Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Крестовые походы это хорошо, они спасли Европу
автор Holder Сегодня в 14:25

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор Holder Сегодня в 13:16

» О любви
автор Нюся Сегодня в 13:00

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Holder Сегодня в 12:28

» Крым не наш?
автор Holder Сегодня в 12:23

» Почему я — русский националист?
автор Монтгомери Сегодня в 12:16

» Тельбуков Павел, 18 лет. ДЦП. Сбор средств на 8-й курс лечения в ЕВДКС
автор Михаил_ Сегодня в 10:58

» Дональд Трамп
автор Admin Сегодня в 10:46

» Мои рассказы
автор Holder Сегодня в 10:44

» Помогите собрать средства на лечение дочери!
автор lin4ik Вчера в 18:11

» Старец Порфирий Кавсокаливит
автор Монтгомери Вчера в 17:21

» Есть ли в России "общество"?
автор Монтгомери Вчера в 16:55

» МУЧЕНИК или СТРАСТОТЕРПЕЦ?
автор Ingwar Вчера в 16:14

» Православная Церковь - новости
автор мышкин Вчера в 14:49

» Православная Латвия
автор Нюся Вчера в 13:57

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Вчера в 12:22

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Основы Истины:Почитание СВЯТЫХ

    Поделиться

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23184
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Основы Истины:Почитание СВЯТЫХ

    Сообщение  Admin в 26.02.11 21:45

    - "Какие такие святые? Они же простые люди, необразованные. Да нам и не нужны посредники, мы с Богом напрямую желаем общаться!". Как часто мы слышим такие неразумные и самонадеянные слова от протестантов и своих невоцерковленных знакомых.

    Эти слова яснее всего показывают, какая пропасть лежит между святостью и грехом, между религиозным и обыденным сознанием, для которого Бог - это чиновник в Небесной иерархии, которого зачем-то прячут в Церкви и преграждают множеством святых.

    Люди, которые желают общаться с Богом напрямую, никак не могут понять, что не Церковь препятствует такому Богообщению, а собственные грехи человека, которыми как высокими стенами надежно окружена наша жизнь. На самом деле в глубине души мы очень редко желаем видеть Бога, потому что настоящее богобщение - это не жест любопытства, не визит вежливости, не повод пожаловаться на свою несчастную участь, а опаляющее человеческое существо событие. Сила Божия сжигает в нас, не преображенных покаянием людях, всё то, что греховно и скверно, то, что мы долгие годы так бережем и лелеем в своей душе, в своей жизни.

    Именно поэтому так редки случаи богоявления в нашем мире - Бог жалеет нас и не желает навязываться нам, предлагая каждому сделать самостоятельный выбор, желаем ли мы быть с Богом, и приготовиться к общению с Ним через соблюдение Его заповедей, или нет.

    Именно поэтому для нас так ценен опыт святых - тех людей, которые путем преодоления своих страстей и недостатков сподобились богообщения, приблизились к Богу, отдаленному от нас не расстоянием, а нашей невнимательной жизнью.

    Именно поэтому в эту неделю, которая особенно посвящена прославлению всех русских святых за все века её великого христианского бытия, нам стоит хорошо поразмыслить над тем, каким должно быть истинное почитание святых в Православии, и что нам надо сделать, чтобы быть достойными их дела и их памяти.

    ***

    Если мы желаем что-то доподлинно узнать о церковном учении, то нам необходимо обратиться к книгам, имеющим для церковных людей достаточный авторитет. В данном случае берем Катихизис - книгу об основах православной веры, преподаваемых готовящемуся ко Крещению или новоначальному христианину.

    Для начала вспоминаем, что единство Церкви "не нарушается разделением Церкви на земную и небесную, которые не изолированы одна от другой. И та, и другая составляют единое тело, Глава которого - Христос".

    И вот именно потому, что все люди, добровольно входящие в Христову Церковь, и те, кто еще на земле, и те, кто уже на небе, составляют единый духовный организм, между ними есть общение веры, любви, взаимной помощи и сослужения.

    ***



    О самой необходимости чтить память святых нам говорит Священное Писание. Более того оно вменяет нам это в обязанность.

    "Память праведника пребудет благословенна" (Притч. 10, 7), сказано в Ветхом Завете, а в Новом Завете апостол Павел прямо указывает на необходимость подражать примеру их жизни: "Поминайте наставников ваших, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13, 7).

    Сама Богородица свидетельствовала, что во все времена в Церкви будут прославлять святых угодников Божиих: "отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48), и это прославление и почитание святых вознаграждается от Господа: "кто принимает пророка во имя пророка, получит награду пророка" (Мф. 10, 41).

    ***

    Как можно почитать святых, покланяться им и при этом не нарушить вторую из десяти заповедей, данных Моисею на горе Синай? Ведь почитание святых в Православной Церкви носит характер поклонения, которое выражается в сооружении храмов в честь святых, возжжении светильников, каждении пред их изображениями, целовании изображений, преклонении перед ними колен. А Писание гласит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20, 1 - 17).

    Дело в том, что таким поклонением, которое принято в Православии, не нарушается вторая заповедь Декалога, потому что православное богословие строго различает поклонение как служение Богу, и почитательное поклонение, которое допустимо по отношению к человеку как носителю образа Божия.

    В Священном Писании мы имеем множество примеров поклонения людей друг другу. Сам Моисей кланялся своему тестю Иофору (Исх. 18,7), Авраам, отец верующих, кланялся хеттеянам (Быт. 23,12), а царь и пророк Давид - своим гостям (3 Цар. 1,47). Если такое поклонение как воздаяние чести допустимо по отношению к грешным людям, живущим на земле, то уж тем более оно уместно по отношению к святым, достигшим совершенства и прославленным Богом.

    ***

    Но что значит "святой"?

    Мы привыкли думать, что это означает "безгрешный", но Церковь четко свидетельствует, что Единый Безгрешный - это только Бог и Человек Иисус Христос.

    Святой - это значит выделенный, отделенный от мира человек. Святой это тот, кто здесь, на земле руководствуется в повседневной своей жизни не звериными законами выживания, а Божественными заповедями Жизни Вечной. Святой - это тот, кто любит Бога, жаждет Бога, жаждет соблюсти Его заповеди, при этом четко видит свои недостатки и понимает, насколько он недостоин пребывания в Церкви.

    Отсюда понятно, почему мы все призваны к святости и почему в этом смысле Апостол Павел называет всех христиан святыми. Но не все мы осуществляем свое призвание, живем достойно принятого на себя имени Христова. Никто на земле не может быть уверенным, что сохранит такую святость и верность Богу до последнего издыхания, поэтому сейчас мы называем святыми только тех усопших праведников, которых официально прославила Православная Церковью. "Живых святых не бывает" - гласит мудрая пословица афонских старцев.

    ***

    Итак, почитать святых надо. Но откуда мы взяли, что святым можно и нужно молиться? Ответ, продиктованный живым опытом Церкви, по-прежнему прост - из Библии.

    Сам Бог повелевает людям просить у других молитв о себе. Так, Авимелеху, царю Герарскому, Бог повелел просить молитвы за себя у Авраама: "он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив" (Быт. 20, 7). "Воззвал Самуил к Господу о Израиле, и услышал его Господь" (Цар. 7, 9).

    Если молитвы верующих на земле обладают такой действенностью, то тем более действенны молитвы святых пред Престолом Всевышнего: "И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр. 8, 3-4).

    Обычай призывать в молитвах имена усопших праведников уходит в глубокую древность. Еще царь Давид молился: "Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших!" (1 Пар. 29, 18). Этой древней практике следует и Православная Церковь, призывая "Христа истинного Бога нашего, молитвами Пречистой Его Матери и всех святых".

    Здесь мы видим, что почитание святых в Православии немыслимо без почитания Христа, Лик Которого всегда проступает сквозь образ любого святого. Это выражается даже особыми средствами иконописи, например "ассистом", тонкими лучами на одеждах святых, символизирующими лучи нетварного Божественного света. Поэтому мысль о том, что почитание святых угодников каким-то образом умаляет значение искупительного подвига Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, умаляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли.

    Православное почитание святых, вопреки мнению протестантов, не умаляет почитание Христа как Искупителя и единственного Посредника между Богом и людьми (1 Тим. 2, 5-6), потому что никаких других "соискупителей" быть не может.

    Попытки псевдо-православных ревнителей назвать соискупителем последнего русского царя-страстотерпца Николая Александровича ничего общего с православных учением не имеет. Надо ли уточнять, что излишнее почитание Богородицы в католичестве и сектах, где Её также объявляют соискупительницей, тоже чуждо православному духу.

    Однако очевидно, что существуют люди духовно более опытные, выше поднявшиеся в своем восхождении к совершенству. В силу этого они способны помогать менее совершенным в их восхождении.

    И это не только нравственный пример и передача опыта спасения - это существенная необходимость, условие существования Церкви.
    До сих пор Литургия совершается на специальном платке, который с особым почетом хранится на престоле. Этот плат называется антиминс, в него обязательно кладется частица мощей святого. Этим подчеркивается и связь Церкви земной и Церкви небесной, состоящей из прославленных Богом святых. И это также указывает на мучеников как на основу и фундамент Церкви. "Кровь мучеников есть семя христианства", - говорил Тертуллиан.

    ***

    Как становятся святыми? Кто определяет, кому быть святым, а кому нет? Что это за процесс?

    Официальное причисление к лику святых - канонизация - явление довольно позднее: раннехристианская Церковь не знала особых актов канонизации или прославления. Мученику, пострадавшему за Христа, сразу после его смерти молились, на его гробнице совершали Литургию.

    Поэтому до сих пор канонизация происходит вследствие всенародного почитания святого.

    Например, святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (IV в.), почитают и христиане, и даже мусульмане (что постоянно отрицают представители высшего мусульманского духовенства): все, обращаясь в молитве к св. Николаю, получают от него помощь. Это всемирное почитание св. Николая основано на опыте Церкви: св. Николай помог тысячам христиан, которых спас от гибели и духовной и телесной.

    Часто Сам Бог дает видимые подтверждения святости того или иного человека. Например, тела многих святых на протяжении столетий вообще не подвергаются тлению. Мощи (останки) свт. Николая, находящиеся в итальянском городе Бари, источают целебное и благоуханное миро.

    Мощи св. мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, которые находятся в Вильнюсском Свято-Духовом монастыре, за 650 лет с момента гибели мучеников (они пострадали в 1346 г.) не подверглись ни малейшему тлению, хотя много лет пролежали под землей (возможность мумификации исключена даже теоретически, так как тела троих юношей были зарыты в землю их палачами). От мощей святых происходят исцеления, засвидетельствованные многими людьми.

    Но по мере развития Церкви, появления расколов и ересей, стало необходимым свидетельствовать, что святой - это не просто человек, живущий праведно, но и тот, кто сохранил верность Православию. Поэтому факты народного почитания собирает специальная комиссия при Священном Синоде, тщательно их исследует, и на особых соборах возвещает всему православному миру имена новых святых.

    ***

    Важно понять, зачем нужно молиться святым, когда есть Христос. Как говорил преподобный Симеон Новый Богослов, святые - это не посредники между нами и Христом. Они соединяют нас с Ним золотой цепью святости, восходящей к апостолам и Христу.

    Христианская община, оторванная от этой цепи, от Божией Матери и святых, не может быть полноценной Церковью, потому что Церковь небесная, торжествующая, и Церковь земная, странствующая, связаны неразрывно.
    О том, что святые молятся за оставшихся на земле людях в Библии говорится как о чем-то вполне естественном: "И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему" (Иер. 15, 1).

    Иуда Маккавей видел во сне, как бывший иудейский первосвященник Ония, "простирая руки, молится за весь народ Иудейский". При этом Ония говорит Иуде о пророке Иеремии: "это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий" (2 Мак. 5, 12-14).

    Апостол Петр обещал не оставлять своего попечения об учениках после смерти: "справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою... Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память" (2 Пт. 1, 13-15). С древности эти слова понимали в том смысле, что апостол не перестанет заботиться о своих учениках и по смерти.

    Святые и после своего преставления, то есть перехода к вечной жизни, также принимают непосредственное участие в земных делах. Например, Моисей и Илия явились во время Преображения Господа Иисуса Христа и беседовали с Ним "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк. 9, 31).

    Святой Василий Великий (IV век) в слове на день святых сорока мучеников говорит: "Скорбящий к сорока (мученикам) да обращается в молитве, веселящийся пусть притекает к тем же. Один - чтобы получить освобождение от скорбей, другой - чтобы сохранились у него блага. Здесь же видим благочестивую жену о детях молящуюся: отшедшаго мужа возвращения, недугующему здравия просит. С мучениками да бывают прошения ваши".

    Нередко святые чудодействуют через обыкновенные земные предметы. Так, через части одежды ап. Павла совершались исцеления и чудеса в его отсутствие (Деян. 19, 12). Примером такого действия также может служить воскресение мертвого от прикосновения к мощам (костям, останкам) пророка Елисея (4 Цар. 13, 21).

    Святой Иоанн Дамаскин пишет: "Мощи святых как спасительные источники даровал нам Владыка Христос, они многие и различные благодеяния источают. Потому что посредством ума и в тела их вселился Бог".

    ***



    Так что не стоит смущаться, что молитвенниками о нас перед Богом стали такие же люди, как и мы. В том то и ценность, что святые - простые люди, подобные нам с вами, прожившие жизнь в условиях, сходных с нашими.

    Их жизнь, их житие - это постоянное обличение нашему нерадивому пребыванию на этой земле.

    Вспомним новомучеников российских, принявших мучительную смерть от атеистов-изуверов, но не отказавшихся от веры во Христа.

    Многие из них, воспитанные в достатке и почете, могли променять Царство Божие на суету этого мира, на быстро рассеивающиеся почести и славу, но не сделали этого.

    Какую пользу они принесли Отечеству? Они напомнили нашему быстро теряющему веру поколению о том, что для человека нет пользы уподобляться животным, заботясь лишь о собственном благе. Нельзя жить только ради кармана и желудка и называться при этом человеком. Все усилия неверующих ученых доказать, что человек потомок обезьянок, разбиваются о высочайшую человечность подвига новомучеников, о свидетельство того, на какую несоизмеримую нравственную высоту поднимается жизнь человека, поставившего во главу своей жизни и смерти верность Богу.

    Поэтому, прославляя русских святых, мы совершаем торжество здравого смысла, свидетельствуем, что человек не сводится к животным инстинктам. В эти дни мы прославляем тех, кто вдохновлял лучших сынов нашего Отечества на созидание Великой России.

    Прославляем столь разных людей, шедших ко Христу столь разнообразными путями, мы благодарны им за то, что они стали для нас подлинными светильникам, помогающими во тьме нашей жизни найти путь к Богу.


      Текущее время 03.12.16 14:33