Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Взорвали Храм
автор Admin Сегодня в 19:21

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik Сегодня в 19:20

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор noname Сегодня в 18:58

» АПОСТАСИЯ сегодня
автор MaximSh. Сегодня в 18:38

» Кошки и прочие забавные животные
автор Монтгомери Сегодня в 17:28

» Аборты
автор Монтгомери Сегодня в 16:59

» О предмете богословия
автор noname Сегодня в 11:10

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Сегодня в 10:43

» МУЧЕНИК или СТРАСТОТЕРПЕЦ?
автор мышкин Сегодня в 9:50

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Admin Вчера в 22:21

» Стихи разных авторов
автор Admin Вчера в 22:21

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор vlad4484 Вчера в 21:30

» вопрос священнику
автор Holder Вчера в 20:46

» Экуменисты уже в Оптиной!
автор Монтгомери Вчера в 20:39

» Антихрист и его печати.
автор Holder Вчера в 16:44

» О здравии телесном
автор Бездомный Вчера в 15:41

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Филиокве

    Поделиться

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Филиокве

    Сообщение  пинна в 28.08.13 17:24

    Валерий (Миклош) пишет:ага, а многие уверены, что Иисус Христос это имя и фамилия
    Есть такое понятие-святая простота.Бабушки,которые всю жизнь ходят в храм,может так и думают,но они "чистые сердцем",а таковых есть Царствие Небесное.

    Pavinich
    Гость

    Сообщения : 1550
    Дата регистрации : 2013-06-29
    Вероисповедание : УГКЦ

    Re: Филиокве

    Сообщение  Pavinich в 28.08.13 17:28

    zint пишет: А вы сами рассуждайте,ищите истину...
    Истина указана Христом. Я верю ему и не собираюсь ставить под сомнения Его слова.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Филиокве

    Сообщение  Елена-христианка в 28.08.13 19:49

    Pavinich пишет:Истина указана Христом. Я верю ему и не собираюсь ставить под сомнения Его слова.
    А Христос указал, что Св Дух исходит от Него?Rolling Eyes

    Pavinich
    Гость

    Сообщения : 1550
    Дата регистрации : 2013-06-29
    Вероисповедание : УГКЦ

    Re: Филиокве

    Сообщение  Pavinich в 28.08.13 22:15

    Елена-христианка пишет:А Христос указал, что Св Дух исходит от Него?Rolling Eyes
    Он сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня"

    Он не сказал так же, что ОН - Православие. Я не оспариваю Вашу претензию и признаю, что папа Лев III поступил мудро, признав филиокве, но отказавшись вносить изменения в утвержденный Собором Символ Веры. Закон есть закон, говоря юридическим языком. Право изменить его дано лишь тому, кто его утвердил.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Филиокве

    Сообщение  Елена-христианка в 28.08.13 22:51

    Pavinich пишет:Он сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня"

    Он не сказал так же, что ОН - Православие. Я не оспариваю Вашу претензию и  признаю, что папа Лев III поступил мудро, признав филиокве, но отказавшись вносить изменения в утвержденный Собором Символ Веры. Закон есть закон, говоря юридическим языком. Право изменить его дано лишь тому, кто его утвердил.
    Все таки я спросила конкретно: Говорил ли Христос, что Св.Дух исходит от Него?
    НЕТ! Он говорил иначе, что пошлет Духа от Отца! Поэтому не вижу смысла доказывать очевидное не только на уровне Евангелия, но и на уровне принятия СВ.Idea
    Вообще , тема -флуд. - все известно, но поговорить надо.

    Pavinich
    Гость

    Сообщения : 1550
    Дата регистрации : 2013-06-29
    Вероисповедание : УГКЦ

    Re: Филиокве

    Сообщение  Pavinich в 28.08.13 22:57

    Елена-христианка пишет:Все таки я спросила конкретно: Говорил ли Христос, что Св.Дух исходит от Него?
    НЕТ! Он говорил иначе, что пошлет Духа от Отца! Поэтому не вижу смысла доказывать очевидное не только на уровне Евангелия, но и на уровне принятия СВ.Idea
    Вообще , тема -флуд. - все известно, но поговорить надо.
    Я не могу похвастаться знанием Священного писания настолько, чтобы вести богословский спор. Отмечаю за Вами принципиальную защиту точности догматов, что мне импонирует, но сожалею, что Ваша принципиальность и Ваши знания применимы лишь в узком кругу клира и воцерковленных прихожан.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Филиокве

    Сообщение  Елена-христианка в 28.08.13 23:01

    На то и Православие, что узким путем ведет к Богу.

    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3493
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 52
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Re: Филиокве

    Сообщение  Ingwar в 01.09.13 16:54

    Елена-христианка пишет:
    Все таки я спросила конкретно: Говорил ли Христос, что Св.Дух исходит от Него?
    А может быть Христос говорил, что Он - Второе Лицо Пресвятой Троицы?
    Тоже спрашиваю конкретно.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Филиокве

    Сообщение  noname в 01.09.13 17:05

    Филиокве - страшная ересь!

    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3493
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 52
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Re: Филиокве

    Сообщение  Ingwar в 01.09.13 17:18

    noname пишет:Филиокве - страшная ересь!
    Тогда подскажи мне, когда это Церковь приняла догмат о том, что ДУХ СВЯТОЙ ОТ ХРИСТА НЕ ИСХОДИТ?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Филиокве

    Сообщение  noname в 01.09.13 17:45

    Ingwar пишет:
    Тогда подскажи мне, когда это Церковь приняла догмат о том, что ДУХ СВЯТОЙ ОТ ХРИСТА НЕ ИСХОДИТ?
    Подскажите мне, когда Церковь приняла догмат, что Христос не инопланетянин?

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Филиокве

    Сообщение  пинна в 01.09.13 18:12

    Ingwar пишет:Тогда подскажи мне, когда это Церковь приняла догмат о том, что ДУХ СВЯТОЙ ОТ ХРИСТА НЕ ИСХОДИТ?
    Filioque — было прибавлено в 589 году к Символу Веры в местной церкви в Toledo (Испания). Император Карл Великий своим авторитетом ввел эту прибавку в Риме — только в XI веке. Эта прибавка была внесена в католический Символ Веры, без созыва Вселенского Собора, что противоречит всем правилам Церкви, т. к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским Собором.
    Этот догмат Католической Церкви против слова Божия, т. к. Ап. Иоанн (15, 26) приводит слова Христа: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне».

    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3493
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 52
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Re: Филиокве

    Сообщение  Ingwar в 01.09.13 18:55

    noname пишет:Подскажите мне, когда Церковь приняла догмат, что Христос не инопланетянин?
    Отличный ответ!
    А разве кто-то утверждал, что Христос инопланетянин?

    Вот например:

    Арий утверждал, что Христос сотворён Богом, и следовательно, во-первых, имеет начало своего бытия и, во-вторых, не равен ему, то есть не единосущен Богу, а лишь подобосущен Ему.

    После этого последовало не только осуждение этой ереси, но и провозглашение нового догмата о Троице, отвергающего арианскую ересь.

    Или:

    Несторий утверждал, что Дева Мария - это всего лишь Христородица, а не Богородица, и что за нас людей пострадал не Бог, а человек.

    После этого также последовало осуждение этой ереси и провозглашение нового догмата о том, что Пресвятая Дева Мария является Богородицей.

    То есть, на каждое еретическое утверждение всегда находился соответствующий ответ и провозглашение нового догмата.
    Но мне не известен никакой догмат о том, что Дух Святой от Сына не исходит.

    Зато я знаю, что говорили:

    Св. Афанасий († 373):
    «Сын есть источник Св. Духа»;
    «Сын дает Духу, и все, что Дух имеет, Он имеет от Слова» (т.е. от Сына);
    «Дух благоухание и образ Сына»;
    «Так как в Св. Троице единение и единство, то кто мог бы отделить Сына от Отца и Духа Святого от Сына или даже от Отца?»;

    Св. Василий Великий († 379):
    «Глаголом Бога есть Сын, глаголом же Сына Св. Дух»

    Следовательно, Сын – глагол Отца потому что происходит от Отца; значит, и Дух Святой – глагол Сына в силу того, что происходит от Сына.

    Бог Слово (Бог Сын) – точное и полное (адекватное) отображение Бога Отца; Слово – Его образ, и образ совершенный, в совершенстве передающий Отца: все, что имеет Отец (кроме отцовства) имеет и Сын.

    Отцу присущ извечно Дух Святой и Он извечно от Него исходит: значит и Сыну Дух извечно присущ и Он извечно от Него исходит. Иными словами, при предвечном рождения Своем Сын восприял и Духа Святого и Его предвечное исхождение. Откуда следует, что Св. Дух исходит от Обоих, причем первоисточник Его – Бог Отец.

    Василий Великий говорит, что нельзя себе представить Сына без Отца или Сына отделенного от Св. Духа. Если Дух Святой, не соединен Христу, то как мог бы Он соединять нас с Христом (Рим 8,9).
    «Ибо не может быть отсечен от Отца всегда во Отце сущий и никогда, не отделится от собственного Духа все о Нем производящий». Дух Святой соединен Сыну, с Коим Он зарожден нераздельно... Его отличительный признак – проявляться после Сына и вместе с Ним и существовать, происходя от Отца.

    Св. Епифаний († 403):

    «Веруем во Христа, от Отца, яко Бог от Бога, исходящего; и в Духа Святого от Христа, поелику от обоих исходит»;
    «Дух Святой, исходящий от Сына»;
    «Дух Святой исходит от Отца и Сына»;
    «Дух Святой исходит от Отца и приемлет от Сына»;
    Он «Бог, ибо исходит от Отца и Сына»;
    «Он исходит от обоих»;
    «Он исходит от Отца и Сына».

    Св. Иоанн Дамаскин († ок. 754):

    «... Он (Дух Св.) также и Дух Сына, но не потому, что из Него, но потому, что чрез Него из Отца исходит»;
    Дух Св. искони присущ Слову:
    «... ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово – без Духа»;
    Веруем в Духа, «из Отца исходящего и в Сыне почивающего»;
    «... чрез Сына подаваемого и воспринимаемого всею тварью»;
    «исповедуем, что Он открылся нам и преподается нам чрез Сына».

    Вот почему, согласно и учению Дамаскина в латинском тексте Символа веры не говорится «ex Patre et ex Fillio», как бы из двух начал, но ex Patre Filioque как от одного начала.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Филиокве

    Сообщение  noname в 01.09.13 18:58

    Ингвар, филиокве - страшная ересь, самовольная правка Символа веры, который был принят без всякого филиокве! Страшная ересь, страшная.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Филиокве

    Сообщение  пинна в 01.09.13 19:06

    Ингвар,дайте ссылку на Епифания Кипрского.

    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3493
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 52
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Re: Филиокве

    Сообщение  Ingwar в 01.09.13 19:11

    пинна пишет:Ингвар,дайте ссылку на Епифания Кипрского.
    Брал отсюда:
    http://www.apologia.ru/articles/21#p26

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Филиокве

    Сообщение  noname в 01.09.13 19:15

    Ingwar пишет:Брал отсюда:
    http://www.apologia.ru/articles/21#p26
    Католический апологетический источник.

    Старшой
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 51
    Дата регистрации : 2013-01-07
    Вероисповедание : Православие

    Re: Филиокве

    Сообщение  Старшой в 01.09.13 19:18

    Ingwar пишет:

    Вот почему, согласно и учению Дамаскина в латинском тексте Символа веры не говорится «ex Patre et ex Fillio», как бы из двух начал, но ex Patre Filioque как от одного начала.
    Тогда и примите, как Духом Святым исповедано через святых отцов, а не заставляйте "догадываться" о правоте понятия "от Отца" в своём (католическом) изложении. т.к. ТАК - обозначает и утверждает: только так, т.е. ДА. Правда, она, как ребёнок чистый - без двойственных стандартов.

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Филиокве

    Сообщение  пинна в 01.09.13 19:32

    Ingwar пишет:Брал отсюда:
    http://www.apologia.ru/articles/21#p26
    Главные сочинения Епифания посвящены ересеологии. В частности, книга «Панарион» (латинское название — Adversus haereses, т. е. «Против ересей»), составленная в 374/5–376/7 гг., представляет собой объемный разбор и обличение многочисленных ересей. Греческое слово πανάριον означает ящик или ларец, и в данном случае подразумевается, что это — ящик с противоядием от ересей.
    Существует вероятность,что вы просто выложили чью-то ересь под видом Епифания. 

    Старшой
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 51
    Дата регистрации : 2013-01-07
    Вероисповедание : Православие

    Re: Филиокве

    Сообщение  Старшой в 01.09.13 20:03

    пинна пишет:Греческое слово πανάριον означает ящик или ларец, и в данном случае подразумевается, что это — ящик с противоядием от ересей.
    Существует вероятность,что вы просто выложили чью-то ересь под видом Епифания. 
    А не ящик, в котором запечатана истина?Very Happy 

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Филиокве

    Сообщение  Елена-христианка в 01.09.13 21:33

    Ingwar пишет:А может быть Христос говорил, что Он - Второе Лицо Пресвятой Троицы?
    Тоже спрашиваю конкретно.
    Не умничай. Речь шла о том, что написано в Евангелии.
    Поэтому католики пролетают, как фанера над Парижем.Wink

    Смердяков
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5590
    Дата регистрации : 2011-08-02
    Откуда : Европа, черта русской оседлости
    Вероисповедание : унитарий-универсалист

    Re: Филиокве

    Сообщение  Смердяков в 02.09.13 0:35

    Елена-христианка пишет:Речь шла о том, что написано в Евангелии.
    Поэтому католики пролетают, как фанера над Парижем.Wink
    В Евангелие написано про Бога-Отца и Иисуса, Его Сына и Пророка. И всё. Неужели не читали? Так что если верить Евангелию, пролетают все, кроме иеговистов и им подобных антитринитарных вероучений. (Хотя я все равно не понимаю, отчего на этом основании нельзя отмечать дни рождения и переливать кровь.)

    Ingwar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3493
    Дата регистрации : 2011-12-07
    Возраст : 52
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : католик

    Re: Филиокве

    Сообщение  Ingwar в 02.09.13 10:04

    пинна пишет:
    Эта прибавка была внесена в католический Символ Веры, без созыва Вселенского Собора, что противоречит всем правилам Церкви, т. к. всякое добавление к Символу Веры может быть сделано только Вселенским Собором.
    Это неправда.
    Решения Вселенского Собора становятся действительными лишь после того, как их утвердит Папа Римский.
    А коли так, то Папа может и самостоятельно утвердить любой догмат или дополнение Символа Веры.

    Поэтому проблема не в filioque, а в том, что православные не признают главенство Папы.
    Так что спорить о том, добавлено было что-то к Символу веры без Вселенского Собора или нет, не имеет смысла, пока мы не согласимся в этом первом вопросе.

    Смердяков
    Магистр форума
    Магистр форума

    Сообщения : 5590
    Дата регистрации : 2011-08-02
    Откуда : Европа, черта русской оседлости
    Вероисповедание : унитарий-универсалист

    Re: Филиокве

    Сообщение  Смердяков в 02.09.13 10:18

    Ingwar пишет:
    Это неправда.
    Решения Вселенского Собора становятся действительными лишь после того, как их утвердит Папа Римский.
    А коли так, то Папа может и самостоятельно утвердить любой догмат или дополнение Символа Веры.

    Поэтому проблема не в filioque, а в том, что православные не признают главенство Папы.
    Так что спорить о том, добавлено было что-то к Символу веры без Вселенского Собора или нет, не имеет смысла, пока мы не согласимся в этом первом вопросе.
    То есть это нечто периода двоевластия 1991-1993, когда велась борьба между президентом Ельциным, который издавал указы без согласования с Верховным Советом в лице Хасбулатова, а Верховный Совет решительно возражал и сам тоже издавал всякие законы и поправки без согласования с Ельциным. Но то двоевластие длилось полтора года, а двоевластие Папы и Соборов - уже тысячу лет.

    Старшой
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 51
    Дата регистрации : 2013-01-07
    Вероисповедание : Православие

    Re: Филиокве

    Сообщение  Старшой в 02.09.13 11:10

    Смердяков пишет:
    В Евангелие написано про Бога-Отца и Иисуса, Его Сына и Пророка. И всё. Неужели не читали? Так что если верить Евангелию, пролетают все, кроме иеговистов и им подобных антитринитарных вероучений.
    Вы сказали что ЭТО - всё, что написано в Евангелии о Сыне Божьем, и что Он - всего лишь Пророк?
    Ваши слова:
    Смердяков пишет:
    В Евангелие написано про Бога-Отца и Иисуса, Его Сына и Пророка. И всё. Неужели не читали? Так что если верить Евангелию, пролетают все, кроме иеговистов и им подобных антитринитарных вероучений.

    Святой Дух нам говорит, что Сын Божий Иисус Христос, как Бог знает ВСЁ, а не как пророк. Следите за словами. Неужели не читали?

    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9155
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Re: Филиокве

    Сообщение  Перестукин в 02.09.13 12:17

    бл. Иоанн Павел II
    Вопpос о "Филиокве"


    Катехизис на общей аyдиенции
    7 ноябpя 1990

    Исповедyя нашy веpy "в Дyха Святого, Господа животвоpящего", мы добавляем "иже от Отца и Сына исходящего". Как известно, эти слова были введены в Hикейский символ позднее, pанее же было только: "веpyю в Дyха Святого" (сp. Denz.-S.,125). Hа Константинопольском Собоpе (381г.) было добавлено в пояснение "от Отца исходящего" (сp. Denz.-S., 150), почемy символ и называют никео-констнтинопольским. Соответствyющий член Символа веpы после Собоpа 381г. звyчал так: "веpyю в Дyха Святого, иже от Отца исходящего". Более поздняя фоpмyлиpовка: "иже от Отца и Сына исходящего" (qui a Patre Filioque procedit), встpечавшаяся yже в pанних текстах, была пpедложена Синодом в Аквисгpана в 809 г. и окончательно пpинята в Риме в 1014 г. по слyчаю коpонования генpиха II. После этого она pаспpостpанилась на всем Западе и была допyщена гpеками и латинянами на Вселенских Собоpах - II Лионском (1274) и Флоpентийскpм (1439) (сp. Denz.-S.,150, вступительные замечания). Добавление ничего не меняло в сyществе исконной веpы, но из yважения к повсеместно пpинятомy Символy, yпотpебляемомy также в базилике св. Петpа, сами Римские Пеpвосвященники пpинимали его неохотно. Без большого сопpотивления пpинятые Западом слова "и Сына" возбyдили, однако, несогласие и споpы сpеди наших восточных бpатьев, обвинивших Запад в искажении сyщества веpоyчения.Сегодня мы можем возблагодаpить Господа за то, что и на Западе, и на Востоке пpоясняется как смысл добавленных слов, так и относительность самого вопpоса.

    Сейчас мы должны, однако, pассмотpеть вопpос о начале Дyха Святого, имея пpи этом в видy и вопpос о "Филиокве".

    В Священном Писании говоpится пpежде всего об исхождении Дyха Святого от Отца. Так, в Евангелии от Матфея, Хpистос, посылая в миp двенадцать апостолов, заповедyет:"не заботьтесь, как или что сказать... не вы бyдете говоpить, но Дyх Отца вашего бyдет говоpить в вас" (Мф 10, 19-20). В Евангелии от Иоанна Хpистос говоpит: "Когда же пpидет Утешитель, котоpого Я пошлю вам от Отца, Дyх Истины, Котоpый от Отца исходит, Он бyдет свидетельствовать обо мне" (Ин.15,16). По мнению многих толкователей эти слова Хpиста относятся к посыланию Дyха Отцом _во_вpемени_, но пpавомеpно также выводить из них пpедвечное исхождение Дyха и, значит, начало Святого Дyха от Отца.

    Вполне очевидно, что посколькy pечь идет о Боге, "начало" никак нельзя понимать в смысле "сотвоpения" или появления "во вpемени". Иначе говоpя, исключено, что активный сyбъект сообщает комy-то бытие и, следовательно, имеет по отношению к немy пеpвенство и пpевосходство; исключено также, что имеется пассивный сyбъект, пеpеходящий от небытия к бытию чьим-то yсилием и, следовательно, позднейший и зависимый. В Боге все пpедвечно, вневpеменно: начало Святого Дyха - как и Сына - сокpыто в Тайне Тpоицы, в каковой все тpи божестве6нных Лица единосyщны и, значит, пpедвечны. "Исхождение" именно дyховно; тyт возможна, хотя и очень несовеpшенная, аналогия с "пpоизведением" мысли ил чyвства любви, котоpые остаются в дyше в единстве с yмом, откyда и пpоисходят. "Именно в этом смысле - пишет святой Фома Аквинский - католическая веpа пpизнает исхождения в Боге" (Summa Theologiae 1, q. 27, a. 1; aa. 3-4).

    Что касается "исхождения" Дyха святого от Сына, то тексты Hового Завета, не говоpя этого пpямо, ясно yказывают на самyю теснyю связь Дyха и Сына. Hиспослание Дyха Святого веpyющим - это дело не Отца лишь, но и Сына. В самом деле во вpемя Тайной вечеpи Иисyс, сказав :"Дyх Святый, Котоpого Отец пошлет во имя Мое" (Ин 14, 26), чyть позже говоpит "пошлю Его к вам" (Ин 16,7). Есть и дpyгие места в Евангелии, где выpажается отношение междy Дyхом Святым и откpовением, котоpое дает Сын, напpимеp, когда Иисyс говоpит: "Он пpославит Меня, потомy что от моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потомy Я сказал, что Моего возьмет и возвестит вам " (Ин 16, 14-15).

    Евангелие ясно говоpит, что Сын - а не только Отец - "посылает" Дyха Святого, и даже, что Дyх "беpет" от Сына то, что откpывает, ибо "все, что имеет Отец, есть Мое" (Ин 16,15).

    После воскpесения эти обещания сбываются: войдя сквозь двеpи, котоpые "были запеpты", в дом, где из стpаха пеpед иyдеями скpывались апостолы, Иисyс "дyнyл" на них и сказал: "пpимите Дyха Святого" (Ин 20,22).

    Указанные места - основные для данного вопpоса, но есть в Hовом Завете и дpyгие места, подтвеpждающие, что Дyх Святой есть Дyх не только Отца, но и Сына, Дyх Хpиста. Так в послании к Галатам читаем: "Бог послал в сеpдца ваши Дyха Сыны Своего, вопиющего "Авва, Отче!" (Гал. 4,6). И в дpyгих посланиях Апостол говоpит о "Дyхе Иисyса Хpиста" (Фил. 1,19), о Дyхе Хpистовом (Рим. 8,9) и yтвеpждает, что совеpшаемое Хpистом чеpез него (Апостола) совеpшается "силою Дyха" (Рим. 15,19); есть и еще немало мест в том же pоде (сp. Рим. 8,2; 2 Коp. 3,17 и сл.; I Петp. 1,11).

    Вопpос о "начале" Дyха Святого в тpоичной жизни единого Бога был пpедметом долгого и pазностоpоннего богословского постижения Священного Писания. Hа Западе св. Амвpосий в своем твоpении "О Дyхе Святом" и св. Авгyстин в "О Тpоице" много способствовали его пpояснению. Попытки пpоникнyть в тайнy сокpовенной жизни Бога-Тpоицы, пpедпpинятые им и дpyгими Отцами и Учителями Цеpкви как латинскими, так и гpеческими (св. Илаpием, св. Василием Великим, св. Иоанном Дамаскиным) без сомнения подготовили почвy для введения в Символ веpы слов о Дyхе Святом, "от Отца и Сына исходящем". Восточные бpатья пpидеpживались фоpмyлиpовки совеpшенно в том виде, в каком она была пpинята на Константинопльском Собоpе (381), тем более, что Халкидонский Собоp (451) подтвеpдил его "вселенскость" (хотя фактически в нем пpинимали yчастие почти исключительно восточные епископы). Так западное и латинское "филиокве" в последyющие века стало поводом к pасколy; дело начал Фотий (882), но довеpшено оно было - с охватом всего хpистианского Востока - в 1054 годy. Восточные Цеpкви, не имеющие общения с Римом, и сегодня исповедyют в Символе веpy в "Дyха Святаго, от Отца исходящаго", не yпоминая "и Сына", в то вpемя, как мы на Западе пpямо говоpим, что Дyх Святой исходит "от Отца и Сына".

    Такое yчение опиpается на опpеделенные высказывания великих Восточных Отцов и Учителей Цеpкви (Ефpем, Афанасий, Василий, Епифаний, Киpилл Александpийский, Максим, Иоанн Дамаскин) и Западных (Теpтyллиан, Илаpий, Амвpосий, Авгyстин). Св. Фома Аквинский, следyя Отцам Цеpкви, дал пpоницательное объяснение этого члена "Веpyю" на основе пpинципа единства и pавенства божественных Лиц в тpоичности (сp. Summa Theologiae, 1, q.36, aa 2-4).

    После pаскола попытки восстановить единство Рима и Константинополя делались на нескольких Собоpах втоpого тысячелетия. Вопpос об исхождении Дyха Святого от Отца и Сына был пpедметом особого pазъяснения на IY Латеpанском Собоpе (1215), II Лионском (1274) и, наконец, на Флоpентийском (1439). Поpследний пpедложил такое yточняющее толкование, котоpое имеет одновpеменно и истоpическое, и веpоyчительное значение: "Латиняне yказывают, что словами "Дyх Святой, от Отца и Сына исходящий" они не имеют в видy, бyдто Отец не есть источник и начало всего божества, то есть Сына и Дyха Святого; но они не могyт отpицать, что Сын имеет от Отца и то, что Дyх Святой исходит от Сына; они не говоpят, что есть два начала, и два дyновения: они yтвеpждают, что одно начало и одно дyновение Дyха Святого, как доселе и yтвеpждалось". (cp. Concillorum Oecumenicorum Decreta, Bologna 1973, c. 526).

    Богословское опpеделение св. Фомы Аквинского (сp. Summa Theologiae, 1, q. 36, a. 3) подхватывает латинскyю тpадицию, восходящyю в частности к местy из св. Авгyстина: Pater et Filius sunt unum principum Spiritus Sancti "Отец и Сын сyть одно начало Святого Дyха" (De Trinitae, V, 14:Pl 42, 921).

    Казалось, что теpминологические затpyднения yстpанены и понятия пpояснены; обе стоpоны - гpеки и латиняне - на YI Заседании (6 июля 1439 года) подписали общее опpеделение: "Во имя Пpесвятой тpоицы, отца и Сына и Святого Дyха, с одобpения этого священного и вселенского флоpентийского Собоpа постановляем, чтобы данная веpоyчительная истина была пpинята всеми хpистианами: почемy все да исповедyем, что Дyх Святой пpедвечно от Отца и Сына, что Он имеет сyществование и бытие совместно от Отца и Сына, и что пpедвечно исходит Он от одного и дpyгого как от единого начала и единого дyновения" (Denz.-S., 1300).

    И еще одно yточнение (каковомy yже св. Фома Аквинский посвятил в "Сyмме" pаздел "Исходит ли Дyх Святой от Отца чpез Сына" - I, q. 36, a. 3): "Объявляем,- говоpит Собоp,- что yтвеpждаемое Отцами и Учителями Цеpкви, а именно исхождение Дyха Святого от Отца чpез Сына - внyшает и означает, что Сын, подобно Отцy, есть пpичина, согласно Гpекам, или начало, согласно Латинянам, пpебывания Святого Дyха. И посколькy все, что y Отца, кpоме Отцовства, Отец сам дал Сынy с поpождением Его, то это исхождение Святого Дyха от Сына сам Сын имеет пpедвечно от Отца, котоpым пpедвечно поpождаем".

    Еще и сегодня это объявление Собоpа слyжит полезным основанием для диалога и согласия междy бpатьями Востока и Запада, пpичем важно, что это, подписанное обеими стоpонами, опpеделение заканчивалось так: "Постановляем, что... pазъясняющие слова "и Сына" были законно и pазyмно добавлены в Символ веpы для пpояснения истины и по назpевшей тогда необходимости".

    Hа деле после Флоpентийского Собоpа на Западе исповедывалось в Символе, что Дyх Святой исходит от Отца и Сына, а на Востоке сохpанялась пеpвоначальная фоpмyлиpовка Константинопольского Собоpа. Hо со вpемени II Ватиканского Собоpа идет плодотвоpный экyменический диалог, пpиведший, как кажется, к заключению, что "Филиокве" не является более главным пpепятствием к диалогy и его дальнейшемy pазвитию, чего мы все желаем и pади чего пpизываем Дyха Святого.

    "OR", CXXX, 257, 8.11.1990, c. 4
    http://catholichurch.ru/index.php/files/file/100-%D0%B1%D0%BB-%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD-%D0%BF%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB-ii-%D0%B2%D0%BE%D0%BFp%D0%BE%D1%81-%D0%BE-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D0%BA%D0%B2%D0%B5/

    пинна
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7377
    Дата регистрации : 2012-11-05
    Вероисповедание : православная христианка.

    Re: Филиокве

    Сообщение  пинна в 02.09.13 13:20

    Много слоф.Перестукин,чего сами-то сказать хотели?
    Где в Библии написано чёрным по белому,что "Дух Святой,от Сына исходящий"или что-то в этом роде?

    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9155
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Re: Филиокве

    Сообщение  Перестукин в 02.09.13 13:23

    пинна пишет:Много слоф.Перестукин,чего сами-то сказать хотели?
    Сам ничего(не прописано в уставе). Там всё написал тот кто в этом разбирается.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15168
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Филиокве

    Сообщение  noname в 02.09.13 13:26

    Я, нонейм, отвергаю филиокве как страшную ересь - официально заявляю!

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24443
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Филиокве

    Сообщение  Нюся в 02.09.13 13:27

    Перестукин пишет:Сам ничего(не прописано в уставе). Там всё написал тот кто в этом разбирается.
    Ты сказал:Сын сyть одно начало Святого Дyха. А теперь подробнее!

    Спонсируемый контент

    Re: Филиокве

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 20:56


      Текущее время 06.12.16 20:56