Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Последние темы

» Украина и Православие.
автор Монтгомери Вчера в 23:07

» Сталин-это
автор Holder Вчера в 23:02

» Чин всенародного покаяния
автор Holder Вчера в 22:58

» НАРОД и его песни!
автор Монтгомери Вчера в 16:45

» Мысли, что стали стихами...Нюся (Татьяна)
автор Holder Вчера в 13:50

» Почему "забыть и простить" не получится
автор Монтгомери Вчера в 1:19

» Размышления нонейма о вечности, мистике, Боге, жизни...
автор Монтгомери 09.12.16 20:32

» Кто такой Царь Иоанн Васильевич Грозный, и что он сделал для России?
автор Монтгомери 09.12.16 20:25

» Отец Даниил Сысоев и уранополитизм
автор vlad4484 09.12.16 20:02

» О национальном чувстве
автор Admin 09.12.16 19:49

» Патриарх Кирилл: Мы не осуждаем людей с нетрадиционной ориентацией
автор Монтгомери 09.12.16 19:24

» Красиво
автор Бездомный 09.12.16 17:25

» РФ и Россия
автор Admin 08.12.16 21:30

» ЧТО ТАКОЕ Псевдомонархизм?
автор Admin 08.12.16 20:23

» Что это за такой "закон" о земельных участках?
автор Бездомный 08.12.16 20:18

» Плоды демократии или нужен ли национализм?
автор Ingwar 08.12.16 13:41

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Лев Толстой и Православие

    Поделиться

    Евгений Сумский
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 11738
    Дата регистрации : 2011-06-28
    Возраст : 38
    Откуда : тролльландия

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Евгений Сумский в 28.06.11 19:35

    Там кто-то правильно сказал, Толстой слишком авторитетен, чтобы пренебречь им. Церковь должна была отреагировать. А почитайте ответное письмо Толстого на послание Священного Синода, у атеистов от него слюна должна бы выделяться.Вот ссылка http://www.ateismy.net/content/spravochnik/lichnosti/anafema_tolstogo.php

    Евгений Сумский
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 11738
    Дата регистрации : 2011-06-28
    Возраст : 38
    Откуда : тролльландия

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Евгений Сумский в 28.06.11 19:39

    А письмо то обстоятельное, представляю как бесились священники.

    Евгений Сумский
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 11738
    Дата регистрации : 2011-06-28
    Возраст : 38
    Откуда : тролльландия

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Евгений Сумский в 28.06.11 19:40

    "я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения." Каково а?

    Вера
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 68
    Дата регистрации : 2011-06-27
    Вероисповедание : Православная

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Вера в 28.06.11 19:41

    Евгений Сумский пишет: "я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения." Каково а?
    Ужасно.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15186
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  noname в 28.06.11 19:43

    Да уж, Толстой в аду, это точно, после такого письма.

    Евгений Сумский
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 11738
    Дата регистрации : 2011-06-28
    Возраст : 38
    Откуда : тролльландия

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Евгений Сумский в 28.06.11 19:45

    В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10). От это дал старик жизни, попам досталось.

    Вера
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 68
    Дата регистрации : 2011-06-27
    Вероисповедание : Православная

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Вера в 28.06.11 19:47

    Вера пишет:
    Евгений Сумский пишет: "я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения." Каково а?
    Ужасно.
    Церковь создали не "батюшки чтобы деньги загребать" а Господь наш Иисус Христос. Первую службу (Литургию) составил апостол Иаков.
    Современная Литургия Иоанна Златоуста есть измененная версия Литургии Ап. Иакова. Так что отвержение Таинств - хула, как не печально.

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23222
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Admin в 28.06.11 19:48

    Евгений Сумский пишет:В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10). От это дал старик жизни, попам досталось.
    Он сам себя отлучил. Гордость не давала ему быть с Церковью.

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 19:49

    Евгений Сумский пишет:Там кто-то правильно сказал, Толстой слишком авторитетен, чтобы пренебречь им. Церковь должна была отреагировать.
    Уверен в обратном. Церковь не должна была опуститься до анафемы под тяжестью авторитета Толстого. Унизить захотела? Унизилась сама.

    Евгений Сумский пишет:
    А почитайте ответное письмо Толстого на послание Священного Синода, у атеистов от него слюна должна бы выделяться.Вот ссылка http://www.ateismy.net/content/spravochnik/lichnosti/anafema_tolstogo.php
    Честно говоря меня не интересуют религиозные взгляды Толстого, но на мой взгляд он победил.

    Евгений Сумский
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 11738
    Дата регистрации : 2011-06-28
    Возраст : 38
    Откуда : тролльландия

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Евгений Сумский в 28.06.11 19:51

    Да он вроде как и не гордый был, разочаровался почему-то в Церкви, кто его знает какие тому были причины?

    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6870
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 55
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  miha61 в 28.06.11 19:51

    От это дал старик жизни, попам досталось
    Чему здесь радоваться? С чего вы взяли, что им досталось? Проблема, как раз не у них,а у самого Л.Н.


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    Вера
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 68
    Дата регистрации : 2011-06-27
    Вероисповедание : Православная

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Вера в 28.06.11 19:55

    Евгений Сумский пишет:В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10). От это дал старик жизни, попам досталось.

    По Вашей логике, и отца нельзя отцом называть, а только Бога. Дело не в этом. Самого Христа называли "наставник". Смысл в том, чтобы не ставить человека превыше Бога, подчинятся человеку больше чем Богу.
    Обмана не вижу.
    Тема это избитая.
    Скажу одно (не люблю пространные речи, уж извините). Первые три века шло гонение на христиан, причем очень жестокое. Там было не до "нагребания денег". И сколько миллионов людей пострадало. Почему люди шли на смерть, кому это надо? А я скажу Вам, потому что люди, жизя во тьме язычества, увидели Свет, Истину и Любовь, от которой нельзя отказаться.
    Уже тогда были священники и епископы.

    На счет Таинств: "Кто не будет есть Плоти Моей и пить Крови Моей, не узрит жизни вечной". Вот Вам и Таинство Причащения, за которое, кстати, нигде денег не берут.
    Так и другие Таинства.
    Помоги Вам бог.
    Я бы поспорила, но на дворе пост, не хочется распылятся, будет время - поговорим поподробнее. Cool

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 19:56

    miha61 пишет:
    От это дал старик жизни, попам досталось
    Чему здесь радоваться? С чего вы взяли, что им досталось? Проблема, как раз не у них,а у самого Л.Н.
    Как раз таки он решил свои проблемы с Церковью.

    Вера
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 68
    Дата регистрации : 2011-06-27
    Вероисповедание : Православная

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Вера в 28.06.11 19:56

    Сумрак пишет:
    Евгений Сумский пишет:Там кто-то правильно сказал, Толстой слишком авторитетен, чтобы пренебречь им. Церковь должна была отреагировать.
    Уверен в обратном. Церковь не должна была опуститься до анафемы под тяжестью авторитета Толстого. Унизить захотела? Унизилась сама.

    Евгений Сумский пишет:
    А почитайте ответное письмо Толстого на послание Священного Синода, у атеистов от него слюна должна бы выделяться.Вот ссылка http://www.ateismy.net/content/spravochnik/lichnosti/anafema_tolstogo.php
    Честно говоря меня не интересуют религиозные взгляды Толстого, но на мой взгляд он победил.


    Никто не унижался. Церковь вечным живет, а не нашими современными мерками "великий писатель". Для Бога самое ценное душа, а не все остальное.

    noname
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 15186
    Дата регистрации : 2011-02-01
    Возраст : 38
    Откуда : Оренбург
    Вероисповедание : православный

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  noname в 28.06.11 19:56

    Евгений Сумский пишет:В священстве, кроме явного приготовления к обману, вижу прямое нарушение слов Христа, - прямо запрещающего кого бы то ни было называть учителями, отцами, наставниками (Мф. XXIII, 8-10).

    Кураев:

    Почему священника зовут «батюшкой»?

    Спойлер:

    Психологически понятно желание протестантских проповедников уличить православных в возможно большем числе грехов и нарушений библейских установлений. Психологически это понятно – но вряд ли христиански оправдана установка на высматривание греха и на максимально негативное толкование «непонятных» действий других христиан. Среди этих упреков самый странный – это обвинение православных в том, что они называют священников «отцами» вопреки совершенно вроде бы ясным словам Спасителя: «и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9).

    Как и в случае с иконопочитанием, протестанты бросают в православных как камешек ту библейскую цитату, которая разбивает и их собственные окна. Если уж действительно они намерены буквально понимать и применять ветхозаветный запрет на изображения – то они должны были бы сначала уничтожить все свои иллюстрированные издания и все свои фотоальбомы, а лишь затем поливать бензином критики православные иконы. Если уж действительно они уверены, что никого и никогда нельзя называть отцом, то пусть начнут религиозно-языковую реформу со своих собственных домов и запретят своим детям обращаться к родителю «папа». Если же протестантский лидер сам обращается к своему отцу «папа», если в свои проповеди он вставляет пассажи типа «как меня учил еще мой отец…», если он призывает своих прихожан исполнять библейскую заповедь «чти отца и матерь свою» – то ему надо быть поосторожнее в критике православных. Если в семье обращение «отец» сохраняет свое право на жизнь, то разве виноваты православные, если они всю Церковь ощущают как свою большую семью и семейные, ласковые слова («батюшка», «матушка», «брат») выносят за пределы квартиры?

    Ригоризма протестантов нет у апостолов и у Самого Христа. Слово «отец» и обращение «отче» они прилагают не только к Богу. Например, в притче Христа о богаче и Лазаре богач просит Авраама: «отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря [...] Но Авраам сказал: чадо!..» (Лк. 16, 24-25). Как видим, Авраам приемлет подобное обращение и отвечает соответственно, осмысляя свои отношения со своим дальним потомком в терминах «отец-сын». В другой притче Христа, в притче о блудном сыне, сын обращается к земному отцу: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15, 21). И ниоткуда не видно, чтобы в обоих этих случаях Спаситель осудил детей, зовущих своих предков именем «отец». Да, оба этих чада были «грешниками», но их грех был вовсе не в том, что они назвали отца – отцом.

    Вот очень важные для нашей темы слова Спасителя: «Нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат больше домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10, 29-30). По «эзотерическому» толкованию Елены Рерих, в этом тексте Христос имеет в виду принцип реинкарнации: «Как можно ныне, во время сие, иметь больше матерей, отцов и т. д., если не допустить закона перевоплощения? Именно здесь подчеркнуто противоположение времени здешнего, земных существований среди гонений, к веку грядущему жизни вечной»127. Если протестанты не желают быть оккультистами, то есть если они не желают соглашаться с Е. Рерих, то им придется согласиться со мной и признать, что этот евангельский текст говорит не о множестве предстоящих рождений, а о реалиях жизни первохристианской общины. Человека, который оставил свой дом, свой город, свою семью ради Христа, встречали как родного в любом другом христианском доме, а по мере распространения христианства в мире – в любом другом городе. Любой наставник, рождающий души людей к жизни во Христе, становился духовным отцом для уверовавших. Все апостолы были отцами для каждого из христиан. И все христиане друг для друга были братьями и сестрами. И вот вопрос для протестантов: как же исполнится обетование Христа о том, что у христианина станет много отцов – если ему никого нельзя называть этим словом?

    Апостолы тоже, наверное, не воспринимали заповедь Христа «никого не называйте отцом, кроме Отца вашего, Который на небесах» столь однозначно, как нынешние «евангелисты». Любовь не знает закона. И уже апостол Иоанн обращается к своим ученикам – «детушки». Встречное окликание, очевидно, было соответственным. Апостол Матфей, пишущий свое Евангелие после того, как он услышал строгие слова Спасителя «никого не называйте отцом на земле», Матфей, в чьем именно Евангелии и приведены эти слова Христа, тем не менее пишет, что Христос встретил Иакова и Иоанна «в лодке с Зеведеем, отцом их» (Мф. 4, 21). Апостол Стефан проповедует Синедриону: «братия и отцы! послушайте» (Деян. 7, 2). То же обращение встречается у ап. Павла (Деян. 22, 1). И апостол Иоанн его употребляет: «Пишу вам, отцы» (1 Ин. 2, 13). Апостол Петр также знает иных отцов, кроме Небесного: «Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших» (Деян. 3, 13); «Бог отцов наших воскресил Иисуса» (Деян. 5, 30). Если вспомнить еще и увещание ап. Павла: «отцы, не раздражайте детей» (Еф. 6, 4), то станет вполне очевидным, что по восприятию апостолов благодатное Богосыновство, дарованное нам Истинным Сыном, не отменяет земного родства, как телесного, так и духовного.

    Авраам «стал отцом всех верующих», – пишет апостол Павел (Рим. 4, 11), напоминая, что можно по плоти происходить не из еврейского народа, но при этом быть наследником духовных обетований, некогда данных Аврааму. Для «всех верующих» Авраам – «отец»: не только для евреев, происшедших от него по плоти, но и для тех, кто пришел к библейской религии по зову духа.

    Если сказано, что надо более бояться тех, кто может убить душу, чем тех, кто может убить тело (Мф. 10, 28), то не верно ли и обратное: почитать надо больше тех, кто стоит у истока моей духовной жизни, нежели того, кому я обязан своей телесной жизнью? И если того, кто принес мне меньший дар, надлежит чтить и почитать признательным обращением отец, то почему же нельзя это слово прилагать и к духовному рождению, к рождению в духе, которое также происходит не без участия человека (ибо «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего» – Рим. 10, 14)? Поэтому и пишет ап. Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе» (1 Кор. 4, 15). И прямо поясняет, что именно поэтому и стал он отцом для уверовавших: «У вас тысячи наставников [...] но не много отцов» (1 Кор. 4, 15). И о вполне конкретном человеке Павел говорит: Онисим, «которого родил я в узах» (Флм. 10). Естественно, что ученики апостола Павла воспринимали его именно как отца: Тимофей «как сын отцу, служил мне» (Флп. 2, 22).

    Через людей человек приходит в сообщество верующих, в Церковь. Следовательно, увидеть Церковь – значит увидеть людей, в которых действует сила Божия. Древний монашеский афоризм говорит, что никто никогда не стал бы монахом, если бы однажды не увидел на лице другого человека сияние вечной жизни. Поэтому и говорит ап. Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19); «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16). И так – через века. В своем рождении друг от друга наставники сохраняют тот образ духовного устроения, который впервые явил создатель традиции. Вот лишь одно свидетельство о встрече с «батюшкой»: «Когда, кончив молитву, батюшка благословил меня и начал говорить, всем сердцем я стал внимать ему, но не словам, а тому новому и необычному, что рождалось в душе в его присутствии, что обновляло, возрождало, делало сильным»128.

    Рождение не может произойти само собой, «просто так». И не случайно в христианской литературе время от времени прорывается признание: «мы страдали, рождая тебя покаянием, мы породили тебя великим терпением, сильною болью и ежедневными слезами, хотя ты ничего об этом не знал. Иди сюда, мое чадо, я отведу тебя к Богу». Так пишет преп. Симеон Новый Богослов своему духовному сыну. Является ли кощунством сказать такому духовнику – «отче!»?

    Протестанты запрещают называть пастырей этим словом. Что ж – «они никогда, наверное в своей жизни не знали людей, которых знали мы, никто не показал им в живом дыхании – что такое Святая Церковь, никто не прижимал их голову к своей груди, на которой холодок старенькой епитрахили, никто не говорил им: „чадо мое родное“ – этих огнеообразных слов, от которых тает все неверие, и что еще удивительнее – все грехи»129.

    У протестантов нет духовников, нет священников. Может, поэтому они и не знают, какая мучительная и радостная связь устанавливается между духовным учителем и учеником – такая связь, что ее и нельзя выразить иными словами, кроме как – «сын!» и «отец!». Они не понимают слов Экзюпери: «Видишь ли, человек вообще долго рождается на свет»…

    Апостол Павел говорит о духовном отцовстве в первом веке; преп. Симеон – в десятом. Но и в девятнадцатом мы видим тот же плод духовной любви: «Матерью будь, а не отцом к братии», – советует преп. Серафим Саровский новопоставленному игумену130.

    Итак, нет кощунства в именовании священника «батюшкой» и «отцом». Человек должен понимать, что единственный источник его жизни в Боге. Здесь, как и по отношению к иконе: поклоняться и служить можно лишь Единому Богу. Но можно и нужно чтить то, через что и через кого мы узнаем о Боге и получаем дар жизни. «Богу одному поклоняйся», но – «чти отца и матерь твоих», и, конечно же, не забывай о своем духовном родстве.

    Но что же значат для православия слова Христа «никого не называйте себе отцом»? Не о внешнем говорит Христос, а о внутреннем. Осуждает Он не само обращение, а то внутреннее состояние души, которое может сказаться в таком обращении. И осуждается не тот, кто говорит «отец», а тот, кто требует такого обращения к себе. Есть похоть тщеславия, есть похотливая тяга к председательствованию на собраниях и к знакам почтения – и именно это осуждается Христом. Вспомним контекст: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи [...] все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди [...] также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится»(Мф. 23, 2,5-12). Осуждается не то, что в любом обществе действительно есть наставники и есть ученики, не то, что в любом собрании действительно есть и должен быть старший и те, что уступили ему первенство, но осуждается та суетно-горделивая тяга, что в каждом встречном выискивает прежде всего подобострастное уважение к себе как к «наставнику», «учителю», «старейшине», «отцу». Осуждается стремление человека стать «учителем», «наставником», «большим», стремление к возвышению себя. Это не просто грех духовенства, это гораздо более распространенный грех. Бабушка-прихожанка, авторитетно поясняющая зашедшей девушке, как ставить свечку, а как не ставить, зачастую вся прямо-таки радиирует гордым фарисейством, хотя и не называет себя ни «батюшкой», ни «учителем». А в сердцах юных протестантов разве не шевелилось нечто подобное перед лицом неофита: «Вот, я-то уже полтора года в нашей замечательной общине, я уже все знаю, я даже в недельном богословском семинаре участвовал, а ты еще не знаешь, сколько книг входит в Священное Писание. Ну, ничего, приходи, я тебя научу!».

    …А в последнем счете и вправду ведь этот текст обличает именно нас. Мы и впрямь живем не по этим словам. Мы – это вообще все христиане, не только православные. Где та конфессия, в которой всеми служителями не на показ, а искренне и непрестанно исполняется этот Христов завет: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 11-12)? Есть в Евангелии такие слова, которые являются жалом в душу христиан. Они не позволяют читать Евангелие с чувством превосходства и самолюбования: «вот, мол, мы не то, что фарисеи и иудейские книжники; мы узнали Христа, поверили в Него, приняли Его учение и исполняем его во всем». Да, да, это обличение фарисеев относится и к нам, православным. Но обжигает оно нашу совесть не тем, что у нас завелось обращение «отец», а чем-то гораздо более всеообъемлющим, глубоким, важным… В семинарии на каждой утренней молитве читали отрывок из Евангелия. И я помню, какая необычная тишина повисла в зале, когда однажды священник читал именно этот отрывок: «горе вам, книжники и фарисеи…» (Мф. 23, 14). Евангелие – не только утешительная книга, не только умилительная, не только ласковая. Ее бичи и терния – для всех, а не только для древних жителей Палестины.

    Но в словах Христа против фарисеев не найти осуждения тех, кто из смирения считает своего ближнего высшим, чем он сам, и полагает его старшим. А если протестанты желают бороться с внутренней, духовной болезнью фарисейства через внешнюю языковую реформу, если они надеются устранить духовное искушение тщеславия и гордыни через изъятие из лексикона одного-двух слов, то пусть уж будут последовательны и отменят профессорские титулы в своих семинариях. «Профессор» ведь и есть не что иное как «учитель».

    Никого нельзя понудить обращаться к тому или иному человеку со словом «отец». В православии обращение к священнику «отец» не есть требование церковной дисциплины или вероучения. Это внеуставное, неканоническое, но именно семейное, интимное обращение. Есть слова, есть обращения, которые употребляются только между близкими родными. И если посторонний человек, случайно их подслушавший, начнет требовать от своих знакомых, чтобы те звали друг друга не домашними именами, но исключительно по имени-отчеству, то он выставит себя в не очень выгодном свете. Нельзя запретить проявления любви. Нельзя запретить брата называть братом и духовного отца – батюшкой131.

    Из этого же следует, что священник не должен называть сам себя отцом. Только упадком сословной этики можно объяснить, что сегодня некоторые священники представляются не «священник Александр», а «отец Александр». Некогда я нес послушание секретаря Ректора Московской Духовной Академии. В приемную зашел студент, несколько дней назад посвященный в сан священника, представился ("я отец Иоанн Иванов из 4 класса) и сказал, что хотел бы встретиться с владыкой Ректором. Зайдя в кабинет Ректора, я передал эту просьбу: «Пришел отец Иоанн Иванов из 4 класса, он просит о встрече с Вами». Реакция Владыки была неожиданной: он спросил меня – сам ли Иванов так представился, или это я его так называю. Я ответил, что в точности передал именно то, что и как мне было сказано в приемной. И тогда Владыка сказал нечто, что стало для меня уроком на всю жизнь: «Пойдите и скажите ему, что это у себя на приходе для своих духовных чад он будет „отцом“, а я сам еще только три дня назад его рукоположил – и он уже мне в отцы лезет?! Пусть научится представляться как следует и тогда уже приходит!».

    Так что обращение «отец» – это итог некоего «узнавания». Можно ли обращаться к священнослужителю иначе? Есть официальные обращения: «Ваше преподобие» (к диакону, священнику, иеромонаху), «Ваше Высокопреподобие» (к игумену, протоиерею, архимандриту). В принципе можно обращаться и по светски – по имени-отчеству. Но – должен предупредить – такое обращение может оставить ссадину в душе священника. Отчего эта ссадина возникает, видно из случая, рассказанного в мемуарах Б. Н. Лосского, сына известного русского философа. У Н. О. Лосского, как и у многих других петербургских интеллигентов, «обращение к священникам по имени-отчеству было привычкой. Этот обычай он сам покинул и стал осуждать после того, как назвал в 1924 году „Сергеем Николаевичем“ прибывшего в Прагу в духовном сане дореволюционного коллегу и идеологического соратника отца Сергия Булгакова и услышал от него, что такое наименование он принимает как одно из проявлений Божьей кары за свое позднее обращение к вере»132.

    Кроме того, для духовенства, имеющего опыт жизни и служения под советской властью, обращение по имени-отчеству есть напоминание о том времени вызовов и допросов. Чекисты и прочие совслужащие этим обращением подчеркивали, что всякие там церковные обращения и монашеские имена для них не существуют. И потому с подчеркнутой акцентуацией звали священнослужителей (включая Патриархов) только мирскими именами (что было все же шагом вперед по сравнению с довоенными годами, когда обращение властей к священнослужителям варьировалась в диапазоне от «гражданина» до «заключенного»). Поэтому обращение к священнику по-мирскому есть подчеркнутое взятие дистанции и явно выраженное нежелание видеть в своем собеседнике то, что он сам считает в своей жизни и в своем служении самым важным.

    Этим объясняется и вызывающе-остроумный ответ митрополита Питирима на записку «Как к Вам надо обращаться?», которую Владыка получил в 1988 г. на одной из первых встреч советской интеллигенции с представителями Церкви (насколько мне помнится, это было в Центральном Доме Литератора). Зачитав эту записку, Владыка улыбнулся и ответил: «Зовите меня просто: Ваше Высокопреосвященство!».

    Так что, если у человека нет особых поводов подчеркнуть свою нецерковность, то лучше не использовать таких обращений, которые для священнослужителя имеют все же обмирщенный, а, значит, профанирующий, занижающий оттенок. Когда люди спрашивают меня, как обращаться ко мне, я отвечаю: «Обычно ко мне обращаются отец Андрей, более официально – отец диакон. По отчеству я – Андрей Вячеславович. Вы можете обращаться, как Вам удобнее». Последнюю фразу я добавляю, чтобы снять некоторое чувство неловкости у людей, которые значительно старше меня. Ведь здесь вопрос не столько об уважении к личности, к человеку, это вопрос отношения к сану, к тому служению, которому посвятил себя человек.

    Вообще же это – вопрос этикета, а не догмы. Выставлять его в качестве повода для отделения от братий и Церкви – значит держать лишь в уме, а отнюдь не в сердце тот странный текст апостола Павла, где он что-то говорит о взаимных отношениях постящихся и непостящихся133…

    К тому же с чисто языковой точки зрения следует различать называние и обращение; это – разные классы слов. В Евангелии нас просят не называть себе отцом никого на земле (при этом очевидно, что на реального отца это не распространяется), то есть не признавать за кем-то отцовских прав, – а эти права на Востоке в то время были весьма обширны. Обращение же с использованием так называемых «имен родства» – обычное дело во всех языках: мы просто определяем при этом и возрастное соотношение с собеседником, и – почти незаметно – свое к нему отношение. В самом деле, какое обращение вежливее – отец или дядька? матушка или тетка? Не лучше ли жить в обществе, где мальчиков окликают словом сынок, а не пацан? Нормальное употребление нормального языкового средства никак нельзя поставить в вину православным. А то, что мы священников своих уважаем и поэтому обращаемся к ним соответственным образом – наше право. Евангелие его у нас не отнимало.

    Честно говоря меня не интересуют религиозные взгляды Толстого, но на мой взгляд он победил.
    Где же он победил и кого? Церковь победил? Сколько в мире толстовцев и сколько в мире православных, сравните.


    Вера
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 68
    Дата регистрации : 2011-06-27
    Вероисповедание : Православная

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Вера в 28.06.11 19:57

    Сумрак пишет:
    miha61 пишет:
    От это дал старик жизни, попам досталось
    Чему здесь радоваться? С чего вы взяли, что им досталось? Проблема, как раз не у них,а у самого Л.Н.
    Как раз таки он решил свои проблемы с Церковью.
    не решил, а приобрел.

    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6870
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 55
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  miha61 в 28.06.11 19:58

    Как раз таки он решил свои проблемы с Церковью.
    Но это, совсем не означает, что они у него на этом закончились


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 19:59

    Вера пишет:
    Никто не унижался. Церковь вечным живет, а не нашими современными мерками "великий писатель". Для Бога самое ценное душа, а не все остальное.
    И тем не менее опустилась до земного суда. Давайте заканчивать - не сойдемся во мнениях

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 20:02

    Вера пишет:

    не решил, а приобрел.
    miha61 пишет:
    Но это, совсем не означает, что они у него на этом закончились
    Сие нам не ведомо.

    Евгений Сумский
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 11738
    Дата регистрации : 2011-06-28
    Возраст : 38
    Откуда : тролльландия

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Евгений Сумский в 28.06.11 20:04

    Вера , вы так говорите, как будто это я это письмо написал, мне это , конечно, в известной мере льстит, все-таки классик, но это вы не со мной спорьте, а с Толстым.

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23222
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Admin в 28.06.11 20:05

    Сумрак пишет:
    Вера пишет:
    Никто не унижался. Церковь вечным живет, а не нашими современными мерками "великий писатель". Для Бога самое ценное душа, а не все остальное.
    И тем не менее опустилась до земного суда. Давайте заканчивать - не сойдемся во мнениях
    Церковь его не судила. он сам просил об отлучении. Церковь приняла бы его покаяние без проблем, только он сам не захотел каяться и возвращаться.

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 20:09

    Admin пишет:
    Церковь его не судила. он сам просил об отлучении. Церковь приняла бы его покаяние без проблем, только он сам не захотел каяться и возвращаться.
    Да что ж такое, Админ!!!!??? Давайте будем отучаться говорить от имени других лиц, если тому нет подтверждений.

    Вера
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 68
    Дата регистрации : 2011-06-27
    Вероисповедание : Православная

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Вера в 28.06.11 20:15

    Евгений Сумский пишет:Вера , вы так говорите, как будто это я это письмо написал, мне это , конечно, в известной мере льстит, все-таки классик, но это вы не со мной спорьте, а с Толстым.
    Все мы люди, все можим ошибаться. Даже гении. И я тоже. Я говорю мнение Церкви и Святых, с которыми полностью согласна.
    Ко всем: действительно, оставим спор, он бесплодный. Smile

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23222
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Admin в 28.06.11 20:15

    Сумрак пишет:
    Admin пишет:
    Церковь его не судила. он сам просил об отлучении. Церковь приняла бы его покаяние без проблем, только он сам не захотел каяться и возвращаться.
    Да что ж такое, Админ!!!!??? Давайте будем отучаться говорить от имени других лиц, если тому нет подтверждений.
    Вот материал для раздумий:
    http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn021.htm

    граф Толстой сам отлучил себя от Церкви, полностью порвал с ней, чего он не только не отрицал, но и при всяком удобном случае решительно подчеркивал. Церковь лишь задокументировала его отречение.

    Церковь ждала Толстого обратно, до самого последнего момента надеялась на его покаяние и вразумление.

    Перед смертью Толстого, священник (если я не ошибаюсь Инок Варсанофий из Оптиной Пустыни) не был допущен к нему, если бы его допустили и Толстой бы покаялся, то он стал бы членом Церкви вновь.

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 20:17

    Admin пишет:


    Церковь ждала Толстого обратно, до самого последнего момента надеялась на его покаяние и вразумление.

    Перед смертью Толстого, священник не был допущен к нему, если бы его допустили и Толстой бы покаялся, то он стал бы членом Церкви вновь.
    Ну Бог с ним, с Толстым. Атеистом он не был, а ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы - несомненно.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Елена-христианка в 28.06.11 20:18

    noname пишет:
    Сумрак пишет:Я понимаю, но было бы лучше не обозначать свою позицию анафемой.
    Лучше бы Толстому не создавать своего лжеучения, тогда бы и анафемы не было. Анафема помимо всего прочего показывала, что если человек увлекся толстовством - то этим самым он себя тоже под анафему ставит.
    Нонейм! За что я тебя люблю! Твоими устами иногда глаголет истина.

    Admin
    Корифей форума
    Корифей форума

    Сообщения : 23222
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Откуда : русский мир
    Вероисповедание : православие - есть истинная вера

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Admin в 28.06.11 20:19

    Сумрак пишет:
    Admin пишет:


    Церковь ждала Толстого обратно, до самого последнего момента надеялась на его покаяние и вразумление.

    Перед смертью Толстого, священник не был допущен к нему, если бы его допустили и Толстой бы покаялся, то он стал бы членом Церкви вновь.
    Ну Бог с ним, с Толстым. Атеистом он не был, а человеком с большой буквы - несомненно.
    Так этого никто не отрицает. Талант у него был, великие произведения писал. Но пребывал в заблуждении. от заблуждений не застрахованы даже великие.


    _________________
    ...сочетать национализм со справедливостью; вести жизнь к социальности, но не к социализму и тоталитарности. (с) И.А. Ильин
    Справедливость есть искусство искать и находить для каждого свое. (с) И.А. Ильин.
    На том стою и не могу иначе! (с)

    Сражайся, и ты победишь и спасешь свою Родину; уклоняйся от борьбы, и ты умрешь униженным, стоя на коленях перед врагом.

    ...с Западом нельзя договариваться. Ни по какому вопросу. Он может лишь согласиться с вашим требованием, подкрепленным силой и неприемлемой для него угрозой. Все остальное перемалывается и пережевывается — когда быстро, когда не очень...

    ... Если вы скроете правду и зароете ее в землю, она непременно вырастет и приобретет такую силу, что однажды вырвется и сметет все на своем пути...

    miha61
    Модератор
    Модератор

    Сообщения : 6870
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 55
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : ПРАВОСЛАВИЕ

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  miha61 в 28.06.11 20:21

    ., а ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы - несомненно
    Именно так о . Амвросий о нем и сказал, что огромной гордости сей человек


    _________________
    Русь святая, храни веру православную

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 20:21

    Admin пишет:
    Но пребывал в заблуждении. от заблуждений не застрахованы даже великие.
    Разумеется...

    Сумрак
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3848
    Дата регистрации : 2011-04-07
    Вероисповедание : ???... атеист

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Сумрак в 28.06.11 20:22

    miha61 пишет:
    ., а ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы - несомненно
    Именно так о . Амвросий о нем и сказал, что огромной гордости сей человек
    Очевидно и скромности тоже.

    Спонсируемый контент

    Re: Лев Толстой и Православие

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 3:13


      Текущее время 11.12.16 3:13