Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Сталин-это
автор noname Сегодня в 14:31

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор noname Сегодня в 14:14

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор noname Сегодня в 13:52

» Плоды демократии или нужен ли национализм?
автор Ingwar Сегодня в 13:41

» О национальном чувстве
автор Ingwar Сегодня в 13:37

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор Ingwar Сегодня в 13:26

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Ingwar Сегодня в 13:22

» ЧТО ТАКОЕ Псевдомонархизм?
автор мышкин Сегодня в 8:49

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Сегодня в 8:25

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Монтгомери Вчера в 22:39

» Фэнтази Ингвара
автор Ingwar Вчера в 18:54

» Максимович Танечка, 3 года, ДЦП. Срочный сбор на лечение.
автор Всё будет хорошо Вчера в 17:02

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Holder Вчера в 13:44

» Взорвали Храм
автор Бездомный 06.12.16 21:24

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik 06.12.16 19:20

» Кошки и прочие забавные животные
автор Монтгомери 06.12.16 17:28

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Молитвенное правило

    Поделиться

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23215
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Молитвенное правило

    Сообщение  Admin в 17.10.12 16:46

    Сколько времени у вас уходит на утреннее и вечернее молитвенные правила ?

    Что вы включаете в молитвенное правило?


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15176
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  noname в 17.10.12 16:49

    Я раньше читал вечернее правило, которое сам же составил, потом надоело.

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23215
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Admin в 17.10.12 16:50

    noname пишет:Я раньше читал вечернее правило, которое сам же составил, потом надоело.
    Сам составил? Это как?


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15176
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  noname в 17.10.12 16:54

    Admin пишет:Сам составил? Это как?
    Так. Сам составил из понравившихся молитв.

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23215
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Admin в 17.10.12 16:56

    noname пишет:
    Admin пишет:Сам составил? Это как?
    Так. Сам составил из понравившихся молитв.
    По какому критерию?


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15176
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  noname в 17.10.12 17:17

    Admin пишет:По какому критерию?
    Самые главные молитвы, псалом 50. По Закону Божьему.

    ?????
    Гость

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  ????? в 17.10.12 17:22

    noname пишет:Я раньше читал вечернее правило, которое сам же составил, потом надоело.
    Игра с херосом намного важнее, да?

    Не надо за меня редактировать мои посты!


    Последний раз редактировалось: Игорь Иванович (17.10.12 18:13), всего редактировалось 2 раз(а)

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23215
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Admin в 17.10.12 17:36

    noname пишет:Я раньше читал вечернее правило, которое сам же составил, потом надоело.
    Чем это было вызвано?


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15176
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  noname в 17.10.12 18:08

    Admin пишет:Чем это было вызвано?
    Мне лень.

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Luchik в 18.10.12 16:07

    Admin пишет:Сколько времени у вас уходит на утреннее и вечернее молитвенные правила ?

    Что вы включаете в молитвенное правило?

    Времени уходит по 20-25 минут.
    Молитвы выбирала самые мне понятные.
    Все, что идут до "Отче наш" + 50 псалом + "Символ Веры" + Ангелу-хранителю и Богородице. Плюс моя любимая Молитва иеросхимонаха Парфения Киевского
    В вечерних все до "Отче наш" + покаянные. Псалом 90.

    Время от времени добавляю если за кого-то молюсь за исцеление, за родителей... состав дополнительных молитв зависит от жизненных обстоятельств.

    Кстати, когда подолгу не причащаюсь и не исповедываюсь, тогда и молитвы начинаю частенько пропускать... это как будто сад Души поростает бурьяном и пропалывать молитвой его все тяжелее и тяжелее. Нужно тогда срочно исповедоваться и причащаться. Потом намного легче и заповеди соблюдать, и молиться.

    Монтгомери
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5768
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Монтгомери в 16.02.15 15:38

    Симеон Новый Богослов (это же слово рассказывает о говении для достойного причащением). Слово 32:

    Когда придет вечер, после повечерия поди в какое–либо особное место и исполни такое молитвенное правильце: Трисвятое; 50 псалом, т. е. «помилуй мя Боже по велицей милости Твоей»; Господи помилуй — 50 раз; Господи прости мне грешному — 50 раз; 6–й псалом, т. е. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене; Господи, елика согреших словом, делом и помышлением, прости мне. Приложи и 25 метаний (поясных поклонов).
    Спойлер:

    В среду и пятницу воздерживайся от мяса, сыра, яиц, рыбы, вина и масла, по правилу св. Апостолов. В посты: св. Апостолов, Богородичный–успенский и предрождественский, не ешь мяса, сыра и яиц, от прочаго же вкушай в меру, с воздержанием. Молитвы, т. е. псалмы, как сказано, и поклоны исполняй в это время вдвойне.

    В великую же Четыредесятницу не разрешай на масло и вино, кроме суббот и воскресений, но потоми плоть свою, по силе своей, как прилично христианам, желающим спастися; молитвенное же правило исполняй вдвойне и в Четыредесятницу, как назначено для других постов.

    Надобно еще тебе воздержаться от божественных и страшных таин, т. е. не причащайся пречистаго тела и пречестной крови Господа нашего Иисуса Христа; я же тебе советую, воздержись и от благословеннаго хлеба или антидора. Все это верно соблюдай до тех пор, пока помысл твой и расположение твое не отложатся от злых дел греховных, пока не стяжешь твердаго намерения никогда уже не оставлять добрых дел и добродетелей и совершенно не возненавидишь грех. Когда же увидишь наконец в себе самом, что достиг ты такого добраго состояния, т. е. что совершенно возненавидел ты грех, а в расположении делать добро утвердился, и когда притом чрез испытание удостоверишься, что решимость твоя воздерживаться от греха непреложна, тогда, брате мой, приступи к божественным тайнам с несомненною верою, что не простой хлеб и не простое вино вкушаешь, но причащаешься воистину тела и крови Божиих.

    Поступив так, ты сделаешься причастником славы Христа Господа, и посредством сих таин получишь совершенное отпущение грехов, восприимешь в себя жизнь вечную и соделаешься сыном света и дня. Если же прежде исполнения всего сказаннаго, т. е. прежде чем покажешь достодолжное покаяние, дерзнешь ты причаститься тела и крови Христовых; то демоны, видя, как презрел ты Бога и причастился недостойно, все устремятся на тебя и, схватив тебя немилостиво и безчеловечно, низринут опять в ров прежняго непотребства. Тогда вместо христианина сделаешься ты христоубийцею и будешь осужден вместе с теми, кои распяли Христа, как говорит апостол Павел: иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни (1 Кор. 11:27), т. е. под такой же подпадет приговор, под какой и распявшие Господа.

    Больше того, что уже написал, не буду тебе писать, боясь быть тебе в тягость. Ты же, брате, если сделаешь что и больше того, себе же принесешь пользу и душе своей уготовишь будущия блага. Что я написал, написал тебе делать то не в том смысле, что такие труды приносят очищение души и оставление грехов, но в том, что сим образом удобнее тебе удержать в душе память о грехах своих и сокрушиться о них. Еслиб я знал, что тем опечалю тебя, то и этого немногаго не написал бы любви твоей. Я хочу от тебя только одного того, чтобы ты в сокрушении и болезновании о прошедшем отсек злой навык свой греховный и пресек безместныя дела свои. Это отсечение и прекращение с сокрушением прошу тебя непременно соблюсти. И если тебе возможно соблюсти это без потов и других трудов, я удовольствуюсь одним этим. Пиши ко мне чаще о здравии твоем, чтоб я видел веру и любовь твою ко мне и теплее воспоминал о тебе, когда воздеваю к Богу руки мои, недостойный. Благодать Божия да будет с духом твоим. Аминь.

    Монтгомери
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5768
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Монтгомери в 16.02.15 18:06



    Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского


    Преподобный Серафим Саровский преподавал всем следующее молитвенное правило: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает
    молитву Господню Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы,
    потом песнь Богородице Богородице Дево, радуйся также трижды
    и, наконец Символ Веры единожды.
    — Совершив это правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.
    Во время же работы дома или в пути куда-нибудь пусть тихо читает Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного или грешную, а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только Господи, помилуй и продолжает до обеда.
    — Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило. После обеда, исполняя свое дело, — читает тихо Пресвятая Богородице, спаси мя грешного или же Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешного или грешную, и это пусть продолжает до самого сна.
    — Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением».
    — «Держась этого правила, — говорит отец Серафим, — можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы — основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры».
    Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и даже в постели, представляя основанием для того слова Святого Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

    Источник: http://www.pravmir.ru/molitvennoe-pravilo-prepodobnogo-serafima-sarovskogo/#ixzz3Rv9OnX9I

    Мафусал
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9668
    Дата регистрации : 2012-12-05
    Откуда : Русь.
    Вероисповедание : православный

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Мафусал в 17.02.15 7:26

    Самые простые и доступные рекомендации по молитвенному правилу даны, мне кажется, св. Феофаном Затворником в его работе "Четыре слова о молитве".

    Суть ежедневного правила конечно не в том, чтобы дисциплинированно вычитывать норму, а если пропустишь, получать кнутом по спине. Она в том, чтобы достичь той степени концентрации внимания, которая позволяет настроиться на измерение своей души. Начать чувствовать её и то, что в ней происходит. Первый этап этой настройки может длиться годами без особого видимого успеха. Однако это самый важный период. Это своего рода фильтр.

    Одно из первых достижений молитвы - это способность видеть с закрытыми глазами нечто вроде объёмного мрака, который со всей очевидностью отделён от физического тела, не является частью окружающего мира, и в котором с той же очевидностью скрыто то, что может дать увидеть только нетварный свет.

    София09
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 263
    Дата регистрации : 2012-04-03
    Возраст : 50
    Откуда : карелия
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  София09 в 07.06.15 10:37

    Admin пишет:Сколько времени у вас уходит на утреннее и вечернее молитвенные правила ?

    Что вы включаете в молитвенное правило?

    А кто вообще придумал молитвенное правило и было ли оно у первых христиан? А почему по три раза надо одно и тоже повторять, а Символ веры один раз? Он что менее значим?

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 07.06.15 11:00

    Доклад М. Верховской «Личное молитвенное правило в традиции Православной церкви: история и современная практика»

    Личное молитвенное правило - неотъемлемая часть церковной жизни каждого современного православного христианина. В сознании многих оно неразрывно связано с молитвословом - набором утренних и вечерних молитв, имеющих номера или названия и выстроенных в определенной последовательности.
    Представляется важным понять, насколько идея личного молитвенного правила соответствует церковной традиции и Преданию Церкви, и проследить, как и когда в истории появилась традиция молитвенного правила для мирян, как возникли молитвословы, какие были и есть варианты личного молитвенного правила.

    История возникновения личного молитвенного правила в церковной традиции

    Молитва в первые века христианства


    В Евангелии Христос дает ученикам молитву «Отче наш» (Мф 6:9-13, Лк 11:2-4), в которой учит обращаться к Богу-Отцу не от себя лично, а от собрания, также Он говорит, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). «Деяния апостолов» свидетельствуют, что после Вознесения все апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении», а после Пятидесятницы, когда к апостолам «присоединилось душ около трех тысяч, ... они постоянно пребывали в учении, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2:41-42).

    Св. Игнатий Богоносец (†107, Рим) пишет в послании к магнезийцам: «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, ... один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной».

    Св. Ипполит Римский в «Апостольском предании» (первая треть III века) пишет о том, что верные должны молиться, восстав ото сна, в третий, шестой, девятый час, перед сном, в полночь и при пении петухов. «Если же будет поучение и будет Слово Божие [читаться], то пусть каждый предпочтет лучше идти в то место... Ибо кто молится в церкви, тот сможет избежать опасности дня. ...Каждый пусть усердно ходит в церковь - место, где процветает Святой Дух. Если же в какой-либо день не будет поучения, тогда каждый, хотя бы у себя дома, пусть возьмет святую книгу и читает в достаточной степени то, что, как ему кажется, принесет пользу».

    Памятники IV века приводят свидетельства о том, что христиане собирались дважды в день в храм на богослужение. Так в «Дневнике Эгерии» подробно описывается ежедневная вечерня и при этом упоминается, что «все люди собираются еще раз в храме», то есть они уже собирались в этот день на утреню.

    «Апостольские постановления св. Климента Римского» (последняя четверть IV века) свидетельствуют о ежедневном участии в утреннем и вечернем богослужении как о норме христианской жизни:  «А когда ты, епископ, поучаешь, то приказывай и убедительно внушай народу, чтобы прилежно ходил в церковь каждый день утром и вечером и отнюдь не оставлял собрания, но ходил в оное постоянно», хотя для достижения этой нормы уже приходится «приказывать и убедительно внушать».

    В первые века христиане имели общую веру и молитву; соборная, церковная молитва являлась основой и дополнялась личной молитвой; жизнь была целостной, необходимости в регламентации личной молитвы - личном молитвенном правиле - не было.

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 07.06.15 11:01

    Появление личного молитвенного правила как келейного правила в монашеской традиции

    Традиция скитского жительства восходит к первым векам монашества и прослеживается в неизменном виде на протяжении около полутора тысяч лет от первых монастырей IV века в Египте и Палестине, монастыря св. Саввы Освященного († 532), афонских монастырей до Нило-Сорского скита - уникального явления в истории русского монашества XV-XVII вв. Пресвитер Руфин в своем произведении «Жизнь пустынных отцов» (конец IV в.) называет основные принципы организации жизни монастыря скитского типа: уединение каждого инока, общее богослужение раз в неделю, малая соборность (в скиту живет по несколько иноков), возможность получить духовное наставление. Средоточием общей монастырской жизни в скиту был храм. Каждое воскресенье и в праздники служили «всенощное скитское и обедню». В субботу около шести вечера иноки собирались в храме на вечерню, после чего ставилась общая трапеза, если день был непостный. После трапезы иноки проводили время в беседах духовных или в «прочитании» Святых Писаний - это было время духовного общения монахов скита. Кому «требовалось вкусити сна», мог немного отдохнуть до «съмрака». В первом или во втором часу ночи начиналось всенощное бдение.

    В начале службы, по прочтении первых трех кафизм и канона Богородицы, все садились в молчании и со вниманием слушали «прочитаемое» из Святых Писаний и житий. Читать Писания полагалось не торопясь - «якобы разказуя, не како простою речию», слушающие могли спрашивать пояснения и толкования на непонятные тексты. После чтения начиналась исповедь: брат, стоя перед иконостасом, исповедовал всей братии свои согрешения. Чтение писаний и исповедь продолжались два-три часа.

    Утреня в скиту заканчивалась в седьмом часу утра, за ней следовали чтения первого часа, и все расходились по кельям. Затем вновь собирались на молебен и обедню, в конце службы все просили прощения друг у друга и расходились по кельям, пребывая в них «не исходяще... кроме благословенных вин дондеже паки сход будет».

    Келейное правило иноков скита было большим. Но мера для каждого монаха могла устанавливаться отдельно - каждому «противу силы своея», так как «немощьным несть Устава... но елико кто может вместити да вместит»1.

    Жизнь монахов была общей, в центре ее была храмовая молитва в субботу и воскресенье, чтение Писания, духовные беседы, общение и размышление, даже исповедь происходила перед всей братией. Пропускать общее богослужение строго запрещалось: «Не бывшему же на очередном бдении пусть ничего не принимается в извинение»2. В остальные дни они исполняли молитвенное правило келейно, правило это представляло собой, в основном, те же службы, что и в храме, дополненные псалмопением и многократным чтением кратких молитв.

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 07.06.15 11:01

    Келейное правило на Руси

    В XII веке епископ Кирилл Туровский, один из наиболее известных и почитаемых на древней Руси проповедников и писателей, названный своими современниками и потомками «Златоустом, просиявшим паче всех на Руси», создал цикл из 21 молитвы на всю седмицу. Составляющие этот цикл молитвы были предназначены для ежедневного чтения в монастыре - по одной после вечерни, утрени и часов. По своему содержанию они соотносились с церковным значением седмичных дней. Этот цикл молитв известен по большому количеству списков древнерусского и южнославянского происхождения XIII и последующих веков, а с конца XVI века и в течение XVII столетия его неоднократно включали в старопечатные молитвословы.

    Входит он и в одну из рукописей XVI века - Рукопись РГАДА. Син. тип. (ф. 381). 220, представляющую собой Следованную Псалтирь, дополненную выдержками из Октоиха, Минеи, Пролога, Трефолоя, Триоди3. Часослов, выписанный в этой рукописи полностью, содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. Часть молитв для келейного чтения сохранилась в молитвословах до сегодняшнего дня.

    Довольно неясным остается вопрос, как келейное правило, предназначенное для монахов, трансформировалось в правило частной молитвы для мирян, при этом в литературе оно, как правило, тоже называется «келейным». Есть точка зрения, что примерно с XIII-XIV вв. повечерие и полунощница стали восприниматься как частные молитвы вечером и утром4.

    «Домострой» протопопа Сильвестра XVI века описывает «Како мужу з женою и з домочатцы в дому своем молитися»: вечером «отпети вечерня павечерница полунощница» всей семьей, а утром мужу следует «отпети заутреня и часы», при этом он должен не пропускать «по вся дни церковнаго пения вечерни заутрени обедни».

    В 1522 г. или несколькими годами позже Франциск Скорина подготовил к печати и издал «Малую подорожную книжицу», представлявшую собой Псалтирь с восследованием, в которую включил два своих акафиста с именными акростихами. Это издание послужило основой для значительного числа рукописных и печатных Акафистников XVI-XVII веков, которые состояли из нескольких акафистов с канонами, вечерних и утренних молитв, правила к причащению и молитв после причащения. В последующие столетия эта книга под названием «Молитвослов» получила широкое распространение и «стала основной "литургической" книгой русских людей, молитвы которой заменили древние уставные последования»5.

    Таким образом, вечерние и утренние молитвы, составившие Молитвослов, изначально представляли собой приложение к повечерию и полунощнице, но со временем странным образом вытеснили их и получили самостоятельное существование: осталось «приложение без того, куда оно приложено»6.

    С конца XIX века молитвословы перепечатываются практически без изменений7.

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 07.06.15 11:02

    Современное состояние вопроса

    В Русской православной церкви можно наблюдать единодушие по отношению к тому, что у православного христианина должна быть ежедневная личная молитва, и довольно широкий диапазон мнений по отношению к вопросу, каким должно быть личное молитвенное правило. В телепередаче «Православная энциклопедия» от 14 марта 2009 года8, посвященной этому вопросу, высказывалась точка зрения, что «надо соблюдать то, что Церковь установила: читать вечернее и утреннее правило», даже приводился случай, когда священник не допустил к причастию из-за неполного вычитывания ежедневного правила. В то же время многие признают, что, хотя молитвословы и воспринимаются как некая необходимая составляющая духовной жизни мирянина, не следует слишком завышать статус сегодняшних молитвословов и даваемых в них молитвенных текстов как единственной возможной нормы устроения молитвенной жизни; что утренние и вечерние молитвы не соответствуют тому принципу, по которому устроено православное богослужение - принципу соединения неизменяемой и изменяемой части, серьезным недостатком является и отсутствие в молитвенном правиле библейского материала. Однако, даже признавая наличие проблемы, участники дискуссии по этому вопросу останавливаются пред необходимостью пересмотреть свои экклезиологические взгляды. Так, протоиерей Максим Козлов, с одной стороны, считает, что «к молитве нужно относиться творчески», а с другой, что правило можно дополнять, но нельзя заменять и сокращать; «хорошо бы, чтобы миряне не сами размышляли, какой тропарь вставить в честь праздника в свое правило, а чтобы Церковь предложила им общие непогрешительные варианты», и что необходимо «при любой корректировке устава следовать одному правилу: "Не колебать того, что твердо стоит"».

    Эти вопросы обсуждались на международной конференции «Часослов и службы суточного круга: история и современная практика», организованной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия (15 апреля 2010 года). Однако большинство участников лишь затрагивало проблему, описывая ее, но не предлагая реальных путей изменения церковной ситуации.

    Тем не менее, выступления говорили о серьезности сложившегося положения. Так, профессор факультета теологии университета Осло Симеон Фрейсхоф, широкая сфера научных интересов которого включает и проблему отношения литургии к экклезиологической норме, отметил в своем выступлении, что соборная молитва является частью Предания Церкви, в то время как частная молитва такой частью не является. Это означает, что личное молитвенное правило всегда является неким компромиссом, связанным с тем, что Церковь и человек в ней существуют в конкретных исторических обстоятельствах. Компромисс этот является оправданным, когда есть укорененность личной молитвы в регулярной церковной молитве, есть ответственность за соборное богослужение, есть опыт разделения жизни с братьями во Христе. Тогда христианин чувствует свое молитвенное правило «не как некую лишь обязанность, а как внутреннюю потребность, как духовную норму своей жизни»9, как поддержку в стремлении к целостности и полноте церковной жизни.

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 07.06.15 11:03

    ----------------

    1 Цит по: Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества. // Исторический вестник N№ 3, 1999.

    2 Успенский Н.Д. Чин Всенощного бдения. Глава 2. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения.

    3 Шишкин А.В. Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. тип. (ф.381). 220, XVI в. //Вестник ПСТГУ, I: Богословие. Философия. 2005. Вып. 14. С. 158-161.

    4 Желтов М.С., дьяк. Утренние и вечерние молитвы.//Портал любителей древнерусского пения и богослужения.

    5 Желтов М.С., Правдолюбов С., свящ. Акафистник и молитвослов. /Богослужение Русской Церкви, Х-XX вв. //Православная энциклопедия. Том «РПЦ». М., 2000.

    6 Желтов М.С., дьяк. Утренние и вечерние молитвы.//Портал любителей древнерусского пения и богослужения.

    7 Кочетков Г., свящ. О некоторых современных проблемах укрепления личного благочестия верных в Русской православной церкви. //Перед исповедью и причастием.

    8 sedmitza.ru/text/604350.html

    9 Кочетков Г., свящ. О благочестивой христианской жизни (беседа с нововоцерковленными). //Перед исповедью и причастием.

    КИФА №3(125) февраль 2011 года

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 07.06.15 12:50

    Архимандрит Амвросий (Юрасов):

    Каково молитвенное ежедневное правило для православного мирянина?

    Правило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, две главы из посланий, одна кафизма, три канона, акафист, 500 молитв Иисусовых, 50 поклонов (а по благословению можно и больше).

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Нюся в 07.06.15 14:57

    А не исполнил - так и скажи: Я не исполнил.

    По крайней мере не возгордишься.


    Монтгомери
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5768
    Дата регистрации : 2014-02-01
    Возраст : 29
    Вероисповедание : Православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Монтгомери в 07.06.15 16:06

    Илья Н. пишет:Одна глава из Евангелия

    Кстати. Вспомнил тут правило Парфения Киевского о чтения Евангелия.

    ___________________________________________

    Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Еожне огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелия о спасении одной Благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывавшее поле, — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — слово Божне, тобою за нее чтомое.

    * * *
       Имев правилом своим ежедневно читать Евангелия книжно в вечер, заутро и пополудни по единому Евангелисту и прочитывать часто все Четвероевангелие, старец давал это правило и ученикам своим, духовным своим детям. Дарил им и книги Евангелия со своими надписями, каковы:

    * * *
       «Вот тебе передаю благодать — Святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу (за одну неделю) четырех Евангелистов единожды, да сподобишься Благодати и разума Божия истинного и добрую кончину получити, веч наго наслаждения, видением трех Ипостасей, сияющих в Божестве Единосущнем, не лишишися».
    * * *
       «Вот вам, чада Божии, СТРАСТНАЯ ЕВАНГЕЛИЕ. Прочитывайте, когда прилучится, а паче в с корбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют, и хорошо с Богом быти, а скучно вез Него, и вся тогда злая нам».

    * * *
       А здесь он облегчает правило «Сию книгу — Евангелия Святое дарю за послушание мне чаду моему духовному... Приими сию Заповедь от мене недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех Евангелистов. Сия Книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и с подобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святыя Троицы».

    * * *
       «Вот тебе, чадо духовное, мое Евангелие. Молися и за меня и поминай лювовь мою к тебе; а паче молиси честным житием и простодушным. Терпение нужднейше всего, девство храни, молчания придерживайся: ибо в язычном иноке и многоглаголивом сомнительно спасение; молчание собирает, а глаголание расточает. Крепко молись, не жалей себя. Поругания, биения и заушения есть иноку Дар Божий и благодать свыше».

    * * *
       «Буди на теее благословение Божие, чадо мое духовное, покров несомненной нашей надежды Богородицы и помоществование Чудотворцев Пе- черских. Вот тебе заповеданное правило иноческое: от сна восстав — акафист Спасителю, а ко сну отходя _ Богоматери и пять кафизм к сутки; Евангелие все в две седмицы, а каноны предай церкви. Не вдавайся в различные чтения, а междучасием Иисусову молитву твори, примешивая к ней и Богородично обрадование. Веси, что суетно спасение человеческое, а о Бозе сотворим силу, и Той уничижит враги наша. Молися и за меня и поминай любовь мою, а тебя поручаю благодати Пресвятаго Духа, амнмь.Иеросхимонах Парфений».

    * * *
       «Христос да благословит душу твою, сестра о Христе Еинга, чти сию книгу, да разумеешь, в чем есть воля Божия, и познаешь тайны Его, незабвенно сердцем твоим, молись и за меня, а сей от руки Богоматери ты приемлешь дар Святой, от Госпожи, Печерской Игуменьи, и Моей и Твоей. Схимо-Парфений. 1845 августа 22 дня. Аллилуиа»142.

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 07.06.15 18:25

    Монтгомери пишет:

    Кстати. Вспомнил тут правило Парфения Киевского о чтения Евангелия.


    Правила, конечно, есть разные. Вот еще, например, известное Оптинское келейное правило.

    "Кроме церковных служб: Литургии, утрени и вечерни с повечерием, на которых обязательно были все братия обители, многие из них ежедневно читали в келлии одну главу из Евангелия по ряду, начиная с первой главы Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна, и две главы из Апостола также по ряду, начиная с Деяний святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса Иоанна Богослова; причем последние семь глав Апокалипсиса читали по одной в сутки; тогда последняя из них читалась в тот же день, что и последняя глава Евангелия от Иоанна. По окончании, таким образом, чтения всего Нового Завета начинали вновь с первых глав новый круг чтения. Из Псалтири читали по одной кафизме в сутки, начиная с первой и до последней включительно.

    Кроме того совершали так называемое пятисотенное келейное правило следующим порядком: После трех поклонов, обычно полагаемых при начале каждого молитвословия в храме и в келлии, с молитвами: “Боже, милостив буди мне, грешному”; “Боже, очисти грехи моя и помилуй мя”; “Создавый мя Господи, помилуй! Без числа согреших, Господи, прости мя”. В келлии полагался и четвертый поклон, с молитвой: “Владычице моя, Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго”. Затем следовало обычное начало: “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”. “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”. “Царю Небесный” и прочее (как показано в Саровском правиле) и до “Верую во Единаго Бога”. После этого читали 100 молитв “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго”. На первых 10 молитвах— по земному поклону, на следующих 20 молитвах—по поясному поклону, на последней, то есть сотой, молитве — земной поклон. Затем молитва ко Пресвятой Богородице, положенная в конце утренних молитв и начинающаяся словами: “Пресвятая Владычице моя Богородице”. По окончании этой молитвы полагали земной поклон. Потом вновь творили 100 Молитв Иисусовых в указанном порядке с 10 земными и 20 поясными поклонами, на последней Иисусовой Молитве — земной поклон, и снова та же молитва: “Пресвятая Владычице моя Богородице”, с земным поклоном. Третья сотня совершалась так же, как первая и вторая. Четвертая сотница молитв была обращена к Пресвятой Богородице: “Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси мя, грешнаго”. Из этой сотни первые десять молитв также совершались с земными поклонами, а следующие 20—с поясными, остальные 69—без поклонов. Последняя, сотая, молитва—с земным поклоном, и после нее также с земным поклоном молитва: “Пресвятая Владычице моя Богородице”. Затем 50 молитв: “Святый Ангеле Божий, Хранителю мой, моли Бога о мне, грешнем”; на первых пяти молитвах — по земному поклону, на следующих десяти — по поясному, а остальные 35 молитв—без поклонов, только на последней—земной поклон, и опять читалась молитва: “Пресвятая Владычице моя Богородице”, с земным поклоном. После этого 50 молитв: “Вси святии, молите Бога о мне, грешнем”. На первых пяти молитвах—по земному поклону, на следующих десяти—по поясному; последняя молитва—опять с земным поклоном, после которого снова читалось: “Пресвятая Владычице моя Богородице”, с земным поклоном. Затем: “Достойно есть” и земной поклон. “Слава Тебе, Христе Боже” и отпуст: “Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь”. В будничные дни совершали все упомянутые поклоны. В дни Пятидесятницы, полиелейных праздников, предпразднества и попразднества, в дни, когда на утрени поется великое славословие и в церковной молитве отменяются земные поклоны, отменялись они и в келейной и заменялись поясными. Также только поясные поклоны совершали всегда в те дни,-когда положено служить всенощное бдение. В последние два дня Страстной седмицы, во всю Светлую седмицу и начиная с 24 декабря до 7 января (ст. ст.) это келейное правило оставлялось, а также и в дни воскресные, хотя бы и не совершалось всенощное бдение. Какое-либо изменение в составе этого келейного правила, уменьшение или увеличение его предоставлялось воле и благословению старца или духовного отца".

    Гость
    Гость

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Гость в 09.06.15 10:53

    Илья Н. пишет:Архимандрит Амвросий (Юрасов):

    Каково молитвенное ежедневное правило для православного мирянина?

    Правило есть и оно обязательно для всех. Это утренние и вечерние молитвы, одна глава из Евангелия, две главы из посланий, одна кафизма, три канона, акафист, 500 молитв Иисусовых, 50 поклонов (а по благословению можно и больше).
    Где написано, что это правило обязательно для всех?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15176
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  noname в 09.06.15 17:10

    А моё правило такое: перед сном "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" и "Пресвятая Богородица спаси нас". Если я не забываю.

    Илья Н.
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 30
    Дата регистрации : 2015-06-06
    Вероисповедание : православие

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Илья Н. в 09.06.15 17:30

    Лала пишет:
    Где написано, что это правило обязательно для всех?

    Архимандрит Амвросий, к сожалению, не указывает, почему данное правило является обязательным. Видимо, он предлагает его как некий минимум. В любом случае, по свт. Игнатию Брянчанинову, "сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк.2:27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу".

    Гость
    Гость

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Гость в 09.06.15 18:48

    Илья Н. пишет:Архимандрит Амвросий, к сожалению, не указывает, почему данное правило является обязательным. Видимо, он предлагает его как некий минимум. В любом случае, по свт. Игнатию Брянчанинову, "сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее (Мк.2:27), можно и должно отнести ко всем подвигам благочестивым, а между ними и к молитвенному правилу".
    Спаси Бог, Илья!

    Гость
    Гость

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Гость в 09.06.15 18:49

    noname пишет:А моё правило такое: перед сном "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" и "Пресвятая Богородица спаси нас". Если я не забываю.
    А утром, что читаете?

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Нюся в 09.06.15 18:56

    noname пишет:А моё правило такое: перед сном "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго" и "Пресвятая Богородица спаси нас". Если я не забываю.

    Начнём с малого, Сергий. Главное - правило. Так простые люди молились, не грамотные и сильно работающие.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15176
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  noname в 10.06.15 13:17

    Нюся пишет:Начнём с малого, Сергий. Главное - правило. Так простые люди молились, не грамотные и сильно работающие.
    Так молятся немощные инвалиды, такие как я!

    Спонсируемый контент

    Re: Молитвенное правило

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 14:51


      Текущее время 08.12.16 14:51