи основано на раз­нообразном действии ее на плоть и кровь и на том, что пары ее и газы от желудка подымаются в мозг и имеют влияние на ум.
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7234
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 30
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Монтгомери в 21.12.16 17:27

    «Пост — это узда на наши страсти»
    Беседа с протоиереем Андреем Овчинниковым


    Пост как оружие духовной брани и свидетельство нашего желания быть верными Христу: об этом в дни Рождественского поста наш корреспондент беседует с протоиереем Андреем Овчинниковым.


    — Отец Андрей, как помогает пост в жизни человека, и почему пост для христианина является важным духовным делом?

    — Скажем сразу, что пост помогает человеку религиозному, верующему, православному. Люди, которые к вере не пришли, не могут иметь правильного понимания и настроя на пост. Человек нерелигиозный больше занимается всякими диетами и голоданиями, т.е. тем, что не касается духовной жизни. Когда человек вступает в Церковь, то ему говорится о необходимости поста. Непросто услышать человеку, который только переступает порог храма, что из 365 дней у нас около 200 дней пост — больше половины времени. Но без поста начать духовную христианскую жизнь невозможно, так как она включает в себя множество направлений, она очень разнообразна, и труд поста занимает в ней достаточно важное место. Почему он является важным духовным деланием? Потому что член Церкви вступает в духовную борьбу с самим собой, со своей ветхой природой, со своими страстями, с соблазнами мира и падшими духами. И эта духовная борьба длится от вступления в Церковь до конца жизни. По словам Спасителя, пост является могущественным оружием духовной брани православного человека. Постом и молитвой побеждается нечистый дух, — говорит нам Христос. А святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих замечательных «Аскетических опытах» учит, что если вершиной добродетельной жизни христианской является молитва, то её основанием является пост. И, изучая опыт угодников Божиих, подвижников Церкви, мы все видим, что пост в их жизни занимал центральное место. Справедливо говорится, что они подвизались в постническом житии.

    Продолжение:
    — Приходится иногда такое слышать: «Почему я должен поститься?», «Пост является гарантией спасения»?

    — Конечно, спасает не пост и не молитва, а благодать Божия и Его любовь к нам. Но пост — это свидетельство нашего желания быть верным Христу. Постился Сам Господь, постились Матерь Божия, пророки, апостолы, постились все, кто хотел быть со Христом и в этой жизни, и в будущей. Если мы обращаемся к современному человеку, который только начинает размышлять о смысле жизни и, может быть, делает первые шаги к Церкви, то говорим, что поститься нужно и для здоровья, потому что тело наше является помощником в нашем духовном труде. К своему телу нужно относиться правильно — и не отягощать его излишествами, и не подвергать его трудам непосильным. Держать его в разумной строгости — это совершенно нормально. Но эта строгость должна соответствовать нашему внутреннему состоянию, здоровью, образу жизни, работе... Важно учитывать, что мы живем еще в таком большом городе, где у всех людей большие психологические нагрузки, а здоровье не очень крепкое. Поэтому пост современному человеку прописывается самый облегченный. Я думаю, что не только в миру, но и в монастырях все-таки идет тенденция снисхождения к немощи людей, для того чтобы не ослабли наши силы. Постимся, но по уставу, который учитывает наши немощи. С одной стороны, мы говорим про здоровье, которое укрепляется постом — это для начинающих, чтобы как-то их увлечь... Попробуй поститься и сам сделай вывод. Согласись, что много болезней от переедания, и ограничь себя сначала в еде. Что касается духовной жизни, то здесь слово уже для людей серьезных: пост — это узда на наши страсти. Множество грехов и страстей питаются от нашего самолюбия, сластолюбия и саможаления. Эта группа страстей, развивающихся от угождения плоти, так и называются «плотскими» или «телесными». Если плоть держится в строгости, то эти страсти не получают себе пищи. Есть очень хорошая мысль: отними у страстей пищу, и ты лишишь их силы, — так говорили святые отцы. Если к мясной лавке прибегают собаки, которые привыкли, что им бросают кости и остатки мяса, то, чтобы они не прибегали и не докучали, нужно перестать их кормить. То же самое со страстями: нужно отнять у них пищу. К сожалению, современному человеку это трудно понять и исполнить. Это трудно донести до людей, которые привыкли к постоянному комфорту, ведь этим комфортом человек себя везде окружает — посмотрите на современные дорогие машины и квартиры; многие не могут жить без «брендовых» телефонов и самой модной одежды; есть люди, которые отдыхают только за границей и покупают продукты в лучших магазинах. Многие любят посещать всякие заведения — кафе, рестораны, где они расслабляются, едят, пьют, отдыхают. Таких людей меньше в провинции, но в мегаполисах их достаточно. Пост в этом смысле предполагает ограничение, если не исключение этих удобств. Во время поста разумная строгость ставится на первое место. В пост нужно себя удерживать от посещения гостей, застолий, от винопития и праздного веселья, от всяких юбилеев и праздников и т.д., где именно плоти дается возможность для расслабления. Ведь когда плоть уходит из-под надзора, тогда она начинает распоясываться. А вольность для плоти — это открытая дверь для входа в нашу душу страстей, которые сразу начинают диктовать свои требования. К телесным страстям относятся блуд, праздность, чревоугодие, многоспание, пьянство и всевозможные виды гнева — такие, как сквернословие, ругань, месть и т.д. Т.е. эта группа страстей усиливается там, где люди не знают поста. Поэтому, чтобы успешно бороться с грехом, пост должен быть взят на вооружение.


    — Вы затронули тему досуга. Неужели досуг в Рождественский пост не разрешен? Можно ли совместить пост и Новый год?

    — Отвечая на этот вопрос, мы должны видеть собеседника, которому мы наше слово адресуем. Понятно, что Рождественский пост у всех ассоциируется с Рождеством, которому предшествует Новый год. Перед Новым годом елки ставят в Москве чуть ли не за два месяца. Дней за 15-20 до 1 января почти у всех людей появляется предновогоднее настроение, которое всегда связано с покупками и подарками, с посещениями знакомых, родственников и гостей, с вечеринками и корпоративами. Самое интересное, что никто не может сказать: а что вообще празднуется в Новый год? Мы стали на год старше, время нашей жизни очевидным образом сократилось, впереди такая же многотрудная и нелёгкая жизнь... Одним словом, повод глубоко об этом задуматься и поразмышлять... А кругом всё равно ждут Новый год. Таким людям скажем: дорогие, посещайте своих друзей и родственников, отмечайте новолетие на работе, но не теряйте головы, т.е. не упивайтесь и не объедайтесь, не допускайте вольностей и плясок, помните о супружеской верности... Иногда не пойти трудно. Приходится бывать, где не постятся, танцуют, смотрят телевизор, устраивают всякие конкурсы и т.д. Как быть христианину здесь? — Не терять голову. Быть там, как говорил святитель Феофан Затворник, только телом. Душой стараться от Бога не отходить. Помнить о тех страшных ошибках и грехах, которые совершались в подобных местах веселья. Усекновение главы Иоанна Крестителя было совершено на дне рождения, под воздействием алкоголя и блудной похоти.

    Для людей воцерковленных, наверное, уместны более серьезные слова. Развлечения и всевозможные расслабления в пост не нужны. Дождемся Рождества, и тогда будет время для утешения и радости. Все-таки время поста должно отличаться от обычного времени. В чем это отличие? Господь знает нашу немощь, то, что жить строго и ответственно мы постоянно не можем — слишком слабы. Поэтому и установлены посты, как особые периоды для духовных трудов и исправления жизни. Пост нужно постараться прожить по-христиански, в духе Христовом, в точном следовании Его заповедям. Сколько раз мы слышали, что Христос никогда в Своей жизни не смеялся? Он плакал, мог даже гневаться, Он голодал, уставал, работал, ходил с проповедью по Палестине, но Он никогда не смеялся. Т.е. это важный аспект: осознай Евангельские слова, что «Блаженны плачущие», а «горе смеющимся». Но, чтобы не показаться слишком суровыми и строгими, напомним, что в основе всего лежит любовь, и строгость поста основывается на любви — на любви к заповедям и постановлениям Церкви. А там, где любовь, там вся эта строгость воздержания принимает правильное, осмысленное направление и содержание. Это мы видим на примере наших подвижников благочестия, наших старцев — какие они были радушные, гостеприимные, часто могли и пошутить, и приласкать человека. А какая строгость внутри себя, к себе, ко всем проявлениям своих чувств и желаний! Вот это удивительное свойство — чем строже человек к себе, тем он должен быть снисходительнее и любвеобильнее к ближним, — вот такому посту нам бы всем научиться. Как сказано в Евангелии: поститесь для Бога. Не будьте как лицемеры-фарисеи, которые надевают на себя скорбные одежды, посыпают головы пеплом, но ждут одного — похвалы от людей и награды на земле, потому что всё основано на тщеславии. Мы должны умыть лицо, помазать свою главу елеем, т.е. духовно радоваться, молиться и благодушествовать, чтобы поститься для Бога, ведь это самое главное.

    — Взрослый человек впервые начинает поститься. Стоит ли на него сразу возлагать бремена неудобоносимые, или существуют какие-то послабления? Или это решается индивидуально?

    — Мне кажется, что в отношении поста нужен индивидуальный подход. Здесь важен совет духовника, а он, к сожалению, есть не у всех. Каждому человеку нужны свои слова. Например, многие люди впервые начинают Великий пост. Я таким людям советую начинать с Первой недели и Страстной недели — но это совсем новички, те, кто только-только начинают и потому боятся. Мы всегда человека при встрече спрашиваем, как у него самочувствие, как у него настроение, какие у него дальнейшие желания в отношении поста. Если возможно поститься, то можно и дальше трудиться. А есть люди, которые, еще пост не начался, уже берут благословение на послабление — на молочную пищу, даже на мясную. Им говоришь — вы хотя бы начните, недельку попоститесь, а потом будет видно. Иногда бывает, что вроде бы и ничего — можно и дальше продолжать. В отношении этих благословений-послаблений не очень понятно, как вести себя священнику, потому что отменять уставы и правила Вселенских Соборов никакой священник не может. Поэтому это всё решается с духовником индивидуально, когда мы знаем о человеке многое — условия его жизни, возраст и проблемы со здоровьем, семейное положение и условия для работы и т.д. Конечно, здесь все советы должно быть проникнуты рассудительностью и любовью. Мы предлагаем средний, царский путь: никакие крайности в Церкви не приветствуются. Крайность, когда отсутствует труд и идет полное угождение нашим желаниям. Другая крайность, когда человек слишком строго начинает, берет очень напряженный темп жизни и его не выдерживает — вот это хуже всего. Поэтому – нужно придерживаться золотой середины.

    Наш народ надо все равно пробуждать. Решать сообща проблему, имя которой — боязнь поста. А с постом связана та строгость христианская, которая как узда, наброшенная на страсти. Не суровость и самоистязание, а дисциплина жизни, исполнение заповедей Божиих, которые для ветхого человека бывают нелегки, но со временем это иго и бремя становятся благим и лёгким.


    — Если человек приходит и говорит: «Батюшка, я готов заниматься духовным деланием, но я не готов отказаться от пищи»?

    — Можно поступить так. Хорошо, допустим, ты не можешь себя ограничить в еде. Значит, добавь в пост трудов духовных. Прочитай Евангелие, походи в церковь, приступи к Таинствам. Но для причастия пост необходим. Обязательно вокруг себя заметь человека, которому нужна помощь. В отношении ограничения еды — нельзя сразу сдаваться. Есть люди, которые выпрашивают, выклянчивают эти благословения. Одно дело — проблема со здоровьем и пожилым возрастом, другое дело — лень и беспечность.

    — Помните ли вы, как начинали свой первый пост? С какими искушениями и трудностями столкнулись?

    — Самое трудное — то, что я постился в неверующей среде. У меня родители в храм не ходили и всячески препятствовали посту. Мне был 21 год, когда я начал поститься, и, конечно, мне было трудно. Сейчас, особенно Великим постом — это я могу засвидетельствовать, — много мест, где есть постная еда. А в те годы приходилось перебиваться буквально хлебом, водой, чаем. Но Господь меня утешил таким образом: когда первый пост прошел, то я стал работать преподавателем в православной гимназии «Радонеж», где уже была постная еда и почти все сотрудники постились. Свой первый пост я запомнил надолго. А там уже было проще.

    Дорогие студенты, школьники, работающие люди: если возможность есть, то к посту надо готовиться заранее. Я знаю, что многие берут на работу еду постную из дома, чтобы все-таки пост не нарушать. Но если такой возможности нет, то как личный совет (дети у нас так постятся) предлагаю такой вариант: дома у вас пост, но когда человек выходит на учебу, на работу или отправляется в поездку — там, как получается. Представьте, в армии служит солдат — какой там ему пост? Что ему дадут, то он и поест. Поэтому везде нужно рассуждение. Но надо трудиться. Часто бывает, что Господь, видя желание, помогает — в этом я тоже глубоко убежден, поэтому сразу нельзя сдаваться. Не получается — вот, и поститься не буду. А надо постараться, надо побороться немножко за возможность исполнять заповедь Божию.

    Но с детьми, подростками, студентами, с болящими, кормящими, беременными, конечно, всё идет в сторону послабления. Но в этом смысле, если мы послабляем пост телесный в плане питания, то надо говорить, что компенсируем трудами духовными. Ты ешь творог или пьёшь кефир, тогда не смотри телевизор, не сиди в сетях социальных, часами не болтай по телефону. Не ходи по гостям и вечеринкам, больше сиди дома и занимайся своей внутренней жизнью.

    — Вы, как родитель, на какой все-таки точке зрения стоите: полезен пост детям?

    — Полезен. Полезен однозначно. Мы с матушкой заметили, что у нас лучше всех постятся младшие дети, которые с нами дома находятся. Как только пошли в школу пост телесный начинает страдать. Приходится с этим смиряться, ведь в школе они сидят до пяти вечера, часто и поститься бывает трудно. Иногда трудность поста не в том, чтобы отказаться от еды, а в том, чтобы не испугаться мнения толпы. На тебя смотрят, почему ты не ешь творожную запеканку или почему выбираешь котлету из картошки и т.д., — вот здесь ребенку тоже не всегда легко пойти против всех. Но в семьях часто мамы помогают, заранее готовим какие-нибудь пирожки, булочки, постную еду какую-нибудь даем. И дети сейчас могут и в классе остаться перекусить, иногда и в столовых выбрать что-то себе. Но для детей сейчас не нужно, как говорится, «заморачиваться», потому что впереди взрослая жизнь сознательная, и там будет самое главное.

    А принцип такой: в семье постимся, тем более два дня — суббота, воскресенье — дети дома, вот уже два полноценных постных дня в неделю. А в будни вечер — постный ужин, утром — завтрак постный, а днем в школе — как получится, стараемся говорить, убеждать, но учитываем обстоятельства.


    — У вас есть какое-то определенное правило, которое вы обязательно стараетесь выполнить постом? Я знаю, что некоторые стараются, например, прочитать всё Евангелие?

    — Каждый человек пытается на себя наложить труд поста. Я стараюсь по мере своих слабых сил отказывать себе в каких-то приятностях. То, что человеку нравится и что он любит делать, например, слушать хорошую музыку или читать классику, — постом, наверное, надо себя в этом ограничивать. Что касается каких-то дополнительных трудов, то обязанности многодетного родителя и служение в храме Христа Спасителя, преподавание в воскресной школе и прочие труды и заботы всё время и так держат в тонусе, и дай Бог с этими трудами как-то управиться, потому что объем очень большой. А в целом, специально, — честно скажу, ничего такого не добавляю, потому что стараюсь обычное, не постное время, за исключением питания, все-таки проводить примерно так же, как пост. Ну хочу, очень хочу — чтобы не терялась благодать поста. Вот это выражение мне очень нравится: благодать поста. Она, наверное, самая ощутимая в Великий пост, но и в другие посты её тоже можно почувствовать.

    Великий пост всегда кончается весной — хорошая погода, впереди лето, отпуска. Эта обновленная жизнь человека влечет, и хочется чего-то такого интересного и свежего. Свт. Феофан Затворник в своих «Письмах» сравнивает людей с барашками, которых выпускают на поля после долгой зимы... Вот они там бегают, резвятся, им всё интересно. К сожалению, пост Великий проходит, наступает лето, и печально бывает осенью встречаться с людьми и слышать от них, как они растеряли быстро всё, что с таким трудом накапливали. И почему-то именно Великий пост люди ждут больше всего. Прямо вот говорят: «Быстрей бы пост, и слава Богу, что он наступил, как жалко, что он заканчивается». А почему? — Потому что Рождественский пост — это Новый год и только потом Рождество... считайте: если у нас 40 дней поста, а Новый год через 30 дней, то у многих где-то с 15 декабря уже настроение далеко не постное. Петровский пост — это лето, поездки, отпуска и т.д. Вроде бы Успенский пост, но он короткий, и тоже, хотя и строгий, но выпадает на лето. Вот эти факторы, к сожалению, для мирян, не могу сказать, как это в монастырях всё переживается, часто являются поводом не поститься. А надо бы...

    Великий пост люди воспринимают серьезно, ответственно и трудятся по-настоящему. Вся дисциплина поста, богослужения, сами события воспоминаемые — Страстная Неделя, Первая седмица — всё настраивает на покаянный, правильный лад. Дай Бог, чтобы мы и прочие посты правильно выполняли и трудились для Бога.

    — А как выйти из поста правильно? Как не потерять благодать, полученную в пост?

    — К сожалению, наш устав православного жития — он что-то совсем не в эту сторону. Когда мы после рождественской или пасхальной службы идем в трапезную, то там глаза просто разбегаются от изобилия. Как говорится, даётся разрешение на всё. Но везде, конечно, требуется благоразумие и мера. У меня есть знакомый хирург, который занимается полостными операциями, заболеваниями кишечника, желудка. Он говорит: что-то невообразимое, во-первых, на Новый год — это понятно, категория людей, которые перебрали за праздничным столом новогодним, но это не относится к православным, а вторая волна — это после Пасхи. Когда люди, выдержав строгий пост, — последнюю неделю многие себя вообще очень строго держат, — потом себе дают позволение на всё и получают проблемы уже очень серьезные, которые требуют госпитализации и лечения в стационаре. Выходить надо из поста осторожно и сдержанно... Хочется верить, что главная радость — это не стол с едой, не котлеты и не пельмени, а события, которое мы воспоминаем: Пасха Господня, Рождество Христово, Успение Божией Матери — это главное.

    — Батюшка, и последнее. Что вы можете пожелать постящимся в Рождественский пост?

    — Постящимся, конечно, хочу пожелать радости. Впереди событие Рождества Христова, ради которого мы и постимся и к которому готовимся. Пожелать, чтобы радости поста превосходили его труды. Но это не сразу. Мне кажется, надо попоститься все четыре поста, и тогда труды и ограничения уже не будут так болезненно ощущаться. Мы начнём жить иными ценностями и другими ориентирами. Вот здесь бы хотелось пожелать такого духовного подъема: не унывать, что пост пришел, не считать, как пишет Лествичник, дней до окончания поста, не бегать заранее по магазинам, чтобы закупиться на праздничный стол. Конечно, в пост — побольше добрых дел дай Бог всем нам делать. Обуздывать наши страсти, которые портят, отравляют нашу жизнь. Учиться новым качествам, т.е. тем добродетелям, о которых говорит Евангелие. В пост, как говорили древние люди, затраты на постную пищу были меньше, появлялся излишек — вот этот излишек предназначался на дела милосердия, благотворительность. Чтобы с постом уходили из жизни зависть, раздражительность, злоба и т.д. Т.е. человек, правильно постившийся, — это человек обновленный, одухотворенный. Это человек, который благодать Божию принимает в свое сердце, и, конечно, этим светом, радостью и миром он делится и с другими. И с такими людьми все время хочется быть рядом, от них получать это тепло и любовь — дай Бог, чтобы этого было побольше в нашей церковной жизни, таких солнышек, которые могли бы согревать других людей.

    http://www.pravoslavie.ru/99578.html
    avatar
    Монтгомери
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7234
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 30
    Вероисповедание : Православие

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Монтгомери в 28.02.17 17:03

    Митрополит Антоний: Пост — протест против греха

    Киев, 28 февраля 2017 г.


    Великий пост — период, когда каждый человек должен по-особому заглянуть в свое сердце и осмыслить свою жизнь. Об этом сказал Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний на брифинге, посвященном Великому посту. Архиерей рассказал о смысле Великого поста, в частности богослужений первой его недели, и предостерег верующих от уныния, сообщает Фома в Украине.

    «Человек живет ради вечности. Но чтобы жить в вечности, мы должны подготовить себя к жизни в вечности. А это значит, что мы должны очистить свое сердце для того, чтобы Бог присутствовал в нашей жизни», — сказал владыка Антоний.

    Великий пост — это период ограничения себя от всего того, что мешает каждому из нас быть самим собой, напомнил митрополит.

    «К сожалению, иногда нам кажется, что страсти, грехи — это и есть наша жизнь, — сказал он. — Но христианская душа от этого устает, потому что душа живет только тогда, когда живет в нас сам Бог. Бог живет только в душе, которая очищена от греха, от протеста против Бога, и потому сам пост — это и есть протест против греха».

    «Великий пост — это не самоцель, чтобы просто ограничить себя до минимума в еде. Цель поста — это, прежде всего, наше сердце, наши мысли, наши чувства», — сказал митрополит Антоний.

    По его словам, в ходе поста важно, чтобы человек не впал в уныние. «Уныние приходит тогда, когда человек ставит перед собой цель, которую он достичь не может. Поэтому надо все начинать по этапам, чтобы в этот период ощутить радость поста», — сказал архиерей.

    «Первая неделя Великого поста — очень важный период. Если есть возможность, православный человек почти весь день первой недели находится в храме. Это особые богослужения — тихие, спокойные, где много читается из Священного Писания. Главная задача первой недели Великого поста — успокоиться. Через молитву, через вдумчивое отношение ко всему, что есть в жизни», — объяснил Управделами Украинской Православной Церкви.

    Архиерей посоветовал верующим, если есть возможность, обязательно быть в храме, когда читается Великий Канон Андрея Критского. «Это уникальный Канон, который просто пропитан покаянием. В нем собраны почти все примеры покаяния, которые отражены в Ветхом и Новом Завете, и когда вдумчиво вчитываешься в этот Канон, то переживаешь, пожалуй, всю историю человеческого рода», — заключил митрополит Антоний.

    http://www.pravoslavie.ru/101442.html

    Спонсируемый контент

    Re: Пост и его значение

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 18.11.17 11:27