Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Holder Сегодня в 13:44

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Сегодня в 13:39

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор Holder Сегодня в 13:32

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор vlad4484 Вчера в 23:07

» Взорвали Храм
автор Бездомный Вчера в 21:24

» Сталин-это
автор Admin Вчера в 21:16

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik Вчера в 19:20

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор MaximSh. Вчера в 17:30

» Кошки и прочие забавные животные
автор Монтгомери Вчера в 17:28

» Аборты
автор Монтгомери Вчера в 16:59

» О предмете богословия
автор noname Вчера в 11:10

» МУЧЕНИК или СТРАСТОТЕРПЕЦ?
автор мышкин Вчера в 9:50

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Admin 05.12.16 22:21

» Стихи разных авторов
автор Admin 05.12.16 22:21

» вопрос священнику
автор Holder 05.12.16 20:46

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Монтгомери 05.12.16 20:39

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Как увидеть свои грехи

    Поделиться

    Старик
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1660
    Дата регистрации : 2012-09-03
    Вероисповедание : Умом понимаю, что надо быть православным.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Старик в 13.08.13 20:42

    пинна пишет:Естественно-в том смысле,если монах правильно ведёт дух.жизнь,ведь главное для монаха-полное подчинение своему наставнику-старцу,который всегда находится рядом с ним.

    А у нас-мирских такой возможности нет,мы даже не всегда сможем пообщаться со своим духовником.
    Разницу опять вы не видите?
    Солнышко мое, Вы видать невнимательно прочли мое сообщение.
    На всякий случай повторю:
    Старик пишет:Солнышко мое, так на вскидку, Алексей человек  Божий, Матрона Московская не были монахами, но стяжали все эти качества.
    При желании еще могу продолжить этот спиок.
    Значит дело не в том монах или мирянин.
    Дело в решительности достигнуть цели.
    Дело в вере Богу и полном доверии Ему.

    Старик
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1660
    Дата регистрации : 2012-09-03
    Вероисповедание : Умом понимаю, что надо быть православным.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Старик в 13.08.13 20:47

    пинна пишет: Напишите ваш тезис еще раз,возможно я пропустила,но только покороче.
    Весь сыр бор начался с того, что в сообщении № 138 я написал:

    Старик пишет:А во-вторых, кто же не дает мирянам иметь минимум попечений и больше молиться?
    Исключительно отсутствие решимости и маловерие.
    Миряне боятся довериться Богу.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  пинна в 13.08.13 20:48

    Старик пишет:Солнышко мое, Вы видать невнимательно прочли мое сообщение.
    На всякий случай повторю:
    Значит дело не в том монах или мирянин.
    Дело в решительности достигнуть цели.
    Дело в вере Богу и полном доверии Ему.
    Таких святых людей избрал Бог для помощи нам,мирским,вот и всё.

    Старик
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1660
    Дата регистрации : 2012-09-03
    Вероисповедание : Умом понимаю, что надо быть православным.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Старик в 13.08.13 20:54

    пинна пишет: Таких святых людей избрал Бог для помощи нам,мирским,вот и всё.
    Не все, солнышко мое, не все.
    Это значит, что любой мирянин может не иметь многих попечений и больше молиться.
    Это значит, что пропасть колоссальная между монахами и мирянами не во внешних обстоятельствах, а в решимости достигнуть своей цели.
    Монах со всей решимостью оставляет попечения и идет к своей цели, больше молясь.
    А у мирянина не хватает этой решимости оставить многие попечения и идти к своей цели, больше молясь.
    А решимости не хватает исключительно по причине маловерия.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  пинна в 13.08.13 21:17

    Старик пишет:Не все, солнышко мое, не все.
    Это значит, что любой мирянин может не иметь многих попечений и больше молиться.
    Это значит, что пропасть колоссальная между монахами и мирянами не во внешних обстоятельствах, а в решимости достигнуть своей цели.
    Монах со всей решимостью оставляет попечения и идет к своей цели, больше молясь.
    А у мирянина не хватает этой решимости оставить многие попечения и идти к своей цели, больше молясь.
    А решимости не хватает исключительно по причине маловерия.
    Старик,вот покажите пример-живите как монах.

    Старик
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1660
    Дата регистрации : 2012-09-03
    Вероисповедание : Умом понимаю, что надо быть православным.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Старик в 13.08.13 22:36

    пинна пишет:
    Старик,вот покажите пример-живите как монах.
    Солнышко мое, все таки Вы не внимательно читаете.
    Еще в сообщении № 120  на Ваше сообщение:
    пинна пишет:
    Удивительно!Вообще-то в целом она написана для монахов,но полезно читать и мирянам-только с осторожностью,потому что такие подвиги в духовном отношении почти недосягаемы нам,христинам,живущем в миру.
    Я написал:
    Старик пишет:
    Я так не считаю.
    Полагаю,  я не несу таких подвигов не потому, что они не досягаемы, а потому что решимости не хватает.
    А решимости не хватает потому, что маловер.
    С этого и началась наша дискуссия.
    Прочитайте, что написано у меня в графе Исповедание.
    Там уже давно написано, что я маловер.
    И что Вы теперь мне предлагаете?
    Вот Вы, судя по всему человек глубоко верующий.
    Явите Вы свою веру.
    Молите Бога обо мне.
    Попросите Его, чтобы Он дал мне веру, дал решимость.
    А когда Он услышит и выполнит Вашу молитву, тогда и поговорим.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  пинна в 14.08.13 0:17

    Старик пишет:Солнышко мое, все таки Вы не внимательно читаете.
    Еще в сообщении № 120  на Ваше сообщение:
    Я написал:
    С этого и началась наша дискуссия.
    Прочитайте, что написано у меня в графе Исповедание.
    Там уже давно написано, что я маловер.
    И что Вы теперь мне предлагаете?
    Вот Вы, судя по всему человек глубоко верующий.
    Явите Вы свою веру.
    Молите Бога обо мне.
    Попросите Его, чтобы Он дал мне веру, дал решимость.
    А когда Он услышит и выполнит Вашу молитву, тогда и поговорим.
    Напишите имя.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Нюся в 14.08.13 1:23

    пинна пишет:Напишите имя.
    Его просили помолиться,
    А он в ответ лишь промолчал,
    Он ничего не обещал,
    Лишь молча всматривался в лица...

    А после, в домик свой ввалясь,
    Шатаясь от тяжёлой ноши
    СмертнЫх грехов людей хороших,
    На них взор Божий призывал,

    Мол, не виновные они,
    Мол, так уже у них сложилось,
    Что так по жизни получилось...
    И к покаянию их дни

    Просил продлить, свои - умерить...
    И пост души ужесточал,
    Краюху вновь укорочАл,
    Не уставая в чудо верить!

    А ты, Пинна сможешь так молиться???

    _Наталия_
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 519
    Дата регистрации : 2012-01-30
    Возраст : 48
    Откуда : г.Саратов
    Вероисповедание : православная христианка

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  _Наталия_ в 14.08.13 12:12

    Андрей Зар пишет:
    Прилог, насколько я понял, это приманка, которую лукавый подбрасывает человеку. И тут Ваши слова "клюнуть" - в самую точку Smile 
    Если человек "клюнул" и "заглотил" эту наживку и лукавый, выражаясь рыболовной терминологией, вываживает человека аж до сочетания и сосложения, то - все, попался... Возможно, Старик говорит именно о бездействии на этих стадиях.
    Да, приманка.
    Но если Старик говорит, что сразу же молится- разве можно сказать, что он бездействует?

    Вообще мы живем в таком темпе, к сожалению, что узнать, почувствовать прилог очень трудно. Не успеешь глазом моргнуть - ты уж и сочетался и сосложился, и наорал и обругал, и весь такой красивый сидишь, гирляндой бесов обвешанный.
    В наше время, в современных условиях и коллективах я даже не знаю как можно успевать так следить за собой, чтоб прилоги вовремя ловить. Если у кого-то есть такая возможность, я только рада.


    Иначе непонятно, как можно бороться с тем, чего еще нет? Просто знать, что вот там-то меня поджидает лукавый и не ходить туда? Но тогда и греха никакого не будет, и "записывать" его не нужно: обошел грязь и не испачкался. Это было бы чудесно, если бы не хитрость бесов
    Да, желательно не ходить туда, где тебя поджидает искушение, и ты знаешь об этом. Хотя и искушения служат на пользу- без них мы можем думать, что у нас все в порядке. Поэтому всё же хорошо "не подставляться". Но, зная свою страсть, воспитывать противоположную добродетель. Чтоб потом, глядишь, мог бы спокойно пройти мимо искусителя по случаю.

    Но вот я тоже не понимаю, как можно бороться с тем, чего еще нет, когда не знаешь, чем согрешишь. Это что-то иллюзорное, на мой взгляд.

    Если на то пошло, ведь об этом все мы и молимся - и утром, и вечером, и как только можем. Чтобы не согрешать, потому что согрешаем постоянно, и если говорить о предчувствиях греха- то это должно быть одно сплошное непрерывное предчувствие и боль.

    _Наталия_
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 519
    Дата регистрации : 2012-01-30
    Возраст : 48
    Откуда : г.Саратов
    Вероисповедание : православная христианка

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  _Наталия_ в 14.08.13 12:27

    Старик пишет:
    Солнышко мое, я Вам писал вот об этом:
    74. ...одним оком, и простым взглядом, и осязанием руки (прикосновением), и слышанием песни, (или же в виде запаха) без всякой мысли и помысла душа может любодействовать страстно


    Главное, что мысль. Четко ли, нечетко - это уже не так важно.

    А я все думала - пройдете мимо этой фразы или нет? Ну а эти слова - не заметили ( я выделила):

    "Просвещеннейшие и рассудительнейшие из отцов приметили еще иной помысл, который утонченнее всех вышепоказанных. Его называют набегом мысли; и он проходит в душе столь быстро, что без времени, без слова и образа мгновенно представляет подвизающемуся страсть. В плотской брани между духами злобы ни одного нет быстрее и неприметнее сего. Он одним тонким воспоминанием, без сочетания, без продолжения времени, неизъяснимым, а в некоторых даже неведомым образом, вдруг является своим присутствием в душе. Кто плачем успел постигнуть такую тонкость помысла, тот может нас научить: каким образом, одним оком, и простым взглядом, и осязанием руки, и слышанием песни, без всякой мысли и помысла душа может любодействовать страстно."


    Но ведь здесь говорится об этом тонком, почти неуловимом помысле,  как о предложении согрешить. А Вы сказали, что рады своему "предчувствию" - оно помогает успеть не согрешить словом и делом.  Так что же это?
    Вот в чем и вопрос-то. Question

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Как победить грех

    Сообщение  Veronika в 14.08.13 12:51

    Как победить грех

    О том, как научиться видеть свои грехи, с чего начинать борьбу с ними и как при этом не впадать в духовную ипохондрию, мы поговорили с протоиереем Владимиром ВОРОБЬЕВЫМ, настоятелем храма святителя Николая в Кузнецах, ректором ПСТГУ.




    "Борьба гладиаторов с дикими зверями". Иллюстрация из книги Д. Роуза "Популярная история Рима". 1886 год

    Естественная святость

    — Святые отцы говорили, что блаженны не те, кто воскрешают мертвых, а те, кто видят свои грехи. Почему?

    — Всякое чудо совершается Богом. Чудо совсем необязательно свидетельствует о высоте жизни того, кто об этом чуде молился. Бывает, что чудо происходит по вере того, кто о нем просит, или потому, что оно очень нужно кому-то неведомому нам. А вот если человек видит свои грехи, это точно означает, что его душа достигла высокого состояния. Это обретение духовного зрения, может быть, какое-то внезапное озарение, прозрение, дарованное Богом вдруг по каким-то причинам, а может быть, результат долгой духовной работы, духовного роста, очищения сердца. Последнее — особенно редкое и драгоценное достижение. Именно об этом сказано: «Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов».

    Спойлер:
    — Есть такое мнение, что пороки — это продолжение естественных потребностей человека. Как увидеть момент, когда они переходят из одного в другое?
    — У святых отцов-подвижников, которые на собственном опыте изучили науку духовного возрастания и оставили нам свои наблюдения, есть учение о страстях. В этом учении говорится о том, что страсти не присущи созданной Богом природе человека, а есть порождение первородного греха, т. е. греха непослушания и отхода от Бога, который совершен первыми людьми, Адамом и Евой — первым родом человеческим. В их грехопадении первозданная природа человека исказилась. И вот этой искаженной природе — как ее назвать, естественной или противоестественной? — стали свойственны страсти. Если обозначить точку отсчета там, где начинается история падшего человечества, то можно сказать, что для падшего человека грех является естественным состоянием в том же смысле, как для всякого рожденного человека состояние болезни является естественным. С этой позиции легко оправдать любой грех, можно сказать, что все естественно. Такая тенденция теперь распространяется на Западе, да и нам ее навязывают. То, что раньше называли блудом, теперь называют нормой. Раньше считали содомский грех противоестественным извращением, а теперь называют просто нетрадиционной, но вполне допустимой, тоже естественной ориентацией. Примеров такой «легализации» греха теперь можно привести сколько угодно. Логики здесь, однако, нет. Ведь, если болезнь считать естественным, т. е. нормальным состоянием, то каким тогда придется считать состояние здоровья — сверхъестественным, выходящим за пределы нормы? Тогда спрашивается, зачем лечить больных, кто это будет делать? Кто тогда может требовать здорового образа жизни, развития медицины и т. п.?

    Христианское учение логично, оно утверждает жизнь, а «узаконивание» греха проистекает из неверия — безбожия и несет с собой смерть.

    Богооткровенное библейское и христианское учение говорит, что человек по своему естеству создан безгрешным. В момент потери первозданной чистоты падшей человеческой природе становятся присущи греховные страсти, подобные болезненным генам, искажающим нормальный генотип и порождающим склонность к болезням. Другой образ греховных страстей: семена сорняков, живущие в земле, из которых вырастают терния и губят урожай, всевозможные микробы и насекомые-паразиты, с которыми мы боремся, т. к. нормой считаем здоровье, а не болезнь, здоровые и полезные растения, а не испорченный паразитами посев. Страсти порождают грех, не естественное, а искаженное, извращенное состояние природы человека. Ввиду единства человеческого рода это искажение становится присущим каждому человеку, т. е. его прежде свободная воля поражена врожденной болезнью, оказывается греховно зависимой, неспособной самостоятельно противостоять греховным страстям.

    — Получив от рождения искаженную грехом природу, человек уже не может освободиться от своей «падшести». В чем же тогда его вина?
    — Это было бы справедливо, если бы Богочеловек Иисус Христос не пришел на землю в человеческом естестве, чтобы исцелить, освободить от греховного плена и дать возможность каждому падшему человеку свободно избрать спасительный путь приобщения к победе Христовой над грехом и вечной смертью. Это приобщение совершается в Церкви, и каждый человек может сделать этот свободный выбор. Представьте себе пленника, прикованного к дереву и не могущего порвать свои узы. Но он может закричать изо всей силы и призвать на помощь идущего вдалеке свободного человека — и тогда будет спасен. Если он не поверит («все равно он меня не услышит») или испугается («а вдруг мои враги услышат, как я кричу, и вовсе меня убьют»), то останется в плену. Будучи пленником, он остается свободен настолько, чтобы быть способным избрать спасение. Отказавшись от спасительной возможности, он сам уже повторяет грех Адама и Евы и становится лично виновным.

    — В чем разница между страстью и грехом?
    — Страсть — это состояние плена, когда человек одержим. Это — зависимость. Очевидным примером такой одержимости являются наркомания, алкоголизм. Подобным образом действует любая страсть. А грех — это то, что под влиянием этой зависимости человек совершает. Например, наркоман торгует наркотиками, употребляет их, пьяница напивается пьяным.

    — Как практически можно отследить, когда ты еще просто вкусно ешь, а когда это уже страсть чревоугодия?
    — Это как раз относится к умению видеть свои грехи. Мне рассказали одну историю про недавно почившего коптского патриарха Шенуду. Когда он был в Америке, его пригласили на трапезу. Патриарх Шенуда сел за стол, а его сопровождающий достал красивую деревянную коробочку, в ней оказались сушеные финики. Коробочку эту он поставил перед патриархом. На столе было вино, всем наполнили бокалы. Патриарх Шенуда попросил налить ему воды и в эту воду капнул несколько капель вина. В то время как все угощались, он съел два-три сушеных финика и запил этой водой с вином. В ответ на удивленные вопросы окружающих его спутник сказал, что он всегда так ест. Мы знаем о святых, которые ели один ломоть хлеба в неделю. Преподобный Серафим два года питался только травой снытью и водой, больше ничем. Потребности человека в еде очень невелики, но обычно нами движет страсть чревоугодия.

    Неуместный формализм

    — Как на исповеди избежать юридизма в понимании того, что есть грех?

    — Сам юридический подход является следствием греха. Когда в сердце человека нет любви к Богу и к людям и он не боится быть злым, приходится законом ограждать его жизнь от гибели, а общество — от него. Есть грехи, которые хотя и вредят жизни человека с Богом, но все же не выводят его за ограду Церкви. Если мы к этим грешкам начнем применять каноны: не помолился сегодня — вот тебе епитимия, съел лишнего за ужином — вот тебе по канонам такого-то Собора такая-то епитимия, — это будет, конечно, совершенно неуместный юридизм. Типичным проявлением формализма является довольно распространенное явление, когда на исповеди человек произносит какую-то заученную формулу, потому что не умеет увидеть свой грех, а необходимость исповеди перед причастием понимает как какую-то магию. Избежать этого можно, поняв, что Богу никакие формулы не нужны. «Сыне, дай Мне сердце твое», — говорит Бог человеку. Это значит, что Богу от согрешившего человека нужно только сердечное раскаяние и решимость больше не грешить.

    — Необходимо ли чувство сокрушения каждый раз, когда исповедуешься?
    — Исповедь — всего лишь некоторая составляющая покаяния, но еще не само покаяние. Можно прийти на исповедь, рассказать все о своих грехах и не покаяться. На исповедь часто приходят люди, охотно открывающие свою душу, обнажающие свои греховные дела и навыки. Например, человек говорит: «Я опять напился, я опять дебоширил, я опять бил и оскорблял близких». Отвечаешь: «Но ты ведь уже говорил об этом две недели назад, и ничего не изменилось. Обещай, что ты больше не выпьешь ни одной рюмки». А он начинает торговаться: «Ну немножко-то можно?» — «Нет, совсем нельзя. Увидел бутылку и беги бегом!» — «Ну, мне надо подумать». И все продолжается по-прежнему, т. к. решимости покончить с грехом у человека нет. Таинство покаяния предполагает несколько этапов. Прежде всего — осознание своей греховности. Но это только начало. Далее необходимо сожаление о том, что согрешил. Если человек сожалеет, он должен захотеть выйти из этого состояния. Когда он приходит и говорит о своем грехе вслух на исповеди с сердечным сокрушением, священник читает над ним разрешительную молитву. Бог прощает грехи, а священник ему об этом говорит. Дальше есть замечательный обычай — целовать Крест и Евангелие. Большинство делает это автоматически, не думая о том, что это значит, а ведь раньше, когда свидетеля приводили в суд, он должен был целовать Крест и Евангелие в знак того, что будет говорить правду. Такую же присягу верности перед Крестом и Евангелием давали воины при вступлении в армию. Какое обещание дает тот, кто исповедуется? Обещание быть правдивым и верным, и больше так не грешить. Таким образом, покаяние включает в себя осознание греха, сокрушение, желание преодолеть это свое греховное состояние и получить прощение, а главное — твердую решимость больше не возвращаться к этому греху.

    Главная страсть

    — Насколько человек должен входить в исследование своих грехов?

    — Если покаянная работа в душе заменяется бездейственным самоанализом, то есть копанием в своем гное, но при этом человек ничего не делает, чтобы исцелиться, то это прелесть. Это вредно и даже смертельно опасно. Такое самокопание не есть духовная жизнь. Святые отцы говорили, что человек, желающий духовного возрастания, должен понять, какая страсть в данный момент сильнее всего разделяет его с Богом, и именно с этой страстью начать бороться. Например, чревоугодие. Значит, нужно сосредоточиться прежде всего на борьбе с этой страстью. А когда ее победишь, тогда смотри, какая следующая страсть вылезла на первое место. Это похоже на то, как сражаются на войне.

    — Как же найти в себе эту главную страсть?
    — У каждого человека есть совесть, она и подскажет. Совесть — это голос Божий в душе человека. Если человек слушает голос своей совести и поступает в соответствии с тем, что он слышит, то этот голос будет звучать все более ясно и будет направлять его.

    — Что делать, если человек давно в Церкви, часто и подробно исповедуется, но не видит за собой грехов? В чем ему каяться?
    — Этому человеку нужно от всего сердца читать молитву святого Ефрема Сирина: «Боже, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждать брата моего». Если человек не видит своих грехов, это очень дурной знак, это значит, что его душа в тяжелом состоянии. Великие святые чем ближе подходили к смерти, чем совершеннее становились, тем больше ужасались своим грехам. Известно, как преподобный Сисой Великий, когда умирал, плакал, и ученики его спрашивали: «Авва, что же ты плачешь? Ты же всю свою жизнь каялся, ты очистился, ты готов!» А он отвечал им: «Не знаю, положил ли я начало покаянию?» — хотя прожил всю жизнь в пустыне. Это подобно тому, как если на телегу, облепленную грязью, кинуть еще одну лопату такой же грязи, никто не заметит. А вот если на белоснежную скатерть поставить маленькую чернильную точку, то она режет глаз. Так и в душе. Когда она очищается, человек лучше видит свои грехи. Если человек действительно живет духовной жизнью, то чем больше он ходит в церковь, чем больше он молится и трудится над собой, тем сильнее он переживает каждое свое неправильное слово, каждый свой взгляд и осознает это как грех.

    — Что делать, если грехи все время одинаковые? Вроде бы стараешься исправляться, а ничего не меняется?
    — Это значит, что плохо стараешься. Господу ведь угодно, чтобы мы исправлялись, поэтому Он всегда нам помогает в этом, если мы по-настоящему хотим исправиться. А если человек не исправляется и все у него одно и то же, значит, он просто говорит о покаянии, а на самом деле у него такой цели нет. Он пребывает в состоянии самообмана, что на языке аскетики называется прелестью.
    — Дайте, пожалуйста, практический совет, как все-таки научиться видеть свои грехи?
    — Нужно прежде всего об этом молиться. Но есть еще очень хороший способ. Можно спросить: «Ты гордый?», человек скажет: «Нет, я не гордый. Не замечал в себе такого греха». Или спросить: «У тебя есть блудная страсть?», а он отвечает: «Я не блудник, ничего такого плохого не делаю». Его ответы говорят о том, что он свои грехи не видит. Но каждой страсти, каждому греху соответствуют противоположные добродетели. При этом чем больше человек грешит, тем меньше у него добродетели. Поэтому если спросить: «Ты смиренный?», то на это каждый скажет: «Нет, все-таки у меня смирения нет». А раз нет смирения, значит, есть гордость. Или на вопрос «Ты целомудренный?», он скажет: «Ну какой же я целомудренный?..» Значит, блудная страсть в нем действует. Проверять себя можно не по грехам, а по добродетелям.

    — Но ведь если так себя проверять, все грехи в себе найдешь!
    — Вот и хорошо. Увидишь таким способом и какой грех сильнее, какой больше мучает. И легче будет исправляться!

    Беседовала Екатерина СТЕПАНОВА

    http://www.nsad.ru/articles/kak-pobedit-greh

    Zar
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7801
    Дата регистрации : 2011-11-18
    Вероисповедание : Православие

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Zar в 14.08.13 13:51

    Старик пишет:
    Андрей Зар пишет:
    Возможно, Старик говорит именно о бездействии на этих стадиях.
    Что это Вы имеете в виду?
    Я имел ввиду бездействие христианина, когда не удалось пропустить прилог "мимо ушей" и произошло сочетание (заинтересованность) и сосложение (приятное переживание) с греховным помыслом. Если человек так вот "скользит по накатанной бесами дорожке", то он гарантированно попадает в плен страсти.

    Одно не понятно, а куда туда не ходить?
    Мне что кто-то на карте рисует, что вот здесь меня поджидает опасность?
    Да, "кто-то рисует карты", как, например, преподобный Исаак Сирин ( http://www.pagez.ru/lsn/is/09.php ). Но и сам человек по мере духовного взросления отмечает для себя свои собственные вехи и "дорожные знаки для движений души". )))

    Так умно все написали, друг мой.
    И цитаты к месту.
    Благодарю, все ясно стало.
    Не, не я.
    Уже выкладывал вот эту статью - продублирую: в ней Павел Сержантов в увлекательном "милитари-стайл" (ну вот - фамилие у него такое Smile ) изложил то, о чем мы тут спорим...
    Диакон Павел СержантовНападения на христиан Искреннее покаяние всегда возвращает нас к своим, в народ Божий, а борьба со страстями делает из нас воинов Христовых. Покаяние служит основополагающим видом духовного сопротивления.
    Просто, когда есть схема, скелет рассуждения, нужные цитаты приходят на память сами собой. )))

    Zar
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7801
    Дата регистрации : 2011-11-18
    Вероисповедание : Православие

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Zar в 14.08.13 14:29

    _Наталия_ пишет:
    Вообще мы живем в таком темпе, к сожалению, что узнать, почувствовать прилог очень трудно. Не успеешь глазом моргнуть - ты уж и сочетался и сосложился, и наорал и обругал, и весь такой красивый сидишь, гирляндой бесов обвешанный.  
    В наше время, в современных условиях и коллективах я даже не знаю как можно успевать так следить за собой, чтоб прилоги вовремя ловить.  Если у кого-то есть такая возможность, я только рада.
    Вот поэтому, возвращаясь к вопросу о методе подготовки к исповеди, и нельзя абсолютизировать какой-то один метод: или немедленное записывание (пусть даже и просто в уме) грехов - или ревизию своего поведения уже пост-фактум. Отследил и отсек несколько прилогов, а сколько упустил из внимания? Потом уже, сверяясь со "списком возможных грехов", столько всякого материала для покаяния "всплывает"...
    Да и просто, во время молитвы, например, как следить? Одна часть меня молится, а вторая - следит: это, по моему, уже есть отвлечение от молитвы, т.к. - возлюбить Бога нужно "всем сердцем, всей душой, всем разумением своим"... Тут уж - только пост-фактум: увидел, что отвлекся,  усилием вернулся к молитве,  потом - покаялся.

    Да, желательно не ходить туда, где тебя поджидает искушение, и ты знаешь об этом. Хотя и искушения служат на пользу- без них мы можем думать, что у нас все в порядке. Поэтому всё же хорошо "не подставляться". Но, зная свою страсть, воспитывать противоположную добродетель. Чтоб потом, глядишь, мог бы спокойно пройти мимо искусителя по случаю.
    Согласен. И, если уж, мы взялись тут цитировать "Лествицу", то вот интересный параграф из "Слова о  безгневии и кротости":

      25. Если кто замечает, что он легко побеждается возношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, и захочет извлечь против них обоюдоострый меч кротости и незлобия: тот пусть вступит, как бы в пратву спасения, в общежитие братий, и притом самых суровых, если хочет совершенно избавится от сих страстей; чтобы там, подвергаемый досаждениям, уничижениям и потрясениям от братий и умственно, а иногда и чувственно ударяемый или угнетаемый, удручаемый и ногами попираемый, он мог очистить ризу души своей от ее скверны. А что поношение есть в самом деле омовение душевных страстей, в том да уверит тебя обыкновенная в народе пословица; известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами в лице, говорят: «Я такого-то хорошо омыл». И это истинно.


    Но вот я тоже не понимаю, как можно бороться с тем, чего еще нет, когда не знаешь, чем согрешишь. Это что-то иллюзорное, на мой взгляд.
    Возможно, это есть прелесть выдумывания себе грехов (или подвигов), война с ветряными мельницами.

    Если на то пошло, ведь об этом все мы и молимся - и утром, и вечером, и как только можем. Чтобы не согрешать, потому что согрешаем постоянно, и если говорить о предчувствиях греха- то это должно быть одно сплошное непрерывное предчувствие и боль.
    Есть у игумена Синайской обители и об этом. Иоанн называет это "беспрестанным плачем души". Зато - каков результат! Там же, у Иоанна Лествичника:

      4. Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.


    В общем, как уже говорилось, сложная эта штука - духовная брань.

    Zar
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7801
    Дата регистрации : 2011-11-18
    Вероисповедание : Православие

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Zar в 14.08.13 15:06

    пинна пишет:
    Старик пишет:
    Моей первой книгой была Лествица прп. Иоанна Лествичника в сокращении для мирян.
    Надо же и она была моей первой книгой.Вот только как это-для мирян?Shocked 
    Наверное, вот это (для чтения - кликнуть по картинке):



    На Азбуке Веры ( http://azbyka.ru/shemy/grehovnye_strasti_i_borba_s_nimi.shtml ) вообще есть плакат-схема (кликнуть для просмотра) Smile 


    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Нюся в 14.08.13 15:09

    Да...На этом Форуме и не захочешь да покаешься!Very Happy 

    Zar
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7801
    Дата регистрации : 2011-11-18
    Вероисповедание : Православие

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Zar в 14.08.13 15:20

    Нюся пишет:Да...На этом Форуме и не захочешь да покаешься!Very Happy 
    А то!
    Молитва св. Иоанна Дамаскина из вечернего правила:

    "... Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего,
    но достоин есмь всякого осуждения и муки.
    Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя..."


    Smile

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Нюся в 14.08.13 15:28

    Андрей Зар пишет:А то!
    Молитва св. Иоанна Дамаскина из вечернего правила:

    "... Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего,
    но достоин есмь всякого осуждения и муки.
    Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя..."


    Smile
    Но это он, видимо, нас , маловеров имел ввиду.Smile 

    Zar
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7801
    Дата регистрации : 2011-11-18
    Вероисповедание : Православие

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Zar в 14.08.13 15:44

    Нюся пишет:Но это он, видимо, нас , маловеров имел ввиду.Smile 
    Нас, конечно... На словах и в желаниях хотим спасения, а по реальным действиям - вроде как и противоположное получается: не хотим... Да там, в молитве, все это разъясняется:

    Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю; Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся небесныя Силы, и святаго Ангела хранителя моего...

    Это - такой вот "гвоздь в сапоге", постоянно напоминающий о необходимости "перемены ума", т.е. -о необходимости покаяния, каким бы "праведным" себя не считал.

    _Наталия_
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 519
    Дата регистрации : 2012-01-30
    Возраст : 48
    Откуда : г.Саратов
    Вероисповедание : православная христианка

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  _Наталия_ в 14.08.13 15:45

    Андрей Зар пишет:
    Вот поэтому, возвращаясь к вопросу о методе подготовки к исповеди, и нельзя абсолютизировать какой-то один метод
    От и я говорю ж.Smile 
    А что поношение есть в самом деле омовение душевных страстей
    Это к слову о применении монашеских советов в миру.
    Я только вот сегодня писала о больших и дружных рабочих коллективах, где без поношения и унижения ну ни за что не прожить.Smile А особливо хороши наши православные форумы в этом смысле Idea.

    Я совершенно серьезно - для меня они стали именно школой укрощения гнева. (Хотя и в реальной жизни возле меня много народа обитает.) А вот люди, которых успевала полюбить, уходили, говорили: мне это не полезно...

    Есть у игумена Синайской обители и об этом. Иоанн называет это "беспрестанным плачем души". Зато - каков результат! Там же, у Иоанна Лествичника:

      4. Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; средина — молчание помыслов при тонком смущении души; а конец — непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.


    В общем, как уже говорилось, сложная эта штука - духовная брань.
    Да что говорить, еще какая.
    Однако, беспрестанный плач души и та "предсказывающая" боль - на мой взгляд, вещи разные.

    Плач - это исполнение заповеди блаженства: блаженны плачущие (о своих грехах). Это покаянный плач, это "жертва Богу - дух сокрушен", это " сердце сокрушенно и смиренно".

    А боль, предсказывающая приближение согрешения... (вот... оно идет... сейчас, сейчас...) что это на самом деле - не могу сказать, не испытывала, но это не то, что плач о своей греховности.  

    И знаю, у меня она просто не прекращалась бы, как гудок, зовущий на завод. Как сирена антикражная во дворе.   Это ужасно представить даже.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  пинна в 14.08.13 16:01

    Нюся пишет:Его просили помолиться,
    А он в ответ лишь промолчал,
    Он ничего не обещал,
    Лишь молча всматривался в лица...

    А после, в домик свой ввалясь,
    Шатаясь от тяжёлой ноши
    СмертнЫх грехов людей хороших,
    На них взор Божий призывал,

    Мол, не виновные они,
    Мол, так уже у них сложилось,
    Что так по жизни получилось...
    И к покаянию их дни

    Просил продлить, свои - умерить...
    И пост души ужесточал,
    Краюху вновь укорочАл,
    Не уставая в чудо верить!

    А ты, Пинна сможешь так молиться???
    Нюсенька,я поминаю по синодику,где написаны ИМЕНА здравстствующих и усопших.О человеке инкогнито не молюсь.Это почти тоже самое,что молиться вообще "за весь мир",а я не святая и даже не праведница,-не дерзаю.

    _Наталия_
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 519
    Дата регистрации : 2012-01-30
    Возраст : 48
    Откуда : г.Саратов
    Вероисповедание : православная христианка

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  _Наталия_ в 14.08.13 16:06

    Нюся пишет:Да...На этом Форуме и не захочешь да покаешься!Very Happy 
    Не захочешь, да очистят!Smile 

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Нюся в 14.08.13 16:08

    пинна пишет:Нюсенька,я поминаю по синодику,где написаны ИМЕНА здравстствующих и усопших.О человеке инкогнито не молюсь.Это почти тоже самое,что молиться вообще "за весь мир",а я не святая и даже не праведница,-не дерзаю.
    Если он стал тебе дорог, то можно сказать: Имярек , Господи, егоже веси.Smile 

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  пинна в 14.08.13 16:17

    Нюся пишет:Если он стал тебе дорог, то можно сказать: Имярек , Господи, егоже веси.Smile 
    Когда буду произносить "и за всех православных христиан"-буду мысленно вспоминать Старика.Smile 

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Нюся в 14.08.13 16:21

    пинна пишет:Когда буду произносить "и за всех православных христиан"-буду мысленно вспоминать Старика.Smile 
    Я тоже, и Лену. Пусть нам всем Христос МИР Свой и единое сердце, и ум. Не много я прошу?

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  пинна в 14.08.13 16:27

    Нюся пишет:Я тоже, и Лену. Пусть нам всем Христос  МИР Свой и единое сердце, и ум. Не много я прошу?
    Много-не мало,"просите и дано будет вам".Idea 

    Zar
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7801
    Дата регистрации : 2011-11-18
    Вероисповедание : Православие

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Zar в 14.08.13 17:55

    _Наталия_ пишет:
    Да что говорить, еще какая.
    Однако, беспрестанный плач души и та "предсказывающая" боль - на мой взгляд, вещи разные.
    Возможно, эта "предсказывающая боль" есть скорбь? Но скорби - результат уже совершенных грехов... Не знаю. Наверное, это что-то очень специфическое и индивидуальное, не для массового использования.

    А боль, предсказывающая приближение согрешения... (вот... оно идет... сейчас, сейчас...)
    У Иоанна Лествичника есть упоминание (в Слове о памяти смерти) об одном иноке, который, памятуя о страхе смерти и собираясь дать себе по необходимости какое-то послабление... просто не смог этого сделать, физически...

    Как сирена антикражная во дворе.   Это ужасно представить даже.
    Ужасно, согласен. Тут остается только уповать на наше покаяние и человеколюбие Бога. Как раз тот случай, о котором говорит преподобный Иоанн (там же, в Слове о памяти смерти). И то, о чем говорит Давид в 50-м псалме: "Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну". "Выну" - это значит "всегда"...

    Ладушки!
    Благодарю за интересное совместное рассуждение! Smile 

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Нюся в 14.08.13 20:06

    Андрей Зар пишет:И то, о чем говорит Давид в 50-м псалме: "Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну". "Выну" - это значит "всегда"...
     
    Это слово более глубоко: Грех вынут и предъявлен наружу, не только себе и Богу, но и на людях...И он (грех этот) не скрыть, т.к. он дал такие горькие последствия, что забыть о нём невозможно.

    Старик
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1660
    Дата регистрации : 2012-09-03
    Вероисповедание : Умом понимаю, что надо быть православным.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Старик в 14.08.13 21:44

    Андрей Зар пишет:Одна часть меня молится, а вторая - следит: это, по моему, уже есть отвлечение от молитвы
    Нет, друг мой, здесь не так.

    Пишу под диктовку о. Андрея.

    "Когда молитва льется из самого сердца, тогда весь молишься.
    И ни на что не отвлекаешься.
    И в то же время отличнейшим образом видны все прилоги.
    И еще сильнее сосредотачиваешься на молитве, не обращая внимания на эти прилоги.
    Исключительно вопишь: "Господи спаси!"
    Помните: "Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им".
    Это сложно объяснить словами.
    Вот человек например сосредотачивается на интересной книге, и увлечен ею без предела, но все равно органы его чувств воспринимают происходящее вокруг.
    Но внимание при этом не отвлекается.
    Что-то подобное случается при молитве.
    Сначала слова рождают сердечную теплоту.
    Затем как-то так происходит, в какой-то момент Господь касается сердца, и эта сердечная теплота, в свою очередь начинает рождать и слова в уме и рыдания, если хотите.
    Слова же в свою очередь, родившиеся в уме, еще больше согревают сердце.
    Сердце и ум взаимно питают друг друга.
    И что-то в тебе осознает, что Бог коснулся сердца твоего, и еще больше и умом и сердцем стремишься к Нему.
    И течет эта молитва сердца и ума, и хочется и рыдать от боли и вида души своей, погрязшей в страстях, и вопить к Богу о несчастных людях, страдающих от грехов, и счастье распирает душу и ...
    И в таком состоянии забываешь и о времени, и обо всем.
    И в тоже время все органы чувств отлично воспринимают все что происходит вокруг.
    И в тоже время, не знаю каким органом отлично виден каждый прилог.
    И еще больше стараешься погрузиться в состояние молитвы, чтобы ни одна мысль не возникла в ответ на эти прилоги.
    А потом приходит время когда Бог незаметно отступает от сердца.
    И слезы больше не текут, и начинаешь замечать, что происходит вокруг, и замечаешь время.
    Состояние это каждый раз различно по времени.
    Иногда буквально мгновение.
    И возникает оно всегда неожиданно.
    И специально вызвать его никогда не получается, как не "тужься".

    Андрей Зар пишет: Тут уж - только пост-фактум: увидел, что отвлекся,  усилием вернулся к молитве,  потом - покаялся.
    Нет, не потом покаялся.
    Если случилось так, что на какой-то очень хитрый прилог, все же откликнулся умом, то не потом, а немедленно, тут же начинаешь каяться, буквально жалуясь Богу, что и сейчас, в тот момент, когда Он касается сердца твоего, ты отвлекся от Его любви.
    Господи помилуй, Господи помоги.
    И это покаяние и жалоба Богу о своей немощи и есть уже словесная молитва, а это и есть возвращение к молитве.
    И Бог снова возвращает ум твой к сердечной теплоте."


    Последний раз редактировалось: Старик (15.08.13 0:53), всего редактировалось 3 раз(а)

    Старик
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1660
    Дата регистрации : 2012-09-03
    Вероисповедание : Умом понимаю, что надо быть православным.

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Старик в 14.08.13 21:48

    Нюся пишет:
    Но это он, видимо, нас , маловеров имел ввиду.Smile 
    Молитва св. Иоанна Дамаскина из вечернего правила:

    "... Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего,
    но достоин есмь всякого осуждения и муки.
    Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя..."


    Нет, моя хорошая, это он имел в виду исключительно себя.
    Или Вы полагаете, что в момент молитвы к Богу прп. Иоан лукавил?

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Нюся в 14.08.13 21:57

    Старик пишет:
    Нет, моя хорошая, это он имел в виду исключительно себя.
    Или Вы полагаете, что в момент молитвы к Богу прп. Иоан  лукавил?
    Как это - лукавил? Он, по всей вероятности, и не думал, что его молитву запишут, в молитвослов внесут, а самого его соделают учителем Церкви Христовой...
    Все молитвословные молитвы безценны, и питаться ими - великое благо. А "хочу или не хочу" не означает, Что спасут и без желания...Хотя, кто знает... Рассуждать об этом и догадки строить - до соблазна недалече.

    Спонсируемый контент

    Re: Как увидеть свои грехи

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 15:24


      Текущее время 07.12.16 15:24