Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Монтгомери Сегодня в 20:25

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Ingwar Сегодня в 19:45

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор Ingwar Сегодня в 19:36

» Фэнтази Ингвара
автор Ingwar Сегодня в 18:54

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Ingwar Сегодня в 18:00

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор Ingwar Сегодня в 17:29

» Максимович Танечка, 3 года, ДЦП. Срочный сбор на лечение.
автор Всё будет хорошо Сегодня в 17:02

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Holder Сегодня в 13:44

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор vlad4484 Вчера в 23:07

» Взорвали Храм
автор Бездомный Вчера в 21:24

» Сталин-это
автор Admin Вчера в 21:16

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik Вчера в 19:20

» Кошки и прочие забавные животные
автор Монтгомери Вчера в 17:28

» Аборты
автор Монтгомери Вчера в 16:59

» О предмете богословия
автор noname Вчера в 11:10

» МУЧЕНИК или СТРАСТОТЕРПЕЦ?
автор мышкин Вчера в 9:50

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Мистицизм в Православии

    Поделиться

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Luchik в 09.11.12 14:38

    Национал - патриот пишет: Но если честно, то кто из нас идет прямым путем к Богу? Вместо веры - сомнения, вместо борьбы со страстями - поиск компромиссов. Зато думаем про себя - какие мы хорошие христиане, не то что некоторые!

    Да, именно так.
    И потому нам Бог помогает и другими способами - через болезни или обстоятельства жизни затруднительные, или предательство... у каждого свой крест, как Вы правильно заметили.

    Бог помогает нам очиститься разными способами, если мы не находим в себе сил очищаться теми методами, которые Он нам оставил как самые безболезненные (соблюдение Закона).

    Вот и Нонейм сегодня своим примером - очень ценным, как мне кажется, напомнил про это.

    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6870
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 55
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  miha61 в 09.11.12 14:39

    Национал - патриот пишет:Значит осталось место для тайны.
    Возможно. Smile


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    Национал - патриот
    Гость

    Сообщения : 3898
    Дата регистрации : 2012-10-21
    Вероисповедание : .

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Национал - патриот в 09.11.12 15:16

    "...Настало такое время, что только скорбями и спасается человек. Так каждой скорби надо в ножки поклониться и ручку облобызать....
    И болезни - попущение Божие - споспешествуют благу человека. Они притормаживают наш безумный бег по жизни и заставляют призадуматься и искать помощи. Как правило, человеческая помощь бессильна, истощается очень быстро, и человек обращается к Богу..."

    Ахимандрит Иоанн (Крестьянкин).

    Национал - патриот
    Гость

    Сообщения : 3898
    Дата регистрации : 2012-10-21
    Вероисповедание : .

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Национал - патриот в 09.11.12 15:47

    "Как разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
    Да, у каждого человека - крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу - это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним.
    "Господи, в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня вконец изнемогающего", - молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же уже и радуется сладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым. И это несение своего креста без ропота с покаянием и славословием Господа - есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью...
    Крест - есть кратчайший путь к небу. Христос Сам прошел им. Крест - есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые. Крест - есть вернейший путь, ибо крест и страдания - удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное."

    Ахимандрит Иоанн (Крестьянкин).

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Luchik в 09.11.12 15:51

    Спасибо за цитаты, Национал - патриот

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Елена-христианка в 09.11.12 20:45

    Национал - патриот пишет: Но если честно, то кто из нас идет прямым путем к Богу? Вместо веры - сомнения, вместо борьбы со страстями - поиск компромиссов. Зато думаем про себя - какие мы хорошие христиане, не то что некоторые!
    +100

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 29.11.12 17:49

    noname пишет:
    Я ходил месяцев 8-9, но мне не понравилось. Бог у меня в душе, так и мама говорит.
    погодите погодите... вы первый за кого я уцепился в словах "Я ощущал необычайную легкость во всем теле, потом появилась радость, блаженство" - расскажите пожалуйста поподробнее, вплоть до мелочей свое состояние легкости,радости, блаженства... то есть мне важна любая крупинка информации именно по ващему ОЩУЩЕНИЮ... для меня это очень важно... Я вам потом расскажу историю процентов на 90 схожую с вашей, и на результате человек разговаривал с Богом но в церковь так и не пошел, тоже сказал - мне решать куда идти, но Бога я нашел...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15172
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  noname в 29.11.12 17:55

    Андрей 55555 пишет:погодите погодите... вы первый за кого я уцепился в словах "Я ощущал необычайную легкость во всем теле, потом появилась радость, блаженство" - расскажите пожалуйста поподробнее, вплоть до мелочей свое состояние легкости,радости, блаженства... то есть мне важна любая крупинка информации именно по ващему ОЩУЩЕНИЮ... для меня это очень важно... Я вам потом расскажу историю процентов на 90 схожую с вашей, и на результате человек разговаривал с Богом но в церковь так и не пошел, тоже сказал - мне решать куда идти, но Бога я нашел...
    А как подробнее? Ощущал легкость, радость... Как еще подробнее? Лучше Вы свой мистический опыт расскажите.

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 29.11.12 18:09

    noname пишет:
    А как подробнее? Ощущал легкость, радость... Как еще подробнее? Лучше Вы свой мистический опыт расскажите.
    Сколько времени у вас длилось ощущение легкости, блаженства ? 5 минут, час, сутки ? Каждая клетка вашего тела была наполненна ощущением легкости и блаженства или какая то часть тела ? Спрашивали ли вы в тот момент у себя - что со мной происходит ? Были ли вы в тот момент невыспавшийся ? Как вы думаете, если бы вы побежали бы, ощущение легкости и блаженства не покинуло бы вас в процессе бега ???

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15172
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  noname в 29.11.12 18:18

    Андрей 55555 пишет:Сколько времени у вас длилось ощущение легкости, блаженства ? 5 минут, час, сутки ?
    Суток трое.


    Каждая клетка вашего тела была наполненна ощущением легкости и блаженства или какая то часть тела ?


    Всё тело.
    Спрашивали ли вы в тот момент у себя - что со мной происходит ?
    Нет, я и так знал - Встреча с Богом.

    Были ли вы в тот момент невыспавшийся ?
    Нет, спать я не хотел.

    Как вы думаете, если бы вы побежали бы, ощущение легкости и блаженства не покинуло бы вас в процессе бега ???
    Не покинуло бы.

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 29.11.12 18:30

    noname пишет:
    Суток трое.




    Всё тело.

    Нет, я и так знал - Встреча с Богом.


    Нет, спать я не хотел.


    Не покинуло бы.
    Сергей, год назад человек спрашивал на другом форуме у священников про одну историю но ни одного ответа... я вам приведу текст полностью а вы мне скажете что у вас общего, хорошо ?
    Здравствуйте.
    у меня один раз произошла непонятная история, и я не могу кое что понять. Не буду описывать предысторию, она очень длинная. Но получилось так, что я был один дома, из животных только кот (6 мес.). На тот момент я не спал более 7 суток. Думал о несправедливости глобально, охватывая всю землю, всех людей. В какой то момент, проходя мимо зеркала, увидел мелькание белого света. Я подошел к зеркалу (2-х комнатная квартира, все потолки зеркальные, в доме 2 шкафа купе с зеркалами от пола до потолка) и краем глаза я видел порхающий белый платок. Я пытался сфокусировать зрение на этом платке, но он появлялся снова рядом. Более 3-х минут я пытался поймать его взглядом но не мог. Мог видеть лишь краем глаза, но сфокусировать зрение не получалось. Я ушел на кухню попить кофе, и обратил внимание что кот начал носится по квартире как сумасшедший. Я отлично знаю что в этой квартире никто не умирал, какого либо присутствия не ощущал (у меня очень сильно развита интуиция). Все было бы ничего, но внезапно я обратил внимание, что при очередном прыжке кота, как будто что то его приподняло и удлинило его прыжок, как невидимая рука. Также в тот момент пошло ощущение из глубины души - занавесить все зеркала. То есть не было ни паники, ни страха. Был какой то холодный расчет. Я почему то закрыл глаза, и вслепую, газетами и скотчем я заклеивал зеркала. Я заклеил все шкафы купе (именно зеркала), но кот продолжал носиться. Потолки зеркальные но я в потолок не смотрел (что то удерживало), но взяв кота в руки, я попытался его успокоить. Когда кот смотрел мне в глаза, у меня шло ощущение что он что то видит в потолке, но я не ощущал никакого присутствия. Еще когда я ходил по квартире, у меня создалось впечатление, что как будто по пояс я нахожусь в какой то энергетике. Я даже не знаю как это выразить, но ощущение было что я как корабль, рассекаю волны, и вода мне по пояс. Когда я в очередной раз пошел на кухню попить кофе, в какой то момент я обратил внимание, что все ложки, вилки, ножи начинают меня слепить ярким светом. И опять изнутри пошло что то, что бы убрать слепящий свет. Я без паники, без страха, стал накрывать тряпками все блестящее. Но отражение становилось все сильнее и сильнее (было полпервого ночи). Когда я спрятал все блестящее на кухне, и прошел в комнату - я оторопел. Вся комната была как бы это лучше объяснить, в преломленных лучах отражающегося света. Что бы вам было понятнее, даже ИГОЛКА настолько резала глаза, что я не мог на нее смотреть. Сейчас, по прошествии времени, я удивляюсь как иголка могла меня слепить до невозможности. Но это было в реальности. И на тот момент я ни о чем не думал кроме как убрать слепящий свет. Я позвонил другу, и попросил его приехать забрать кота. Сам повыключал везде свет, и дожидался друга. Друг приехал через полчаса и забрал кота. Но почему то при этом, шло ощущение не смотреть другу в глаза, и я передал ему кота с закрытыми глазами. Минут через 15 после отъезда друга, я вышел из дома и хотел покататься по ночному городу. Но как только я сел за руль, со мной произошло то, чему я не могу найти объяснение. На меня разом хлынула какая то эйфория, буквально каждая клетка тела наполнялась блаженством. Но при этом я был в сидячей позе, с открытыми глазами, делал движения руками (проворачивал ключ, снимал ручной тормоз). Я человек не пьющий, наркотики не употребляю (хотя в подростковом периоде пробовал несколько видов наркотиков). Но вот хочу сказать, что те воспоминания о наркотиках, не шли ни в какое сравнение с этим ощущением. И почему то с каждой секундой ощущение блаженства усиливалось. Я подумал, а не мерещится мне это от недосыпания. Но когда я вышел из машины покурить, ощущение эйфории ещё больше усиливалось. То есть я стоял и курил с открытыми глазами, пытался разобраться что со мной происходит, но параллельно этим мыслям все равно блаженство не покидало меня, было ощущение что я как никогда спокоен, что я где то летаю, то есть всю гамму ощущений мне сложно выразить, но в общей сложности это продолжалось примерно полчаса. Потом эти ощущения потихоньку сошли на нет. Я поехал к родителям, переночевал у них и на следующий день вернулся. Дома была жена, в ужасе от увиденных заклеенных зеркал и везде лежали тряпки , простыни, полотенца. Когда я ей все рассказал, жена потребовала ехать к психиатру. Мы приехали в психиатрическую больницу, я рассказал все доктору, но тот лишь руками развел. Единственное что рекомендовал доктор, лечь к ним в платную палату, и они уколами заставят меня выспаться, но какого либо лечения назначать не будут. Я не стал оставаться и мы вернулись домой. Через 5 дней позвонил друг и сообщил что котенок умер, но все эти дни кот почему то тер морду, как будто какая то пелена у него перед глазами стояла. Больше полугода я пытаюсь найти объяснение происшедшему. Одно я точно знаю, что это были не души и не душа. Я бы точно почувствовал бы присутствие. Единственная пока логическая цепь (возможно из области фантастики) что вроде как коты притягивают бесов, и со слов других людей - возможно кот как стадо свиней, сработал громоотводом. Но это как предположения. Кота я очень и очень любил. Больше всего в этой истории меня поразила та эйфория, то блаженство, тот кайф. Всегда когда я вспоминаю ту историю, мне почему то внутри становится тепло и радостно. Я пытался очень долго найти информацию, что испытывают блаженные, почему их так называют? Но уперся в то, что у католиков это просто тыкание пальцем - типа все, мы тебя признаем блаженным, потом признаем святым. Другие утверждают что блаженный, это дословно счастливый, то есть человек немного сошедший с ума и нашедший для себя одного Бога. То есть смысл в чем, я хочу знать - блаженные они ничего подобного не испытывают ??? Если нет, то я пойду искать в других местах информацию. Ну а так, всем заранее спасибо кто хоть немного прояснит мне ситуацию, которая у меня приключилась. Если что то нужно поподробнее, спрашивайте, я помню все до мелочей.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15172
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  noname в 29.11.12 18:41

    На тот момент я не спал более 7 суток
    Это были галлюцинации и умопомрачение из-за отсутствия сна. Ничего общего со мной.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Семёнов Алексей в 29.11.12 18:42

    noname пишет:Вот хорошие простые и понятные материалы по мистицизму в Православии:
    Митрополит Иларион (Алфеев), Мистицизм в Православии
    http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/ponyatie/alfeev_vy_svet_mira_19-all.shtml
    Мученик Михаил Новоселов: Забытый путь опытного Богопознания
    http://www.pravmir.ru/zabytyj-put-opytnogo-bogopoznaniya/



    Кто-нибудь хочет своим мистическим опытом поделиться?
    Мистика начинается тогда, когда заканчиваются явные свидетельства даров Духа Святого в Церкви, таких как восрешение умерших, исцеление предсмертных, чудотворения. Мистику ведь не проверишь, а значит под неё и списать можно всё, а ещё больше выдумать...

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 29.11.12 18:44

    noname пишет:
    Это были галлюцинации и умопомрачение из-за отсутствия сна. Ничего общего со мной.
    Если бы оно было так, то врач бы его не отпустил... Расскажите поподробнее про свое видение вспышки света, пожалуйста...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15172
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  noname в 29.11.12 18:53

    Андрей 55555 пишет: Расскажите поподробнее про свое видение вспышки света, пожалуйста...
    Я начал видеть вспышки света. И с каждой вспышкой мир виделся измененно, по-другому как-то. Я наблюдал за людьми, видел разные ситуации, конфликты, было интересно наблюдать. Потом произошла вспышка, но свет не погас, а остался. И начался контакт с Богом.

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 29.11.12 19:04

    noname пишет:
    Я начал видеть вспышки света. И с каждой вспышкой мир виделся измененно, по-другому как-то. Я наблюдал за людьми, видел разные ситуации, конфликты, было интересно наблюдать. Потом произошла вспышка, но свет не погас, а остался. И начался контакт с Богом.
    А про сам контакт с Богом можете рассказать ? поподробнее ? пожалуйста.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15172
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  noname в 29.11.12 19:53

    Андрей 55555 пишет:А про сам контакт с Богом можете рассказать ? поподробнее ? пожалуйста.
    Контакт был мысленно-образный. То мысли мне от Бога приходили, то образы от Него. Словами трудно передать, но сначала мысли шли в сердце, а потом уже в мозг. Вот.

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 30.11.12 4:15

    noname пишет:
    Контакт был мысленно-образный. То мысли мне от Бога приходили, то образы от Него. Словами трудно передать, но сначала мысли шли в сердце, а потом уже в мозг. Вот.
    Хорошо. могу сказать вам что вы далеко не один в подобном... я знаю как минимум трех людей, у которых контакт с богом происходил именно так...

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 30.11.12 18:17

    Семёнов Алексей пишет:Мистика начинается тогда, когда заканчиваются явные свидетельства даров Духа Святого в Церкви, таких как восрешение умерших, исцеление предсмертных, чудотворения. Мистику ведь не проверишь, а значит под неё и списать можно всё, а ещё больше выдумать...
    Оживить умершего человека можно... но не всякого... ничего сложного...

    Национал - патриот
    Гость

    Сообщения : 3898
    Дата регистрации : 2012-10-21
    Вероисповедание : .

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Национал - патриот в 30.11.12 19:02

    Андрей 55555 пишет:Оживить умершего человека можно... но не всякого... ничего сложного...
    И часто у вас получалось?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15172
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  noname в 05.12.12 19:00

    Православная мистика: формирование и развитие мистического богословия.



    Спойлер:
    Любая религия представляет собой попытку установить внутреннюю связь человека с Богом и содержит в себе, несомненно, определенный мистический аспект. Христианство в этом плане не является исключением, а особенно христианство православное. Более того, по словам протоиерея Сергия Булгакова, «мистика – есть воздух православия. По существу все православие мистично. Подтверждение этому мы встречаем в творениях многих святых отцов Церкви: в их учении мистика занимает одно из центральных мест. Главная богословская идея святоотеческого богословия – идея обожения как цели человеческой жизни – всецело мистического происхождения: она не является отвлеченно-рассудочным философствованием на тему внутренней жизни, но происходит из личного опыта богообщения, иными словами, исходит не из «знания о Боге», но из знания Бога.

    Преображение человека в результате приобщения к Богу в святоотеческой литературе называется по-разному – «богоусыновление», «богоуподобление», «изменение в бога», «обожение». Обожение – высшее духовное состояние, к которому призваны все люди: «Для того создал нас Бог, чтобы мы стали причастниками Божеского естества (2 Пет. 1,4) и причастниками Его присносущности и являлись подобными Ему по благодатному обожению, ради которого все устроено и пребывает», – говорит преподобный Максим Исповедник.

    Однако, несмотря на то, что познание Бога, единение человека с Богом присущи многим религиям мира, при этом каждая указывает свой путь и свои средства к достижению этой цели. Способ понимания и достижения единения человека с Богом обретает различные формы, в зависимости от воззрения человека на себя и свою человеческую природу, в зависимости от традиции. Православие имеет свой особый опыт богообщения, опыт восхождения к Богу.

    Вот этот опыт личного богообщения и богопознания лежит в основе мистического богословия Восточной Церкви, которая накопила и содержит бесценное сокровище многовековой духовной традиции.

    Изучение и осмысление духовной традиции Православной Церкви и особенно поздневизантийского периода является весьма актуальной задачей для современного богословия. «Никакое богословское рассуждение, никакая церковная наука невозможны в отрыве от духовной, аскетической традиции, в отрыве от осмысления опыта святых подвижников, посвятивших себя молитвенному деланию, и вне опыта благодатного церковного бытия в целом».

    Важность изучения традиции мистического богословия связана еще и с тем, что в настоящее время среди людей разных по уровню образования и социального положения, увеличился интерес к нездоровой мистике оккультного характера. Поэтому сегодня как никогда важно показать, в чем состоит святоотеческая традиция опыта общения человека с Богом – мистического опыта Восточной Церкви.

    Более того, необходимо отметить, что уже более 100 лет назад многие задавали вопрос о том, возможна ли вообще христианская мистика, признаваемая Христом и согласная с Евангелием, или христианство решительно отрицает всякую мистику, и все, соединенное с мистикой, привнесено или привносится извне.

    Несомненно, что поздневизантийское богословие внесло огромный вклад в осмысление традиции мистического богословия. Стержнем православной духовности явилось мистико-аскетическое учение исихазма, которое достигло наивысшего развития в поздневизантийский период. Однако до сих пор мистической традиции исихазма уделяется не достаточно внимания. Феномен православного исихазма часто рассматривается лишь как очередная составляющая в ряду мировых традиций духовной практики, мистических или мистико-аскетических школ каковы: йога, дзен, даосизм, суфизм. Все названные традиции давно уже стали предметом пристального изучения и даже массового интереса. В последние десятилетия сложилась новая рецепция древних традиций, как в научном, так равно и в массовом сознании; произошла их интеграция в сегодняшний духовный, культурный и научный контекст. К сожалению, исихастская традиция часто остается на периферии интересов современного религиозного человека.

    В современном русском языке слова «мистицизм», «мистический», «мистика» употребляются в самых разных значениях. В настоящее время понятие мистицизма чрезвычайно размытое. Очень часто в современном обществе термин «мистический» прилагают к оккультным и демоническим явлениям: в соответствии с этим под «мистицизмом» понимают различные явления естественного и противоестественного характера, в той или иной мере связанные с оккультизмом.

    Термин «мистика» и «мистицизм» происходят от греческого слова mio – прикрывать; mistikos – таинственный; mistirion – таинство.

    Слова «мистицизм» нет в Библии. Исторически это слово ассоциировалось с эллинскими религиозными мистериями и культами дохристианской и раннехристианской эры. Однако можно сказать, что понятию «мистический» в Библии соответствует понятие святыни.

    В современном христианском богословии мистическим называют такой религиозный опыт, который «основан на встрече человека с Богом лицом к лицу – таинственной и сверхъестественной встрече с Реальностью, превышающей всякое человеческое восприятие.

    Опыт Церкви показывает, что видение Бога возможно для людей, несмотря на то, что Бог по природе невидим, и встреча с Богом также возможна – вопреки тому, что Бог находится за пределами понимания и постижения.

    Вообще сущность и цель всякой религиозной мистики определяется стремлением верующего максимально приблизиться к Богу. Однако пути и способы приближения к Богу, пути богообщения в различных религиях различаются.

    Так, для религий пантеистического толка конечная цель пути мистика – слияние с Божеством и полное растворение в нем.

    Напротив, для христианства характерно при тесном единении с Богом сохранение личности. Такое состояние восточные отцы называется обожением. Обожение – это дар благодати Божией, которая преображает человека. Обожение не приводит к сущностной идентичности Богу, оно ведет к причастности Богу. Сама доктрина феозиса (обожения) – процесс через который во Христе человек восстанавливает свою первоначальную связь с Богом и возрастает в Боге «от славы в славу», – центральная тема византийского богословия и самого восточнохристианского опыта.

    Отметим, что для христианской традиции характерны два элемента мистицизма, часто отсутствующие в других системах. Во-первых, мистические явления противопоставлены панкосмическим концепциям, интерпретирующим реальность как безличное единство. Во-вторых, вместо понятия «поглощения» души Богом постулируется союз единства любви и воли, в котором остается различие между Творцом и творением.

    Личные отношения являются отличительной чертой христианского опыта, который предполагает соглашение и общение между Божественной и человеческой личностями. Таким образом, ключ к правильному пониманию вопроса лежит в идее личности. Поэтому первичность христианского опыта богословы относят, прежде всего, к регулированию личностных интимных отношений между человеком и Богом. Именно здесь и проявляются те состояния духа и человеческой психики, которые относят к мистике.

    Вообще мистицизм – явление общечеловеческое. Подобно аскетизму его мы встречаем во всех частях света, у всех народов, во все эпохи истории. Чем ниже культурное состояние народа, тем грубее и примитивнее те средства, при помощи которых его мистики надеются достигнуть своей цели. На низших ступенях развития мистик для приведения себя в экстатическое состояние пользуется и такими средствами, как наркотические вещества (опиум, гашиш и т.п.), религиозные пляски и быстрые телодвижения (например, быстрое верчение дервишей), грубые виды физического аскетизма (например, у факиров). По мере культурного роста народа и развития его религиозного сознания утончаются формы мистицизма и одухотворяются практикуемые им приемы погружения в экстаз. Из области физического аскетизма и внешних приемов центр тяжести переносится в область духовных упражнений.

    Особенно пышного расцвета мистицизм достиг на тучной почве пантеизма. Религии Востока, его философия и поэтическое творчество проникнуты сильным мистическим настроением. Яркое выражение нашел себе мистицизм в исламе в виде суфизма. Весьма рано появляются первые зачатки мистицизма у греческого народа. Видное место занимает мистический элемент в орфической теологии и неопифагорейском учении. Но наиболее сильного развития он достигает позднее в неоплатонизме. Весьма рано мистицизм появляется и в христианстве, где он заметной полосой проходит через всю его историю.

    Путь восхождения к Богу в мистической литературе обычно изображается в виде преодоления ряда ступеней. Их число может быть различно в зависимости от религиозной символики и традиции. Так, у известного католического теолога Бонавентуры их шесть, что по его словам соответствует числу ступеней трона царя Соломона, крыльев у серафима, поднимающих озаренную светом мудрости душу к престолу Всевышнего и, наконец, числу дней творения. Седьмой день – день божественного покоя, отдыха от дел земных, «субботняя вершина шестиуровневого пути»: успешно прошедшего первые шесть ступеней ожидает экстатическое состояние предельной близости к Богу.

    Следует отметить, что, с точки зрения восточных нехристианских религий, за единением следует еще одна ступень развития, в которой они видят подлинную цель духовной жизни. Речь идет о полном исчезновении индивидуальной души, о ее окончательном растворении в Бесконечном. Такое исчезновение, как утверждают суфии, составляет «восьмую стадию совершенства», на которой душа подлинно встречается с Богом. Подобная формулировка мало в чем отличатся от буддийского представления о нирване и вполне естественно приводит к пантеизму, к которому тяготеют все восточные внехристианские религиозные мистики.

    Главным отличием православного мистического опыта является тесная связь с христианским вероучением, истолкование его в свете Божественного Откровения.

    Внехристианский мистицизм понимает человеческую душу как один из моментов эволюции Абсолютного. В этом космическом процессе роль человека является чисто пассивной. Здесь нет места ни личности человека, ни свободе, ни его нравственным подвигам. Место личных подвигов и нравственных усилий заменяют «священная поза», однообразное повторение священных формул и ряд подобных искусственных средств, имеющих целью привести человека в пассивное, квиетическое душерасположение. Христианская мистика представляет Божество не в виде безличной Монады, а в образе совершеннейшей личности, в образе Ипостасной Любви. Живое представление такой личности наполняет сердце мистика чувством неизреченного восторга, побуждающим его искать наитеснейшего общения с Божеством.

    Христианский мистик стремится к «обожению». Обожение же означает для него наивысшее приобщение к Божеским совершенствам и этого приобщения он думает достигнуть не ценою, как мы сказали, отрешения от своей индивидуальности, а путем уподобления своей личности Божественной Ипостаси. Даже на высших ступенях мистическое жизни, когда он всецело поглощен созерцанием «Славы Божией», его не оставляет сознание различия, лежащего между его конечным «я» и Божеством: это сознание находит свое выражение уже в том, что он созерцаемую славу приписывает не себе, а Богу. Здесь находят себе место и свобода человека, и его нравственные усилия, и его подвиги.

    Существует различие между христианской и внехристианской мистикой и в воззрениях на материально-чувственное бытие. По христианскому учению, мир – творение Божие и среда осуществления царства Божия, материя в факте воплощения Сына Божия воспринята в единство Его Божеской Ипостаси, тело человека – храм Духа Божия (1 Кор. 6, 19) и, как и душа его, подлежит преображению и прославлению. Понятно, что уже поэтому христианский мистик не может относиться к миру и телу, как к метафизическому злу. Отсюда его задача заключается в отречении не от мира, как творения Божия, а от мира, как явления, во зле лежащего (1 Иоан, 5, 19; 2, 16), не от материи, как таковой, а от пристрастия к материальным вещам, от предпочтения материально-чувственной жизни духовно-разумной.

    Традиция Восточной Церкви выделяет три этапа в духовном процессе восхождения к Богу. Так, например, у преподобного Исаака Сирина эти этапы таковы:

    1) Покаяние. Душа по природе своей бесстрастна, но вовлекается в кружение страстей и тогда бывает уже вне своего естества. Страсть есть некое выпадение души из своего первобытного чина. Тогда душа и вовлекается в мир (мир – как некая внутренняя реальность. Мир – имя собирательное, охватывающее все то, что называется страстью). И может выйти из него. Это есть для нее возвращение к себе… Покаяние, и есть этот постоянный исход, изменение образа мыслей, новая установка ума и мыслей.

    2) Очищение – осуществляется через безмолвие. Безмолвие умерщвляет внешние чувства и воскрешает внутренние движения. Только в безмолвии начинается подлинное познание (ведение, гнозис). В познании есть три ступени. Первая – плотское познание, – ложная и опасная ступень, с нее нужно сойти. Вторая – душевные пожелания и помышления, на ней можно познать премудрость и промысел в строении вещей. На третьей ступени человек обретает духовность, его «ведение» (познание, «гносис») становится духовным, возносится над всем земным.

    3) Совершенство – высшая ступень, когда превышается мера естества. Ум очищается наитием Духа, и для него возможно Божественное созерцание. Это - нечто большее и иное, чем гносис. Это – начало совершенства. Но дар созерцания подается в ответ на подвиг. Во время молитвенного состояния, когда душа бывает в особенности собрана и сосредоточена, и готовиться внимать Богу… Так и на высотах не отменяется синергия подвига и дара, свободы и благодати. Преподобный Исаак Сирин говорит, что это есть предварение будущего века. Иначе – начинающееся преображение души. Очищенная душа входит в область чистого естества. Поэтому не знает подвижник, в этом ли он еще мире. Это уже ощущение бессмертной жизни, - более того, осуществление и откровение вечного бессмертия в самом бытии человека. Таков путь преображения и обожения в православной традиции.

    Было бы неверно оставить без внимания тот факт, что в христианской среде далеко не всем мистикам удается согласовать тенденции своего мистического опыта с положениями христианского вероучения. В этом случае мистик, уклоняясь от церковной догмы, становится на путь еретичествующего понимания ее. Такова мистика древних гностиков, монтанистов, мессалиан, павликиан, богомилов. Но и среди мистиков православного Предания, мы встретим разнообразие проявлений мистического опыта. Но основное проявление этого опыта можно увидеть в жизни и подвигах преподобных Макария Египетского, Симеона Нового Богослова и Максима Исповедника.



    Итак, мы видим, что все богословские системы подчинены одной цели – соединение с Богом. Однако, как видно из вышесказанного, пути единения различны. Главнейшая забота Церкви – утверждение и указание возможности, модуса и способов единения человека с Богом. Именно в мистическом богословии находит свое осмысление опыт единения человека с Богом. Этот опыт непосредственно связан с догматическим учением и миропониманием Церкви. В православии богословие и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Вне истины, хранимой всей Церковью, личный опыт был бы лишен всякой достоверности, всякой объективности. С другой стороны, учение Церкви не имело бы никакого воздействия на душу человека, если бы оно как-то не выражало бы внутреннего опыта истины, данного в разной «мере» каждому верующему. Итак, подводя итог, доклад можно резюмировать словами В.Н.Лосского: «нет христианской мистики без богословия и, что существеннее, нет богословия без мистики. Таким образом, мистика рассматривается как совершенство, как вершина всякого богословия, как богословие «приемущественное».

    Иерей Михаил Поликаровский

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Мафусал в 05.12.12 20:25

    noname пишет:Православная мистика: формирование и развитие мистического богословия.

    Итак, мы видим, что все богословские системы подчинены одной цели – соединение с Богом.
    Спасибо, Нонейм, хорошая подборка. Действительно, все религии говорят о воссоединении человека с Богом, но только христианство показывает совершенство этого единения. С одной стороны оно показывает возможность сохранения личности человека соединенного с Богом, без растворения её в Божественной бесконечности, как в буддизме. С другой стороны, оно указывает на невозможность такого единения вне Церкви Христовой. Только как член Церкви человек может быть в Боге, оставаясь личностью. Вынести созерцание Бога единолично не дано никому.

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 07.12.12 19:48

    Мафусал пишет:
    Спасибо, Нонейм, хорошая подборка. Действительно, все религии говорят о воссоединении человека с Богом, но только христианство показывает совершенство этого единения. С одной стороны оно показывает возможность сохранения личности человека соединенного с Богом, без растворения её в Божественной бесконечности, как в буддизме. С другой стороны, оно указывает на невозможность такого единения вне Церкви Христовой. Только как член Церкви человек может быть в Боге, оставаясь личностью. Вынести созерцание Бога единолично не дано никому.
    Михаил здравствуйте это опять и снова я. А как например насчет того, что люди изобрели коллайдер что бы получить частицу Бога, как говорят ученые. И как насчет того что я Михаил могу вам показать частицу Бога. Это будет выражаться Михаил в том, что мы с вами спустимся в преисподню, и вы своими глазами, в этой жизни убедитесь в том, что ад не просто есть, а вы сами лично можете посетить его при мирской жизни. Вы сами своими глазами Михаил увидите что чертей и сковородок нет, а есть чистилище, огонь, и бесы тянут души в чистилище. Но при этом бесы сами боятся идти в чистилище. При таком раскладе Михаил не просто коллайдера будующего, а при физической возможности нам с вами увидится и я вам покажу, вы признаете что человек может по своему созерцать Бога единолично, как он это видит, например как ребенок или сумасшедший.

    zint
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1376
    Дата регистрации : 2012-04-08
    Возраст : 55
    Откуда : Харьков
    Вероисповедание : Православие

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  zint в 07.12.12 20:55

    Андрей Ел. пишет:Михаил здравствуйте это опять и снова я. А как например насчет того, что люди изобрели коллайдер что бы получить частицу Бога, как говорят ученые. И как насчет того что я Михаил могу вам показать частицу Бога. Это будет выражаться Михаил в том, что мы с вами спустимся в преисподню, и вы своими глазами, в этой жизни убедитесь в том, что ад не просто есть, а вы сами лично можете посетить его при мирской жизни. Вы сами своими глазами Михаил увидите что чертей и сковородок нет, а есть чистилище, огонь, и бесы тянут души в чистилище. Но при этом бесы сами боятся идти в чистилище. При таком раскладе Михаил не просто коллайдера будующего, а при физической возможности нам с вами увидится и я вам покажу, вы признаете что человек может по своему созерцать Бога единолично, как он это видит, например как ребенок или сумасшедший.
    Значит это будет уже созерцание дьявола ,принявшего образ Бога , а не Бога. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
    (Иоан.1:18)

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 08.12.12 8:40

    zint пишет: Значит это будет уже созерцание дьявола ,принявшего образ Бога , а не Бога. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
    (Иоан.1:18)
    я и не говорил что покажу бога... просто сейчас по максимуму приблизилось Царство небесное, и скоро будет много скорби которой ещё не было на земле...

    Димас1
    Гость

    Сообщения : 2855
    Дата регистрации : 2012-07-12
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Димас1 в 08.12.12 11:52

    Андрей Ел. пишет:я и не говорил что покажу бога... просто сейчас по максимуму приблизилось Царство небесное, и скоро будет много скорби которой ещё не было на земле...
    Вот,вот. Царство Небесное к Вам приблизилось смотрю по максимуму, осталось Его только принять внутрь, своим покаянием и приобщением к Церкви Его Православной.

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Нюся в 08.12.12 16:47

    Андрей Ел. пишет:Михаил здравствуйте это опять и снова я. А как например насчет того, что люди изобрели коллайдер что бы получить частицу Бога, как говорят ученые. И как насчет того что я Михаил могу вам показать частицу Бога. Это будет выражаться Михаил в том, что мы с вами спустимся в преисподню, и вы своими глазами, в этой жизни убедитесь в том, что ад не просто есть, а вы сами лично можете посетить его при мирской жизни. Вы сами своими глазами Михаил увидите что чертей и сковородок нет, а есть чистилище, огонь, и бесы тянут души в чистилище. Но при этом бесы сами боятся идти в чистилище. При таком раскладе Михаил не просто коллайдера будующего, а при физической возможности нам с вами увидится и я вам покажу, вы признаете что человек может по своему созерцать Бога единолично, как он это видит, например как ребенок или сумасшедший.

    Ну посозерцал, ну сошёл с ума..
    Нам Бог даёт столько возможностей через смирение перед Ним и послушание Ему в Заповедях Его , и через доверие к Его Церкви, к Его святым от века Ему угодившим, ступить на путь исправления и Спасения через веру и Евангелие, что -всё остальное -от лукавого . Вот умрём здесь и - хош не хош, а встретишь ..., тогда или возрадуешься или восплачешься.. А как видит ребёнок или, как говорите, сумасшедший - так это и дано ИЛИ ребёнку, ИЛИ сумасшедшему -индивидуально.

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Мафусал в 08.12.12 19:52

    Андрей Ел. пишет:]Михаил здравствуйте это опять и снова я. А как например насчет того, что люди изобрели коллайдер что бы получить частицу Бога, как говорят ученые. И как насчет того что я Михаил могу вам показать частицу Бога. Это будет выражаться Михаил в том, что мы с вами спустимся в преисподню, и вы своими глазами, в этой жизни убедитесь в том, что ад не просто есть, а вы сами лично можете посетить его при мирской жизни. Вы сами своими глазами Михаил увидите что чертей и сковородок нет, а есть чистилище, огонь, и бесы тянут души в чистилище. Но при этом бесы сами боятся идти в чистилище. При таком раскладе Михаил не просто коллайдера будующего, а при физической возможности нам с вами увидится и я вам покажу, вы признаете что человек может по своему созерцать Бога единолично, как он это видит, например как ребенок или сумасшедший.
    Здравствуйте, Андрей! Почему же вы до сих пор атеист, коли способны единолично созерцать Бога? Да и какое отношение имеет ад к частице Бога и коллайдеру. Нормальные учёные говорят, что называть базон Хигса частицей Бога - это перебор. Но... Америка! Америка!... Не могут они без этого.

    Опять же, какое отношение имеет ад к созерцанию Бога? В аду можно созерцать как раз только Его отсутствие, со всеми вытекающими. Да, в Библии есть намёки, что человек способен говорить с Богом лицом к лицу. О Моисее это говорится. Ещё кто-то, не помню, назвал некое место именем, в переводе означающим: я видел Бога лицом к лицу и остался жив. Как-то так.

    Но надо понимать, что это не есть созерцание Бога как такового. Это созерцание лишь того, что Бог показал. То, что человек способен увидеть в Боге, это капля от океана. А о реальном видении Бога говорит Иоанн Богослов: Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Мафусал в 08.12.12 19:56

    zint пишет: Значит это будет уже созерцание дьявола ,принявшего образ Бога , а не Бога. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
    (Иоан.1:18)
    Ну, не обязательно дьявола, Зинт. Святой Александр Свирский, к примеру, видел образ Троицы. Кто-то зрит Нетварный Свет. Но это, понятное дело, чудо. Мы-то конечно пока кроме чёрта никого не узрим.

    ?????
    Гость

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  ????? в 11.12.12 12:18

    Мухамед пишет: Вот,вот. Царство Небесное к Вам приблизилось смотрю по максимуму, осталось Его только принять внутрь, своим покаянием и приобщением к Церкви Его Православной.
    Мне не за что каяться... ещё летом я был прощен Богом, но не людьми...

    Спонсируемый контент

    Re: Мистицизм в Православии

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 21:22


      Текущее время 07.12.16 21:22