Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор vlad4484 Сегодня в 8:12

» Дональд Трамп
автор Ingwar Сегодня в 1:39

» Крым не наш?
автор Ingwar Сегодня в 1:35

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik Вчера в 18:11

» Старец Порфирий Кавсокаливит
автор Монтгомери Вчера в 17:21

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Ingwar Вчера в 17:06

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Монтгомери Вчера в 16:59

» Есть ли в России "общество"?
автор Монтгомери Вчера в 16:55

» Почему я — русский националист?
автор Holder Вчера в 16:52

» МУЧЕНИК или СТРАСТОТЕРПЕЦ?
автор Ingwar Вчера в 16:14

» Православная Церковь - новости
автор мышкин Вчера в 14:49

» Православная Латвия
автор Нюся Вчера в 13:57

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Вчера в 12:22

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Елена Тельбукова Вчера в 0:52

» Украина и Православие.
автор Монтгомери 01.12.16 18:32

» Мои рассказы
автор Ingwar 01.12.16 18:16

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Поделиться

    Руслан Остров
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1283
    Дата регистрации : 2012-08-24
    Откуда : Екатеринослав
    Вероисповедание : православный РПЦ

    СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Руслан Остров в 20.09.12 22:53




    Для художественных признаков канонической иконы характерны:

    1. Подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Портретные черты изображаемых святых могут быть весьма условны. Иконописный канон ориентирован на обобщенный, символический образ, в котором индивидуальные черты едва намечены - ровно настолько, чтобы образ был узнаваем, чтобы он вычленялся из общего сонма. К каноническим требованиям русской иконографии также относится отсутствие на православных иконах черт чувственной, плотской привлекательности.

    2. Принцип изображения пространства. Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости на воображаемой линии горизонта, а в предстоящем пред иконой человеке - идея изливания Мира Горнего в наш мир, мир дольний. В обратной перспективе удаляющиеся предметы увеличиваются в размере, в то время как в реальности, т.е. в прямой перспективе они уменьшаются.

    С помощью обратной перспективы существенно облегчается решение одной из самых сложных задач начальной стадии искусства Иисусовой молитвы - соединение ума с сердцем. Существует две принципиально различающиеся формы зрительного восприятия. Первое из них - обычное восприятие, которое состоит в том, что глазные оси фокусируются в одной воспринимаемой точке. Типичным примером такого восприятия является чтение печатного текста. Второй формой является панорамное восприятие. В отличие от дискретного оно представляет собой цельное восприятие всего зрительного поля. При таком восприятии напряжение с фокусированных глаз снимается.

    Наблюдение за взаимосвязью зрительной и сердечной деятельности обнаруживает, что расслабленному состоянию глаз соответствует сердечное восприятие.

    Геометрия обратной перспективы в иконе настраивает зрение на панорамное восприятие, ее расходящиеся оси приводят глаза в расслабленное состояние, в результате икона воспринимается сердцем.

    3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Преображенный мир иконы не имеет внешнего источника света, в ней все наполняется внутренним свечением. Фон в ней всегда ровный по цвету и свету, поэтому он исключает иллюзию перспективы и не пробуждает чувства пространства. Слово "фон" переводится с греческого языка как "свет", он символизирует свет духовного мира.

    4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах - это цвет царского достоинства.

    5. Для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. На иконе Преображения Господня мы видим и Христа, поднимающегося с учениками в гору, и Господа Преобразившегося, и учеников павших "на лица свои" (Мф. 17,6), и их же, спускающихся с горы. Чтобы исключить чувство движения, которое связано с чувством времени, композиция иконы чаще всего строится статичной. Если движение невозможно исключить, тогда оно изображается нереальным.

    Каждое душевное чувство человека связано с каким-либо представлением физического мира, основу которого оставляет время, движение и пространство. Если эти категории исключить из композиции иконы, то она преобразуется в очень условное представление, которое не пробуждает чувства реальности изображаемого мира и связанные с ним душевные чувства. Икона, написанная по канону, являет духовный мир, при этом характер его изображения в иконе облегчает процесс погружения в него сознания. Каноническая икона не имеет случайных деталей, украшений, лишенных смыслового значения.

    Икона, вне зависимости от того, старая она или новая, может быть названа православною только в том случае, если с точки зрения композиции и художественного исполнения удовлетворяет догматико - каноническим, историческим и иконографическим требованиям.

    Леонид Денисов, духовный писатель и церковный деятель первой половины ХХ века, в статье "Каким требованиям должна удовлетворять православная икона?" приводит следующие признаки православного иконописного канона:

    1. Верность композициям, унаследованным от христианской древности, если они не заключают в себе ничего противного православной догматике и каноническим постановлениям;

    2. Соблюдение церковно-исторических и археологических указаний применительно к изображению построек, костюмов и утвари;

    3. Сохранение этнографических (в типах лиц) и географических (в пейзаже) особенностей данной местности и эпохи;

    4. Точное и неуклонное изображение общеизвестных символических признаков, присутствием которых до некоторой степени свидетельствуется православие иконы.


    Это одно из многих мнений по каноничности - по художественному отображению - подчёркиваю.
    В иконе это не главное.


    Последний раз редактировалось: Руслан Остров (20.09.12 23:09), всего редактировалось 2 раз(а)

    Валерий (Миклош)
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 5958
    Дата регистрации : 2011-02-09
    Вероисповедание : атеист

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Валерий (Миклош) в 20.09.12 23:03

    У меня вопрос к знатоку иконописи

    Во время пожара Туринская плащаница получила несколько прожегов - несколько отверстий в форме буквы Г. И вопрос. Если иконописец будет изображать снятие Иисуса с креста и положение его на плащаницу, какой он ее изобразит? Неповрежденной или со следами пожара (допустим, он ее видел с прожженными отверстиями)?

    Руслан Остров
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1283
    Дата регистрации : 2012-08-24
    Откуда : Екатеринослав
    Вероисповедание : православный РПЦ

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Руслан Остров в 20.09.12 23:06

    Валерий (Миклош) пишет:У меня вопрос к знатоку иконописи

    Во время пожара Туринская плащаница получила несколько прожегов - несколько отверстий в форме буквы Г. И вопрос. Если иконописец будет изображать снятие Иисуса с креста и положение его на плащаницу, какой он ее изобразит? Неповрежденной или со следами пожара (допустим, он ее видел с прожженными отверстиями)?

    Чувствую подвох тут, ох любитель Вы наш - находить подвохи Smile)))

    Здравомысленно изобразить её такою - какой она была на тот момент - новою Smile

    Валерий (Миклош)
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 5958
    Дата регистрации : 2011-02-09
    Вероисповедание : атеист

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Валерий (Миклош) в 20.09.12 23:11

    Руслан Остров пишет:

    Чувствую подвох тут, ох любитель Вы наш - находить подвохи Smile)))

    Здравомысленно изобразить её такою - какой она была на тот момент - новою Smile

    Это и мое представление о здравом смысле иконописца. Но не может ли быть правила, которое бы обходила этот здравый смысл?

    Подвоха нет. Это и в самом деле один из аргументов сторонников подлинности Туринской плащаницы.


    Руслан Остров
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1283
    Дата регистрации : 2012-08-24
    Откуда : Екатеринослав
    Вероисповедание : православный РПЦ

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Руслан Остров в 20.09.12 23:17

    Валерий (Миклош) пишет:

    Это и мое представление о здравом смысле иконописца. Но не может ли быть правила, которое бы обходила этот здравый смысл?


    На самом деле - иконопись это не есть "здарвый смысл" - в этом нас может убедить та же обратная перспектива, и отображение одномоментно нескольких(многих событий, а собственно имеется в виду - непрерывное отображение событий)...
    Также и свет исходящий из иконы, а не отражающийся в ней - глубокий символизм.
    Но не только символизм, а указание на мир, где влавствуют другие законы...

    Валерий (Миклош)
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 5958
    Дата регистрации : 2011-02-09
    Вероисповедание : атеист

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Валерий (Миклош) в 20.09.12 23:29

    Руслан Остров пишет:

    На самом деле - иконопись это не есть "здарвый смысл" - в этом нас может убедить та же обратная перспектива, и отображение одномоментно нескольких(многих событий, а собственно имеется в виду - непрерывное отображение событий)...
    Также и свет исходящий из иконы, а не отражающийся в ней - глубокий символизм.
    Но не только символизм, а указание на мир, где влавствуют другие законы...

    а ближе к моему вопросу. Были ли какие-то письменные работы, определявшие правила писания? Постановления церкви? Не знаю, как правильно их назвать, ну вы меня поняли. Как сложилась традиция писать именно так, а не иначе? Устное предание, так сказать, или были руководящие документы?

    Руслан Остров
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1283
    Дата регистрации : 2012-08-24
    Откуда : Екатеринослав
    Вероисповедание : православный РПЦ

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Руслан Остров в 20.09.12 23:40

    Валерий (Миклош) пишет:

    а ближе к моему вопросу. Были ли какие-то письменные работы, определявшие правила писания? Постановления церкви? Не знаю, как правильно их назвать, ну вы меня поняли. Как сложилась традиция писать именно так, а не иначе? Устное предание, так сказать, или были руководящие документы?

    Полагаю, что данный вопрос в свете данной дискуссии освящать пока рано - скажем так - я, лично пока не готов отвечать на такие вопросы.

    Могу только сказать, что при всех церковных постановлениях оставлена большая свобода в изобразительных средствах иконописи.

    Главное в иконописи не художественная часть, которую мы пока обсуждаем, а догматическая .

    Руслан Остров
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1283
    Дата регистрации : 2012-08-24
    Откуда : Екатеринослав
    Вероисповедание : православный РПЦ

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Руслан Остров в 20.09.12 23:54

    Святая Великомученица Екатерина.












    Спонсируемый контент

    Re: СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСЬ - КАК РАЗОБРАТЬСЯ ?

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 9:46


      Текущее время 03.12.16 9:46