Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор мышкин Сегодня в 7:37

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор мышкин Сегодня в 7:17

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор мышкин Сегодня в 6:07

» Почему "забыть и простить" не получится
автор мышкин Сегодня в 5:59

» ЧТО ТАКОЕ Псевдомонархизм?
автор мышкин Сегодня в 5:49

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Сегодня в 5:25

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Монтгомери Вчера в 19:39

» Фэнтази Ингвара
автор Ingwar Вчера в 15:54

» Максимович Танечка, 3 года, ДЦП. Срочный сбор на лечение.
автор Всё будет хорошо Вчера в 14:02

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор Holder Вчера в 10:44

» Взорвали Храм
автор Бездомный 06.12.16 18:24

» Сталин-это
автор Admin 06.12.16 18:16

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik 06.12.16 16:20

» Кошки и прочие забавные животные
автор Монтгомери 06.12.16 14:28

» Аборты
автор Монтгомери 06.12.16 13:59

» О предмете богословия
автор noname 06.12.16 8:10

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Поделиться

    xmission
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 5825
    Дата регистрации : 2011-12-24
    Возраст : 45
    Откуда : Украина
    Вероисповедание : Христианство

    Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  xmission в 30.08.12 13:16




    Антуан де Сент-Экзюпери.

    Молитва.


    Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня.

    Научи меня искусству маленьких шагов.

    Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

    Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни.
    Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

    Помоги мне понять, иллюзии ничем не могут помочь. Ни воспоминания о прошлом, ни грёзы о будущем.
    Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

    Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.

    Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

    Напоминай мне, что Сердце часто спорит с Рассудком.

    Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

    Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

    Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в Дружбе.

    Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

    Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое Тепло.

    Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».

    Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

    Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

    Научи меня искусству маленьких шагов.

    Дим21
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 1979
    Дата регистрации : 2011-10-08
    Возраст : 48
    Откуда : Нижний Новгород
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Дим21 в 30.08.12 14:36

    Здорово. Один из моих любимых писателей.

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Luchik в 15.03.13 21:05


    Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать ее любя!

    Господи!
    Пошли мне Духа Святого, чтобы помог мне говорить правду любя и теми словами, которые дойдут до сердца ближнего без обид!

    Как мне этого в жизни не хватает!

    din
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1263
    Дата регистрации : 2011-11-30
    Вероисповедание : Православие

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  din в 15.03.13 23:30

    Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко.

    Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растем и зреем.

    А где-то он сказал еще проникновеннее: "Я знаю только один способ быть в ладу с собственной совестью: этот способ - не уклоняться от страдания". Замечательный человек!


    Fra Angelico
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 41
    Дата регистрации : 2012-06-17
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : orthodoxale

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Fra Angelico в 06.05.13 21:35

    Господа!

    Вот оригинальный текст молитвы Сент-Экзюпери, надеюсь, вам будет интересно Smile

    Звучит красиво при чтении, начинается и заканчивается фразой: "Господи, научи меня искусству маленьких шагов".
    По признанию Сент-Экзюпери, идея мудрости, которая не обязательно находит себя в грандиозных решениях,
    но в искусстве маленьких шагов - стала основой его веры в чудо и вдохновляла в течение всей его жизни.

    Вот она:

    L'art des petits pas

    Seigneur, apprends-moi l'art des petits pas.
    Je ne demande pas de miracles ni de visions,
    mais je demande la force pour le quotidien !
    Rends-moi attentif et inventif pour saisir
    au bon moment les connaissances et expériences
    qui me touchent particulièrement.
    Affermis mes choix dans la répartition de mon temps.
    Donne-moi de sentir ce qui est essentiel
    et ce qui est secondaire.
    Je demande la force, la maîtrise de soi et la mesure,
    que je ne me laisse pas emporter par la vie,
    mais que j'organise avec sagesse
    le déroulement de la journée.
    Aide-moi à faire face aussi bien que possible
    à l'immédiat et à reconnaître l'heure présente
    comme la plus importante.
    Donne-moi de reconnaître avec lucidité
    que la vie s'accompagne de difficultés, d'échecs,
    qui sont occasions de croître et de mûrir.
    Fais de moi un homme capable de rejoindre
    ceux qui gisent au fond.
    Donne-moi non pas ce que je souhaite,
    mais ce dont j'ai besoin.
    Apprends-moi l'art des petits pas !


    Antoine de Saint-Exupéry (1900-1944)

    Алексей П
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1050
    Дата регистрации : 2013-03-18
    Возраст : 48
    Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Алексей П в 07.05.13 5:39

    Fra Angelico пишет:
    [size=18]Seigneur, apprends-moi l'art des petits pas.
    Je ne demande pas de miracles ni de visions,
    mais je demande la force pour le quotidien !
    ЗДОРОВО! Даже не знал...

    Но.. простите, а чем хуже вот это:

    Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
    Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
    Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
    Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
    Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
    Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
    Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
    Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
    Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
    Аминь..

    Инезилья
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4912
    Дата регистрации : 2011-12-11
    Вероисповедание : не имею

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Инезилья в 07.05.13 5:45

    Но.. простите, а чем хуже вот это:
    Вот это в переводе на обычный человеческий язык выглядит так: Господи, забери эту свободу воли, не нужна она мне, сделай меня марионеткой в твоих руках!

    Сергей мск
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3616
    Дата регистрации : 2013-02-26
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : Моё личное дело. Чужое мировоззрение, веру, атеизм, не осуждаю.

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Сергей мск в 07.05.13 5:51

    Алексей П пишет:
    ЗДОРОВО! Даже не знал...

    Но.. простите, а чем хуже вот это:


    Не хуже а лучше! Лучше Оптинских старцев, вряд ли кто научит молиться по-русски.

    Алексей П
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1050
    Дата регистрации : 2013-03-18
    Возраст : 48
    Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Алексей П в 07.05.13 6:25

    Инезилья пишет:
    Вот это в переводе на обычный человеческий язык выглядит так: Господи, забери эту свободу воли, не нужна она мне, сделай меня марионеткой в твоих руках!
    Люди, так гордящиеся своей "свободой", "величием" и "гордостью", "правами" и т.п., на самом деле, являются марионетками.. в совсем других руках Mad

    Инезилья
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4912
    Дата регистрации : 2011-12-11
    Вероисповедание : не имею

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Инезилья в 07.05.13 6:39

    Люди, так гордящиеся своей "свободой", "величием" и "гордостью", "правами" и т.п., на самом деле, являются марионетками.. в совсем других руках
    Этот совершенно неверифицируемый постулат все слышали не раз. Но соглашаться не обязаны.

    Алексей П
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1050
    Дата регистрации : 2013-03-18
    Возраст : 48
    Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Алексей П в 07.05.13 6:49

    Инезилья пишет:
    Этот совершенно неверифицируемый постулат все слышали не раз. Но соглашаться не обязаны.
    Ах, как гламурненько: НЕВЕРИФИЦИРУЕМЫЙ! Laughing Laughing Laughing

    Инезилья
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4912
    Дата регистрации : 2011-12-11
    Вероисповедание : не имею

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Инезилья в 07.05.13 6:56

    Ах, как гламурненько: НЕВЕРИФИЦИРУЕМЫЙ!
    Я больше скажу: гламур и грамматика восходят к одному и тому же латинскому корню!

    Алексей П
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1050
    Дата регистрации : 2013-03-18
    Возраст : 48
    Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Алексей П в 07.05.13 7:00

    Инезилья пишет:
    Я больше скажу: гламур и грамматика восходят к одному и тому же латинскому корню!
    Да ладно! Заинтересовало! Эклерсируйте, битте, сей квесчен, а то расина ворда "гламур" вашему доместику абсолютно не конесцентна...

    Инезилья
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4912
    Дата регистрации : 2011-12-11
    Вероисповедание : не имею

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Инезилья в 07.05.13 7:04

    Эклерсируйте, битте, сей квесчен, а то расина ворда "гламур" вашему доместику абсолютно не конесцентна...
    Враждебность христиан к науке давно известна.
    Я говорю рефлексия - вы говорите совесть.
    Я говорю эмпатия - вы говорите сочувствие.
    Я говорю симпатия - вы говорите любовь.
    Я говорю высокая самооценка - вы говорите гордыня.
    Я говорю "суперэго" - вы говорите "голос Бога в душе".
    Не поговоришь с вами нормально.

    Алексей П
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1050
    Дата регистрации : 2013-03-18
    Возраст : 48
    Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Алексей П в 07.05.13 7:19

    Инезилья пишет:
    Враждебность христиан к науке давно известна.
    Я говорю рефлексия - вы говорите совесть.
    Я говорю эмпатия - вы говорите сочувствие.
    Я говорю симпатия - вы говорите любовь.
    Я говорю высокая самооценка - вы говорите гордыня.
    Я говорю "суперэго" - вы говорите "голос Бога в душе".
    Не поговоришь с вами нормально.
    Инезилья! Смилуйтеся! Я не хотел вовсе показаться агрессивным, яко таковым не являюся, и ни малейшей враждебности не испытываю! Пароль д'оннёр, честный ворд! гадом буду!
    Меня просто весьма прикалывает, когда мои соотечественники вставляют словесе иноземныя в свою речь. Прикалывает с чисто профессиональной стороны, - ничего персо.. личного! Idea

    Voldemir
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 958
    Дата регистрации : 2012-10-10
    Вероисповедание : атеист

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Voldemir в 07.05.13 7:28




    Христос, которого я чту,
    Враждебен твоему Христу.

    С горбатым носом твой Христос,
    А мой, как я, слегка курнос.

    Твой - друг всем людям без различья,
    А мой слепым читает притчи.

    Что ты считаешь райским садом,
    Я назову кромешным адом.

    Сократ милетов идеал
    Народным бедствием считал.

    И был Каиафа убежден,
    Что благодетельствует он.

    Мы смотрим в Библию весь день:
    Я вижу свет, ты видишь тень.


    Уж так ли кроток был Христос?
    В чем это видно, - вот вопрос.

    Ребенком он покинул дом.
    Три дня искали мать с отцом.

    Когда ж нашли его, Христос
    Слова такие произнес:

    - Я вас не знаю. Я рожден
    Отцовский выполнить закон.

    Когда богатый фарисей,
    Явившись втайне от людей,

    С Христом советоваться стал,
    Христос железом начертал

    На сердце у него совет
    Родиться сызнова на свет.

    Христос был горд, уверен, строг.
    Никто купить его не мог.

    Он звал хитро, ведя беседу,
    - Я духом нищ - за мною следуй!

    Вот путь единственный на свете,
    Чтоб не попасть корысти в сети.

    Предать друзей, любя врагов, -
    Нет, не таков завет Христов.

    Он проповедовал учтивость,
    Смиренье, кротость, но не льстивость.

    Он, торжествуя, крест свой нес.
    За то и был казнен Христос.

    Антихрист, льстивый Иисус,
    Мог угодить на всякий вкус,

    Не возмущал бы синагог,
    Не гнал торговцев за порог

    И, кроткий, как ручной осел,
    Каиафы милость бы обрел.

    Бог не писал в своей скрижали,
    Чтобы себя мы унижали.

    Себя унизив самого,
    Ты унижаешь божество...

    Ведь ты и сам - частица вечности.
    Молись своей же человечности.

    Уильям Блэйк

    Алексей П
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1050
    Дата регистрации : 2013-03-18
    Возраст : 48
    Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Алексей П в 07.05.13 7:37

    Владимир, а британские ученые еще и не такое сегодня пишуть Laughing

    Voldemir
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 958
    Дата регистрации : 2012-10-10
    Вероисповедание : атеист

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Voldemir в 07.05.13 7:49

    Алексей П пишет:Владимир, а британские ученые еще и не такое сегодня пишуть Laughing

    Современных не читал, а Блейк-это 19 век.Не знаю как вам, Алексей, но у меня такой Христос не вызывает антипатии.

    Алексей П
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1050
    Дата регистрации : 2013-03-18
    Возраст : 48
    Откуда : Союз Советских Сциалистических Республик
    Вероисповедание : православный

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Алексей П в 07.05.13 7:54

    Вобщем-то, Блейк, думаю, не особенно внимательно читал Новый Завет. В частности - Заповеди, называемые Блаженствами

    Fra Angelico
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 41
    Дата регистрации : 2012-06-17
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : orthodoxale

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Fra Angelico в 07.05.13 21:23


    А может молитвы - они как цветы?



       

    Христос воскресе!

    Дамы и господа!

    Не сомневаюсь, что каждый из нас, в той или иной степени, знает, что такое есть молитва и для чего она нужна. И, вместе с тем, испытываю глубокую потребность поделиться с вами некоторыми своими личными соображениями по поводу молитв.

    Думаю, существует множество уровней осознания молитвы (или, может, правильнее сказать, не уровней, а вариантов переживания, интерпретации).

    У меня есть знакомая (профессор, д-р филологии), которая читала мне курс лекций по поэтике древнерусской литературы и литургических текстов. Это было необычайно увлекательно - путешествовать  по истории, перелистывая страницы древних рукописей из собраний РНБ и БАН,   приучая глаз видеть и находить в каждой стихире (или произведении любого другого жанра) структурную многомерность немыслимого масштаба и глубины, в то же время осознавая, что постиг, в лучшем случае, 10-15% от истинной сути, и утешая себя мыслью, что-де невозможно проникнуть в чувства и мысли того роспевщика или песнотворца 15-го века и понять, почему он использовал именно такие эпитеты, применительно к Пресвятой Богородице или свт. Николаю и т.д., словом, почему он написал так, как написал (сотворил молитву именно так, а не иначе), в отличие от этого мастера середины 17 века, с его экстравертным, блистающе-величественным, фанфарно-царским, и в то же время несомненно каноническим молитвенным стилем.

    Таков, примерно, вариант интерпретации ученого. До знакомства с ним я и помыслить не смел, что молитву можно анализировать как поэтическое произведение (и, при всех недостатках этого варианта, он не мог не вызвать у меня восхищения тонкостью подхода и методичностью умственной работы).

    Очевидно, что существуют и другие варианты интерпретации молитвы:
    инока, святого отца, ученого святого отца (скажем, Григория Нисского, Иоанна Златоуста), семинариста, моей бабушки, атеиста наконец, и т.д., и т.п.

    Но я, честное слово, не рискнул бы судить какой из них лучше, а какой хуже - они просто разные...

    И я смею надеяться, что каждый из них по-своему угоден Богу (включен в некий божественный план), поскольку является следствием уникального личного опыта переживания трансцендентного (божественной благодати).

    С другой стороны, мы не можем игнорировать факт, поднимающий серьезную эпистемологическую проблему, а именно факт существования традиционных церковных молитв (канонических и неканонических, но так или иначе включенных как образец в богослужебные певческие книги и молитвослов) и, одновременно, молитв личных (келейных, обычных и т.д.) - т.е. молитв, которые по ряду причин не годятся для общецерковного (тем более литургического) употребления. Ну и что же? Ведь это не создает конфликт и нисколько не умлаяет самой идеи молитвы в высшем смысле слова (умная молитва, апофатическое богопознание...).

    Схоластика дает пищу для интеллекта, а поэзия - для сердца, а лучше всего - когда они работают заодно  

    Зачем спорить кто лучше: Александр Пушкин или Михаил Лермонтов, когда можно просто радоваться, что
    у нас есть Пушкин и есть Лермонтов, низкий им поклон

    Поэтому я вижу молитвы как цветы,   прорастающие в поле, на лугу, в саду - где угодно. И каждый выращивает в своем саду те цветы, которые ему нравятся. Люди спорят - что красивее: ромашка или ирис, роза или орхидея. Но цветам неведомы эти тревоги - они просто расцветают, исполняя свое высшее предназначение


    Последний раз редактировалось: Fra Angelico (10.08.13 20:43), всего редактировалось 1 раз(а)

    din
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1263
    Дата регистрации : 2011-11-30
    Вероисповедание : Православие

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  din в 07.05.13 22:36

    Fra Angelico пишет:А может молитвы - они как цветы?
    Христос воскресе!
    Воистину воскресе!

    Спасибо, очень интересно было прочитать Ваши размышления. Обладай я хоть в малой степени Вашими познаниями в области как филологии в целом, так и древней литературы в частности, смог бы, наверное, сказать что-нибудь интересное и для Вас. А так – позволю себе лишь задать Вам один-два вопроса, которые возникли у меня при чтении.

    Вы вводите такое понятие, как «уровень осознания молитвы», он же – «вариант переживания», «интерпретация». И при этом с помощью примера подчеркиваете, что интерпретация молитвы находится в определенной зависимости от степени знакомства человека с богословием. Может быть, также и от каких-то иных его качеств. Означает ли это, что любая молитва может по-разному открываться каждому из нас, или же речь идет уже изначально о молитвах «различных уровней» - каждый из которых «нацелен» на свою «аудиторию»?

    С этим вопросом неизбежно оказывается связан и вопрос о «молитве в высшем смысле слова» - как Вы это называете. Означает ли такая молитва полный отход от «молитвословия» в пользу, скажем, сердечной молитвы, и что по-Вашему являет тогда собой само «молитвословие»?

    Считаете ли Вы, что вопрос о молитве может обсуждаться лишь в рамках филологического ее анализа, или же подлинный смысл молитвы не может быть открыт без практики углубленной интроспекции?

    Спасибо.



    Fra Angelico
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 41
    Дата регистрации : 2012-06-17
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : orthodoxale

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Fra Angelico в 08.05.13 0:04

    Вот уж не думал, что мои слова вызовут такой живой отклик и такие серьезные вопросы...

    Что ж, попытаюсь, в меру своего скудоумия, ответить по порядку на Ваши вопросы.


    1) Интерпретация молитвы находится в определенной зависимости от степени знакомства человека с богословием

    То, что интерпретация молитвы находится в определенной зависимости от степени знакомства человека с богословием (а так же историей Церкви, Св. Писания и Св. Предания, творениями св. отцов, знанием литургики,
    древнегреческого, латыни, житий святых, и т.д.) - факт, в котором я убедился на собственном печальном опыте.
    Ведь авторы этих молитв, как и события, описанные в Евангельской истории, отстоят от нас на много сотен лет. И ох как непросто современному человеку, воспитанному в современном обществе, разделяющему ценности современной
    цивилизации, сопоставить свое мироощущение с чаяниями Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского,
    блаженного Августина, или псаломщика эпохи Иоанна IV (поймите меня правильно, ведь для меня это были просто имена, написанные на бумаге). Но если современному ученому приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы хоть в малой степени понять и объяснить, скажем, возникновение кондакарной нотации или большого знаменного роспева,
    то современникам этого обьяснять было не нужно. Но мы, к сожалению, лишены такой роскоши - родиться и вырости в
    аутентичном православном обществе эпохи Василия III или Алексея Михайловича. Следовательно, на нашу грешную долю остаются лишь теории и догадки: как интерпретировать отказ от Студийского устава, каковы были истинные последствия книжной справы, как повлияло строчное многоголосие на развитие русской литургии (этим вопросам несть числа). Что уж говорить о событиях, происходивших в Палестине 2000 лет назад... Но если археология и палеография, догматика и каноническое право помогают ощутить живое дыхание евангельского слова или стихир 15 века - честь науке и хвала.

    2) Любая молитва может по-разному открываться каждому из нас, или же речь идет уже изначально о молитвах «различных уровней» - каждый из которых «нацелен» на свою «аудиторию»

    Считаю оба утверждения верными, поскольку первое знаю из собственного опыта, а второе - по историческим источникам (даже более того, не просто молитвы, а грандиозные творения, записанные изысканнейшим знаменным роспевом, либо демеством, либо гармоническим многоголосием преподносились в дар архиереям и государям, или сообразно вкусам Москвы, Пскова, Новгорода, Твери и т.д. на данный период времени). Ксати, то же самое происходит и в современных приходах и монастырях...

    3) вопрос о «молитве в высшем смысле слова» - как Вы это называете. Означает ли такая молитва полный отход от «молитвословия» в пользу, скажем, сердечной молитвы, и что по-Вашему являет тогда собой само «молитвословие»?

    Этот вопрос, на мой взгляд, относится к проблеме (давней проблеме) богопознания. Греческое богословие предлагает катафатический и апофатический вариант, исихазм, наконец, либо поиск золотой середины между этими направлениями (мне-то ближе последнее, т.к. я не анахорет и не аскет). Или же конфликт между практической (схоластической) и мистической теологией, как случилось в Римской Церкви, либо конфликт между платониками и аристотеликами, либо номиналистами и реалистами... в общем, лучше конфликтов не создавать. Думаю, что молитва
    просто отражает духовные способности человека в определенный момент времени. Если он способен прочесть "Отче наш" - хорошо. А если он не знает суть учения Григория Паламы или не понимает рассуждений Михаила Пселла о божественных энергиях - это не повод объявить его дураком. Т.е., "молитвословие", в моем понимании - лишь способ обращения человека к Богу (вне качественных характеристик). А вот аскетика, нравственное богословие, исихазм и т.д. - инструменты, которые придают этому "молитвословию" определенную форму (с которой, разумеется, можно соглашаться или не соглашаться в пределах даже конкретного прихода или монастыря, не говоря уж о богословских школах). Но, как бы то ни было, за все - слава Богу!


    4) Считаете ли Вы, что вопрос о молитве может обсуждаться лишь в рамках филологического ее анализа, или же подлинный смысл молитвы не может быть открыт без практики углубленной интроспекции?

    Считаю, что на духовный поиск не стоит накладывать никаких ограничений, если только сам человек не примет для себя такого решения. Один из основных постулатов нравственного богословия - это непреложность свободы выбора.
    И, разумеется, ищущий, образованный, интеллектуально развитый человек не может остановиться на уровне филологического анализа, но пойдет дальше, насколько хватит душевных и физических сил. По словам Блеза Паскаля (близко к тексту): "Я всю жизнь искал Бога, но и найдя - не переставал искать"

    Спасибо Вам за Ваши вопросы.

    Надеюсь, мои ответы Вас удовлетворили.

    Простите, если что...


    Последний раз редактировалось: Fra Angelico (10.05.13 23:20), всего редактировалось 1 раз(а)

    din
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1263
    Дата регистрации : 2011-11-30
    Вероисповедание : Православие

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  din в 08.05.13 19:38

    Уважаемый Fra Angelico!

    Прежде всего, большое спасибо Вам за подробный, содержательный ответ. Некоторые из Ваших примеров мне малодоступны – увы, не обладаю необходимыми познаниями в исследуемой Вами области. Однако же, есть и то, что составляет предмет моих размышлений, и о чем хотелось бы еще спросить.

    Вы пишете:
    И ох как непросто современному человеку, воспитанному в современном обществе, разделяющему ценности современной цивилизации, сопоставить свое мироощущение с чаяниями Ефрема Сирина, Василия Великого, Григория Нисского,
    блаженного Августина, или псаломщика эпохи Иоанна IV...
    Не согласитесь ли Вы с тем, что, смысл подлинного христианства (не конкретных его исторических форм) в общем всегда один и тот же – для всех эпох и для всех людей?

    Другой вопрос. Нет ли у Вас своего примера того, как одна и та же молитва по-разному осмысляется в зависимости от богословской подготовленности человека, к ней прибегающего. Было бы очень интересно познакомиться с подобным анализом. Особенно в связи с Вашими словами:
    Думаю, что молитва просто отражает духовные способности человека в определенный момент времени.

    Потребность еще поразмыслить вызвало и такое Ваше утверждение:
    Считаю, что на духовный поиск не стоит накладывать никаких ограничений, если только сам человек не примет для себя такого решения.
    Звучит это как совершенная истина. Однако, не считаете ли Вы, что императив свободы духовного поиска неизбежно оказывается в известной коллизии с ограничениями вероисповедательного характера? Если мы, конечно, имеем в виду не «свободное плавание» в море духовности, но духовный труд в согласии с христианской парадигмой.

    Еще раз спасибо за Ваш труд ответить.

    Fra Angelico
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 41
    Дата регистрации : 2012-06-17
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : orthodoxale

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Fra Angelico в 08.05.13 22:19

    Здравствуйте!

    Рад, что Вы нашли мои ответы интересными Smile

    Постараюсь ответить, насколько смогу, и в этот раз Rolling Eyes

    1) Не согласитесь ли Вы с тем, что, смысл подлинного христианства (не конкретных его исторических форм) в общем всегда один и тот же – для всех эпох и для всех людей?

    Дело в том, что я пытался описать собственный опыт, но это очень сложно сделать даже при личном (живом) общении, а в письме... да, эпистолярный жанр накладывает определенные ограничения, увы (извините, - мысли в слух). Просто так уж получилось в моей жизни, что суть веры в целом и христианства в частности мне открывается не мистическим путем, а через науку. И мое сердце и моя вера разгораются в поиске смысла сказанного или написанного слова... Поэтому, простите, - я чрезмерно увлекаюсь, когда пишу, не думая о том, поймет меня собеседник или нет...

    Что же касается Вашего вопроса... даже не знаю. Мне трудно согласиться с Вами как историку, поскольку все источники, которые я держал в руках, свидетельствуют о разрыве (если не о пропасти) между современным русским православным менталитетом и обществом русского средневековья (и это понимание не дается сразу, а дается потом и кровью в часах, неделях и месяцах архивной работы). С другой стороны, мне легко согласиться с Вами как хистианину, поскольку, как я подозреваю, Вы имеете в виду не конкретную историческую формацию, а Церковь в догматическом и трансцендентном смысле... Церковь Тела и Крови Господней, которая формируется вокруг Причастия Святых Христовых Таин. Но, видете ли, я не считаю себя вправе затрагивать такие высокие материи. Я не настолько высоко летаю, как может показаться... Догматика - догматикой, но для того чтобы интерполировать ее в реальную жизнь нужно быть либо очень крутым богословом, либо святым, либо сумасшедшим... И я не хотел бы почувствовать себя ни первым, ни вторым, ни третьим. Уж лучше как-нибудь так, потихоньку

    Извините, давайте будем считать, что я воздержался Smile Хотя, наверное, хватило бы и простого: не знаю Embarassed


    2) Другой вопрос. Нет ли у Вас своего примера того, как одна и та же молитва по-разному осмысляется в зависимости от богословской подготовленности человека, к ней прибегающего. Было бы очень интересно познакомиться с подобным анализом.

    Простите... На самом деле, меня несколько удивил Ваш вопрос, поскольку, мне искренне кажется, что разное осмысление одной и той же молитвы настолько же естественно для разных людей (и даже для одного и того же человека в разные периоды его жизни) как дыхание или прием пищи. Мне бы никогда в голову не пришло целенаправленно анализировать подобные явления, хотя я знаю, что те, кто занимается нравственным богословием (скажем, преподаватель в духовной семинарии, которому нужно научить своих студентов "уму-разуму") рассматривают их как необходимую часть своей богословской или педагогической деятельности.

    Но раз уж необходим пример...
    Приведу единственный - моего отца. Сейчас он вполне православный человек, по крайней мере старается ходить на исповедь и Причастие раз в полгода, но однажды он сказал мне:

    "А знаешь ли, как я узнал о Христе. Ведь ни мать, ни отец мне ничего не говорили... А я в институте (это начало 1970-х) записал с друзьями рок-оперу Эндрю Ллойда Уэббера "Иисус Христос - Суперзвезда". Так я слушал арии Иисуса и Пилата пока на глаза не навернулись слезы. Потом я один из всех моих однокурсников пошел в храм - так на меня друзья смотрели как на идиота... Для них это была просто прикольная музыка"

    Спрашиваю: "А что для тебя эта опера сейчас?"
    Отвечает: "Ну куда им, баптистам, до православных песнопений"...

    И, разумеется, я представляю, как мог бы прокомментировать эту оперу, скажем, кандидат богословия, протоиерей и проректор Духовной Семинарии (в одном лице), т.к. был свидетелем подобных комментариев. И это естественно, потому что кандидат богословия смотрит на Ллойда Уэббера с высоты своего богословия (извините за каламбур), откуда она кажется ересью и мракобесием, и только духовный сан и чувства приличия мешают ему назвать вещи своими именами.

    Здесь я не встаю ни на чью сторону. Я просто пытаюсь сказать очевидное: сколько людей столько и мнений. Это утверждение справедливо для всякого предмета. Касается оно и молитв: одной помогло, другому - не помогло, одного "проняло", другую "не проняло", и т.д. А уж как при этом действует божественная благодать - это не моего ума дело confused


    3) Не считаете ли Вы, что императив свободы духовного поиска неизбежно оказывается в известной коллизии с ограничениями вероисповедательного характера? Если мы, конечно, имеем в виду не «свободное плавание» в море духовности, но духовный труд в согласии с христианской парадигмой.

    Считаю. Именно потому и оговорился: "если человек сам не накладывает на себя ограничения". Возможно, Ваш вопрос был вызван некоторым недопониманием между нами, поскольку, говоря "ограничения", я не уточнил, что именно я имею в виду, а именно: ограничения не разрушающие душу человека и не нарушающие свободу его совести. А поскольку, я убежден, что и "свободное плавание" и духовный труд оцениваются не нами (во всяком случае, не мной), а Создателем, который один видит сердца людей, то я намеренно ничего не говорю ни о вероисповедании, ни о конфессиональности, ни о чем, другом, что остается на совести каждого конкретного человека. Это уберегает меня от опасности оказаться безоговорочно уверенным в собственной правоте... Поскольку, когда такая уверенность приходит ... Я чувствую себя так, как будто кому-то нахамил Embarassed

    Простите меня великодушно... Я просто пытаюсь быть с Вами откровенным, но это дается мне нелегко...

    Извините, если что...

    С уважением! Smile

    Fra Angelico
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 41
    Дата регистрации : 2012-06-17
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : orthodoxale

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Fra Angelico в 08.05.13 22:42

    Ах да, кстати, с праздником Победы всех!!!

    Ура!

    Fra Angelico
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 41
    Дата регистрации : 2012-06-17
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : orthodoxale

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Fra Angelico в 08.05.13 23:41

    din пишет:

    Другой вопрос. Нет ли у Вас своего примера того, как одна и та же молитва по-разному осмысляется в зависимости от богословской подготовленности человека, к ней прибегающего. Было бы очень интересно познакомиться с подобным анализом.


    Впрочем, если Вам интересно, могу поделиться кое-чем из собственных исследований...

    Скажем, разбор одной конкретной стихиры, для примера (из наработок). Сейчас я занят формулами гармонизации знаменного роспева (кон. 17 века), поэтому ничего нового подкинуть не смогу - нет времени. А из уже имеющегося могу представить что-нибудь...

    В общем, если хотите - пишите Smile

    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  loretta в 09.05.13 0:06

    Интересно, что приписываемая Экзюпери "Молитва" отсутствует в собрании его сочинений.

    xmission
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 5825
    Дата регистрации : 2011-12-24
    Возраст : 45
    Откуда : Украина
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  xmission в 09.05.13 0:09

    loretta пишет:Интересно, что приписываемая Экзюпери "Молитва" отсутствует в собрании его сочинений.
    Спасибо за комментарий. Не пропадайте =)

    xmission
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 5825
    Дата регистрации : 2011-12-24
    Возраст : 45
    Откуда : Украина
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  xmission в 09.05.13 0:16

    Fra Angelico пишет:

    Впрочем, если Вам интересно, могу поделиться кое-чем из собственных исследований...

    Скажем, разбор одной конкретной стихиры, для примера (из наработок). Сейчас я занят формулами гармонизации знаменного роспева (кон. 17 века), поэтому ничего нового подкинуть не смогу - нет времени. А из уже имеющегося могу представить что-нибудь...

    В общем, если хотите - пишите Smile

    Пишу... =)
    Вы очень вдумчивый, рассудительный человек по моему мнению.
    Поделитесь, раз уж заявили =)

    Если не секрет - как вы гармонизируете формулой распев 17 века? Наверное я не понял сути.


    Последний раз редактировалось: xmission (09.05.13 0:20), всего редактировалось 1 раз(а)

    loretta
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 4696
    Дата регистрации : 2011-03-04
    Вероисповедание : католик

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  loretta в 09.05.13 0:18

    Молитва сама по себе неплоха. Но это не стиль Экзюпери. К тому же, он был убежденным католиком.

    Спонсируемый контент

    Re: Антуан де Сент-Экзюпери. Молитва.

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 7:53


      Текущее время 08.12.16 7:53