Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Примеры для подражания... Живопись, словесность...
автор Нюся Вчера в 1:02

» Поклонская доказала, что «Матильда» оскорбляет чувства верующих
автор Нюся 19.11.19 13:42

» Таинство Смерти
автор Нюся 19.11.19 13:26

» Польский вопрос и ответы на него....
автор noname 18.11.19 18:56

» Почему русским нахлобучивают коммунизм?
автор noname 18.11.19 16:07

» Выбор цивилизационного пути
автор мышкин 18.11.19 12:04

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 18.11.19 0:33

» ПРОПОВЕДИ. Протоиерей Вячеслава Резникова ( ныне покойного). Полный круг проповедей.
автор Нюся 17.11.19 17:51

» Украинские заморочки....
автор Нюся 17.11.19 17:33

» Мысли, что стали стихами...Нюся (Татьяна)
автор Нюся 15.11.19 21:23

» Барановская Вероника. Помогите встать с инвалидной коляски
автор baranovskaya_v 15.11.19 13:57

» Расколы
автор Перестукин 14.11.19 18:39

» В вечной памяти будет праведник...
автор Нюся 13.11.19 23:13

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Перестукин 13.11.19 18:49

» Несколько слов о любви.
автор Holder 13.11.19 18:46

» Общественно-политические новости
автор мышкин 13.11.19 12:36

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    avatar
    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2263
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Михаил_ в 12.04.13 20:01

    Вопрос священникАМ


    https://sites.google.com/site/hramboga/molitvy-ko-svatomu-dimitriu
    Акафист святителю Димитрию Ростовскому

    «Кондак 4
    Буря ересей от преисподних чрез Ария во Греции возродившаяся, в последняя же лета происками Мартина Арменина чрез брынских скитоначальников в Отечестве нашем возникшая, готова была опровергнуть тишину единыя, Святыя Соборныя и Апостольския Церкви; ты же пастырь добрый, положивый душу твою за овцы, оныя прогнав душепагубныя волки, бурю суемудрия укратил еси, верныя же научил еси Трипостасному Богу взывати: Аллилуия.».


    Приведённый фрагмент текста акафиста, мягко говоря, не соответствует действительности:

    1) «Буря ересей от преисподних…».
    Это что же за «ереси» такие, которые якобы образовали целую «бурю»? Когда именно возникла эта «буря»? Кто именно свидетельствовал об этой «буре»?

    2) «…происками Мартина Арменина…».
    Это что же за «еретик» такой? В работе какого церковного историка есть убедительные свидетельства о его существовании, его ересеучении?

    3) «…чрез брынских скитоначальников в Отечестве нашем возникшая…».
    Ещё и старообрядцы, оказывается, виноваты в распространении на Руси целой «бури ересей» от некоего «еретика» Мартина Арменина? Какой историк подтвердил это серьёзное обвинение старообрядцам?

    Не очевидно ли, что в приведённом фрагменте текста акафиста содержится явная ложь?
    Что прихожанам делать? Как присутствовать в храме Божием при чтении этого акафиста? Как выправлять ситуацию будем? Насколько сложно скорректировать текст акафиста?
    Священник Дмитрий
    Священник Дмитрий
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 15
    Дата регистрации : 2013-09-18
    Возраст : 39
    Откуда : Нижегородская область
    Вероисповедание : православный

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Священник Дмитрий в 18.09.13 13:40

    удивительно,но первый вопрос, на который мне приходится здесь отвечать, вопрос о моём святом.))
    нужно понимать, что акафист - это определённый поэтический жанр богослужебного творчества. действительно, есть акафисты, в которых мы можем встретить многие исторические неточности. есть даже,это нужно признать, совсем уж плохие акафисты. но,всё же,читая тот или иной акафист мы более должны следить за духом, а не буквой.
    свт.Димитрий - это известный апологет единой.святой и апостольской церкви. он много противостоял расколам,особенно расколу старообрядческому, хотя в его творчестве мы можем увидеть некоторое влияние западного христианства.
    исходя из выше сказанного, можно заключить, что святой являлся видным борцом с расколами.
    avatar
    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2263
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Михаил_ в 21.09.13 23:54

    Священник Дмитрий пишет:есть акафисты, в которых мы можем встретить многие исторические неточности.
    Есть, наверное, но в каждом ли акафисте звучат самые тяжкие церковные обвинения — в ереси?
    Священник Дмитрий пишет:есть даже,это нужно признать, совсем уж плохие акафисты.
    Этот акафист не их таковых ли?
    Священник Дмитрий пишет:но,всё же,читая тот или иной акафист мы более должны следить за духом, а не буквой.
    Ложь от какого духа? Не берусь наверняка утверждать, что «брынские скитоначальники» невиновны в «мартиновых ересях», но не смог отыскать твёрдых доказательств этого обвинения, одни подозрения. А разве обвиняемому следует доказывать свою невиновность? Соглашусь, что употреблённые мной слова «явная ложь» следует понимать в смысле недоказанности вины, а потому обвинение в ереси Мартина — ложное.
    Священник Дмитрий пишет:свт.Димитрий - это известный апологет единой.святой и апостольской церкви. он много противостоял расколам,особенно расколу старообрядческому, хотя в его творчестве мы можем увидеть некоторое влияние западного христианства.
    Согласен.
    Священник Дмитрий пишет:исходя из выше сказанного, можно заключить, что святой являлся видным борцом с расколами.
    Согласен, о. Дмитрий, но я не об этом спросил. Почему бы не удалить из текста акафиста сомнительные обвинения? А если люди не виновны на самом деле? Пускай продолжают «ходить» в мартино-еретиках?
    Священник Дмитрий
    Священник Дмитрий
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 15
    Дата регистрации : 2013-09-18
    Возраст : 39
    Откуда : Нижегородская область
    Вероисповедание : православный

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Священник Дмитрий в 24.09.13 14:56

    вы подняли важную проблематику. думаю,её необходимо решать,вот только вряд ли это совершится в скором времени.
    эта проблема касается не только акафистов,но,и, в не меньшей степени, православной литературы.
    сомнительных книг у нас предостаточно.
    avatar
    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2263
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Михаил_ в 24.09.13 20:10

    Священник Дмитрий пишет:вы подняли важную проблематику. думаю,её необходимо решать,вот только вряд ли это совершится в скором времени.
    Как думаете, о. Дмитрий, какие практические шаги можно было бы сделать простому прихожанину для исправления ситуации? Насколько трудно по-Вашему изменить текст акафиста? Кто вправе принять решение о правке? Собор, Синод или достаточно было бы указания Святейшего?
    avatar
    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2263
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Михаил_ в 28.04.15 0:29

    Вроде бы удалось разобраться за время с последних записей в эту тему.
    Сначала перескажу эту историю о подлоге в нескольких словах, затем — более подробно со ссылками и цитатами от авторитетных источников.

    Поскольку убедить значительную часть русских православных людей в необходимости никоновой реформы 17 века не удавалось ни священноначалию, ни светской власти, в начале 18 века был создан подложный документ — «Собо́рное дея́ние на ерети́ка Армени́на, на мни́ха Марти́на», принятое на якобы состоявшемся Киевском Соборе в 1157 г., в котором все старообрядческие «ереси» (двуперстие и для крестного знамения, и для священнического благословения, хождение посолонь, имя Спасителя Исус, двойная алиллуйя и пр.) уже были якобы осуждены не только русскими архиереями, а и константинопольским патриархом.
    В том, что подлог является истинным документом, поспешно подписались несколько видных архиереев в начале 18 века.
    После изобличения подлога, его «оригинал» по указанию священноначалия был срочно упрятан в синодальную библиотеку и в последующем исследователям не выдавался.
    Сегодня о факте подлога имеется полно авторитетных свидетельств (в первую очередь от сегодняшнего священноначалия), также немало историков при изложении церковной истории умалчивают о Соборе 1157 г., тем самым свидетельствуя о подложности «деяния» несуществующего собора.
    К сожалению, уже после изобличения подлога, даже при наличии сильных сомнений, в текст акафиста свт. Димитрию ростовскому попали-таки (1799 г.) слова о Мартине-еретике и «буре» старооборядческих «ересей».
    Мысль проста: исправить очевидно ложные слова в тексте акафиста о «ересях», Мартине-еретике и сомнительное слово «буря», не умаляя заслуг святителя Димитрия в его борьбе против реальных ересей, зародившихся среди старообрядцев его времени вследствие их ошибочного отлучения от Церкви реформаторскими клятвами. Другое дело — как эту мысль осуществить?

    Краткая история создания подлога:
    Спойлер:
    http://www.raruss.ru/restorer/1652-pomor-answers.html
    "Поморские ответы" и история одной фальсификации в эпоху Петра I.

    «КО УВРАЧЕВАНИЮ РАСКОЛОМ НЕДУГУЮЩИХ» (ПЕТР ВЕЛИКИЙ). Вначале XVIII в. по личному распоряжению Петра I в Керженских скитах Нижегородской губернии вел обращение старообрядцев поповского и беспоповского толка архимандрит Успенского монастыря на Белбаше и Керже Питирим…
    в 1709—1711 гг. Питирим предъявил своим противникам рукописную копию постановления собора, бывшего в Киеве в XII в., в котором осуждался некий еретик Мартин, проповедовавший отмененные никоновской реформой церковные обряды. По словам Питирима, копия была получена им в 1709 г. от крупного деятеля русской православной церкви Дмитрия Ростовского, пользовавшегося большим авторитетом и в среде противников никоновской реформы. Официальная версия дальнейшие события излагает следующим образом. Старообрядцы, «по заматерелому своему обычаю не верствующе, просили видети самое сущее (то есть подлинник постановления) и вопрошали, какое оно на хартии или на бумаге писано, и русским или иным языком, и прочая». Питирим был вынужден внять требованию своих противников.
    Он обратился с письмом к рязанскому и муромскому митрополиту Стефану Яворскому «о взыскании» оригинала документа, получившего название «Соборного деяния». Для его розыска в августе 1717 г. с царским указом в Киев был послан монах Феофилакт. Во исполнение этого указа киевский митрополит Иоасаф Кроковский «велел по всем книгохранительницам оного соборного деяния прилежно искать». Вскоре игумен Николо-Пустынского монастыря Христофор Чарнуцкий обнаружил в библиотеке своей обители разыскиваемую рукопись… В начале сентября 1717 г. рукопись вместе с восемью другими печатными и рукописными книгами… были отправлены в Москву Стефану Яворскому. В январе 1718 г. они оказались в распоряжении церковного иерарха, который приказал изготовить с «Соборного деяния» копию и отправить ее вместе с другими киевскими книгами и рукописями Питириму. Подлинник «Соборного деяния» вместе с сопроводительным письмом киевских церковнослужителей по указанию Стефана Яворского были отданы «на Печатный двор в государеву книгохранительницу» и записаны в реестр… В апреле и ноябре 1718 г. «Соборное деяние» было издано соответственно в Москве и Петербурге, а спустя два года — в Чернигове. Эти издания состояли из четырех частей… Вторая часть — «Сказание о взыскании и печатном издании книги сея» — содержала пространный рассказ об истории разыскания и находки «Соборного деяния», а также включала тексты сопроводительного письма из Киева в Москву, при котором направлялась рукопись обнаруженного документа за подписями игумена Свято-Михайловского монастыря Варлаама Лиенкецкого, архимандрита Киево-Печерской лавры Иоанника Сенюторвича, игумена Николо-Пустынского монастыря Христофора Чарнуцкого, архимандрита Межигорского монастыря Иродиона Жураховского, митрополита Иоасафа Кроковского, и резолюции Стефана Яворского о помещении «Соборного деяния» в библиотеку Печатного двора…

    Таким образом, противникам официальной русской церкви сначала устно, а затем в печатном виде были представлены два древних документа — исторические источники, из которых следовало, что еще в глубокой древности обрядовые и другие отличия, отстаиваемые старообрядцами, подверглись решительному осуждению как русской, так и православной церковью. Отсюда с неизбежностью вытекал вывод о том, что никоновская реформа — это лишь один из последних эпизодов борьбы с ересью, засорявшей своими лживыми учениями древний православный обряд. Можно легко представить то смятение, которое вызвала эта публикация в среде старообрядцев, которым оставалось либо признать, что их учение является действительно давно развенчанной ересью, либо найти способ опровержения содержащихся в «Соборном деянии» и «Требнике митрополита Феогноста» серьезных аргументов.

    Идеологическая подоплека, а следовательно, и мотивы подделки «Соборного деяния» и «Требника митрополита Феогноста» очевидны: так русская официальная церковь боролась с расколом…

    Автор статьи В.П. Козлов.
    (В.П. Козлов, член-корреспондент РАН, руководитель Федерального архивного агентства).

    Свидетельства о подложности «деяния» можно найти:
    — на сайтах, работающих по благословению и под редакцией патр. Кирилла;
    Спойлер:
    http://www.pravenc.ru/text/171503.html
    «Православная энциклопедия» является специализированным справочным изданием, ставящим перед собой две задачи: 1) дать всеобъемлющую информацию по двухтысячелетней истории и современному состоянию вселенского Православия…
    Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

    еп. Нижегородский Питирим… С именем еп. Питирима связывают создание в нач. XVIII в. 2 фальсификатов - Требника, надписанного именем митр. Феогноста, ложно датируемого 1329 г., и Соборного деяния на еретика Мартина - подделка под текст 1157 г… Ложный характер обоих памятников был показан старообрядческим писателем А. Денисовым в сочинениях нач. XVIII в… В XIX в. прот. А. Горский и К. И. Невоструев вновь доказали подложность обоих памятников


    http://www.pravenc.ru/text/Дьяконовы%20ответы.html
    Православная энциклопедия
    Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

    «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ»
    Выговским книжникам принадлежит заслуга разоблачения созданных правосл. апологетами в целях полемики со старообрядцами «Деяния на еретика Мартина» и т. н. Требника митр. Феогноста… Критический анализ этих фальсификаций, впервые изложенный в «Д. о.», затем в «Поморских ответах», дал основание В. Г. Дружинину назвать выговских книжников «первыми палеографами».
    — на офиц. сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры;
    Спойлер:
    СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА
    официальный сайт
    http://www.stsl.ru/manuscripts/book.php?col=2&manuscript=020.1
    № 20.1 «Соборное деяние на еретика арменина на мниха Мартина в лето от создания мира 6665, а от плоти Рождества Христова 1157 году месяца иуниа в 7 день» Подложное.


    л. 42 об.–58 об. Отрывки из Подложного Требника, якобы принадлежавшего митрополиту всероссийскому Феогносту («Свидетельство на некая действа и речения церковная, выписано ис потребника харатейнаго за подписанием руки святаго Феогноста, митрополита Московского, иже писан в лето от сотворения мира 6837, от Рождества же по плоти бога слова 1329»).

    О подложных Соборном деянии на Мартина и о Требнике Феогноста см.: Дружинин В. Г. Поморские палеографы начала XVIII столетия. Пг., 1923.
    — в работах известных церковных историков;
    Спойлер:
    http://www.odinblago.ru/golubinskiy1_2/3_8
    Голубинский Е.
    История Русской Церкви. Том 1. Часть 2
    VIII. Вера, нравственность и религиозность народа

    (В первой четверги XVIII в., при Петре Великом, явилось у нас «Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина», в котором говорится, что этот еретик Мартин, родом Армянин... Это соборное деяние есть ничто иное, как прискорбнейше неудачная (и чрезвычайно неискусная) выдумка известного миссионера против раскольников при Петре Великом Питирима, архиепископа Нижегородского, с неизвестными помощниками, сделанная с целью привлечения раскольников к православию (и к сожалению попущенная, если не более, таким разумнейшим человеком, как Петр). С 1718 г. по 1721 г. быв напечатано несколько раз отдельной книжкой, в последнем году деяние было напечатано виде приложения к Питиримовой Пpaщице (в предуведомлении рассказывается мнимая история его открытия, к которой справедливо или несправедливо приплетается св. Димитрий Ростовский…).


    http://dugward.ru/library/kapterev/kapterev_opravdanie.html#glb
    Н.Ф. Каптерев Оправдание на несправедливые обвинения

    В начале XVIII века у нас кем-то составлено было подложное Соборное Деяние на Мартина еретика, которое потом, как подлинное, и было напечатано в Пращице Питирима... В этом… подложном Соборном Деянии помещены подложные поучения первых двух русских митрополитов и подложная грамота константинопольского патриарха Луки Хризоверга, составленные с целью утвердить древность троеперстия, сугубой аллилуйи и пр., и армянское сравнительно позднее происхождение двуперстия, сугубой аллилуии и пр.


    http://dlib.rsl.ru/viewer/01003553549#?page=57 — сам текст книги
    Синайский А.Л.
    Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодальнаго управления при Петре Великом (1721-1725 г.) [Текст] : изследование священника А. Синайскаго

    Синайский Александр Львович (1850-первая половина XX в.)
    Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1895


    — 51 —
    Отличительную особенность полемики архиепископа Питирима составляла неразборчивость… въ употреблении средствъ для доставлешя превосходства и торжества дела при решении спорныхъ предметовъ между православнымъ учениемъ и мнениями раскольниковъ...
    Дело въ томъ, что преосвященный Питиримъ при составлена «Пращицы» пользовался подложнымъ документомъ, заимствуя изъ него, якобы подлиннаго историческаго и каноническаго источника, важныя сведения и доказательства въ опровержение многихъ раскольническихъ заблуждений о двуперстии, о сугубой аллилуiа, о противосолонномъ хождении и т. п. Речь идетъ о «Соборномъ деянии на еретика армянина, монаха Мартина», бывшемъ въ 1157 г. въ городе Kiеве, при великомъ князе Ростиславе и митрополите Константине.
    … въ 1717 г., по просьбе Питирима, въ Шеве отысканъ былъ древнейший пергаментный списокъ памятника, поспешно и самоуверенно признанный за подлинный документъ, составленный и писанный будто бы въ 1157 году.
    — 52 —
    Не подвергнувъ означеннаго памятника надлежащему критическому разбору, а можетъ быть надеясь на простоту и нев'Ьжество раскольниковъ, apxieпиcKoп Питиримъ пользовался «Соборнымъ д'Ьяшемъ» въ решении важныхъ спорпыхъ вопросовъ старообрядства.

    Неблаговидный приемъ автора «Пращицы» далъ худой примеръ и другимъ полемистамъ прибегать къ сомнительнымъ и заведомо ложнымъ способамъ и средствамъ для опровержешя раскольническихъ взглядовъ… Святейппй Синодъ, найдя, по мнению митрополита Филарета, означенпый документъ подверженнымъ сомнениямъ и спорамъ,..
    -- 53 —
    … разсудилъ устранить сей документа, т. е. мнимый подлинникъ и списки его…


    http://pomnipro.ru/memorypage21126/biography
    Васи́лий Ива́нович Ке́льсиев или Кельси́ев — (16 (28) июня 1835, Санкт-Петербург — 2 (14) октября 1872, Полюстрово, район Санкт-Петербурга) — российский революционер, журналист и переводчик. Эмигрант, сподвижник А. И. Герцена, сотрудник Вольной русской типографии в Лондоне, этнограф, историк раскола, писатель. Основатель русской социалистической колонии в Тульче (Турция). В 1867 году отошёл от политической деятельности, вернулся в Россию, получил прощение и права гражданства.

    chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http://dlib.rsl.ru/loader/view/01003831488?get=pdf

    Кельсиев Василий Иванович (1835–1872). Сборник правительственных сведений о раскольниках.  В  4–х  вып.  Вып.  1.  /  Сост.  В. Кельсиевым. –Лондон, 860. –XL, 223 с.

    «… за неимением подлинных доказательств о древности трёхперстного сложения и других никоновских нововведений решились прибегнуть, с согласия Петра I, к неизвинительной хитрости, к составлению подложного деяния небывалого собора на Мартина Армянина, — тогда раскольники потеряли всякое доверие к православным пастырям. Со старого пергамента соскоблили (и довольно неискусно) прежние письмена и почерком XVIII столетия, новым языком написали на нём деяние, бывшее, будто бы в 1157 г…

    В глухих лесах Керженских, Александр дьякон… разобрал около 1720 г. … это деяние так, что критический разбор его сделал бы честь и современному археологу…

    После такого критического разбора подложное деяние запечатали царской печатью и спрятали в синодальной типографской библиотеке. Даже Карамзину чрез сто лет после подлога сего палимпсеста не показали.
    Историограф ваш высказывает решительное сомнение в подлинности этого акта и говорит, что он действительно в синодальной библиотеке под № 518, но запечатан (И.Г.Р.II пр. 415)…

    … в 1849 г. Игнатий архиепископ Воронежский в своей «Истории о расколах» представил опровержение разбора Александра и слов Карамзина, но эти опровержения до того слабы и ненаучны, что распоряжение об изъятии книги преосвященного Игнатия из ьпродажи было весьма благодетельно, ибо попавшиеся к раскольникам экземпляры возбудили уже по некоторым местностям новые толки и насмешки над защитником деяния.»


    http://www.drevnyaya.ru/fred/uem.htm
    Юхименко Елена Михайловна
    доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ, автор многих работ по истории старообрядчества.

    http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/stolica.html
    http://www.bibliotekar.ru/rusVyg/38.htm
    Елена Юхименко
    К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни

    В начале XVIII в. для борьбы с расколом были написаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность.

    http://www.anti-raskol.ru/pages/1037
    Юхименко Е.М.
    Небесный заступник Поморья

    … в начале XVIII в. "для борьбы с расколом" были написаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и "Требник митрополита Феогноста", выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество.


    http://ec-dejavu.ru/s/Sign_of_the_Cross.html#ex4

    Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство:

    ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ ПРИ ИЗОБРАЖЕНИИ
    КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ
    В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ

    § 4. Обвинение старообрядцев
    в следовании армянской традиции

    «Вслед за тем в начале XVIII в. было составлено подложное «Соборное деяние на еретика Мартина Арменина», где говорится о соборе, якобы имевшем место в 1157 г. в Киеве, обличающем двуперстное крестное знамение как армянскую ересь; решения собора были будто бы одобрены константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом; в приложении к деянию был частично опубликован требник, будто бы собственноручно написанный киевским митрополитом Феогностом в 1329г., который также является фальсификацией. … Этот подлог был разоблачен старообрядцами...»

    — в научных работах авторитетных советских и российских историков.
    Спойлер:
    Из РГБ:

    Айвазян К. В. Древнерусские источники периода Киевской Руси (XI— XII вв.) о Григории Просветителе, «армейской вере» и «арменскон ереси».—В кн.: Литературные связи. Ереван, 1981.

    харатейная рукопись соборного деяния, представленная в качестве подлинника XII в. есть фальсификация начала XVIII в. … и утверждать противное означает идти против очевидных фактов.
    рукописи, выдававшейся за оригинал XII в. — ее подложность доказана неопровержимо, несмотря на то, что она действительно писала на пергамене, источенном молью и т. п…(с. 57).

    Бесспорно, что харатейная рукопись деяния выдававшаяся за подлинник XII в., представляет собой подделку XVIII в.

    Наш общий вывод о соборном деянии таков: харатейная рукопись, выдававшаяся за оригинал (или список XII в.) этого произведения, есть подделка начала XVIII в.


    http://cheloveknauka.com/tserkovnaya-istoriografiya-staroobryadchestva
    автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
    диссертация на тему: Церковная историография старообрядчества
    Год: 2009
    Автор научной работы: Кузоро, Кристина Александровна
    Ученая cтепень: кандидат исторических наук
    Место защиты диссертации: Томск
    Код cпециальности ВАК: 07.00.09

    Безусловно, сочинения первой половины XIX века содержали отдельные недочеты- неверный взгляд на истоки церковного раскола (их видели в средневековых русских ересях), использование подлогов (к примеру, «Соборного деяния на еретика Мартина Армянина» )


    http://www.muh.ru/pps/bazylev.php
    Базылев Владимир Николаевич
    Доктор филологических наук, профессор кафедры "Лингвистика"
    Специалист в области теории языка, общей и русской филологии, дидактики перевода

    https://www.youtube.com/watch?v=629eDy_Belk&t=23m08s
    «В наше время «Соборное деяние» и «Требник» митр. Феогноста стали классическими примерами фальсификации письменных исторических источников России. Действительно они стоят у истоков сознательных, я подчёркиваю, сознательных подлогов с отчётливо выраженной идеологической целью, имеют многие из характерных для подделок признаков, а также замечательны историей своего бытования в общественном сознании. История с «Соборным деянием» и «Требником» митр. Феогноста красноречиво показывает нам, на мой взгляд, что в отношении подлогов всё-таки истина неизбежно торжествует. Наука, даже если это наука 18 века, всегда побеждала в споре со схоластикой, обманом и лицемерием, сколь бы ни труден был путь к обнародованию истины

    Отсутствие свидетельств о Соборе 1157 г. можно отыскать во многих исторических работах и в аторитетных источниках:
    Спойлер:

    Здесь наиболее показательно изменение мнения авторитетного церковного историка митр. Макария Булгакова: в своей работе «История раскола…» в 1855 г. автор утверждал о существовании Мартина-еретика, а уже в более поздней работе «История Русской Церкви» уже не упоминал о Соборе 1157 г.

    http://www.voskres.ru/bogoslovie/innokentii.htm
    Архимандрит Иннокентий (Просвирнин)

    Митрополит Макарий (Булгаков) и академик Евгений Голубинский

    В 1855 году вышла «История русского раскола, известного под именем старообрядчества» , после которой Владыка Макарий завоевал репутацию крупнейшего расколоведа…».
    В 1857 году отдельно вышли первые три тома «Истории Русской Церкви» , охватившие период до татарского нашествия (до 1240 г.) и ставшие важной вехой в развитии русской исторической науки.

    Макарий (Булгаков), митр.
    http://krotov.info/spravki/history_bio/19_bio/makariy.html
    527—528. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. — СПб.: Тип. Королева, 1855. — 368, VIII с.

    «… лжеучение Мартина… было рассмотрено и осуждено Собором 1157 г

    О Киевском Соборе, бывшем на Мартина еретика, см. в книге покойного преосв. Игнатия Воронежского: «История о расколах Русской Церкви.»»


    http://www.sedmitza.ru/lib/text/435843/
    Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
    По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

    Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви
    Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996

    Отдел третий (том 3). Состояние Русской Церкви от митрополита Климента Смолятича до начала второго периода, или до митрополита Кирилла II (1147–1240)

    «м. Макарий. История Русской церкви. Том 2. Отдел 3
    Глава V. Церковное управление и преимущества духовенства

    Соборов, бывших у нас в настоящий период по важнейшим делам церковным, известно четыре, которые все происходили в Киеве. Первый созван был в 1147 г. ...для избрания и рукоположения митрополита Климента…Второй собирался около 1160 г. … по случаю изгнания… Третий (1168) … имел целию решить волновавшие тогда Церковь споры о посте... На четвертом (1169) ... был судим и осужден на смерть несчастный Ростовский епископ Феодорец как нераскаянный еретик и злодей… Впрочем, кроме этих четырех, вероятно, были у нас и другие Соборы: по крайней мере, в летописи не раз упоминаются епископы, собранные в Киеве. Так, в 1151 г., … при встрече великого князя Изяслава... В 1182 г. … для пострижения во игумена... В 1183 г. … по освящении церкви святого Василия... В 1197 г. … при освящении новой Васильевской церкви в Киеве...».

    http://www.sedmitza.ru/lib/text/436209/
    Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
    По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

    Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви
    Приводится по изданию: Макарий (Булгаков), Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996

    Н. В. Синицына. К истории раскола последней трети XVII в. (Соловецкое и Московское восстания)

    Митрополит Макарий… еще в 1855 г. он опубликовал труд, который… посвящен важнейшему из явлений, характеризующих состояние Русской Православной Церкви в последней трети XVII в., определенному как «раскол старообрядства»[3]. В кратком предисловии к 3-му изданию «Истории раскола» отмечалось, что ее автор позже, касаясь тех же вопросов в 6, 8, 10, 11, 12 томах «Истории Русской Церкви», «на основании... новых данных иногда допускал незначительные изменения во взглядах, а иногда и значительно менял последние». Но основная концепция оставалась неизменной. Вероятно, продолжая «Историю Русской Церкви», митрополит Макарий мог бы внести уточнения в некоторые положения «Истории раскола», прежде всего благодаря открытию и публикации новых источников; однако труд митрополита Макария сохраняет свое научное значение.


    Отсутствует упоминание о Соборе 1157 г. в след. авторитетных источниках:

    Еп. Филарет Гумилевский
    Сокращённая история Русской Церкви.
    1869


    http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/znamenskiy_istoriya_russkoy_tserkvi_023-all.shtml
    http://seminaria.accanto.ru/rhist/history_russian.html
    Знаменский П.В. История Русской Церкви


    http://www.pravenc.ru/text/190129.html
    Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
    Е<реси> в Западной Европе и России


    http://azbyka.ru/knigi/smirnov_istoriya_tserkvi_13-all.shtml
    о. Петр Смирнов
    43. Религиозные споры в Русской Церкви. Стригольники и жидовствующие


    http://semynaria.narod.ru/hist/talberg/history_talberg_1.htm
    Николай Дмитриевич Тальберг
    История Церкви


    http://www.plam.ru/relig/russkoe_monashestvo_vozniknovenie_razvitie_sushnost_988_1917/p7.php#n129
    РУССКОЕ МОНАШЕСТВО Возникновение. Развитие. Сущность. 988—1917 Игорь Корнильевич Смолич;

    3. Спор между «иосифлянами» и «нестяжателями»

    Ереси и еретики, пытавшиеся извратить учение православной Церкви, были очень редким явлением в Древней Руси. Церковь в ее внутренней миссии боролась лишь с суевериями, остатками язычества и уродливыми формами внешнего благочестия. Еретические движения не потрясали древнерусского христианства [129].

    129

    … Можно … назвать одного пресвитера по имени Мартин, армянина, о жизни и учении которого сохранились крайне смутные сведения…

    http://www.originweb.info/education/russian_history/platonov/ch1s02p05a.html
    С.Ф. Платонов. Полный курс лекций по русской истории  Киевская Русь в XI—XII веках. Часть 2


    http://www.originweb.info/education/russian_history/kluchevskiy/kluchevskiy1801.html
    В.О. Ключевский. Курс русской истории.
    Андрей Боголюбский


    http://www.sedmitza.ru/lib/text/436357/
    Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»
    По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

    Русская Православная Церковь. Очерки истории
    Приводится по изданию: Русская Православная Церковь, 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. М.: Изд. Московской Патриархии, 1988, вып. 1.

    Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.)
    avatar
    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2263
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Михаил_ в 09.06.15 23:44

    Написал Святейшему, письмо отправил в конверте, по обычной почте. Говорят, что ответ в таких случаях бывает обязательно. Ждём.
    avatar
    Михаил_
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2263
    Дата регистрации : 2011-06-09
    Вероисповедание : православный РПЦ МП

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Михаил_ в 16.07.15 10:05

    Ответ из МП получен. В нём выражено одобрение занятиям историческими изысканиями и стремлению "привести содержание акафиста в соответствие с историческими фактами". Конкретно указано, что моя "просьба и присланные материалы переданы в профильный отдел на рассмотрение".

    Спонсируемый контент

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Правка акафиста

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 22.11.19 11:43