Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Смирение и осуждение

    Поделиться

    Wally
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1170
    Дата регистрации : 2011-10-06
    Откуда : Толлоляндия
    Вероисповедание : тролль ортодокс

    Смирение и осуждение

    Сообщение  Wally в 01.11.11 23:48

    Осуждение бывает трех видов:
    1. От праведости
    2. от лукавства
    3. от неведения

    Как бороться с каждым из этих видов ?

    footloose
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1301
    Дата регистрации : 2011-02-07
    Вероисповедание : православие

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  footloose в 01.11.11 23:53

    осуждение - от гордыни
    а вот как избавиться от гордыни и научиться смиряться... эт целая жизнь!
    Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешную
    Пресвятая Богородице, моли Сына о нас!

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Елена-христианка в 02.11.11 0:00

    Дядь Вов, это ты че-то не то говоришь.
    Осуждение- это осуждение личных грехов человека. Тоже грех.
    А в деле веры и спасения есть обличения зла, от кого бы оно не исходило. Не человека с его грешной душой, а того, что он творит. Тут нет греха. Наоборот, обличается зло, которое не должно восприниматься, как норма.
    Об этом Господь сказал в Апокалипсисе(не дословно):
    О,если бы ты был холоден или горяч!....но ты не холоден и не горяч... Изблюю тебя из уст Моих!
    т.е. - это максимальная мерзость перед Богом!

    Wally
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1170
    Дата регистрации : 2011-10-06
    Откуда : Толлоляндия
    Вероисповедание : тролль ортодокс

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Wally в 02.11.11 0:02

    Могие говорят о смирении, но достигают его единицы.
    Не от того ли, что сам алгоритм стяжания смирения не ясен ?
    Ктото из богословов говаривал, что самый простой способ спастись - это никого не осуждать. Это равносильно совету : чтобы не быть в убытке - сведи издержки производства к нулю.
    В теории очень простым все кажется, но кто имеет практический опыт ?

    Wally
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1170
    Дата регистрации : 2011-10-06
    Откуда : Толлоляндия
    Вероисповедание : тролль ортодокс

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Wally в 02.11.11 0:06

    Елена-христианка пишет:
    А в деле веры и спасения есть обличения зла, от кого бы оно не исходило. Не человека с его грешной душой, а того, что он творит. Тут нет греха. Наоборот, обличается зло, которое не должно восприниматься, как норма.
    А разве обличение входит в обязанность христианина ? Если почитать жития аскетов-анахоретов, то они и обличать отказывались. Авва Антоний Великий, авва Пимен Великий буквально твердят: Внимай себе ! Внимай себе ! Нефиг лезть в чужие грехи !

    ГИЗ
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 158
    Дата регистрации : 2011-10-17
    Возраст : 67
    Откуда : Санкт - Петербург
    Вероисповедание : крещен в православии

    смирение и осуждение.

    Сообщение  ГИЗ в 02.11.11 12:05

    Смирение - мужественное и великодушное благодарение Богу за все, случающиеся в жизни, а не рабская покорность
    Осуждение - уничижающие мнение о ближнем, пристрасно исследующее его недостатки.
    Что касается обличения, так Елена - христианка все верно сказала. " А обличающие будут любимы, и на них
    придет благословение".

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Елена-христианка в 02.11.11 14:36

    Wally пишет:
    А разве обличение входит в обязанность христианина ?
    А как же? Иначе какие христиане воины Христовы?
    Если почитать жития аскетов-анахоретов, то они и обличать отказывались. Авва Антоний Великий, авва Пимен Великий буквально твердят: Внимай себе ! Внимай себе ! Нефиг лезть в чужие грехи !
    Вот ты , дядь Вов, опять спутал обличение и осуждение. Если бы святые отцы не обличали, то не анафемствовали бы ереси на Вс.Соборах. Обличение зла- это одна из составляющих христианской жизни. А осуждение личных грехов- это грех, все мы не ангелы.
    Что касается смирения, то это смирение перед Богом, а не перед миром. Смирен только тот человек, который идет к Богу через Евангелие, исполнение всех Божиих заповедей и приходит к осознанию, что весь мир в грехе, но он сам более всех грешен.
    Этот путь долгий и трудный и не каждому под силу. Тут еще и отречение от своей воли и полное разумение воли Божией.

    Wally
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1170
    Дата регистрации : 2011-10-06
    Откуда : Толлоляндия
    Вероисповедание : тролль ортодокс

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Wally в 09.11.11 3:01

    В одной из бесед свт. Иоанн Златоуст говорит, что Бог попустил Петру пасть для того, что бы он не осуждал никого. Не случись этого падения он бы был жесток к другим. Это было бы осуждением от праведности.

    Второй тип это когда осуждают, имея нечистую совесть. Некоторые не знают от чего это происходит. Да, конечно все скажут, что от гордости, как и все остальные грехи. Ну а если быть точнее, то все дело в терзании совести. Человек как бы говорит своей совести:" Вот посмотри, есть еще множество людей, которые хуже меня !" Вместо работы над собой, такой человек пытается засыпать совесть хламом, что бы она его не тревожила. Тут нужно вспомнить про лукавого раба, закопавшего талант вместо того, чтобы пустить его в оборот.

    Третий тип возникает от того, что человек не обладает полной или достоверной нформацией о том кого осуждает.

    Тёмный
    Пользователь
    Пользователь

    Сообщения : 404
    Дата регистрации : 2011-03-25
    Возраст : 43
    Откуда : Б.О.М.Ж.
    Вероисповедание : Post-Православный

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Тёмный в 09.11.11 12:30

    Wally пишет:...Третий тип возникает от того, что человек не обладает полной или достоверной информацией о том кого осуждает.
    Что-то не совсем понятно: а если бы обладал полной и достоверной информацией- то что? Вправе был бы осуждать?

    Wally
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 1170
    Дата регистрации : 2011-10-06
    Откуда : Толлоляндия
    Вероисповедание : тролль ортодокс

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Wally в 09.11.11 12:58

    Тёмный пишет:
    Что-то не совсем понятно: а если бы обладал полной и достоверной информацией- то что? Вправе был бы осуждать?
    Он бы мог судить. Объективный суд - обличение, а искаженный необъективный - осуждение.
    Но т.к. всеведением обладает только Бог, то даже обличители земные, греха осуждения не могут избежать впринципе. Человек вообще ничего не знает, а лишь полагается на веру.
    Человек якобы знает к примеру, что ударив по пальцу молотком, будет больно. А на самом деле он этого не знает, а лишь продолжает верить своим органам чувств.

    Что мы знаем о лисе?.. Ничего. И то не все Борис Заходер

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 16.11.12 13:11

    БЕСЕДЫ По поучениям аввы Дорофея. ОБ ОСУЖДЕНИИ пишет:
    Авва Дорофей говорит и о том, что тем не менее осуждение как грех может само по себе развиваться в человеке, потому что оно имеет некие стадии развития.

    Осуждение можно разделить на несколько стадий:
    -одно дело злословить или порицать,
    -другое дело осуждать,
    -и третье - уничижать ближнего своего.


    Злословие свойственно каждому из нас без исключения. Осуждать - тоже с каждым случается. Злословим мы очень часто и не видим в этом греха; правда, иногда его может и не быть, если злословим мы без порицания. Порицать - значит с пристрастием говорить о брате своем. Если мы просто говорим: этот солгал, этот украл, этот совершил такой-то поступок, то это можно сделать и без пристрастия, а с сокрушением, с жалостью. И тогда это не будет грехом, а просто мы знаем, что брат наш что-то сделал не то и, придя к своему ближнему, скажем: знаешь, этот близкий или дальний поступил очень плохо, давай подумаем, как ему помочь. Может быть помолиться за него, может быть, следует с ним поговорить, помочь исправить ситуацию.
    Для детей одной из важных проблем является проблема стукачества. Они же видят, как в их коллективе их близкие друзья поступают плохо, не по-христиански. Ну, принесут картинки плохие, расскажут анекдотец, матом поругаются, по карманам пошарят, - всякое бывает с детьми. Иногда они этим бравируют, делают на глазах других. И совесть детей очень часто смущается. С одной стороны они видят, что ребята поступают таким вот злостным образом, с другой стороны сказать о них взрослым они не могут, потому что здесь нарушается некий кодекс отношений, кодекс чести, потому что это звучит как предательство, как ябедничество, и это не прощается. Вопрос - что же делать? У детей возникает такое состояние, при котором они начинают осуждать своих ближних, но молчаливо; они все это видят и иногда в этом участвуют, но осуждают.

    А есть евангельское учение нашей Церкви о том, как поступать в данном случае. 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви (Мф. 18:15-17)

    Для этого, конечно, нужно мужество, о котором мы уже говорили, чтобы с любовью, терпением, не превозношением выговорить своему брату, чтобы тот не обиделся на тебя, послушал тебя. Надо иметь и мужество, чтобы он над тобой не посмеялся, не сказал, - нашелся, ты что, умнее всех... Да, для этого нужно мужество, о котором мы с вами все время говорим. О мужестве и надо говорить постоянно. Вот это то, что единственно может сделать человек. Если он находит в себе мужество и может с любовью, помолившись, подойти к своему брату, о котором он знает, что тот плохо поступил, и сказать ему правильные слова, - это первый этап, когда человек борется со злом, и не внутри себя (это понятно, как надо бороться, это наша совесть, сила воли, покаяние и т. д.), а со злом внешним, со злом в друге своем, со злом в своем окружении, в обществе.

    Вот первый способ борьбы со злом, который является не осуждением, но порицанием, обличением, которое должно быть с любовью и смирением. Не послушался тот, - сказал об этом ближним своим, вместе поговорили. Но вот когда всех не послушался, ты ему в лицо говоришь: знаешь что, и я тебе не раз сказал, и мы все вместе тебе сказали. И я тебе в лицо говорю, это не будет предательством, я просто не могу об этом молчать, я скажу всем, потому что ты всем приносишь зло.

    ОТСЮДА: http://www.trinity-church.ru/prior/conversation/po_poucheniyam_avvyi_dorofeya/6._ob_osuzhdenii

    и еще...
    "Авва говорит потом: вот ты осудил брата своего, который преткнулся, но ты же не знаешь, сколько слез брат твой пролил до этого падения, сколько пролил пота и крови, прежде чем преткнулся? И, может быть, само падение этого брата Бог не просто оправдал, а во спасение ему вменил? Потому что иногда падение доводит человека до некоей степени глубочайшего смирения, и это смирение приравнивается к тем трудам, которые возводят человека на очень высокую духовную ступень. Он покаялся, и это падение его обернулось в еще больший подвиг. А ты брата своего осудил. Как же ты можешь знать то, что знает один Господь?

    И действительно, мир, в котором мы живем, все больше и больше подвигает нас к осуждению, к обсуждению. Зло, которое творится вокруг, нам все время преподается и рекламируется, и подается, как некое блюдо, которое мы обязательно должны съесть. Новости, всевозможные шоу, программы типа "Суд идет" преподаются нам, как некая пища, а каждый из нас выставляется как дегустатор-судия, который должен осудить, должен вынести свой вердикт. Причем получается, что мы всегда как бы стоим над, что мы всегда справедливы, что мы заранее имеем в своих руках некое орудие и некий критерий.


    Это очень опасное состояние, потому что оно рождается от небрежения в малом. А что будет, если я поступлю так, а что будет, если я послушаю, что брат мой говорит, что будет, если я скажу какое-то слово другому человеку? Что будет, если я немножечко в малом себя ослаблю? И вот авва Дорофей говорит, что, как и другие грехи, осуждение - очень тяжелый грех, а рождается он от небрежения в малом. Не зря этому греху Господь в Нагорной проповеди посвящает столько слов. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы... И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.


    Как только человек начинает смотреть внутрь себя, он видит своего ближнего совсем иначе. Об этом мы будем говорить дальше, в беседе о самоукорении. Как только он себя видит правильно, он понимает состояние греха и понимает, что такое грешник. Он тогда видит в брате грех как страшную болезнь, и она заставляет его пожалеть своего брата и помочь ему. Авва Дорофей приводит слова апостола Павла: Болит один член, болит все тело. В этом смысле твой брат, которого ты видишь согрешающим, должен у тебя вызывать не чувство гнева и отторжения, не чувство какого-то превозношения над ним, а желание исцелить его и помочь ему. Но помочь своему брату можно только снисхождением и любовью, а никак не злом и осуждением."


    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 16.11.12 17:22

    Нашла хорошую статью.
    Но лучше ссылкой дам http://vetall2000.mybb.ru/viewtopic.php?id=363

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 08.01.13 15:41

    Admin пишет:Кстати, мужчин я считаю виновными в абортах в равной степени с женщинами. И будящих мужиков-изменников и прелюбодеев, которые стремятся совокупиться с первой встречной женщиной тоже не считаю МУЖЧИНАМИ.

    Преп. Никодим Святогорец:

    Никогда не позволяй себе смело судить о ближнем, никого не суди и не осуждай, и особенно за этот самый плотской грех, о коем у нас речь, хотя бы кто явно впал в него, но поимей к нему сострадание и жалость; не негодуй на него и не смейся над ним, но от его примера позаимствуй себе урок смирения и, зная, что и сам ты крайне слаб и на худое подвижен, как прах на пути, говори себе: «Ныне пал он, а завтра паду я». Ведай, что если ты скор на осуждение и презрение к другим, то Бог больно накажет тебя за это, попустив самому тебе впасть в тот же грех, за который осуждаешь других. «Не судите, да не судими будете» (Мф. 7, 1), и на то же не будете осуждены, чтоб из падения своего познали пагубность гордыни своей и, смирившись, взыскали врачевства от двух зол: от гордости и блуда. Но если Бог по милости Своей и хранит тебя от падения, и ты удерживаешь неизменно твердым целомудренный помысл свой, ты все же перестань осуждать, если осуждал, и не самонадеянничай, а паче бойся и не верь своему постоянству.

    Старец Паисий Святогорец:
    «Тот, кто осуждает других, впадает в те же грехи.
    - Геронда, почему так происходит: когда я осуждаю сестру за какой-нибудь недочёт, то потом сама делаю то же самое?

    - Если кто-то осуждает за что-нибудь другого, но не осознаёт своего падения и не кается, то обычно сам впадает в тот же грех. Так происходит, чтобы человек осознал своё падение. Бог по Своей любви попускает скопировать состояние того, кого он осудил. Если, например, скажешь про кого-нибудь, что он корыстолюбив, и не поймёшь того, что ты осудила, то Бог отнимет Свою благодать и попустит, чтобы и ты впала в корыстолюбие - и ты начнёшь копить. Пока ты не осознаешь своего падения и не попросишь у Бога прощения, будут действовать духовные законы.

    Чтобы помочь тебе лучше это понять, расскажу тебе одну историю из своей жизни. Когда я жил монастыре Стомион, узнал, что одна из моих одноклассниц, сбилась с правильного пути. Я молился, чтобы Бог внушил ей мысль прийти ко мне в монастырь. Я даже выписал из Священного Писания и святых отцов некоторые мысли о покаянии. И вот однажды она пришла. Мы побеседовали, и мне показалось, что она всё поняла. Она стала часто приходить в монастырь вместе с ребёнком, приносить свечи, масло, ладан для храма. Однажды мои знакомые, паломники из Коницы, мне сказали: «Геронда, эта женщина притворяется. Сюда приносит свечи и ладан, а в городе продолжает гулять с офицерами». Когда она пришла в монастырь в следующий раз, я стал на неё кричать в храме: «Иди отсюда, ты провоняла всё вокруг!» Бедная женщина ушла в слезах. Спустя время я ощутил сильную плотскую брань. «Что это? Никогда со мной не бывало таких искушений. Что происходит?» Я не мог найти причину. Молюсь - не проходит. Я отправился вверх на Гамилу. «Лучше пусть меня съедят медведи», - думал я. Я поднялся высоко, но искушение не проходило. На поясе у меня висел маленький топорик. Я его достал и три раза ударил по ноге в надежде, что от боли искушение пройдёт. В ботинок полилась кровь, а искушение не проходило. Вдруг у меня в голове промелькнула мысль о той женщине. Я вспомнил слова, которые ей сказал. «Боже мой, - подумал я, - я лишь немного испытал эту адскую муку, а она живёт с ней постоянно!.. Боже, прости меня за то, что я её осудил». И сразу почувствовал небесную прохладу, брань прошла. Видишь, что делает осуждение?»


    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 08.01.13 16:24

    Старец Паисий Святогорец учит взращивать в себе добрые помыслы, протовопоставляя их лукавым:

    « - Геронда, часто, глядя на других, я их осуждаю.

    - По правде сказать, невозможно не видеть, что делается вокруг тебя. Однако нужно стяжать рассуждение, чтобы видеть смягчающие обстоятельства и оправдывать людей. Тогда ты будешь их видеть в добром состоянии.

    - Геронда, во время службы мне приходят помыслы, почему одна сестра не приходит на клирос, почему другая поёт тихо, и так я постоянно осуждаю.

    - Почему ты не думаешь, что, может быть, сестра устала или, может, у неё что-то болело, и она не спала и поэтому не поёт? Я знаю сестёр, которые, даже больные и с температурой, еле волоча ноги, идут на послушания и стараются, чтобы никто ничего не заметил, чтобы их не освободили от послушания и не поставили другую сестру на их место и ей бы пришлось работать за двоих. Это тебя не трогает?

    - Трогает, но у меня не всегда получается оправдывать сестру, когда она грубо себя ведёт.

    - Ты когда-нибудь думала о том, что, сестра ведёт себя грубо, чтобы скрыть свою добродетель? Я знаю людей, которые намеренно творят бесчинства, для того чтобы их злословили те, кто к себе невнимателен. Или, возможно, сестра ведёт себя грубо, потому что устала, но потом сразу кается. Она уже покаялась за своё поведение, а ты её всё осуждаешь. В глазах людей она выглядит униженно, но в глазах Бога высоко.

    - Геронда, у меня какая-то узость: я не ставлю себя на место другого человека, чтобы оправдать.

    - Смотри с состраданием на того, кто ошибается, и прославляй Бога за то, что Он тебе дал, а иначе Он потом тебе может сказать: «Я тебе столько дал, так почему ты со Мной поступила так жестоко?» Подумай о том, что было у человека в прошлом, какие у него были возможности для саморазвития и какие были у тебя, а ты ими не воспользовалась. Так ты будешь радоваться благам, которые тебе даровал Бог, прославлять Его и смиряться. Одновременно почувствуешь любовь и сострадание к брату, у которого не было таких возможностей, как у тебя, и будешь за него от сердца молиться.

    Есть люди, которые совершают тяжкие преступления, но у них есть много смягчающих обстоятельств. Кто знает, каковы эти люди в глазах Божиих? Если бы Бог нам не помогал, то, может, и мы были бы хулиганами. Допустим, преступник совершил двадцать преступлений, я его осуждаю, но не знаю, что у него было в прошлом. Кто знает, сколько преступлений совершил его отец!.. Может, с его детских лет посылали воровать? А потом, в молодости, много лет он провёл в тюрьме, где его учили опытные воры. Он мог бы совершить не двадцать, а сорок преступлений, но сдержался. А я со своими наследственными задатками и воспитанием теперь уже должен был бы творить чудеса. Я творю чудеса? Не творю. Значит, извинения мне нет. Но даже пусть я совершил двадцать чудес, а ведь мог совершить сорок. Значит, опять же, извинения мне нет. Такими помыслами мы отгоняем осуждение и слегка размягчаем наше твёрдое сердце.


    xmission
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 5825
    Дата регистрации : 2011-12-24
    Возраст : 45
    Откуда : Украина
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  xmission в 08.01.13 16:41

    О Молчании и неосуждении.

    http://www.predanieneo.com/t4763-topic#242936

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 10.01.13 13:11

    Наверное, надо взять эту фразу на вооружение, когда есть помысел осуждения:

    "Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»."
    (Послание Иуды 9)



    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 11.01.13 22:40

    "Авва Дорофей приводит широко известную историю.

    В одном городе продавали рабов. На рынок рабов пришли две женщины, одна монахиня, а другая блудница. Вот они увидели, что продают двух маленьких пятилетних девочек, сестер-близняшек. И монахиня купила одну девочку и решила воспитать ее в страхе Божием, благочестии и чистоте. Вторую девочку купила блудница и сделала ее сосудом греха в сто раз худшем себя. Спрашивается, если эти две выросшие девицы согрешат одним и тем же грехом, скажем, блудом, неужели Господь будет их судить одинаково?
    - Конечно, нет.
    Отец Алексий: Конечно же нет. Но ведь только Бог может знать, что кому было дано, в какой ситуации каждый жил и каким образом оплакал потом свой грех. Авва говорит потом: вот ты осудил брата своего, который преткнулся, но ты же не знаешь, сколько слез брат твой пролил до этого падения, сколько пролил пота и крови, прежде чем преткнулся? И, может быть, само падение этого брата Бог не просто оправдал, а во спасение ему вменил? Потому что иногда падение доводит человека до некоей степени глубочайшего смирения, и это смирение приравнивается к тем трудам, которые возводят человека на очень высокую духовную ступень. Он покаялся, и это падение его обернулось в еще больший подвиг. А ты брата своего осудил. Как же ты можешь знать то, что знает один Господь?"
    http://www.trinity-church.ru/prior/conversation/po_poucheniyam_avvyi_dorofeya/6._ob_osuzhdenii

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 11.01.13 22:49

    Поучительная история о том, как вредно осуждать слабость ближнего, которою мы сами не больны.

    Так был один брат из числа самых ревностных.
    Будучи сильно возмущаем демоном любодеяния, пришел к одному старцу, и открыл ему свои мысли. Сей выслушал, - но, будучи неопытен, в негодовании назвал брата гнусным и недостойным образа монашеского, так как имеет такие мысли.

    Услышав это, брат пришел в отчаяние, оставил свою келью и пошел в мир.

    По устроению же Божию, встретился с ним авва Аполлос. Видя его возмущенным и сильно опечаленным, авва спросил его, что за причина твоей печали, сын мой? Сначала он, от сильного уныния, ничего не отвечал. Потом, будучи много упрашиваем старцем, открыл ему дело, говоря: меня возмущают помыслы любодеяния, я ходил к такому-то старцу, открыл ему их, и по слову его, мне не осталось надежды на спасение; итак я, отчаявшись, отхожу теперь в мир.

    Выслушав это, отец Аполлос, как мудрый врач, долго ободрял и вразумлял его, говоря: не представляй сие странным, сын мой, и не отчаивайся! И я в таком возрасте и седине возмущаюсь сильно подобными помыслами. Итак не теряй духа при этом разжении, которое врачуется не столько старанием человеческим, сколько Божиею милостью, - только сделай ныне для меня милость, возвратись в свою келью. Брат так и сделал.

    Ушедши от него, авва Аполлос пошел в келью того старца, который отверг брата, и став близ кельи его, молился Богу со слезами, говоря: Господи, приводящий искушения на пользу, обрати борьбу брата на старца сего, дабы через опыт научился он в старости своей тому, чему не мог научиться в продолжение многих лет - дабы он мог сострадать борющимся.

    Когда авва кончил молитву, - видит эфиопа, стоящего близ кельи, и пущающего стрелы на старца. Будучи уязвлен ими, старец тотчас как бы от упоения начал колебаться туда и сюда, и не могши терпеть, вышел из кельи, и пошел в мир тем самым путем, коим шел юный брат. Авва Аполлос, зная о приключившемся, встретился с ним и подошедши говорит: куда идешь, и что за причина одержащего тебя смущения? Устыдившись, что все с ним случившееся известно святому, он от стыда ничего не сказал. Тогда авва Аполлос сказал ему: возвратись в келью свою, - впредь знай свою немощь, и считай себя доселе или неузнанным от дьявола, или даже презренным, когда ты не удостоен борьбы с ним, посылаемой на ревностных иноков. Что я говорю - борьбы? Ты нападения не мог перенести даже один день. Это произошло оттого, что ты, приняв к себе юношу, имевшего брань с общим врагом, - вместо того, чтобы укрепить его в борьбе, - вверг его в отчаяние, не размыслив о той мудрой заповеди, которая говорит: «избави ведомыя на смерть и искупи убиваемых, не щади» (Притч. 24, 11), ни о притче Спасителя нашего Бога, говорящей: «трости сокрушенны не переломить, и лена внемшася не угасить: дондеже изведет в победу суд» (Мф. 12, 20). Ибо никто не может переносить козней врага, ни даже угасить разжения, если благодать Божия не охранит человеческой немощи. Итак, чтобы совершилось на нас это спасительное смотрение, будем общими молитвами просить Бога, - чтобы Он отвел обращенный на тебя удар: «Той бо болети творит, и паки возставляет... и руце Его исцелят... Смиряет и высит, мертвит и живит, низводит во ад и возводит» (Иов. 5, 18; 1 Цар. 2, 7. 6).

    Сказав это и помолившись, Аполлос тотчас избавил старца от належащей брани, дав ему при этом совет просить Бога, чтобы он даровал ему «язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово во отверзение уст своих» (Исайи 50, 4; Еф. 6, 19)".

    (Древний патерик)

    http://verapravoslavnaya.ru/?Ispovedmz


    Последний раз редактировалось: Luchik (11.01.13 23:05), всего редактировалось 1 раз(а)

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Нюся в 11.01.13 22:53

    Благодарю за труд=)))

    ?????
    Гость

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  ????? в 24.01.13 19:39

    ребята, а по теме?
    осуждение это второй шаг после эмоционального неприятия чего-либо. Т.е. ситуация- не приятие- осуждение-...а вот что делать дальше?

    Veronika
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 7796
    Дата регистрации : 2012-01-16
    Вероисповедание : Православие

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Veronika в 26.01.13 11:04


    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Елена-христианка в 26.01.13 12:10

    Нашла интересную статью, с которой полностью согласна.
    ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ В ТРАДИЦИИ И ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


    ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ — два понятия, между которыми очень часто ставится
    знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но
    так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа:
    «Не судите, да не судимы будете...» (Мф. 7, 1) цитируют даже не
    открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя
    — об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая
    самому: вначале — один на один, потом при одном — двух свидетелях, а уж
    не послушает... скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет
    он тебе как язычник». (Мф. 18, 15 — 17.). Так что это, противоречие?
    Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле
    определения, постановления, приговора (Ис. Н. 24, 25. Суд. 4, 5; 13, 12.
    2Ц. 26, 6 и т.д.). Следовательно, осуждение — есть вынесение этого
    определения или приговора. Обличение же является открытием,
    доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым
    (Евр. 1,1).
    Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек
    говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего
    дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение
    ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое,
    как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является
    разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни
    невозможно. Приведу такой пример — с автодорог убраны знаки
    предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не
    заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения,
    Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой
    властью» (Тит. 2, 15) Тим. 5, 20. 2 Тим. 4, 2). Но если о яме на дороге
    всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни — вещь весьма
    не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение:
    «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7, 2).
    Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и
    любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения
    людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна.
    Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией — с
    резанием (Толк, на «К Тит» 2, 15) после которого требуется и мягкое
    врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи,
    нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «...прелюбодеяние,
    воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2, 16). Сами
    Апостолы обличали. (Фил. 3, 18. Фес. 3, 2. Тит. 4, 14). Обличали и
    Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский
    обличали арианство. Папе Мартину (Ап. 14) еретики-монофизиты и язык
    вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (Ав. 28,
    Ок. 28) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти
    примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до
    мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть
    творения или часть их имеющие обличительный характер
    . Но в определенное
    время, где-то в XVIII — XIX вв., начинают смешивать оба эти понятия
    осуждения и обличения, и последнему также приписывается греховный смысл.
    Возникает вопрос, почему это произошло и кому это было выгодно?

    Сатана, князь мира сего, всегда боролся с обличением и обличителями,
    даже когда из уст святых и слова не выходили, но сама жизнь во Господе
    Иисусе была обличением врага и его козней. Равным образом, и реакция
    обличаемых, власть придержащих и без оной, часто даже рядящихся в тогу
    православия, а на деле живущих по требованиям плоти, тоже однозначна —
    закрыть любым способом уста обличителя. Как могла отреагировать
    Константинопольская императрица на знаменитые слова Златоуста: «Опять
    Иродиада беснуется...» в которой обличались ее мерзкие дела?! Конечно,
    так, как отреагировала — организовала свержение и ссылку Святителя
    руками недовольных, в частности, и его борьбой с симонией. ...
    Это закономерно, ибо даже сама мысль о возможности мирного
    сосуществования христианина и мира богохульна, как противоречащая словам
    Спасителя: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как не от
    мира... потому ненавидит вас мир... Меня гнали, будут гнать и вас». (Ин.
    15, 19, 20.). Но Христос «победил мир» (Ин. 16, 33.) и мир боится
    открытой явной борьбы, ибо следуя Христу, столетия Христовы всегда Ним
    побеждают мир. Поэтому, приемы борьбы мира с Православием стали более
    изощренными, одним из них и было проведение знака равенства между
    осуждением и обличением. На такой почве легко врагу взрастить полную
    безнаказанность всех, от малых до великих мира сего. О том, на сколько
    это опасно, можно судить по положению в епископии Римской, католичестве.
    Начали с малого, а кончили тем, что уже: «Если папа изрек приговор
    против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменен»!!!
    (Дословное постановление Ватиканского собора 1870 г.). Сумасшествие?! Да,
    как все отошедшее от Христа, ушедшее от исполнения Слова Божия.

    Будем помнить, что Православие — это неизменность, ортодоксальность
    во всем, от канонов до языка Богослужения. Только сохраняя все, в том
    числе, и очистительно обличение при необходимости, «ибо как бывает
    вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому
    что чрез это распространяется греховная болезнь на многих» (Вл.
    Феофилакт, Толк. 2 Тим. 4, 2), мы сохраним и себя, и веру нашу.


    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Нюся в 26.01.13 14:57

    Елена-христианка пишет:Нашла интересную статью, с которой полностью согласна.
    ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ В ТРАДИЦИИ И ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


    ОСУЖДЕНИЕ И ОБЛИЧЕНИЕ — два понятия, между которыми очень часто ставится
    знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но
    так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа:
    «Не судите, да не судимы будете...» (Мф. 7, 1) цитируют даже не
    открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя
    — об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая
    самому: вначале — один на один, потом при одном — двух свидетелях, а уж
    не послушает... скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет
    он тебе как язычник». (Мф. 18, 15 — 17.). Так что это, противоречие?
    Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле
    определения, постановления, приговора (Ис. Н. 24, 25. Суд. 4, 5; 13, 12.
    2Ц. 26, 6 и т.д.). Следовательно, осуждение — есть вынесение этого
    определения или приговора. Обличение же является открытием,
    доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым
    (Евр. 1,1).
    Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек
    говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего
    дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение
    ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое,
    как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является
    разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни
    невозможно. Приведу такой пример — с автодорог убраны знаки
    предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не
    заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения,
    Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой
    властью» (Тит. 2, 15) Тим. 5, 20. 2 Тим. 4, 2). Но если о яме на дороге
    всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни — вещь весьма
    не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение:
    «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (Мф. 7, 2).
    Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и
    любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения
    людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна.
    Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией — с
    резанием (Толк, на «К Тит» 2, 15) после которого требуется и мягкое
    врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи,
    нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «...прелюбодеяние,
    воровство, хищничество, волшебство». (Толк. «К Тит. 2, 16). Сами
    Апостолы обличали. (Фил. 3, 18. Фес. 3, 2. Тит. 4, 14). Обличали и
    Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский
    обличали арианство. Папе Мартину (Ап. 14) еретики-монофизиты и язык
    вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. Иов Почаевский (Ав. 28,
    Ок. 28) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти
    примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до
    мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть
    творения или часть их имеющие обличительный характер
    . Но в определенное
    время, где-то в XVIII — XIX вв., начинают смешивать оба эти понятия
    осуждения и обличения, и последнему также приписывается греховный смысл.
    Возникает вопрос, почему это произошло и кому это было выгодно?

    Сатана, князь мира сего, всегда боролся с обличением и обличителями,
    даже когда из уст святых и слова не выходили, но сама жизнь во Господе
    Иисусе была обличением врага и его козней. Равным образом, и реакция
    обличаемых, власть придержащих и без оной, часто даже рядящихся в тогу
    православия, а на деле живущих по требованиям плоти, тоже однозначна —
    закрыть любым способом уста обличителя. Как могла отреагировать
    Константинопольская императрица на знаменитые слова Златоуста: «Опять
    Иродиада беснуется...» в которой обличались ее мерзкие дела?! Конечно,
    так, как отреагировала — организовала свержение и ссылку Святителя
    руками недовольных, в частности, и его борьбой с симонией. ...
    Это закономерно, ибо даже сама мысль о возможности мирного
    сосуществования христианина и мира богохульна, как противоречащая словам
    Спасителя: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое, а как не от
    мира... потому ненавидит вас мир... Меня гнали, будут гнать и вас». (Ин.
    15, 19, 20.). Но Христос «победил мир» (Ин. 16, 33.) и мир боится
    открытой явной борьбы, ибо следуя Христу, столетия Христовы всегда Ним
    побеждают мир. Поэтому, приемы борьбы мира с Православием стали более
    изощренными, одним из них и было проведение знака равенства между
    осуждением и обличением. На такой почве легко врагу взрастить полную
    безнаказанность всех, от малых до великих мира сего. О том, на сколько
    это опасно, можно судить по положению в епископии Римской, католичестве.
    Начали с малого, а кончили тем, что уже: «Если папа изрек приговор
    против Суда Божия, то Суд Божий должен быть исправлен и изменен»!!!
    (Дословное постановление Ватиканского собора 1870 г.). Сумасшествие?! Да,
    как все отошедшее от Христа, ушедшее от исполнения Слова Божия.

    Будем помнить, что Православие — это неизменность, ортодоксальность
    во всем, от канонов до языка Богослужения. Только сохраняя все, в том
    числе, и очистительно обличение при необходимости, «ибо как бывает
    вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому
    что чрез это распространяется греховная болезнь на многих» (Вл.
    Феофилакт, Толк. 2 Тим. 4, 2), мы сохраним и себя, и веру нашу.



    Я бы к святому Иову Почаевскому добавила бы ещё одного поборника багочестия- Святого преподобномученника АФАНАСИЯ БРЕСТСКОГО!

    Luchik
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 3317
    Дата регистрации : 2012-09-06
    Возраст : 37
    Откуда : Украина, Киев
    Вероисповедание : Христианство

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Luchik в 26.01.13 16:12

    Ksen4 пишет:ребята, а по теме?
    осуждение это второй шаг после эмоционального неприятия чего-либо. Т.е. ситуация- не приятие- осуждение-...а вот что делать дальше?
    Разобраться сперва нужно, что вызвало неприятие.
    Иной раз правда, сазанная братом или сестрой вызовет во мне бурю неприятия и осуждения их поведения. А потом, когда негодование пройдет, кое-что проникает в сердце и я понимаю что не зря сказано мне, размышляю и инветаризирую все мои поступки и слова, и т.д.
    Каюсь, исповедуюсь...


    А бывает, что это неприятие - чистой воды осуждение. Тоже каяться, немедленно, а потом на исповеди.

    А если какая ситуация греховная вызвала негодование, то тут очень нужно быть самой в смиренном состоянии, в тишине внутренней, чтобы иметь силу сказать так, чтобы меня услышал тот, кто либо совершает грех, либо других вовлекает.
    Об этом состоянии и говорил Св.Серафим Саровский "Спасись сам - и тысячи вокруг спасутся"

    Я уже на личном опыте поняла, что без такого состояния никакие слова силы не имеют, никакие увещевания не помогают, а встречаю лишь ответное негодование, сопротивление и оскорбления даже бывают. Чаще всего звучит фраза "На себя посмотри" и еще парочка каких-нить реплик прилетает сопутствующих... Laughing

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Елена-христианка в 26.01.13 19:35

    Нюся пишет:


    Я бы к святому Иову Почаевскому добавила бы ещё одного поборника багочестия- Святого преподобномученника АФАНАСИЯ БРЕСТСКОГО!
    Добавь, Нюся! Потому что я даже не знаю такого святого, а хотелось бы услышать, что он говорит. Embarassed

    Нюся
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 24444
    Дата регистрации : 2012-11-03
    Вероисповедание : Православное РПЦ

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Нюся в 26.01.13 23:26

    Елена-христианка пишет:
    Добавь, Нюся! Потому что я даже не знаю такого святого, а хотелось бы услышать, что он говорит. Embarassed

    Преподобномученик Афанасий, игумен Брестский
    Дни памяти: Июнь 4 (Белорус.), Июль 20 (Обретение мощей), Сентябрь 5

    «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!» (Иов 6, 2-3) — мог бы воспомянуть слова многострадального Иова преподобный мученик Афанасий, игумен Брестский, сражавшийся мечом духовным за православную веру, гонимый и убиенный отступниками, сыновьями лжи.
    Спойлер:


    Преподобномученик Афанасий родился около 1595-1600 года в небогатой православной семье, вероятно, обедневшего шляхтича (судя по тому, что служил будущий игумен учителем при дворе магната). Возможно, он был из семьи городского ремесленника — как сам на то указывает в мемуарах?, называя себя «нендзым Человеком, простым, гарбарчиком, калугером убогим». Как это часто бывает, у нас нет сведений ни о месте рождения, ни о мирском имени святого; неизвестно также, чем является имя «Филиппович» — фамилией или отчеством?.

    Вероятно, начальные знания Афанасий получил в одной из братских школ, где, наученные греческому и церковнославянскому языку, слову Божию и святоотеческим творениям, готовились высокообразованные люди, могущие противостоять униатскому насилию и католическому прозелитизму. Но образование, полученное в братском училище, не вполне удовлетворяло любознательного юношу, и он прошел обучение в Виленской иезуитской коллегии, куда принимались молодые люди всех христианских конфессий.



    Службу свою в качестве домашнего наставника молодой ученый начал в домах православной и католической шляхты, но в 1620 году жизнь его попала в иное русло: Филипповича, положительно зарекомендовавшего себя богатыми знаниями, благонравием и бесспорном педагогическим талантом, пригласил гетман Лев Сапега, канцлер Великого княжества Литовского. Гетман поручил ему вопитание некоего «Дмитровича», представленного Афанасию русским царевичем Иоанном — якобы племянником умершего в 1598 году Феодора Иоанновича, внуком Иоанна IV Грозного от его младшего сына Димитрия, под именем которого в 1604-1612 годах выступало несколько самозванцев. Одним из таких «претендентов» и был представлен отец ученика Афанасия, которого поляки готовили на российский престол: Димитрий-Михаил Луба, убитый в Москве во время мятежа против ополчения Лжедмитрия I. Жена Михаила Лубы Мария умерла в заключении, а малолетнего сына взял некто Войцех Белинский, который привез дитя в Польшу и выдавал за сына Димитрия и Марины Мнишек, на самом деле повешенного. Обо всем этом было объявлено на сейме перед королем, поручившим воспитание Ивана Димитриевича Льву Сапеге. Тот назначил содержание «царевичу» в шесть тысяч злотых в год из доходов Бреста и Брестского повета.

    Семь лег служил Афанасий «инспектором» лжецаревича, приходя постепенно к уверенности, что этот «некий царевич московский», «некий Луба», «и сам о себе не знающий , что он такое», является очередным самозванцем. Уверенность эта с течением времени усиливалась, особенно когда содержание Лубы уменьшилось до сотни злотых в год, а у самого гетмана Сапеги как-то вырвалось: «Кто его знает, кто он есть!»

    Став невольным соучастником политической интриги против Московского государя, известного защитника Православия Михаила Федоровича Романова, сына русского патриарха Филарета, Филиппович в 1627 году оставил двор канцлера и удалился в келию Виленского Свято-Духова монастыря, где вскоре принял постриг от наместника Иосифа Бобриковича. В скором времени по его благословению Афанасий прошел послушание в Кутеинском монастыре под Оршей, основанном недавно, в 1623 году Богданом Стеткевичем и супругою его Еленой Соломерецкой (В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования. СПб. 1892 С. 172), а затем — в Межигорской обители под Киевом, у игумена Комментария (упоминается под 1627 годом) и брата Киевского митрополита Иова Борецкого — Самуила. Впрочем, уже в 1632 году Межигорский игумен отпустил Афанасия в Вильну, где тот был рукоположен в сан иеромонаха.

    В следующем году Афанасий вновь покинул монастырь Святого Духа и направился в качестве наместника игумена Леонтия Шитика в Дубойнский монастырь под Пинском, также подначаленный виленской монашеской обители, где и провел в заботах о братии, постах и молитвах три года.

    В 1636 году ярый сторонник католического прозелитизма Альбрехт Радзивилл, нарушая изданные королем Владиславом IV «Статьи успокоения», силой изгнал из Дубойнского монастыря православных насельников, чтобы передать обитель иезуитам, которые незадолго до того стараниями того же Альбрехта обосновались в Пинске. Афанасий, будучи не в силах противостоять магнату и удержать монастырь, составил жалобу с повествованием об учиненном беззаконии, но этот письменный протест, подписанный множеством православных, не принес положительных результатов.

    Изгнанный из святой обители, Афанасий Филиппович пришел в Купятицкий монастырь к игумену Иллариону Денисовичу. Обитель эта была основана в 1628 году вдовою брестского каштеляна Григория Войны Аполлонией и ее сыном Василием Коптем при чудодейственной иконе Божией Матери, написанной внутри креста, некогда сожженной татарами, а после чудесно явившейся посреди пламени. Здесь, под святым покровом «малой размерами, но великой чудесами» иконы, и проживал блаженный Афанасий в сердечной дружбе с иноком Макарием Токаревским.

    Этот Макарий в 1637 году привез от митрополита Петра Могилы универсал, позволяющий сбор «ялмужны» — подаяния на восстановление Купятицкой монастырской церкви. И вот, по совету братии монастыря и благословению игумена, в ноябре 1637 года Афанасий Филиппович отправился собирать пожертвования. Для этого он решился на достаточно смелые действия: направило Москву, чтобы, собирая пожертвования, искать защиты Православия у Московского царя. Незадолго перед дорогой ему было видение, которого сподобился и игумен обители: в пылающей печи горел король Сигизмунд, папский нунций и гетман Сапега. Это видение Афанасий счел благим предзнаменованием скорого торжества Православия. Непосредственно же перед уходом в Московию Афанасий, молясь в церковном притворе, видел сквозь окошко икону Богородицы и услышал какой-то шум и голос от иконы «Иду и Я с тобою! », а после заметил и умершего за несколько лет перед тем диакона Неемию, промолвившего: «Иду и я при Госпоже моей!» Так, заручившись обетованием чудесного покровительства Пресвятой Богородицы, простившись с братией и получив благословение игумена, Афанасий отправился в путь.

    Прибыв в Слуцк, он встретился с неожиданными трудностям: архимандрит Самуил Шитик отнял у него митрополичий универсал по той причине, что Филиппович не имел права делать сборы на территории, не относящейся к Луцкой епархии. Когда же в конце января 1638 года конфликт был разрешен, Афанасий со своим спутником Волковицким направился в Кутейно просить игумена Иоиля Труцевича, связанного с наиболее известными представителями рос-сийского духовенства, посодействовать в переходе границы в Московию (над границей был усилен надзор из-за того, что казаки, опасаясь расправы после недавнего бунта, бежали из Речи Посполитой в Россию).

    Взяв у игумена Иоиля рекомендательные письма «карточек, сведочных о себе», — Филиппович направился в Копысь, Могилев, Шклов и вновь возвратился в Кутеинский монастырь, где наместник Иосиф Сурта рекомендовал пробраться в Московское царство через Трубчевск. Сбившись с дороги и едва не утонув и Днепре, ограбленные и избитые на одном из постоялых дворов, путешественники добрались, наконец, до Трубчевска. Однако и здесь их ждала неудача; князь Трубецкой категорически отказался выдать им пропуск, подозревая в них лазутчиков.

    Вынужденный возвратиться, Афанасий посетил по дороге Човский монастырь, где один из старцев посоветовал ему сделал попытку перейти границу в районе Новгород-Северского при содействии тамошнего воеводы Петра Песечинского. Паломник с благодарностью принял добрый совет и пересек границу у села Шепелево.

    Однако на этом не закончились трудности Афанасия: по пути в Москву у него произошла размолвка с послушником Онисимом, потерявшим надежду добиться поставленной цели.

    Наконец, ходоки пришли к вратам столицы. В Москве они остановились в Замоскворечье, на Ордынке, где в марте 1638 года Афанасий составил записку царю, излагая свою миссию и историю путешествия в виде дневника. В этой записке Афанасий показал бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой развернув картину насилий и надругательств над Православием, умолял Российского государя заступиться за русскую веру. Он также советовал царю сделать на воинских хоругвях изображение Купятицкой Божией Матери, с помощью которой удалось совершить столь трудное и небезопасное путешествие. Записка эта вместе с изображением чудотворного образа была передана царю. В итоге Афанасий был принят в Посольской избе, где, видимо рассказал и о готовящемся самозванце. Уже в следующем году в Польшу была послана комиссия во главе с боярином Иваном Плакидиным для выявления самозванцев; донесение главы комиссии подтвердило сведения Афанасия (Памятники русской старины. СПб. 1885. Т.8).

    В цветоносное, Вербное воскресенье Афанасий покинул Москву с щедрыми пожертвованиями для Купятицкой церкви, 16 июня прибыл в Вильну, а в июле достиг пределов родной обители.

    В 1640 году братия Брестского Симеонова монастыря, лишившаяся игумена, послала в Купятицы прошение благословить к ним игуменом Афанасия Филипповича либо Макария Токаревского. Выбор пал на Афанасия, который направился в Брест. Здесь он оказался в самом центре борьбы Православия с унией, ибо Брест был городом, в котором появилось на свет и как нигде больше распространилось «греко-католичество». Еще ранее все 10 православных храмов города были превращены в униатские, и только в 1632 году православному братству удалось возвратить храм во имя Симеона Столпника с монастырем при нем, а в 1633 — церковь в честь Рождества Богородицы.

    Униаты, однако, не прекратили своих посягательств, и вскоре игумену Афанасию пришлось разыскивать «фундации» на православные храмы: было найдено и занесено в городские книги магде-бургии шесть документов XV века, относящихся к брестскому Никольскому братству, объединявшему монастыри Рождества Богородицы и Симеона Столпника. Найденные игуменом документы давали основания к юридическому оформлению прав Рождество-Богородичного братства, и брестский подвижник отправился в сентябре 1641 года в Варшаву на сейм, где получил 13 октября королевский привилей, подтверждавший права братчиков и позволяющий приобрести в Бресте место для постройки братского дома.

    Но привилей этот надлежало ратифицировать у канцлера Альбрехта Радзивилла и подканцлера Тризны, которые отказались, даже за 30 талеров, которые мог предложить им игумен, заверить привилей своими печатями, ссылаясь на то, что «под клятвою запрещено им от святого отца папежа, чтобы более уж вера греческая здесь не множилась». Не смогли помочь игумену Брестскому и собранные на сейме православные епископы, опасавшиеся, что в борьбе за меньшее можно потерять большее, вызвав волну новых преследований со стороны властей. Игумен Афанасий, однако, укрепленный в правоте своего дела благословением чудотворной иконы, вновь сделал попытку заверить данный привилей, — и вновь безуспешно. Тогда он явился на сейм и обратился непосредственно к королю с официальной жалобой — «супликой», — требуя, «чтобы вера правдивая греческая основательно была успокоена, а уния проклятая уничтожена и в ничто обращена», угрожая монарху Божией карой, если он не обуздает диктат Костела.

    Обличение это, произнесенное 10 марта 1643 года, привело короля и сейм в сильнейшее раздражение. Игумена Афанасия арестовали и заключили вместе с соратником его диаконом Леонтием в доме королевского привратника Яна Железовского на несколько недель — до сеймового разъезда. Лишенный возможности разьяснить причины своего выступления, игумен Брестский возложил на себя подвиг добровольного юродства, и 25 марта, на празднование Благовещения Пресвятой Богородицы, бежал из-под стражи и, встав на улице в каптуре и параманте, бия себя посохом в грудь, принародно произнес проклятие унии.

    Вскоре он был схвачен и вновь заключен под стражу, а после окончания сейма предан церковному суду. Суд, для успокоения властей, временно лишил его иерейского и игуменского сана и отправил в Киев на завершительное разбирательство консистории. В ожидании окончательного постановления суда преподобный Афанасий подготовил объяснительную записку на латыни, ибо предполагался приезд правительственного обвинителя. Вдали от раздраженной Варшавы и верховных властей суд, проходивший под председательст-вом ректора Киево-Могилянской коллегии Иннокентия Гизеля, постановил, что Афанасий уже искупил свой «грех» заключением, и поэтому ему предоставляется свобода и возвращается священнический сан. Митрополит Петр Могила подтвердил это решение и 20 июня отправил преподобного в монастырь Симеона Столпника с посланием, в котором предписывалось быть более осторожным и сдержанным в церковных делах.

    Так преподобный Афанасий возвратился в Брест, где и прожил «в покое время немалое». Покой этот был весьма относительным, ибо не прекращались непрерывные нападения на обитель иезуитских студентов и униатских священников, оскорблявших и даже избивавших православных иноков.

    Рассчитывая получить поддержку у новогородского воеводы Николая Сапеги, считавшегося патроном Симеонова монастыря, и в уповании на то, что он поможет исхлопотать охранную грамоту для православных берестейцев, преподобный Афанасий отправился в Краков, занимаясь одновременно сбором пожертвований для своей обители. К сожалению, поддержки вельможного воеводы найти не удалось, и преподобный направился к московскому послу князю Львову, проживавшему в то время в Кракове и занимавшемуся расследованием о самозванцах. Встретившись с ним, Афанасий рассказал о своем путешествии в Москву, а также сообщил множество фактов о Яне-Фавстине Лубе?, предъявив одно из его последних посланий, определенные фрагменты которого давали основания возбудить против самозванца судебное расследование.

    Вызванный из Кракова в Варшаву письмом варшавского юриста Зычевского, который сообщал 3 мая 1644 года, что его усилиями грамота, порученная Афанасием к заверению у канцлера, уже снабжена необходимыми печатями, и требовал выкупить привилей за шесть тысяч злотых, преподобный Афанасий безотлагательно направился в столицу. Но, когда при проверке оказалось, что привилей не внесен в королевскую метрику и, следовательно, не имеет законной силы, игумен отказался выкупить фиктивный документ.

    Вернувшись в Брест из Варшавы, преподобный Афанасий заказал в бернардинском монастыре копию Купятицкой иконы и поместил ее в своей келии; вдохновленный этим образом, он приступил к сложению новой публичной жалобы, с которой рассчитывал выступить на сейме 1645 года. Для этого же он подготовил несколько десятков копий рукописной «Истории путешествия в Москву» с изображением Купятицкой иконы Божией Матери.

    Планам Афанасия не суждено было сбыться: за несколько недель до открытия сейма, летом 1645 года он был арестован и под конвоем отправлен в Варшаву в качестве заложника за увезенного в Москву Лубу. Несмотря на ежедневные допросы и пытки, ободряемый своими последователями, о чем свидетельствует, к примеру, письмо некоего Михаила от 1 июня, игумен Брестский не прекратил публичной полемической деятельности и написал «Новины», в которых поместил свой собственный духовный стих, самостоятельно положенный на музыку:

    Даруй покой Церкви Своей, Христе Боже,

    Терпети болт не вем, если хто з нас зможе.

    Дай помощ от печали,

    Абысмы вцели зостали.

    В вере святой непорочной в милы лета,

    Гды ж приходят страшные дни в конец света.

    Вылучаеш, хто з нас, Пане,

    По правици Твоей стане.

    Звитяжай же зрайцов: первой униатов,

    Препозитов, также и их номинатов,

    Абы болш не колотили,

    В покою лет конец жили.

    Потлуми всех противников и их рады,

    Абы болшей не чинили гневу и здрады

    Межы греки и рымляны,

    Гды то люд Твой ест выбраный.

    Будь же сыном Православным, униате!

    Ест покута живым людем, милый брате!

    Христос то тебе взывает

    И Пречистая чекает...

    На протяжении полугода создавал неутомимый воин Христов целый ряд статей, названия которых говорят за себя: «Фундамент беспорядка Костела Римского», «Совет набожный», «О фундаменте церковном», «Приготовление на суд». Составил он и прошение королю Владиславу, поданное 29 июня 1645 года. Не зная о судьбе этого послания, игумен написал еще одну, третью «суплику» которая была подана одним из сторонников преподобного в королевскую карету во время выезда монарха.

    Суплика эта обратила на себя внимание короля, но просьба об освобождении не имела никаких последствий, несмотря даже на то что 23 июля посол Гавриил Стемпковский уговорил нового Российского государя Алексия выпустить Лубу под поручительство короля и панов. Впрочем, когда королю попытались передать статью игумена Брестского «Приготовление на суд», тот, воскликнув «не надо, не надо уже ничего; сказал его выпустить!», не захотел принять игумена.

    Вместе с тем, король Владислав предложил митрополиту Петру Могиле вызвать к себе преподобного Афанасия и поступить с ним так, как сочтет нужным. Но в то же время тюремные власти подстрекали узника к побегу, чтобы получить формальное основание для его убийства. Игумен не поддался на эту провокацию, терпеливо ожидал «порядного из тюрьмы выпущения» особенно когда возник слух, что его согласился выслушать сам король. Видимо, позже сенаторы все же убедили монарха не встречаться с лишенным свободы Брестским игуменом.

    3 ноября 1645 года преподобный Афанасий в сопровождении конвоя был отправлен в Киев, где пребывал в келии Печерского монастыря. Здесь он «для ведомости людям православным» трудился над соединением всех своих трудов в единое произведение — «Диариуш». 14 сентября 1646года, стремясь вновь заявить о своей невиновности и правоте, преподобный вновь решился на это в образе юродивого Печерской монасырской церкви. Объясняя позднее это действие, он написал «Причины поступку моего таковые в церкве святой Печаро-Киевской чудотворной на Воздвижение Честного Креста року 1646» — статью, ставшую последней в его жизни.

    Спустя три с половиной месяца после упомянутых событий, 1 января 1647 года скончался митрополит Петр Могила. На погребение митрополита приехали все православные епископы Речи Посполитой, среди которых был и Луцкий иерарх Афанасий Пузына. Уезжая, он взял с собой преподобного игумена Брестского в качестве духовного лица, принадлежащего к его епархии и после настойчивых прошений брестских братчиков отправил игумена в его монастырь.

    Но недолгими были мирные времена. В марте 1648 года началось восстание, во главе которого стоял Богдан Хмельницкий; еще через месяц умер король Владислав. В это время в Речи Посполитой начали действовать чрезвычайные — каптуровые — суды, и 1 июля 1648 года капитан королевской гвардии Шумский сделал донос на преподобного Афанасия, которого арестовали сразу после Божественной литургии в Рождество-Богородичной церкви.

    Обвинитель докладывал суду о пересылке игуменом неких посланий и пороха казакам Богдана. Преподобный опротестовал это заявление, потребовав предоставления свидетельских показаний со стороны обвинения. Обыск, проведенный в монастыре, не дал результатов. Когда об этом было доложено инспектору-обвинителю, тот в сердцах проговорился: «Ей же, чтоб вас поубивало, что не подбросили какого ворка пороха и не сказали, будто здесь у чернецов нашли!» Впрочем, неспособные доказать собственную клевету, обвинители выдвинули другое, главное свое обвинение, и по нему решили, наконец, расправиться с праведником, который «унию святую оскорблял и проклинал».

    Понимая, что ищут лишь повода к его убийству, преподобный Афанасий заявил судьям: «Затем ли, милостивые Панове, приказали мне в себя придти, что я оскорблял и проклинал унию вашу? — Так я на сейме в Варшаве пред королем... и сенатом его пресветлым говорил и всегда всюду говорил по воле Божией. И перед вами теперь утверждаю: проклята уния ваша...»

    После недолгого совещания судьи объявили игумена заслуживающим смертной казни. До получения из Варшавы окончательной санкции преподобный Афанасий, закованный в колодки, был посажен в цейхгауз. Когда же в Брест приехал католический луцкий бискуп Гембицкий и канцлер Литовского княжества Альбрехт Радзивилл, не сломленный игумен и в их присутствии заявил, что уния проклята Богом. На это бискуп ответил: «Будешь язык свой завтра перед собой в руках палача видеть!»

    В ночь на 5 сентября в камеру Афанасия был послан студент-иезуит, чтобы сделать последнюю попытку склонить к измене Православию непоколебимого игумена. Попытка эта не имела успеха, и тогда с мученика сняли колодки и повели к брестскому воеводе Масальскому, который в раздражении бросил: «Имеете уже его в своих руках, делайте же с ним, что хотите!»

    Из обоза воеводы гайдуки привели мученика в соседний бор у села Гершановичи, начали пытать его огнем принуждая отречься от Православия, а после приказали одному из них застрелить преподобного. Этот гайдук, который рассказал позже о гибели мученика людям, и среди них — автору повести об убиении преподобномученика, «видя, что это духовник и добрый его знакомый, сначала попросил у него прощения и благословения, а потом в лоб ему выстрелил и убил... покойный же, уже простреленный двумя пулями в лоб навылет, еще, опершись на сосну, стоял некоторое время в своей силе, так что приказали столкнуть его в ту яму. Но и там он сам повернулся лицом вверх, руки на груди накрест сложил и ноги вытянул...»

    Лишь 1 мая, через восемь месяцу после этого злодейства какой-то мальчик семи или восьми лет показал симеоновской братии место, где лежало тело игумена. Земля в том месте не была освящена и принадлежала иезуитам. Монахи выкопали тело и, испросив позволения у полковника Фелициана Тышкевича, перенесли останки преподобномученика в монастырь, где погребли в храме Симеона Столпника «на правом клиросе в склепике».

    Нетленные мощи игумена Афанасия, положенные в медной раке, привлекали множество богомольцев, так что и само существование монастыря, весьма бедного со дня его основания, поддерживалось преимущественно доходами от молебных песнопений у мощей, прославленных чудотворениями.

    Уже спустя десять лет после мученической кончины Брестского игумена 5 января 1658 года Киево-Печерский архимандрит Иннокентий Гизель и Лещинский игумен Иосиф Нелюбович-Тукальский доложили царю Алексею Михайловичу, что над мощами преподобного мученика Афанасия неоднократно сиял чудесный свет.

    Память о святом мученике с тех пор сохраняется в народной памяти. Вскоре после кончины было написано сказание о гибели его и сложено церковное песнопение в его честь; существует также тропарь и кондак, написанные архимандритом Маркианом 30 августа 1819 года. Когда было установлено официальное празднованне — неизвестно, однако Афанасий Брестский именуется преподобным мучеником, причисленным к лику киевских святых, еще в «Истории об унии» святителя Георгия Конисского.

    8 ноября 1815 года при пожаре в Симеоновской церкви расплавилась медная рака с мощами святого Афанасия, и уже на следующий день священник Самуил Лисовский нашел частицы мощей мученика и положил их на оловянном блюде под алтарем монастырской трапезной церкви. В 1823 году при принятии церковного имущества новым настоятелем Автономом подлинность их была засвидетельствована присяжными показаниями семи брестских жителей, присутствовавших при собирании частиц мощей после пожара. Вскоре Минский архиепископ Антоний по просьбе Автонома распорядился «положить мощи в ковчег и хранить оные в церкви с благоприличием».

    20 сентября 1893 года был возведен храм во имя святого преподобномученика Афанасия Брестского в Гродненском Борисоглебском монастыре, а осенью следующего года частица его святых мощей была перенесена в Леснинский женский монастырь.

    Господь прославил многочисленными чудотворениями останки Своего угодника. В ноябре 1856 года помещик Поливанов, возвращавшийся из-за границы, был вынужден остановиться в Бресте по причине неожиданной болезни своего десятилетнего сына. Когда мальчик был уже при смерти, отец просил священника принести ковчежец с мощами преподобного Афанасия. Когда умирающий ребенок прикоснулся к святым мощам — он полностью исцелился. Тогда же святыня была положена в позолоченную раку, а в 1894 году над ней была изготовлена сень с изображением святого Афанасия. Еще одно чудо — исцеление смертельно больного протоиерея Василия Соловьевича — произошло 14 мая 1860 года.

    Духовный подвиг угодника Божия засвидетельствован в надписи над его гробом:

    О матко моя Церкви Православна,

    В которой правдиве мешкает Бог здавна!

    Тобем помогал речью и словами

    Я, Афанасий. И всеми силами,

    А найвенцей о том своего стараня

    3 Боскогом, власне, чинил розскозаня,

    Абы не была унея проклятая

    Тут, толко ты одна, Церкви святая!

    Тепер мусилем юж так уступити,

    О кривду твою будучи забитый

    От рук шляхетских под час козаччизни

    В Берестю Литовском, на своей отчизни.

    Пред се ты, Церкви, туши добре собе!

    Бог еще будет Сам помочен тобе!

    Найзрит з Своей святой столици

    До тебе, бедной, скажоной винници.

    Хто в сердцу имя Христово меть буде,

    Того Он в Царствии Своем не забуде.

    Он ми дал, жем стал в Вилни законником,

    Тут игуменом, а впред священником.

    Тот же ми казал и тепер знать давати,

    Же юж пришол час Сион ратовати. Амин.


    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Елена-христианка в 27.01.13 11:43

    Спасибо, Нюся!

    Спонсируемый контент

    Re: Смирение и осуждение

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 0:50


      Текущее время 07.12.16 0:50