Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Почему русским нахлобучивают коммунизм?
автор Викторыч Сегодня в 11:21

» ГРИНЕВА КСЕНИЯ 5 лет. ДЦП. Мечтает ходить ножками!!!
автор tanya24 Сегодня в 1:24

» Расколы
автор Нюся Вчера в 23:21

» В вечной памяти будет праведник...
автор Нюся Вчера в 23:13

» Польский вопрос и ответы на него....
автор Нюся Вчера в 22:56

» БЕСЕДКА (ОБО ВСЕМ)
автор Перестукин Вчера в 18:49

» Несколько слов о любви.
автор Holder Вчера в 18:46

» Общественно-политические новости
автор мышкин Вчера в 12:36

» Экранизация литературных произведений...
автор мышкин Вчера в 11:12

» Размышления, 20 век
автор мышкин Вчера в 9:24

» Лучшие фильмы советского периода: человек и его судьба...
автор мышкин Вчера в 9:21

» ПРОПОВЕДИ. Протоиерей Вячеслава Резникова ( ныне покойного). Полный круг проповедей.
автор Нюся 12.11.19 23:20

» Мельпомена и ГУЛАГ
автор мышкин 12.11.19 14:08

» Возлюби ближнего своего
автор Нюся 11.11.19 20:48

» Храм для Онегина. После славы
автор Нюся 09.11.19 1:36

» Петиция
автор noname 07.11.19 8:32

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Олег Большедорский
    Олег Большедорский
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 48
    Дата регистрации : 2012-02-09
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : истинное

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Сообщение  Олег Большедорский в 09.02.12 3:36

    Из Библии известно,что Бог создавал первого человека (Адама) по образу и подобию Своему.Что это значит?
    протоиерей Сергий
    протоиерей Сергий
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 763
    Дата регистрации : 2011-09-10
    Возраст : 42
    Откуда : Украина, Донбасс
    Вероисповедание : православный

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Сообщение  протоиерей Сергий в 09.02.12 3:48


    В святоотеческих текстах содержится широкий спектр мнений по этому вопросу.

    Спойлер:

    Образ и подобие Божие в человеке .

    Античные философы именовали человека — микрокосм, т. е. малый мир, малый космос, который заключает в себе все элементы мироздания.
    Свт. Григорий Нисский говорил, что человек — это некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена вселенная, и объединяющий собою всякий род жизни.
    В то же время у свв. отцов отношение к самому термину «микрокосмос» было отличным от того, какое имело место в античности. Для древних авторов — это гордое наименование, в котором они видят залог величия человека, тогда как у отцов Церкви нередко встречается ироническое отношение к этому термину. Свт. Григорий Нисский замечает: «Те кто думал возвысить человеческую природу этим велеречивым наименованием, не заметили, что одновременно наградили человека качествами, свойствами комарам и мышам». Для отцов Церкви во взгляде на человека характерна обратная перспектива в сравнении с той, которую мы наблюдаем у языческих мудрецов. Если для последних величие человека заключается в том, что роднит его с космосом, роднит со Вселенной, поскольку сам Космос мыслится, как Божественное начало, то отцы Церкви усматривают величие человека в том, что выделяет человека из мира, из природы. А выделяет его, по учению свв. отцов, образ сотворения и существования. Человек сотворен по образу и подобию Божию.
    О сотворении человека по образу Божию неоднократно говорится в Свщ. Писании: Быт. 1, 26-27 и 9, 6. Что такое образ Божий по учению свв. отцов? В святоотеческих текстах, содержится широкий спектр мнений по этому вопросу.
    В общем и целом свв. отцы согласны в том, что образ Божий есть способность человека отображать Божественные совершенства. Бог есть абсолютный разум, человек тоже есть существо разумное. Бог существо духовное — человек, также имеет в себе духовную составляющую — душу. Бог вечен, отражением вечности в человеке является бессмертие. Бог является Творцом — человек также обладает творческими способностями, хотя в отличии от Бога творит не из ничего, а из подручного материала. Бог царствует над всем миром, и человек также наделен царским достоинством, призван владычествовать над Вселенной.
    Что такое Божие подобие? Большинство древних отцов и современных православных богословов проводят различие между понятиями образа и подобия, хотя некоторые не делали такого различия. В частности, на тождественности этих терминов настаивали свтт. Афанасий и Кирилл Александрийские.
    В русской богословской традиции такого мнения придерживался свт. Филарет Московский, который, ссылаясь на еврейский текст Библии, показывал, что понятия образа и подобия нередко являются в Свщ. Писании взаимозаменяемыми.
    Свт. Василий Великий следующим образом определяет различие между образом и подобием. Он анализирует 26 и 27 стихи первой главы книги Бытия. В 26-м стихе сказано: «И сказал Бог сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». А в 27-м стихе говорится: «И сотворил Бог человека по образу Своему по образу Божию сотворил его», т. е. волеизъявление Божие содержит два элемента — образ и подобие, а сотворение лишь один — образ, о подобии 27-й стих умалчивает.
    Многократно говоря о том, что такое образ Божий в человеке, отцы Церкви тем не менее явно уклоняются от того, что бы дать формальное определение этого понятия.
    Разные отцы, даже близкие по духу, говорят об образе Божий в человеке различно, иногда даже у одного и того же автора, в различном контексте, встречаются весьма различные высказывания по этому вопросу. Справедливо поставить вопрос: а можно ли вообще дать формальное определение образа Божия? Еще в конце IV-го века свт. Епифаний Кипрский писал: «Церковное учение верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу Божию, не определяет». Этими словами св. отец признает, что человек сотворен по образу Божию, но в то же время считает невозможным дать определение этого понятия. В этом нет ничего удивительного, апофатическая антропология является естественным следствием апофатического богословия, если Бог по Своей сущности неопределим, то и человек, сотворенный по образу Божию, также не может быть во всей полноте охвачен рассудочным определением.
    В современном богословии такой взгляд на человека получил наименование открытой антропологической модели. В отличие от Восточной патристической традиции западная схоластика в средние века отошла от такого понимания богообразности, и образ Божий в западном богословии стал определяться через различные свойства духовной природы человека, такие как свободная воля, разумность, суверенность и т. д.
    Когда мы говорим, что человек создан по образу Божию, то имеем в виду, что он способен некоторым образом отражать совершенство Творца. Но разве мир в целом не отражает совершенство Творца, разве эти совершенства отражаются только в природе человеческой? Вопрос риторический. Однако очевидно, что человек все же отражает Божественное совершенство особым образом. На это различие указывает свт. Филарет Московский, когда замечает, что вся тварь показывает нам следы Творца, но только как бы «задняя Божия», но образ лица Божия находится только в человеке.
    В самом деле, в отличие от всех прочих тварей человек не только может быть причастен к Божеству, он способен общаться с Богом, способен участвовать в Божественной жизни, предстоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не ч т о, а только к т о, т. е. личность. Поэтому можно сказать, что образ Божий в человеке заключается прежде всего в том, что человек есть, личностное существо. И в этом безличном мире он единственный является личностным образом личного Бога.
    Чтобы лучше понять святоотеческое учение об образе Божием в человеке, вспомним как представляли себе космос античные авторы.
    Существует восходящая к Платону схема, для античной философии парадигмальная. С одной стороны, существует неподвижный мир вечных идей или эйдосов. С другой — сосуществующая миру вечных идей бесформенная материя, наделенная вечным хаотичным движением. Посредником между этими двумя полюсами мироздания выступает Демиург, устроитель Вселенной, который, созерцая вечные идеи, по образцам этих идей творит из материи космос, Вселенную, человека.
    Таким образом, каждая вещь существует только в силу того, что она причастна своему эйдосу, и является тем, что она есть, только потому, что причастна к именно к этому эйдосу. Свято-отеческая мысль успешно христианизировала эллинскую философию. Тем не менее, рассматриваемая схема так и не была адаптирована христианством, хотя такие попытки и предпринимались. Причина в том, что в мире существует одна вещь, которая вопиющим образом не эйдетична, которой нельзя отыскать соответствующего эйдоса, эта вещь — человек. Каждая вещь создана по образу определенного эйдоса, а для человека отыскать соответствующий эйдос невозможно, потому что согласно Божественному Откровению человек создан не по образу некоторого эйдоса, а по образу Божию.
    Следовательно, если человек создан по образу Божию, то это значит, что человек существует и является тем, чем он является, благодаря своей причастности не определенному эйдосу, а Самому Богу. Для Восточных отцов образ Божий есть прежде всего способность человека быть причастником Божеского естества. Поэтому об образе Божием нельзя говорить как о некотором свойстве человеческой природы безотносительно ее отношения к Богу.
    В учении об образе Божием следует различать между понятиями «черты образа Божия» и «образ Божий». Черты образа Божиего — это то, в чем образ Божий конкретно проявляется, т. е. совокупность существенных свойств человеческой природы. Впрочем, следует иметь в виду, что не всякое существенное свойство человеческого естества является чертой образа Божия, например, неведение будущего. Сам образ Божий относится не к природе, а к способу ее существования, который у человека личностный, что и делает возможным участие человека в Божественной жизни. Именно в силу этой причастности через существенные свойства человеческой природы может являться образ Божий. Например, для свт. Кирилла Александрийского человек является богообразным в силу того, что он есть существо разумное. Разумность — одна из черт образа Божия в человеке.
    Но далее из рассуждений св. отца видно, что для св. Кирилла сама по себе разумность не является образом Божиим. По-гречески разумное существо — λογικός. И человек есть «логикос» только в силу того, что он причастен к Божественному Логосу, как Источнику всякой разумности.
    Образ Божий в человеке можно понимать и как совокупность благ, которыми человек обладает в силу своей причастности источнику всех благ, Богу. Эта мысль выражена у свт. Григория Нисского: «Бог по природе сама благость, Он создает человека не по иному какому побуждению, только потому что благ. Совершенство благости проявляется в том, что Он вызывает человека из небытия к бытию и в изобилии сообщает ему всякое благо. Список же этих благ так длинен, что перечислить их не возможно и все они содержатся вкратце в одном выражении: человек создан по образу Божию. Образ в том и имеет сходство с Первообразом, что исполнен всякого блага».
    Понятия «образа» и «подобия» тесным образом между собой связаны, их нельзя рассматривать как некоторые статичные величины, которые можно противопоставлять, поскольку одно неизбежно предполагает другое и не может быть понимаемо в отрыве от него.
    Можно сказать, что образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в возможности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах. Подобие — проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Эта мысль встречается у прп. Максима Исповедника: «Бог, приводя в бытие духовную разумную сущность, по высочайшей благости Своей сообщил ей четыре Божественные свойства бытие, приснобытие, благость и премудрость.
    Первые два свойства Бог даровал сущностям, а два других _ способности воли, т. е. сущности он даровал бытие и приснобытие, а способности воли — благость и премудрость, чтобы тварь по причастию стала тем, что Он Сам есть по существу. Поэтому и говорится, что человек создан по образу и подобию Божию. «По образу» — как сущий образ Сущего и как присносущий образ Присносущего, хотя он и небезначален, но зато бесконечен. «По подобию» — как благой, подобие Благого, и премудрый, подобие Премудрого, будучи по благодати тем, чем Бог является по природе. Всякое разумное естество по образу Божиему, только одни благие и мудрые по подобию Его». Иными словами, человек как существо богообразное может по благодати стать всем, чем Бог является по природе.
    Таким образом в человеке различаются черты, в которых проявляется образ Божий, прп. Максим выделяет способность бытия вообще и в способность вечного бытия, и черты подобия Божия, среди которых преподобный отмечает благость и мудрость. Можно сказать, что «образ» и «подобие» — это два неразрывно связанных между собой аспекта двуединого понятия. Различие, существующее между ними, обусловлено различными оттенками смыла этого понятия. Действительно, смысловое различие между понятиями «образа» и «подобия» Божия существует. Образ Божий есть то, что человеку дано, каждый человек, приходящий в мир, имеет образ Божий. Подобие же, напротив, есть некоторая заданность, задача, которая стоит перед человеком и которую он должен решать в течение всей своей жизни. Черты образа Божия относятся к сущности человека, это есть существенные свойства человеческой природы, в то время как черты подобия Божия раскрываются в результате направленности человеческой воли к добру. Чертами образа Божия обладают практически все люди, в то время как черты подобия Божия раскрывают далеко не все. Несмотря на эти различия, возможно говорить об образе и подобии как о двуедином понятии. Ведь богообразность потенциально заключает в себе богоподобие, а подобие Божие есть не что иное, как раскрытие образа Божия в жизни конкретного человека, именно это делает возможной взаимозаменяемость этих терминов в Свщ. Писании без ущерба для смысла.
    Таким образом, в понятии «образа Божия» в человеке, по учению Восточных отцов, различаются два момента.
    С одной стороны, образ Божий понимается как способность человека участвовать в Божественной жизни, быть причастником Божественного блага. Это есть характеристика способа существования человеческого естества, который является личностным. В силу того, что человек причастен Божественной природе, он есть существо личностное. И наоборот, в силу того, что он есть личностное существо, он способен к общению с Богом, способен по благодати становится тем, чем Бог является по природе.
    С другой стороны, можно различать в человеке черты образа Божия, т. е. совокупность существенных свойств человеческой природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца. Черты образа Божия — это, например, разумность, дар слова и т. п. Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достигать богоподобия, например, приобретать мудрость, которая является чертой уже не образа, а подобия Божия.
    Необходимо отметить, что сами по себе черты образа Божия ни по отдельности, ни в совокупности не исчерпывают человеческой богообразности. По тем или иным причинам некоторые черты образа Божия у некоторых людей могут не проявляться. Есть люди, которые лишены разума, не обладают даром слова, другими чертами образа Божия. Тем не менее, несмотря на отсутствие этих черт, мы не можем отрицать за этими людьми человеческого достоинства, именно потому, что они сотворены по образу Божию и тоже могут быть причастниками Божеского естества, потому что Бог считает их именно людьми и промышляет как о человеках.
    Достоинство человека как личности основывается не на характеристиках его природы, а на отношении к нему Бога.
    Свящ. Олег Давиденков "Догматическое богословие".
    Олег Большедорский
    Олег Большедорский
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 48
    Дата регистрации : 2012-02-09
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : истинное

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Сообщение  Олег Большедорский в 10.02.12 0:55

    протоиерей Сергий пишет:
    В святоотеческих текстах содержится широкий спектр мнений по этому вопросу.
    Спасибо за содержательный ответ.
    avatar
    Михаил55
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 10809
    Дата регистрации : 2011-02-03
    Возраст : 64
    Откуда : Ярославль
    Вероисповедание : .православный

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Сообщение  Михаил55 в 10.02.12 12:05

    nadizar, Ваш пост удалил! Внимательнее читайте Правила этого раздела. Вы ж не новичок на Форуме, давно должны были бы усвоить - общаются только автор и священник!


    Последний раз редактировалось: Михаил55 (11.02.12 6:44), всего редактировалось 1 раз(а)
    протоиерей Сергий
    протоиерей Сергий
    Активный пользователь
    Активный пользователь

    Сообщения : 763
    Дата регистрации : 2011-09-10
    Возраст : 42
    Откуда : Украина, Донбасс
    Вероисповедание : православный

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Сообщение  протоиерей Сергий в 10.02.12 22:49

    Олег Большедорский пишет:
    Спасибо за содержательный ответ.

    Smile А под спойлером прочитали -то?
    Олег Большедорский
    Олег Большедорский
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 48
    Дата регистрации : 2012-02-09
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : истинное

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Сообщение  Олег Большедорский в 10.02.12 23:46

    А под спойлером прочитали -то?
    Да,конечно,спаси Вас Бог, батюшка.Знал,что Вы спросите.Я здесь человек новый и еще никого не знаю.Вижу,что Вы отзывчивый человек,извините.


    Последний раз редактировалось: Олег Большедорский (20.12.15 3:39), всего редактировалось 1 раз(а)
    Олег Большедорский
    Олег Большедорский
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 48
    Дата регистрации : 2012-02-09
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : истинное

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty Духовность в человеке - это подобие Божие.

    Сообщение  Олег Большедорский в 19.05.15 20:03

    Нет ли в моем рассуждения чего-то такого, что противоречило бы православному учению?

    Бог сотворил человеческую личность по личностному образу Своему , но не дал ему духовной составляющей сил небесных. Возможно, чтобы возвысить человека над ними и максимально приблизить его к Себе в чине блаженного духа. Духовная составляющая человеческой личности рождается от Святого Духа и в Нем пребывает.
    Каждая личность создана по образу Божию и существует благодаря своей причастности к Богу, являясь в мире таким человеком, какова его духовная жизнь во Святом Духе. Если нет никакой духовной жизни, то человек животноподобен, но в отличие от любого животного, по своей природе он всегда причастен Богу. Человек, имеющий жизнь своей духовной составляющей во Святом Духе, бесконечно уподобляется Богу по благодати.

    Спонсируемый контент

    *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке? Empty Re: *ВОПРОС СВЯЩЕННИКУ* Что такое подобие Божье в человеке?

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время 14.11.19 13:06