Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Супружеское воздержание в дни великого поста

    Поделиться

    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9155
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Перестукин в 22.02.11 17:26

    Петр Петрович пишет:А как в католицизме решается проблема супружеских отношений?
    Очень просто. Согласно тадиций и интелекта.

    Петр Петрович
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 266
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 41
    Вероисповедание : Православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Петр Петрович в 22.02.11 17:26

    Перестукин пишет:
    Петр Петрович пишет:А как в католицизме решается проблема супружеских отношений?
    Очень просто. Согласно тадиций и интелекта.
    И каковы традиции?

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15158
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  noname в 22.02.11 17:27

    У Кураева в ЖЖ была тема, где он писал, что во время поста супругам можно не воздерживаться от супружеского общения.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:27

    Петр Петрович пишет:
    Семёнов Алексей пишет:
    А если Это ничего не меняет, в супружестве нет греха, хоть бы они и желали друг друга ежеминутною ))
    Даже в время поста?
    Пост дело добровольное, а не подневольное, про истинный пост читайте в Писании. ))

    Петр Петрович
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 266
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 41
    Вероисповедание : Православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Петр Петрович в 22.02.11 17:28

    noname пишет:У Кураева в ЖЖ была тема, где он писал, что во время поста супругам можно не воздерживаться от супружеского общения.
    И что за тема?

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:29

    noname пишет:У Кураева в ЖЖ была тема, где он писал, что во время поста супругам можно не воздерживаться от супружеского общения.
    Потому, что супружеское ложе свято всегда, а не только во время поста.

    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9155
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Перестукин в 22.02.11 17:29

    Петр Петрович пишет:И каковы традиции?
    Если семья присоединяется к посту, то никаких половых отношений как само собой разумеющееся.

    Петр Петрович
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 266
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 41
    Вероисповедание : Православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Петр Петрович в 22.02.11 17:30

    Перестукин пишет:
    Петр Петрович пишет:И каковы традиции?
    Если семья присоединяется к посту, то никаких половых отношений как само собой разумеющееся.
    А если один из супругов против воздержания в супружеских обязанностях?

    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9155
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Перестукин в 22.02.11 17:31

    Петр Петрович пишет:А если один из супругов против воздержания в супружеских обязанностях?
    Дискуссия носит очень не продолжительный характер, типа фразы : не дам..

    Саккoс
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 489
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Вероисповедание : православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Саккoс в 22.02.11 17:34

    Перестукин пишет:
    Петр Петрович пишет:А если один из супругов против воздержания в супружеских обязанностях?
    Дискуссия носит очень не продолжительный характер, типа фразы : не дам..
    Такая дискуссия может привести к тому, что тот кому "не дали" может пойти и впасть в прелюбодеяние.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:34

    Петр Петрович пишет:
    Перестукин пишет:
    Петр Петрович пишет:И каковы традиции?
    Если семья присоединяется к посту, то никаких половых отношений как само собой разумеющееся.
    А если один из супругов против воздержания в супружеских обязанностях?
    Для тех, кто хочет породить прелюбодейство тот может не взирая на второю свою половину объявить пост и не глотать даже слюну все сорок дней)))

    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9155
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Перестукин в 22.02.11 17:36

    Саккoс пишет:Такая дискуссия может привести к тому, что тот кому "не дали" может пойти и впасть в прелюбодеяние.
    Не пойдёт и не впадёт(если это католик).

    Татьяна
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 352
    Дата регистрации : 2011-02-14
    Возраст : 31
    Откуда : Белгород
    Вероисповедание : православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Татьяна в 22.02.11 17:38

    Однако же, я смотрю, многие мужчины весьма лояльны ко греху...
    Ну, кто-то ищет пути оправдать грех свой, а кто-то не совершать его...

    Перестукин
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 9155
    Дата регистрации : 2011-02-08
    Вероисповедание : католик

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Перестукин в 22.02.11 17:39

    Татьяна пишет:
    Ну, кто-то ищет пути оправдать грех свой, а кто-то не совершать его...
    Правильно...

    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6870
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 55
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  miha61 в 22.02.11 17:42

    Это может не казаться Вашей жене, ибо не Вы властны над своим телом, но жена и наоброт
    Правильное замечание, но мне кажется если человек исповедует православие, что происходит не вдруг и супруги знают о своих мировоззрениях.


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:43

    Татьяна пишет:Однако же, я смотрю, многие мужчины весьма лояльны ко греху...
    .
    Вернее к святости, ибо то что свято - греха не имеет ))

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:44

    miha61 пишет:
    Это может не казаться Вашей жене, ибо не Вы властны над своим телом, но жена и наоброт
    Правильное замечание, но мне кажется если человек исповедует православие, что происходит не вдруг и супруги знают о своих мировоззрениях.
    Прости Миша, но скажу только то, что сказал уже прежде.
    Для тех, кто хочет породить прелюбодейство тот может не взирая на второю свою половину объявить пост и не глотать даже слюну все сорок дней)))

    Татьяна
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 352
    Дата регистрации : 2011-02-14
    Возраст : 31
    Откуда : Белгород
    Вероисповедание : православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Татьяна в 22.02.11 17:45

    Семёнов Алексей пишет:
    Татьяна пишет:Однако же, я смотрю, многие мужчины весьма лояльны ко греху...
    .
    Вернее к святости, ибо то что свято - греха не имеет ))
    Свято - идти против Церкви?

    АЛЕКСЕЙ
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 255
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Вероисповедание : *

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  АЛЕКСЕЙ в 22.02.11 17:46

    Татьяна пишет:Ну, кто-то ищет пути оправдать грех свой, а кто-то не совершать его...

    Если по русски то - "сию собаку (мужскую плоть) лучше на рационе костей и камышей держать....а там как не удивительно многие "глобальные" страсти сами собой утихают.

    Ну любителям пожрать это не актуально... :{ul}:

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:48

    Татьяна пишет:
    Семёнов Алексей пишет:
    Татьяна пишет:Однако же, я смотрю, многие мужчины весьма лояльны ко греху...
    .
    Вернее к святости, ибо то что свято - греха не имеет ))
    Свято - идти против Церкви?
    Есть Церковь Антихриста и всех фарисеев старых и новых, а есть Церковь Христа и Апостолов, я придерживаюсь последнего и Вам советую ))

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23195
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Admin в 22.02.11 17:50

    Братья! Да не впадем в осуждение того, что свято!

    Татьяна
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 352
    Дата регистрации : 2011-02-14
    Возраст : 31
    Откуда : Белгород
    Вероисповедание : православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Татьяна в 22.02.11 17:54

    Вы мне лучше конкретно скажите, для Вас что значат установления нашей Православной Церкви? Или Вы относитесь к ним избирательно? Вот это я буду соблюдать, а вот это не буду?

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:55

    Admin пишет:Братья! Да не впадем в осуждение того, что свято!
    Аминь! В не осуждение всего того, что Господь Бог не осуждает.

    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6870
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 55
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  miha61 в 22.02.11 17:57

    Прости Миша, но скажу только то, что сказал уже прежде.
    Для тех, кто хочет породить прелюбодейство тот может не взирая на второю свою половину объявить пост и не глотать даже слюну все сорок дней))
    )
    В общем - то я не спорю. Скорее всего, хочется выдать желаемое за действительное.


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:59

    Татьяна пишет:Вы мне лучше конкретно скажите, для Вас что значат установления нашей Православной Церкви?
    Смотря какие установления, если противоречащие Новому Завету то вообще ничего не значат, являются по сути своей легче всякой пустоты, ибо за то, за что ен судит Господь Бог, за то не судит и Церковь Его в отличие от Церкви Антихриста и фарисеев Его.

    Семёнов Алексей
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3495
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : книжник

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Семёнов Алексей в 22.02.11 17:59

    miha61 пишет:
    Прости Миша, но скажу только то, что сказал уже прежде.
    Для тех, кто хочет породить прелюбодейство тот может не взирая на второю свою половину объявить пост и не глотать даже слюну все сорок дней))
    )
    В общем - то я не спорю. Скорее всего, хочется выдать желаемое за действительное.

    )))

    proxogy
    Гость

    Сообщения : 1973
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Вероисповедание : orthodox

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  proxogy в 22.02.11 20:33

    Эпиграф: Встаёт огромное солнце на его фоне едут четыре всадника апокалипсиса идут титры: Теоретикам Постного секса посвящается...
    Ребятки! У вас Великим Постом имеется избыток времени, а главное - сил , что бы этим заниматься? Shocked О_о!!!
    Тогда так:
    Если вы ещё "молоды" - любитесь! Ибо в последствии народятся дети и вам станет некогда этим заниматься. Актуальнее станет - выспаться. Embarassed
    Если вы уже "пожилые" - любитесь! Ибо в возрасте вашем такие "подвиги" становяться редкостью и другие "утешения" уже не греют. Embarassed
    Для возраста "среднего", обременённого хозяйством, работой, детьми; уж коли выпала такая возможность - любитесь! Ибо грех пренебрегать друг другом и случаем(благоволением Божьим) Embarassed

    Но пожалуйста: безфанатизма (в этом деле)!!!
    И благослови вас Господь!...

    АЛЕКСЕЙ
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 255
    Дата регистрации : 2011-02-06
    Вероисповедание : *

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  АЛЕКСЕЙ в 22.02.11 20:36

    proxogy пишет:
    +100

    teacher-organizer
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2162
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : Православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  teacher-organizer в 22.02.11 21:01

    На необходимость супружеского воздержания в дни Великого поста указывает 40-я статья «Номоканона» при Большом требнике: «Мирянам должно воздерживаться от жен весь святой Великий пост. Если же кто падет со своей женой в святой пост, таковой не должен причащаться даже и на Пасху, поскольку весь пост обесчестил. Ибо мирянам должно воздерживаться от своих законных жен, как сказано, в течение всего поста».

    О том же говорит и 59-я глава книги «Кормчая» во 2-м ответе Иоанна, епископа Критского, «О том, чтобы уклоняться от своих жен в Неделю и в Четыредесятницу»: «Тех, которые даже в вечер господоименитого дня не хотят уклоняться от своих жен, как сказал апостол, чтобы проводить время в молитве, должно исправлять запрещениями в меру; так же и в Святую Четыредесятницу более, чем в другие дни должно соблюдать себя чистыми от супруг».

    Теперь обратимся к каноническим вопросам святейшего патриарха Александрийского Марка и ответам, данным на них известным византийским толкователем церковных правил святейшим патриархом Антиохийским Феодором Вальсамоном. «Вопрос 52: Если во время Четыредесятидневного поста супруги не воздерживаются, удостаиваются ли они Божественных Тайн в мироспасительный праздник Великой Пасхи или нет?» Ответ: «Если мы научены воздерживаться даже от вкушения рыбы и не разрешать просто так поста во всю Святую Четыредесятницу, а также по средам и пятницам, то тем более супруги бывают вынуждены воздерживаться от плотского соития. Поэтому тех супругов, которые совершили такое противозаконие и переменили на сатанинскую невоздержность спасительное покаяние, происходящее от поста и удаления от плотских похотей (как будто целого года не было им достаточно для удовлетворения своих плотских похотей), не только не удостаивают Святого Божественного Причастия в праздник Святой Великой Пасхи, но и исправляют епитимиями».

    Спустя около шести веков после Вальсамона о том же говорит другой известный греческий канонист и толкователь правил преподобный Никодим Святогорец. Имя преподобного Никодима в Греческой Церкви более авторитетно, чем в России, поскольку он является автором «Пидалиона» – свода соборных и святоотеческих правил Православной Церкви с обширными толкованиями и многочисленными примечаниями преподобного Никодима, которые были им составлены на основе толкований византийских канонистов и учения святых отцов. Клирики Греческой Церкви используют «Пидалион» как практическое руководство.

    Итак, обратимся к примечанию прп. Никодима Святогорца к 69-му правилу святых апостолов (это правило определяет: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец или певец, не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен»). Преподобный Никодим пишет: «Если пост среды и пятницы равен посту Четыредесятницы, то ясно, что как в Четыредесятницу не совершаются свадьбы, по 52-му Правилу Лаодикийского Собора, так не должны они совершаться и в среду и пятницу. В таком случае ясно и то, что супругам не подобает вступать в плотскую связь в эти дни ради святости и почитания поста, равно как не подобает вступать в связь и в Четыредесятницу. Ибо неуместно, с одной стороны, не нарушать эти дни поста в отношении пищи, а с другой – нарушать их плотским соединением и наслаждением. Следовательно, в эти дни следует поститься, воздерживаясь равным образом и от запрещенных в пост снедей, и от плотского вожделения. Так и пророк Иоиль прикровенно говорил о том, что во время поста супругам следует быть целомудренными: «Освятите пост, проповедите цельбу… да изыдет жених от ложа своего и невеста от чертога своего» (Иоил. 2,15-16). Божественный апостол Павел говорит уже прямо, что супруги по согласию должны воздерживаться от плотского соединения для пребывания в посте и молитве (см.: 1 Кор. 7, 5), то есть должны воздерживаться, как мы сказали, и во время поста, и в то время, когда они молятся и готовятся к причащению Божественных Таин, а также в субботу и воскресенье, согласно 13-му правилу Тимофея Александрийского, и вообще во все праздники, когда возносится духовная жертва Богу. Смотри также 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора и примечание к 3-му правилу Дионисия. Смотри и 50-й ответ Вальсамона Марку, в котором он говорит, что супругам, не воздержавшимся в Великую Четыредесятницу, нужно не только запрещать причащаться на Пасху, но и назначать епитимии для исправления. Обрати внимание также на следующее высказывание Иоанна Златоуста («Слово о девстве»), приводящего в свидетельство упомянутое место из пророка Иоиля: «Если новобрачным, у которых любовная страсть в разгаре, цветет молодость и неудержимо вожделение, не следует вступать в связь во время поста и молитвы, то тем более не должны соединяться прочие супружеские пары, которые не подвергаются такому насилию плоти».

    Рассмотрим 1-е примечание к 13-му Правилу VI Вселенского Собора, к которому отсылает нас прп. Никодим. В этом примечании он говорит следующее: «Отметь, что когда патриарха господина Луку спросили, сколько дней подобает воздерживаться намеревающемуся причаститься, он соборно объявил, чтобы не только посвященные, но и женатые миряне не прикасались к женам три дня. Если Господь приказал евреям три дня не приближаться к женам, чтобы евреи приняли Ветхий закон: «Будите готови, три дни не входите к женам» (Исх. 19, 15), то насколько же более подобает соблюдать эти слова тем, которым предстоит через Божественную Евхаристию принять в себя не закон, а Самого Законодателя Бога. Если даже архиерей Авимелех (или Авиафар), намереваясь дать хлебы предложения Давиду и его людям, спросил их, чисты ли они от жен, и те ответили, что три дня воздерживались от совокупления с женами – «И отвеща Давид иерею и рече ему: и мы от жен воздержахомся вчера и третияго дне» (1 Цар. 21, 5), то как же не подобает три дня быть чистыми от жен тем, кто намеревается причаститься Господня Тела? Но и тем, которые собираются жениться, подобает исповедаться вместе со своими невестами, поститься, заранее готовиться и перед началом Божественной литургии венчаться. После же того как они обвенчаются, пусть начнется Божественная литургия, по завершении которой пусть приступят к Причастию Божественных Таин. И в ночь после Причащения они должны удерживаться от соития, как этот святейший обычай и порядок соблюдался и соблюдается доныне истинными и желающими спастись христианами. Потому, согласно Вальсамону, и упомянутый выше господин Лука подверг епитимии тех новобрачных, которые совокупились в тот же день, после Святого Причащения. На основании этого выводим из большего меньшее и говорим: если для подготовки к Причащению достаточно трехдневное воздержание от плотского соития, то уж тем более достаточен трехдневный пост. И хотя ни одно из божественных правил не устанавливает пост перед причащением, однако способные поститься перед ним и целую неделю поступают хорошо». Посмотрим, что говорит прп. Никодим в примечании к 3-му правилу Дионисия Александрийского – это правило определяет: «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо то, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в посте и молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла» (см.: 1 Кор. 7, 5). К этому примечанию прп. Никодим также отсылает нас, толкуя 69-е апостольское правило: «Может возникнуть такое недоумение: поскольку апостол говорит «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17), а вступившим в брак нужно воздерживаться от соития на время молитвы, согласно тому же апостолу Павлу и предписанию настоящего правила, значит, им всегда нужно воздерживаться и никогда не вступать в половую связь? Однако это недоумение самым удовлетворительным образом разрешают два правила Тимофея Александрийского, 5-е и 13-е, в которых говорится, что под временем молитвы апостол имеет в виду богослужебные собрания и литургию. Они совершались в то время главным образом по субботам и воскресеньям, и в эти дни от супругов требовалось воздержание для того, чтобы приобщиться Божественных Таин. Значит, и это правило Дионисия всякому разумному слушателю дает понять, что оно прямо отвечает на вопрос Василида о том, следует ли воздерживаться друг от друга супругам, когда они намереваются причаститься, потому что отвечает: на это сами супруги достаточные судьи себе, то есть им нужно воздерживаться на время Причастия. Хотя в таком смысле (не знаю, почему) не истолковали это правило Зонара и Вальсамон, считавшие, что речь идет о наиболее прилежной молитве, которая должна сопровождаться злостраданием и слезами. Отметь еще, что, как прибавляет апостол, наряду со временем молитвы супруги должны воздерживаться и во время установленных Церковью постов».

    О том же прп. Никодим говорит и в другом своем труде – «Эксомологитарионе». Эта книга адресована как духовникам, так и самим исповедающимся. В ней прп. Никодим дает следующее указание: «Должно отметить и то, что как подобает соблюдать пост по средам, пятницам и в Четыредесятницу в отношении пищи, так необходимо соблюдать пост и в отношении плотских удовольствий».

    Приведем наставление святителя Иоанна Златоуста о воздержании во время Великого поста и о том, как правильно следует понимать слова апостола Павла. В «Слове о девстве» он пишет: «…Заслуживает исследования и следующее: если «честна женитва и ложе нескверно» (Евр. 13, 4), то почему апостол не допускает их во время поста и молитвы? Потому, что весьма странно было бы: если даже иудеи, у которых все имело отпечаток плотской, которым позволялось даже иметь по две жены, одних изгонять, а других брать, так предохраняли себя в этом деле, что, приготовляясь слушать слово Божие, воздерживались от законного соития, притом не один день и не два, а несколько дней (Исх. 19), то было бы странно, если бы мы, получившие такую благодать, принявшие Духа, умершие и спогребшиеся Христу, удостоившиеся усыновления, возведенные в такую почесть, после столь многих и столь великих благ, не прилагали усердия, одинакового с этими детьми. Если же кто стал бы опять спрашивать, почему сам Моисей отклонял иудеев от брачного общения, я сказал бы, что брак, хотя и честен, но может достигать только того, что не оскверняет живущего в нем, а сообщать еще святость один он не в состоянии, – это уже дело не его силы, но девства. И не Моисей только и Павел возвещали это; послушай, что говорит Иоиль: «освятите пост, проповедите цельбу, соберите (люди, освятите) церковь, изберите старейшины» (Иоил. 2, 15, 16). Но, может быть, ты желаешь знать, где он советовал воздерживаться от жены? «Да изыдет, – говорит он, – жених от ложа своего, и невеста от чертога своего» (ст. 16). Это даже больше Моисеева повеления. Если жениху и невесте, у которых страсти кипят, юность цветет, похоть бывает неудержима, не следует сообщаться во время поста и молитвы, то не гораздо ли более тем, для которых нет такой необходимости сообщения? Тот, кто молится и постится как следует, должен отказаться от всякой житейской похоти, от всякой заботы и рассеянности и, вполне сосредоточившись в самом себе во всех отношениях, в таком состоянии приступать к Богу. Потому пост и есть добро, что он устраняет заботы души и, прекращая угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к ней самой. На это и Павел намекает, когда отклоняет от совокупления, и употребляет выражение весьма точное. Он не сказал: «да не оскверняетесь», но: «да пребываете», то есть упражняетесь, в посте и молитве; так как сообщение с женою ведет не к нечистоте, но к неупражнению (в этих делах). Если теперь после такой предосторожности диавол старается препятствовать нам во время молитвы, то, застигнув душу расслабленною и изнеженною от пристрастия к жене, чего не сделает он, развлекая туда и сюда наши мысленные очи? Чтобы нам не потерпеть этого и не обращаться к Богу с напрасною молитвою, особенно когда мы стараемся приклонить Его на милость к нам, апостол и повелевает удаляться тогда от (брачного) ложа. Если приходящие к царям, – что я говорю – к царям? – даже к низшим начальникам, и рабы, прибегающие к господам, потерпев ли обиду от других, или нуждаясь в каком-нибудь благодеянии, или поспешая укротить возбудившийся против них гнев, приступают к объяснению с этими лицами, устремив на них глаза и все мысли свои, а при малейшей рассеянности не только не достигают желаемого, но и уходят, получив какую-нибудь неприятность; если желающие утишить гнев людей поступают с такою тщательностию, то что будет с нами, несчастными, если мы будем приступать с небрежностию к Владыке всех Богу, подвергшись притом гораздо большему гневу Его? Ни слуга не станет раздражать господина, ни подданный царя так, как мы ежедневно прогневляем Бога. Объясняя это, и Христос назвал грехи по отношению к ближнему динариями, а грехи по отношению к Богу – тмою талант (Мф. 18, 23, 24). Посему, когда мы в молитвах прибегаем к Нему с намерением утишить такой гнев и умилостивить Его, так прогневляемого нами каждый день, апостол справедливо отклоняет нас от упомянутого наслаждения и как бы так говорит: «Возлюбленные, речь идет у нас о душе, опасность предстоит крайняя; нужно трепетать, страшиться и сокрушаться; мы приступаем к грозному Владыке, многократно оскорбленному нами, имеющему против нас великие обвинения и за великие грехи; теперь не время объятий или наслаждений, но слез и горьких стенаний, коленопреклонений, тщательного исповедания, прилежного сокрушения, многих молитв». Благо будет тому, кто, с таким усердием приступив и припадши к Богу, смягчит гнев Его – не потому, чтобы Господь наш был жесток и непреклонен, – напротив, Он очень кроток и человеколюбив, – но чрезмерность наших грехов не попускает даже и Благому, Кроткому и Многомилостивому скоро прощать нас. Посему и говорит апостол: «Да пребываете в посте и молитве». Что же может быть прискорбнее того рабства? Я хотел бы преуспевать в добродетели, возноситься на небо, постоянным упражнением в постах и молитвах омыть нечистоту души; а между тем если жена не хочет склониться на это мое намерение, я принужден рабски подчиняться ее невоздержанию. Поэтому сначала он и сказал: «Добро человеку жене не прикасатися». Поэтому и ученики говорили Господу: «Аще тако есть вина человеку с женою, лучше есть не женитися» (Мф. 19,10)».

    В заключение приведем учение о воздержании от супружеских отношений в пост другого великого учителя Церкви, святителя Василия, согласное со святителем Иоанном: «Пост указывает меру и в делах супружеских, удерживая от неумеренности даже в том, что дозволено законом: по согласию отделяет время на то, да пребывают в молитве (1 Кор. 7, 5)».

    teacher-organizer
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2162
    Дата регистрации : 2011-02-05
    Откуда : Россия
    Вероисповедание : Православие

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  teacher-organizer в 22.02.11 21:03

    Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

    В духовных вопросах должна быть полная ясность в определениях. Недопустимо одно подменять другим и смешивать два разных предмета: духовный смысл поста как воздержания (не только для желудка, но для всего человека) и пастырскую икономию – снисхождение и соображения практической пользы при решении вопросов духовной жизни отдельных членов Церкви.

    О том, что период поста – это время супружеского воздержания, ясно сказано у апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5).

    Для понимания этого места обратимся к святоотеческому толкованию. Приведу объяснение святителя Феофана Затворника. Его способ толкования отличается важной для нас особенностью: он опирается на весь предшествующий ему экзегетический опыт святых отцов. Его экзегетика итоговая. Во-вторых, он близок к нам по времени. Духовные вопросы, которые он решает, мало чем отличаются от наших. Приведя процитированный нами стих, святитель пишет: «Заповедует воздерживаться во время поста для усерднейшей молитвы: может это идти ко всем церковным постам, особенно же к говению… Видно, что апостол хотел бы, чтобы воздержание держали будто закон, а сходились, только уступая крайней необходимости, которая определяется не пожеланиями, а естеством, и даже не естеством, а благоразумием» (Феофан Затворник, святитель. Толкование Послания апостола Павла: К коринфянам первого. М., 2006. С. 322).

    Апостол Павел говорит: «Сие же глаголю по совету, (а) не по повелению» (1 Кор. 7: 6). Святитель Григорий Богослов, на которого была ссылка в одном из комментариев, только повторил эту мысль: «Об одном только прошу: прими дар как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих, и то по взаимному условию и согласию (см.: 1 Кор. 7: 5). Ибо не закон предписываем, но даем совет и хотим взять нечто из твоего для тебя же и для общей вашей безопасности» (Григорий Богослов, святитель. Творения. М., 2007. Т. 1. С. 469).

    В отличие от пищи, супружеское воздержание касается очень тонкой и хрупкой области отношений двоих, которые часто (как убеждает опыт) по своему духовному развитию различаются между собой. Поэтому и нет прямого канонического предписания (следовательно, и епитимии) воздержания, но все равно оно является духовно-нравственной нормой, несоблюдение которой при отсутствии соответствующей причины является грехом, который надо исповедать.

    Мы должны свято держаться учения Церкви о посте как необходимом училище, без которого вряд ли мы будем иметь духовные плоды. «Воздержание состоит не в удалении от яств, ничего по себе незначащих, следствием которого бывает осуждаемое апостолом непощадение тела (см.: Кол. 2: 23), но в совершенном отречении от собственных своих желаний» (святитель Василий Великий). Вся жизнь христианина должна быть постоянным стремлением к высокому идеалу, достижение которого невозможно без определенного подвига. Если мы будем в правилах искать некие возможности жить вне спасительного подвига, то постепенно сравняемся с протестантами, которые давно отменили посты и делают все, чтобы идти навстречу падшему человеческому естеству.

    Все сказанное не только не отменяет, но, напротив, требует пастырской чуткости и снисхождения в каждом конкретном случае, когда речь идет о посте супругов, если один из них еще духовно немощен.

    На прозвучавшее в одном из комментариев утверждение, что я благословляю распад семей, мне не трудно ответить фактами. У нас имеется архив личных писем. За три года и три месяца нами было послано 11 873 письма. Приходилось отвечать на вопросы и о супружеском воздержании. Приведу те советы, которые мною были даны.

    «Дорогой Дионисий! Очень сочувствую Вам. Если супруга Ваша еще не понимает смысла христианской жизни, в том числе воздержания в пост, то не воздерживайтесь, а уступайте. Мир в семье необходим. Греха не будет. Самое главное – явите плоды своего христианства: мир, радость, долготерпение, любовь и прочее. Будьте внимательны к жене».

    «Дорогая Анастасия! Отношения с мужем во время поста надо строить мудро и чутко. Если он еще не готов к посту, то можно уступить, но постепенно вести его к жизни по святым уставам».

    «Дорогой Олег! Сознаю трудность Вашего положения. Поскольку мир в семье на первом месте, то ради того, чтобы не напрягать отношения, уступайте жене. При этом не забывайте укорять себя и каяться».

    «Дорогая Елена! Поздравляю Вас с началом спасительного Великого поста. Пост в еде соблюдайте, но ради мира в семье (раз муж еще не воцерковился) супругу надо уступить. Так Вы быстрее его приведете к Церкви. Он увидит Вашу мудрость и любовь к нему. Неполноту телесного поста восполняйте духовным постом: воздержание языка, нераздражительность, неосуждение и т.д.».

    Не буду утомлять далее выписками. Из приведенных извлечений видно, что никакого «ригоризма» нет. Но подчеркиваю, что это другая тема. К сожалению, некоторые священники, которые участвовали в обсуждении проблемы воздержания, подменили один вопрос другим. В духовной жизни это всегда ведет к серьезным ошибкам.



    Спонсируемый контент

    Re: Супружеское воздержание в дни великого поста

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 7:30


      Текущее время 05.12.16 7:30