Апология

Здравствуйте, вы зашли на форум "Апология".

Если вы еще не зарегистрировались, то вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация очень простая и не займет у вас много времени.

Надеемся, что вам у нас понравится.

Мир Вам!

православный общественно-политический форум

Православный календарь

Свт. Феофан Затворник

Значки


Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ
Рейтинг@Mail.ru



200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время

Стиль форума

Доп Кнопки

JPG-Net Видео Музыка фоторедактор Фотохостинг

Ссылки на Библию

WM

БОКОВАЯ ПАНЕЛЬ

    Знаменный распев

    Поделиться

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Знаменный распев

    Сообщение  Елена-христианка в 23.06.11 12:28

    Давно меня волнует вопрос о церковном пении.
    Сейчас у нас в основном используется многоголосие, занесенное с запада . В нашем храме тоже- прямо оперный театр, а не богослужение. Rolling Eyes Очень раздражает...
    И какая же благодать на душе, когда слышишь знаменное пение (одноголосие). Ни с чем не сравнить! Но почему- то оно очень плохо возрождается. В основном в монастырях.

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: Знаменный распев

    Сообщение  иерей Сергий в 23.06.11 15:56

    Елена-христианка пишет:Давно меня волнует вопрос о церковном пении.
    Сейчас у нас в основном используется многоголосие, занесенное с запада . В нашем храме тоже- прямо оперный театр, а не богослужение. Rolling Eyes Очень раздражает...
    И какая же благодать на душе, когда слышишь знаменное пение (одноголосие). Ни с чем не сравнить! Но почему- то оно очень плохо возрождается. В основном в монастырях.
    Одним из первых храмов, в которые я ходил как прихожанин, было подворье Валаамского монастыря. Там пели и поют как раз знаменным. Сначала мне очень нравилось, даже записи этого хора стал покупать. А потом показалось слишком унылым и скучноватым. Особенно я прочувствовал это на самом Валааме, когда надо было отстоять на службе всю ночь. Монахи спали на скамейках почти все. Я тоже раза два-три садился и отключался.
    Впрочем, оперное пение в храмах мне нравится еще меньше. Самое приемлемое для меня - обиход. Спокойный, настраивающий на молитву.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Знаменный распев

    Сообщение  Елена-христианка в 23.06.11 16:11

    Что такое - обиход?

    nichar
    Бакалавр форума
    Бакалавр форума

    Сообщения : 2996
    Дата регистрации : 2011-01-31
    Возраст : 50
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : Православие

    Re: Знаменный распев

    Сообщение  nichar в 23.06.11 16:12

    Я очень люблю Знаменный распев. К сожалению им мало и редко, где поют. В нашем Храме иногда поют по особым случаям, но очень редко. Он лучше настраивает на молитву и на душе как-то спокойно становится.

    иерей Сергий
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 3156
    Дата регистрации : 2011-03-13
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : православный

    Re: Знаменный распев

    Сообщение  иерей Сергий в 23.06.11 16:28

    Елена-христианка пишет:Что такое - обиход?
    Я, к сожалению, не имею музыкального образования, поэтому точное определение лучше поискать в Сети. Я бы мог так определить обиход: строгое 4-голосое пение.

    Елена-христианка
    Почетный форумчанин
    Почетный форумчанин

    Сообщения : 18532
    Дата регистрации : 2011-04-28
    Возраст : 56
    Откуда : Москва
    Вероисповедание : православие

    Re: Знаменный распев

    Сообщение  Елена-христианка в 23.06.11 19:09

    иерей Сергий пишет:
    Я, к сожалению, не имею музыкального образования, поэтому точное определение лучше поискать в Сети. Я бы мог так определить обиход: строгое 4-голосое пение.
    Немного понятно.
    Мне бы хотелось спросить, а существует ли сейчас школа обучения знаменным распевом или это восстанавливается индивидуально по местам и нет такого предмета в обучении церковного пения?
    Я имею ввиду различные семинарии или ДА или богословские институты, где существуют факультеты по церковному песнопению.

    Fra Angelico
    Новичок
    Новичок

    Сообщения : 41
    Дата регистрации : 2012-06-18
    Откуда : Санкт-Петербург
    Вероисповедание : orthodoxale

    Re: Знаменный распев

    Сообщение  Fra Angelico в 16.05.13 3:28

    Дамы и господа!

    Вы подняли очень интересную и очень сложную тему.

    И, раз уж в разговоре упоминался Обиход, с моей стороны было бы грехом не поделиться с вами той информацией, которой владею.

    Дело в том, что ваш покорный слуга как раз недавно прослушал курс лекций (и сдал экзамен в СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова) по теме "Певческая книга Обиход". И поэтому не мог не заметить некоторую неточность в употребляемой вами терминологии.

    Обиход - это, прежде всего, певческая книга, сформировавшаяся в XVI веке, и прошедшая длительный путь эволюции, а не вид пения. Музыкальная "начинка" Обихода - второстепенна, по отношению к его литургическому составу, который и определяет типы Обихода - их не много:

    Большой (или Простой) Обиход,
    Обиход Прстранный (с Чинами) или Краткий (без Чинов),
    наконец, Обиход Постный (организован по неделям - тот же принцип, что и у Постной Триоди).

    С другой стороны, если характеризовать Обиход исключительно по музыкальному исполнению, то видов его будет столько же, сколько и видов церковной музыки вообще: знаменный (одноголосный и строчной), путный или путевой (одно- и 3-голосный), демественный (одно- или 2, 3, 4- голосный), партесный разных видов: знаменный 4-голосный гармонизованный эксцеллент-басом, 4-голосный гармонический редуцированный знаменный - московского либо киевского роспева в гармонизации Бортнянского или кого угодно (то, что, по-видимому, и имеется в виду при современном разговорном употреблении слова "обиход", поскольку этот вид унифицированного музыкального исполнения Обихода доминирует в РПЦ с кон. XVIII-нач. XIX века), и т.д., и т.п., теоретически можно составить даже Обиход на музыку И.С. Баха  Smile
    (если вдохновиться примером архиепископа Ионафана (Елецких), который делает переложения баховских хоралов для 4-голосного хора на тексты "Трисвятого", ектений, Аллилуйи...).

    Впрочем, реальные Обиходы, как правило, вбирают в себя несколько разных типов музыки (т.е. не являются моностилистическими в музыкальном плане). Т.е., Обиходы в которые могут быть включены авторские роспевы разных стилей, как древнерусских, так и новых: конца XVII - начала XX веков (напр., Дилецкого, Калашникова, Березовского, Титова, Галуппи, Бортнянского, Львова, Архангельского, Чеснокова, Аллеманова и т.д., и т.п., не считая многих анонимных авторов, чьими творениями наполнены рукописи РНБ, БАН, ИРЛИ РАН, РГБ и прочих архивов...).

    В современной регентской практике часто используются унифицированные Обиходы,
    прямо или косвенно восходящие к той или иной версии очередной редакции
    так называемого "Синодального Обихода" 1906, 1909,... и т.д., года
    (тот самый "обиход" "со строгим 4-голосием").

    Если вам интересно, то предлагаю вашему вниманию список литературы по данной теме (должен сразу предупредить, что некоторые из указанных работ существуют в единственном экземпляре и их довольно трудно достать, но, уж, что есть...):

    1. Богомолова М.В. Великая панихида знаменного роспева. Выпуск первый. М., 2005.

    2. Бурилина Е.Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI-XVII вв. на материале рукописной книги Обиход. Дисс., канд. исскуствоведения. Л., 1984.

    3. Бурилина Е. Л. Чин "За приливок о здравии государя" (история формирования и особенности бытования)// Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1984. С. 204-215.

    4. Гусейнова З.М. Печеские циклы Обихода // http://www.portal-slovo.ru/art/38914.php

    5. Захарьина Н.Б. Русские певческие книги. Типология, пути эволюции. Дисс. на соискание уч. степени доктора искусствоведения. М. 2006.

    6. Коляда Е.И. Прблема жанра в древнерусской гимнографии // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 1999. М., 1999. С. 205-216.

    7. Перелешина В.Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура (на материале рукописей Антоново-Сийского монастыря). Автореферат дисс., либо дисс-я канд. иск. М., 2008.

    8. Фролов С.В. Эволюция древнерусского певческого искусства и его расцвет в XVI веке. Дисс. канд. иск. Л., 1979.

    9. Швец Т.В. Музыкальная организация седмичного круга кафизм (по нотированным Обиходам XVII века) // Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы. М.: изд-е Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 2001. С. 400-404.

    10. Швец Т.В. Певческая книга Обиход: многожанровость и многораспевность. Дипл. раб. СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова, 2000. Глава 1 и Приложения.

    11. Или, хотя бы, краткая обзорная статья под ред. д-ра искусствоведения Щербаковой Т.А.: Богослужебная книга «Обиход» как историческое явление русской духовной певческой культуры. http://www.sobor.by/janum.php


    Что же касается вопроса о возможности профессионального изучения знаменного (и не только) роспева, то этим как раз занимается наша кафедра древнерусского певческого искусства, находящаяся в Консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова.

    Информация о нас - на официальном сайте СПбГК им. Н.А. Римского-Корсакова.

    http://www.conservatory.ru/node/76

    Кстати, скоро вступительные экзамены , так что желающих - милости просим

    Спонсируемый контент

    Re: Знаменный распев

    Сообщение  Спонсируемый контент Сегодня в 3:27


      Текущее время 05.12.16 3:27